Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм - что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм - разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный . Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен . В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный . Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный . Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм - книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия» . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве» . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир» . Важные исторические эпизоды 19 века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.

Происхождение термина:

Слово «патриотизм» происходит от греческого patris - родина, отечество. В Толковом словаре Владимира Даля указывается, что патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его.

Патриоти́зм (греч. πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма - веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза». С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) - приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.

Патриотизм - особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают

Патриотизм как общественное явление, прежде всего, относится к области социальной психологии.

Сущность понятия:

1. Философскоая трактовка. В философии сущность патриотизма истолковывается как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого являются любовь к отече­ству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоя­щее, стремление защищать интересы родины».

«Патриотизм – это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся прежде всего на основе материального производства категория социальной философии, в которой отражено положительное отношение людей к своей Родине, включающая патриотическое сознание, деятельность, отношения, организацию и реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции» (см.: Ильичев Н.М «Вестник Российского философского общества», 2003, №3, с.87).

2. Педагогическая трактовка. Педагогическая трактовка качества патриотизма не сводится только к нравственным чувствам. Она включает в себя со­ответствующую потребностно-мотивационную сферу лич­ности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности характери­зуют патриотизм как нравственное качество.

Уровни патриотизма

1. Личностный.

Многоаспектность «патриотизма». Патриотизм – многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях функционирования социальной системы. На личностном уровне человека-патриота характеризуют такие черты, как наличие устойчивого мировоззрения, нравственных идеалов, соблюдение норм поведения.

На общественном уровне патриотизм можно понимать как стремление усилить значимость своего государства, повысить его авторитет в мировом сообществе.

На уровне отдельного человека патриотизм может быть рассмотрен как один из компонентов его личностной подструктуры и отнесен к области высших чувств и устойчивых личностных особенностей (ценностей, убеждений, норм поведения, критериев оценки социальных явлений).

Как сложное интегральное личностное образование патриотизм включает:

– любовь к Родине;

– бескорыстную преданность и служение ей;

– нерасторжимое единство с ней, идентификацию своих интересов с интересами отечества: быть патриотом – значит соединять свою жизнь с жизнью Родины, свою судьбу – с ее судьбой;

– патриотические чувства, относящиеся к высшим духовным подструктурам человека и предполагающие духовное развитие: Родина – это «духовная реальность», поэтому духовно мертвый человек не может любить свою Родину, быть патриотом;

– наличие активной гражданской позиции, готовность отстаивать интересы своей Родины, действовать во имя сохранения и развития ее благополучия;

– жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью; восприятие служения Родине как одной из важных основ своего жизненного самоопределения, святого долга и первейшей обязанности;

– признание Родины в качестве высшей, главной ценности в иерархии системы ценностей личности;

– гордость за свою культуру и достижения своего народа; преклонение перед его святынями, историческим прошлым и лучшими традициями (при одновременной их взвешенной и критической оценке);

– превалирование в человеке общественных ориентации над индивидуалистическими, классовыми или узко профессиональными интересами;

– уважение к другим народам и культурам (Кольцова В.А., Соснин В.А. // Психологический журнал. 2005).

2. Общественный беспредельной и безусловной, то есть не требующей ничего взамен, верностью государству, всесторонняя поддержка правящих политических структур.

Виды патриотизма

А.Н. Вырщиков выделяет следующие разновидности патриотизма:

1. Государственный (державный) патриотизм ставит превыше всего идею служения государству, приоритета государственных интересов над личными, частными интересами гражданина. Для развития государственного патриотизма необходимо знание истории своего государства, воспитания соответствующего правосознания, требующего взаимного уважения прав гражданина и государства.

2. Российский патриотизм как социально-психологический феномен. Вспомним: «Умом Россию не понять…». Он представлен в большей степени на эмоционально-чувственном уровне. Основой российского патриотизма являются понятия Родина, Родина-мать, Отечество. Даже в словах просматривается определённый патернализм – отношение к своей стране как к родителю, а к родителям, самым близким людям, мы относимся с любовью, потеряв её, тоскуем. В этом смысле понятие патриотизм раскрывает духовную основу этого чувства.

3. Национальный патриотизм – основан на истории и культуре конкретного народа. Любовь к своей земле, к своему народу, уважение к культуре через знание истории и знакомство с достоянием народа является условием формирования осознанной национальной идентичности, способствует развитию чувства гордости за свой народ, желание сохранять и приумножать его ценности.

4. Местный патриотизм – проявляется в любви к родным местам, к тому, что принято называть «малой Родиной». Формирование этих чувств невозможно без осознания глубины природных, социальных и духовных связей. Именно с понятия «малая Родина» и начинается, формирование, национального российского, государственного патриотизма. И этот процесс, начинаясь в семье, организованный и целенаправленный характер приобретает в школе, называясь системой и процессом патриотического воспитания. Без патриотов не существует ни одно государство, не сберегаются культурные достижения наций.

Сегодня существуют десятки различных разновидностей патриотизма. Наиболее известными являются:

Полисный патриотизм

Советский патриотизм,

Российский патриотизм,

Военно-политический патриотизм;

Этнопатриотизм;

Религиозный патриотизм

(Основы религиозного патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную». );

Патриотизм цивилизации;

Мессианский патриотизм;

Имперский патриотизм;

Идеологический патриотизм и д.

В 1990-2000-е годы на изломе двадцатого века, в период развала Советского Союза появились такие понятия, как «православный патриотизм», «либеральный патриотизм», «надэтничный патриотизм», «просвещённый патриотизм», «левый патриотизм», «бритоголовый патриотизм», «путинский абстрактный патриотизм» и т.д. Часто в публикациях встречаются и издевательские оценки: «оплаченный патриотизм», «показной патриотизм», «товарный патриотизм», «модный патриотизм», «квасной патриотизм» ((ура-патриотизм) - в основании лежат гипертрофированные чувства любви к государству и своему народу.) и др.

Критика патриотизма

В новое время, Лев Толстой считал патриотизм чувством «грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное - безнравственным». Он полагал, что патриотизм с неизбежностью порождает войны и служит главной опорой государственному угнетению. Толстой полагал, что патриотизм глубоко чужд русскому народу, как и трудящимся представителям других народов:

«Скажите людям, что война дурно, они посмеются: кто же этого не знает? Скажите, что патриотизм дурно, и на это большинство людей согласится, но с маленькой оговоркой. -Да, дурной патриотизм дурно, но есть другой патриотизм, тот, какого мы держимся. - Но в чем этот хороший патриотизм, никто не объясняет. Если хороший патриотизм состоит в том, чтобы не быть завоевательным, как говорят многие, то ведь всякий патриотизм, если он не завоевательный, то непременно удержательный, то есть что люди хотят удержать то, что прежде было завоёвано, так как нет такой страны, которая основалась бы не завоеванием, а удержать завоёванное нельзя иными средствами, как только теми же, которыми что-либо завоёвывается, то есть насилием, убийством. Если же патриотизм даже и не удержательный, то он восстановительный-патриотизм покорённых, угнетённых народов-армян, поляков, чехов, ирландцев и т. п. И этот патриотизм едва ли не самый худший, потому что самый озлобленный и требующий наибольшего насилия. Скажут: «Патриотизм связал людей в государства и поддерживает единство государств». Но ведь люди уже соединились в государства, дело это совершилось; зачем же теперь поддерживать исключительную преданность людей к своему государству, когда эта преданность производит страшные бедствия для всех государств и народов. Ведь тот самый патриотизм, который произвёл объединение людей в государства, теперь разрушает эти самые государства. Ведь если бы патриотизм был только один: патриотизм одних англичан, то можно бы было его считать объединяющим или благодетельным, но когда, как теперь, есть патриотизм: американский, английский, немецкий, французский, русский, все противоположные один другому, то патриотизм уже не соединяет, а разъединяет».

