Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

УМК А. А. Плешаков “Школа России” (Слайд 1)

Форма: интеллектуальная игра “Чистая доска”

Цель: дать представление об обществе. (Слайд 2)

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся определять мест человека в окружающем мире;

Узнают, что такое общество, народ, государство;

Научатся аргументированно отвечать на вопросы.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, политическая карта мира, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

Кроссворд

По горизонтали:

1.Наука, изучающая внутренний мир человека.

2. Способность человека представлять то, чего перед ним нет.

3.Здесь находится разум человека.

По вертикали:

4.Способность человека накапливать информацию.

5. Способность чувствовать запахи, слышать звуки.

6.Разумное существо.

Ответы: 1.Психология. 2. Воображение. 3. Мозг. 4. Память. 5. Восприятие. 6.Человек.

2. Диктант “Да, нет”

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Послушайте утверждения. Если вы согласны с ними, пишите “да”, если не согласны, пишите “нет”.

  1. Природа – важнейшее условие для жизни людей. (Да)
  2. Человек не является частью природы. (Нет)
  3. Человеку для жизни необходимы тепло, свет солнца, воздух, вода. (Да)
  4. К природе относятся глобус, компас, карта. (Нет)
  5. К природе относятся шишки, жёлуди, орехи. (Да)
  6. Берёза относится к царству растений. (Да)
  7. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что они двигаются. (Нет)
  8. Человек – разумное существо. (Да)
  9. Дельфины, собаки обладают разумом. (Нет)
  10. Внутренний мир человека называют душевной жизнью. (Да)

Взаимопроверка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
да нет да нет да да нет да нет да

3. Фронтальный опрос

Назовите ступеньки познания, дайте их характеристику.

III. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока

Ребята, предлагаю вам принять участие в игре “Чистая доска”.Посмотрите на доску. Она заполнена разными вопросами, заданиями, ребусами. Ответы на них находятся в моём рассказе, в учебнике. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет убираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой.

Название темы урока зашифровано.

Назовите тему урока. (Общество). Карточка с ребусом снимается с доски.

IV. Работа по теме урока

Расскажите о месте человека в окружающем мире.(Слайд 4)

Как вы понимаете, что такое общество? (Слайд5)

Общество – совокупность людей, объединённых общими условиями жизни.

Человек живёт среди людей, являясь одновременно частью природы и частью общества. Все люди планеты Земля составляют человечество. (Слайд 6)

Семья – часть общества, которая объединяет самых близких друг другу людей.(Слайды 7,8)

Работа по учебнику стр. 18.

На какие вопросы, записанные на доске, вы можете дать ответ, прочитав эту часть текста? (Убираются карточки с вопросами)

Что такое общество?

Как сказать одним словом “все люди Земли”?

Какую часть общества можно назвать семьёй?

Народ – большая группа людей, имеющих свой язык, культуру, проживающих на определенной территории.(Слайд 9)

Работа по учебнику стр. 19.

Рассмотрите таблицу, расскажите о численности населения некоторых стран (Слайд 10). Чем отличаются представители разных народов? (Слайды 11,12,13).

Сколько народов насчитывается на Земле? (карточка с вопросом снимается)

Работа с политической картой мира.(Слайд14).

Какие государства вы можете показать на карте? Назовите их столицы.

Работа по учебнику. Прочитайте текс на стр.20, определите признаки, которые есть каждого государства.

Проверка:

Назовите, что имеет каждое государство? (Слайд 15).

Перечислите символы государства.(Слайд 16).

Подготовленный ученик рассказывает о государственных символах России.(Слайд 17)

Герб России. На гербе России изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл: Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн слушают стоя. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков

Что общего между президентом и монархом, чем они отличаются?(Слайд 18). (карточка с вопросом убирается с доски)

Работа в парах. С помощью таблицы (учебник, стр. 20 – 21) определить, кто является главой государства в разных странах

Кто такой гражданин? (Слайд 19 , карточка с вопросом убирается с доски)

В каком документе записаны права и обязанности граждан?

V. Закрепление изученного материала. Рабочая тетрадь № 1.2, стр. 7 – 8.

VI. Рефлексия.

Составь пословицу из частей (Слайд 20).

(Не тот человек, кто для себя живет, а тот, кто для народа счастье кует.)

Как вы понимаете эту пословицу?

Какими качествами характера должен обладать человек, живущий на Земле? (Слайд 21). (карточка с вопросом убирается)

VII. Самопроверка.

Проверьте, как вы усвоили материал. Скажите одним словом:

Все люди Земли (человечество)

Совокупность людей, объединённых общими условиями жизни (народ)

Часть общества, объединяющая близких людей (семья)

Большая группа людей, имеющих свой язык, культуру, проживающих на определённой территории (народ) (Слайд 22)

VIII. Подведение итогов урока.

Мы ответили на все вопросы. Игра “Чистая доска” закончилась.

Всё ли вам было понятно?

IX. Домашнее задание.

Использованные материалы.

1. Л. П. Борзунова “Игры на уроках истории”, М. 2004 г.

2. Васильева Н.Ю. “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 3 класс. М.:ВАКО,2013.

ТЕСТ «ОБЩЕСТВО»

1. Укажи, что такое семья.


  1. 1)люди, живущие в одном доме

  2. папа, мама, дети

  3. самое близкое окружение человека

  4. родственники

2. Укажи, сколько народов насчитывается на Земле.


  1. до 2 тысяч 3) до 3 тысяч

  2. до 4 тысяч 4) до 5 тысяч

3. Отметь, сколько народов насчитывается в России.


  1. около 100 3) около 140

  2. около 160 4) около 200

4. Обозначь количество государств в мире.


  1. около 100 3) около 200

  2. около 300 4) около 400

5. Укажи, что не является символом государства.

1) герб 2) флаг 3) гимн 4) столица
6. Укажи, кто не является главой государства.

1) президент 2) министр 3) король 4) султан
7. Отметь, что имеет каждое государство.

1) территорию 2) границы 3) короля 4)столицу
8.В какой из строк правильно указана последовательность цветов флага России (сверху вниз).


  • Синий, белый, красный.

  • Белый, синий, красный.

  • Красный, белый, синий.

9. Укажи, как называют всех людей Земли.

1) народ 2) общество 3) граждане
10. Как называется общность людей, принадлежащих к определённой национальности?

1) народ 2) общество 3) государство
11. Что считается маленькой частью общества?

1) семья 2) класс 3) соседи по дому
12. На каком из этих рисунков изображён герб России?

13. Какого главу государства переизбирают?


  1. султана 2) королеву 3) президента

14. Какой страной управляет император?

1) США 2) Японией 3) Великобританией
15. Отметь город, который является столицей России.


  1. Санкт-Петербург 2) Нижний Новгород 3) Москва

16. Что не является символом государства?

1) Кремль 2) флаг 3) герб
17.Сколько народов проживает на территории России?

1) около 60 2) около 100 3) около 160
18. Учительница спросила третьеклассников: «Что создаёт государство?» Кто из учеников дал верный ответ?

Таня: «Государство создаёт систему образования».

Виталий: «Государство создаёт армию».

Юля: «Государство создаёт семьи граждан».


  • Таня и Виталий

  • Виталий и Юля

  • Таня и Юля

19. Ученики рассмотрели в учебнике таблицу, в которой были указаны страны и их главы, и сделали вывод: «Главой государства не может быть...». Закончи вывод, сделанный детьми.

1) президент 2) министр 3) король

ТЕСТ «ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ»
1. Укажи, что изучает экология.


  • здоровье человека

  • связи между живыми существами

  • окружающую среду

  • связи между живыми существами и окружающей их средой

2. Отметь, что является домом для человечества.


  • планета Земля  государство  материк  город

3. Обозначь связь между белкой и орехами, которые она ест.


  • между растениями и неживой природой

  • между природой и человеком

  • между животными и растениями

  • между животными и неживой природой

4. Укажи, с чем связан человек.


  • с животными  с растениями

  • с неживой природой  со всем перечисленным

5. Отметь, что является окружающей средой для кабана.


  • лес  луг  поле  водоём

6. Восстанови цепочку, показывающую связь комаров и кошек.

Ядохимикаты - растения - тараканы - ... - кошки.


  • лягушки  крысы  ящерицы  человек

7. Выбери животных, для которых окружающая среда - пруд.


  • лягушка  морж карась  улитка

8. Закончи предложение. Экология - это наука о взаимосвязях...


  • Человека с окружающим миром.

  • Живых организмов между собой.

  • Живых организмов между собой и с окружающей средой.

9. Выбери из предложенных примеров связь «живое - неживое».


  • Белка - Дуб Лесник - Лось

  • Слон - Вода Лягушка - Болото
10. Выбери из предложенных примеров связь «животное - растение».

  • Полевая мышь - Зерно Кабан - Жёлудь

  • Волк - Заяц Сова - Мышь

11. Ученики обсуждали, что такое экологическое мышление.


