Мария Анна Анге́лика Катарина Ка́уфман (нем. Maria Anna Angelika/Angelica Katharina Kauffmann, 30 октября 1741, Куре, Свободное государство Трёх Союзов - 5 ноября 1807, Рим) - немецкая художница.

Дочь художника Йоганна Йозефа Кауфмана, выросла в Форарльберге, Австрия. Самостоятельно выучила несколько языков, много читала, увлекалась музыкой (соревнование поэзии, музыки и живописи - частый сюжет картин Кауфман). Рисовать начала с 6 лет, с 12 лет работала как профессиональный живописец. В 1754 побывала с отцом в Милане, с 1764 жила в Италии (Рим, Венеция). В Риме познакомилась с Иоанном Иоахимом Винкельманом, немецким историком искусств, который стал ее первым сторонним учителем.

В 1766 по предложению английского посла и его супруги уехала в Лондон, где прожила 15 лет. Её портрет написал Рейнольдс (1766), она в ответ написала портрет Рейнольдса. Была среди основателей Королевской Академии художеств, участвовала в росписи собора Св. Павла. В 1781 году вернулась в Рим. Подружилась там с Гёте, написала его портрет. Её последняя выставка состоялась в Риме в 1797 году.

Живопись Кауфман (портреты, библейские, исторические, литературные и античные мифологические сюжеты) развивается в рамках классицизма .

Очень рано приобрела широкую европейскую известность. В 1762 стала членом флорентийской Академии художеств, с 1765 - член Академии Св. Луки в Риме, с 1768 - Французской и Британской Королевской академии. В 1810 году её биографию написал известный итальянский историк Джованни Баттиста де Росси, с тех пор её жизнь не раз становилась сюжетом романов. Художница была знаменита и в современной ей России, ода «К Анжелике Кауфман» (1798) принадлежит Державину. В Эрмитаже есть несколько её значительных картин:

Произведения Кауфман тиражировались и, таким образом, популяризировались в Европе, граверами Ф. Бартолоцци и Г. Скородумовым в технике пунктира (наиболее подходящей для передачи нюансов живописного полотна). Её почитателем был Фальконе (бывший также другом и почитателем творчества Рейнольдса). В 1774 году, во время работы в Петербурге над памятником Петра I, Фальконе делился с английским путешественником Рэкселлом своими впечатлениями от работ художницы и сообщил, что «является обладателем почти всех её произведений». Великая княгиня, а затем императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I, писала миниатюры на стекле с произведений художницы.

Гравюры с произведений Кауфман служили образцом для создания скульптуры. В частности, их использовал скульптор Ф. Шубин, работая над серией медальонов для украшения Мраморного зала Мраморного дворца в Петербурге.

В её честь назван кратер Кауфман на Венере.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


Ангелика (Анжелика) Мария Анна Катарина Кауфман (1741 – 1807)
немецкий художник,график, представительница неоклассицизма и одна
из талантливейших женщин эпохи Просвещения.
Очень рано приобрела широкую европейскую известность,была членом
флорентийской Академии художеств, членом Академии Св. Луки в Риме,
Французской и Британской Королевской академии,Венецианской академии.
В 1810 году ее биографию написал известный итальянский историк Джованни
Баттиста де Росси, с тех пор ее жизнь не раз становилась сюжетом романов.
Ей восхищались многие современники, среди которых такие ценители
прекрасного, как Гете и Винкельман.
Державин написал оду «К Анжелике Кауфман» (начало 1795):

Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…

Природа щедро одарила Ангелику Кауфман талантом живописца,
музыкальными способностями, незаурядным умом и красотой.
Но, несмотря на исключительную одаренность и раннее признание,
жизнь Ангелики не была безоблачной.

Ее отец, художник средней руки, выполнял заказы по украшению и росписи провинциальных церквей. Семья часто переезжала не только из города в город, но из страны в страну. Девочка рано начала рисовать – в девять лет уже свободно пользовалась карандашом, пробовала писать и маслом.

