Татьяна-девушка искренняя и благородная. Она считает,что Евгений не способен на настоящие чувства, так как у него в отличие от неё другие понятия о смысле жизни. Героиня понимает, что его поражают не ум и её сердце, а умение играть роль блестящей аристократки. Таким образом, Татьяна уверена в том, что мысли Онегина по-прежнему находятся в плену его привычных представлений о жизни.
- Какие черты личности Татьяны проявляются в её ответе Онегину?
Татьяна - искренний и благородный человек. Она по-прежнему любит Онегина. Но несмотря на это проявляет верность и преданность своему мужу, сохраняя при этом своё достоинство. Таким образом, в сцене последнего свидания её правдивость и благородство,уважение раскрываются ещё глубже.
1.1.3Сопоставьте фрагменты романов А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
и «Дубровский». Что сближает главных героинь обоих произведений?
Оба фрагмента посвящены теме верной любви. Марья Кириловна, как и Татьяна, выходит замуж за нелюбимого человека. Обе героини любят других, но остаются верными своим мужьям. Татьяна,зная о любви Онегина к ней, не предаёт генерала,а Маша также остаётся с князем Верейским. Таким образом, девушек сближает чувство порядочности, правдивости и благородства.
- Что изменилось в Татьяне по сравнению с ней «прежней»?
Татьяна-любимый образ А.С.Пушкина в романе. Вначале мы её видим мечтательной барышней, которая была воспитана на французских романах. Замужество изменило героиню. Из неопытной, нерешительной девушки она превращается в сильную личность, которая имеет чувство собственного достоинства. Таким образом, героиня становится решительной.Это уже не замкнутая в своем ограниченном мире девушка-подросток, перед нами сильная личность, способная к анализу и обобщениям.
1.1.2Какими средствами передано состояние Онегина при этой встрече?
Встреча с Татьяной в Петербурге стала для Онегина неожиданностью. Герой открыто восхищается ей, когда видит перед собой светскую даму.Он удивлён и поражён,что она холодна к нему. Взволнованное состояние Евгения помогают передать риторические вопросы(« Где всё наружи, всё на воле,Та девочка... иль это сон?..),антонимы «хотел завести »- «не мог»,лексический повтор слова «так».Таким образом,перечисленные средства выразительности помогают автору показать душевное состояние главного героя в момент
встречи с Татьяной.
1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом рассказа А.П. Чехова «Ионыч». Чем различаются ситуации и поведение героев, описанные в этих фрагментах?
Оба героя в приведённых фрагментах изображены в момент встречи. Онегин после разлуки видит Татьяну, а Ионыч вновь встречается с Котиком. Однако ситуации различные. Если Онегин отверг любовь Татьяны, то Ионычу отказала в любви Екатерина Ивановна. И поэтому поведение героев разное.Евгений удивлён изменениям, которые произошли с Татьяной: .А вот Ионыч нет.Рассматривая девушку, он испытывает чувство неловкости при встрече с ней.Таким образом, герои оказываются в несходных ситуациях и испытывают разные состояния души.
- Почему, несмотря на угрызения совести, Онегин не отказывается от дуэли?
Евгений имеет противоречивый характер. С одной стороны, он не уважает поместное дворянство, среди которого живёт. А с другой- боится быть оклеветанным этими людьми. На данный момент ему важно, что скажет о нём известный дуэлянт Зарецкий. Таким образом, презирая общество, Онегин живёт по его законам, поэтому он и не отказывается от дуэли. Так Пушкин раскрывает двойственность характера своего главного героя, его неустойчивость и беспринципность.
- Как в данном эпизоде проявляется авторское отношение к происходящему?
Сцена дуэли в романе занимает особое место. Она помогает понять характеры героев и авторское отношение к происходящему. К Ленскому например, автор относится двойственно. Он иронизирует над ним и сочувствует ему одновременно. А.С.Пушкин подчёркивает всю нелепость действий молодого поэта, который попался на провокацию Онегина и неверно истолковал поведение Ольги Ему жалко Ленского, так нелепо погибшего.Отношение автора к Онегину также противоречиво. Он не только решительно осуждает его за гибель Ленского, но и выражает ему сочувствие. Таким образом, гибель Ленского -это символическое прощание А.С.Пушкина с прошлым и это шанс Онегину для возрождения.
