Эдвард Мунк - краткая биография

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия - 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия - норвежский живописец и график, экспрессионист. Страдал от маниакально-депрессивного психоза.

Самая известная работа Мунка - картина «Крик», точнее, это была серия схожих картин. Изначально картина называлась «Отчаяние». Образ ужаса с этой картины, который Мунк оттачивал до конца своей жизни, сейчас служит одним из символов концептуального искусства вообще.

Биография

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а в 1877 году от той же болезни - старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года - живописец Кристиан Крог. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно. Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Даньи Пшибышевской (урождённая Жюэль). Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй».

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни - поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» - своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

Начиная с 1909 года стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры. Поздние картины написаны широкими мазками и изобилуют яркими контрастными цветами. В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

В Осло находится открытый в 1963 году музей Мунка, из которого 22 августа 2004 года двумя вооружёнными преступниками были похищены полотна «Крик» и «Мадонна». В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. За время нахождения в руках похитителей оба полотна получили повреждения: на них присутствовали царапины и следы от влаги, холсты были надорваны.

По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметно. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», - сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины.

В честь Мунка назван кратер на Меркурии.

Самый незабываемый художник 19 столетия, стоящий у истоков нового направления в живописи – экспрессионизма, несомненно, является Эдвард Мунк.

Автопортрет, 1882

Для создания соответствующей атмосферы слушаем по порядку:

Так кем же он был, той таинственной персоной, который смог уловить течение жизни, социальный протест, тяжелые условия существования людей, их немые мольбы о помощи, их отчаяние: художником, прилагающим невероятные усилия сдержать свое внутреннее напряжение, излившись в одном истошном крике или сошедшим с ума одиноким человеком, свободным от оков правил и ограничений?

Заглянем в его душу…

На Мунка оказали влияние такие известные художники, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри де Тулуз-Лотрек, Жорж Сера и другие, которые позволили раскрыться его таланту в полную силу, проявить себя. Они приоткрыли ему двери в неведомый мир социальных противоречий реальной жизни, помогли проникнуть в душу обычного человека, при этом выразив свои собственные чувства через мистицизм, драму, мрачные предчувствия.

Прозаическая правда жизни


Рабочие на пути домой, 1915

Мистическое озарение


Мадонна, 1895-1902, литография

Невероятное напряжение


Цветок боли, 1897

А в 1893 г. художник создает свое самое значимое, известное произведение «Крик» , пастель.

Позднее, в 1910 году, он написал еще одну версию темперой.

Фигура кричащего напоминает скорее скелет, эмбрион, а волнообразные линии пейзажа, повторяют закругленные контуры головы и широко раскрытого рта - как если бы звук крика отдавался повсюду. Ощущение, что через столь напряженный колорит, дрожаще-изогнутые формы, необычный ракурс мы можем почти физически почувствовать исторгнутый крик, кажется из глубин самого существа, полный боли и отчаяния, такой силы и напряжения, что внутри все сжимается от этого странного, беспокойного волнения. Драматизм сцене придает напряженный контраст между фигурой на первом плане и чужими, занятыми самими собой людьми в отдалении. Это – ода собственному отчаянному одиночеству, потери смысла жизни, его изоляции от общества. По накалу чувств, это произведение, безусловно, затягивает, увлекает, но в тоже время пугает и отталкивает.

Картины Мунка отражают его внутренний мир. На протяжении всей жизни главными темами были болезни, депрессия, меланхолия, трудные отношениями с женщинами и смерть. С ранних лет он познал, что такое потерять близких людей, когда от туберкулеза умерла его мать и сестра, да и он сам чуть не умер от этой болезни, поэтому все его творчество проникнуто мрачными предзнаменованиями, но, в тоже время, жаждой жизни.


У смертного одра (Лихорадка), 1915


Смерть в комнате больного, 1893

Свое отчаяние, боль, болезненные желания, одиночество он пытался заглушить алкоголем, наркотиками, что, в конечном счете, привело в сумасшедший дом.

«Болезнь, безумие и смерть - черные ангелы, которые стояли на страже моей колыбели и сопровождали меня всю жизнь», - писал Мунк.