Когда Анжелике исполнилось тринадцать, она попала в Италию. Здесь и произошло ее первое знакомство с полотнами старых мастеров. В миланской галерее она с большой охотой делала копии с картин. Это являлось признанием ее таланта, ибо женщинам-копиисткам в итальянских музеях, как правило, работать не разрешали. Для коллекции автопортретов знаменитых художников, хранящихся в Уффици, Анжелика впервые написала и свой собственный...

Автопортрет с кистью и палитрой 1753.

Известно, что в юные годы у нее был музыкант-возлюбленный. Он уговаривал девушку бросить живопись, а заодно и отца-тирана, убежать с ним и стать певицей – Анжелика обладала прекрасным голосом… После мучительных раздумий она выбрала живопись.

В 1763-м отец с дочерью приехали в Рим, куда отовсюду съезжались художники, музыканты, поэты... В то время в столице Италии царил дух поклонения античности. Этому во многом способствовала деятельность известного ученого-археолога Иоганна Иоахима Винкельманна, делавшего раскопки в Помпеях и Геркулануме – двух громадных древних городах с прекрасными дворцами и жилищами, украшенными фресками и скульптурами. Именно тогда античность предстала перед восхищенными любителями искусства во всей своей красе.

Анжелика познакомилась с Винкельманном в Риме в 1764 году, когда писала его портрет. С этого и началось увлечение художницы античностью. Она изучала работы древних авторов, делала рисунки с античных скульптур, набрасывала планы построек.

Как живописец она получила полное признание. В 1765-м ее приняли в члены Академии св. Луки. А через три года Анжелика стала еще и членом Французской королевской академии, куда принимали только самых достойных, среди которых, кстати сказать, до того времени не было ни одной женщины.

В Риме художница познакомилась с жителями Лондона и, наслушавшись их рассказов, решила попытать счастья в туманном Альбионе. С 1766-го она жила в Англии, и эти пятнадцать лет оказались самыми плодотворными в жизни Анжелики: именно в это время на долю ее картин выпал наибольший успех.

Русская княгиня Екатерина Дашкова поздравила с победой над Турцией свою царственную подругу, императрицу Екатерину Великую, письмом и подарком – картиной Анжелики Кауфман, изображавшей прекрасную гречанку. Творчество художницы еще не было известно в России, но интерес к ее личности подогревался слухами о романтических перипетиях ее жизни. Якобы какой-то отверженный ею лорд способствовал браку Анжелики со шведским графом, оказавшимся (разумеется, это выяснилось уже после свадьбы) всего-навсего камердинером мстительного лорда.

На самом деле произошло следующее. Президент Английской академии художеств Рейнолдс предложил Анжелике руку и сердце, но она отказала ему. Последующие события послужили основой для драмы В. Гюго «Рюи Блаз». Обиженный художник воспользовался путаницей в документах внебрачного сына графа Хорна, Фредерика Брандта, красивого и умного юноши. Полюбив этого человека, Анжелика вышла за него замуж, и только тогда мстительный живописец разгласил об «обмане» всему обществу. История наделала много шума, а Фредерик был арестован за присвоение чужого имени. По другим сведениям, граф Хорн, грубый и истеричный человек, был всего-навсего авантюристом, жившим под разными вымышленными именами. Выманив на прощание деньги у обманутой женщины, он развелся с ней. После этого Анжелика, перенесшая горячку, замкнулась в себе и перестала бывать на светских приемах…

Ее известный автопортрет написан уже в 1781 году, когда художница познакомилась с пятидесятилетним итальянским гравером Антонио Дзукки. Через год она, по настоянию старика отца, выйдет за него замуж, покинет Англию и окончательно поселится в Риме... Художница сидит у стола, на ее коленях папка с рисунками, в правой руке карандаш. Она в утреннем платье из тяжелого белого атласа, мягкими складками ниспадающего с колен. Глядя на эту женщину, нельзя не заметить, что она умна и обаятельна.