Л. Толстой. Патриотизм или Мир?

Одним из любимых выражений Толстого был афоризм Самуэля Джонсона: Патриотизм - это последнее прибежище негодяя. Однако сам С. Джонсон вкладывал в эти слова совершенно иной смысл, чем Л.Н. Толстой.

Патриотизм - последнее прибежище негодяя


С английского: Patriotism is the last refuge of a scoundrel.
Обычно приписывается Л. Н. Толстому и толкуется неверно: якобы писатель осуждал патриотизм как чувство, достойное только негодяев.
Автор выражения английский поэт, критик, историк литературы и лексикограф Сэмюэль Джонсон (1709-1784), который этой фразой хотел подчеркнуть благородство патриотизма. И даже слово «патриот» он писал не иначе как с большой буквы.
Так, в статье «Патриот» (1774), которая имела подзаголовок «Обращение к избирателям Великобритании», С. Джонсон призывал своих читателей выбрать в английский парламент достойных людей, истинных защитников интересов своей страны, ибо «только Патриот достоин места в парламенте. Никто другой не защитит наших прав, никто другой не заслужит нашего доверия». А патриот, по мнению С. Джонсона, - это тот, «чья общественная деятельность определяется лишь одним-единственным мотивом - любовью к своей стране, тот, кто, представляя нас в парламенте, руководствуется в каждом случае не личными по-
буждениями и опасениями, не личной добротой или обидой, а общими интересами» (цит. по: Литературная газета. 2001. 18-24 апр.).
Таким образом, авторский смысл данного высказывания: не все пропало даже для самого отъявленного негодяя, если в нем еще живо чувство патриотизма, подчиняясь которому он может совершить благое дело, благородный поступок на войне или в мирной жизни. То есть патриотизм для такого человека - последний шанс морально возродиться, оправдать свою жизнь.
Впоследствии выражение было переосмыслено и стало восприниматься как призыв не доверять громким словам о патриотизме и гражданском долге. Но и в первом, и во втором случае не допускает пренебрежительного, уничижительного толкования патриотизма как морали негодяев.

Противоположностью патриотизма обыкновенно считается космополитизм , как идеология всемирного гражданства и «родины-мира», при которой «привязанность к своему народу и отечеству как будто теряет всякий интерес с точки зрения универсальных идей». В частности, подобное противопоставления в СССР во времена Сталина привело к борьбе с «безродными космополитами» .

В содержание патриотизма входит четыре основных элемента.

1.Патриотическое сознание – часть общественного сознания, представляющая собой «выжимку» из всех других его частей, имеющих отношение к развитию и защите Отечества и изменяющаяся в зависимости от общественно-экономической формации. Следовательно, патриотическое сознание «присутствует» во всех формах общественного сознания: политическом, нравственном, эстетическом, экономическом, историческом, экологическом, религиозном, атеистическом и т.д. Оно обладает относительной самостоятельностью, то есть способно опережать общественное бытие, отставать от него и пр. Патриотическое сознание может выражаться на обыденном и теоретическом уровнях, что особенно важно учитывать в процессе его формирования у обучающихся.

3. Патриотическая деятельность – все формы служения народу, отечеству

2. Патриотические отношения реализуются в общении между патриотами, направленными на совершенствование всех сторон жизни страны, а также и соответствующего отношения к врагам, порой откровенно выражающим свою агрессивную сущность в отношении русского народа всех россиян.

4. Патриотические организации . К патриотическим относятся все те организации, которые занимаются патриотической деятельностью. Особая роль принадлежит государственным, общественно-политическим и просветительским, особенно учебным заведениям. Естественно, что самые элементарные сведения о патриотизме ребенок получает в семье, в детских садах и яслях. Субъектами патриотического воспитания должны стать все социальные группы, начиная от первичных и кончая народами. Субъектом патриотического воспитания надлежит быть и каждому человеку в отношении себя.

Функции патриотизма:

1. Мировоззренческая . Как известно, мировоззрение представляет собой систему наиболее общих взглядов человека на мир и на свое место в нем. Отсюда ясно, что патриотизм, являясь социальной категорией, способствует формированию мировоззрения.

2. Методологическая . Поскольку метод есть способ духовной и практической деятельности по преобразованию действительности, то и патриотизм, включающий фундаментальные знания, реализует эту функцию.

3. Коммуникативная . Проистекает из того, что патриотизм сплачивает, объединяет людей для решения наиболее кардинальных задач общественной жизни.

4. Регулятивная функция выражается в добровольном выполнении личностью, различными социальными группами патриотических норм и принципов, обусловливающих развитие всех сторон прогресса страны.

5. Ценностная функция выражается в том, что положения патриотического содержания являются теми критериями, которые обеспечивают определенные качества, направленность поступков как отдельных людей, так и различных общностей. Именно благодаря ценностной функции становится возможным выявлять всевозможные антипатриотизмы, запрудившие современные российские СМИ.

В научной литературе существуют различные классификации патриотизма, выделяются его типы и формы.

Одним из оснований к выяснению типологий патриотизма мо­гут служить распространенные в народе понятия большой и малой Родины, соборности, духовности, служения Отечеству, защиты Родины и др. Под большой Родиной ранее имелась в виду Российская империя, позже - Советский Союз, Россия, Российская Федерация. Малая Родина - губерния (позже – область, край, национальная рес­публика) либо уезд (район), город, деревня, хутор и т.д. В соответст­вии с данным основанием к типам патриотизма относятся: государ­ственный, российский общенародный, национальный, гражданский, местный или региональный и т.д. Все эти типы патриотизма взаимо­связаны, однако каждый из них выявляет в нем (патриотизме) нечто свое, особенное.

Государственный патриотизм связан, прежде всего, с единой и высшей целью каждого человека, коллектива и общества в целом; ин­тересы государства и национальной безопасности являются приори­тетным началом в системе «личность - коллектив - общество - госу­дарство». Политическими регулятивами государственного патриотиз­ма является понятие государства, государственничества, а основным принципом, поддерживающим и развивающим отечественную куль­туру, защищающим национальную независимость и государственную территориальную целостность, является принцип державности. Нор­мативность патриотизма - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обще­ству, государству и к самому себе. Их выполнение обеспечивается си­лой как общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о собственной безопас­ности и возможности воспроизводства, так и принуждением со сторо­ны государства, основанном на правовых регуляторах.

Государственный патриотизм предполагает наличие у россиян общего интереса в сплочении и развитии, всеобщей цели укрепления государства, уверенности в том, что в его пределах господствуют духовная солидарность и справедливость, чувство ответственности за судьбу Отечества. Для развития этого типа патриотизма важны знание истории Отечества, утверждение в правосознании народа идеи государства, своей Родины; общность интересов и общая ре­шимость защищать ее интересы; наличие налаженной системы кон­троля за соблюдением прав граждан и одновременно контроль за вы­полнением гражданами обязанностей перед обществом. Именно в связи с этим повышается и степень доверия общества к власти.

