Венок

ВЕНОК

В мировоззрении древних славян венок являлся солярным (солнечным) символом. Магический смысл имеет сама его форма, он воспринимался как слияние совершенства и единства в образе круга, кольца. По представлениям наших предков венок символизировал вечное возвращение растительной жизни, плодоношение земли, женское начало, тайну жизни и тайну смерти. Вера славян в волшебную силу венка нашла свое выражение в многообразии его видов: это величальные, свадебные, ритуальные, календарные погребальные и прочие. Их использовали практически во всех важных случаях жизни: в свадебных и погребальных обрядах, при рождении ребенка, на святки, Купалу, троицу, как обереги от всех бед и неприятностей.

Испокон века венок был обязательным элементом национального украинского женского костюма. Для украинской девушки он был символом вечной любви, девичьей чести. Девушка, которая потеряла девственность, не может носить венка. Отдать венок милому - отдаться ему. Венок защищал от «дурного глаза», от «нечисти», его называли «знахарем души» - такая в нем сила была, что он уберегал от ран телесных и душевных. Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду. Об этом говорится в старинной легенде. Шла девушка по калину. Встретил ее парень и говорит: “Сними венок – моя будешь”. Не велела мама снимать венчик, но парень был такой хороший, говорил так красиво, и ласковый взгляд его согревал сердце. Сняла девушка венчик, а парень превратился в страшного черта и забрал ее к себе.

Плетение венка было не просто забавой. По представлениям наших предков важно было знать из каких цветов его плести и сколько их должно было быть; в какое время и для какой цели. Традиционный украинский венок выплетался из двенадцати цветов, каждый из которых имел свое символическое значение.

Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая, подкладывали в гнездо наседки, в колыбель новорожденного, прятали под одежду от ведьм, вешали в полях и огородах. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья.

После обрядового использования венки подлежали ритуальному уничтожению (их сжигали, разрывали на части, бросали в воду, забрасывали на дерево и т. п.), но часть из них сохраняли в качестве охранительного и лечебного средства или средства, стимулирующего плодородие, приплод.

Венок мог быть также атрибутом погребальной обрядности, чаще всего при похоронах детей и неженатой молодежи. В этом случае он служил одним из элементов символической «свадьбы», которую устраивали для умершего. Венок возлагали на голову покойнику или на крышку гроба. По поверьям, такие веки надо было сплести из тех же растений, что и свадебные.

Поговорки о венке: «Кто умеет веночек свить,- тот умеет жизнь любить». «Какой венок – такой голосок.»

tagPlaceholder Tags: Другое , sd

  • #1

    Полноценно.

  • #2

    Большое спасибо!

  • #3

    рада, что Вам, Наталья, понравилось, Чернышева.

  • #4

    Спасибо, Ольга, за отзыв. К сожалению, еще много неизвестного о видах венка. Очень надеюсь на помощь посетителей сайта. Это позволило бы дополнить уже имеющуюся информацию.

  • #5

    Я где-то читал, что в венок вплетали черную ленту в память о каком-то событие. Каком.

  • #6

    Сергей, это в наши дни большинство воспринимает венок как украшение.Для наших же предков он являлся очень сильным оберегом, и потому, по определению, не мог иметь черной ленты. Но вы верно подметили, что есть в народной традиции обряд, когда она используется. Это - похороны девочки или девушки. Их одевают в подвенечное платье, как невесту и происходит имитация свадебного обряда. Подружки невесты вместо венков повязывают свои головы черной лентой. Приятно, что Вы интересуетесь народными традициями.

  • #7

    после подавления востания в 1768г.на Украине

  • #8

    Благодарю, хорошая статья, чуть ли не самая полная. Но есть моменты. Во-первых, не совсем понятно про малиновые и фиолетовые ленты: краситель что? А говорим мы о традициях старины глубокой и далекой. И по поводу мака: из надежных источников- обозначает сирот. И про первенца не понятно: венок -убор незамужних, символ девственности, какой еще венок?