  • Нина сказала: «Это умение жить в гармонии с природой».

  • Оля возразила: «Это умение подчинить себе природу».

  • Гриша: «Это умение не использовать природу».
Кто из ребят прав?
12. Третьеклассники дали такие определения для понятия «заповедники»:

  • Это участки красивых территорий для отдыха.

  • Это участки территорий, подготовленные для туристов.

  • Это территории, где природа находится под строгой охраной.

13. Какое из этих определений ты считаешь правильным?

Выбери верное утверждение.


  • В национальных парках можно строить заводы.

  • Национальные парки - это природные музеи под открытым небом.

  • В национальных парках запрещено проводить экскурсии для любителей природы.

14. Допиши предложения.


  • Закрытый для туристов участок земли, где вся природа находится под строгой охраной, называется _________________________.

  • Природный музей под открытым небом, где проводятся экскурсии для всех любителей природы, называется______________________________.
ТЕСТ «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ!»

1. Отметь название голубей, уничтоженных в Северной Америке.


  • перелётные 3) странствующие

  • городские 4) путешествующие

2. Как назывались огромные морские животные, обитавшие у восточных берегов России, питавшиеся подводными растениями и истреблённые в XVIII веке?


  • коровы моржи тюлени котики быки

3. Укажи, как называется природный музей под открытым небом.


  • национальный парк 2)национальный зоопарк

  • национальный заповедник 4)национальный музей

4.Укажи примеры ответственного отношения к природе.


  • браконьерство 2) сжигание травы

  • расчистка пляжей 4) вырубка лесов

5.Закончи высказывание: «Участок земли, где природа находится под строгой охраной, называется ... .


  • зоопарк 2)заповедник 3)сквер 4) музей

6. Выбери неверное высказывание.


  • Запрещено собирать редкие растения.

  • Запрещено наблюдать за животными.

  • Запрещено гулять в заповедниках.

  • Запрещено охотиться в национальных парках.

7. Укажи, как нельзя вести себя на природе.


  • Не лови и не приноси домой животных.

  • Береги лягушек, рыб, головастиков.

  • Разводи в лесу костры, ломай деревья.

  • Не убивай змей.

8. Как называются участки земли, где вся природа находится под строгой охраной?


  • зоопарк музей заповедник

9. Укажи группу слов, в которой верно названа окружающая среда яблони.


  • сад, деревня, вода, воздух, человек

  • лес, завод по переработке яблок, человек

  • почва, вода, солнечный свет, воздух, насекомые, птицы, человек

  • вода, воздух, почва, солнечный свет

10. Выбери действия человека, которые не являются природоохранными.


  • расчистка пляжей

  • вырубка лесов

  • наблюдение за редкими животными

11. Какая ситуация отражает взаимосвязь между растениями и животными?


  • Ель кормит семенами сойку. Сойка разносит семена ели в другие места.

  • Рыба питается личинками комаров. Человек питается рыбой.

  • Зимой температура воздуха понижается. Вместо дождя идёт снег.

12. Таня сказала подруге, что, став взрослой, она хотела бы серьёзно изучать связи между живыми существами и окружающей их средой. На какой факультет университета надо поступать девочке?


  • психологии биологии экологии

13. Третьеклассники привели примеры связей между живой и не-живой природой. Кто из учеников привёл правильный пример?


  • Ира сказала, что мыши питаются желудями дуба. Лиса ловит мышей.

  • Вера сказала, что ядохимикаты отравляют почву. На этой земле больше ничего не растёт.

  • Саша сказал, что после уничтожения сов с огромной скоростью плодятся мыши и уничтожают урожай, выращенный человеком.

ЭКОЛОГИЯ


  1. Отгадай загадку и нарисуй окружающую среду для этого животного.
Сколько зим и сколько лет

В робу чёрную одет,

Потому что роет ход

Каждый день трудяга.


  1. Рассмотри рисунки и составь рассказ о влиянии человека на природу. Отметь «+», что человек для природы делает хорошо, а знаком «-» - что плохо.


  1. Что приносит вред почве и лесу, а что загрязняет воздух и водоёмы? Подумай и соедини стрелочками.


  1. Напиши, что такое Красная книга
_________________________________________________________

  1. Запиши 4 названия растений и 4 названия животных, которые занесены в Красную книгу.
Растения: ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

Животные:_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________

Интересные вопросы по теме «Тела. Вещества, частицы»
1. Из какого растения получают сахар?


2. Лена очень любит кисель. Подскажи ей, как называется вещество, которое обычно используют, когда варят кисель?

1) Крахмал 2) Уксус 3) Лимонная кислота
3.Запиши обобщающие слова и определения этих слов для каждой группы рисунков.

_________________________ _________________________
4. Рассмотри рисунки. Найди и обведи «лишнее» тело в каждом ряду. Объясни свой выбор.

_______________________________________________________________________________________________________

5. Прочитай. Отметь знаком названия веществ.


6.Изобрази схематично расположение частиц в веществах.

7. Нарисуй продукты, в которых встречаются данные кислоты.

Готовые домашние задания с ответами ко второй части рабочей тетради по предмету Окружающий мир, 3 класс.

Авторы тетради Плешаков, Новицкая. Программа Песпектива. Решебник будет полезен каждому ученику третьего класса, учащемуся по Плешакову и Новицкой, ведь в рабочей тетради встречаются не только задания на знание и логику, но и часто нужно просто найти ту или иную информацию, ответы на задания в литературе или интернете, и вы легко найдете все это у нас, на сайте 7гуру.

Ответы проверены, гдз одобрены учителем начальных классов. С нами вы сделаете все домашние задания легко, просто и на одни пятерки.

Ответы на задания Окружающий мир 3 класс 2 часть

Чтобы посмотреть ответы на задания, кликайте по номерам страниц.

Дом как мир

Страница 3-5. Родной дом - уголок Отчизны

1. Вспомни, какое значение слова "мир" ты уже знаешь. Запиши его.

Мир - это наша Вселенная, земной шар.

С помощью текста учебника на с. 4-7 заверши предложения:

Еще одно значение слова "мир" - это общество людей, которые живут в одном селе, деревне.

Общие дела на благо всех делали на мирской сходке, на миру (общем собрании глав семей).

Общие для всех праздники отмечали всем миром под звучный колокольный благовест.

Другое значение слова "мир" - это лад, порядок, гармония, согласие.

В мире жить - с миром жить!

Языком узоров старинный дом рассказывал о том, как устроен мир.

Каждый дом - как вселенная.

Каждый дом - уголок отчей земли, уголок Отчизны.

2. Придумай знаки для каждого значения слова "мир". Нарисуй эти знаки в соответствующие рамки.

Земной шар. Люди на празднике. Цветы, река, лес, птицы.

3. Рассмотрите рисунки. Придумайте и запишите подписи к ним. С помощью текста учебника на с. 6-7 составьте устный рассказ по иллюстрациям.

1 рисунок - Собрание. 2 - дружная работа.

Собрались люди в одном селе на сходку, чтобы решить, что делать со старым мостом, который вот-вот разрушится. Ходить по нему уже опасно. Мост всему селу нужен, вот и решили починить его всем миром. Собрались мужчины, кто посильнее да помоложе, и принялись за работу. Кто кору с бревен снимает, кто пилит, кто бревна в мост укладывает. Вместе и работа спорится!

Фотографии для вклейки задание 4 (фоторассказ):

Страница 6-7. Свой дом - свой простор

1. Вырежи из приложения фотографии. Приклей их в рамки в соответствии с подписями. Для подсказки используй текст учебника на с. 8-10.

Ответ на рисунке.

2. Фото для вклейки:

Страница 8-9. В красном углу сесть - великая честь

1. С помощью текста учебника на с 12-13 заверши предложения:

Центр общей жизни в старину - храм.

Центральная балка старинного дома - это матица.

Печь в старинном доме называли матушкой.

Передний угол в доме называли красным (красивым).

3. Запиши, что из устройства старинного дома тебе бы хотелось взять в свой дом.

Мне бы хотелось, чтобы в моем доме была настоящая русская печь, а на окнах висели бы ставни.

Страница 10-13. Побываем в гостях

1. Запиши, какими приветствиями встречают гостя по обычаям народов твоего края.

"Хлебом-солью", "Чем богаты - тем и рады". Принимают ласково: за обе руки берут и в красный угол ведут.

2. Запиши, как провожают гостя по обычаям народов твоего края.

Конного гостя провожают до коня, пешего - до ворот.

4. Приклей фотографии или сделай рисунок внутреннего устройства традиционного жилища народов твоего края.

5. Проект "Юный краевед". Сравни между собой важнейшие черты старинного традиционного жилища разных народов. Заполни таблицу № 1 с помощью текста учебника.

Таблица № 1.