Российский общенародный патриотизм в большей степени связан с эмоциональным миром человека. Его духовно-нравственной основой являются понятия «Отечество» (отчий дом) и «Родина» (ло­но рождения). Они раскрывают духовную основу патриотизма, со­держание патриотического опыта народа, его ценности. В своей со­вокупности Отечество и Родина аккумулируют представления о на­роде как семье, проживающей в полиэтническом и едином политиче­ском пространстве. Российский патриотизм, отражая и защищая ин­тересы народа, общества и ориентируя индивидов в своем граждан­ском поведении на выполнение правовых норм, стимулирует их од­новременно на консолидацию через освоение патриотического опы­та, который закреплен в моральных нормах, обычаях, традициях, фольклоре, ценностях жизненного мира, выработанных народом, его культуре. Современная Россия нуждается в том, чтобы патриотиче­ские традиции и ценности были усвоены населением и стали инди­видуальными и групповыми поведенческими программами.

Российский патриот - это человек, который соединил свою судьбу с судьбой своего народа, с его вековыми традициями, кото­рый верит в Россию, связан с ней духовно, нравственно и эмоцио­нально, выстраивая свое поведение в соответствии с Россией, ее бу­дущим и настоящим.

Национальный (русский, татарский, башкирский и т.д.) пат­риотизм опирается на свою национальную культуру, т.е.

сохраняет духовное содержание прошлых социальных и политических форм. Он должен пробуждать чувство любви к Родине, национальную гор­дость, дух народа и способствовать развитию национальных чувств и национального характера, традиций, формировать чувство высокой нравственной ответственности.

Местный, региональный патриотизм проявляется в любви к окружающей природе, своей малой родине, хозяйственному труду, семье и близким, духовной культуре своего народа. Природные, ис­торические, кровные и бытовые связи должны стать предметом пат­риотической любви как элементы духа своих предков и своего наро­да. Понятия «Родина» (лоно рождения), «Отечество» (отчий дом) де­ти познают в раннем детстве через окружающий мир.

В условиях современной России, в период ее вхождения в про­цессы глобализации, особое место занимает гражданский патрио­тизм , в основе которого лежат любовь к Родине в ее государствен­ном масштабе, национальное и правовое самосознание, гражданская мораль: гордость за свою семью, дом, свой народ, двор, спортивный клуб, город, регион, страну.

Иван Ильин писал: «Для того чтобы найти свою родину и слиться с нею чувством, и волею, и жизнью, необходимо жить ду­хом и беречь его в себе; и, далее, необходимо осуществить в себе патриотическое самосознание или хотя бы верно «почувствовать» себя и свой народ в духе. Надо верно ощутить свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа и творчески утвердить се­бя в силах и средствах этой последней, т.е., например, принять русский язык, русскую историю, русское государство, русскую песню, русское правосознание, русское историческое миросозер­цание и т.д. как свои собственные. Это и значит установить между собою и своим народом подобие, общение, взаимодействие и общ­ность в духе; признать, что творцы и создания его духовной куль­туры суть мои вожди и мои достижения. Мой путь к духу есть путь моей родины; ее восхождение к духу и Богу есть мое восхо­ждение. Ибо я тождествен с нею и неотрывен от нее в духовной жизни».

В основу гражданского патриотизма положены подсознатель­ные стремления и импульсы, которые коренятся в духе народа, на­циональном инстинкте, стремлении к творчеству, к активной соци­альной деятельности.

Гражданский патриотизм отражает своеобразный механизм взаимодействия человека, коллектива, общества и государства; он синтезирует остальные разновидности патриотизма и связан именно с защитой своей национально-культурной идентичности. В настоя­щее время четко обозначилась потребность в патриотической ориентации образования, обучении молодежи цивилизованным нормам взаимоотношений в вопросах, затрагивающих интересы собственно человека, коллектива, общества, государства и требующих обяза­тельных для всех решений в пространстве институтов гражданского общества.

Патриотизм как социальный феномен имеет, помимо своего классического проявления, не только другие типы, но и формы. В своей работе «Понятие патриотизма: эссе по социологии знания» А.Н. Малинкин по основному сущностному признаку патриотизма (любовь к родине) выделяет следующие формы: аффективный пат­риотизм, патриотический индефферентизм, антипатриотизм, ложный антипатриотизм, псевдопатриотизм, патриотический нигилизм, контрпатриотизм.

Аффективный патриотизм - патриотизм как «социальная эмоция», проявление аффектов и страстей, образующее поверхност­ный, периферический слой индивидуального, группового и общест­венного сознания. Аффективный патриотизм - важная составная часть множества авторитарно ориентированных политических идео­логий, например, расистских, националистическо-экстремистских, религиозно-фундаменталистских и т.д. Большинство из них не оза­бочено поиском истины (она им «известна»).

Патриотический индифферентизм – безразличное, равно­душное отношение к родине или даже вообще отсутствие опреде­ленного отношения к ней, забвение родины - ее исчезновение из по­ля предметов возможного внимания.

Антипатриотизм - ненависть к родине, как правило, результат естественной протестной реакции человека, стремящегося вырваться из сложившегося жизненного мира, но временно не способного это сделать (например, путем изменения социально-экономических ус­ловий, миграции или эмиграции). Человек либо примиряется со сре­дой, воспринимаемой им как «порочный круг», «ловушка» и т.п., ли­бо продолжает с ней бороться, стремясь нейтрализовать влияние чу­ждого или враждебною социального окружения.

Ложный антипатриотизм - горячая и ревнивая любовь к ро­дине ("Люблю отчизну я, но странною любовью"), скрываемая чаще всего под национальным «самобичеванием».

Лжепатриотизм (или псевдопатриотизм) - ненависть и пре­зрение к родине.

Между двумя крайними формами патриотизма и антипатриотизма существует множество переходных форм.

Патриотический нигилизм - это отрицание позитивной цен­ности родины как таковой, то есть отрицание особого и незаменимого места родины в системе человеческих ценностей. Симптомы пат­риотического нигилизма свидетельствуют о необратимых изменени­ях в эмоциональной конституции и умонастроении человека, кото­рые в принципе исключают возрождение любви к родине. Патриоти­ческий нигилизм выражается в слепом поклонении всему иностран­ному, фанатической преданности какой-либо чужой или древней культуре и т.п. Основными проявлениями патриотического нигилиз­ма выступают гуманитаризм и космополитизм.

Гуманитаризм и космополитизм могут быть классифицирова­ны как социальные явления, сущностно-необходимо связанные с патриотизмом, но имеющим противоположный ценностный вектор.

Гуманитаризм - абстрактная любовь ко всему, что в глазах таким образом любящего имеет человеческое лицо (даже если это морда «друга человека» - собаки, кошки и т.д.). Гуманитаризм ин­дифферентен по отношению к расовой, национальной, этнической, культурной и прочей принадлежности человека, к конкретным груп­пам, так как в его основе лежит ограниченная и исторически себя изжившая идея равенства природы всех людей (разумная сущность человека), а также более чем двусмысленная идея «общечеловече­ских» ценностей.