Именно эти качества очаровали Гете при первом знакомстве с художницей. Впоследствии они стали близкими друзьями, подолгу беседовали и спорили об искусстве, вместе посещали выставки. Поэт был постоянным участником музыкальных и литературных вечеров, устраивавшихся в доме Анжелики. Великий немец так высоко ценил мнение художницы, что ей одной из первых прочел только что написанные «Ифигению в Тавриде» и «Эгмонта» – поэмы, получившие позднее мировую известность. Выполненный Анжеликой портрет Гете считается одной из лучших ее работ.

Старый Кауфман умер в Италии, а Анжелика с мужем поселились в Неаполе при дворе королевы Марии-Каролины. Художница скончалась в шестьдесят шесть лет, в 1807 году…

Ангелика (Анжелика) Мария Анна Катарина Кауфман (30.10.1741 – 05.11.1807) – немецкая художница, представительница классицизма и одна из талантливейших женщин эпохи Просвещения.

Ей восхищались многие современники, среди которых такие ценители прекрасного, как Гете и Винкельман. Державин написал оду «К Анжелике Кауфман» (начало 1795):
Живописица преславна,
Кауфман, подруга муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав данаев, древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…

Природа щедро одарила Ангелику Кауфман талантом живописца, музыкальными способностями, незаурядным умом и красотой. Но, несмотря на исключительную одаренность и раннее признание, жизнь Ангелики не была безоблачной.

Ангелика Кауфман. Автопортрет в образе вакханки

Родилась она 30 октября 1741 года в Куре (Швейцария) в семье небогатого немецкого художника Йозефа Иоханна Кауфмана. Девочка рано начала рисовать и с ранних лет помогала отцу, а в одиннадцать лет получила свой первый заказ. Когда Ангелике исполнилось тринадцать, она попала в Италию, где познакомилась с полотнами старых мастеров. Здесь она окончательно утвердилась в своем решении стать художницей.

В 1763 году отец с дочерью приехали в Рим, куда отовсюду съезжались художники, музыканты, поэты... В то время в столице Италии царил дух поклонения античности. Этому во многом способствовала деятельность известного немецкого ученого-археолога и искусствоведа Иоганна Иоахима Винкельмана, занимавшегося раскопками в Помпеях и Геркулануме.

Ангелика Кауфман. Портрет И.-И. Винкельмана, 1764

Ангелика познакомилась с Винкельманом в Риме в 1764 году, когда писала его портрет. С этого и началось увлечение художницы античностью. Она изучала работы древних авторов, делала рисунки с античных скульптур, набрасывала планы построек.

Ангелика Кауфман. "Зевксис выбирает модель для картины "Елена Троянская", 1764

Ангелика Кауфман. "Одиссей и Кирка (Цирцея)", 1786

К Ангелике рано пришло признание. В 1765 году 24-летняя Ангелика была принята в члены Академии Св. Луки в Риме, а спустя три года – Французской Королевской академии, став первой женщиной-академиком.

Ангелика Кауфман. Автопортрет

В 1766 году Ангелика переезжает в Лондон, где ее ожидает огромный успех. Молодая, красивая, талантливая художница становится любимицей королевской семьи, в салонах она покоряет многих мужчин, сам Рейнольдс, президент английской Академии художеств, предлагает Ангелике стать его женой, однако получает отказ.

Франческо Бартолоцци (1727 - 1815). Портрет Ангелики Кауфман

Последующие события послужили основой для драмы В. Гюго «Рюи Блаз». Отвергнутый поклонник затевает интригу, главным действующим лицом которой становится красавец-авантюрист, выдающий себя за графа Хорна. В XVIII веке было много таких авантюристов, всем известны имена Казановы и графа Калиостро. Ничего не подозревавшая Ангелика увлекается молодым графом и становится его женой. Когда обман раскрылся, разразился скандал. История эта наделала много шума. Как это обычно бывает, сплетни, распространившиеся «со скоростью звука» по всей Европе, обросли новыми фантастическими подробностями. Якобы какой-то отвергнутый ею лорд способствовал браку Ангелики со шведским графом, оказавшимся (как выяснилось уже после свадьбы) его лакеем.