  • #9
  • #10

    Дарья, спасибо, что одобрили статью, я старалась. А теперь - по порядку.
    1. В старину пользовались только естественными красителями и, смешивая разные цвета, получали богатейшую палитру красок. В частности, фиолетовый цвет получали, смешивая красный и синий цвета. Красный добывали из многих растений. Синий же чаще всего получали из вайды красильной, семейства крестоцветных. Интересно, что до того, как стали привозить индиго из Индии, европейцы использовали именно вайду, которая росла на юге России.
    Малиновый получали из опавших листьев дикой яблони, или высушенной душицы.
    Да, действительно, венок - атрибут невинной девочки или девушки. Замужние женщины носили платки. Но, в некоторых местностях при рождении первенца в старину женщина сплетала венок из роз и зеленых листьев.
    Символика мака очень неоднозначна, посмотрите об этом соответствующую статью.

  • #11

    Володимир, вы имеете в виду, что черную ленту вплетали в венок после поражения колиивщины, как знак скорби? Хотелось бы более подробного комментария.

  • #12
  • #13

    Спасибо, Саша, за столь высокую оценку.

  • #14

    спасибо. весьма полезно и интересно. подскажите, какую литературу использовали для создания данной статьи?

  • #15

    Шикарная статья! Спасибо! Очень удобная для восприятия структура, замечательные уместные фотографии! Много интересной информации!

  • #16

    Ольга, извините за такой поздний отзыв. Все комментарии всегда отражались в моей почте. Вероятно, произошел сбой, я приму меры.А теперь ответ. В основном - из интернета, причем, зачастую, в самых неожиданных сайтах.
    Н. Золотницкий, Цветы в легендах и преданиях", 1887,(много переизданий).
    Войтович,"Мифы и легенды древней Украины".
    Афанасьев, Взгляды славян на природу"
    Рой Маккалистер, " Все о растениях в легендах и мифах"
    Гура А.В., Энциклопедия символики и геральдики"
    Мифологическая энциклопедия

  • #17

    Алена, спасибо. Очень важен для меня Ваш отзыв о структуре подачи материала. Приятно, что не ошиблась.

  • #18

    Очень интересная статья. Веночек с лентами носили только незамужние девушки. Слышала, что были венки и для замужних и носились на платок так ли это. Где можно прочесть более подробную информацию?
    Заранее спасибо за ответ.

  • #19

    Елена, венок воспринимался как сильный оберег и потому его носили не только незамужние девушки. Он широко применялся в календарных обрядах, особенно на Троицу. на русальной неделе и т.д. И надевали его не только замужние женщины, но даже в некоторых случаях и мужчины.
    Традиции ношения венка в разных местностях заметно отличаются друг от друга. Информация, о которой Вы пишете, мне не встречалась.
    Выше я приводила список литературы о венке.Можно посоветовать еще:
    Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.
    Пономарев А.П., Артюх Л.Ф. и др. Украинское прошлое: Иллюстрированный этнографический справочник. К.: Лыбидь, 1994.
    А вообще о венке сведений до обидного мало.

  • #20

    Большое спасибо

  • #21

    Валентина, большое Вам спасибо! Для меня было очень познавательно.

  • #22

    Очень приятно получить такой лестный отзыв, спасибо за комментарий, Александр.

  • #23

    Большая благодарность. Интересная и познавательная статья.

  • #24

    Спасибо, рада, что вам понравилось! Ради таких читателей хочется писать больше и больше.

  • #25

    Большое спасибо за материал. Меня интересовал венок из ромашки. Я - возрастная мама выращиваю ромашку, а в день семьи мои взрослые девочки плетут венки, а я делаю красивые фото, вкладывая в эту ситуацию многосторонний смысл венка. Остаются в памяти эмоции, настроение и красивые фото. Ваш материал дает возможность изменить, добавить что-то. Спасибо.

  • #26

    День добрый Людмила, какая прекрасная традиция в Вашей семье. Так приятно, что мой материал понравился. Всего хорошего Вам и девочкам.

  • #27

    Ната (Tuesday, 29 August 2017 11:11 )

    Подскажите пожалуйста, можно ли носить венок - ободок девочке из искусственных цветов.