Космополитизм – умонастроение индивидуально-эгоисти­ческой отчужденности от родины и циничного безразличия по отно­шению к ней.

У космополита любовь к отечеству либо ничтожно слаба, либо вообще атрофировалась. Космополит считает себя «гражданином мира», декларирует причастность к общности более высокого поряд­ка и значимости (ко всему миру, человечеству), но объективно более высокая ценность этой общности (самой по себе, конечно, не иллюзорной) для космополита не самоцель, не предмет любви и деятель­ного, жертвенного служения, а всего лишь средство - основание и повод для высокомерного, презрительного отношения к своему на­роду и родной стране.

Противоположным феномену космополитизма является понятие планетаризма как сверхнационального сознания принадлежности к человеческой общности на планете Земля, чувства любви ко всем живущим и всему живому на ней и солидарности с ними, го­товности деятельно и жертвенно им служить. В основе этого пози­тивного чувства и сознания необходимо лежит патриотизм, естест­венно перерастающий свои локальные и национальные границы.

Особой - политико-идеологической - разновидностью космо­политизма является интернационализм , в классическом марксист­ском виде рассматриваемый как социально-классовый интернацио­нализм - интернационализм капиталистов и рабочего класса. По­скольку пролетарский интернационализм ставит классовые интересы (то есть политико-экономические) выше интересов национальных (прежде всего национально-государственных), а стало быть, выше интересов отечества, постольку он отрицает патриотизм. Другое де­ло, что для большинства народов СССР, но особенно для русского народа, «реальный интернационализм» означал на деле восприятие представителей других государств, наций, рас, этносов как равных, уважение к их национальному достоинству, самобытной культуре; отсутствие национального шовинизма - великодержавного или осно­ванного на богоизбранности и особой миссии какого-то народа; жертвенную «интернациональную помощь» - военную, экономиче­скую и культурную (в области образования и науки), а также ряд других позитивных черт, идущих из глубин здорового национализма этих народов.

Национализм - понятие, получившее в советский период из­вращенную трактовку, фактически отождествлявшееся с проявле­ниями «национального шовинизма», «национального экстремизма» и другими отклонениями в национальном самосознании. В реально­сти национализм олицетворяет любовь к самобытному духу своего народа, развивающуюся в национальное самосознание, сохраняю­щую и творящую национальный уклад жизни. Учитывая создав­шиеся постсоветские реалии, дискредитацию в общественном соз­нании термина «национализм», следует признать отсутствие в на­шем словаре понятия, которое бы адекватно отражало позитивный потенциал патриотизма.

Контрпатриотизм - это любовь к идеальному (утопическому) образу родины, которая оборачивается ревностью или ненавистью при столкновении с родиной, данной в виде социальной реальности, не соответствующей идеальному (утопическому) образу. Для контрпат­риотизма характерно ясно осознанное различение между «родиной» (к ней сохраняется теплое чувство) и «теми, кто говорит и действует от ее имени» (к ним возникает стойкая неприязнь или ненависть).

Следует подчеркнуть, что различные направления извращенного патриотизма предлагают видеть в патриотизме то, что должно быть «преодолено» как нечто низменное (инстинктивная привязан­ность, восходящая к территориальному инстинкту животных), либо «изжито» как возрастное явление, либо «отвергнуто» как консерва­тивная изоляционистская тенденция, - это глубокое заблуждение. Любовь к отечеству как «вечный» социальный феномен и непреходящая человеческая ценность не изолирует от мира, а как раз откры­вает мир в подлинном свете: позволяет увидеть планету Земля не как внутренне индифферентное, а потому не способное к развитию, об­щечеловеческое единство, но как плодотворное единство многообра­зия, ориентированное на развитие.

Существующие классификации патриотизма на типы и формы, частично отраженные выше, позволяют объективно и разносто­ронне идентифицировать объективные проявления патриотизма на общественном и индивидуальном уровне, в системном виде отража­ют сложную картину функционирования патриотизма в пространстве общественного сознания.

Вопросы для контроля владения компетенциями:

1. Какие идеи И.А. Ильина можно развить применительно к современной России?

2. Обобщите в форме схемы основные направления понимания патриотизма в научной литературе, выявите их взаимосвязи.

3. Выделите качества человека, характеризующие его гражданско-патриотическую сферу и заполните таблицу:

4. Обоснуйте, какие типы патриотизма наиболее приемлемы для России в условиях глобализации.

5. Охарактеризуйте проявления государственного и личностного патриотизма в современной социальной практике.

6. Определите, в чем может заключаться патриотическая деятельность студента во время обучения в вузе.

Литература:

1. Ефимов В.Ф. Историософские аспекты российского патриотизма//СОТИС-социальные технологии, исследования. - 2008. - №4. - С. 33-42.

2. Запесоцкий А.С. Дмитрий Лихачев о нравственности, свободе и патриотизме//Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - №6. - С.3-8.

3. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 320с.

4. Мальгин Е.Л. О соотношении понятий «духовность» и «патриотизм»//Прикладная психология и психоанализ. - 2007. - №1. - С. 7-12.

5. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. – Учебное пособие/под общ. ред. А.К. Быкова, В.И. Лутовинова. – М., 2010. – С. 121-122.

Интернет -ресурсы:

1. http://www.zpu-journal.ru/ «Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен. Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение". – 2008. - №6. – История».

2. http://www.library.novouralsk.ru/ «Публичные библиотеки. Путь взаимодействия. Выпуск 12. Духовно-нравственное и героико-патриотическое воспитание читателей».

Протоиерей Георгий Вольховский

Доклад настоятеля Свято-Владимирского храма г. Днепропетровска протоиерея Георгия Вольховского на V Архангело-Михайловских философско-богословских чтениях «Православие в мировой культуре»

I. О важности темы

Ваше Высокопреосвященство, Преосвященство, досточтимые отцы и братия!

Предлагаю Вашему просвещенному вниманию доклад на тему, которую считаю исключительно важной. Важной потому, что без нее невозможно воспитать ни нравственного поколения, ни построить достойное государство. Я говорю вот о чем.

Каждый народ имеет свои, неповторимые в истории мира, пути. И мы, как народ, идем своим собственным путем, впитывая в себя ряд чужеродных влияний, но не повторяя путей никакого иного народа. Поэтому никакие мерки, рецепты, программы и идеологии, заимствованные откуда бы то ни было извне, неприменимы для путей нашего развития, нашей государственности и нашей культуры.

Однако с уверенностью можно сказать, что нашего национального «Я» мы не сможем создать без того единого условия, на котором созидались и созидаются все государства. Я говорю о морально-нравственной категории, позволяющей народу самоосознать себя, как единую нацию. Я говорю о патриотизме.

Пророчески звучат в наше время слова новомученника митрополита Серафима Чичагова, сказанные еще в самом начале ХХ-го века, о том, что никогда еще наш народ «не переживал такого времени разложения и развращения умственного, нравственного и духовного... потеряно все, что приобретено тысячелетним трудом - знание Христова учения и своей истории, патриотизм, крепость и мудрость нашего духа, любовь к своей православной вере и Церкви, стремление к истине, серьезное образование, любовь к труду, преданность к своему Отечеству и привычку быть хозяином в своем доме».

Тема патриотизма имеет целый ряд вопросов, на которые необходимо ответить. Эти вопросы навеяны теми условиями, обстоятельствами и реалиями исторической жизни, в которых мы с вами находимся. Так, присутствуя однажды на отправке призывников, молодого пополнения, построенного на плацу в ряды и шеренги, все услышали вопрос, ясно прозвучавший в ответ на выступления представителей госадминистрации. На призыв любить и защищать свою Украину, из рядов раздался вопрос: «Кого любить? Кого защищать? Этих...». Воистину, здесь общественное бытие, определяет и общественное сознание! Вопрос так и остался безответным. Все просто сделали вид, что его не услышали.

А ведь действительно. Когда-то шли в бой за Веру, Царя и Отечество, потом за товарища Ленина, потом товарища за Сталина... А теперь, если потребуется, за кого или за что? За Родину, разодранную партиями и религиями? За землю, которую не имеешь? За предприятия, которые тебе не принадлежат? За президента или за премьера? А может, как уже было: «За еду»...

В ряду этих вопросов есть и такие: «Нужно ли любить свое Отечество и если нужно, то почему его нужно любить?». «Нужно ли защищать свое Отчество, и если нужно, то кого и что защищать?». «Что было бы с нашим Отечеством, если бы, к примеру, при нынешней нравственности повторился 1941 год?». «Могут ли быть без патриотизма гарантии свободы и интересов нашего народа и может ли быть истинной свобода, без любви к своему Отечеству?». «Как понимали патриотизм наши предки, и являемся ли мы, их потомки, такими же патриотами?». И т.д.

А если задуматься о том, что должно быть в основе патриотизма? То ли это любовь к Богу и своему народу, то ли это национальная принадлежность с кровными связями, то ли раса, или идеология, или родственные узы, или что-либо связанное с собственностью... Что лежит в основе такого патриотизма, в то он может и выродиться. Если, например, в основе лежит национальность, то он выродится в национализм. Если нация - в нацизм. Если раса - в расизм и т.д. Задумываясь над этим, всплывают вопросы, касающиеся единства народа Украины. Одинаково ли слово «патриотизм» и его содержание, понимают народы и нации, населяющие Украину: те, кто отождествляет себя с украинцем, или русским, или татарином, или евреем, или цыганом...?.

Одинаково ли понимают патриотизм представители разных религий и деноминаций? Например, православный и протестант, проходящий альтернативную службу в армии. Или мусульманин и иудей. Станет ли, и как будет защищать нашу Родину приверженец буддизма, кришнаизма, индуизма или прочих восточных культов?

По-разному понимают патриотизм и партии разных оттенков и ориентации. Здесь патриотизм, с одной стороны, часто понимается не так, как его понимает сам простой народ Украины, а так, как его понимают творцы и лидеры партий и движений. С другой стороны, под патриотизмом здесь часто понимаются, прежде всего, интересы правящего, олигархического сословия.

Есть и крайности. В этих крайностях есть люди, разделяющие слова правозащитника Сергея Ковалева о том, что «патриотизм - последнее прибежище негодяев». Наверное, повинуясь этому, прикрываясь ложным стремлением к правде, в последнее время практически пересматривается все, что являлось основой патриотизма в прошлом. В любом человеческом подвиге, или подвиге целого народа, стараются усмотреть нечто, что опошляет этот подвиг и превращает его в ничто. В нас уничтожаются идеалы, без которых нация теряет свое лицо. В то же время навязываются идеалы чуждые. Вот один из примеров. Взирая на современные документальные фильмы в западном исполнении, или наши, подражающие Западу, о войне 1941-1945 г.г., узнаешь, что это была для нас вовсе не Великая Отечественная Война, и что победа в ней одержана благодаря Америке?! А те, кто пал, сражаясь за Родину, следуя логике Ковалева, просто «негодяи».

Следует, очевидно, подробнее остановиться еще вот на чем. Довольно часто под словом «патриотизм» подразумевается, прежде всего, национальная составляющая. Соответственными атрибутами такого понимания являются язык и национальные традиции. При таком «патриотизме», как правило, присутствует обида за унижения национальной гордости. В Украине это, например, связывают со словом «москаль». Присутствует также враг, который якобы покушается на атрибуты национальной культуры и быта. Например, для Украины это «имперские амбиции Кремля и его союзники, «запроданци», в лице УПЦ Московского Патриархата, тем более говорящие на русском языке.

Как правило, такой «патриотизм», имеющий в основании национальность, является всего лишь банальным национализмом, о котором еще в 1932 году так писал Иван Ильин: «Духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла. Тогда патриотизм оказывается слепым аффектом, который разделяет участь всех слепых и духовно непросвещенных аффектов: он незаметно вырождается и становится злой и хищной страстью - презрительной гордыней, буйной и агрессивной ненавистью; и тогда оказывается, что сам «патриот» и «националист» переживает не творческий подъем, а временное ожесточение и, может быть, даже озверение. Оказывается, что в сердце человека живет не любовь к родине, а странная и опасная смесь из воинственного шовинизма и тупого национального самомнения или же слепого пристрастия к бытовым пустякам и лицемерного «великодержавного» пафоса, за которым нередко скрывается личная или классовая корысть».

В подкрепление такого «национализма» часто призывается все. даже религия. Здесь происходит подмена. Подмена в том. что не патриотизм происходит из существа веры, являясь органической частью духовно-нравственного самосознания, а вера используется национальной идеей как составляющая ее часть. Например, для Украины, это УПЦ Киевского Патриархата. Доминирующий таким образом над верой «национал-патриотизм», использовав в качестве атрибута религизно-идеологическую составляющую, вырождается в национальное чванство. Как для иных народов выродился в свое время в сионизм или нацизм.

Как правило, идеология патриотизма включает в себя и историческую составляющую. Собственно история является здесь одной из основных частей обоснования патриотизма. Однако национальное сознание часто выбирает из истории только то, что можно интерпретировать исключительно в национальном ракурсе.

К этому следует добавить и внутренних врагов настоящего патриотизма, которые уничтожая или подменяя истинный патриотизм, по словам Ивана Ильина, «не успокоятся до тех пор, пока им не удастся овладеть... народом через малозаметную инфильтрацию его души и воли, чтобы привить ему под видом «терпимости» - безбожие, под видом «республики» - покорность закулисным мановениям и под видом «демократии» - национальное обезличивание». Конечной целью этой «малозаметной инфильтрации» является кардинальное изменение народного самосознания, подавление его религиозно-нравственного, мировоззренчески-идеологического иммунитета, паралич инстинкта самосохранения, на которых зиждется патриотизм, и в итоге - исчезновение народа как самостоятельного, соборного духовного организма.

Поэтому - то, как мне кажется, сегодня важнейшей задачей должна стать защита нашей духовности, нравственности, укрепление традиционного самосознания народа и его исторически сложившегося патриотического мировоззрения. Подчеркну: исторически сложившегося, а не привнесенного.

Наверное, можно было бы бесконечно говорить об этих вопросах. Полагаю, что от верного ответа на них зависит и то, кем будем мы, наши дети, и в каком государстве нам придется жить? А может, придется раствориться, в волнующемся человеческом море наций, народов, народностей, религий и партий?

ΙΙ. Библейский смысл и содержание патриотизма

Говоря о патриотизме, следует, прежде всего, сказать о его основании, о его смысле и содержании и о том духе, которым питается патриотизм. Для нашего народа, почти целое тысячелетие, это был дух Православия, который и помог ему выжить, выстоять в сложнейших исторических катаклизмах. Дух же Православия всегда питался из неиссякаемого источника Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви.

Именно Писание раскрывает для нас заложенную в человека Богом любовь к своей вере, к своей Родине и к своему народу. Об этом буквально говорят уже первые строки Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю...» (Быт. 1.1). Да разве может не любить человек, то что с любовью сотворил Сам Бог?! И дальше читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему...» (Быт.1.27). Да разве можно не любить того, кто носит в себе образ Божий?! «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его»(Быт.2.15). Эдемский сад - это название первой родины всего человечества.

В этом историческом ракурсе, применительно к творению вселенной и человека, патриотизм можно назвать и космополитизмом, и универсализмом, и «вселенскостью»... Тогда, как пишет Библия, «на всей земле был один язык и одно наречие» (Быт.11.1). Это могло бы сохраняться, если бы все, населяющие землю люди, были исполнены одним Духом.

Однако грехопадение разделило людей. Гордостное строительство Вавилонской башни закончилось тем, что «смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11.9). И расселились, как пишет Библия, народы «по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их... распространились народы на земле после потопа» (Быт.10.20-31). Здесь показано, как Сам Господь дает каждому народу его землю и свой язык.

На примере Авраама видим, как Господь выводит его из языческого города Ура Халдейского, чтобы наделить землею, которая будет принадлежать только ему и его потомству. «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя» (Быт.12.1,2). Это было начало того, что мы называем Отечество. И это земное Отечество должно было стать прообразом того, небесного Отечества, которое грехом утерял, но праведностью и святостью должен достичь человек.

Поэтому и любовь к своей земной Родине есть прообраз любви к Родине Небесной, для которой человек и был создан. В этом смысл и содержание патриотизма. В этом также духовные и исторические, патриотические начала любви к своей Родине! Сам Господь полагает основание этих начал.

Космополитизм же периода сотворения мира, после грехопадения, конечно, теряет свое значение. «Единство человеческого рода», которое провозглашает космополитизм, может существовать только тогда, когда все исповедуют одну веру в Единого Бога и исполнены одним Духом. В развращенном же и разделенном грехом мире он не только не достижим, но, в существе своем лжив и губителен, поскольку, как написано в Евангелии, «неверный в малом, неверен и во многом» (Лк.16.10). Неверный своему народу, как будет верен всем народам Земли? Или, несколько перефразируя слова святого Апостола Иоанна Богослова о том, что «не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?»(1Ин.4.20), не погрешив, скажем: Не любящий земную Родину, которую видит, как может любить Родину Небесную, Небесное Царство, которое не видит? Никак! Как можно быть космополитом, не будучи патриотом своей малой Родины? Никак. Как можешь иметь попечение о всем мире и весь мир считать родиной, если свою Родину, как Эдемский сад, не смог любовью «возделывать и хранить»? В космополитизме грешного человека пропадает и сам первообраз небесной Отчизны.

К этому следует добавить, что в извращенном грехом религиозном понимании, слова Господа Аврааму: «Посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки» (Быт.13.14,15), могут космополитично пониматься, как обладание всей землей одним народом.

ΙΙΙ. Библейские корни патриотизма

Вообще весь Ветхий Завет, исповедуемый также иудеями и мусульманами, говорит о патриотизме. Много написано о ветхозаветных праведниках, которые за веру, свой народ и родную землю, в свое время сокрушали силу вражью.

Когда Моисей жертвует собою, отказывается от своей приятно обставленной жизни и охотно идет страдать со своим народом, воистину есть подвиг патриота. На все лишения и трудности Моисей обрекает себя не по простому только чувству кровного родства, но главным образом по любви к Богу и своему народу. «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр.11.24..). Потрясает патриотический порыв Моисея, когда он молил Бога лучше изгладить его из книги жизни, но не лишать Своего благоволения народ Израиля: «Прости грех их, а если нет, то изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх.32.32).

Кроме Моисея, в Ветхом Завете было много тех, кого смело можно было бы назвать патриотами. Это и Иисус Навин. Это и судьи Израиля, бывшие после Моисея: Гедеон, с тремястами своих избранных мужей подступивший к многолюдному войску вражию, которое привел в смятение и обратил в бегство. Это и Варак, Самсон, Иеффай. Это и царь Давид, поразивший великана Голиафа, и пророк Самуил, молитвою испросивший у Бога победу евреям над филистимлянами. Они «были крепки на войне, прогоняли полки чужих» (Евр. 11.24). Патриотами были и братья Маккавеи, мать их и учитель Елеазар. Патриотами смело можно назвать и пророков: Илию, Елисея, Исаию, Иеремию, Иезекииля, Даниила...

Кого бы из ветхозаветных праведников мы не взяли, в их патриотизме четко видны, во-первых, любовь к Богу и стояние в вере, и, во-вторых, любовь к своему народу и той земле, которую даровал ему Господь. Об этом говорит и заповедь: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, и всем разумением твоим... возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12.30,31; Лев.19.18). Без этих фундаментальных начал, заложенных и явленных Самим Богом, нет и не может быть истинного патриотизма. Настоящий патриотизм - это, прежде всего, патриотизм веры, патриотизм духа.

«Нечто, взятое само по себе, в отрыве от духа, - писал Иван Ильин,- ни территория, ни климат, ни географическая обстановка, и пространственное рядом - жительство людей, ни расовое происхождение, ни привычный быт, ни хозяйственный уклад, ни язык, ни формальное подданство - ничто не составляет родину, не заменяет ее и не любится патриотической любовью... Ни одно из этих условий жизни, взятое само по себе! не может указать человеку его родину: ибо Родина есть нечто от духа и для духа». Замечательные слова!

При таком патриотизме помогает Сам Господь. Снова библейская цитата: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израилевых. которые ты поносил» (1Цар.17.45). Это сказал перед поединком Давид Голиафу. Этими словами сказано много. Во-первых, говоря «во имя Господа», Давид, тем самым, говорит и за веру, потому что это вера в Господа. Во-вторых, говоря «Бога воинств», Давид утверждает покровительство Божие над защитниками веры и Родины.

Далее Давид говорит: «И узнает весь сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши»(1Цар. 17.46). Вот так, это «война Господа», война Бога в защиту веры и Родины, война за поношение тех, кто эту веру содержит. Это ли не есть благословение патриотизма?

Но и более того Господь Сам участвует в войне на стороне защитников веры и родной земли. «Когда ты пойдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа болев, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой... ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразится за вас с врагами вашими и спасти вас» (Втор.20.1,4). Но, кстати, когда Господь сражается, у протестантов альтернативная служба.

Не только Господь сражается, но и ангельское воинство во всеоружии, готово вступить в земную брань вместе с защитниками веры и Отечества: «Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему (Елисею - авт.) слуга его: увы! Господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше тех. которые с ними. И молился Елисей и говорил: Господи! Открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4Цар.6.15-17).

Истинный патриотизм не просто духовен, он всегда духовно соединен с праотцами и их духовным наследием. Оно питает патриотизм. Духовные, именно духовные, исторические корни веры всегда питают патриотизм. О том же, как патриотизм бережно относится к своей истории, говорит следующее. Весь Ветхий Завет, практически, является историей еврейского народа, в которой весьма скрупулезно собрано и сохранено все, от имен и дат, до событий и фактов. Есть даже книги, с общим названием «Паралипоменон», что значит «Летопись». Отсюда, не может быть патриотом человек, отвергающий свое родное духовное наследие.

Это наследие воплотилось не только в вере предков, но и в соединенном с этой верой, слове «отец». Отсюда и Отечество. Отсюда и отчество Не может быть истинным патриотом тот, кто не исполняя заповедь Божию «почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дал тебе» (Втор.5.16), не выполняет заветов своих отцов и праотцов, или просто не считает необходимым элементарно пребывать у них в послушании. Ведь, как будешь любить историю своего отечества и своего народа, если игнорируешь свои исторические корни в собственном отце? Никак.

Не может быть патриотом, кто не хранит и не содержит то, с чего начинается Родина - свою семью. И то верно. Как можешь быть патриотом целого народа, если свое малое и родное не содержишь? Об этом написал такими словами апостол Павел, говоря, что кто «имеет детей или внучат, то они прежде пусть научатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо это угодно Богу... Если же кто о своих и особенно о домашних не заботится, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5.4,8).

Собственно это касается и количества детей в семье. Словами «дети» или «сыновья» в Библии обозначены не только прямые потомки человека, но также его внуки и правнуки, то есть последующие поколения. Многочисленное потомство означает радость и счастье. Оно считается Божиим благословением: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами» (Пс. 126.3). В бездетном же браке - Божие наказание. Настоящий патриот будет стараться наследием своим приумножать достояние народа, к которому принадлежит и который любит, чтобы он не вымирал, но «плодился и размножался и наполнял землю, и обладал ею» (Быт.1.28).

Фактически, десятью заповедями, Библия утверждает признаки истинного патриотизма. Так, например, не может быть истинным патриотом вор и лжец. Как можно утверждать, что любишь свой народ, если его обкрадываешь и ему лжешь?

Века шли, но не меняется Господь. «Бог не человек, чтоб Ему изменяться» (Чис.23.19). «У Бога нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1.17) и если так, то разве Бог, помогавший патриотам в Ветхом Завете, изменится и будет учить иному во времена Завета Нового? Никак.

IV. Новозаветные основания патриотизма

Христиане, подобно пророку Давиду, написавшему о себе: «странник я на земле» (Пс.118.19), также считают и себя, вместе с Апостолом Павлом, «странниками и пришельцами на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что ищут отечества» (Евр. 11.13) небесного. Христиане «в мыслях имеют то отечество, - как пишет далее апостол, - из которого они вышли» (Евр.11.15). Поэтому каждый христианин, неся в сердце «образы небесного» (Евр.9.23), видит в земном Отечестве прообраз Царства Божия, Отечества Небесного, проходит предлежащее ему поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса Христа, Который всей Своей жизнью явил любовь и верность к Своему Царству.

Св. Иоанн Кронштадтский высказался об этих основах патриотизма так: «Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить, чтобы наследовать жизнь вечную».

«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова. Сына Авраамова...» (Мф.1.1). Так начинается Евангелие от Матфея. Здесь историческая летопись «всех родов от Авраама до Давида... и от Давида до переселения в Вавилон... и от переселения в Вавилон до Христа» (Мф.1.17). бережно сохраненная и донесенная до нас. Это не что иное, как духовное наследие патриотизма, те самые исторические корни, которыми духовно питается вера, любовь к Богу и своему народу.

Евангелие от Иоанна, буквально также с первых слов, говорящих о воплощении Слова, полагает начало новозаветному основанию патриотизма: «Пришел к своим...» (Ин.1.11). Вот так. Любя и спасая всех, Господь пришел «к своим».

Конечно же, Он пришел «делать добро всем, - как пишет апостол Павел, - а наипаче своим по вере» (Гал.6.10). Он пришел «только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15.24), чтобы начав с малого, спасти и большее, «юродством проповеди спасти верующих»(1 Кор.1.21) в Него.

И более того. Возвещая «своим» первым тайны Царствия Божия, Он старался собрать их около Себя, «как птица собирает птенцов своих под крылья» свои (Мер.23-37). Когда же они этого не захотели, то Он, Святейший, скорбел и плакал о их ослеплении и уготованной им для самих себя гибели (Лк.19.41-43). Здесь как нельзя лучше раскрыто написанное выше, о том, что невозможно быть патриотом сразу всех и вся, не будучи патриотом своих.

Собственно, в отличие от первого Адама, вся земная жизнь Богочеловека Христа, это единый порыв веры, действующей любовью. Порыв нескончаемой любви к Своему Небесному Царству, истинному Отечеству, за благовестив которого Он принял смерть на Кресте.

Также и Иоанн Креститель, претерпевший смерть от меча. Претерпевший, во-первых, за веру, за верность нравственному Закону Божию, который не совместим с пороком. А, во-вторых, за народ который пытался уберечь от разлагающего, похотливого царского искушения.

Вызывает определенный интерес и апостол Симон, прозванный Зилотом. Слово «зилот» означает «ревнитель». Как поясняет Библейская энциклопедия, во времена Христа зилоты «ревновали о внешней свободе, проповедовали, что народ не должен платить дани кесарю... возбуждали мятежи и возмущения Иудеев против Римлян». Собственно, это были патриоты своего народа и ревнители своей веры. Таким же ревнителем веры и любви к Господу, был и Симон, которого призвал Господь на апостольское служение и проповедь Царства Божия, тем самым благословив патриотизм в лице этого апостола.

Подобно ветхозаветному Моисею святой Апостол Павел со скорбью говорил, что «желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян» (Рим.9.3). Ему вторит и святой Апостол Иоанн Богослов: «Любовь познали мы в том, что Господь положил за нас душу свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1Иоан.3.16).

Господь Иисус Христос придает основанию патриотизма то содержание, которое отличает его от национализма. Заметьте, Господь никого не считал Своим врагом. Он любит всех, молится за всех, страдает за всех и спасает всех. Здесь корни отличия православного патриотизма от национализма. Православный патриот любит Господа, свою Родину и свой народ, а националист более ненавидит тех, кого считает врагом своей нации. В Православии патриотизм проистекает из веры, в национализме - из национальности. Патриотизм православного всегда имеет в себе Дух Христов. Истинный патриотизм веры всегда исполнен Духом любви. «Любите врагов ваших (Мф.5.44). Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте» (Рим.12.14,15). Национализм, в своем существе, всегда бездуховен или лжедуховен. В этом большая, принципиальная, разница. «Нам, ищущим путей духовного обновления, не может быть безразлично, какой патриотизм мы утверждаем и какой национализм мы насаждаем». Это снова Иван Ильин.

V. Патриотизм в нашей православной истории

Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. «В основе патриотизма, - писал Иван Ильин, - лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - и узнала его в святынях своего народа».

Все лучшее из Христова учения любви впитало в себя Православие, где патриотизм наших православных людей веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, как всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью патриотических устремлений отдельного человека в его личной жизни, главной задачей и смыслом, как супружеского семейного бытия, так и общественного, государственного служения, является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает из века в век Православная Церковь

Собственно, вся история Православной церкви - это история патриотизма веры, где патриотизм есть не просто любовь к своему народу, составляющую в нас только привязанность естественную, но, прежде всего, чувство высоконравственное, добродетель христианскую.

