Считается, что Третьяковская галерея ведет свое начало от 1856 года, когда предприниматель и меценат Павел Третьяков купил полотна под названиями «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение», ставшие первыми работами русских живописцев в его коллекции. Возможно, уже в то время у него появилась мысль о создании большого художественного музея русской живописи в Москве.

Как создавалась Третьяковская галерея

Третьяковская галерея собиралась с чистого листа, и все картины, которые Павел Михайлович для нее выбирал, отображали именно его предпочтения в творчестве. До 1872 года все картины Третьяков собирал у себя в доме на Лаврушинском переулке, но потом места оказалось недостаточно.

Было начато двухлетнее строительство двух залов для музейных экспозиций, которые пристраивались прямо к жилой части дома. Их строительство завершилось в 1874 году, а музей открылся в 1875. В 80-е годы XIX века коллекция Третьякова солидно увеличилась, поэтому было принято решение о том, чтобы построить еще шесть залов. Но собрание картин продолжало пополняться, и в 1885 году потребовалось пристроить дополнительные семь залов, а в 1892 - еще шесть.

В 1892 году Третьяковская галерея переходит в собственность города Москвы. На тот момент собрание Третьякова насчитывало около 1300 картин. Но даже после передачи музея Москве Павел Михайлович не прекращает о ней заботиться и продолжает приобретать картины в подарок музею.

В конце 1898 года Павел Михайлович занемог и скончался. Однако и после смерти мецената Третьяковская галерея продолжает получать новые полотна: к концу 20-х годов XX века собрание живописи составляло более 4000 работ. К концу 70-х годов Государственная Третьяковская галерея обладала более 55 тысячами картин, и впоследствии эта цифра только росла.

Основное здание музея так и осталось в Лаврушинском переулке, но с расширением коллекции в XX веке пришлось строить дополнительные корпуса. Так отдельным зданием обзавелась Третьяковская галерея на Крымском Валу, где сегодня размещено собрание работ прошлого столетия.

  • Работа Третьяковской галереи проходит по следующему режиму: постоянные экспозиции можно смотреть с 10 часов утра и до 21 часа в четверг, пятницу и субботу, либо до 18 часов во вторник, среду и воскресенье. Последний запуск в залы - за час до конца работы галереи. Понедельник - выходной день. В праздничные дни режим работы лучше уточнять дополнительно.

Третьяковская галерея: 5 лучших картин

«Апофеоз войны» (1871)

Большой известностью во всем мире пользуется это полотно русского художника Василия Верещагина. На картине мы видим огромную гору из человеческих черепов, на которую уже слетелись стервятники. Побитые и пожелтевшие, они лежат посреди выжженной земли, на которой ничего не растет, последние деревца - и те засохли. На небе нет ни одного облака, солнце освещает все вокруг, опаляя землю. На заднем плане мы можем видеть такой же мертвый, разрушенный город.

«Посвящается всем великим завоевателям - прошедшим, настоящим и будущим» - эту надпись, которая олицетворяет собой отчаянный протест против насилия, можно увидеть на раме картины. Верещагин был одним из тех художников, которые умеют точно передать на холсте ужас войны, те муки и страдания, что она за собой несет.

«Неравный брак» (1862)

Темой картины стал неравный брак и женское бесправие - ее затрагивали в свое время многие русские писатели и поэты, например, Александр Пушкин , Александр Островский, Николай Некрасов. Эта работа считается вершиной творчества Василия Пукирева. Она принесла ему звание профессора живописи.

На полотне изображена свадебная церемония: в качестве жениха выступает пожилой мужчина, одетый в свой лучший костюм, а невеста - совсем юная, прекрасная девушка. Она заплакана и напугана, левая ее рука со свечой безвольно опущена, взгляд обреченно устремлен вниз - она не хочет видеть, как на ее палец будет надето кольцо. Жених смотрит на нее снисходительно и с досадой.