1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Чем различается поведение главных героев в сходной ситуации?
1.1.1Как можно охарактеризовать качество образования Евгения Онегина?
Евгений Онегин получил типичное для аристократической молодежи своего времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернера, которое не было глубоким. Он «нахватался верхов» из латыни, истории, литературы. Это среди невеж светского общества казалось глубокими познаниями, которых оказалось достаточно, чтобы прослыть «ученым малым», хотя автор о таких познаниях говорит с некоторой иронией. Зато Пушкин отмечает увлечение Онегина экономикой, что свидетельствует о прогрессивных взглядах героя. Таким образом, мы можем сделать вывод, что образование Онегина весьма поверхностное.
1.1.2Благодаря чему Онегин имел успех в светском обществе?
Онегин с самого начала романа предстает перед нами как человек светский, который имеет успех в обществе. Он ведет образ жизни "золотой молодежи": балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Герой прекрасно чувствует себя в «высшем» обществе, так как впитал в себя светскую мораль с ее лицемерием, цинизмом, фальшью. Таким образом, в глазах общества он выглядит блестящим аристократом, поэтому и пользуется у него расположением.
1.1.3 Сопоставьте фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Как
в обоих фрагментах раскрывается тема образования?
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь..
перекликаются с гоголевскими «Многие были не без образования… Прочие тоже были, более или менее, люди просвещенные: кто читал Карамзина, кто «Московские Ведомости», кто даже и совсем ничего не читал». Нетрудно заметить иронию А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя относительно образованности своих героев. Таким образом, оба автора в приведённых фрагментах высмеивают
стремление светского общества к поверхностному образованию.
Какие эпитеты наиболее важны для характеристики Ленского и почему?
Как в описании Владимира Ленского проявляется авторское отношение Пушкин рисует необычайно яркий и живой образ поэта-романтика, поражающий своей искренностью, порядочностью и незащищенностью от любых ударов судьбы. Мы видим мечтательного человека, который свои настроения и мечты стремится выразить в стихах. Он чужд светскому обществу и резко выделяется на фоне светской толпы. Таким образом, А. С. Пушкин с симпатией относится к Ленскому, потому что его герой верит в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. Но не только поэт симпатизирует молодому романтику.Описание показывает, что автор критически относится к его поэзии и осуждает её за бессодержательность и слащавость. |
1.1.3Сопоставьте данный фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с приведённым ниже фрагментом романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В чём сходство и различие характеров главных героев этих произведений?
1.1.1В начале и конце письма Татьяна говорит о стыде. Чего стыдится героиня?
Татьяна - любимая героиня Пушкина. Ей присуща высокая нравственность и чистота души. Первым признаться в любви во времена Пушкина мог только мужчина. Признание женщины считалось неприличным, так как нарушало каноны, сформировавшиеся в обществе. Признание Татьяны - это поступок смелый и неординарный, поэтому она сама стыдится его.
- В своем послании Татьяна обращается к Онегину то на «вы», то на «ты». Как в этом проявляется душевное состояние героини?
Письмо Татьяны к Онегину является искренним и очень смелым порывом молодой души. Анализируя его, можно заметить, что героиня испытывает противоречивые чувства, потому что она первой признаётся в любви к молодому человеку. Таким образом, волнение и тревога за свою честь заставляют Татьяну путаться. Кроме того, обращается она на «ты», скорее всего, не к реальному Евгению Онегину, а к герою своих романов, который ей давно знаком и близок.
Какие личностные качества Татьяны проявляются в её письме к Онегину?
1.1.3 Сопоставьте письмо Татьяны к Онегину с приведённым ниже письмом Веры к Печорину из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В чём заключается различие натур Татьяны и Веры?
Обе героини влюблены. Обе любят беззаветно, готовы отдаться любви без остатка. Как Татьяна противопоставлена Онегину, так и Вера - противоположность Печорина.