Православный патриотизм связан вовсе не с национальностью или территорией. «Признак расы и крови - писал Иван ильин, - не разрешает вопроса о Родине: например, армянин может быть русским патриотом». Отсюда и патриотизм русского народа, к которому, кстати, принадлежит и православный народ Украины, обусловлен не национальной принадлежностью, а мессианским значением по сохранению в полноте и чистоте Православной веры. Это патриотизм веры и спасительного Христова учения.

История Церкви Христовой изобилует именами святых воинов-патриотов. Достаточно вспомнить только одного Георгия Победоносца, являющегося святым покровителем православных воинов.

Подобно и система ценностей Святой Руси создала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого патриотизма нашего народа. Опираясь на эту систему ценностей, наш народ осознавал свою духовную силу и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли.

Обратимся к истории русской святости Все сословия явили миру патриотизм нашего народа. Благоверные князья Борис и Глеб, благоверные великие князья Мстислав Киевский, Александр Невский, Ростислав Киевский, князь мученик Михаил Черниговский, благоверный князь Мстислав Храбрый, преподобные Пересвет и Илья Муромец, преподобные Тит, Федор Острожский, пронзенный стрелою преподобный Антоний....всех не перечислить. В истории нашего Отечества повсюду видим следы воинской доблести и гражданского мужества, оставленные нашими славными предками.

Когда в 1380 году великий князь Димитрий Донской пришел к преподобному Сергию просить благословения на бой с татарами, которые в это время были господами Руси, то преподобный Сергий далеко не сразу согласился дать это благословение. Во всяком случае, мотивы чисто политические, желание видеть Русь независимой от татар и ради этого идти войной, были ему совершенно чужды. Он говорил князю так: «Прежде пойди к татарам с правдою и покорностью, как следует по твоему положению покоряться ордынскому царю. И Писание учит, что если такие враги хотят от нас чести и славы - дадим им; если хотят золото и серебро - дадим и это; но за имя Христово, за веру православную подобает душу положить и кровь пролить. И ты, господин, отдай им честь, и золото, и серебро, и Бог не попустит им одолеть нас. Он вознесет тебя, видя твое смирение, и низложит их непреклонную гордыню».

Несколько времени спустя, благословляя князя на битву с татарами, молвил: «Иди! Бог правды дарует тебе победу и сохранит тебя для вечной славы, а многим из подвижников твоих готовы венцы мученические. Иди смело, князь, и надейся на помощь Божию...».

Еще один пример истинного сына святой Православной церкви. Он взят из истории Михаила Грушевского. Вот приводимая им речь гетмана Богдана Хмельницкого (цитирую с оригинала): «Я доказав уже, про що не мислив зразу, тепер докажу, що намислив, - казав Хмельницький - Визволю з лядської неволі руський народ увесь! Попереду воював я за свою шкоду i кривду, тепер воюватиму за нашу православну Bipy. Поможе меж в тім весь нарід (!-авт.)... Не стане мині на Україні нога інородного князя або шляхетки... Малий я i незначний чоловік, але з волі Божої став самовладцем и самодержцем руським»(Історія України.Київ-Львів.1913. с.303).

Итак, истинный патриотизм только тогда истинный, когда опираясь на свое духовное наследие, исповедует и стоит на защите веры Христовой, на защите высших интересов своего народа и своей Родины, где самым высшим интересом есть спасение человеческой души, за которую и пострадал на Кресте Господь и Спаситель наш Иисус Христос.

Закончить свой доклад хочу словами истинного патриота нашей веры, ныне покойного митрополита Иоанна (Снычева), обращенные к каждому из нас: «Лишь те немногие выжившие старики, что стоят ныне с протянутой рукой в переходах метрополитена, надев колодки боевых наград, позвякивая (кто не успел продать) орденами Великой Отечественной, имеют перед Богом право преемства подвигов предков. Мы же, равнодушно спешащие мимо, лишены такого права до тех пор, пока не восстановим попранного и вспомним забытое... Стоит лишь начать, и Господь всемогущий подаст нам силы на духовную брань, чистую жизнь и благие дела! Да будет так. Аминь».

За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами. «Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными», западными: христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности; целомудрие, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре - исключительным интересом к иностранным языкам и иностранным традициям» .

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые - пока не выработаны. В свою очередь, распространяется система ложных ценностей «массовой» культуры и субкультур (готы, панки, эмо, скинхеды и др.): потребительство, развлечения, культ силы, агрессия, вандализм, свобода без ответственности, упрощенчество .

Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Быть патриотом - естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к Отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Фихте.

Идея патриотизма как основа объединения русских земель в борьбе против общего врага уже отчетливо звучит и в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского. По мере освобождения страны от чужеземного ига и формирования единого государства патриотические идеи обретают материальную основу и становятся одной из форм проявления государственного патриотизма, важнейшим направлением в деятельности государственных и общественных институтов .

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» .

И.А. Ильин писал: «Люди инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, к природе, к соседям и культуре своей страны, к быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Тогда любовь к родине живет в душах в виде неразумной, предметно неопределенной склонности, которая то совсем замирает и теряет свою силу, пока нет надлежащего раздражения (в мирные времена, в эпохи спокойного быта), то вспыхивает слепою и противоразумною страстью, пожаром проснувшегося, испуганного и ожесточившегося инстинкта, способного заглушить в душе и голос совести, и чувство меры и справедливости, и даже требования элементарного смысла» .

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник» . Патриотизм как качество личности проявляется в любви и уважении к своему Отечеству, соотечественникам, преданности, готовности служить своей Родине. В Педагогическом энциклопедическом словаре даётся следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...» .

Патриотизм - это духовное явление, которое имеет большую устойчивость, долго сохраняется в народе при его уничтожении, а в 3-4 поколении умирает. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное служение Отечеству. Он был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданностью ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении и готовности его защищать. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками борьбы за свободу и независимость родины.

Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.

А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев полагают, что патриотизм - это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек. Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души . Отсюда, по мнению А.Н. Вырщикова, М.Б. Кусмарцева, исходит важнейший отечественный социокультурный постулат, раскрывающий смысл воспитания: высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Патриотизм - составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства» .

Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».

Таким образом, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах большой и малой Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные, экономические, политические, спортивные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, т.е. истинный патриотизм предполагает формирование и его длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Основными функциями патриотизма гражданина России начала третьего тысячелетия являются: «сохранения, сбережения и собирания Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечения комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защиты государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификации личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизации ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества».

Принципы патриотизма - одна из форм выражения духовно-нравственных и идейных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание служения Отечеству, существующего в современном российском обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся сущности служения Отечеству, обеспечения единства интересов человека, коллектива, характера взаимоотношений между людьми в обществе, государстве, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности, культуры, патриотизма и гражданственности.

Принципы патриотизма имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития каждого конкретного общества. К числу основных принципов А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев относят: национально-идеологические, общественно-государственные, социально-педагогические .

Природа, родители, родственники, Родина, народ - не случайно однокоренные слова. По определению А.Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения» .