1. Основной смысл поэмы.
2. Крестьянство в поэме.
3. Тяжкая доля и простое счастье русского народа.
4. Матрёна Тимофеевна как символ русской женщины.
5. Гриша Доброе клонов — идеал интеллигенции для Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо?» является для Н. А. Некрасова программным произведением. Создавая его многие годы, автор вкладывал личные представления о морали, о судьбе народа и о понятии народного счастья. В этом произведении — думы о народе, переживания за него и чаяния о лучшей доле.

Основная сюжетная линия произведения — мотив путешествия семерых мужиков в поисках человека, живущего счастливо. Основной смысл путешествия — нахождение такого человека на родной земле. Некрасовский идеал человека неразрывно связан с крестьянством и кроется уже в самих странниках. Конечно, они темные. Необразованные, наивные люди. Они лишены четкого понятия о верхах и низах, искренне убеждены в том, что счастливыми быть обязаны «купчина толстопузый», помещик, царь. Но при этом они не перестают быть добрыми, чуткими и сострадательными людьми. Позже Влас скажет о них: «Чудим и мы достаточно, а вы и нас чудней!»

В поэме красочно изображена живая, непосредственная народная жизнь со всей палитрой эмоций — радостью, переживаниями, горем, сарказмом и завистью. Произведение полифонично, в нем и мужик с ободьями, и крестьянин, опрокинувший воз, и хмельная баба, и охотник на медведей. Здесь Вавилушка, Оленушка, Парашенька, Трофим, Федосей, Прошка, Влас, Клим Лавин, Ипат, Терентьева. Показывая тяжесть крестьянской доли, бесправие народа и его эксплуатацию, поэт тем не менее не умалчивает и о проблемах, кроющихся в самом народе, то есть темноту ума и пьяного загула.

Передает Некрасов лучшие качества русского крестьянства — трудолюбие, нравственную чистоту и душевное благородство, способность к состраданию и чувство собственного достоинства, удаль и веселье, несмотря на окружающие невзгоды и трудности. Утверждает автор, что «почва добрая — душа народа русского». Читателям наверняка врезались в память сцены, где Ефросинья ухаживает за больными во время холеры, крестьяне помогают Вавиле и солдату-инвалиду. С помощью различных средств и различными методами доказывает автор чистоту «золотого сердца народного».

Явно продемонстрирована на примере происшествия с Якимом и непреодолимая тяга к прекрасному. Так, простой крестьянин Яким спасал из пожара не мебель или сбережения, накопленные с огромным трудом, а картиночки, купленные им на ярмарке. Вспоминается и певец из крестьян с дивным, чистым голосом, которым он «пленял сердца народные». Часто говоря о крестьянах, Некрасов употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами — старинушка, солдатики, ребятушки. Не отличное ли это доказательство теплого, дружеского отношения к ним со стороны автора? Убежден он, что ни тягостной работою,

Ни вечною заботою,
Ни игом рабства долгого,
Ни кабаком самим
Еще народу русскому
Пределы не поставлены,
Пред ним широкий путь.

Важное место в поэме занимает образ Савелия, наделенного богатырскими чертами. Он презирает покорность и мужественно, встает на защиту унижаемого народа. Протест, становясь все более открытым, принимает страшные формы бунта. Именно этим заканчивается назидательная, хоть и жестокая, история о немце-издевателе Фогеле. Эстетические идеалы автора оказались воплощеными в образе Матрены Тимофеевны, внучки великого богатыря. В ней не только внешняя красота, но и бесконечное духовное богатство. Она заключает в себе лучшие черты, присущие русской женщине, которые она проносит через тяжелые жизненные обстоятельства и страдания. Этот образ настолько самоценен и важен, что ему автор отводит самостоятельную главу. В Матрене — совокупность уже обозначенных в ранних произведениях черт. Угадывается в ней и Дарья, и Орина, и безымянная девушка из «Тройки...». Да и внешний облик ее трудно забыть:

Матрена Тимофеевна —
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьми.
Красива, волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Иной тип человека идеального представлен образом Гриши Добросклонова. Он имеет огромное значение для понимании человеческого и крестьянского счастья, но при этом не относится к описанным ранее. Он разночинец, сын «батрачки безответной», переживший трудное. Полуголодное детство. Он невероятно молод, не сколько телом, сколько могучим духом.

Жизнь этого героя неразрывно связана с крестьянством — ему он обязан жизнью. Ему он отдает свой, долг — искренне и беззаветно — стараясь помочь во всем. Он сеет, косит, жнет, ходит за грибами в лес, играет с крестьянскими детьми и с огромным удовольствием вслушивается в простые мужицкие песни:

...лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Образ Добросклонова неумолимо приводит читателя к его описанию. Их объединят множество черт: происхождение, перекличка фамилий, семинарское образование, общая болезнь (чахотка), склонность к поэтическому творчеству. Этот образ, неслучайно появившийся в тексте поэмы, развивает идеал, описанный Некрасовым в стихотворении «Памяти Добролюбова», делая его более приземленным, жизненным. Как и Добролюбову, Грише судьбой были уготованы

... Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотка и Сибирь.

Григория не пугают грядущие трудности и испытания, так как он всем сердцем верит в правоту своего дела. Он верит в помощь и поддержку родного народа, так как видит, как сам народ поднимается на правый бой:

Рать подымается
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Эта мысль способна сделать героя счастливым, наполнить его душу радостью. Показано в финале поэм и действие слов Григория, произведенное на весь народ и на семерых ищущих счастье странников. Добросклонов — будущий вождь своего народа, выражающий его радость и боль:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного.

Таким образом в произведении показан идеальный тип человека для Некрасова, органично сочетающий в себе положительные черты крестьянства и русской интеллигенции. Только совместные усилия революционеров, возглавляющих народ, и самого народа, способны привести страну к победе, вывести русских людей на истинный путь счастья. Но пока народ русский только на пути к «пиру на весь мир».

Эту поэму Некрасов начал писать в 1863 году, в сложный для России пореформенный период. Герои поэмы, путешествующие по русским деревням в поисках счастья, - временнообязанные крестьяне. Несмотря на перемены, происшедшие в стране, жизнь обитателей деревень (Некрасов дает им красноречивые названия - Не- елово, Разутово, Неурожайка, Дырявино) осталась по-прежнему тяжелой и голодной. Куда ни приходят Семь Странников, всюду они видят одну и ту же печальную картину. Народ живет в жестоком мире несправедливости, рабства и бесправия. Однако крестьяне не впадают в беспросветную тоску и уныние и видят в своей жизни не только темную сторону. «Совесть спокойная» и «правда живучая» дают им силы выстоять в борьбе с невзгодами и угнетением и преодолеть многочисленные испытания.
Некрасов посредством своих героев рассказывает нам о судьбах крестьян, и каждый такой рассказ может послужить примером ве-
личайшего смирения, самоотверженности и силы духа. Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна Корчагина «несут свой крест с терпением», хотя бремя это - как убедительно показывает Некрасов - непосильно. На долю Матрены выпало пережить смерть любимого сына, трудный голодный год. «За всех, про всех работаю», «Всему я покорилася», - говорит она о себе. Савелий, ее земляк, утешает ее: «Терпи, многострадальная, терпи, многокручинная». Савелий, по мысли Некрасова, воплощает лучшие качества русского богатыря, однако его мужество проявляется не в ратных подвигах, а в силе духа, в подвиге смирения и терпения:
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы
Все терпит богатырь!
Многое пришлось испытать в жизни Савелию: голод, нужду и лишения, жестокое обращение помещика, который «до нитки разорил» своих крестьян. Однако Некрасов, отвергавший идею христианского смирения ради загробной жизни, показывает, что, как бы велико ни было терпение крестьян, оно тоже имеет свои границы. «Наши топоры лежали до поры», - говорит Савелий. Не выдержав откровенных издевательств барина, мужики поднимают бунт и убивают злодея и кровопийцу. Теперь у них впереди - каторга, Сибирь... Савелий с горечью смотрит в будущее:
Недотерпеть - пропасть!
Перетерпеть - пропасть!
...
Мужчинам три дороженьки:
Кабак, острог да каторга.
Схожа с судьбой Савелия и история покаявшегося разбойника, который, замолив свои грехи, решил жить честно. И здесь Некрасов снова вступает в спор с христианскими принципами прощения и любви к своим врагам. Поэт рассказывает нам, что после долгих лет отшельничества и праведного труда он встречает грешника и злодея пана Глуховского, который без тени смущения и раскаяния говорит ему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю.
Отшельник, потрясенный бесстыдством злодея, расправляется с ним, а крестьяне оправдывают его поступок, ибо в душе их кроме смирения и покорности живет «искра сокрытая», которая вот-вот разгорится в пламя...
Русский народ терпит до поры до времени, бунтарство лишь подспудно бродит в его могучей, но пока еще пассивной и не разбуженной душе, но он уже ждет того «сеятеля», который посеет семена новой жизни, ибо «сила народная» с неправдой не уживается.
Выразителем этих настроений в поэме выступает Гриша Доброскло- нов. Его нельзя назвать героем поэмы, поскольку он пришел из другой жизни, из мира грядущего, но именно он возвещает о новой жизни «всесильной матушки-Руси» и призывает жить не ради смирения, но во имя счастья и справедливости!