Любовь Татьяны сильна, поэтому она, невольно идеализируя возлюбленного, описывает не реального Онегина, а свою мечту о близком человеке, который привлекает не столько внешностью, образованностью и умными речами, сколько родственной душой, способной быть «ангелом-хранителем». В отличие от пушкинской героини Вера здраво оценивает своего возлюбленного, понимает его суть: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла сначала...». В этом и есть отличие двух героинь.
Ленский - наивный, доверчивый и простодушный юноша. Он чист душой, вольнолюбив, прост в общении. Однако герой живёт в своём романтическом мире. Таким образом, А.С.Пушкин подчёркивает,что Ленский по причине своей мечтательности глубоко не вникает в сущность вещей.Всё это приводит к тому, что он не понимает людей.
1.1.2Какую роль в данном эпизоде романа играют эпитеты?
Эпитеты-одно из средств художественной выразительности, которые помогают передать авторское отношение к своим героям. В приведённом фрагменте с их помощью автор подчеркивает поэтическую страстность, горение и восторженность молодого романтика: «безумная душа», «пленённый отрок», «игры золотые», «младых восторгов».Таким образом, этот вид тропа играет большую роль в создании мечтательного и влюблённого образа поэта-романтика.
1.1.3 Сопоставьте рассматриваемый фрагмент романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с фрагментом повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». В чём разница авторского отношения к героям?
В приведенных фрагментах дано описание молодых людей. Однако авторы по-разному относятся к своим героям. Восторженно пишет А.С.Пушкин о молодом поэте, восхищаясь его чистой душой, не развращённой светом: «». Отношение же к Эрасту неоднозначно. Н.М. Карамзин не только отмечает его доброту, вежливость, его стремление помочь бедным людям, но и показывает отрицательные качества: «» Таким образом, Ленский симпатичен А.С.Пушкину, а Эраст вызывает у Н.М.Карамзина осуждение за ветреность и легкомыслие.
2. Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли свое воплощение в «Евгении Онегине».
3. Текст каждой из глав «Евгения Онегина» разделён на пронумерованные части. Каким термином они обозначаются?
4. Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?
5. Назовите прием образного соотнесения предметов и явлении, использованныи автором в строках: «Как жар , крестами золотыми // Горят старинные главы».
6. Назовите литературный род, к которому относится данное произведение А. С. Пушкина.
7. Укажите фамилию Ольги, к которой мысленно обращается Ленский в приведённом фрагменте «Евгения Онегина».
8. В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?
9. Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?
10. Укажите соответствие между тремя основными персонажами, упоминающимися в данном фрагменте, и присущими им качествами личности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) Татьяна
B) Ленский
1) цельность и нравственная чистота
2) романтичность и несдержанность
3) разочарованность и скептицизм
4) легкомыслие и глупость
11. Установите соответствие между тремя персонажами «Евгения Онегина» и относящимися к ним цитатами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
Б) Онегин
В) Зарецкий
1) «он зол, он сплетник, он речист»
2) «обжора, взяточник и шут»
3) «хандра ждала его на страже»
4) «он сердцем милый был невежда…»
12. В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?
14. С помощью какого художественного средства, представляющего собой употребление слов в переносном значении на основании сходства явлений, передано взволнованное состояние Татьяны Лариной: «С каким живым очарованьем / Пьёт обольстительный обман!»?
16. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?
17. К какой стилистической фигуре, основанной на использовании одинаковых слов в начале строк, прибегает А. С. Пушкин в строфе VIII для передачи эмоционального состояния его героини?
18. Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?
19. Представленный фрагмент делится на равные части. Как называется такое сочетание строк, объединённых общей мыслью и представляющих собой ритмическое и синтаксическое целое?
21. В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?
22. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?
23. В каких произведениях русских писателей речь идёт о сватовстве и в чём эти произведения можно сопоставить с предложенным для анализа фрагментом?
Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха;
Иные даже утверждали,
Что свадьба слажена совсем,
Но остановлена затем,
Что модных колец не достали.
О свадьбе Ленского давно
У них уж было решено.
Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнём оживлено.
Давно её воображение,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь,
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! Теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Всё полно им: всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нём. Докучны ей
И звуки ласковых речей,
И взор заботливой прислуги.