Позади невесты слева, скрестив руки на груди, стоит бородатый мужчина, по-видимому, шафер. В отличие от всех остальных гостей, он еще молод. Есть версия, что на картине изображен друг художника Сергей Варенцов, чью возлюбленную выдали замуж по расчету за богатого купца, старше ее на 13 лет. Согласно другой версии, на месте шафера Пукирев изобразил самого себя: возлюбленная художника, Прасковья Варенцова, также была выдана замуж за богатого человека значительно старше ее.

«Троица» (1425)

Эта икона была написана в XV веке Андреем Рублевым. В сюжете этой работы лежит восемнадцатая глава Бытия. Речь в ней идет о явлении Бога в виде трех странствующих юношей праотцу Аврааму и супруге его Сарре неподалеку от дубравы. При написании иконы Рублев прибегнул к упрощению сюжета, не изображая ни Авраама, ни Сарру, вместо дубравы оставив маленькое дерево на заднем плане, по сути, оставляя лишь вечное, которое приходит на смену сиюминутному.

Хотя лица ангелов на иконе схожи, однотипны, подтверждающие их единосущность, в их образах все же можно найти отличия, намекающие на то, кого из Святой Троицы мы видим перед собой. Двое из них покорно склонили головы перед ангелом, сидящим слева, в серебристо-лиловых одеждах, который по-отечески царственно смотрит на них (Бог-Отец).

Сочетание красного, синего и золотого в одежде центрального ангела напоминает нам о том, как в иконографии изображается Иисус Христос (Бог-Сын). И наконец, ангел справа в зеленых одеждах - Бог-Святой Дух.

«Неизвестная» (1883)

Данная картина - одно из самых знаменитых полотен Ивана Крамского. На нем мы видим красивую девушку восточной внешности, которая проезжает мимо в повозке. Ее богатый и элегантный наряд, самоуверенная поза и надменное выражение лица говорят нам о том, что девушка эта - капризная и избалованная.

Необычный, царский вид незнакомки очаровывал современников Крамского, которые терялись в догадках, пытаясь понять, кто она, эта загадочная особа. Большинство сходилось во мнении, что неизвестная - плод воображения художника, а некоторые считали, будто она - прототип Анны Карениной из одноименного романа Льва Толстого, либо Настасьи Филипповны из «Идиота» Федора Достоевского.

«Иван Грозный убивает своего сына» (1885)

Еще одна картина, которой обладает Третьяковская галерея. Художник Илья Репин нечасто обращался в своей живописи к историческим сюжетам, однако такая картина стала одной из самых известных в творчестве художника.

Произведение изображает эпизод из истории XVI века, когда царь Иван Грозный смертельно ранил своего сына Ивана в порыве гнева. На полотне мы видим освещенную тусклым солнечным светом дворцовую палату, царя, сидящего на полу, и раненого царевича, умирающего на руках у отца. Лицо Ивана Грозного искажено ужасом от осознания своего поступка; всю ту бурю чувств, которая охватила царя, мы можем прочесть в его безумных глазах.

Это полотно является, пожалуй, самым психологически напряженным из всех картин Репина. Художник говорил: мысль о том, чтобы использовать в своем творчестве этот кровавый эпизод российской истории, приходила к нему дважды. В первый раз - после убийства царя Александра II, а во второй раз Репина вдохновил фрагмент сюиты «Антар» под названием «Месть», которую написал известный композитор Николай Римский-Корсаков.

Пройтись по залам Третьяковской галереи, узнать больше о ее истории, посмотреть на экспонаты коллекции музея можно с помощью следующего видео:

Современное искусство нынче в моде, однако залы постоянных коллекций пустуют, в то время как там хранятся настоящие шедевры. Вместо того, чтобы стоять в #очерединасерова, можно сходить и посмотреть картины великих мастеров в любой день. Кроме понедельника, когда музеи и галереи не работают.

Иван Шишкина "Утро в сосновом лесу"

"Утро в сосновом лесу" Ивана Шишкина

Даже те, кто не любит сладкое, знают конфеты с мишками на фантике. Эта картина Шишкина стала известнее своего автора. Но надо признать, что ее популярность – не феномен современного массмаркета. Еще коллекционер Павел Третьяков, купивший ее у художника, называл ее полнейшим отображением художественного замысла Шишкина. "Утро в сосновом бору", по его словам, "говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину". И это несмотря на то, что мишек рисовал не Шишкин, а его друг Константин Савицкий. А Шишкин животных рисовать не умел.

