Если душа требует легкого экстрима, если хочется пощекотать себе нервы и одновременно насладиться прекрасными видами гор и старинных замков, то посетите Румынию. В отношении Румынии сложилось достаточно стереотипов в наших умах. И, честно говоря, не все из них выдуманы.

Для тех, кто никогда не был в Румынии, эта страна ассоциируется с знаменитым замком графа Дракулы, Чаушеску, и, к сожалению, пожалуй только с цыганами. По статистике население Румынии состоит из, собственно, румынов (почти 90%), венгров (6%), остальные– цыгане, молдаване, украинцы, граждане западной европы, россияне и пр. Но на самом деле создается впечатление, что цыган в румынии процентов 50%. Это, естественно, мое мнение, но их там действительно много. И ни в коем случае не стоит путать цыган с румынами. Это не одно и то же. Многие цыгане не работают, живут одним днем, воруют, попрошайничают. Помню, сидели однажды, в каком-то заведении в городе Альба Юлия (Alba Iulia), ели пиццу на веранде. За час или полтора подошли по очереди человек 5 попрошаек.

Удивила одна потрепанная цыганская девица , которая услышав, что мы общаемся по-английски, перешла с жалостного румынского на такой же жалостный, но очень приличный британский английский. Кто-то из наших спросил, говорит ли она на других языках. Она ответила, что знает несколько фраз на французском, немецком, русском и пр., имея в виду фразы, типа «позолоти ручку» или «подайте ребенку на еду ради христа». Денег мы ей все равно не дали. Возможно именно за это мы несколькими днями позднее поплатились двумя ноутбуками и телефоном, которые были украдены в наше отсутствие из арендуемого дома. Румынская полиция яростно и с энтузиазмом взялась за поиски утраченного имущества. Прошло 4 месяца, до сих ищут.

Но не все так печально. В утро перед рождеством можно проснуться от сильного грохота, доносящегося с улицы. Цыгане наряжаются в немыслимые яркие лохмотья и, как положено, с медведями (переодетыми в них детьми) разгуливают по улицам с целью сбора благотворительности, при этом невозможно громко стуча в подобие барабанов и периодически вопя что-то. Успешны ли такие кампании по сбору средств я не знаю, т.к. денег мы опять не дали:о)

Путешествуя по Румынии , обращаешь внимание на большое количество ярко раскрашенных домов: розовых, ярко-желтых, фиолетовых, оранжевых. Как рассказали мне местные жители, любителями такого оформления жилищ являются именно цыгане.

Цыгане – одна из самых музыкальных наций. Без консерваторий и музыкальных школ очень многие могут с воздуха подхватить и виртуозно сыграть любую мелодию на том, что окажется под рукой.

Безусловно, примечательны цыганские дети. Не по годам деловые и боевые будут командно преследовать тебя с целью выпросить монетку. Для достижения цели используют разные психологические подходы, начиная с «щенячих глаз», заканчивая практически угрозами. Интересно то, что при своей чумазанности, потрепанности, неухоженности и отпугивающей внешности глаза у них абсолютно счастливые, как бы они ни рисовали скорбь на своих мордашках.

Румынские цыгане острохарактерны тем, что они везде. Начиная примерно с девяностых невозможно пройти по центру крупного европейского города, не наткнувшись на тётку, лепечущую с характерным акцентом:
- Молодой-красивый, дай копеечку! - на местном государственном языке. А поскольку лица на гаджинский взгляд у цыганок одинаковые, а костюмы все на одну цыганскую моду, то человеку, вздумавшему побывать во всех столицах Европы по очереди, будет казаться, что его преследует одна и та же зловещая женшшина.
Дядьки у румынских цыган, возжаждавшие познать сладкую заграничную жизнь, занимаются преимущественно двумя видами деятельности: музыкой и кражами. Те, что в музыке хороши, заключают контракты с крупными звукозаписывающими компаниями; те, что похуже, идут играть в метро, распугивая чернокожее население Парижа и сильно усатое Берлина непривычным звуками. Утончённые французы, полагающие, что родина любых цыган, не играющих джаз - Россия, время от времени задумываются о депортации туда своих музыкальных гостей и очень удивляются тому, что по документам те никак в Россию права попасть не имеют, а только, напротив, в Евросоюз.

С цыганами Европы, кстати, у румынских цыган крайне напряжённые отношения, но это будет раскрыто в постах о цыганах Европы:)

Румынских цыган очень любят фанаты Кустурицы и Гатлифа (особенно Кустурицы), поскольку в европейских столицах они встрёпанные, бедные, сильно окольцованные, поют, танцуют и воруют. Впрочем, румынские цыгане в собственно Румынии фанатов частенько разочаровывают, ибо там они гораздо разнообразнее. В Румынии они могут быть, видите ли, шахтёрами, академическими музыкантами, садоводами и изготовителями хозтоваров. Shit happens. Зато какие там бывают дома-а-а-а! Ну, мало таких. Но зато богатые за всех! А ещё там есть цыганский король! Почему он король? А он сам так говорит.

Румынские цыгане создали Румынии свою академическую музыку, и очень этим гордятся. В какой-то момент Румыния решила стать ну совсем культурной страной и открыть консерваторию. К большому удивлению инициаторов, во всей стране на тот момент не нашлось ни одного исполнителя академической музыки, который не был бы цыганом, да и те не знали нот - запоминали на слух с пластинок. Пришлось, говорят, звать чужих евреев, чтобы обучить своих цыган нотной грамоте. А уж дальше культурномузыкальная жизнь наладилась и пошла себе.

Кстати, все румынские цыгане знают, что прежде страна принадлежала им. А потом пришли злые румыны, цыган поработили, а страну, название и чуть-чуть языка забрали себе. Между нами - всё, кроме порабощения, миф. Но румынским цыганам в глаза это говорить не стоит, обижаются очень.

Совершенно поражает склонность румынских цыган к обнажению торса, куда там Хоакину Кортесу! Причём эта склонность не зависит от комплекции и возраста, а раньше не зависела и от пола - долгое время румынские цыганки вызывали жгучую зависть радикальных шведских феминисток обнажёнными по случаю тёплой погоды сосцами. Я знавала румынского цыгана, который русской зимой шёл по улице в плаще - распахнутом, под ним рубашке - распахнутой, голой коричневой грудью наружу. Когда его спрашивали, комфортно ли ему вот так-то, он смотрел удивлённо и сообщал, что ветра нет.

Если вам надо выдающихся румынских цыган, то это будут Ион Войку, Серджу Челибидаке и Рона Хартнер. А если вы жаждете их искусства, то у них его очень много. Я вот лично люблю слушать их группу «Fanfare Ciocarlia», душевно играют!

А муж мой говорит, что всё шахтерское движение Румынии всегда держалось на цыганах. Естественно, шахтёрах.

Комментарий фотографа Джереми Суттон-Хибберта: «С 1990 по 2006 годы я фотографировал лагерь народности рома в Синтести, Румыния, документируя жизни, традиции, прошлое и взгляды этих румынских цыган.

Мои фотографии передают период драматических изменений в лагере – его жители оставляют темное прошлое коммунистических лет позади и ступают на тропу к материальному богатству, доступ к которому могут дать новые возможности.

Лагерь постепенно превратился из скопления домов и традиционных палаток, лошадей и повозок в поселение, где весь доход (зарабатываемый от продажи металлолома) уходит на строительство фантастических домов и покупку автомобилей марки Porsche. Однако мировоззрение людей не изменилось, женщинам по-прежнему не дают образования и возможности работать, а желание заявить о себе и быть «европеизированными» не дает покоя».

(Всего 22 фото)

1. Молодежь народности рома идут с лошадьми по дороге в лагерь Синтести, недалеко от Бухареста. В лагере за лошадьми обычно присматривает молодежь. (Jeremy Sutton-Hibbert)

2. Наника Станеску (справа) шутит с членом семьи во время празднования Пасхи в лагере народности рома Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

3. Цыганка Папуша Михаи заснула со своей дочерью Гароафой после кормления грудью. На столе остатки пищи после празднования Пасхи – самого важного праздника в календаре румынских цыган. (Jeremy Sutton-Hibbert)

4. Девушка народности кальдерари в своем однокомнатном доме в цыганском лагере Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

5. Румын, нанятый цыганами, ждет среди металлолома, пока печь сплавит металл, из-за чего над цыганским табором нависает черное облако дыма. (Jeremy Sutton-Hibbert)

6. Похороны 4-летнего Флорина Михаи, скончавшегося от менингита в лагере румынских цыган в Синтести. Его семья бедна и едва смогла оплатить похороны. Флорина похоронили в любимой кепке, с цветами и деньгами. По традиции, румынский православный священник выливает на гроб пиво, произнося молитвы за упокой. (Jeremy Sutton-Hibbert)

7. Пасха – один из важнейших праздников в календаре румынской православной церкви. Замбила Михаи и ее брат Пуия (руки в карманах) идут рядом с повозкой с едой, напитками и подарками к дому дедушки. На заднем плане стоят два недостроенных особняка. (Jeremy Sutton-Hibbert)

8. Гета (впереди) и Папуша Михаи (вторая) с мамой (сзади) и невесткой Гароафой делают мыло в бидоне. (Jeremy Sutton-Hibbert)

9. Румынские на дороге к лагерю Синтести, недалеко от Бухареста. Фото было сделано в 1993 году. Сейчас на этой дороге много особняков, построенных не по архитектурным дизайнам, а по мечтам. (Jeremy Sutton-Hibbert)

10. Талиа Михаи, мать главы табора Синтести, рассказывает сказки своей внучке Гароафе в семейной палатке. (Jeremy Sutton-Hibbert)

11. Девушка и ее ребенок стоят у дома в цыганском таборе Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

12. Девочка народности рома по имени Миа стоит перед нарисованной на стене русалкой в старой части табора. Русалки – популярные украшения стен, хотя никто не знает, кто и когда впервые нарисовал их. (Jeremy Sutton-Hibbert)

13. 14-летняя замужняя девочка Градина Бадеа, которую члены ее семьи называют «талибкой» из-за смуглой кожи, стоит в поддельной футболке Dolce and Gabbanna в доме, где она живет со своей большой семьей. (Jeremy Sutton-Hibbert)

14. Вид на главную дорогу через Синтести из джипа «Porsche Cayenne». Мужчины поселка любят немецкие автомобили, считая их лучше других. И если они не могут водить машину, так как не умеют читать и писать, они нанимают водителей. 16 лет назад по обе стороны от этой дороги были поля, теперь здесь дорогие особняки, а роскошные автомобили ездят по тем же дорогам, что и традиционные повозки, запряженные лошадьми. Народность рома традиционно занимается сбором и обработкой металлолома, когда-то здесь производили дистилляционные аппараты, горшки и утварь, но теперь главный источник дохода – металлолом. Доход от этой отрасли пошел на строительство крупных домов в поселке Синтести, в 20 км от Бухареста, а также на покупку западных автомобилей, таких как «BMW», «Mercedes» и «Porsche». Кстати автозапчасти Mercedes в наличии есть всегда в местных магазинах. (Jeremy Sutton-Hibbert)

15. Металлолом собирают в саду перед продажей в литейный цех. (Jeremy Sutton-Hibbert)

16. Неиспользуемый компьютер в доме в цыганском лагере Синтести. Компьютер был куплен для того, чтобы иметь доступ к лондонской фондовой бирже для цен на металл. Компьютером никто не пользуется из-за отсутствия интернета и знания, как им пользоваться. (Jeremy Sutton-Hibbert)

17. 18-летний Раду Тома сидит в гостиной своего нового дома в цыганском поселке Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

18. На мероприятии по организации приданого (юбки и блузки) для 14-летней Гароафы Михаи другая женщина кормит грудью ребенка. Приданое для молодой невесты состояло из 200 юбок и блузок, а также из кровати, телевизора, холодильника, кухонной утвари и всех необходимых для дома вещей. (Jeremy Sutton-Hibbert)

19. Изабелла Михаи скучает на кресле, которое является частью приданого для ее старшей сестры Гароафы, которая выходит замуж за 13-летнего Флорина Лулу в поселке Синтести. Приданое принесли из дома Гароафы, чтобы положить на дорогу на всеобщее обозрение. На зарезали около 100 свиней общей стоимостью 30 000 долларов. На Гароафе было золотое «сальбе» — ожерелье из золотых монет общей стоимостью около 30 000 долларов. (Jeremy Sutton-Hibbert)

20. 14-летняя Гароафа Михаи танцует на улице со своим тестем Гогоаи Лулу на свадьбе. Ее мужем стал 13-летний Флорин Лулу. (Jeremy Sutton-Hibbert)

21. Цыганки танцуют на улице, освещаемой только проезжающими грузовиками, в день свадьбы 14-летней Гароафы Михаи. (Jeremy Sutton-Hibbert)

22. Кусок самолета с надписью «Европа» стоит у дерева в деревне Синтести. (Jeremy Sutton-Hibbert)

Бузеску - один из необычных и удивительных городов мира, расположенный в Румынии недалеко от Бухареста. В нем всего около 800 домов, каждый из которых принадлежит миллионеру. Все бы ничего, если не учитывать, что их владельцы - цыгане.

Двухэтажные дома здесь редки - они самые старые, построенные сразу после падения коммунистического режима в 1989 году. В основном, здесь принято строить дома повыше - 3, 4-5 этажные виллы. Архитектура самая разнообразная. Как говорят цыгане: если мы увидим что-то красивое, нам нужно еще лучше. Есть и дома в стиле швейцарского шале, и огромные махины, больше напоминающие офисные здания из стекла и бетона, и сооружения в стиле замков с зубчатыми крышами.

Часто единственные обитатели таких особняков - это старики и маленькие дети, которые живут в задних комнатах и едят на кухне. Огромные дома стоят практически пустыми. Парадные залы посещаются только во время приема гостей.

Поразительно то, что внутренний уклад жизни богатейших цыган планеты практически ничем не отличается от их привычного, традиционного. К примеру, для соблюдения ритуальной чистоты, многие рома не могут готовить пищу и использовать туалет под одной крышей, поэтому несмотря на многоэтажный дворец туалет будет расположен в виде какой-нибудь небольшой каморки на задворках участка. Старые женщины до сих пор выращивают на задних дворах скот, шьют лоскутные одеяла. Им непривычно жить в многоэтажных хоромах, поэтому в Бузеску часто можно увидеть жилыми лишь пристройки и флигельки.

Местные цыгане не скрывают, откуда у них богатство: «Торговля металлом». В Бузеску большая часть цыган относится к группе калдераш - «медники». Они традиционно связаны с кузнечным делом. В начале 1980-х семьи Бузеску ездили по стране в повозках для продажи казанов - медных перегонных кубор для производства бренди. Для хороших мастеров это был очень выгодный бизнес - каждый такой казан стоил несколько сотен долларов. Попутно цыгане подворовывали и перепродавали черный и цветной металл.

После 1989 года предпринимательская жилка калдерашей смогла сделать из миллионерами. Создатели казанов и их сыновья поехали по всей Румынии и Восточной Европе, попутно собирая по заброшенным фабрикам ценные металлы и сплавы серебра, меди, стали, алюминия. «После революции даже дурак мог построить пять особняков, продавая металл», - усмехнулся Марин Николаэ, бывший торговец казанами.

Эти цыгане из Бузеску нарочито демонстрируют роскошный образ жизни. Выражение «купаться в золоте» здесь отнюдь не фигурально - на внутреннюю отделку дома цыганского «короля» Румынии Флориана Чиоаба ушло до 55 кг золота. Сверхроскошь «элиты» (общий годовой доход Флориана Чиоаба и его клана составляет 300-400 млн евро в год). Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.

Конечно, так живут далеко не все цыгане даже в Бузеску. Есть более или менее богатые рома, но нищих в этом городе просто нет. Цыгане-миллионеры из румынского Бузеско работают вахтовым методом: на 3-4 месяца уезжают в Западную Европу на заработки, после ненадолго возвращаются, чтобы сыграть свадьбу, побывать с родственниками.

В Румынии под Бухарестом находится один из самых богатых городов в мире – цыганский Бузеску. В нём находится около 800 домов, каждый стоимостью от 2 до 30 млн. долларов. Это Беверли-Хиллз №2 – столица цыган-миллионеров.

«Король» румынских цыган Флориан Чиоаба (ему титул достался по наследству от отца) имеет до 50-80 млн. евро в год. К его клану Колдаш принадлежит около 300 семей, и минимум половина из них имеет дома стоимостью от 3 млн. евро.


Общий доход «короля» и его клана приближается к 300-400 млн. евро в год. Он складывается из подношений рядовых цыган в общак (отчисления – до 5-10% от криминальных и полукриминальных доходов), контрабанды сигарет из Румынии в Западную Европу, гостиничного бизнеса и торговли.


Похожая картина наблюдается в среде цыганской «элиты» и других стран Восточной и Центральной Европы. Даже в нищей Молдавии цыганский «барон» Артур Черарь и его клан имеют до 20-40 млн. евро в год. А в Косово клан «барона» Неджмедина Незири – до 100 млн. евро в год (в основном косовские цыгане промышляют в Германии и Австрии).


Как и большинство остальной «элиты» Восточной Европы, а также бывшего СССР, эти цыгане нарочито демонстрируют роскошный образ жизни, буквально купаясь в золоте (на внутреннюю отделку дома цыганского «король» Румынии Флориана Чиоаба ушло до 55 кг золота). Из их сверхдоходов «быдлу» перепадают лишь крохи, да и то – в основном за какие-то грязные дела. Не вызывают возмущения сверхроскошь «элиты» и у подчинённого им народа: втайне большинство из низов мечтает, что когда-то тоже сможет стать обладателям золотого унитаза и «права первой ночи».


Цыгане-миллионеры Восточной Европы – это идеальный пример для либертарианцев. Всего добились сами, без помощи государства. Налогов не платят, но и от власти ничего не требуют. Живут в полной свободе – от предрассудков брачного законодательства, с оружием, и т.п. «Цыган расправил плечи», – наверное, Айн Рэнд сегодня так назвала бы свою книгу-пособие об идеальной жизни либертарианца.


Октябрьский номер журнала National Geographic рассказывает о жизни цыган-миллионеров в их мировой столице – румынском городе Бузеску. Этот населённый пункт расположен в 80 км к юго-западу от Бухареста Его население – 5 тыс. человек. В Бузеску построено около 800 домов, каждый стоимостью от 2 до 30 млн. долларов. В целом стоимость всего этого недвижимого имущества цыган-миллионеров оценивается в 4 млрд. долларов.


Как и их собратья с российской Рублёвки, цыгане из Бузеску не платят никаких налогов государству, формально считаясь безработными либо владельцами фирм с нулевым балансом. Есть, правда, одно исключение – их виллы считаются недостроем, а потому облагаются небольшим налогом на имущество, обычно это 200-300 евро в год.


Один из таких цыган-миллионеров по фамилии Парачив рассказывает, как он стал богачом. После установления капитализма в Румынии в 1989 году, основным промыслом предприимчивых цыган стала скупка чёрных и цветных металлов (интересно, что такое же сколачивание первичного капитала было отмечено и в России). «Надо было быть дураком, чтобы после Революции 1989 года не построить себе 5 вилл!», – говорит один из миллионеров по имени Николай Марин.


Ну а затем сколотившие капитал цыгане занялись и другими бизнесами, к примеру, контрабандными поставками сигарет в богатые страны Евросоюза.


Как и в России, первым делом нувориши начали показанное сверхпотребление. Дорогие машины, дворцы, золото. Но есть одно отличие цыган-миллионеров от российских богачей – сегодня они выкачивают деньги не из своей страны, а из богатых европейских государств. Цыганско-румынские нувориши сколачивают деньгу во Франции, Италии, Испании. И эти капиталы вкладывают на своей родине – в Румынии. Тогда как российские нувориши, наоборот, предпочитают выкачивать деньги из России и вкладывать их в дворцы в Лондоне или на Лазурном берегу.