В уныние погружена,
Гостей не слушает она
И проклинает их досуги,
Их неожиданный приезд
И продолжительный присест.
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьёт обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевлённые создания,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Ад ель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, -
Всё для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
24. В каких произведениях русской литературы есть сцены ожидания дуэли и в чём их можно сопоставить с приведённым фрагментом «Евгения Онегина»?
Домой приехав, пистолеты
Он осмотрел, потом вложил
Опять их в ящик и, раздетый,
При свечке, Шиллера открыл;
Но мысль одна его объемлет;
В нём сердце грустное не дремлет:
С неизъяснимою красой
Он видит Ольгу пред собой.
Владимир книгу закрывает,
Берёт перо; его стихи,
Полны любовной чепухи,
Звучат и льются. Их читает
Он вслух, в лирическом жару,
Как Дельвиг пьяный на пиру.
Стихи на случай сохранились,
Я их имею; вот они:
«Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он.
Нет нужды; прав судьбы закон.
Паду ли я, стрелой пронзенный,
Иль мимо пролетит она,
Всё благо: бдения и сна
Приходит час определенный;
Благословен и день забот,
Благословен и тьмы приход!
«Блеснёт заутра луч денницы
И заиграет яркий день;
А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень,
И память юного поэта
Поглотит медленная Лета,
Забудет мир меня; но ты
Придёшь ли, дева красоты,
Слезу пролить над ранней урной
И думать: он меня любил,
Он мне единой посвятил
Рассвет печальный жизни бурной!..
Сердечный друг, желанный друг,
Приди, приди: я твой супруг!..»
Так он писал темно и вяло
(Что романтизмом мы зовём,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я; да что нам в том?)
И наконец перед зарёю,
Склонясь усталой головою,
На модном слове идеал
Тихонько Ленский задремал;
Но только сонным обаяньем
Он позабылся, уж сосед
В безмолвный входит кабинет
И будит Ленского воззваньем:
«Пора вставать: седьмой уж час.
Онегин, верно, ждёт уж нас».
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стёклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.
Зима!...Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Всё это низкая природа;
Изящного не много тут.
Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег;
Он вас пленит, я в том уверен,
Рисуя в пламенных стихах
Прогулки тайные в санях;
Но я бороться не намерен
Ни с ним покамест, ни с тобой,
Певец финляндки молодой!
Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьёв военных и поход.
26. Почему выбор Татьяны Лариной пал именно на Евгения Онегина?
Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха;
Иные даже утверждали,
Что свадьба слажена совсем,
Но остановлена затем,
Что модных колец не достали.
О свадьбе Ленского давно
У них уж было решено.
Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнём оживлено.
Давно её воображение,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь,
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! Теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Всё полно им: всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нём. Докучны ей
И звуки ласковых речей,
И взор заботливой прислуги.
В уныние погружена,
Гостей не слушает она
И проклинает их досуги,
Их неожиданный приезд
И продолжительный присест.
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьёт обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевлённые создания,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Ад ель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, -
Всё для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.
27. Какие различия в характерах героев проявились в данном эпизоде?
«Куда? Уж эти мне поэты!»
– Прощай, Онегин, мне пора.
«Я не держу тебя; но где ты
Свои проводишь вечера?»
– У Лариных. – «Вот это чудно.
Помилуй! и тебе не трудно
Там каждый вечер убивать?»
– Нимало. – «Не могу понять.
Отселе вижу, что такое:
Во-первых (слушай, прав ли я?),
Простая, русская семья,
К гостям усердие большое,
Варенье, вечный разговор
Про дождь, про лён, про скотный двор...»
– Я тут ещё беды не вижу.
«Да, скука, вот беда, мой друг».
– Я модный свет ваш ненавижу;
Милее мне домашний круг,
Где я могу... – «Опять эклога!
Да полно, милый, ради бога.
Ну что ж? ты едешь: очень жаль.
Ах, слушай, Ленский; да нельзя ль
Увидеть мне Филлиду эту,
Предмет и мыслей, и пера,
И слёз, и рифм et cetera?..
Представь меня». – Ты шутишь. – «Нету».