"Всадница" Карла Брюллова

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Еще одна картина, которую все видели на конфетах – "Всадница" Карла Брюллова. За этой картиной стоит большая история любви художника к Юлии Самойловой: они жили в Италии, она была замужем, он был женат, но он рисовал ее до бесконечности, а она поддерживала его в финансовом плане.

Карл Брюллов "Всадница (портрет воспитанниц графини Ю.П. Самойловой – Джованнины и Амацилии)"

"Черный Квадрат" Казимира Малевича

Новая Третьяковка

Более известное произведение в русском искусстве сложно себе представить. В 2015 году, когда картина отмечала 100-летие, специалисты Третьяковской галереи провели большое исследование, результатом которого стало сенсация: под оригинальным черным квадратом нашли еще два изображения, сделанных в разные периоды творчества. О том, что под черной краской что-то есть, знали давно: в кракелюрах видна зеленая, розовая, голубая и желтая краски. В 2015 году при помощи метода флуоресцентного анализа удалось выявить очертания абстрактных цветных форм и определить, что именно там изображено. Тогда же удалось выяснить, что в углу холста сохранилась авторская надпись "Битва негров ночью", отсылающая к работе Альфонса Алле "Бой негров ночью в темной пещере" 1882 года. Надпись была сделана карандашом поверх слоя белил и сохранилась достаточно плохо, или же была намеренно стерта. Тем не менее, благодаря этому сотрудники музея поняли, что картина все эти годы весела вверх ногами.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 5

"Девочка с персиками" Валентина Серова

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Картина, известность которой среди произведений русского искусства можно сравнить разве что с "Черным квадратом", является портретом Веры Мамонтовой, старшей дочери великого русского коллекционера и мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Эта работа стала ярким примером русского импрессионизма – термина искусственного, но вполне понятного каждому. Дело в том, что импрессионизм – целиком и полностью французское явление, но русские художники быстро научились приемам иностранных живописцев и органично использовали их у себя на родине. Эта картина была написана дробными мазками теплых и холодных оттенков, положенных на холст рядом друг с другом.

Валентин Серов "Девочка с персиками. Портрет В.С.Мамонтовой"

"Над городом" Марка Шагала

Новая Третьяковка

Картина "Над городом" стала одним из самых узнаваемых произведений Шагала. На ней художник изобразил себя вместе со своей супругой Беллой Розенфельд, пролетающими над Витебском, и при этом подчеркнул метафоричность возвышенных чувств и краткости бытия. Со временем этот сюрреалистично-экспрессионистский мотив в его живописи становился все более декоративным и свободным, но вид маленького провинциального родного города всегда оставался неизменным.

Марк Шагал "Над городом"

"Демон (сидящий)" Михаила Врубеля

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Демон стал одним из главных образов в творчестве Михаила Врубеля. Мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, "нечто демоническое", возникла очень рано: показывая отцу осенью 1886 года первые наброски, Врубель говорил, что Демон – дух "не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный, ...величавый". По воспоминаниям современников, он утверждал, что вообще "Демона" не понимают – путают с чертом и дьяволом, тогда как черт по-гречески значит просто "рогатый", дьявол – "клеветник", а "демон" значит "душа"", и для Врубеля, по выражению Алекснадра Блока, "Он был похож на вечер ясный: / Ни день, ни ночь – ни мрак, ни свет".

Михаил Врубель "Демон (сидящий)"

"Аленушка" Виктор Васнецов

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Самый "сказочный" из русских художников Виктор Васнецов создал целую галерею образов, вдохновленных фольклором. Изначально картина называлась "Дурочка Аленушка", но ничего оскорбительного художник в это название не вкладывал. "Дурочка" означало "юродивая". Однако в итоге Васнецов поменял название работы.

Виктор Васнецов "Аленушка"

"Комозиция VII" Василия Кандинского

Новая Третьяковка

Кандинский стал самым известным русским художником в Европе: свое время в Германии он основал группу "Синий всадник", а сегодня даже в парижском Центре Помпиду есть целая коллекция его работ. Его работы стали настоящей революцией в беспредметном искусстве, при том в искусстве мирового масштаба.

Василий Кандинский, Комозиция VII, 1913

"Неизвестная", Ивана Крамского

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Не зря Крамской назвал свою модель "Неизвестной": даже современников волновал этот образ шикарной женщины с чувственными губами и томным взглядом. Ее личность, а также то, кем она была для Крамского, до сих пор остается загадкой художника. Ни в письмах, ни в дневниках он не оставил упоминаний о личности неизвестной.

Иван Крамской "Неизвестная"

"Боярыня Морозова" Василия Сурикова

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Одно из главных произведений Василия Сурикова "Боярыня Морозова" было написано в 1887 году. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства. Она же дала мне и дух, и силу, и здоровье," – говорил художник. Сурикова считают лучшим мастером снега в русской живописи: у него много произведений с заснеженным фоном. Это не только "Боярыня Морозова", но и "Взятие снежного городка", и "Переход Суворова через Альпы" из Русского музея, и множество зимних пейзажей с московскими двориками и улицами.

Попав в главный корпус Третьяковской галереи, можно увидеть полотна известных художников России. Самая древняя работа датируется одиннадцатым столетием.

Третьяковская галерея: как попасть, что посмотреть

Знаменитый музей был основан - богатым купцом. Он начал покупать русских художников. Со временем развлечение стало настоящим хобби, и меценат тратил большие деньги по всему миру на то, чтобы приобрести работы своих соотечественников.

Музей стал настоящим банком картин, где размещены самые известные шедевры Третьяковской галереи. В нем представлена лучшая живопись России с 11 века и по наши дни.

Попасть в галерею можно во вторник, среду, субботу и воскресенье с 10 утра и до 6 вечера, а в четверг и пятницу - с 10 утра и до 9 вечера. Понедельник является выходным. Так что можно увидеть в Третьяковской галерее?

Картины с исторической подоплекой

Одним из самых знаменитых шедевров, которые выставлены в главной экспозиции музея, стала картина «Апофеоз войны». Написал ее известный художник в 1871 году. Вечно актуальную картину он создавал, находясь под впечатлением от боя в Туркестане. Тогда нежную душу живописца поразила жестокость, на которую способны люди.

Первоначальное название картины - «Торжество Тамерлана».

У картины существует предыстория. Легенда гласит, что Тамерлан наказал блудливых мужчин Дамаска. Он услышал жалобы от женщин, что мужчины перестали вести себя порядочно. Тогда Тамерлан собрал войско, и каждому солдату из многотысячной армии приказал принести по одной голове такого развратного мужчины. Говорят, что у ног военачальника тогда оказалось семь огромных пирамид, построенных из черепов убитых.

Чуть позже Верещагин понял, что это изображение подходит под абсолютно любую войну, которая несет в себе разрушения и смерти. В Третьяковской галерее можно увидеть и другие его творения.

Еще одним историческим полотном является картина Сурикова под названием «Боярыня Морозова». Художник на своей картине изобразил историческое событие семнадцатого века. Тогда в церкви произошел раскол. Одни ее представителей хотели перемен, а другие придерживались старых традиций. Вторых позже назвали старообрядцами. Среди них была и Феодосия Морозова. Судьба боярыни оказалась очень тяжелой. Представители новой церкви жестоко расправлялись с инакомыслящими, не щадя детей и женщин. Морозову арестовали, а затем посадили в земляную яму, где перестали кормить. Она умерла от голода.

Суриков нарисовал себя в образе странника, наблюдающего за жестоким действом.

Бытовые картины

Что можно увидеть в Третьяковской галерее на темы из обычной жизни?

Художник Василий Пукирев в картине «Неравный брак» сумел передать все отчаяние, испытываемое молодой девушкой, обреченной на брак со стариком.

Живописец неспроста нарисовал этот холст таким правдоподобным, и кажется, что он живой. Экскурсовод в музее обязательно расскажет посетителям о том, что и сам автор картины пострадал от такого брака. Его возлюбленная обязана была выйти за богатого сановника.

Если присмотреться к шедевру повнимательнее, то стоящий за невестой шафер, явно противящийся этому браку, и есть Василий Пукирев. Его угрюмое лицо и сложенные на груди руки свидетельствуют о том, как сильно он опечален и зол.

Политические картины

Что можно посмотреть в Третьяковской галерее по данной тематике? Одним из ярких примеров политических полотен стала картина Репина «Не ждали».

Под таким названием в галерее висят сразу две работы. Обе они - творение рук Ильи Репина. Обе стали одними из самых известных картин в популярной культуре России. Работы, представленные в Третьяковской галерее:

    На первой картине студентка возвращается домой.

В Третьяковской галерее можно увидеть «Купание красного коня» Петрова-Водкина (также частично политической тематики).

Название полотна - это символ России времен художника. Конь рвется на волю. А ездок, восседающий на нем, слишком неопытен и мал.

Петров-Водкин срисовывал лошадь с реальной. Живой прототип отзывался на кличку Мальчик. А подростком на картине стал ученик художника по имени Калмыков Сергей. Об этом своим потомкам оставил запись сам Калмыков, гордый тем, что оказался на шедевре.

Религиозные картины

Изюминкой коллекции стала «Троица», написанная Андреем Рублевым. Он являлся известным иконописцем. Картина была создана еще в пятнадцатом веке. На ней изображены три ангела, которые собрались для беседы. Данную работу хранит Третьяковская галерея. Картины (что посмотреть еще, мы описываем в статье) религиозной тематики не ограничиваются только этим эпохальным произведением.

Изображение помещено в отдел Администрация галереи оградила картину специальным стеклом, в котором всегда отрегулирована нужная температура и уровень влажности, чтобы ее смогло увидеть и следующее поколение.

Картина Крамского «Неизвестная» стала символом Петербурга. На ней девушка в карете едет по Аничковом мосту. Многие исследователи творчества художника стараются выяснить, кто эта загадочная барышня. По одной версии, это Анна Каренина - героиня художественного произведения Л. Толстого. По второй - А третья версия гласит, что на картине изображена дочка самого Крамского. Девушку сравнивают с шедевром Леонардо да Винчи - «Джокондой».

Романтизм

Написал довольно провокационную для нынешнего времени картину с гордым названием «Красавица». Эту работу не рекомендуется смотреть противникам обнаженной графики, ведь на ней изображена прелестная актриса местного театра, которую художник писал с натуры. Борис Кустодиев рисовал картину, опираясь только на небольшую зарисовку карандашом, которую сделал во время визита актрисы.

Интерьер комнаты был срисован с квартиры художника.

Сказки и предания

Поклонникам интересных легенд, которые не знают, что можно увидеть в Третьяковской галерее из подобного, не нужно отчаиваться. В данный раздел без труда можно поместить картину Васнецова «Богатыри». Эта работа известна большинству из нас. Живописец трудился над ней почти двадцать лет.

На картине нарисованы три известных русских богатыря. Они являются главными героями многих народных сказок.

В этой работе тоже есть своя загадка. Несмотря на то что Добрыню всегда изображают в виде молодого парня, Васнецов сделал его более зрелым. Искусствоведы уверены, что на картине - ее создатель.

Единственный реальный персонаж - это Илья Муромец. Он прославился своими подвигами, которые действительно имели место. Муромец стал монахом в старости, он до смерти прожил в Киевской Лавре.

Второй по популярности называют работу Врубеля «Царевна-Лебедь». Картину можно узнать по огромным и печальным глазам героини. Художник остался верен себе и своему стилю. Автору довелось создавать оформление к опере «Сказка о царе Салтане». Ее автор - Римский-Корсаков, вдохновленный известным произведением Пушкина.

Врубель очень высоко отзывался об исполнительнице главной партии. Именно с нее и была нарисована «Царевна-Лебедь».

Природа

Никто, наверное, так не любил природу, как Иван Шишкин. Посетителям музея, уставшим от хождения по разным залам, но все еще интересующимся, что можно увидеть в Третьяковской галерее, рекомендуется присесть у картины «Утро в сосновом бору», расслабиться, и полностью проникнуться красотой окружающей природы. Этот шедевр в народе назвали так: «Три медведя». Однако на полотне четыре медвежонка, а не три.

Картина пользовалась такой популярностью, что с ее репродукцией в советское время выпускались конфеты.

Третьяковская галерея (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Лаврушинский переулок в Москве стал знаменит только потому, что русский купец, миллионер и меценат Павел Михайлович Третьяков построил здесь специальное здание для своей коллекции картин. Она легла в основу одного из крупнейших художественных собраний в мире. Третьяковская галерея продолжает хранить, исследовать и популяризировать русское искусство, формируя, тем самым, нашу культурную идентичность.

Немного истории

Первые полотна будущей коллекции Третьяков приобрел в 1856 г. Десятилетием спустя галерея открылась для публики, а в 1892 г. владелец подарил ее Москве вместе со зданием. В первые годы 20 века фасад перестроили по эскизу Васнецова.

Сотрудники Третьяковки всегда ревностно относились к своим обязанностям. После того, как маньяк изрезал ножом картину Репина, хранитель галереи посчитал себя виновным в этом происшествии и бросился под поезд.

После революции коллекцию национализировали, здание многократно достраивали и перестраивали, присоединили к нему помещение закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах. Во время войны полотна и статуи эвакуировали в Сибирь, в 1985 г. объединили с Государственной картинной галереей на Крымском валу, перенесли туда основную экспозицию, а главное здание 11 лет реставрировали. Сейчас строится новое помещение для Третьяковской галереи на Кадашевской набережной.

Что посмотреть

В историческом здании в Лаврушинском переулке выставлены более 1300 работ русских художников от 11 до начала 20 века. Зал древнерусской живописи украшает рублевская «Троица», стоящая в стеклянном шкафу, где поддерживается особый микроклимат. В отдельном зале выставлена картина Иванова «Явление Христа народу». На стенах множество работ И. Е.Репина, В. И.Сурикова, В. А.Серова, В. В.Верещагина.

Церковь Святителя Николая в Толмачах совмещает действующий храм и выставочный зал. Ее убранство, иконостасы и утварь - часть музейной коллекции. Жемчужина экспозиции - икона 12 века «Богоматерь Владимирская», русская святыня и произведение искусства мирового уровня.

В Новой Третьяковке на Крымском валу выставлены полотна отечественных творцов 20 века. В экспозиции все художественные течения от революционного авангарда до современного андеграунда, широчайшая ретроспектива работ в стиле социалистического реализма. Здесь же организуют выставки признанных художников и молодых талантов. Действуют лекторий и Творческая мастерская, где дети и взрослые знакомятся с искусством прошлого века и раскрывают свои способности к рисованию и ваянию.

Все чаще посетители Новой Третьяковки спрашивают: «А где здесь Черный квадрат Казимира Малевича?». Художественный манифест супрематизма находится в 6-м зале рядом с картинами Марка Шагала и Василия Кандинского. Экскурсоводы расскажут про его сложную символику и глубокий смысл. Интересный факт - на картине нет ни одного мазка черной краски, ее колорит образован смешением разных цветов. Просвечивание рентгеновскими лучами выявило под верхним слоем еще два изображения и слова «Битва негров ночью».

О Третьяковской галере

Практическая информация

Адрес исторического здания Третьяковской галереи: Лаврушинский пер., 10 (ст. метро «Третьяковская»).
Часы работы: вторник, среда и воскресенье - с 10:00 до 18:00, четверг, пятница и суббота - с 10:00 до 21:00. Понедельник - выходной. Кассы закрываются на час раньше.

Адрес Новой Третьяковки: Крымский Вал, 10 (ст. метро «Парк культуры»).
Часы работы: вторник и среда - с 10:00 до 18:00, четверг, пятница, суббота и воскресенье - с 10:00 до 21:00. Понедельник - выходной.

Цена билета для взрослых - 500 RUB, для пенсионеров, студентов, учащихся - 250 RUB. Вход для посетителей младше 18 лет бесплатный. Прокат аудиогида - 350 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

В списке знаменитых художественных музеев мира Государственная Третьяковская галерея занимает одно из самых высоких мест. Сегодня в ее коллекции представлено более 180 тысяч экспонатов, среди которых – картины, скульптура и ювелирные изделия. Выставленные шедевры были созданы в исторический период, датируемый XI-ХХ веками. Здание, где размещена основная коллекция, было построено в 1906 году, и сегодня включено в реестр объектов культурного наследия Российской Федерации.

Ежегодно музей посещает более полутора миллионов человек.

История создания галереи

22 мая 1856 года меценат и успешный промышленник Павел Третьяков купил картину Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Этот день считается датой основания музея, который Третьяков вместе с братом задумал создать уже давно. Он мечтал представить людям работы русских художников. Вскоре коллекцию пополнили полотна «Крестный ход на Пасхе» В. Перова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н. Ге и многие другие. Коллекция росла и множилась, и Третьяков принял решение показать картины зрителям. В 1867 году он открыл первую галерею в собственной усадьбе в Лаврушинском переулке . На тот момент собрание включало в себя 1276 картин, почти пятьсот рисунков, небольшую коллекцию скульптуры и несколько десятков работ иностранных художников.

Третьяков поддерживал многих малоизвестных мастеров и, благодаря его меценатству, стали знаменитыми Васнецов и Маковский. Приобретая картины, неугодные властям, основатель галереи вдохновлял живописцев на свободу мыслей и смелость в отношении цензоров.

Национальным музеем Третьяковка стала в конце XIX века, и с этого момента ее мог посетить любой человек и абсолютно бесплатно. В 1892 году после смерти брата Павел Третьяков передает коллекцию в дар городу. Так в Москве появляется картинная галерея, которая со временем становится одним из крупнейших собраний произведений искусства на планете.

Когда Третьяковы лишь начали собирать картины, их коллекция размещалась в комнатах особняка, где жили братья. Но в 1860 году они приняли решение построить отдельное здание для хранения коллекции, которая к тому времени разрослась в солидное художественное собрание. Двухэтажная пристройка к особняку Третьяковых получила отдельный вход для посетителей, а картины – два просторных зала.

Новые картины продолжали прибывать, и галерея ширилась и достраивалась. После смерти хозяев особняк был реконструирован, а в начале ХХ века его объединили с залами галереи. Фасад в виде старинного терема спроектировал художник Васнецов.

Золотой фонд Третьяковки

Старейшие экспонаты музея вы увидите в коллекции иконописи XII-XVII веков. Например, образ Владимирской иконы Божьей Матери , привезенный в начале XII века из Константинополя. После гонений на РПЦ в период становления Советской власти икона попала в музей.

Рублевская «Троица» – еще один всемирно известный шедевр русской иконописи. Автор создал ее в память о Сергее Радонежском в первой трети XV века.

Мастер Дионисий – не менее знаменитый иконописец, и его работа «Алексей митрополит», написанная в конце XV века, также значится в списке самых ценных экспонатов коллекции Третьяковки.

Неизвестные ныне мастера Михайловского Златоверхого монастыря в начале XII века изготовили мозаику, изображающую святого Дмитрия Солунского . В работе ими были использованы матовые цветные камни и золотая смальта. Работа выставлена в отделе русской иконописи.

Среди множества полотен Государственной Третьяковской галереи особого внимания посетителей обычно удостаиваются наиболее знаменитые картины.

XVIII век представлен работами Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского и Федора Рокотова . Наиболее известные работы этой эпохи – портреты Гавриила Головкина , бывшего сподвижником Петра I, и императрицы Елизаветы Петровны. Первый написан Иваном Никитиным, а царицу рисовал Георг Гроот.

Пришедший на смену XIX век дал миру новых художников, представленных в музее особенно широко:

Выдающийся шедевр И. Крамского «Незнакомка» изображает молодую женщину, которая проезжает в открытом экипаже по Невскому проспекту. Ни в письмах художника, ни в его дневниках нет даже намека на личность модели, и ее имя остается загадкой на все времена.

- «Княжна Тараканова» Константина Флавицкого изображает смерть авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и сестру Пугачева. После разоблачения женщина была брошена в казематы Петропавловской крепости, где, как гласит легенда, умерла от наводнения. Картина написана Флавицким в 1864 году. Критик Стасов назвал ее «блистательнейшим творением русской живописи».

Еще один удивительно красивый женский портрет, выставленный в Третьяковке – «Девочка с персиками» . На картине изображена дочь Саввы Мамонтова, но привлекает зрителей к полотну В. Серова совсем другое. Работа пронизана удивительным светом и наполнена свежестью, которая не исчезает с течением времени.

Хрестоматийным пейзажем называют работу А. Саврасова «Грачи прилетели» . Критики считают картину важным этапом в развитии пейзажной живописи в России. Несмотря на незатейливость сюжета, картина кажется особенно близкой сердцу любого русского человека.

- «Лунная ночь на Капри» изображает морской пейзаж Неаполитанского залива. Ее автор – известный русский художник-маринист И. Айвазовский , живописец Главного Морского штаба и автор удивительных работ, посвященных морю.

Есть мнение, что «Охотники на привале» были написаны В. Перовым по мотивам рассказов И. Тургенева. Сюжетная композиция, представленная автором зрителю, изображает трех помещиков, остановившихся на отдых после удачной охоты. Перову удалось так ярко изобразить персонажей и окружающую их обстановку, что зритель становится невольным участником беседы охотников.

- «Неравный брак» В. Пукирева , как утверждали его современники, был написан художником в пору собственных терзаний: любимая девушка Пукирева была выдана замуж по расчету. Картина выполнена с большой любовью, и настроения героев переданы мастерски. Автопортрет художника на полотне вы также можете увидеть – он стоит позади невесты, скрестив руки на груди.

Еще три знаменитых полотна XIX в. в Третьяковке неизменно собирают возле себя восторженных зрителей:

Картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Ильи Репина больше известна публике под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Художник изображает момент, наступивший через пару секунд после рокового удара, который царь нанес царевичу Ивану. Обезумевший от горя тиран и принимающий с кротостью свою судьбу несостоявшийся наследник выписаны столь искусно, что картина до сих пор вызывает у зрителей ярчайшие чувства и эмоции.

- «Явление Христа народу» А. Иванов писал около 20 лет. Во время работы он создал несколько сотен этюдов и называл сюжет своего полотна «всемирным». Иванов считал, что изображает момент времени, который сыграл решающую роль в судьбе всего человечества. Огромное полотно выставлено в отдельном зале, построенном для него в 30-х годах прошлого века.

- «Богатыри» Васнецова изображают трех героев русских былин на могучих конях в воинских доспехах. Они осматривают окрестности и всем своим видом демонстрируют готовность защитить землю русскую от врагов. По словам автора, он стремился «обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим».

ХХ век представлен работами Петрова-Водкина, Бенуа, Крымова, Шагала, Кончаловского, Коровина, а также скульптурами Веры Мухиной. Авторы советского периода, чьи картины удостоились чести занять свое место на стенах Третьяковки – Исаак Бродский, коллектив Кукрыниксы, Татьяна Яблонская, Евгений Вучетич и многие другие.

Филиалы Третьяковской галереи

Главный корпус галереи расположен по адресу: Лаврушинский переулок, 10 . Он представляет постоянную экспозицию музея и периодически знакомит посетителей с временными выставками. Недавно к основному зданию был пристроен Инженерный корпус, где жителям и гостям столицы представлены собрания региональных музеев. Кроме того, Третьяковка имеет несколько филиалов:

- Новая Третьяковка на Крымском валу была построена неподалеку от места, где родился П. Третьяков, основавший музей. В филиале демонстрируются работы в современном стиле, написанные в ХХ-ХI вв.