Только в 1768 году ей удалось развязаться с самозваным графом (брак был признан недействительным). После этого Ангелика, перенесшая горячку, замкнулась в себе и перестала бывать на светских приемах…

Ангелика Кауфман. "Покинутая Ариадна", 1774

От серьезного нервного расстройства ее вылечил врач, которого звали… Жан-Поль Марат. Будущий «Друг народа» проживал тогда в эмиграции в Лондоне, где занимался медицинской практикой и писал политические, и философские трактаты.

Благодарная Ангелика становится на время любовницей Марата. Марату в это время было 25 лет, Ангелике - 27. Мишле писал в "Истории Французской революции", что Марат был уродом. Красавцем он, конечно, не был, но умел быть обаятельным. У него был смуглый цвет лица, очень темные волосы, орлиный нос, приплюснутый на конце, высокий лоб и большие блестящие глаза. В те годы Марат заботился о своей внешности и был далек от того облика клошара с грязным платком на голове, который он приобрел в годы революции.

Жан-Поль Марат. Неизвестный художник конца XVIII в.

Прожив 15 лет в Лондоне, в 1782 году художница возвращается в Италию, в Рим, и по настоянию отца выходит замуж за 50-летнего художника-гравера Антонио Дзукки (Zucchi). В Риме Ангелика знакомится с Гете. «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна...» – так о ней отзывался великий немецкий поэт и мыслитель. Выполненный Ангеликой портрет Гете считается одной из лучших ее работ.

Ангелика Кауфман. Портрет И.-В. Гете, 1787/88

Картины Ангелики Кауфман по-прежнему пользовались большим успехом. Ее заказчиками были многие аристократы и монархи Европы, в том числе из России: княгиня Дашкова, Екатерина II, император Павел с супругой и т.д.

Ангелика Кауфман. Портрет князя Станислава Понятовского, 1788

Это портрет ошибочно называют портретом короля Станислава-Августа Понятовского. В действительности, на нем изображен князь Станислав Понятовский (1754-1833) – герой исторической повести Мариана Брандыса «Неизвестный князь Понятовский» (в русском издании: «Племянник короля»).

После смерти отца Ангелика с мужем переезжает в Неаполь, где становится придворной художницей королевы Марии-Каролины. Умерла Ангелика Кауфман в Риме 5 ноября 1807 года.

Ангелика Кауфман. "Смерть Алкесты", 1790

КАУФМАН АНГЕЛИКА

(род. в 1741 г. – ум. в 1807 г.)

Знаменитая немецкая художница и график, представитель классицизма. Член Академии Св. Луки в Риме (1765 г.), Французской королевской академии (1768 г.), Английской академии художеств (1768 г.), Венецианской академии.

Только один из автопортретов знаменитых художников, хранящихся во всемирной галерее Уффицы, принадлежит женщине. Ее имя мало что говорит нынешнему поколению любителей живописи. А ведь это о ней, об Ангелике Кауфман, великий немецкий поэт И. В. Гете сказал: «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна…» Умна, скромна и обаятельна… С автопортрета на зрителя смотрит милое, спокойное лицо женщины, оживленное чуть заметной улыбкой. Но почему же столько грусти в лице художницы, на долю которой при жизни выпали великий успех и признание? Причина кроется в ее женской судьбе, полной разочарований, обмана и обид. Личная жизнь Ангелики очень похожа на дамский роман, над которым можно проливать слезы. Такая книга – «Ангелика Кауфман» – действительно была написана Леоном де Вайи в 1838 г. и издана в Париже и Брюсселе на французском языке. Кроме того, один из самых драматических моментов ее биографии лег в основу драмы В. Гюго «Рюи Блаз».