Н.В.Гоголь попытался максимально точно отразить все процессы и общественные устои, господствовавшие в тридцатые годы 19 века на Руси. Чиновники, помещики, крепостной народ - вот главные герои поэмы. Именно к простому народу, к родной России так благосклонно относился писатель: с нежностью, любовью и сочувствием. Его восхищали леса и степи, удаль, ум и талант русского народа. Гоголевский «смех сквозь слёзы» - это любовь и печаль великого писателя. И в этой печали выражалась вся скорбь, когда он внимательно всматривался в святую Русь, стонущую под гнётом крепостничества.

Писатель не случайно для произведения выбрал жанр поэмы: для неё весьма характерно мощное лирическое начало. В планах у Н.В.Гоголя было написать не один том. Так, подобно поэме Данте «Божественная комедия», первый том «Мёртвых душ» задумывался как «ад», а далее «чистилище» и «рай». Крепостные находились в рабском положении, ими распоряжались, как вещью. Даже мёртвый человек становился всего лишь средством наживы. И у помещиков души мертвы, в них нет Бога. Разве это не «ад»?

Вся Русь раскрывается в похождениях П.И.Чичикова. Этот человек с молоком матери впитал одну непреложную истину: главное в жизни - копить копейку, «прошибать всё на свете копейкой».

Очень характерен в произведении мотив дороги. Дороги в России скверные, по ним можно встретить разутых, полураздетых, оборванных мужиков. Они часто бежали от своих господ, чтобы где-нибудь попытаться найти себе лучшее пристанище.

В каждом отдельном помещике Н.В.Гоголь показывает «отвратительную» черту. Так, Ноздрёв - это страшный взяточник, в нём столько прыти, что его можно было назвать «разбитным малым».

Весь облик Манилова вызывал смертельную скуку. Он типичный невежда, лентяй. Но самое характерное в его владении - это запущенный и недвижимый пруд, избы крепостных: « … темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно. Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень... Поодаль в стороне темнел каким-то скучно-синеватым цветом сосновый лес. Даже самая погода весьма кстати прислужилась: день был не то ясный, не то мрачный».

Образ Коробочки - модель зарождения феодализма. Эта рьяная помещица знает всех своих крепостных, да и живут они гораздо лучше, чем крепостные Манилова. Но ей не жаль, например, своего сгоревшего кузнеца. Только об одном горюет, что теперь не может шиковать в карете, так как некому подковать лошадей.

Но именно в Чичикове и Плюшкине автор увидел надежду на возрождение, потому что только у них есть прошлое, они пытаются построить внутреннюю речь на протяжении всей поэмы, только у них «живые глаза».

Показываются, в противовес господам, искалеченные судьбы простого народа. Попов, беглый крепостной, очень грамотный человек, скитается без паспорта и предпочитает тюрьму, нежели возвращение к помещику Плюшкину. Сапожника Максима Телятникова, отличного мастера, обманывает поставщик кожи. Он, не выдержав трудностей, начинает пить. А Абакум Фыров выбрал для себя каторжный бурлацкий труд, потому что там хоть изредка удаётся отдохнуть в удовольствие.

Образ народа в поэме - это основа государства. Народ тёмен, забит, невежествен лишь по причине засилья крепостничества. Н.В.Гоголь пытается осмыслить настоящее, чтобы увидеть будущее России. Он размышляет о новом типе жизни в пределах старых форм. У него есть твёрдая уверенность, что государство, как бы ни отклонялось от своего развития, всё же эволюционирует. Но для этого необходимо, в первую очередь, преобразовать моральную сферу жизни. Человек должен увидеть в себе свет и возродиться душой.

Русь

« Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе; не развеселят, не испугают взоров дерзкие дива природы, венчанные дерзкими дивами искусства, города с многооконными высокими дворцами, вросшими в утесы, картинные дерева и плющи, вросшие в домы, в шуме и в вечной пыли водопадов; не опрокинется назад голова посмотреть на громоздящиеся без конца над нею и в вышине каменные глыбы; не блеснут сквозь наброшенные одна на другую темные арки, опутанные виноградными сучьями, плющами и несметными миллионами диких роз, не блеснут сквозь них вдали вечные линии сияющих гор, несущихся в серебряные ясные небеса. Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет, и рыдает, и хватает за сердце? Какие звуки болезненно лобзают, и стремятся в душу, и вьются около моего сердца? ! чего же ты хочешь от меня? какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?.. И еще, полный недоумения, неподвижно стою я, а уже главу осенило грозное облако, тяжелое грядущими дождями, и онемела мысль пред твоим пространством. Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!.. » («Мертвые души», глава 11)

Над созданием поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности:

Мы мужики степенные,

Из временно обязанных,

Подтянутой губернии,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Несытова, Неелова,

Заплатова, Дырявина,

Горелок, Голодухино,

Неурожайка тож.