– Я рад. – «Когда же?» – Хоть сейчас.
Они с охотой примут нас.
Поедем. –
Поскакали други,
Явились; им расточены
Порой тяжёлые услуги
Гостеприимной старины.
Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенья,
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой <…>
Они дорогой самой краткой
Домой летят во весь опор.
Теперь послушаем украдкой
Героев наших разговор:
– Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. –
«Привычка, Ленский». – Но скучаешь
Ты как-то больше. – «Нет, равно.
Однако в поле уж темно;
Скорей! пошёл, пошёл, Андрюшка!
Какие глупые места!
А кстати: Ларина проста,
Но очень милая старушка;
Боюсь: брусничная вода
Мне не наделала б вреда.
Скажи: которая Татьяна?»
– Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. –
«Неужто ты влюблён в меньшую?»
– А что? – «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне».
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Сочинения
С17.1. Почему две незаурядные личности - Онегин и Татьяна, - не смогли обрести счастье в любви? (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
С17.1. Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?
С17.1. Что дало основание Ф. М. Достоевскому утверждать, что главной героиней романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» следует признать Татьяну Ларину?
С17.1. Как раскрывается в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Пояснение.
Комментарии к сочинениям.
17.1. Как меняется главный герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» под влиянием жизненных обстоятельств?
А. С. Пушкин различными способами раскрывает характер главного героя, Евгения Онегина: через внутренний монолог, портрет, поступки, отношение к окружающим. События, происходящие в романе, охватывают большой период времени (в начале романа Онегину восемнадцать лет, в конце - двадцать шесть). Автор показывает эволюцию героя. Читатель видит изменения, произошедшие в Онегине.
В первой главе это избалованный молодой человек, который «острижен по последней моде, как dandy лондонский одет», «ученый малый, но педант», праздно, в бесконечных развлечениях убивающий время.
Оказавшись в деревне, Онегин также не в состоянии что-либо полезное совершить. Через два дня деревня наскучила Евгению. Поддавшись на уговоры Ленского, своего «от делать нечего» друга, Онегин знакомится с семьей Лариных. Проверку дружбой Онегин также не выдерживает: он убивает на дуэли Ленского. Как, впрочем, и не выдерживает испытания любовью: герой не способен на искренние чувства.
В восьмой главе мы вновь встречаемся с нашим героем. Прошло несколько лет, он, как и прежде, одинок, не найдя занятия по душе («Томясь в бездействии досуга Без Службы, без жены, без дел,| Ничем заняться не умел»), приезжает в Петербург. Увидев Татьяну на балу в новом качестве, в образе «законодательницы зал», Онегин поражен и... влюбляется. Теперь уже он страдает, с нетерпением ждет встречи с ней, мучим ревностью. Во всем остальном наш герой не изменился, но автор показывает, что Онегин по-настоящему любит!
Онегин – один из «лишних людей». Его таким сделало общество, социальный порядок. Трудно не согласиться с мнением Белинского, что Онегин – «страдающий эгоист».
17.2. Каково значение образов Варвары и Кудряша в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?
Второстепенные персонажи в пьесе Островского «Гроза» не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они показывают отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета “самодуров”.
Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: «Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было». Варваре не откажешь в уме и хитрости, она прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной «грозой». Для неё ложь - норма жизни. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.
Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием «купеческого заведения». Он приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.
В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают «темное царство». Каков их дальнейший путь? Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.
17.3. В чём заключается сложность и неоднозначность изображения любви в лирике А. А. Ахматовой?
Тема любви в русской литературе многогранна: любовь как смысл жизни, несчастная любовь, любовь как испытание - лишь несколько подходов к раскрытию темы. В стихотворениях Ахматовой любовь - это глоток свежего воздуха, без которого не мыслится сама жизнь, это трагедия и разочарование, это полёт и страдание. «Великая земная любовь» - именно так можно определить суть лирики Ахматовой. Поэт изображает не романтические преувеличенные чувства - она говорит о простом и земном человеческом счастье. В ранней лирике Ахматовой любовь часто предстает трагичной и безответной.