Ангелика родилась в 1741 г. в маленьком швейцарском городке Кур (Хур). Спустя год ее отец, небогатый немецкий художник Иоганн Иосиф Кауфман, с женой и крошечной дочкой перебрался в Италию, где, переезжая из города в город, расписывал небольшие церкви и делал заказные портреты. Ангелику Бог одарил красотой, умом, прекрасным голосом, добрым нравом и огромным живописным талантом. Отец быстро оценил способности дочери и, хотя сам был слабым художником, стал для нее первым и единственным учителем. С шести лет Ангелика училась и работала с нагрузкой и упорством взрослого мужчины, в девять – пробовала писать маслом, а в одиннадцать – исполнила в технике пастели первый заказной портрет епископа Наврони. И часто у ворот богатых особняков можно было увидеть хорошенькую девочку с папкой рисунков, которые она продавала, чтобы помочь деньгами семье.

В 1754 г. Кауфманы переехали в Милан, и вскоре дворцовая знать выстроилась в очередь, чтобы заказать у юной художницы свои портреты. Ангелика, тонко чувствовавшая веяния галантного века, изображала на своих картинах кукольных красавиц в виде пастушек на лоне природы или в уютных золотых будуарах. Ей были приятны поклонение и ранняя слава, но и работала она, как каторжная. Тот факт, что юной Кауфман, единственной женщине, разрешили копировать произведения великих мастеров в Миланской галерее, говорит о профессиональном признании ее таланта.

После смерти матери в 1757 г. отец увез дочь к себе на родину в Шванценберг (территория нынешней Австрии). Но здесь никто не интересовался галантными картинами, и Ангелика исполнила фрески для приходской церкви. Затем она работала при дворе графа Монфорта, а в 1763 г. вместе с отцом переехала в Рим, где попала в художественную среду, увлеченную античностью. Огромное влияние на формирование дарования Ангелики оказал известный немецкий ученый-археолог и историк искусства И. И. Винкельман. Его находки при раскопках в Помпеях и Геркулануме открыли перед восхищенной девушкой античное искусство и направили ее художественное мировоззрение в сторону классицизма. Винкельман высоко ценил талант Кауфман: «Мой портрет для одного друга сделан исключительной личностью, одной немецкой художницей. Она очень сильна в портретах…» Парадный портрет археолога (1764 г.) искусствовед Ханне Гагель считает более тонким и психологичным, чем другие изображения Винкельмана, исполненные мужчинами, так как он «подчеркивает не столько официальный фасад, сколько внутренние свойства изображенного лица».

Полное профессиональное признание Кауфман получила в 1765 г., когда была принята в члены Академии Св. Луки в Риме, а спустя три года – Французской королевской академии.

В 1766 г. Ангелика, заручившись многочисленными приглашениями, переехала в Лондон. Пятнадцать лет, проведенные в Англии, были самыми плодотворными в ее жизни. Успех и слава Кауфман были ничуть не меньше, чем у таких прославленных английских живописцев, как Гейнсборо и Рейнолдс. К тому же хорошенькая девушка, прекрасная певица, музыкантша и художница была богата, независима, принята в высшем свете и не знала отбоя от женихов. Президент Английской академии художеств Рейнолдс предлагал Ангелике заключить блестящий союз, но она отказала ему. Дальнейшие события больше похожи на детективный роман. Именно они впоследствии послужили сюжетом для драмы «Рюи Блаз». Обиженный отказом, художник воспользовался путаницей в документах внебрачного сына графа Горна, Фредерика Брандта. Он оказал поддержку неутвержденному в правах мнимому наследнику и представил его Ангелике как своего друга и графа. Юноша был красив, воспитан, умен. Молодые люди полюбили друг друга и обвенчались, и тогда мстительный Рейнолдс вскрыл обман. Эта сенсация наделала много шума. За присвоение чужого имени Ф. Брандт был арестован. Ангелика не смогла простить обмана и через два месяца, в феврале 1768 г., использовав все связи, получила развод. Потрясение окончилось жестокой горячкой. Кауфман стала нелюдимой, но из Лондона все же не уехала. Она активно работала там еще тринадцать лет, со всех сторон получая многочисленные заказы и знаки внимания. Высшим признанием ее таланта стал факт избрания художницы в 1768 г. членом Английской академии художеств.