  • #28

    Здравствуйте, Ната. Можно.Зимой ведь цветов нет. Но желательно, чтобы подбор цветков соответствовал ее возрасту.

  • #29

    Было ли такое в народных традициях, что при крещении ребёнку надевали на голову веночек?

  • #30

    День добрый, Анна. Нет. На голову девочек надевают нарядный, как правило - белый чепчик. Он может быть кружевным, вышитым, украшенным атласными (светлыми) лентами и т.п. А голова мальчика при крещении остается непокрытой.

  • #31

    Чи можно вплитать в венок папороть и буркун зілля

  • #32

    Добрый день,Аня. «Нечистое» зелье, по поверьям наших предков, - волчьи ягоды, папоротник, дурман - вплетать в венок категорически запрещалось.
    А вот донник - буркун зілля - является символом верности, в старину верили. что он имеет волшебную силу соединять разлученных влюбленных. И, конечно же, девушки его часто вплетали в венок.

  • #33

    А венок можно вплетать напороться?

  • #34

    Нет,Вика, папоротник в венок, по традиции, вплетать нельзя. Прочтите мой подробный ответ Анне.

  • #35

    Спасибо, очень интересная статья. Прочла с удовольствием.

  • #36

    Спасибо, Ольга, я старалась.

  • #37

    Спасибо очень интересно!

  • #38

    Благодарю за комментарий, Тимофей.

  • #39

    Добрый день! Статья замечательная, очень информативная!
    А вы могли бы подсказать - хочу вышить крестиком вышивку, венок из пшеницы (по типу Рождественского венка) и подарить маме в рамочке. Будет ли иметь эта вышивка какое-то значение, кроме проявления любви и внимания маме и элемента декора?

  • #40

    Марина, большое спасибо за комментарий. В принципе, любой венок для наших предков был оберегом. А зерна пшеницы, пшеничный колос символизировали у славян богатство и жизнь. Красивый и "говорящий" подарок Вы придумали. Здоровья и долгих лет Вашей маме и Вам.

  • #41

    Спасибо за информативную статью.Действительно информации о венках очень мало.Работая над дипломной работой в этом убедилась.Ваша статья помогла определиться с 3 венками,которые хочу сделать для своих дочек и себя.

  • #42

    Абсолютно с Вами согласна, Таисия. Такой важный элемент народной культуры, но нет серьезного исследования о нем, а жаль. Рада, что мой материал Вам пригодился.

  • #43

    Статья интересная, автор, вы молодец. Но остались вопросы, причём чисто технические.
    0. Если я правильно поняла, речь идет именно о "живых" цветах?
    1. Венок - это часть именно повседневного наряда девушки? Т. е. и на поле в венке, и коров доить в венке, и грядки полоть в нем же? И по грибы-ягоды в лес?
    1а. Девушки должны были каждый день плести новые венки? Это ж ни времени, ни цветов не напасешься. А если нет, то сколько можно было пользоваться одним венком, как его хранить, чтобы не завял?
    1б. Куда их потом девать (не "ритуальные", а повседневные), тоже в воду или на дерево? Или корове можно скормить?
    1в. Некоторые цветы (те же маки) очень быстро вянут, как сделать, чтобы венка хватило хотя бы на день, иначе некрасиво как-то с копной вялой травы на голове ходить...
    2. Какие венки носили ведьмы? =)
    Пока все. Надеюсь на ответ.

  • #44

    Спасибо,Винторогая коза, и за лестный отзыв, и за вопросы. Итак, по порядку.
    1. Если лето, то да, живые цветы. в остальное время - искусственные.
    1а. Нет, не повседневного, а связанного с праздниками или определенными обрядами. Венок в славянской мифологии всегда воспринимался как мощный оберег.
    1б. Венки, в зависимости от их смысла, или пускали, гадая, по воде. или вешали в доме, во дворе от злых сил. Засушивали и хранили как защиту от болезней и т.п. А если просто так, для красы, то и коровке можно скормить.
    1в. Ну, венок не букет. в воду не поставишь. Здесь может выручить венок из искусственных цветов.
    2. Венки нередко плели именно для защиты от ведьм и другой нечисти. Так что они венков не носили, наоборот, боялись их.

Венок (от ст.-слав. вно «дар») - плетёное в виде кольца украшение из цветов, листьев, веток, иногда также из материалов, имитирующих натуральные. В народных традициях - ритуальный предмет, элемент убранства исполнителей обрядов, талисман.

Символ награды, почета, а также законченности, совершенства, бессмертия и величия. Образ венка соотносится с символикой головы как средоточия духовной силы и круга как образа вечности, а также с символикой растительности как олицетворения жизненных сил. Венец во многих традициях являлся атрибутом богов.

Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо. Венок является традиционным украшением не только для славянских, но и для многих других народов, и имеет очень древнюю историю. Венки существовали в древней Греции, где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей в Риме, в Китае, в Индии.

В мировоззрении древних славян венок являлся солярным (солнечным) символом. Магический смысл имеет сама его форма, он воспринимался как слияние совершенства и единства в образе круга, кольца. До сих пор есть поверье о том, что в венках, сплетенных девушками собственноручно, заключалась великая и мистическая сила оберега.

Изначально венок был ритуальным предметом, который плёлся на праздники - сезонные, священные, свадьбы, и другие. Венок - это настоящий оберег. Издавна предметы и вещи, которые имеют отверстие, считались заряженными особой силой, способными отпугнуть противные человеку сущности или негатив. Связано это с женским началом, символом женской природы и магии, символом рождения жизни. Подобными традиционными магическими предметами являлись кольца, обручи, калачи, камни с естественным отверстием...
Венок защищал от «дурного глаза», от «нечисти», его называли «знахарем души» - такая в нем сила была, что он уберегал от ран телесных и душевных. Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду. Об этом говорится в старинной легенде. Шла девушка по калину. Встретил ее парень и говорит: “Сними венок – моя будешь”. Не велела мама снимать венчик, но парень был такой хороший, говорил так красиво, и ласковый взгляд его согревал сердце. Сняла девушка венчик, а парень превратился в страшного черта и забрал ее к себе.

Венки вешали над дверьми и у входа, чтобы отвратить нечистую силу или уничтожить недобрые помыслы злого человека или человека с "нехорошим глазом". Венки клали под первый сноп нового урожая от грызунов. Подкладывали под подушку роженице для отвращения сглаза и помощи в будущих родах. Также окуривали подожженным венком, созданным из специальных трав, больных.

В Древнем Риме символом года был круг или овал. Отсюда и пришла к нам традиция праздничных новогодних венков, которыми римляне и украшали двери своих домов. 1 января каждого года, римляне устраивали праздник в честь бога Януса: вешали на ворота и двери своих домов, украшенные ленточками и шишками венки в форме овала. Янус (Janus) – одно из божеств, знающее и прошлое, и будущее; он – бог солнца и любого начала. Его почитали и уважали, у него просили защиты и благословления на предстоящие труды. Отсюда и назвали первый месяц года январем (Januarius) в честь этого бога.

Более поздняя традиция украшать дом кругом из еловых ветвей со свечами пришла к нам из западных стран, где масштабно празднуют Рождество Христово. А зародилась у лютеран, которые, как и католики с протестантами, отмечают Рождество 25 декабря.

Первый Рождественский венок для своих маленьких воспитанников изготовил богослов-лютеранин из Гамбурга – Иоганн Вихерн. Дети с таким нетерпением ждали праздника, что постоянно спрашивали, не наступило ли уже Рождество. Тогда-то и родился символ, обозначающий адвент (период поста, ожидания и подготовки к Рождеству Христову) – Рождественский венок. Венок Вихерна представлял собой круг из еловых ветвей, закрепленных на деревянном колесе, и вставленных в них 24 малых и 4 больших свечей. Каждый день дети зажигали по одной свече (большие свечи зажигали по воскресеньям) и таким образом могли посчитать, сколько дней осталось до праздника.
Идея украсить дом рождественским венком настолько пришлась по вкусу западным христианам, что быстро распространилась и прижилась.

В Рождественский венок вкладывают и духовный смысл. Круг символизирует вечную жизнь, зелень – это цвет жизни, свечи – божественный свет, освещающий мир в день великого Рождества.

В традициях многих европейских народов символом триумфа, победы является лавровая ветвь. Чтобы разобраться, почему так произошло, нужно обратиться к истории Древнего мира и проследить путь, который сделало обыкновенное дерево - от простого растения до символа победы.

Греческие легенды

Мифы Древней Греции связывают этот триумфальный символ с Аполлоном - богом, покровителем искусств и состязаний. По преданию, однажды Аполлон влюбился в нимфу Дафну и стал ее настойчиво преследовать. Красавица пыталась спастись бегством. Когда Аполлон уже почти поймал ее, Дафна, воздев руки, обратилась к своему отцу - богу рек Пенею. Тот обратил ее в стройное дерево. Опечаленный Аполлон сплел для себя венок из листьев этого дерева, в память о А дерево назвали именем несчастной нимфы. В переводе Дафна и означает лавр. До сих пор на острове Делос, где по преданию и родился бог красоты, произрастают лавровые сады и рощи. Ну, а украшение из стало непременным атрибутом образа Аполлона.

Символ победителей

С тех пор лавровое дерево было неразрывно связано с именем Аполлона. Поскольку, кроме искусств, Аполлон покровительствовал спортивным состязаниям, лавровый венок стали вручать не только искусным композиторам, певцам и художникам, но и победителям пифийских игр, местом проведения которых служила Криссейская равнина. Из Греции перешел по наследству римлянам. Триумфальный символ лавра стал предназначаться не только для победителей в спортивных состязаниях, но и для героев, отличившихся в военных кампаниях. Лавр у римлян стал который следует за военной победой. Такая награда вручалась воину за особые заслуги - например, за спасение товарища в бою, вхождение первым в неприятельскую крепость, за успешный штурм вражеского города. Богиня победы Ника всегда держала в руках триумфальный символ - лавровый венок, который возлагался на голову победителя.

Легенда гласила, что лавр - любимое дерево Юпитера, и оно никогда не поражалось молнией. В мирное время служил непременным атрибутом праздников и жертвоприношений, славящих верховного бога римлян. Символ триумфа чеканился на монетах, изображавших Аполлона и Юпитера. Юрий Цезарь надевал венок на все торжественные мероприятия. Правда, злые языки утверждали, что венок из лавра помогал скрывать лысеющую макушку императора.

Лавр у ранних христиан

Ранние христиане заимствовали множество символов у Символ триумфа - лавровая ветвь, также был не забыт. В эстетике раннего христианства лавр символизирует целомудренность, чистоту, здоровье и долголетие. Вечнозеленые листья как нельзя лучше символизировали вечную жизнь, которая наступит после искупительной жертвы Сына Божьего. Христа также часто изображали с лавровым венком, как Того, кто победил смерть. Некоторые раннехристианские мученики изображались с лавровыми венками. Лавр почитался и как растение, повсеместно применяемое в медицине и в кулинарии. В эпоху, когда пряности ценились на вес золота, лавровые листья действительно были драгоценным даром, который можно было бы преподнести даже королю.

Лавр в геральдике и фалеристике

Символ бессмертия из теософии перекочевал на гербы и знаки отличия родовитых аристократов. В геральдике лавр, как и дуб, является символом бесстрашия и доблести. Золотые листья на красном фоне символизировали бесстрашное сердце храброго воина. Триумфальный символ стал особенно популярным во Франции, украсили герб Французской республики. После этого лавр занял почетное место на гербах многих государств. В конце 19 и начале 20 века лавровые венки украшали государственные знаки таких государств, как Бразилия, Гватемала, Алжир, Греция, Израиль, Куба, Мексика.

И знаки отличия многих государств мира украшают листья вечнозеленого лавра. Ведь во всем мире это растение является символом славы, победы и воинской доблести, значит, и награды должны содержать в своем изображении этот триумфальный символ. Самые почетные наградные знаки европейских государств содержат изображения лавровых листьев.

Значение лаврового венка сегодня

До сих пор лавровый венок украшает победителей различных художественных и музыкальных конкурсов. Звание «лауреат» дословно обозначает, «украшенный лавром», а значит - победитель, достойный носить этот символ триумфа. Фото современных лауреатов показывают, что сегодня их не украшают венками, как древних победителей. Просто знаки отличия ученых и музыкантов непременно содержат изображения лавровых листьев. По некоторым источникам, научное звание «бакалавр» также произошло от названия лавровой ветви.

Таким образом, из древнего прошлого лавр благополучно пришел в наше время, почти не утратив своего символического значения.

Обычно означает славу, победу, превосходство, посвящение и святость, но также имеет амбивалентные свойства. Как corona convivialis, он символизирует счастье, счастливую судьбу, удачу и водружается на священные предметы и объекты поклонения. Как corona funebris, символизирует смерть, скорбь и возлагается на могилу или памятник. Таким же образом, венок невесты, с одной стороны, олицетворяет девственность, с другой - умирание в старой жизни и рождение в новой. вокруг колонны указывает на маршрут движения небесных тел вокруг солнца. У арабов венок из цветов апельсина является символом плодородия, поэтому его надевают невесты на свадьбу. У китайцев оливковый венок олицетворяет литературные заслуги. В греко-римской традиции венок из цветов является диадемой Флоры. из боярышника или вербены символизирует свадьбу, из дубовых листьев - награду за спасение жизни, из травы - награду римскому воину или спасителю человеческой жизни. Венками награждали победителей игр: Олимпийских - из ветвей оливы; Истмийских - из сосновых веток; Немейских - из петрушки. из фенхеля носили на церемониях в честь Сабазия. Римский император носил венок из роз.


Смотреть значение Венок в других словарях

Венок — м. в песнях также вен, плетеница из ботвы, листвы, зелени с цветами; такая-ж круглая плетеница, ободом, обручем. луку, соломенная вить, со вплетом луковиц. Завивать венки,........
Толковый словарь Даля

Венок — венка, м. Плетеный кружок из цветов, зелени, веток. из роз. Терновый венок. Лавровый венок. || Металлическая имитация его. Серебряный, золотой венок.
Толковый словарь Ушакова

Венок М. — 1. Сплетенные в виде кольца цветы, листья, ветки, обычно используемые как украшение. 2. Сплетенные в виде круга или овала живые, искусственные цветы, ветки и т.п., возлагаемые........
Толковый словарь Ефремовой

Венок — -нка́; м. Украшение из цветов, ветвей, сплетённых в виде круга, надеваемое на голову, на шею как украшение. Девичий в. Плести в. Лавровый в. // Сплетённые в виде круга или........
Толковый словарь Кузнецова

Венок — Общеславянское слово, см. , .
Этимологический словарь Крылова

Венок — См. «Платье».
Исторический словарь

Венок Оправдания — начиная со времени Нового царства умершим и их правителю в подземном мире, Осирису, дается «венок оправдания»; этот обычай является символическим выражением для обозначения........
Энциклопедия мифологии

ВЕНОК — ВЕНОК, -нка, м. Сплетенные в кольцо листья, цветы. В. из васильков. Лавровый в. (символ победы, славы, награды). Возлагать в. * Венок сонетов (спец.) - произведение из 15 сонетов,........
Толковый словарь Ожегова

Венок — орнаментальный мотив в виде сплетенных в круг листьев, цветов и пр. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005) * * * пластический или живописный орнамент........
Архитектурный словарь

Лавровый венок — у древних греков и римлян - символ победы, триумфа, славы. Лавровым венком украшались лица, одержавшие победу в различных состязаниях и соревнованиях (метатели диска,........
Архитектурный словарь