Жилище ханты и манси Жилище кавказских народов
Строительный материал - Чум на каркасе из жердей, крытый оленьими шкурами.
- Землянки
- Шалаш из ветвей.
Дом-крепость, дом-башня из камня.
Порог Около порога – обувь и дымокур (для отпугивания комаров). Останавливаться и сидеть не положено. Порог высокий, на него нельзя наступать. Кто перешагнет порог – тот уже гость.
Мужская половина Священное место (передняя сторона напротив входа) Задняя половина – за очагом. Здесь принимают гостей.
Женская половина Правый угол – домашнего огня сторона. Передняя половина перед очагом.
Священное и почетное место Передняя сторона напротив входа. Здесь хранят домашние святыни. Центральный столб жилого этажа, очаг.

Исследуй важнейшие черты традиционного жилища одного из народов твоего края (по выбору). Запиши результаты в таблицу № 2. Сравни результаты обеих таблиц. Определи общие и различные черты.

Таблица № 2. Традиционное жилище одного из народов твоего края (украинская хата-мазанка)

Вывод: Жилища разных народов имеют как общие черты, так и разные. В каждом жилище всегда есть священное место, дом обычно делится на мужскую и женскую части. Порог дома - всегда особенное место в жилище всех народов, с ним связано много поверий и обычаев.

Страница 14-15. На свет появился - с людьми породнился

1. Запиши, какие названия по родству у тебя есть сейчас в твоей нынешней семье. Используй названия степеней родства в языках народов твоего края.

Я - сын (дочь) для своих родителей. Я также брат (сестра) для своих братьев и сестер. Для бабушки и дедушки я - внук (внучка). А для моих тети и дяди я - племянник (племянница). Для детей моих тети и дяди я - двоюродный брат (сестра).

2. Запиши, какие названия по свойству у тебя появятся, когда в будущем ты вступишь в брак. Используй для этого названия степеней свойства в языках народов твоего края.

Когда я женюсь (выйду замуж), то я стану мужем (женой). Для родителей жены я буду зятем, а она для моих родителей станет невесткой (или снохой). Родители моей жены будут для меня называться тестем и тещей. А мои родители для моей жены будут свёкор и свекровь.

Страница 16-17. Родословное дерево

Пример составления:

Страница 18-19. Муж и жена - одна душа

1. Помести рядом изображение свадебного костюма народов твоего края (по выбору) или нарисуй его.

2. Найди и подсчитай, сколько в тексте учебника на стр. 32-33 слов с корнем -лад- , -лаж-. Запиши эти слова. Подбери синонимы к этим словам в русском языке и языках народов твоего края.

Ответ: ладно (мирно, в согласии), слаженно (гармонично), прилажены (прикреплены), лад (согласие, мир), ладная жизнь (удачная, успешная).

3. Запишите, какие качества характера, по оценкам народов вашего края, помогут молодоженам сохранить их союз навечно, как они и пожелали тогда, когда прикрепляли свой замочек к мосту.

Качества характера супруга: глава в доме, работящий, богобоязненный, заботливый, любящий, умеющий прощать, верный, хороший отец.

Качества характера жены: послушная мужу, верная, хозяйственная, рукодельница, богобоязненная, добрая, скромная, любящая жена и мать, мудрая, терпеливая.

Страница 20-21. Святость отцовства и материнства

1. С помощью текста на с. 37 учебника заверши мысли о святости отцовства и материнства:

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Отца с матерью почитаешь - на вечные веки счастлив бываешь.

Все имеет свою цену - отец и мать бесценны!

Все купишь, а отца-мать не купишь!

3. Подбери и запиши пословицы народов твоего края о важности почтительного отношения детей к родителям.

Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.
Дети родителям не судьи.
Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.
Кто матери не послушает – в беду попадет.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.

Страница 22-23. Добрые дети - дому венец

1. С помощью текста на с 40-41 учебника запишите, чему в старину учились девочки и мальчики, готовясь к взрослой жизни.

Девочки учились работать по дому (убирать, готовить), а также рукодельничать: прясть, вышивать.

Мальчики учились работать с инструментами, помогали содержать в порядке домашнюю утварь, упряжь для коня, занимались гончарным делом. А главное, чему они учились - пахать, сеять, косить.

2. ...Запиши, чему учишься ты, готовясь к взрослой жизни.

Я учусь делать работу по дому, обучаюсь в школе математике, русскому языку и другим наукам.

Фото для вклейки

3. Моё имя - путеводная звезда.

Меня зовут Максим. В переводе с латинского языка это значит "величайший". Я постараюсь оправдать значение своего имени и добиться в жизни больших успехов.

4. Напиши о человеке, который носит одно с тобой имя и мог бы стать для тебя образцом. По возможности подбери и приклей фотографию.

Максим Поташёв – знаток клуба «Что? Где? Когда?», обладатель звания Магистр игры.

Страница 24-25. Детские игры - школа здоровья

1. Найди в устном творчестве народов твоего края игру-потешку для самых маленьких. Запиши ее.

По кочкам, по кочкам, по узеньким дорожкам шёл петух, в ямку бух!

Сорока-белобока
Где была? - Далёко!
Печку топила,
Кашку варила,
Деток кормила.
Этому дала, (загибаем мизинец)
Этому дала, (загибаем безымянный палец)
Этому дала, (загибаем средний палец)
Этому дала. (загибаем указательный)
А этому - не дала! (трогаем за большой палец)
Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил -
Не будет тебе кашки!

2. Придумай скороговорку.

Миша мыл окошко мылом, Мила мылом мыла пол.

Андрей резал сельдерей.

У Вари на базаре ведерко отобрали.

3. Отгадай учебные загадки. Запиши отгадки.

1. Что стоит в середине Земли? (буква "м")

3. Может ли петух назвать себя птицей? (нет, не может, он не умеет говорить)

4. Сидят три кошки. Против каждой кошки - две кошки. Сколько всего кошек? (три, они сидят в кругу).

5. Под каким деревом сидит заяц во время дождя? (под мокрым)

4. Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями. Придумайте и запишите учебные загадки для любого школьного предмета по выбору (математики, чтения, русского языка, музыки, изобразительного искусства).

Маленький дом, нет ни крыши, ни окон в нем (квадрат)

Какой корень не растет в земле? (корень в слове)

Эту соль нельзя съесть, но зато ее можно спеть (нота "соль")

Эта дама непростая: где есть снег, там след оставит (кисточка)

5. Вместе с родным тебе человеком напиши ответ на загадку: "Что нам дороже всего?"

Семья, родные и близкие люди.

6. Вспомни со старшими игру спортивного типа. Запиши ее правила, нарисуй схему

Игра "Вытолкни за линию"

На расстоянии 1 м проводятся две параллельные линии. На линии становятся игроки двух команд спиной друг к другу. По сигналу они сближаются, и каждый игрок, упираясь в противника плечами и спиной, старается вытолкнуть его за линию границы. Побеждает команда, которая вытолкнет больше игроков.

Страница 26-29. Строение тела человека

1. В каком ряду перечислены только внутренние органы? Отметь галочкой.

Ответ: ставим галочку в 3 ряду - головной мозг, легкие, сердце, желудок, кишечник.

2. Самостоятельно или с помощью учебника запиши определения.

Орган - это часть организма, которая имеет определенное строение и выполняет определенную работу.

Система органов - это несколько органов, выполняющих общую работу.

4. С помощью учебника заполните таблицу.

Системы органов человека

№ п/п Название системы органов Из чего состоит Какую работу выполняет
1 Опорно-двигательная система Скелет, мышцы Обеспечивает опору тела человека и его движение
2 Пищеварительная система Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник Обеспечивает измельчение и переваривание пищи в организме
3 Дыхательная система Носовая полость, трахея, бронхи, легкие Обеспечивает организм кислородом и помогает удалять углекислый газ
4 Кровеносная система Сердце, кровеносные сосуды Обеспечивает движение крови – кровообращение.
5 Нервная система Головной мозг, спинной мозг, нервы Управление деятельностью всего организма.

5. Пронумеруй рисунки на с. 28 в следующем порядке: 1) пищеварительная система; 2) дыхательная система; 3) кровеносная система; 4) нервная система. Подпиши названия указанных органов. Проверь себя по учебнику.

6. В дополнительной литературе, сети интернет найди интересные факты о строении и работе различных органов (систем органов) человека. запиши их. Подготовь сообщение классу.

Форма наших ушей странная, но именно такая форма помогает нам лучше улавливать звуки. Сквозь ушную раковину и слуховой проход звук проникает в среднее ухо. Некоторые животные, например, заяц, могут двигать ушами в направлении звука, поэтому слышат они лучше, чем человек.
Внутри каждого уха находится по три петлеобразных трубочки, заполненных жидкостью. Когда человек кружится, жидкость приходит в движение. Особые нервы улавливают это и сообщают мозгу. Когда же человек останавливается, то жидкость еще какое-то время колеблется, поэтому бывает головокружение.
Если к уху поднести морскую ракушку, то можно услышать шум прибоя. Говорят, что это море шумит в ракушке. Но на само деле мы слышим не море, а шум крови у себя в голове.
Самая мелкая косточка находится в ухе. Она называется стремечко. Ее длина - всего 2 миллиметра.