Личная трагедия отдалила Ангелику от высшего общества, теперь она общалась только с узким кругом интеллигенции и продолжала много работать. Ее престарелого отца очень волновало, что дочь после его кончины остается совершенно одинокой и беззащитной. И он настоял в 1781 г. на ее браке с посредственным венецианским художником и гравером Антонио Дзукки (Цукки). С ним Ангелика вернулась в Италию. Вначале они жили в Неаполе, где Кауфман работала при дворе Марии-Каролины. Но очень скоро ей надоело создавать красивенькие, похожие один на другой, заказные портреты придворных, и в 1782 г. художница переехала в Рим.

Живописное наследие Кауфман велико и по-настоящему не изучено. Она была разносторонней художницей, писала на мифологические и библейские, аллегорические и исторические сюжеты. Картины на мифологические темы ей не всегда удавались, так как требовали умения писать обнаженную натуру, а знаний анатомии – ни женской, ни тем более мужской – Ангелика не получила. Полотно «Амур и Психея» (1792 г.) выглядит приторно-сладким и безжизненным. В полностью одетой Психее и Амуре с ангелоподобными крыльями нет ни малейшего намека на эротику. Но там, где сюжет не требовал изображения обнаженных тел, художница отличалась тонкой моделировкой композиции, виртуозным исполнением и прекрасным чувством колорита («Вергилий, читающий «Энеиду» Октавии и Августу», 1788 г., «Венера уговаривает Елену любить Париса», 1790 г., «Овидий в изгнании пишет “Метамарфозы”», 1790 г.). Хотя термин «иллюстратор» не применим к творчеству Кауфман, но многие свои работы она создала на основе литературных произведений («Прощание Абеляра и Элоизы» – по мотивам стихотворения А. Подпа; «Безумная Мария» – по сюжету романа Л. Стерна «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»).

Кауфман увлекалась энкаустикой (живописью восковыми красками) и прекрасно справлялась с этой сложной техникой восковой живописи, выполняемой горячим способом и расплавленными красками. Она отлично гравировала и много работала в области разработки мебели и интерьера, создавала сложные графические узоры для росписи посуды, была настоящим мастером портрета («Портрет фон Бауэр», 1786 г.; «Портрет графини Протасовой с племянницами», 1788 г.). «Портрет Н. И. Плещеевой» специалисты оценивают как одну из лучших работ художницы. Он сочетает в себе воздушную прелесть и ту одухотворенность, которую может передать только большой талант. К числу самых тонких и психологических изображений относится «Портрет И. В. Гете» (1787–1788 гг.), хотя сама Кауфман считала, что не сумела передать все многообразие творческого гения поэта и оставила работу незавершенной.

Ангелика познакомилась с Гете в Риме, и они стали близкими друзьями, беседовали об искусстве, ходили на выставки. Единственный дом, который поэт посещал в Риме, принадлежал Кауфман. Гете не пропустил ни одного музыкального и литературного вечера в ее салоне. Он видел, как эта родственная ему душа, эта модная и хорошо оплачиваемая художница была одинока и скучала в обществе бесталанного, скупого, старого супруга, но не роптала на судьбу. Поэт высоко ценил профессионализм, талант и богатый внутренний мир этой интересной женщины и ей первой читал только что написанные строки. Эта дружба долгое время согревала душу стареющей Ангелики.

Кауфман умерла 5 ноября 1807 г. в Риме. Вся Академия Св. Луки проводила ее в последний путь, а за гробом, как на похоронах Рафаэля, несли две последние картины, написанные ее рукой. В Римском пантеоне впоследствии был установлен бюст Ангелики Кауфман – красивой женщины и талантливой художницы.