ВЕНОК - ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

Венок является традиционным украшением у славян, однако мало кто знает, откуда пошла традиция плести венки и что символизирует собой такой необычный головной убор.
Само слово "Венок" произошло от старославянского вѣно «дар».
Веночница - женщина, плетущая и продающая венки. Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде украшения. Венок является традиционным украшением не только для славянских, но и для многих других народов, и имеет очень древнюю историю. Венки существовали в древней Греции, где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей, в Риме, в Китае, в Индии.
Венки вешали над дверьми и у входа, чтобы отвратить нечистую силу или уничтожить недобрые помыслы злого человека или человека с "нехорошим глазом".
Венки клали под первый сноп нового урожая от грызунов. Подкладывали под подушку роженице для отвращения сглаза и помощи в будущих родах. Также окуривали подожженным венком, созданным из специальных трав, больных.
По тем травам, которые были вплетены в венок, судили о расположении, настроении, состоянии, положении девушки.

Например, венок из мяты в Польше означал девственность, а венок из гороховых побегов с полными стручками означал нежелание девушки выходить за нелюбимого замуж. Венок из лавровых листьев в Риме считался признаком воинской славы и императорской власти, а из дубовых листьев вручался воинам, которые проявили особую отвагу в бою или спасли своего товарища. Миртовые венки у римлян считались избавляющими от опьянения, поэтому в таких венках часто проводились застолья. А вот венок из колючего терна предназначался осуждённым на смертную казнь. Венок из цветов апельсина у арабов предназначался невесте, как символ плодородия. Оливковый венок у китайцев вручался литераторам, поэтам, писателям.

Изготовление венка

Изготовление венка - это целый ритуал. В различных племенах, а также на различные праздники плетение венков сопровождалось многочисленными традиционными элементами. Занимались этим обычно девушки. Ритуал подразумевал определённое время плетения, число венков, размеры, формы, различные виды плетения и состав.

Всё это являлось сакрально-символическим кодом, который соответствовал тому или иному событию. Особое внимание уделяли составу венков. Если сегодня венки заплетают ради забавы или в дань древней традиции из любых трав, которые попадутся под руку, то в древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, на русальной неделе и в праздник Купалу, в венок вплеталась полынь, как средство против нечистой силы. К тому же, венки, которые состоят из определённых трав и надетые на голову, являются настоящей ароматерапией, которая способна подарить благотворное состояние, настроить на нужный лад и даже помочь в излечении некоторых болезней.

Изначально венок был ритуальным предметом, который плёлся на праздники - сезонные, священные, свадьбы, похороны и другие. Венок - это настоящий оберег. Издавна предметы и вещи, которые имеют отверстие, считались заряженными особой силой, способными отпугнуть противные человеку сущности или негатив. Связано это с женским началом, символом женской природы и магии, символом рождения жизни. Подобными традиционными магическими предметами являлись кольца, обручи, калачи, камни с естественным отверстием (Куриный бог).

По причине того, что венки были ещё и оберегами, ими украшали домашних животных и различные части своего дома как снаружи, так и изнутри. Венками украшали не только людей и домашнюю скотину, но также дома и постройки, колодцы, столбы, кладбища, забрасывали на плодовые деревья в огородах и крыши домов. В некоторых регионах плелись специальные венки для коров, коз, овец, а в сёлах Поморья даже сохранился обычай плести венки для гусей, индюков, кур и другой домашней птицы.

Что касается празднично-обрядового предназначения венка, то здесь существует масса различных традиций, связанных с использованием этого нехитрого предмета. Сквозь купальский венок доили домашнюю скотину или процеживали молоко. Через большой венок пролезали сами, как бы символизируя этим новое рождение, которое оставляло в прошлом болезни, негатив и неприятности. Также через венок протаскивали различные вещи, которым хотели подарить новую жизнь или новые силы. Через венок смотрели в ходе определённых ритуальных игрищ, сквозь него пили и умывались. Предназначений купальского венка более чем предостаточно и в каждом регионе древней Руси, племени или поселении существовали свои особенности и методы его использования.