Источник: сайт 7 гуру и книга "Отчего и почему?" из серии "Энциклопедия для любознательных".

Страница 30-33. Как работает наш организм

1. Используя информацию учебника, впиши цифровые данные в текст.

Скелет и мышцы.

В скелете человека более 200 костей. Количество мышц в теле человека еще больше, их почти 650 . При ходьбе используется 200 мышц. Для того, чтобы наморщить лоб, нам требуется 43 мышцы, а для того, чтобы улыбнуться - 17 .

2. Пронумеруй органы в той последовательности, в которой по ним проходит пища.

Пищевод - 3
Кишечник - 5
Глотка - 2
Желудок - 4
Ротовая полость - 1

3. В какой последовательности воздух при вдохе проходит по органам дыхания? Пронумеруй красным карандашом. А как он движется при выдохе? Пронумеруй синим карандашом.

при вдохе (красным карандашом): носовая полость, трахея, бронхи, легкие.

при выдохе (синим карандашом): легкие, бронхи, трахея, носовая полость.

4. Самостоятельно или с помощью учебника ответь на вопросы.

Что кровь берет из воздуха в легочных пузырьках? (Кислород)
Что кровь отдает в воздух в легочных пузырьках? (Углекислый газ)
Что кровь несет из легких всем органам тела? (Кислород)
Что кровь забирает в органах тела и несет в легкие? (Углекислый газ)

5. С помощью учебника или самостоятельно заполни пропуски в тексте.

Кровь движется в нашем теле благодаря работе сердца . Оно имеет толстые мышечные стенки . Сердце с силой выталкивает кровь в кровеносные сосуды . Обежав всё тело, кровь возвращается в сердце . Чтобы обогатить кровь кислородом, сердце посылает её в лёгкие , а затем вновь заставляет путешествовать по всему телу.

6. Практическая работа "Измерение пульса"

Пульс ребенка в состоянии покоя от 70 до 120 ударов в минуту.
Пульс ребенка после 5 приседаний от 110 до 140 ударов в минуту.

Пульс взрослого в состоянии покоя от 60 до 110 ударов в минуту.
После 5 приседаний - 120 - 140 ударов в минуту.

Страница 34-37. Что такое гигиена

1. Рассмотрите условные знаки. Какие правила в них зашифрованы? Расскажите по этим знакам, как выработать правильную осанку.

Чтобы выработать правильную осанку, нужно ровно сидеть за партой, не нагибаться при ходьбе. При ношении тяжестей нагрузка должна быть симметричной (одинаковой на обе руки). Необходимо регулярно делать зарядку. Спать на ровной постели с ортопедическим матрасом.

2. Практическая работа "Уход за зубами".

1. Рассмотрите фотографии. Отметьте (закрасьте кружок) предметы, необходимые для ухода за зубами. Объясните (устно) назначение каждого предмета.

Зубная щетка нужна для того, чтобы механически удалять с зубов налет утром и вечером. Зубная паста помогает удалять налет на зубах и ухаживает за деснами. Ополаскиватель освежает дыхание, убивает микробы. Зубная нить удаляет застрявшие между зубов частицы пищи.

4. Составьте меню для своей семьи.

Наше меню

Завтрак Обед Ужин
Каша овсяная,
чай
Суп гороховый,
макароны, котлета,
компот, фрукты
Творог со сметаной, сушеные фрукты
Каша гречневая,
молоко
Борщ
Картофельное пюре, сосиска
Сок, фрукты
Вареное яйцо, сыр, чай с бутербродом
Творог со сметаной,
какао
Суп-лапша,
вареники с творогом
Компот
Овощное рагу, чай
Каша рисовая,
сок
Плов
Салат из свежих овощей
сок
Жареная рыба, компот, фрукты
Каша пшенная,
напиток из шиповника
Суп с гречкой
Котлета рыбная
Тушеные овощи
Творожная запеканка,
Яйцо вареное
чай

Докажите, что ваше меню соответствует правилам здорового питания.

В этом меню присутствуют разнообразные продукты, в том числе полезные для организма творог, сырые овощи и фрукты, мясо, крупы.

Страница 38-39. Наши органы чувств

1. Соедини линиями слова в левом и правом столбиках.

Орган зрения - Глаза

Орган слуха - Уши

Орган обоняния - Нос

Орган вкуса - Язык

Орган осязания - Кожа

2. Самостоятельно или с помощью рисунка учебника подпиши указанные части глаза и уха.

3. Сформулируйте правила гигиены органов чувств, которые "зашифрованы" в этих рисунках. Покажите стрелками, к каким органам чувств они относятся.

Правила для ушей: Не слушать громкую музыку, чаще слушать звуки природы, не засовывать в ухо спички. Чтобы избежать укачивания в транспорте (а за это отвечает внутренне ухо), не смотрите в боковое окно и не закрывайте глаза. Укачивает, когда ухо и глаз получают разную информацию о движении.

4. Узнай подробнее о строении и работе наших органов чувств. Воспользуйся ля этого дополнительной литературой, сетью интернет. Запиши несколько интересных фактов.

Несколько интересных фактов о глазах

Зачем мы моргаем? Слезы выделяются из глаз всегда. Но, когда человек моргает, слезы равномерно распределяются по поверхности глаза. Он всегда остается влажным и не пересыхает.

Когда человек моргает, глаз закрывается всего на одну треть секунды. А моргает человек несколько тысяч раз в день.

Почему в темноте ничего не видно? Для того, чтобы видеть, глазам необходим свет. Отражаясь от окружающих предметов, лучи света проходят внутрь глаза через абсолютно черный зрачок. Информация, воспринятая глазом, поступает в мозг, который обрабатывает ее и говорит нам, что мы видим.

В задней части глазного яблока находится сетчатка. На ней формируется перевернутое вверх ногами изображение того, что мы видим. Мозг переворачивает его обратно, так что мы видим все правильно.

Источник: книга "Отчего и почему?" из серии "Энциклопедия для любознательных".

Страница 40-43. Школа первой помощи

1. Закрасьте на рисунке столбики ртутного термометра так, чтобы показать температуру:

2. Запишите показания этих термометров.

36,8° тридцать шесть и восемь
38° тридцать восемь
38,6° тридцать восемь и шесть
40,5° сорок и пять

3. Отметьте (закрасьте кружок), на каком дисплее электронного термометра показана нормальная температура.

Температура моего тела

2. Запишите номера телефонов экстренной помощи.

Пожарная охрана 01, 101
Полиция 02, 102
Скорая медицинская помощь 03, 103
Газовая служба 04, 104
МЧС 112
Единая служба экстренной помощи 112, 101

3. Используя информацию учебника, заполни таблицу.

Как оказать первую помощь

Страница 44-45. Что мы делаем для здоровья

Подготовьте фоторассказ о том, что в вашей семье делается для охраны и укрепления здоровья - твоего и всех твоих близких.

Фото для вклейки:

Закаливание

Страница 46-47. Здоровью цены нет

1. Подбери и запиши пословицы о правилах здорового образа жизни в культуре народов твоего края.

1. Правила здорового сна: Кто рано встает, тому Бог подает.
Кто хочет много знать, тот не должен долго спать.
Много спать - дела не знать (добра не видать).
Рано вставши, больше наработаешь.
Силен слон, да посильнее его сон.
Сон - лучшее лекарство.

2. Правила чистоты: Баня парит и здоровье правит.
Болезнь с грязью в дружбе.
В бане помылся - заново родился.
В баню сходил - себя омолодил.
К чистому поганое не пристанет.
Помыл грешное тело - сделал великое дело.
Чистого и огонь не обожжет.
Чистота - залог здоровья.
Чистота – лучшая красота.
Чистые сапоги быстрее ходят.

3. Правила жизни в ладу с природой: Земля - тарелка: что положишь, то и возьмешь.
Огонь - царь, вода - царица, земля - матушка, небо - отец, ветер - господин, дождь - кормилец, солнце - князь, луна - княгиня.
Возле леса жить - голодному не быть.
Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади.
Растение - земли украшение.
Возвращай земле долг - будет толк.
Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку вся земля.

4. Правила здорового питания: Завтрак съешь сам, обедом поделись с другом, а ужин отдай врагу.
Когда я ем, я глух и нем.
Кто не ел горькой пищи, тот не знает сладости меда.
Кто от жира тяжко дышит - тот здоровьем и не пышет.
Лакомый кусок - напоследок.
Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
Как жуешь, так и живешь.
Хорошего понемножку, сладкого не досыта.

5. Правила здорового движения: В здоровом теле - здоровый дух.
Двигайся больше - проживешь дольше.
Если не бегаешь, пока здоров, придётся побегать, когда заболеешь.
Быстрого и ловкого никакая болезнь не догонит.
Закалишься - от болезни отстранишься.
Ледяная вода - для всякой хвори беда.
Пешком ходить - долго жить.
Утро встречают зарядкой, вечер провожают прогулкой.

6. Правила избавления от недугов: На всякую болезнь зелье вырастает.
Лодырю всегда нездоровится.
Тому не надобно ложиться, кто хочет от болезни освободиться.
Лук семь недуг лечит.
Лук да баня все правят.
Горькое лекарство рот вяжет, да болезнь излечивает.

2. С помощью взрослых составь рассказ о человеке, который показал пример силы воли и силы духа.

Дмитрий Полухин - человек, сильный духом, человек с силой воли.

Курсант кадетского корпуса МЧС 17-летний Дима Полухин, рискуя своей жизнью, спас троих детей из горящего здания торгового центра "Зимняя вишня" в Кемерово. Курсант пошел на голос и увидел, что в одном из помещений трое малышей забились в угол и плачут. Он наощупь прошел к детям, которых было не видно в дыму, и вывел их из огня. К счастью, он остался жив.

Фото героя:

Стр. 48-49. Дом не велик, а стоять не велит

1. Запиши, как управляют домашним хозяйством в культуре народов твоего края, ответив на следующие вопросы:

Как зовут главу семьи? Пишем имя и отчество отца
Каковы права и обязанности главы семьи? Он работает, обеспечивает семью, ходит за продуктами, помогает по хозяйству супруге.

Как зовут супругу главы семьи? Имя и отчество матери.
Каковы ее права и обязанности? Она работает, готовит еду, прибирает дома, определяет, куда мы поедем отдыхать.

Каков распорядок дел в домашнем хозяйстве в течение дня? Проснуться, позавтракать, разойтись по делам (школа, работа), вернуться домой, поужинать, сделать уроки, провести время вместе.

Какие правила поведения за столом во время трапезы? Не разговаривать во время еды. Не чавкать и не разбрасывать еду. После еды говорить "спасибо".

2. Кратко опиши свои повседневные обязанности по дому. Заправлять кровать, прибирать свою одежду, поддерживать чистоту в своей комнате, ходить в школу и делать уроки, мыть посуду после ужина.

3. Кратко опиши, какое участие ты принимаешь в подготовке семейных праздников. Я помогаю наряжать квартиру, выбирать подарки, готовить праздничный обед или ужин, накрывать на стол.

4. Нарисуй, как ты представляешь себе свою будущую семью, дом и домашнее хозяйство.

Страница 50-53. Семейный бюджет

1. Самостоятельно или с помощью учебника напиши определения.

Доходы семьи - это деньги, которые зарабатывают и получают члены семьи.
Расходы семьи - это деньги, которые семья тратит.
Семейный бюджет - это соотношение доходов и расходов семьи.

2. На что ты охотнее потратишь деньги? Пронумеруй расходы в порядке их уменьшения значимости для тебя.

Вы бы, конечно, хотели начать с мобильного телефона и компьютерных игр, но учитель этого не оценит. Так что нумеруем в таком порядке:

1 Книга
2 Подарки родным, друзьям
3 Билет в музей
4 Билет в кино
5 Музыкальный диск
6 Мобильный телефон
7 Мороженое
8 Компьютерная игра
9 Чипсы
10 Конфеты

Что ещё? Допиши. Аксессуары для компьютера, товары для творчества, игрушки.

3. В семье третьеклассника Дениса папа работает программистом в фирме, мама - библиотекарь. Дедушка и бабушка - пенсионеры, но бабушка работает билетным кассиром в театре. Какие виды доходов имеет семья Дениса?

Ответ: Зарплата мамы, папы и бабушки; пенсия бабушки и дедушки.

4. Придумайте воображаемую семью и составьте для нее бюджет.

В семье мама работает учителем, а папа врачом. Их старший сын учится в институте, а младший в 5 классе. Бабушка и дедушка на пенсии.

Бюджет: зарплата мамы и папы, стипендия старшего сына, пенсия бабушки и дедушки минус расходы на еду, транспорт и обучение.

5. Вырежи из Приложения фотографии банкнот и наклей их в соответствующие рамки на стр. 52. Подпиши названия денежных единиц. На фото сверху вниз: 1000 рублей, 5 евро, 100 долларов США.

6. Собери на этой странице коллекцию монет...

Подкладываем металлическую монетку под страницу и закрашиваем по бумаге карандашом. У вас получится отпечаток монетки примерно такой:

Страница 54-55. Мудрость старости

1. Рассмотри старинную картинку "Ступени человеческого века". Запиши под каждой ступенькой ее название. Используй для этого слова: детство, зрелость, младенчество, глубокая старость, юность, приближение старости, спокойствие, особая милость Божья.

0 лет - младенчество

10 лет - детство

20 лет - юность

30-40 лет - зрелость

50 лет - спокойствие

60 лет - приближение старости

70 лет - старость

80-90 лет - глубокая старость

100 лет - особая милость Божия.

2. Из текста учебника на с. 80-81 выбери пословицу, которая тебя заинтересовала больше всего. Подбери к ней пословицу, похожую по смыслу из творчества народов твоего края. Запиши ее.

Доброе слово легко дарить. - Доброе слово и кошке приятно.

Лучше голодать, чем краденое есть. - Купленный сухарь краденого пирога вкуснее.

3. Запиши в кружках 12 добрых качеств, которые составляют богатство души человека.

Качества: доброта, честность, верность, терпеливость, скромность, щедрость, миролюбивость, умение любить, оптимизм, умение прощать, радушие, жертвенность.

Страница 56-57. Путешествие к А.С.Пушкину

1. С помощью текста учебника (с. 84-85) дополни предложения:

Имена двух родоначальников пушкинского рода по отцовской линии: воин Ратмир, дружинник Александра Невского; Гаврила Алексич.

Имя отца Александра Сергеевича Пушкина - Сергей Львович Пушкин.

Имя матери поэта - Надежда Осиповна Ганнибал.

Имя деда поэта по материнской линии - Осип Абрамович Ганнибал.

Имя супруги А.С. Пушкина - Наталья Николаевна Пушкина (в девичестве - Гончарова).

Имя старшей дочери поэта - Мария Александровна Пушкина.

Имя старшего сына поэта - Александр Александрович Пушкин.

Имя младшего сына поэта - Григорий Александрович Пушкин.

Имя младшей дочери поэта - Наталья Александровна Пушкина.

В поисках всемирного наследия

Страница 58-59. Всемирное наследие

1. Пользуясь определением Всемирного наследия, приведенным в учебнике, дай определения его частей.

Всемирное природное наследие - это выдающиеся достопримечательности природы, подлежащие обязательной охране.

Всемирное культурное наследие - это объекты культуры разных стран, подлежащие обязательной охране.

2. Отметь эмблему всемирного наследия - крайняя справа (квадрат в центре круга).

Эмблема символизирует взаимозависимость культурного и природного наследия человечества: квадрат – все созданное руками человека, а круг – природное начало. Они тесно связаны между собой. Круглая форма эмблемы – символ мира и в то же время призыв оградить и сохранить наследие человечества.

3. К чему относятся эти объекты? Укажи стрелками.

Слева все природное, справа культурное.

Всемирное природное наследие: вулканы Камчатки; Национальный парк Серенгети; Большой каньон.

Всемирное культурное наследие: Деревянные церкви Кижи; Венеция; Тадж-Махал.

4. Пользуясь различными источниками информации, приведи свои примеры объектов Всемирного наследия.

Объекты Всемирного наследия в России:

Исторический центр Санкт-Петербурга, Московский Кремль и Красная площадь, Исторические памятники Новгорода и окрестностей, Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова», Белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Церковь Вознесения в Коломенском, Озеро Байкал, Золотые Алтайские горы, Убсунурская котловина, Куршская коса, Остров Врангеля, Ленские столбы, Древний город Херсонес

Объекты Всемирного наследия в других странах:

Старый город в Иерусалиме и его крепостные стены (Израиль), Библейские холмы – Мегиддо, Хацор, Беэр-Шева (Израиль), Великая китайская стена (Китай), Остров Якусима (Япония), Руины древнего города Мачу-Пикчу (Перу), Йеллоустонский национальный парк (США), Национальный парк Гавайские вулканы (США)

5. Если в твоем крае есть объекты Всемирного наследия, запиши их названия. Можно наклеить фотографии.

Фото для вклейки (Московский Кремль)

Страница 60-63. Московский Кремль

1. Рассмотри план-схему Московского Кремля. Красным цветом закрась номера сооружений Кремля как воинской крепости, синим цветом - номера сооружений Кремля как центра государственной власи, желтым цветом - сооружения Кремля как духовной святыни России.

Красный: 1, 3, 5, 8, 11

Синий: 4, 6, 9, 12

Желтый: 2, 7, 10

2. Вырежи из Приложения изображения экспонатов Оружейной палаты Московского Кремля. Приклей их в соответствующие рамки.

3. Раскрась рисунок "Московский Кремль"

Поможет вам в этом схема:

Страница 64-65. Озеро Байкал

1. Пользуясь информацией учебника, впиши цифровые данные в текст.

Чудо-озеро

Протяженность Байкала составляет 636 км . Его наибольшая глубина - 1642 м . В этом великом озере содержится 1/5 часть всей пресной воды планеты. В Байкал впадает более 300 рек , Вытекает из него одна река - Ангара. Возраст Байкала составляет не менее 25 млн. лет. Из числа обитающих в озере растений и животных 2/3 встречаются только здесь и нигде больше.

2. Знаешь ли ты обитателей Байкала? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в соответствующие рамки.

3. Если тебе приходилось бывать на Байкале, напиши рассказ о своих впечатлениях. Или вырази свое отношение к нему, которое сложилось у тебя на уроке.

Впечатление о Байкале

Озеро Байкал очень величественно, с ним связано много легенд и тайн. Природа на Байкале очень красива, восхитительна, а вода практически кристально чистая. В озере Байкал есть камень под названием шаман-камень. По легенде дочка Байкала - Ангара хотела убежать к суженому - Енисею, но отец разгневался и сбросил огромный камень на дочку, чтобы та не убежала, так и остался на века в этом месте шаман-камень. На воде виднеется лишь маленькая его верхушка, которая с каждым днем становится все меньше и меньше, из-за погружения под воду.

Страница 66-67. Путешествие в Египет

1. С помощью текста на с. 104-105 учебника дополни предложения.

Большая часть Египта - это безводные пустыни. Поэтому так почитают в Египте Нил - одну из великих рек мира, источник жизни для египтян. Самый древний народ Египта - копты . Столица Египта - город Каир .

2. Запиши, какими видами работ занимались египтяне.

Ответ: Египтяне занимались выращиванием пшеницы и других злаков, разводили скот, охотились.

3. Знаешь ли ты достопримечательности Египта? Вырежи фотографии из Приложения и наклей их в соответствующие рамки.

4. Дополни изречения египетских мудрецов:

Приучи уста твои говорить то, что есть в сердце твоем.
Не отвечай злом на зло: тому, кто сделал тебе зло, сотвори благо , чтобы чтобы делом благим победить зло
Душа сильная, добровольно перенося лишения, становится еще сильнее .

Страница 68-71. Путешествие в Грецию

1. Запиши следующие сведения.

Страны, с которыми граничит Греция: Албания, Македония, Болгария, Турция.
Моря, омывающие берега Греции (входят в состав Средиземного моря): Ионическое море, Эгейское море.
Крупнейшие острова Греции: о. Крит, о. Родос, о. Керкира (о. Корфу).

2. Знаешь ли ты достопримечательности Афин? Вырежи фотографии из Приложения и наклей их в соответствующие рамки.

3. Используя информацию учебника, заполни пропуски в тексте.

Сердце Афин

Главная достопримечательность Афин - высокий холм с расположенными на нем сооружениями. Это Афинский Акрополь . Он внесен в Список Всемирного культурного наследия .

Парадный вход в Акрополь называется Пропилеи . Главное из древних сооружений на знаменитом холме - Парфенон . Это храм, построенный древними греками в честь богини Афины . Слева от него расположен храм поменьше - Эрехтейон .

У подножия древнего холма расположен новый музей , открытый в 2009 году.

4. Пользуясь различными источниками информации, подбери несколько интересных фактов о Греции. Запиши их.

В Греции целых 7 морей: Эгейское, Ионическое, Средиземное, Миртойское, Фракийское, Ливийское и Критское.

Греция считается родиной математики, так как именно греки первыми начали ее преподавать.

В Древней Греции были рождены мифы и легенды, открывающие сказочный мир древних чудовищ и богов.

Источник информации: интернет.

В Греции множество островов, и перебраться с одного на другой можно только на лодке. А древние греки предпочитали путешествовать морем, даже когда можно было доехать из одного города в другой по суше.

Согласно древнегреческим мифам, боги жили на вершине горы Олимп, самой высокой горы в Греции. Они постоянно ссорились друг с другом и строили друг другу козни.

Древние греки поклонялись многим богам. У каждого "бога" были свои обязанности. Одни боги были добрыми и справедливыми, а другие - коварными и жестокими. Гомер, знаменитый поэт Древней Греции записал много историй из жизни богов.

В Греции зародились олимпийские игры. Они были частью празднеств, устраиваемых в честь бога Зевса. В соревнованиях участвовали только мужчины. Атлеты выступали полностью обнаженными.

Известный всему миру математик Архимед жил в Греции около 250 года до нашей эры. Как-то раз, принимая ванну, он нашел решение задачи, над которой бился долгое время. Он тут же выскочил из ванны с криком "Эврика!", что означает "нашел".

МЕСТО НАРОД ЧИСЛЕННОСТЬ (МЛН. ЧЕЛОВЕК) СТРАНА ПРОЖИВАНИЯ Бразильцы 149 Бразилия Американцы 194 США Русские 146 Россия Индусы (хинди) 244 Индия Бенгальцы 190 Индия, Бангладеш Японцы 126 Япония Китайцы 1220 Китай 1 4 2 5 7 6 3

Государственный флаг Государственный герб Государственный гимн Символы государства

Символы Российской Федерации флаг гимн герб

Предварительный просмотр:

Тема: Общество. Человек как член общества. Семья как часть общества, многообразие народа земли.

Педагогическая цель: способствовать формированию целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

Планируемые результаты:

Образовательная: создать условия для формирования представлений о людях, населяющих планету Земля; о символах РФ, дать представление об обществе и из каких частей оно состоит.

Развивающая: развивать умение работать с разными источниками информации; расширение кругозора, словарного запаса, развитие связной речи.

Воспитательная: воспитывать любознательность; способствовать формированию чувства патриотизма, воспитывать самостоятельность и ответственность по отношению к выполняемому труду.

УУД:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать.

Коммуникативные: работать в группе: координировать принимать различные позиции во взаимодействии, формулировать выводы и оценивать достижения на уроке

Личностные результаты

Формирование

Основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,

Осознание своей этнической и национальной принадлежности

Ценностей многонационального российского общества;

Уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.

Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки

Сценарий урока

I. Самоопределение к деятельности

1. Приветствие

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

2. Проверка домашнего задания

ΙΙ. Актуализация знаний

- Посмотрите на слайд, что на нём изображено?

Можете ли вы разгадать данный ребус?

А как вы понимаете, что такое общество?

Общество – совокупность людей, объединённых общими условиями жизни.

И как вы думаете, какая же тема нашего урока?

III. Постановка проблемной учебной задачи

Как вы думаете, слово «общество» и «семья» связаны между собой? (семья это ячейка общества)

Какие задачи вы поставите перед собой?

научиться определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества;

1. Человек и общество.

– Объясните пословицы:

Человек без Р одины, как соловей без песни. (Человеку нужна родина, ведь соловей без песни не может, так и человек не может без родины)

На родной стороне и камешек знаком. (На Родине все любимо и знакомо)

Если дружба велика – будет Родина крепка. (Если мы будем в мелочи замечать истинный смысл, то и в большой части все будет хорошо)

Жить – Родине служить. (Жизнь должна пройти с пользой для общества)

На доске запись: семья, общество, человечество

– Постройте цепочку от меньшего множества к большему. (Семья, общество, человечество.)

– Какое из этих слов вы можете объяснить? (С емья.)

– Какое слово обозначает самое маленькое количество людей? (С емья.)

– Как вы объясните слово общество? (Общество.)

– Как вы объясните слово человечество?

Это главные понятия нашего урока.

IV. Открытие новых знаний

Работа по учебнику (с. 18–19).

Найдите ответы на вопросы:

– Что такое человечество?

– Что такое семья?

– Что такое народ? Сколько разных народов насчитывается на З емле?

Рассказ учителя с элементами беседы.

– Человек живет среди людей, в обществе . Будучи частью природы, он одновременно является частью общества. В этом заключается удивительная особенность человека, его место в мире. Когда хотят сказать обо всех людях нашей планеты, то обычно говорят «человеческое общество» или «человечество». Человечество – это команда одного большого корабля. Трудно представить себе эту команду. Гораздо проще представить маленькую часть общества – свою семью (рисунок в учебнике) . Семья – очень важная часть общества, она объединяет самых близких друг другу людей.

Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о прабабушках и прадедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях.

Наши предки... В каждом из нас их частица, а потому, найдя все истоки, можно узнать все о них. Частью общества является и народ, к которому вы принадлежите.

А можно ли фото на с.19 назвать семьей?

– Как вы думаете, сколько сейчас на З емле народов? (Ответы учащихся.)

На Земле насчитывается до 5 тысяч различных народов. У каждого народа свой язык, свои национальные костюмы, свои сказки, песни, танцы; представители многих народов различаются цветом кожи, чертами лица.

Подумайте еще раз можно ли назвать эти народы на фотографии, семьей?

Практическая работа

– Укажите место каждого народа в таблице (Слайд) :

Самые многочисленные народы

Место

Народ

Численность (млн. чел.)

Страна проживания

Бразильцы

Бразилия

Американцы

США

Русские

Россия

Индусы (хинди)

Индия

Бенгальцы

Индия, Бангладеш

Японцы

Япония

Китайцы

1220

Китай

Учащиеся выполняют задание. Подвожу итоги

Беседа:

– Чем отличается каждый народ? (Языком, культурой, национальным характером, религией, традициями и т. д.)

Физкультминутка

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

VΙ. Открытие нового знания (продолжение)

Всего на З емле около 200 государств (вывешивает карту мира) .

– Перечислите, что имеет любое государство (страна). (Государство (страна) имеет: территорию, государственную границу, столицу, народ, государственный язык, главу государства, символы государства (флаг, герб, гимн), законы, экономику, образование, науку, культуру.)

Россия – наша Родина.

– У поэта-песенника Михаила Матусовского есть хорошие слова:

С чего начинается Родина?

А может, она начинается

С картинки в твоем букваре,

С той песни, что пела нам мать.

С хороших и верных товарищей,

С того, что в любых испытаниях

Живущих в соседнем дворе.

У нас никому не отнять…

На этот вопрос каждый ответит по-своему, у каждого свои представления о Родине.

Что для вас означает слово Родина? Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.

– Как называется наша Родина?

– Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. В России проживают люди многих национальностей – это русские, татары, чуваши, ненцы, якуты и многие другие. А Родиной мы зовем ее потому, что здесь мы родились, все вокруг для нас родное.

– К ак называется главный город России?

Москва – это Красная площадь.

Москва – это башни Кремля.

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя.

(В. Степанов.)

Сколько лет Москве? (870)

Москва – столица России. Столица – это город, в котором работает правительство страны.

Глава Российского государства – президент (Владимир Владимирович Путин).

Председатель П равительства России – премьер-министр (Дмитрий Анатольевич Медведев).

Государственные символы России.

– Государства отличаются друг от друга географическим положением, языком, на котором разговаривает народ, своей историей, традициями, своими символами. Символов у государства несколько, и мы с ними сегодня познакомимся.

Чтение стихотворения

У России величавой

Он смотреть бы сразу мог.

На гербе орёл двуглавый,

Сильный, мудрый он и гордый.

Чтоб на запад и восток

Он – России дух свободный.

(В. Степанов.Герб России.)

Флаг – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.

Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии царь Петр I.

Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – красный – мир природный; выше – голубой – мир небесный; еще выше – белый – мир Божественный.

В России эти цвета издавна почитались и имели еще и такие значения: белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.

Вот еще одна трактовка цветов (читает стихотворение) :

Белый цвет – берёзка,

Синий – неба цвет.

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

(В. Степанов.Флаг России.)

– Герб России представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. На груди орла помещён герб Москвы (столицы). Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

– Есть еще один важный символ нашей Родины – это гимн. Гимн – это торжественная хвалебная песня. Эта песня объединяет и сближает граждан всей страны.

Государственный гимн исполняют в особо торжественных случаях. Например, при встрече иностранных делегаций, на торжественных собраниях, при награждении победителей международных спортивных мероприятий. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране.

Встанем и послушаем гимн.

– В любой стране есть глава государства. Кто глава государства в нашей стране? (В. В. Путин – президент России. Президента избирает народ.)

– Назовите еще страны, в которых есть президент. (США, Франция и др.)

– В других странах главой государства является монарх (это король или королева). Монарха обычно не избирают, его власть передается по наследству. В нашей стране в прошлом главой государства был монарх (царь или император), а теперь – президент.

– Какие вы знаете страны, где главой государства является монарх? (Великобритания), Швеция.)

– Кто еще может быть главой государства? (Работа с таблицей учебника, с. 21.)

Выполнение задания 2 с.21

– Каждый человек является гражданином какой-либо страны.

Кто запомнил какие страны являются монархиями(республиками)?

VΙΙ. Первичное закрепление

Выполнение заданий в рабочей тетради (№ 1, с.14).

Чтение стихотворение:

На карте мира не найдёшь

Мы не найдём на карте той.

Тот дом, в котором ты живёшь,

Но мы всегда на ней найдём

И даже улицы родной Свою страну – наш общий дом.

(В. Степанов.Наш дом.)

VΙΙΙ. Подведение итогов

– Итак, мы выяснили, что люди живут не по одиночке, а в обществе. Это нелегко, потому что каждый человек имеет свой характер, привычки, желания. Посмотрите (рисунок или фотографию) , это – человек. Мы не знаем, где живёт этот человек, сколько ему лет, какой он национальности. Он просто человек. А теперь подумайте, какими качествами характера должен обладать человек, живущий на планете Земля, чтобы всем жить было легко, радостно, спокойно?

ΙX. Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

Что вам понравилось?

Какой вывод вы сделаете?

– Прочитайте вывод в учебнике (с. 22).

Х. Домашнее задание

Выполнить задания в р.т № 3, 5 (рабочая тетрадь, с. 8).


Конспект урока познания мира для 4 класса.

Тема: Семья – маленькое общество.


Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан.
Описание материала: Урок познания мира по теме «Семья – маленькое общество» разработан для учащихся 4 класса. Учащиеся на уроке подбирают ассоциации к слову семья, говорят о родственных отношениях в семье, рассматривают семейный бюджет. Каждый человек должен знать свою историю и историю своих предков. У казахского народа особое отношение к знанию родословной. «Кто не знает предков до седьмого колена, тот невежда» - говорят в народе. Если человек знает своих предков, это говорит о том, что он хорошо воспитан. В России тоже считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Для каждого человека его предки дороги и почитаемы. На данном уроке учащиеся читают свои сообщения по теме «Генеалогическое древо. Моя родословная».
Цель: Формирование убеждения о важности и роли семьи в обществе и жизни человека.
Задачи:
1. Раскрыть понятия «семья», «общество»; раскрыть сущность родственных отношений;
2. Развивать речь учащихся; развивать умение аргументировать свои ответы; развивать умение слушать и слышать;
3. Воспитывать уважительное отношение к семье.
Оборудование: учебник «Познания мира», тетрадь, цветные карандаш маркеры, ватман, кирпичики для постройки дома, презентация, проекты учащихся «Моя родословная. Генеалогическое древо», карточки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Круг радости.
– Ребята мы начнём наш урок с «Круга радости» Встаньте в круг, прислоните ладошки друг к другу. Что вы чувствуете? (тепло, нежность, уверенность, поддержку друзей). Подарите улыбку друг другу. И с хорошим настроением начнём наш урок. (учащиеся садятся на свои места)
II. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
1. На экране появился ребус
- Ребята, какое слово спряталось в этом ребусе? (семья) Вы конечно догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Правильно, мы поговорим о семье.
Мы ответим на такие вопросы: Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Что такое семейный бюджет? Что такое родословная?
2. Откройте тетради и запишите тему урока «Семья – маленькое общество»
III. Работа по теме урока.
1. Ассоциации к слову «Семья» (составление кластера)


- Ребята, давайте подумаем, какие ассоциации можно подобрать к слову «Семья» (СЕМЬЯ – дом, мама, папа, сын, дочь, дедушка, бабушка, любовь, доброта, помощь, доверие и т.д.) (работу вывесить на доску, работа спикера)
2. Работа со словарём.
– Давайте обратимся к словарю. Прочитаем значение слова «семья» в словаре Ожегова С.И.:
1. Семья - это группа живущих вместе близких родственников;
2. Семья - объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
3. Семья – это родные люди, которые живут в одном доме или в разных домах, но эти люди заботятся друг о друге. А давайте построим дом, в котором должна жить семья. На столе у нас лежат кирпичики, на которых написаны слова. Ваша задача выбрать правильные слова, которые бы характеризовали семью и на доске выстроить дом. Дети строят дом. (на кирпичиках написаны слова: доброта, счастье, нежность, уют, уважение, злоба, понимание, ненависть, забота, согласие, любовь, доверие)

Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Как вы понимаете смысл этого высказывания? (Заслушиваются ответы детей)
- Если в доме будет всё то, что написано на наших кирпичиках, то семья в этом доме будет счастлива и все члены семьи тоже будут счастливы. Ребята, мы изучаем казахский язык, давайте все эти слова переведём на казахский язык: доброта - мейеремделек, счастье - бакыт, уют - жайлылык, уважение - сайластык, понимание - тусерестек, забота - камкорлык, любовь - махаббат, доверие - сенем, дружба – достык, терпение – шыдамдылык, помощь – комек, уважение - курмет. Молодцы!
- Родной дом – это начало всех начал. У каждого он свой. Каждая семья - это очаг - тёплый и уютный, и для каждого семья - это, прежде всего родительский дом.
Семья - это маленькое общество.
4. Роль семьи в обществе.
А что такое общество?
Общество - это группа людей, которые объединены общими условиями жизни, отношениями и интересами. Все жители нашего государства составляют общество Республики Казахстан. Благополучие каждой семьи очень важно для общества. По достатку в семье, по её благосостоянию судят о процветании общества. Семья - обязательная часть любого общества, государства. Поэтому она находится под защитой государства. В Казахстане приняты специальные законы, которые помогают семье выполнить ей главные обязанности - Семейный кодекс. «Брак, семья, материнство, отцовство находятся под защитой государства».
5. Семейный бюджет .
Семья-это маленькое общество или коллектив. А какие бывают коллективы? (классный, рабочий, трудовой, спортивный) А чем семья отличается от других коллективов?
- живём в одном доме;
- родители воспитывают и растят детей;
- свободное время проводят вместе;
- ведут совместное хозяйство;
- имеют общий бюджет.
Мы говорим о благосостоянии общества, а значит и о благосостоянии семьи. У каждой семьи есть свой бюджет. Что такое семейный бюджет? Из чего он состоит? Если в семье есть доходы, значит и есть расходы. Из чего складываются доходы и расходы? Давайте посмотрим таблицу.

Доходы – зарплата, пенсия, стипендия, пособия, реализация продукции сельского хозяйства.
Расходы – оплата коммунальных услуг (тепло, свет, вода, телефон, налоги), питание, одежда, образование, медицинское обслуживание, отдых, путешествие.
В создании семейного бюджета принимают участие все члены семьи. Вы тоже вносите свой вклад в создание семейного бюджета, потому что, помогая по дому, мы даём возможность нашим родителям работать. Благополучие каждой семьи очень важно для общества. По достатку в семье, по ее благосостоянию судят о процветании общества. В богатом обществе семьи живут, не зная нужды, потому что получают достойное вознаграждение за свой труд.
6. Чтение притчи.
Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый.
– Куда ты идешь? – спросил старик.
– Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
– Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, – предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки.
– Посмотри! – сказал старик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по-настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась – ? (семья)
– А как одним словом назовём всех членов семьи? (Родственники)
А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится.
7. Игра « Кто кому кто?»
– Вика, ты кто для мамы? (Дочь)
– Мади, кто называет тебя сыном? (Папа)
– Мади, а кто ты для бабушки? (Внук)
– Карина, у твоего папы есть мама. Кто она тебе? (Бабушка)
– Мади, у мамы есть сестра? Кто она тебе? (Тетя)
– Вика, у папиных сестёр есть дети: сыновья и дочери. Кто они тебе? (Двоюродные братья и сестры)
- Карина, у твоей мамы есть брат. Кто он тебе? (дядя)
- Мади, у твоего папы есть папа, кто он тебе? (дедушка)
Мади, кто ты для своих родителей? (сын)
Молодцы! У нас очень много родственников.
IV. Защита проектов
- Правильно это наши родственники. В этом году ребята захотели узнать, кто является их родственниками, нам стало очень интересно узнать имя прадеда, а может прапрадеда. Человек говорят должен знать свою родословную в семи поколениях. Ребята собирали материал, им помогали родители. И у нас получились следующие родословные. (защита проектов «Моя родословная. Генеалогическое древо», ребята читают свои сообщения, показывают свои работы)
Рассказ о своей родословной Раимбекова Мади:


Каждый человек должен знать свою историю и историю своих предков. У казахов особенное отношение к знанию родословности «Кто не знает своих предков до седьмого поколения, тот невежа», - говорят в народе.Если человек знает своих предков, это говорит о том, что он хорошо воспитан.
Казах вел свою родословность по мужской линии. Он считал своим немере – внуком только того, кто рождался от сына. Тот,кто рождался от дочери,не мог считаться внуком, и поэтому назывался «жиеном»-дословно племянником, а его чадо нарекали «жиеншаром».
Предков до седьмого колена называют «әулет»-династия, потомки.
Я,Раимбеков Мади Жандосович ученик 4 «б» класса СШ №21.Я родился в Молодежном районе,Карагандинской области,село Сарыозек,в 2005 году. Я толенгут. Мою маму зовут Раимбекова Наталья Владимировна.Мама работает в СШ №21 библиотекарем.Мои бабушка и дедушка со стороны мамы (нагашы)-Исеев Владимир Ибрагимович и Исеева Людмила Федоровна.
Мой папа – Раимбеков Жандос Жанатович 1980года рождения,работает в КазТрансОил.Мои бабушка и дедушка со стороны папы Раимбеков Жанат Темирович и Титакова Каргаш Мухтаровна.
Если например взять отсчет от меня,то первый это я Мади,второй мой сын, третий (немере)-внук, четвертый (шөбере)-правнук, пятый (немене)-праправнук, шестой (журежат)-прапраправнук, седьмой (таужат)-прапрапраправнук.
Если взять отсчет до меня, то седьмой мой прапрапрапрадед – Байтас,сын Сакы.
Шестой прапрапрадед Жумабай, сын Байтаса.
Пятый прапрадед Раимбек, сын Жумабая.
Четвертый прадед Темир, сынРаимбека.
Третий мой дедушка Жанат, сын Темира.
Второй мой отец Жандос, сын Жаната.
Первый это я Мади.
Каждый из них в отдельности, представляет из себя «урпак» или поколение. В каждом из поколений есть свое значение. Свою родословность я постараюсь сохранить и передать своим детям.


Рассказ о своей родословной Ваниной Виктории:


Семья-это огромное дерево. Каждое дерево имеет корни. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Я думаю, что человеку важно знать свои корни. Давайте будем помнить о наших корнях. Я хочу рассказать о своей семье.
Меня зовут Ванина Виктория, я учусь в 4 «Б» классе СШ №21 села Сарыозек. Я в семье не одна, у меня есть старший брат Саша. Он учится в 11 «Б» классе. И еще у меня есть младшая сестренка Даша. Моего папу зовут Ванин Иван Викторович год рождения 1969 год. Работает водителем. Мой папа родился в с/з Кенчокинский. У папы есть три брата и четыре сестры.
Моя мама – Любарец (сейчас Ванина) Ольга Васильевна 1979 г.р. Родилась в г. Караганда. У мамы есть два брата и две сестры.
Родители папы мои дедушка и бабушка.
Дедушка – Дряхлов Виктор Степанович г.р. 1930 г.
Бабушка – Ванина (Дряхлова) Татьяна Трофимовна г.р. 1937 г.
Родителей дедушки Дряхлова Виктора Степановича (мои прабабушка и прадедушка) звали.
Прадедушка - Дряхлов Степан
Прабабушка – Дряхлова Татьяна
Родителей бабушки Ваниной Татьяны Трофимовны звали.
Прадедушка – Ванин Трофим Михайлович
Прабабушка – Ванина (Илларионова) Пелагея Федоровна
Родители мамы мои дедушка и бабушка.
Дедушка – Любарец Василий Иванович г.р. 1958 г.
Бабушка – Жуковская (Любарец) Татьяна Анатольевна г.р. 1960 г.
Родители дедушки Любарец Василия Ивановича (мои прабабушка и прадедушка) звали
Прадедушка – Любарец Иван Филиппович
Прабабушка – Любарец Лидия Тимофеевна
Родители бабушки Жуковской (Любарец) Татьяны Анатольевны звали
Прадедушка – Жуковский Анатолий Трофимович
Прабабушка – Королькова (Жуковская) Тамара Георгиевна
Моих прапрабабушку и прапрадедушку (по маминой ветви со стороны бабушки) звали: Корольков Георгий и Королькова (Каминецкая) Анастасия Ивановна.
Свою родословную я постараюсь сохранить и передать своим детям.


Учитель: Посмотрите на родословные ребят, все они разные, но все они о родственниках, о наших родных людях. Сохраните свои родословные для своих детей и может быть для внуков.
V. Рефлексия.
- Родословную своей семьи Вика изобразила в виде дерева. А наш урок я бы хотела закончить созданием «Дерева счастья и любви». Перед вами лежат сердечки красного и синего цветов. Я вам предлагаю оценить наш урок, если вам понравился урок, если вам было интересно и познавательно на нашем уроке, то вы должны взять красное сердечко и прикрепить к нашему дереву, а если урок был не интересный, вам было скучно, то возьмите синее сердечко. (ребята делают оценку урока) Вот такое «Дерево счастья и любви» у нас с вами получилось.