Некрасов показывает Россию как бы с двух сторон. Он осуждает нищую, забитую, голодную страну. Но, с другой стороны, у этой страны есть хозяин земли, он внутренне и духовно богат, его нельзя ни убить, ни закабалить. Это простой русский народ. В убогой и забитой стране, так же убоги и забиты и многие крестьяне, бедняки, которые привыкли жить под гнетом своих господ, терпеть унижения и оскорбления. Они даже не допускают мысли, что возможна другая, человеческая жизнь – без издевательства. Лакей князя Утятина – Ипат с умилением говорит:

Приехал в отпуск князюшка,

И, погулявши, выкупал,

Меня, раба последнего,

Зимою в проруби!

Да так чудно! Две проруби:

В одну опустит в неводе

В другую мигом вытянет –

И водки поднесет.

Я князей Утятиных холоп –

И весь тут сказ!

Лакей князя Переметьева тоже не имеет чувства собственного достоинства. Он относит себя к счастливчикам, с гордостью говорит:

У князя Переметьева

Я был любимый раб

За столом у светлейшего

Я сорок лет стоял,

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал

Напитки иностранные

Из рюмок допивал.

Он счастлив от того, что заболел той же болезнью, что и господин:

Болезнью благородною,

Какая только водится

У первых лиц в империи,

Я болен, мужичье!

Подагрой именуется!

Но в поэме, как и в жизни, основная масса крестьянства состоит из истинно русских мужиков, которые стремятся к свободе, к освобождению от барского гнета. Издевательства барина не может больше терпеть «холоп примерный – Яков верный». Он всю свою жизнь только и делал, что своего «барина холил, берег, ублажал». Но всему бывает предел. Яков мстит барину своей же собственной смертью, когда тот отправляет в солдаты любимого племянника Якова, польстившийся на его невесту. Только таким образом Яков смог выразить свой протест. Даже среди забитых крестьян, которые ради обещанных лугов согласились подыграть сыну умирающего князя, выдавая себя за крепостных, были и такие, в ком пробудилось чувство собственного достоинства, в их словах слышится явный протест.

Агап Петров говорит в лицо князю Утятину гневные слова:

…по милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка, и кончен бал!

Особенно ярко отражено пробуждающееся сознание крестьянских масс в образе Якима Нагого. Он страстно говорит, что мужик на Руси – это настоящий богатырь. Ему приходится кормить и одевать всю страну, а самому прозябать в голоде, нищете, нужде. Он уверен, что русский мужик готов выплеснуть свою ненависть и гнев, выразить открытый протест, поднять революционную бурю.

У каждого крестьянина

Душа, что туча черная –

Гневна, грозна, – и надо бы

Громам греметь оттудова,

Кровавым лить дождям

Но Яким не знает как нужно добиваться лучшей жизни, поэтому и глушит свою боль в вине. Главные виновники его страданий и страданий народа – это «три дольщика: Бог, царь и господин!» – считает он.

К другим людям, которые побороли в себе страх перед властью господ, относятся те, кто борется за счастье народное. Это Ермил Гирин. Он справедливый и честный человек. За это его уважал и любил народ. Ермил Гирин благодаря помощи крестьян смог отстоять мельницу. Этот поступок говорит о том, что только совместная борьба крестьян может улучшить их существование.

Тяжелой и бесправной показана судьба русской крестьянки Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она была рабой в семье своего мужа. Сколько страданий вынесла она:

Нет косточки не ломаной,

Нет жилочки не тянутой.

Вечные унижения и оскорбления, угроза голода и нищеты – вот ее женская доля. И все же Матрену называют счастливой, потому что она, несмотря на рабство и произвол, сумела отстоять свое человеческое достоинство.

Центральное место в поэме отводится Савелию – «богатырю святорусскому». Он обладает огромной силой, он будто создан для революционной борьбы. Савелий не смог смириться со своей судьбой, с вечными издевательствами, унижениями. Вместе со своим товарищем он убивает управляющего, за что попадает на двадцать лет на каторгу. Эти годы не сломили дух русского богатыря: «Клейменый, да не раб!» Он ясно понимает, что свободу можно добыть не смирением, а топором. Савелий больше не верит в божью помощь и доброго царя: « высоко бог, далеко царь» – говорит он.

Гриша Добросклонов – это народный герой, который знает, что его ждет впереди:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника

Чахотку и Сибирь.

Это не пугает его, он уверен, что после тяжелой борьбы наступит освобождение, счастливое время:

В минуты унынья, о родина‑мать!

Я мыслью вперед улетаю,

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

В своей песне «Русь»

Добросклонов знает точно – народ встанет на борьбу за свое счастье:

Рать поднимается

Неисчислимая,

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Его называют настоящим счастливцем, потому что он знает, за что борется, в этом заключается смысл всей его жизни.

Не перевелись на Руси такие люди, а это значит, скоро придет светлое будущее, которое построит для себя сам народ.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)