Автопортрет в аду, 1903

Поэтому его картины полны этим неистовым напряжением всех душевных и физических сил, драматизма и невероятных усилий сдержа ть внутреннюю агонию.

Итак, в 1879 году Мунк поступает в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре переходит в Государственную академию искусств, где его преподавателем становится живописец Кристиан Крог . Посмотрим на несколько его полотен.

Картина Мунка «Утро» (1884) , созданная под несомненным влиянием Крога, вызывала неприятие критики своей необычностью, простотой, но в тоже время, истинными явлениями жизни.

В начале 1880-х годов он становится членом радикально настроенной группы студентов, писателей и художников «Богема Кристиании» собравшаяся вокруг писателя Ханса Йегера (1854–1910)

и ратовавшая за необходимость покончить с отжившей общественной системой, с неравноправием полов и традиционным укладом семьи.
Йегер стал для Мунка авторитетом, художник считал йегеровский принцип «Пиши свою жизнь» основой любого творчества. Однако было нечто, что со временем оттолкнуло художника от этого кружка: эротические излишества. А ведь, есть один малоизвестный факт, оказывается Мунк был не только гениальным художником, но и хорошим писателем, и его литературное наследство смело можно называть огромным.
В 1886 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил последнюю выставку импрессионистов, оказавшись под большим впечатлением от работ Писсарро и Моне, атмосферой вечного праздника и веселья.


Камиль Писсарро «Ярмарка в Дьеппе»


Клод Моне «Улица Монторжей, украшенная флагами», 1878


Клод Моне «Солнечный свет»


Клод Моне «Утро на Сене. Туман», 1897

Художник был настолько покорен игрой света и цвета, легкости и нежности мазка, сглаженности линий, тонким восприятием окружающего мира, что после возвращения в родную Норвегию создает первую широко известную картину «Больной ребенок» (1885-1886) , где в своей манере, через призму чувств и меланхолии, показывает болезнь и смерть сестры Софии и матери Лауры.

Выражение лица у девочки бледное, строгое, серьезное, а ее мать полностью погружена в свое горе, это видно по опущенному лицу, согнутой фигуре в черном. Цветные акцентные пятна вносят заметное оживление в картину, проникнутой чувством меланхолии и страдания.
А вот еще один пример.


Весна, 1889

На этой картине тоже заметно влияние импрессионистов, по легкому дуновению ветерка белых, воздушных занавесей, по утонченному колориту, контрасту холодных и теплых цветов, но в целом атмосфера, как и на предыдущей картине, навевает тоску, растворившись в мрачной безысходности существования.
Мунк умело изображает одиночество, может потому что он и был его истинным воплощением.


Летняя ночь (Ингер не берегу), 1889

После этого он опять приезжает в Париж, где проведет без малого 3 года.
На короткий срок он поступает в мастерскую Пьера Боннара, но вскоре уходит, не вынеся строгих, скованных правил и академических настроений.


Пьер Боннар «Вечер в Париже», 1911


Пьер Боннар «В цирке», 1897

За время пребывания в Париже Мунк впитывает передовые идеи новых школ и направлений в живописи, как постимпрессионизм, пуантилизм.


Жорж Сера «Воскресный полдень на острове Ла Гранд-Жат», 1884-86


Жорж Сера «Этюд для «Купания в Ансьере», 1883-1884

Творчество Поля Гогена привлекло Мунка за счет острой, социальной правды и отражения тяжелых условий жизни обычного, трудящегося человека, показ жизни без прикрас, а со временем картины приобретают символический смысл.


Поль Гоген «Ночное кафе», 1888


Поль Гоген «Бретонская женщина с кувшином», 1888


Поль Гоген «Кловис Гоген спит», 1884


Поль Гоген «Георгины и пионы в синей вазе», 1876


Поль Гоген, Прачки, 1888

Гоген оказал огромное воздействие на дальнейшую работу Мунка, привнеся в его работы тематику символизма. Кроме того, колоссальному влиянию на развитие этого направления в искусстве способствовал И. Кант . Он утверждал, что "нашему разуму приемлемы только феномены, то есть лишь то, как этот предмет представляется в восприятии нашими органами чувств, непосредственно, природа предмета непостижима. Тут, человеческому разуму, блуждающему во тьме, и приходит на помощь символ. Он призван выразить умопостигаемый смысл явлений и порожден прозрением художника".

Интересно проследить за изменениями в манере художника.
Сравните картину «Весенний день на улице Карла Йогана» (1890) и «Вечер на улице Карла Иоанна» (1892) .

Эмоциональная экспрессия, бурлящие линии, яркий колорит Винсента Ван Гога также повлияли на творчество Мунка.


Винсент Ван Гог «Звездная ночь», 1889

В интерпретации Мунка.


Звездная ночь, 1922


Винсент Ван Гог «Сеятель» (по Милле), 1889


Косарь, 1916

Кстати, именно под влиянием Ван Гога было создано самое известное произведение Мунка «Крик» .

В 1892 году Мунк выставил 55 работ на своей выставке в Германии, многие критики и зрители сошлись во мнении, что они насыщены страстью, энергией, но многие не понимали его творчества, поскольку до Мунка, никто не создавал столь живые, удивительные картины жизни с социальным подтекстом. И хотя эта выставка была закрыта через неделю из-за разгоревшего вокруг нее скандала, позже художник стал заметной фигурой.
В Германии он сошелся с авангардным кружком писателей, художников, с которыми выставлялся на многочисленных выставках, особенно сдружился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Последняя на несколько лет стала музой Мунка.


Дагни Пшибышевская, 1893

Однако психологический настрой Эдварда Мунка вскоре привел его к увлечению алкоголем, что отрицательно сказалось на его здоровье, но это и время его активной работы.


Автопортрет с бутылкой вина, 1906


Следующий день, 1894

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни - поэма о любви, жизни и смерти» , желая отобразить все основные аспекты человеческого бытия, как любовь, женственность, страх, отчаяние и смерть. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. В 1893 году Мунк создал «Крик» - свое самое известное произведение, которое считается знаковым событием экспрессионизма.
Ревность Мунк представлял в образе одинокого человека, наблюдающего за другими людьми, мужчиной и женщиной, которые заняты друг другом. Обратите внимание на ярко-алый цвет, в котором Мунк изображает женщину, как цвет страсти, соблазнения.


Ревность, 1895

Картина «Меланхолия» (1892) сразу обращает на себя внимание своим необычным ракурсом. По его собственным словам "пейзаж стал для него выразителем настроения". Волны, разбивающиеся о скалы, сам берег и море, непостижимы как смерть, вечны как тоска. Извивы береговой линии, очертаний валунов символизировали для него линии судьбы человека, его жизни и смерти.

Мунка занимала женская сексуальность, эту тему он впервые развил в своем полотне «Половая зрелость» (1894) .

В работе можно почувствовать исходящую угрозу от скованной, напряженной позы девочки и непропорционально огромной, черной тени справа. Мунк здесь сочетает мотивы сексуальности и угрозы, тревоги, что в целом характерно для его творчества, воспринимавшего половое чувство как могучую, но темную и опасную для человека силу.

Следующей картиной на тематику женской сексуальности стала «Три стадии женщины» (1894) .

А на картине «Танец жизни» (1899-1900) снова и снова Мунк повторяет «три стадии женщины», посмотрите справа женщина в красном, далее мы видим в белом и последний, завершающий штрих, женщина в черном.

Картина «Вампир» (1895) навевает чувства о разрушительной силе женской любви.

Пожалуй, самым драматическим по накалу страстей является изображение женщины в картине «Мадонна», как олицетворение огромной власти над мужчинами, когда ее шарм, красивое, стройное тело, полное жажды страсти полыхает изнутри, но как бы возводя барьер между собой и мужчиной. Она – главная и решение только в ее руках.


Мадонна, 1894

В это время творческие и физические силы Мунка достигают своего апогея. На его картине «Автопортрет с зажженной сигаретой» (1895), мы видим человека, словно привидение с зажженной сигаретой, дым от которой клубиться возле лица, напоминая нам о бренности, призрачности существования.

Снова и снова Мунк изображает взаимоотношения мужчины и женщины.


Мужчина и женщина, 1898


Мужчина и женщина, 1912


Одинокие, 1935


Ревность, 1907

А женщина в его работах предстает в различных ипостасях.


Меланхолия


Красное и белое, 1900


Четыре возраста в жизни, 1902

Живо интересуясь социальной жизнью общества.


Рождество в публичном доме, 1905


Рабочий и дитя, 1908


Старик в Варнемюнде

В Германии Мунк овладел техникой офорта, в Париже экспериментировал с литографией и гравюрой на дереве, в которой широко использовал характерный для Гогена прием подчеркивания фактуры дерева. В гравюре и литографии Мунк воплощал те же сюжеты, что и в живописи, но с гораздо большей энергией, силой и оригинальностью.


Мадонна, 1895-1902, литография


Крик, 1896, литография


Пепел, 1896, литография

После неудачного романа с молодой норвежкой, когда во время ссоры, в пылу, Мунк повредил себе левую руку, позднее ему был ампутирован палец, а также из-за его беспрестанных стычек с незнакомыми людьми, Мунка помещают в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. На картине «Профессор Даниель Якобсон» (1909) художник изобразил своего лечащего врача, как это ранее сделал Ван Гог, посвятив свою картину доктору Гаше.

Начиная с 1909 года, стиль Мунка меняется в сторону более резкой и грубой манеры, поэтому на его поздних картинах мы видим широкие мазки с яркими контрастными цветами.
По возвращении в Норвегию он рисует жизнеутверждающее полотно «Солнце» (1916) , пронизанное его лучами, написано с настроением.

На протяжении своей жизни Мунк жил в вечном страхе перед собой, перед людьми, особенно женщинами, в страхе быть отвергнутым, отдавшись чувствам, свою душу, с детства познав горькую правду жизни. Поэтому он предпочел быть один, где можно укрыться от глаз, став просто собой. В конце жизни к художнику пришла слава, успех, деньги, но это ничто перед лицом смерти и сумраком одиночества, о том, с чем он жил и творил, проникая в суть вещей и пытаясь ответить на вечные вопросы.


Ночь, 1890

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия — 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия) — норвежский живописец и график, тяготевший к символизму и экспрессионизму.

Эдвард Мунк был вторым ребёнком военного врача Кристиана Мунка. Когда Эдварду было пять лет, от туберкулёза умерла его мать, а в 1877 году от той же болезни — старшая сестра Софи, которой было пятнадцать лет.

Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулёзу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия… С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я?»

Мунк Эдвард

В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел. Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — живописец Кристиан Крог.

В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов. Тогда же он создал свою первую широко известную картину, «Больная девочка», в которой нашли отражение болезнь и смерть Софи Мунк. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине.

В Германии Мунк выставлялся вместе с местными художниками, но его картины спровоцировали скандал, так что его выставка была закрыта досрочно.

Позднее многие из этих художников вошли в Берлинский сецессион. Там же Мунк близко сошёлся с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Даньи Пшибышевской (урождённая Жюэль). Последняя на несколько лет стала музой Мунка. Она позировала ему для многих известных картин, включая «Мадонну», «Вампира», «Ревность», «Поцелуй».

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.

В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым, при этом я как будто почувствовал дыхание тоски. Я задержался, опёрся на балюстраду моста смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу.

ФРАНК ХЁЙФЁДТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала:

Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

«КРИК» ЭДВАРДА МУНКА - ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. ЭТА КАРТИНА - ЖИВОПИСНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ХРУПКОСТИ И ТРАГИЗМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов - это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Обе эти крайности актуальны для понимания контекста, в котором фигурирует впечатляющая цена до 120 млн. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника.


АВТОПОРТРЕТ «А-ЛЯ МАРАТ». 1908-1909. 81 × 85

Мунк вырос в столице Норвегии - Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет; у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался - в частности, в 1890-х годах - к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1 . При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» - произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.

«РУССКИЙ» ПЕРИОД
Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог - в ранних работах Мунка это влияние довольно ощутимо. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», - это был решительный разрыв с языком реализма. Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям 2 . Отказавшись от перспективы и от моделирования объема, он пришел к композиционной форме, близкой к иконе; в самой фактуре работы явственно заметны следы долгого и трудоемкого рабочего процесса. Официальные критики не приняли работу, довольно жестко отозвавшись о ней, так что после этого Мунк стал своего рода enfant terrible в плеяде молодых художников.

Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях. В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании - надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга 3 . Русская литература в то время завоевала огромный авторитет, и потому не удивительно, что в 1883 году на норвежский язык перевели роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», - напишет он в письме к другу 4 . Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена? Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании - не только тогда, но и сейчас». В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.

ФРАНЦИЯ
После большой персональной выставки в 1889 году Мунку была назначена государственная стипендия для завершения образования за рубежом. Следующие три зимы он провел во Франции. Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой, ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю».В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера - это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца. Здесь ощущается явственная перекличка с дневниковыми заметками Мунка, сделанными в первый период его пребывания за границей, в которых настойчиво звучат угрызения совести. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков.

В изображении парижских бульваров и улицы Карла Юхана -центральной магистрали в Кристиании - Мунк начал применять импрессионистические и пуантилистские живописные приемы, а французской Ривьере досталась вся чувственная красота, доступная его палитре.

В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» - пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм - это природа, вылепленная состоянием души» 5 . Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения, свойственного современной городской жизни. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна - они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского; критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах, и в словах 6 .

БЕРЛИН
В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Следует грандиозный скандал, после которого имя Мунка приобрело определенную известность в германской столице. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» - среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» - картины, изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень.

Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Здесь исчезают какие-либо следы реализма: пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, а главная фигура превращена в примитивный знак, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт - именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги - солнце садилось... Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Самая, пожалуй, известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций; при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине - ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В 1895 году большая выставка в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того, что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» - ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка; это не удивительно, ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе», или знаменитая «Мадонна». «Лунный свет скользит по твоему лицу - полному земной красоты и боли, - пишет Мунк в сопроводительном тексте. - Ибо Смерть протягивает руку Жизни - такова цепь, связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, что еще придут». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, - комментировал Обстфелдер. - На мой взгляд, подобное глубоко религиозное восприятие женщины, такое восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе».

ГРАВЮРЫ И ПАРИЖ
«Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». Еще одна известная литография берлинского периода - это «Автопортрет с рукой скелета». Круглый белый воротник-стойка и голова, ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, придают изображаемому сходство со священником. Имя и год, вписанные сверху, прочитываются как эпитафия, тем более что это вполне перекликается с мрачноватым memento mori - рукой скелета в нижней части работы. Нередко подчеркивали формальное сходство данной литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона - и это вряд ли простое совпадение, тем более что работа Валлоттона - портрет Достоевского.

Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма высоко котируется в наследии Мунка. Творчески подойдя к технике ксилографии, он распиливал доски с тем, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах, - подобным приемом пользовался и Поль Гоген. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I"Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7 . «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», - такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» - комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», - сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
На рубеже XIX и XX веков - времени беспрестанных экспериментов - Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. Одно из них - «Метаболизм» - было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем - возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина». Написанная им на рубеже веков серия пейзажей Кристианиа-фьорда, декоративных и вместе с тем чувственных, являет собой вершину скандинавского символизма. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» - пожалуй, свой самый любимый сюжет.

УСПЕХ И КРИЗИС
В первые годы нового столетия карьера Мунка развивается вполне успешно, он приобретает определенную известность в Германии. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз»: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Значительное место в этот период его творчества занимают портреты, что приносит художнику некоторую финансовую стабильность. «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику - жест поистине бесценный. Однако художественные успехи сопровождались внутренними противоречиями: Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной связи, которая закончилась в 1902 году жестокой ссорой и случайным огнестрельным ранением, после чего один из пальцев его левой руки навсегда остался искалеченным. Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем.

В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. К тому времени известность художника стала достаточной для того, чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством.

Летние сезоны в 1907 и 1908 годах Мунк провел в Варнемюнде на побережье Балтийского моря. Там был реализован важный для него проект «Купальщики» - провокативное изображение мужской силы. Работа была выполнена в конструктивной сезанновской манере. Однако его личный кризис достиг в это время критической точки, и Мунк был вынужден согласиться пройти лечение в клинике в Копенгагене, где он провел восемь месяцев.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
Возвратившись в конце концов в 1909 году в Норвегию, Мунк обосновался в прибрежном городке Крагерё. Творчески соприкасаясь с окружающей его реальностью, Мунк смело и энергично переносил на свои полотна открывающиеся его взору изрезанные берега и сосновые леса. Национальная галерея в Кристиании приобрела значительное количество его работ, ознаменовав тем самым запоздалое признание на родине.

В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда.

В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Новое проявление нашла и никогда не ослабевавшая в нем приверженность творчеству Генрика Ибсена: значительное число рисунков связано с «Пер Гюнтом», ксилографий - с «Борьбой за престол», а целый ряд рисунков, произведений печатной графики и живописных работ более или менее эксплицитно связаны с пьесой «Йун Габриэль Боркман». Еще один заметный цикл работ Мунка - поздние автопортреты. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету», или «Человеческая гора». Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».

Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, - подчеркивал Мунк в письме Тиису. - Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, у Мунка, по счастью, сохранились друзья, разделяющие его страсть к русскому писателю. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов; Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым»; самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот») . «Djasvlene» - датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.

В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла: рождением, болезнью, любовью и смертью. В комнате за спиной старого художника - его работы, они озаряются золотым светом. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах; та же фигура изображена -дважды - на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.

Эдвард Мунк (Edvard Munch) — великий норвежский художник, живописец, график. Родился 12 декабря 1863 года в Лётен, Хедмарк. Является одним из самых первых и ярчайших представителей экспрессионизма. Эдвард Мунк является одним из тех художников, которые повлияли на всё искусство в целом и имена которых записаны в истории искусства золотыми буквами.

После обучения в Государственной академии искусств у появилась возможность поехать в Париж. Приехав в этот город в 1885 году, он посетил восьмую выставку импрессионистов, которая, как известно, стала последней. Всё увиденное на этой выставке глубоко тронуло его понимание творчества. Импрессионизм был ему более близок, чем другие направления в изобразительном искусстве, однако впоследствии он создал нечто кардинально новое. На стыке различных жанров он вывел новую формулу живописи, которую впоследствии назвали экспрессионизмом.

Первая выставка художника состоялась в 1889 году. После того, как он переехал жить в Германию, он попытался выставляться вместе с местными художниками, но его картины вызвали настоящий скандал, в результате чего выставка была закрыта. Здесь же он сошёлся с писателем Станиславом Пшибышевским, жена которого Дагни Пшибышевская на долгое время стала для него основной натурщицей. Она позировала для таких картин, как «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Поцелуй» и других.

В 1889 году он купил дом в Осгордстранде, который стал для его творчества отправной точкой. Именно здесь он написал свои самые известные полотна, включая «Крик » в 1893 году. В экспрессионизме Эдварда Мунка смешаны самые главные чувства и ощущения, которые волнуют каждого человека: любовь, страх, отчаяние, смерть, спасение. Слава и признание пришли к нему только в последние годы жизни. Его картины стали выставляться в крупнейших музеях Европы. В 1993 году ему присудили кавалера Большого креста ордена Святого Олафа. Как уже говорилось, картина «Крик» оказалась самой заметной во всём творчестве художника. Изначально она называлась «Отчаяние». Образ ужаса, который невозможно преодолеть, в этой работе просто перенасыщен эмоциями. Картина до сей поры является символом всего экспрессионизма, совсем как «Чёрный квадрат» Малевича служит символом Супрематизма.

В 1963 году из музея Мунка в Осло были похищены две картины знаменитого живописца «Крик» и «Мадонна». Полотна нашлись только в 2006 году. Похитители были осуждены, а вот картины за это время подверглись заметным дефектам. На них присутствуют пятна и царапины. Реставраторы до сих пор не хотят их удалять, дабы окончательно не повредить известные полотна.

Полный спектр работ для вашего производства на высшем уровне от Райнпласт. Фрезеровка, токарка, штамповка деталей , заточка, обработка металла и многое другое. Высокое качество и самые приемлемые цены для всех клиентов.

Эдвард Мунк

Автопортрет с бутылкой вина

Женщина в синем