По окончании праздника или события, венки использовали либо для дальнейших обережных действий, например, украшали дом, помещали в огородах от вредителей, червей и градобития, подкладывали под наседку, использовали для гадания, либо сжигали в костре. Гаданий при помощи венков существовало немало. Например, известно гадание на славянский праздник летнего солнцестояния Купалу, когда сплетенные венки бросаются в реку и по их поведению определяется дальнейшая судьба её владелицы. Толкований у этого гадания множество: тонущий венок - смерть, плывущий - долгая жизнь или тонущий - год без замужества, по плывущему или приставшему к берегу венку определяли в какой стороне дом суженого. Помимо гаданий при помощи венков, бросаемых в реку, венки забрасывали на дерево, чтобы узнать кому сулит скорое замужество (чей венок зацепиться за ветку), оставляли во дворе и следили чей венок быстрее завянет (грозит несчастье), подкладывали под подушку, чтобы увидеть вещие сны и так далее.

Свадебный венок

По причине того, что венок (круг с отверстием) считается символом рождения и новой жизни, он являлся непременным атрибутом свадеб. Наряду с венком, традиционными атрибутами свадеб также являлись кольца, калачи, караваи с отверстием посередине. Всё это символы новой жизни, любви, счастья. В обычай славян также вошла традиция дарить венок девушке в знак предложения сватовства. Венок невесты символизирует новое рождение в качестве жены. Обновление человека, сбрасывание старой жизни и вход в новую жизнь. Это, своего рода, символ умирания старой, девичьей жизни, обновление души и тела и рождения новой жизни в качестве замужней женщины. Брачные венки, в отличие от праздничных, обычно сохранялись на долгое время или даже на всю жизнь. Брачные венки сохраняли в сундуках, их ставили в красный кут, где они, благополучно высыхая, стояли долгие годы, зашивали в подушку молодожёнам, клали под колыбель новорождённого. Возможно, что именно древнейшая традиция украшения венками на свадьбах, обмен венками между невестой и женихом, послужила тем самым прообразом колец, которые затем стали изготавливать в кузницах специально для свадеб, а сегодня в ювелирных мастерских.

Существовал обычай плести венок при последней жатве. По окончании жатвы оставляли последний сноп, который также известен как "Велесу на бородку". Это сноп оставляли на поле или приносили в дом, где хранили его до следующего года, как оберег, который привлечёт хороший урожай и в следующем году. Кроме последнего снопа, плёлся и венок из последних скошенных колосьев. Такой венок надевали на голову самой красивой девушке, которая была символом удачи, хорошего плодородия, символом богини плодородия, которая подарила людям хороший урожай.
В этом венке девушка приходила в поселение, где устраивался праздник и где она, конечно же, была главным персонажем торжества, которого восхваляли и благодарили за обильный урожай.

Венки издавна являются непременным атрибутом погребальных церемоний. Венки возлагаются на могилы или оставляются в месте гибели, пускаются по воде в случае кораблекрушения. В современных погребальных церемониях, венки - это дань памяти усопшему. Венок в качестве ритуального предмета на похоронах символизирует всё то же рождение и вечную жизнь. Круг с отверстием посередине символизирует переход душ умершего в иной мир и его рождение в новом теле, в новом качестве, обновление души, очищение, которое принесла душе смерть физического тела.

Также венок можно понимать и как конец жизненного пути, начало нового пути, в физическом ли мире или в мире Нави. В связи с тем, что венки были непременным атрибутом свадеб, существует предположение, что в древности венки в погребальных обрядах участвовали только при похоронах детей, подростков или молодых людей, которые не успели выйти замуж или жениться. Таким образом, устраивалась символическая свадьба. Вместе с погребально-свадебным венком также существовал обычай хоронить незамужних девушек в традиционном свадебном платье (наряде), который известен и в наши дни. Есть также предположение, что венки - это древнейшие понятия о душах-птичках, которые вьют гнёзда (венки) возле своих могил и ждут своего нового воплощения, но это лишь теория.

Впоследствии венки из листьев, веток и цветов стали заменять на искусственные материалы, которые могли сохраняться дольше. Считается, что после того, как венки стали делать из металла, появились царские короны, которые стали отличительным элементом одежды правителя...