Из книги Гений войны Скобелев [«Белый генерал»] автора Рунов Валентин Александрович

Кауфман Константин Петрович Происходил из австрийских дворян, которые за приверженность к учению Лютера были изгнаны со своей родины и в начале XVIII века нашли убежище в России, служа ее императорам.Константин Петрович также в четырнадцать лет от роду был записан на

Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья Владимировна

Анжелика Кауфман Анжелика Кауфман – знаменитый немецкий художник и график. Она родилась в семье художника Иоанна Иосифа Кауфмана в маленьком французском городке Туре. Отец не любил сидеть на месте, поэтому семья часто переезжала. Когда Анжелике исполнилось 11 месяцев,

Из книги Женщины, изменившие мир автора Скляренко Валентина Марковна

Кауфман Ангелика (род. в 1741 г. – ум. в 1807 г.) Знаменитая немецкая художница и график, представитель классицизма. Член Академии Св. Луки в Риме (1765 г.), Французской королевской академии (1768 г.), Английской академии художеств (1768 г.), Венецианской академии.Только один из

Из книги Популярная история - от электричества до телевидения автора Кучин Владимир

История творческого пути первой “художницы века”.

В этот день, 7 ноября 1807 года, жители Рима имели возможность наблюдать необычное зрелище: похороны, организованные скульптором Антонио Кановой (1757–1822). Пятьдесят священников, пятьдесят монахов-капуцинов, высшие прелаты в парадных робах, многочисленные монахи в миру и огромная толпа народа пришли отдать последний долг художнику Ангелике Кауфман (1741–1807). Девушки в античных одеяниях сопровождали катафалк. Они выглядели так, словно только что сошли с картины художника прошлого. Непосредственно за катафалком шли президент Академии художеств и другие именитые люди искусства. Позади них в траурной процессии несли два произведения покойной. На бархатной подушечке лежала изваянная из мрамора Антонио Кановой правая рука Ангелики и ее украшенный лавровым венком мольберт.

Автопортрет художницы

Ангелика Кауфман - «римский Чичероне»

Ранние годы

Ангелика Кауфман принадлежит наряду с француженкой Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842) и итальянкой Розальбой Каррьерой (1675–1757) к выдающимся художникам XVIII века. Кауфман родилась 30 октября 1741 года в швейцарском городе Хуре. Большую часть жизни провела в Лондоне и Риме. Уже ребенком великолепно владела как своим родным языком, так и итальянским, английским и французским. В 1768 году благодаря почитателю ее таланта сэру Джошуа Рейнольдсу (1723–1792) Ангелика поступает в основанную им Лондонскую королевскую академию. До 1922 года только она и Мэри Мазер представляют женщин среди членов Академии .

Обучение

Впервые Ангелика Кауфман посещает Рим в 1758 и встречает там в лице немецкого ученого и археолога Иоганна Иохима Винкельманна (1717–1768) опытного наставника. В то время он считался ведущей фигурой нового направления в искусстве - классицизма . После «перенасыщения» барокко и «вычурности» рококо это альтернативное направление было возвратом к ясности, простоте и красоте Ренессанса . Викельманн одобрил желание Кауфман писать классические сцены мифологической тематики, характерные для исторической живописи - этого выразительного возвышенного вида искусства, изучаемого на высших курсах Академии.

Еще при жизни Ангелика Кауфман была удостоена почестей и признания. Немецкий философ Йоханн Готтфрид Хердер (1744–1803) называл ее «вероятно, самой образованной женщиной в Европе». Гете, связанный с Кауфман доверительными отношениями, описал ее в созданных в 1787 году «Итальянских путешествиях» как женщине, которая олицетворяла все прекрасное, истинное, нежное, и назвал ее «женщиной поистине неслыханного таланта». В «Римском карнавале» (1789) он величает ее «первой женщиной - художником века».

Ангелика Кауфман. Жизнь и творчество. обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб