Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Староибрайкинская средняя общеобразовательная школа
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
Составила учитель начальных классов
Нуруллина Руфия И.
Конспект урока на тему "Немецкая народная сказка "Три бабочки"
Класс: 4
Цель: продолжить знакомство с народными сказками разных народов
Задачи:
- познакомить с немецкой народной сказкой «Три бабочки»;
- отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, умения работать с текстом, учить понимать поступки героев;
- развивать память, речь, мышление, воображение и творческие способности;
Воспитывать дружеские отношения, любовь к природе, интерес к чтению и изучению творчества разных народов.
Планируемые результаты: предметные : умение прогнозировать содержание сказки, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать вслух художественное произведение;
метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: анализ сказки, выделение в нем главной мысли, поиск необходимой информации в книге;
коммуникативные: ответы на вопросы на основе сказки, умение выслушать сверстников;
личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений), проявление интереса к чтению.
Оборудование: компьютер , проектор, учебник «Литературное чтение» 4 класс, предметы для сценки.
Материал: презентация сказки «Три бабочки», презентация «Бабочка»,слайды «Цветы» (лилия, роза, тюльпан)
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
- Пересказ сказки «Болтливая птичка»
- Рассказ сказок, которые ученики сочинили сами.
- Речевая разминка.
Прочитайте стихотворение самостоятельно.
Бабочка
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
А. Павлова
Прочитайте стихотворение скороговоркой.
Прочитайте выразительно.
IV. Актуализация знаний.
Какую картину вы представили при чтении этого стихотворения?
Что вы знаете о бабочках? (Просмотр презентаций «Бабочка»)
V. Самоопределение к деятельности.
Разгадайте ребус.
(Три бабочки)
- Это название нашей темы. Откройте, пожалуйста, учебники, стр. 50.
- Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чём эта сказка? (Предположения детей.)
- Определите задачи урока, прочитав название темы.
VI. Работа по теме урока.
(Чтение сказки учителем)
- Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?
- Что было не понятно?
VII. Словарная работа .
Все дни напролёт (без перерыва, без конца). Дождь ещё пуще (сильнее) льёт.
VIII. Физкультминутка
На зарядку солнышко
Вызывает нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Раз, два, три, четыре, пять
Будем тему нашу
Дальше изучать.
IX. Продолжение работы по теме урока.
1. Подготовка к чтению по ролям.
Прочитайте слова лилии, тюльпана, розы.
Прочитайте слова белой, красной и желтой бабочек.
2. Чтение сказки по ролям.
Чему учит эта сказка?
3. Работа над содержанием сказки по вопросам и заданиям 1-3 на стр. 51 учебника.
4. Просмотр презентаций «Цветы» (на слайдах розы, тюльпаны, лилии).
5. Инсценировка сказки
6.Добавление регионального компонента. Чтение учителем татарскую сказку «Дуслар» («Друзья»)
X. Рефлексия
Выберите любое начало предложения и продолжите его.
- Сегодня на уроке узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
XI. Подведение итогов урока.
Что нового узнали на уроке? Что вам особенно запомнилось?
Домашнее задание (дифференцированное)
- Пересказать сказку
- Придумать сценарий сказки, чтобы её можно было поставить на сцене.
Жили-были три бабочки – белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет.
Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят:
– Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.
Лилия им в ответ:
– Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место
Тут белая бабочка ей и говорит:
А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят:
– Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Тюльпан им в ответ:
– Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут красная бабочка ему и говорит:
– Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
Добрались бабочки до Желтой
Розы и говорят:
– Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Роза им в ответ:
– Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут.
Тут желтая бабочка ей и говорит:
– Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь.
Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба – в любой беде опора.
Сказки для детей:
- Приближалась весна. Одна птичка уже прилетела. Гена и Чебурашка решили сделать скворечники. Они достали пилу, доски, гвозди и принялись за […]...
- Жила-была однажды маленькая девочка, и звали ее Желтая Шапочка… – Не Желтая, а Красная! – Ах да! Красная Шапочка… Мама […]...
- ЗЕЛЕНАЯ СТРАНИЦА Эта страница зеленого цвета, Значит, на ней постоянное лето. Если бы здесь уместиться я мог, Я бы на […]...
- В давние времена одна молодая женщина была больна и лежала в своей хижине, а возле нее, на кароссе, лежал ее […]...
- Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под […]...
- Нет в лесу того раздолья, как на поле; но хорошо в нем в жаркий полдень. И чего только не насмотришься […]...
- Однажды кот Матроскин решил крышу дома покрасить. Очень она была облезлая. Это было в июле. Июль почему-то считается самым крыше-красительным […]...
- Было, видишь, так. Полюбила девушка-Кызымиль, красивая девушка (как черемуха весной) доброго бога-Вуиса. Розового, сочного, крепкого – как шишка кедровая. Ладно. […]...
- Жил-был звездочет. В тех краях, где он жил, случилась в один год сильная засуха, никак дождь не шел. Земля высохла […]...
- Я знал одного мальчика… Но это был не один мальчик, а семеро. Как это может быть? Сейчас расскажу. Жил он […]...
- Три брата шли в горах по дороге. Они шли вниз. Был вечер, и внизу они уже видели, как засветилось окно […]...
- Со своей сестрой Лелей я иду по полю и собираю цветы. Я собираю желтые цветы. Леля собирает голубые. Позади нас […]...
- Рассказывают, что однажды камень и бамбук сильно поспорили. Каждый из них хотел, чтобы жизнь человека была похожа на его собственную. […]...
- Жил на Алтае старик Кудай-берген. Зубы у него пожелтели, кожа от старости высохла, бороденка белая стала, как у белого козла. […]...
- Однажды дождливым днем восседал государь на своем золоченом троне, а вокруг стояли придворные. Был среди них и Сиенг Миенг. Захотелось […]...
- Ах ты, моя душечка, Белая подушечка! На тебя щекой ложусь, За тебя рукой держусь… Если жить с тобою дружно, И […]...
- Рассказывают, что однажды кума лисица, которой надоело жить одной, решила выйти замуж, а когда решила, то время даром терять не […]...
- В детский сад пришла чужая кошка, В сильный дождь откуда-то пришла, Постучалась лапкою в окошко, На карниз уселась и ждала. […]...
- Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит. А там […]...
- “Приятель дорогой, здорово! Где ты был?” “В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил; Все видел, высмотрел; от удивленья, Поверишь […]...
- Муса-пехамбар был единственный из пророков, кто мог говорить с богом. Когда он молился, горы подымались выше, а небо опускалось, он […]...
- Поспорили как-то раз два человека из племени кивай. Один утверждал: -Хивио-солнце и Гануми – луна – это два разных человека. […]...
Жили-были три бабочки - белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет.
Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят:
Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.
Лилия им в ответ:
Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут белая бабочка ей и говорит:
А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят:
Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Тюльпан им в ответ:
Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут красная бабочка ему и говорит:
Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
Добрались бабочки до Желтой Розы и говорят:
Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Роза им в ответ:
Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут.
Тут желтая бабочка ей и говорит:
Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь.
Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба - в любой беде опора.
Цель: - продолжить знакомство с народными сказками разных народов;
Раскрытие творческих способностей детей;
Способствовать умению детей работать в группах.
Задачи:
познакомить с немецкой народной сказкой «Три бабочки»;
развивать внимание, умение работать с текстом, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности;
воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Литературное чтение» 4 класс, реквизит для инсценировки.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый,
Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Создание проблемной ситуации
- Чтобы определить тему урока я вам сейчас загадаю загадки.
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)
Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По-щучьему велению)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
- К какому устному народному творчеству можно отнести все эти произведения? (Сказки).
- Сегодня мы продолжаем знакомиться со сказками разных народов.
3. Самоопределение деятельности. Постановка учебной задачи.
Чтение учителем стихотворения «Бабочка»
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
-Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Прошептала бабочка,
В золото одета:
-Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
(Алена Павлова)
Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Какая картина возникла в вашем воображении? Какой цвет на ней преобладает? Что вы знаете о бабочках?
Речевая разминка.
(Изображение выведено на экран).
- Прочитайте стихотворение медленно.
- Начните читать стихотворение медленно и постепенно ускоряйте темп.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
4. Открытие нового знания.
- Познакомимся с немецкой сказкой «Три бабочки»
Чтение сказки.
Какой смысл содержится в этой сказке?
В словах какого персонажа сказки содержится главная мысль?
На каких особенностях природы основан диалог бабочек и цветов? Почему лилия выбрала белую бабочку, а тюльпан – красную?
Словарная работа
.
Как понимаете выражения:
Все дни напролет, дождь еще пуще льёт.
Самостоятельное чтение
Какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?
Какие признаки сказки вы увидели в этом произведении?
5. Физкультминутка
..
6. Закрепление
Работа над выразительным чтением
Кто является героями сказки?
- Прочитайте слова бабочек. Как они могли говорить, с какой интонцией, мокнув под дождём? В начале дождя, в конце.
- Прочитайте слова лилии, тюльпана, розы.
- Прочитайте, что говорится о действиях солнца. Как передать главную мысль?
Чтение по ролям
.
Сейчас распределитесь по группам по 7 человек. Распределите роли. Разберите реквизит.
Подготовка к инсценированию, работа в группах.
Инсценирование сказки.
7. Рефлексия.
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Какая сценка, по-вашему мнению, была самой сказочной? Какая самой весёлой, самой грустной, самой интересной?
8. Домашнее задание.
Стр.50-51, выразительное чтение, вопрос №4.
Жили-были три бабочки - белая, красная и желтая. Все дни напролет только и дела у них было, что играть да плясать. Особенно если солнце пригревало. Порхают бабочки с цветка на цветок, с одного на другой. То-то весело! Но вот однажды пошел проливной дождь. Промокли бабочки и стали искать, где бы укрыться. А дождь все льет.
Добрались бабочки до Белой Лилии и говорят:
- Укрой нас, позволь от дождя спрятаться.
Лилия им в ответ:
- Так и быть, белую бабочку от дождя спрячу, она на меня похожа, а красная и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут белая бабочка ей и говорит:
И полетели дальше.
А дождь еще пуще льет. Подлетели бабочки к Красному Тюльпану и говорят:
- Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли.
Тюльпан им в ответ:
- Ладно, красную спрячу, она на меня похожа, а белая и желтая пусть себе другое место ищут.
Тут красная бабочка ему и говорит:
- Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду. Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
И полетели дальше.
Добрались бабочки до Желтой Розы и говорят:
- Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли. Роза им в ответ:
- Желтую спрячу, она на меня похожа, а белая и красная пусть себе другое место ищут.
Тут желтая бабочка ей и говорит:
- Раз ты моих сестриц принять не хочешь, то и я к тебе не пойду! Лучше уж нам вместе под дождем мокнуть!
Услыхало солнце, что за тучами скрывалось, слова бабочек и обрадовалось: есть же на свете такая верная дружба! И решило бабочкам помочь.
Прогнало солнце дождь и снова засияло, сад осветило, бабочкам крылья высушило. Стали они взад-вперед летать. Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают. Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали. Так те и засохли одни-одинешеньки. Веселились бабочки, кружились до самого вечера. А как вечер настал, спать легли. Что с ними дальше было, про то не ведаю. Только знаю, что дружба - в любой беде опора.