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
Да, любовь прекрасна, но, как ни странно, она, по мнению Ахматовой, почти всегда обречена на несчастье:
Брошена! придуманное слово.
Разве я цветок или письмо?
Горькая ирония слышится в этих словах. Да, она поднимается, она переборет болезнь и через много лет будет в том же сдержанном ритме, тем же размером писать о трагедии неизмеримо более страшной.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить…
В одном их своих стихотворений Ахматова назвала любовь «пятым временем года». И в том, что любовь находится в центре поэтического мира Ахматовой, нет ничего удивительного: любовь всегда определяет судьбу женщины.
Стихотворения Анны Ахматовой о любви подкупают своей четкостью, лаконичностью формы и мудростью содержания: «Сколько просьб у любимой всегда! У разлюбленной просьб не бывает. Как я рада, что нынче вода под бесцветным ледком замирает».
Поэзия Ахматовой - это исповедь влюбленной женской души. Поэтесса, по словам О. Мандельштама, «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века».
17.4. Мотив пути в творчестве Александра Блока.
Мотив пути возникает в творчестве Блока практически с самых исто-ков: новый герой молодого Блока - путник, который заявляет о себе так: «Стою на царственном пути».
В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» мотив пути, странствий, поиска убывает, хотя «пейзаж пути» сохраняется:
Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Поэт стремится каллегорическому ее выражению: не случайно в стихах «позднего Блока» так часто встречаются связанные с мотивом пути-дороги иносказательные выражения, например, «надеясь отыскать пути», «наш путь-
стрелой татарской древней воли пронзил нам груды), «и путь мой далек», «дорога долгая легка», «мы путь расчищаем» и т.д.
В поэме «Двенадцать» также присутствует мотив пути:
Идут двенадцать человек...
Россия избрала свой путь и Блоку, как верному сыну своей страны, предстоит следовать этим путём.
А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
1. В какой момент мы знакомимся с главным героем?
А) едет в деревню к дяде;
Б) возвращается с бала;
В) отправляется в театр;
Г) гуляет по Невскому проспекту
2. Как воспринимает высшее общество юного Онегина?
А) он опасный вольнодумец;
Б) он романтик и поэт;
В) он умен и очень мил;
Г) он коварный сердцеед
3. Как строился день Онегина?
А) университет – лекция – коллоквиум – библиотека;
Б) прогулка – театр – бал – банкет;
В) департамент – канцелярия – документы – заседание;
Г) казарма – плац – муштра – парад
4. Установите соответствие между характеристикой и персонажем:
А) «дика, печальна, молчалива, Как лань лесная, боязлива» | а) Ленский |
Б) «кругла лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне» | б) Онегин |
В) «он из Германии туманной Привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты» | в) Татьяна |
Г) «Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал, Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно» |
5. Как Татьяна объясняет свое решение написать письмо Онегину?
А) потребность объясниться в чувствах;
Б) мечта выйти за него замуж и заботиться о нем;
В) невозможность хоть иногда видеть и слышать его;
Г) стремление уехать из деревни в Петербург
6. Как поступил Онегин после получения письма?
А) написал страстный ответ Татьяне и начал ухаживать;
Б) высмеял её, за что был вызван на дуэль;
В) испугался женитьбы и уехал прочь;
Г) предостерег от подобных ошибок и признался, что не готов к семейной
7. Установите соответствие между характеристикой и персонажем:
8. Почему, через несколько лет встретив Татьяну, Онегин влюбился в нее?
А) они оба изменились;
Б) Татьяна стала модно одеваться;
В) Онегину интереснее соблазнить светскую даму;
Г) Онегин не влюбился, а изображал влюбленность
9. О чем было письмо Онегина к Татьяне?
А) раскрывает и объясняет свои чувства;
Б) шантажирует ее юношеским письмом;
В) просит о свидании;
Г) прощается перед отъездом
10. Главная мысль ответа Татьяны:
А) «урок ваш выслушала я.
Сегодня очередь моя»
Б) «Тогда… я вам не нравилась.
Что ж ныне меня преследуете вы?»
В) «Мой позор…
Мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь»
Г) «Я вас люблю (к чему лукавить?)
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»
Ключи