Ремизов Алексей Михайлович - (1877-1957), русский писатель. В августе 1921 эмигрировал. Родился 24 июня (6 июля) 1877 в Москве. Происходил из московской купеческой среды, в которой были укоренены традиции древнего благочестия. Учился в 4-й московской гимназии и Александровском коммерческом училище.

За участие в студенческих волнениях Ремизов, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университеа, был выслан из Москвы и шесть лет провел в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске. Как прозаик дебютировал в 1897, первая книга Посолонь, куда вошли обработки народных сказок и апокрифов, вышла в 1907. Год спустя опубликован роман Пруд, которому Ремизов более всего обязан своей репутацией наследника Ф.М.Достоевского в современной литературе, «великого жалостника» (А.А.Блок).

В моих “реконструкциях” старинных легенд и сказаний не только книжное, а и мое - из жизни - виденное, слышанное и испытанное. И когда я сидел над старинными памятниками и, конечно, неспроста выбирал из прочитанного, а по каким-то бессознательным воспоминаниям - “узлам и закрутам” моей извечной памяти.

Ремизов Алексей Михайлович

В ранние годы творчества Ремизов испытывал заметное влияние символизма, особенно А.Белого. Однако более существенным для его формирования как писателя был с юности пробудившийся интерес к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры (сборник Лимонарь, 1907, пьеса Бесовское действо, 1907), многочисленные другие публикации, из которых были составлены изданные в эмиграции книги пересказов, обработок, переложений сюжетов старинных русских легенд (Бесноватые, 1951, и др.).

В автобиографии Подстриженными глазами (1951) Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти («сна»), которая определяет характер построения многих его произведений: «С двух лет начинаю отчетливо помнить. Я словно проснулся и был как брошен в мир... населенный чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно». Хотя в дореволюцинный период Ремизовым опубликовано несколько романов с четко проявленной социальной тенденцией (Крестовые сестры, Неуемный бубен, оба 1910, и др.), его истинное своеобразие проступило преимущественно в произведениях, которые основаны на фольлоре и апокрифах. Они представляют собой, по характеристике автора, «новую форму повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия - века». Вместе с тем эта «повесть», особенно если она связана с изображением событий революции и последуюшщей русской смуты, всегда включает в себя обширный и достоверный документальный материал и описывает реальных исторических персонажей, которые выступают под собственными именами. Так построено одно из главных произведений, созданных Ремизовым в эмиграции, - автобиографическая по материалу книга Взвихренная Русь (1927).

В ней с постоянными отсылками к поэтике житийной литературы, для которой обязательны мотивы отторжения неправедного мира, мытарства, бесприютности и духовного очищения в финале, автор воссоздает русское лихолетье, вводя в свой рассказ тех, с кем он больше всего общался в свои последние петербургские годы, - Блока, Д.С.Мережковского, философа Л.Шестова, собственного ученика, молодого прозаика М.М.Пришвина.

Отношение Ремизова к революции было высказано уже в его Слове о погибели Русской Земли, опубликованном в газете эсеров «Воля народа» вскоре после Октябрьской революции. Оно содержит прямые реминисценции древнерусского плача о разорении Руси в результате татаро-монгольского набега в 1237. Взвихренная Русь описывает время, когда исключительно ярко «горела... мечта человека о свободном человеческом царстве на земле», но «никогда и нигде так жестоко» не гремел прежде «погром» (впрямую коснувшийся самого Ремизова, подвергшегося аресту и кратковременному заключению в период «красного террора»).

Рассказ, как и в книге Подстриженными глазами, образующей со Взвихренной Русью автобиографический диптих, ведется в форме свободной компиляции событий большого общественного значения (приезд Ленина в Петроград весной 1917) и частных свидетельств вплоть до записи разговоров в очередях или сцен издевательства толпы над разоруженными городовыми. Ремизов создает намеренно фрагментарный монтаж, где летопись, запечалевшая ход истории, соединяется с воссозданием тягот и невзгод, перенесенных самим повествователем, с видениями, снами, отзвуками преданий, «заклинаниями», записью потока сознания, мозаикой мимолетных зарисовок «взвихренной» будничности. Повествование, как и во многих других книгах Ремизова, ведется в форме сказа, органичной для этой художественной концепции, где субъективность восприятия происходящего подчеркнута самим построением рассказа. Такая стилистика и схожее композиционное решение отличают и оставшийся в рукописи роман Ремизова об эмиграции Учитель музыки (издан посмертно, 1983), и книгу мемуаров Встречи (1981), и частично опубликованную автобиографическую повесть Иверень (1986).

В творчестве Ремизова эмигрантского периода доминирует мотив разлуки, также соотнесенный с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), однако имеющий и глубоко личный смысл, особенно в повести Оля (1927) и романе В розовом блеске (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочь не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943; в тот же год умерла жена Ремизова С.П.Довгелло).

Страды мира, беда человеческой жизни - как трудно жить на свете! Люди со средствами и те, что обречены на нищету, они одинаково тяготятся жизнью. А другая сторона - смешная.

Ремизов Алексей Михайлович

Опыт реконструкции целостной картины народного духа с опорой на предания, выразившие религиозные верования, часто отдаляющиеся от официального православного канона, предпринимался Ремизовым во многих произведениях, созданных на чужбине, - от книги Россия в письменах (1922) до сборника «снов» и размышлений о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе (Гоголь, И.С.Тургнеев, Достоевский). Эта тема становится основной в книге Огонь вещей (1954). Изощренность стилистики Ремизова вызвала острые споры о плодотворности или искусственности избранных им художественных решений. Критика (Г.Адамович) увидела в книгах Ремизова лишь прямолинейную имитацию «русской допетровской старины», обвинив автора в нарочитом пристрастии к архаике. Другие авторы, как художник М.Добужинский, считали, что на поверку природа дарования Ремизова игровая, связывая эту поэтику с подчеркнуто своеобразным стилем быта и социального поведения, который обращал на себя внимание посетителей его квартиры, где обои были расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в изобретенной писателем «Великой и вольной обезьяньей палате», а атмосфера в целом наводила на мысли о «колдовском гнезде». Третьи, как философ И.Ильин, воспринимали Ремизова как «юродивого в пределах культуры» - умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением.

Какие ассоциации вызывает у вас имя Алексея Михайловича Ремизова? Писатель-эмигрант – клеймо, это «сектор – приз», которым наградила наша советская литература весьма талантливого, но творившего не на российской стороне писателя. В любом учебнике литературы, представителям так называемой «волны эмиграции», подобно Владимиру Набокову, Михаилу Осоргину или Алексею Ремизову, отводится, как правило, несколько часов, возможно, до сих пор по советским пережиткам прошлого, считая их творчество «неугодным». И совершенно зря, потому как Алексей Ремизов своим сборником «Посолонь» дал «великому могучему» ничуть не меньше, чем Владимир Даль.

Не вдаваясь в биографические подробности жизни Алексея Ремизова (тем более, что почти всю его историю можно проследить в биографии главного героя романа «Пруд»), попробуем рассмотреть становление личности писателя с психологической точки зрения.

Маленький Алеша рос, мягко говоря, в атмосфере нелюбви. Мать Алексея, выйдя замуж по расчету «назло» своей бывшей несчастной любви, создала проблемы не только мужу, но и своим сыновьям, которых у нее от этого брака было пятеро (правда, один сын умер еще во младенчестве). Страдания об изломанной судьбе Марьи Александровны наложили отпечаток и на ее отношения с сыновьями: она практически ими не занималась, целыми днями читала книги, запершись в своей комнате. К слову, в романе «Пруд» нелюбовь матери к своим сыновьям принимает гипертрофированные формы и доходит до того, что запившая от несчастной жизни Варенька отказывается от своих сыновей и даже желает им смерти.

Поскольку детьми особо никто не занимался, они росли сначала на попечении прислуги, а позже в обществе фабричных рабочих и их детей. В двухлетнем возрасте с Алешей случилась беда: ударившись при падении о железную игрушечную печку, он сломал себе нос. Это впоследствии оказалось для него не только физической, сколько психической травмой: всю свою последующую жизнь он будет чувствовать себя «уродливым», но, в свою очередь, этот комплекс неполноценности накладывал на него некую печать «избранности», отличия от других.

В 1883 году умирает отец Ремизова и Алексея вместе с братом Виктором отдают в 4-ю московскую классическую гимназию, однако вскоре из-за слабого здоровья Виктора обоих переводят в Александровское коммерческое училище. Отсутствие некоторых предметов, в частности, латинского и греческих языков, вставало неразрешимой проблемой на пути поступления Алексея в институт, куда он мог впоследствии быть принят лишь как вольнослушатель. Что, собственно, он и делает, вполне сносно закончив училище. Выбор Алексея пал на естественное отделение математического факультета Московского университета; также он посещал лекции историко-филологического и юридического факультетов.

В этот же период жизнь Ремизова заиграла новыми красками: он становится вхож в среду студенческих революционных кружков, что в скором будущем выйдет ему боком.

18 ноября 1896 года Ремизова как одного из «руководителей беспорядков» арестовывают на демонстрации в память о событиях на Ходынском поле, и высылают на два года в Пензу. Алексей и там не теряется и по истечении недолгого срока становится руководителем революционного рабочего кружка. В это же время Ремизов заводит крайне полезное для себя знакомство с В.Э. Мейерхольдом. Однако через какое-то время полиция раскрыла нелегальную деятельность участников кружка и Алексей, полностью взяв всю вину на себя и не подставив никого из товарищей, был сослан на три года в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции. 1900-1903 годы Ремизов проводит в Устьсысольске и Вологде, где окончательно осознает себя как писателя.

К слову, период вологодской ссылки был поворотным для писателя во многих отношениях. Во-первых, там он знакомится со своей будущей женой С. Довгелло, которую, можно сказать, спасает от казни. Во-вторых, не менее, а возможно, и более значительное для его творчества знакомство со ссыльным студентом-филологом П. Щеголевым также происходит в Вологде. Именно Щеголев открывает для писателя, уже начитанного в нелегальной литературе, новый мир запрещенных книг другого рода – пространство древних апокрифов, тонкой нитью проходящее через все творчество начинающего писателя. В-третьих, в Вологде же Ремизов создает первую редакцию его самого известного романа «Пруд» (1902-1903).

Если говорить в общих чертах, то «Пруд» стал одним из первых российских экзистенциальных романов. Завораживающее переплетение реальности и потустороннего мира, эстетическая красота и отвратительное уродство, сложный сюжет и простой слог – все это делает роман впечатляющим и затягивает не хуже Муромских топей. А уж эпизод, когда в ночь на Пасху к отчаявшейся маменьке пришел Дьявол в образе зеленого монаха и заставил ее повеситься на хрустальной люстре, воистину, заслуживает экранизации как минимум у Дэвида Линча.

Но настоящим шедевром и, по мнению самого автора, и по моему немому согласию, стал сборник детских сказок «Посолонь» (по ходу движения солнца). В сказках этого цикла времена года сменяют друг друга, и каждому из них соответствуют древние, практически забытые сегодня обряды и традиции. Ну а красота и обороты колоритного древнерусского языка мне просто как бальзам на душу. Читая этот сборник, мало того, что получаешь эстетическое удовольствие, так еще и узнаешь столько фольклорных, почти вышедших из употребления слов, что отношение к ремизовским сказкам становится как к исчезающему виду животных: созерцать, беречь и восхищаться.

Конец 1917-1918 стал для Ремизова периодом беспрецедентной публицистической активности: сразу в нескольких газетах публикуются его притчи, основанные на древнерусских источниках (и вновь отсыл к апокрифам). В 1921 Алексей Ремизов эмигрирует в Берлин и больше на Родину уже не возвращается.

С 1923 года Ремизов с семьей живет в Париже, где много и усердно работает и заканчивает сразу несколько крупных произведений, в числе которых автобиографичная книга «Подстриженными глазами» (1951), «Мышкина дудочка» (1953) и особо близкая и дорогая ему «Оля» (созданная на основе биографии его жены).

В 1943 году умирает его жена С. Ремизова-Довгелло, что становится для писателя невосполнимой потерей. Мотивы грусти и одиночества, утраченной любви недвусмысленно проскальзывают в творчестве последующего периода.

В последние годы жизни пишет о Божественной Небесной Любви, в частности, философская легенда «Григорий и Ксения», опубликованная вскоре после смерти писателя, последовавшей 26 ноября 1957 года, ставшая, по сути, его литературным завещанием.

Алексей Ремизов похоронен в Париже на кладбище Сент-Женевьев де Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).

РЕМИЗОВ, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1877–1957), русский писатель. В августе 1921 эмигрировал. Родился 24 июня (6 июля) 1877 в Москве. Происходил из московской купеческой среды, в которой были укоренены традиции древнего благочестия. Учился в 4-й московской гимназии и Александровском коммерческом училище. За участие в студенческих волнениях Ремизов, уже учившийся на естественном отделении математического факультета Московского университеа, был выслан из Москвы и шесть лет провел в Пензе, Вологде, Усть-Сысольске. Как прозаик дебютировал в 1897, первая книга Посолонь , куда вошли обработки народных сказок и апокрифов, вышла в 1907. Год спустя опубликован роман Пруд , которому Ремизов более всего обязан своей репутацией наследника Ф.М.Достоевского в современной литературе, «великого жалостника» (А.А.Блок).
В ранние годы творчества Ремизов испытывал заметное влияние символизма, особенно А.Белого. Однако более существенным для его формирования как писателя был с юности пробудившийся интерес к духовному наследию древней Руси, к национальной мифологии, старопечатной книге и памятникам народной культуры (сборникЛимонарь , 1907, пьеса Бесовское действо , 1907), многочисленные другие публикации, из которых были составлены изданные в эмиграции книги пересказов, обработок, переложений сюжетов старинных русских легенд (Бесноватые , 1951, и др.).
В автобиографии Подстриженными глазами (1951) Ремизов, говоря об истоках и специфических чертах своего творчества, отмечает важность идеи прапамяти («сна»), которая определяет характер построения многих его произведений: «С двух лет начинаю отчетливо помнить. Я словно проснулся и был как брошен в мир... населенный чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно». Хотя в дореволюцинный период Ремизовым опубликовано несколько романов с четко проявленной социальной тенденцией (Крестовые сестры , Неуемный бубен , оба 1910, и др.), его истинное своеобразие проступило преимущественно в произведениях, которые основаны на фольлоре и апокрифах. Они представляют собой, по характеристике автора, «новую форму повести, где действующим лицом является не отдельный человек, а целая страна, время же действия – века». Вместе с тем эта «повесть», особенно если она связана с изображением событий революции и последуюшщей русской смуты, всегда включает в себя обширный и достоверный документальный материал и описывает реальных исторических персонажей, которые выступают под собственными именами. Так построено одно из главных произведений, созданных Ремизовым в эмиграции, – автобиографическая по материалу книга Взвихренная Русь (1927). В ней с постоянными отсылками к поэтике житийной литературы, для которой обязательны мотивы отторжения неправедного мира, мытарства, бесприютности и духовного очищения в финале, автор воссоздает русское лихолетье, вводя в свой рассказ тех, с кем он больше всего общался в свои последние петербургские годы, – Блока, Д.С.Мережковского, философа Л.Шестова, собственного ученика, молодого прозаика М.М.Пришвина.
Отношение Ремизова к революции было высказано уже в его Слове о погибели Русской Земли , опубликованном в газете эсеров «Воля народа» вскоре после Октябрьской революции. Оно содержит прямые реминисценции древнерусского плача о разорении Руси в результате татаро-монгольского набега в 1237. Взвихренная Русь описывает время, когда исключительно ярко «горела... мечта человека о свободном человеческом царстве на земле», но «никогда и нигде так жестоко» не гремел прежде «погром» (впрямую коснувшийся самого Ремизова, подвергшегося аресту и кратковременному заключению в период «красного террора»).
Рассказ, как и в книге Подстриженными глазами , образующей соВзвихренной Русью автобиографический диптих, ведется в форме свободной компиляции событий большого общественного значения (приезд Ленина в Петроград весной 1917) и частных свидетельств вплоть до записи разговоров в очередях или сцен издевательства толпы над разоруженными городовыми. Ремизов создает намеренно фрагментарный монтаж, где летопись, запечалевшая ход истории, соединяется с воссозданием тягот и невзгод, перенесенных самим повествователем, с видениями, снами, отзвуками преданий, «заклинаниями», записью потока сознания, мозаикой мимолетных зарисовок «взвихренной» будничности. Повествование, как и во многих других книгах Ремизова, ведется в форме сказа, органичной для этой художественной концепции, где субъективность восприятия происходящего подчеркнута самим построением рассказа. Такая стилистика и схожее композиционное решение отличают и оставшийся в рукописи роман Ремизова об эмиграцииУчитель музыки (издан посмертно, 1983), и книгу мемуаров Встречи (1981), и частично опубликованную автобиографическую повесть Иверень (1986).
В творчестве Ремизова эмигрантского периода доминирует мотив разлуки, также соотнесенный с соответствующими сюжетами древней литературы (о Петре и Февронии, о Бове Королевиче), однако имеющий и глубоко личный смысл, особенно в повести Оля (1927) и романе В розовом блеске (1952). Они навеяны историей семьи писателя (его единственная дочь не последовала за родителями в эмиграцию и умерла в оккупированном Киеве в 1943; в тот же год умерла жена Ремизова С.П.Довгелло). Опыт реконструкции целостной картины народного духа с опорой на предания, выразившие религиозные верования, часто отдаляющиеся от официального православного канона, предпринимался Ремизовым во многих произведениях, созданных на чужбине, – от книги Россия в письменах (1922) до сборника «снов» и размышлений о формах русской духовности, как они отразились в классической литературе (Гоголь, И.С.Тургнеев, Достоевский). Эта тема становится основной в книге Огонь вещей (1954). Изощренность стилистики Ремизова вызвала острые споры о плодотворности или искусственности избранных им художественных решений. Критика (Г.Адамович) увидела в книгах Ремизова лишь прямолинейную имитацию «русской допетровской старины», обвинив автора в нарочитом пристрастии к архаике. Другие авторы, как художник М.Добужинский, считали, что на поверку природа дарования Ремизова игровая, связывая эту поэтику с подчеркнуто своеобразным стилем быта и социального поведения, который обращал на себя внимание посетителей его квартиры, где обои были расписаны кикиморами, гостям выдавались грамоты об их членстве в изобретенной писателем «Великой и вольной обезьяньей палате», а атмосфера в целом наводила на мысли о «колдовском гнезде». Третьи, как философ И.Ильин, воспринимали Ремизова как «юродивого в пределах культуры» – умного, образованного, даровитого художника, со своим значительным, но особым видением.
Стилистика Ремизова оказала существенное влияние на ряд русских писателей 1920-х годов. (Пришвин, Л.М.Леонов, Вяч.Шишков и др.), которые выступили приверженцами «орнаментальной прозы».
Умер Ремизов в Париже 26 ноября 1957.

. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе.

Алексей Ремизов родился 6 июля 1877 года в городе Москва. Мальчик вырос в богатой купеческой семье. Его мама принадлежала к старинному русскому роду Найденовых, известному соблюдением традиций и обрядов. Его дядя Николай Александрович Найденов, брат матери, являлся основателем крупного российского банка и председателем Московского биржевого общества. Его богатейшая библиотека считалась одной из лучших в городе, и Алексей Ремизов прочел благодаря этому немало книг. Также, мать мальчика отличалась передовыми взглядами, участвовала в Богородском кружке нигилистов.

С детства Алексей отличался богатой фантазией и тягой к озорству. Его увлечения детства: рисование, музыка, театр, остались с ним на всю жизнь. Сильная близорукость помешала ему получить системное музыкальное образование, но повлияла на развитие фантазии. Игровое начало жизни, которое принял для себя как основное, сопровождало его все последующие годы.

Алексей получил хорошее домашнее образование. Учился в коммерческом училище, после окончания которого поступил на физико-математический факультет Московского университета. Интересовался работами Герцена, Чернышевского, читал марксистскую литературу.

После первого курса Ремизов отправляется в заграничное путешествие, которое стало для него роковым. Из заграницы привозит чемодан запрещенной литературы, это стало причиной пристального внимания к нему со стороны полиции. В день памяти жертв Ходынки Алексей участвует в массовых сборищах, за что задержан полицией, затем его обвинили в организации беспорядков и сослали на два года в Пензу. Там только усугубил свое положение, войдя в кружок Всеволода Мейерхольда. Это привело к новым обвинениям и ссылке в Вологодскую область на три года под надзор полиции.

В Вологде ему довелось познакомиться со многими русскими философами и общественными деятелями. Также там с ним произошло несколько судьбоносных событий: встретил свою будущую жену, окончательно осознал свое творческое предназначение и навсегда отверг для себя революционную деятельность.

Там же, в Вологде, Алексей Михайлович печатает свои первые тексты в газете «Курьер». Он начинает писать под влиянием труда Веселовского о русском стихе. Тогда же появляется первая редакция романа «Пруд», в котором предвосхитил традиции экзистенциальной литературы.

Вернувшись из ссылки в 1905 году в Санкт-Петербург, Ремизов начал активную литературную деятельность: публикуются его сказки и легенды «Лимонарь, сиречь: Луг духовный», «Посолонь», «Докука и балагурье», «Николины притчи», роман «Пруд» и повести «Часы», «Пятая язва», драматургические произведения в духе средневековых мистерий «Трагедия о Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», «Царь Максимилиан». В 1908 году в театре Комиссаржевской представлено «Бесовское действо». Писателя причисляли к символизму и более широко, модернизму, хотя сам Ремизов не позиционировал себя как символист.

В 1910 году выходит в свет повесть «Крестовые сестры», которая показала зрелого Ремизова, продолжателя лучших традиций русской литературы. В петербургский период много пишет, совершенствуя свою художественную манеру. Широкой русской читательской аудитории становятся хорошо известны биография и книги автора. Ремизов Алексей в 1912 году выпускает в издательстве Вячеслава Иванова 8-томное собрание своих сочинений. К 1917 году уже являлся популярным, состоявшимся писателем.

В годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петербурге, хотя политически настроен антибольшевистски. Летом 1921 года выехал на лечение в Германию, «временно», как верил писатель, однако вернуться обратно ему не суждено.

В течение двух лет находился в состоянии неопределенности, подавал прошение о возвращении в Советский Союз. Однако в ноябре 1923 года семейство Ремизовых переезжает в Париж. Причины такого выбора остались неизвестны. Здесь они и проживут до конца своих дней. Ремизов Алексей Михайлович всю жизнь продолжал считать себя частью России. В годы Второй мировой войны активно сопереживал Советскому Союзу. Годы эмиграции стали очень продуктивными для писателя. Много пишет, продолжает рисовать, в 30-е годы даже зарабатывает рисунками средства для пропитания.

Работами Ремизова - художника восхищались Марк Шагал, Василий Кандинский, Пабло Пикассо. В годы войны вел «графический дневник», в котором отражались сны, портреты современников и волновавшие его события. В конце жизни получил советское гражданство.

Алексей Михайлович Ремизов - русский писатель. Один из наиболее ярких стилистов в русской литературе.

Первые годы

Алексей Михайлович Ремизов происходил из московской купеческой семьи. Его троюродная сестра Мария Васильевна Ремизова - мать русского ботаника Константина Пангало.

Мать писателя Мария Александровна Найдёнова была сестрой известного промышленника и общественного деятеля Н. А. Найдёнова.

С детских лет Алексей Ремизов был большим выдумщиком и фантазёром. В возрасте 7-ми лет он записал со слов няни рассказ о пожаре в деревне - это был его первый реалистический рассказ. Позднее работа с «чужим словом» трансформировалась в особую авторскую манеру - творчество «по материалу». Тогда же он решил стать писателем.

В 1895 году Алексей Ремизов окончил Московское Александровское коммерческое училище и поступил на физико-математический факультет Московского университета. Студентом был по ошибке арестован за сопротивление полиции во время демонстрации и на 6 лет сослан на север России (Пенза, Вологда, Усть-Сысольск).

Вернувшись из ссылки в 1905 году в Санкт-Петербург, Ремизов начал активную литературную деятельность: публикуются его сказки и легенды, роман («Пруд») и повести («Часы», «Пятая язва»), драматургические произведения в духе средневековых мистерий («Трагедия о Иуде, принце Искариотском», «Бесовское действо», «Царь Максимилиан»; в 1908 г. в театре Комиссаржевской представлено «Бесовское действо»). Писателя причисляли к символизму (и более широко - модернизму), хотя сам Ремизов не позиционировал себя как символист.

В годы революции

В годы революции и последующие годы военного коммунизма Ремизов оставался в Петрограде, хотя политически был настроен антибольшевистски (сам он был близок к кругам эсеров). Летом 1921 года Ремизов выехал на лечение в Германию - «временно», как верил писатель, однако вернуться обратно ему было не суждено.

В эмиграции

В ноябре 1923 года Ремизов переехал, в связи с экономическим кризисом, из Берлина в Париж, в котором провёл всю свою оставшуюся жизнь. В эмиграции Ремизов продолжал много писать (наиболее известными стали его художественные воспоминания о жизни в Петербурге и революции - «Взвихрённая Русь», и «Подстриженными глазами»), однако печататься становилось с каждым годом труднее. Ремизов участвовал в издании журнала «Вёрсты», в котором публиковались некоторые его произведения. С 1931 года публикация книг Ремизова почти совсем прекратилась. Его друзья и поклонники основали специальное небольшое издательство «Оплешник» в 1953 году, позволившее писателю издавать новые книги.

В конце жизни получил советское гражданство. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Жена (с 1903 года) - Серафима Павловна Ремизова-Довгелло (1876-1943), палеограф.

Творчество

«Живой сокровищницей русской души и речи» называла его творчество Марина Цветаева. Его отличает чрезвычайно яркое и образное восприятие мира.

Первая публикация произведения А. М. Ремизова состоялась в 1902 году. Московская газета «Курьер» под псевдонимом «Н. Молдаванов» напечатала его «Плач девушки перед замужеством», восходящий к зырянскому фольклору.

В начале 1905 года он переехал в Петербург, где началась его настоящая литературная жизнь. С 1921 года он находился в эмиграции: сначала в Берлине, затем в Париже. Что Алексей Михайлович был ещё и талантливым графиком, известно не всем. Он рисовал всегда, на любом клочке бумаги. Каждое своё письмо или крохотную записку он непременно сопровождал каким-нибудь рисунком. В 1933 году в Праге экспонировалась выставка его рисунков. Его работы оценил сам П. Пикассо. В годы войны А. М. Ремизов вел «графический дневник», в котором отражались сны, портреты современников и волновавшие его события.

Особенности прозы

Для Ремизова характерна фрагментарная композиция, соединение разрозненных эпизодов произведения - безсюжетная проза. Сюжетный стержень повествования слабо ощущается, основные события затушевываются, место обобщающего изложения занимает показ частных эпизодов или деталей быта. Члены изображаемого общества, как правило, лишены внутренней связи друг с другом, они живут в одиночном заключении; здесь «человек человеку - бревно». Подобная фрагментарность реализуется и в циклах миниатюр и в жанре «tableaux» - «лит-х картинок» - религиозных, для детей, сновидений («С очей на очи», «Кузовок», «Бредовая доля», циклы в сб. «Трава-мурава», «Посолонь» и др.).