Фернандо Ботеро Ангуло (род. 19 апреля 1932) - колумбийский художник, скульптор, работающий в технике фигуративизма, называющий себя «самым колумбийским из колумбийских художников», стал известен после того, как выиграл первый приз на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году.

Для того чтобы отметить свой 80-летний юбилей, колумбийский художник Фернандо Ботеро избрал тихий итальянский городок Пьетрасанта на северо-западе Тосканы, в предгорьях Апуанских Альп, где организовал выставку своих работ. Обычно мастер каждый год проводит в этих местах летние каникулы со своей семьей. Здесь его знают и любят, поэтому посмотреть скульптуры Фернандо в импровизированной галерее под открытым небом пришло довольно много народа. Шесть монументальных работ мастера на площади Duomo выглядели настоящими гигантами; с десяток работ поменьше украсили пространство вокруг церкви Сан-Агостино, рядом с которой в специальном помещении выставлялся и цикл акварелей, созданный художником к своему юбилею.

Трудно сказать, элитарно или демократично искусство Ботеро. Ясно одно: его работы говорят об исключительном своеобразии мышления и творческого почерка, напоминающего фантастические мультфильмы . По фамилии художника у него на родине эти картины так и называют - «ботерос», учитывая их неповторимый индивидуальный стиль. И скульптуры, и живопись в равной степени требуют пристального рассматривания, осмысления, вживания.

Фернандо Ботеро Ангуло - таково его полное имя. Колумбийского мастера называют классиком фигуративного искусства гротескно-традиционалистского направления, близкого «наиву». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко. Фернандо не скрывает своего пристрастия к большим формам, да и трудно было бы это скрыть; тучное у него все - люди, лошади, собаки, деревья. мебель, даже яблоки. Вместе с тем, внушительные образы не лишены утонченности и словно бы парят в невесомом пространстве, неподвластном закону тяготения.

В целом, на праздновании юбилея мастера в Пьетрасанте были представлены ровно 100 созданных в разное время работ. Юбилейные бенефисы Фернандо прошли и в других местах: в городах Ассизи, Бильбао, Сан-Паоло, Мехико, а также на родине мастера - в колумбийском Медельине. Почему же форпостом юбилейных празднеств стала именно Италия?

«Я без ума от Тосканы, - говорит художник. - Люблю итальянскую культуру, народ. Я не только встретил здесь много добрых, хороших друзей, но и нашел своих учителей, великих мастеров прошлого. И если в Париже, к примеру, я предпочитаю создавать живопись, то в Тоскане - работать над скульптурами».

В Италию, во Флоренцию, он впервые приехал еще в 1951 году, чтобы изучить технику фрески. Тогда у него совсем не было денег, но это компенсировалось избытком огня в душе. «Я склонен был тратить деньги скорее на музеи и художественные альбомы, нежели на рестораны и еду, - вспоминает художник. - Любовь к великим итальянским мастерам в одночасье переменила мою жизнь».

Родился Фернандо Ботеро в семье коммерсанта. Очень скоро его семья потеряла все свое состояние, а отец умер, когда будущий художник был еще очень юным. Ботеро отдали в школу, где преподавали священники ордена иезуитов. Строгая, жесткая дисциплина наложила свой отпечаток на детскую психику. Не имея возможности развлекаться и предаваться обычным мальчишеским забавам, Фернандо стал рисовать, чтобы как-то скрасить себе жизнь и дать волю буйной фантазии. Еще у него была мечта - стать тореадором. В 1944 году он действительно некоторое время посещал школу матадоров, зафиксировав свои впечатления в первых рисунках, посвященных корриде.

В 15 лет он удивил своих родных известием о том, что намеревается стать художником, - это совершенно не вписывалось в правила консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу, он знакомится с местными авангардистами - художниками разной степени таланта. В качестве иллюстратора Фернандо устраивается в газету «Эль-Коломбиано», но работает на этой должности недолго, в поисках новых знаний и впечатлений отправившись в путешествие по Европе.

Эта была его первая поездка за пределы родины. Ло Испании он добрался на корабле, а в Мадриде, потрясенный живописью и , записался в художественную школу Сан-Фернандо. Потом была Флоренция, ставшая ему вторым домом. Здесь Ботеро обучался в Академии св. Марка у профессора Бернарда Беренсона.

В 1952 году вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Уже тогда - и впоследствии - колорит его работ оставался преимущественно светлым. Первой его работой, в которой были использованы характерные для его манеры гипертрофированные формы, стала картина 1955 года «Натюрморт с мандолиной», где инструмент вдруг приобрел невиданные размеры. Считается, что именно с этого момента Ботеро обрел свой стиль - причудливый сплав барокко, фольклорного искусства, наива и китча.

Отдельные его работы более свободны по манере письма, но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер.
Предметы и фигуры предстают в его е живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот волшебный транс временами напоминает магическую атмосферу, почерпнутую из рассказов Борхеса и романов Маркеса. Несмотря на то, что Фернандо чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов. Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой - антиклерикальной или социальной. И ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Постепенно художник обретает популярность, в том числе за пределами родины. Музей современного искусства в Нью-Йорке приобретает первое полотно колумбийца. Это была картина «Мона Лиза в 12 лет». В Вашингтоне и Нью-Йорке с большим успехом проходит несколько персональных выставок Ботеро. Он творит в разных странах мира: в Париже пишет большие полотна, в Тоскане проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает громадные скульптуры, на Лазурном берегу Монте-Карло работает акварелью и тушью, в Нью-Йорке увлекается монументальной живописью и пастелью...

Художник оказался бы гораздо менее известным, не выбери в 1992 году Жак Ширак, в то время мэр Парижа, в качестве основного фигуранта эксклюзивной выставки на Елисейских полях колумбийца Фернандо Ботеро. Такой чести не удостаивался доселе ни один живописец (если только он не был, конечно, французского происхождения). С тех пор разные города мира приглашают Фернандо, чтобы с помощью его произведений придать больший размах и колорит своим празднованиям. Вместе с тем, художник достигает, если можно так выразиться, «полноты стиля». Его картины котируются как одни из самых дорогих в мире. Например, «Завтрак на траве» - парафраз знаменитого одноименного полотна родоначальника импрессионизма , написанный Фернандо в 1969 году, - был продан на Sotheby"s за $1 млн.

Творческое наследие Ботеро огромно - почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей. При этом колумбийский гигант отнюдь не является коммерсантом от искусства, только и ставящим ценники на свои работы. Напротив! О щедрости художника ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в $60 млн. В дар родному городу художник передал 18 скульптур и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. Недаром согласно влиятельному в Колумбии журналу «Семана» в десятку самых популярных личностей вошел и Фернандо Ботеро. Нашелся у художника подарок и для славянской души - «Натюрморт с арбузом» (1976-1977) он подарил Санкт-Петербургскому Эрмитажу, где картина демонстрируется в Зале искусства Европы и Америки XX века.

Кто знает, может быть, душевная щедрость художника и определила его творческую манеру, особое отношение к искусству, где мир представлен во всем довольстве, избытке сил и пышности м, цветущий и восторженный.

Колумбиец Фернандо Ботеро и не скрывает своего пристрастия к полным людям, Ботеро изображает исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».

"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность," - оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику

Тучность стала для него мерой красоты, идеалом, его творческим кредо. Произведения Ботеро, будь то живопись, скульптура или графика, легко узнаваемы, и, если уж один раз их увидел, то никогда не забудешь.

Живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год.

Колумбийский художник, мастер живописи гротескно-традиционалистского направления, близкого «наивному искусству». На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом и колониальным барокко.


Фернандо Ботеро Автопортрет с флагом

Родился Фернандо Ботеро в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).


Ф.Ботеро Схватка 1988 г.


Ф.Ботеро Четыре тореро-карлика 1988 г.


Ф.Ботеро Торреро 1991 г.
Ф.Ботеро Пикадор 2002 г.



Ф.Ботеро Коррида 1991 г.



Ф.Ботеро Пика 1997 г.

Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.

Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках новых знаний.
Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.


Ф.Ботеро Автопортрет в костюме Веласкеса 1986 г. галерея Байелер, Цюрих

Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953-1954) у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи Возрождения.
Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли, что это выставка нескольких художников. Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему. Мандолину я не нашел, поэтому представляю такую же, но гитару и еще один натюрморт.



Ф.Ботеро Гитара На стуле
Ф.Ботеро Натюрморт с арбузом

Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма, составили в творчестве Ботеро причудливый сплав.
Предметы и фигуры предстают в его живописи и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.


Ф.Ботеро Влюбленные 1968 г.


Ф.Ботеро Мужская модель в студии 1972 г.
Ф.Ботеро Девица 1974 г.

ЦИКЛ "УЛИЦА"


Ф.Ботеро Улица 1965 г.
Ф.Ботеро Улица 1979 г.


Ф.Ботеро Улица 2000 г.

Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами. Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.


Ф.Ботеро Письмо 1976 г.



Ф.Ботеро Пляж


Ф.Ботеро Сидящая женщина 1976 г.
Ф.Ботеро В спальне 1984 г.


Ф.Ботеро Купальщица
Ф.Ботеро В ванной 1989 г.


Ф.Ботеро У окна 1990 г.
Ф.Ботеро Сидящая женщина 1997 г.

Несмотря на то, что Ботеро чаще всего обращается к жанровому портрету, в его творчестве фигурирует также тема криминала, военных конфликтов и издевательств.
Свойственный его искусству мягкий юмор порой сменяется сатирой - антиклерикальной, например, Мертвые епископы (1965, Галерея современного искусства, Мюнхен) либо нацеленной на латиноамериканские военные диктатуры, типа Официальный портрет военной хунты (1971, частное собрание, Нью-Йорк). Указанные картины не нашел, но представляемые ниже репродукции отражают заданную тему.


Ф.Ботеро Я гуляю по холмам 1977 г.
Ф.Ботеро Кардинал 1998 г.

ИЗ ЦИКЛОВ "ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА" И "МАФИЯ"


Ф.Ботеро Без названия 1978 г.


Ф.Ботеро Смерть Пабло Эскобара

В конце 90-х Ботеро написал серию картин, адресующих беспощадность и жестокость враждующих между собой группировок, продающих наркотики (вспомним, что Колумбия - это страна, где даже вход в галантерейный магазин охраняет мощный пятнистый красавец с ружьем).

ИЗ СЕРИИ "МАФИЯ"


Ф.Ботеро Бойня невинных 1999 г.



Ф.Ботеро Резня в Колумбии 2000 г.


Ф.Ботеро Охотник 1999 г.
Ф.Ботеро Вдова 1997 г.


Ф.Ботеро Демонстрация 2000 г.
Ф.Ботеро Утешение 2000 г.

Не обошел стороной Ботеро и высшую власть Колумбии, обращаясь к этой теме трижды. Мне лично интересна судьба этих полотен и мнение портретируемых о работе художника.


Ф.Ботеро Президент 1987 г.
Ф.Ботеро Первая леди 2000 г.


Ф.Ботеро Президент 1989 г.
Ф.Ботеро Первая леди 1989 г.

Ботеро всегда отзывается на то, что происходит в мире. Недавно он создал серию картин, которые рассказывают об издевательствах американских военных над заключенными в иракской тюрьме «Абу-Грейб». Серия «Абу-Грейб», по словам Ботеро, продолжает тему жестокости и насилия в мире. Ниже представлены несколько работ из этой серии.

Но вернемся к биографии художника!
В 1964 г. Ботеро женился на Глорие Сеа, которая впоследствии родила ему троих детей. Позже они перебрались в Мексику, где испытывали большие материальные трудности. Здесь уместно поместить произведения художника, посвященные любви и семье.


Ф.Ботеро Любовь 1982 г.



Ф.Ботеро Дремота 1982 г.


Ф.Ботеро Семья 1989 г.
Ф.Ботеро Пара 1995 г.


Ф.Ботеро Семья 1996 г.
Ф.Ботеро Колумбийская семья 1999 г.



Ф.Ботеро Пикник 1999 г.


Ф.Ботеро Любовная пара

За этим последовал развод, и тогда художник перебрался в Нью-Йорк, иногда наезжая в Париж. Деньги быстро закончились, а его знание английского оставляли желать лучшего. Тогда художник вспомнил свой "европейский" опыт и стал, как и тогда, переписывать великие произведения, которые потом продавал посетителям музеев и галерей.
Отдельные его работы более свободны по манере письма, но в любом случае сюжеты восходят к классическим, хорошо знакомым образам, хотя и обретающим неизменно пародийный характер. Я специально помещаю с картинами Ботеро оригиналы, чтобы вы почувствовали разницу.


Ф.Ботеро Мона Лиза 1977 г.
Леонардо да Винчи Мона Лиза 1503-05 г.г.


Ф.Ботеро Мадмуазель Ривьер Энгра 1979 г.
Жан Доминик Энгр Мадмуазель Каролина Ривьер 1805 г.


Ф.Ботеро Подражание Пьеро делла Франческа 1988 г.
Пьеро дела Франческа Портрет Федериго да Монтефельтро вторая половина 15 века


Ф.Ботеро Подсолнухи 1977 г.
Винсент ван Гог Подсолнухи 1888 г.

Одновременно Ботеро работал над собственными произведениями, добиваясь того, чтобы быть принятым в Галерею Мальбро, что и произошло в 1970 г., где художник и предстал для всего мира. Вскоре Ботеро вернулся в Европу, и на этот раз его приезд был триумфальным. С 1983 года жил в тосканском городке Пьетрасанта.
Вот какими были его темы и сюжеты в 80-е годы.


Ф.Ботеро Бал в Колумбии 1980 г.



Ф.Ботеро Мужчина, пьющий апельсиновый сок 1987 г.


Ф.Ботеро Английский посол 1987 г.
Ф.Ботеро В парке


Ф.Ботеро Адам 1989 г.
Ф.Ботеро Ева 1989 г.


Ф.Ботеро Меланхолия 1989 г.
Ф.Ботеро Балерина у станка

Ботеро творит в разных странах мира: в его доме в Париже пишет большие полотна, в Тоскане (Италия) проводит лето со своими сыновьями и внуками, создает свои громадные скульптуры,
на Лазурном берегу Монте-Карло, создает свои самые маленькие произведения акварелью и тушью, в Нью-Йорке пишет более большие картины пастель и акварели.
Его покорение Парижа завершило пятнадцатилетнюю борьбу за успех и превратило Мастера Фернандо Ботеро в одного из самых значимых из ныне живущих художников мира.
В 1992 г. Жак Ширак, будучи в то время мэром Парижа, во время кампаний по облагораживанию Парижа выбрал именно Ботеро, даже не француза, для составления эксклюзивной выставки на Елисейских Полях. Такой чести не удостаивался до этого ни один художник.
С тех пор разные города мира приглашают Фернандо Ботеро, чтобы при показе его произведений придать большего размаха своим празднованиям. Так было в Мадриде, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Буенос Айресе, Монте-Карло, Флоренции и многих других. Другие города приобрели его произведения за очень большие суммы, а другие стоят в очереди.
С другой стороны, как, если не карикатурами, в лучшем случае - дружескими шаржами, можно назвать его портреты известных художников?


Ф.Ботеро Пикассо. Париж. 1930й год. 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет П.Пикассо 1999 г.


Ф.Ботеро Портрет Ж.Энгра 1999 г.
Ф.Ботеро Портрет Э.Делакруа 1998 г.


Ф.Ботеро Портрет Г.Курбе 1998 г.
Ф.Ботеро Портрет Дж.Джакометти 1998 г.

Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина "Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s картина была продана за один млн. долл. США.


Ф.Ботеро Завтрак на траве 1969 г.

На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения. Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.
О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных личностей назвал и Фернандо Ботеро.

Четыре вечера, "проведенные" с живописью Ботеро, как-то примирили меня с творчеством художника. То ли оттого, что в некоторых героях Ботеро я узнал себя, то ли оттого, что картин было так много, что они уже не вызывали удивления и непонимания. Точно так в свое время я не полюбил, но умом принял квадратных женщин Пикассо. И закончить пост мне хотелось бы собранной у Ботеро же "серией" двойных картин, о которых я упомянул в начале.


Ф.Ботеро Кот на крыше 1976 г.
Ф.Ботеро Вор 1980 г.


Ф.Ботеро Мужчина на лошади
Ф.Ботеро Мужчина на лошади 1998 г.


Ф.Ботеро Похищение Европы 1995 г.
Ф.Ботеро Похищение Европы 1998 г.

На его красочных полотнах китч и фольклорный колорит соседствуют с итальянским ренессансом
и колониальным барокко. Фернандо Ботеро не скрывает своего пристрастия к полным людям,
он изображает исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки.

Родился 19 апреля 1932 года в городе Медельин (Колумбия), известном в мире своим картелем
наркодельцов, в семье коммерсанта. Его семья потеряла своё состояние, а отец умер, когда
будущий художник был ещё очень юным. Посещал училище ордена иезуитов.
Его детская мечта была - стать тореадором. В 1944 был отправлен на несколько месяцев в
школу матадоров (зафиксировав эти впечатления в первых своих рисунках, посвященных корриде).

Тем не менее, в возрасте 15 лет он удивил всю своих родных известием о том, что намеревается
стать художником, что совершенно не вписывалось в правилах его консервативной семьи, где
художество могло быть увлечением, но не профессией. Приехав в Боготу (1951), познакомился
с местными авангардистами, вдохновлявшимися мексиканским революционным искусством.

Ботеро в качестве иллюстратора постепенно добился того, что его рисунки на разную тематику
оформляли статьи в газете "Эль-Коломбиано". Но затем решился уехать в Европу в поисках
новых знаний. Совершил путешествие в Испанию (1952). Эта была его первая поездка за пределы
родины. До Испании он добрался на корабле. Уже в Мадриде записался в художественную школу
Сан-Фернандо, был потрясен живописью Д.Веласкеса и Ф.Гойи.
В его творчестве встречаются многочисленные реминисценции Веласкеса и Гойи.

Через некоторое время приехал во Флоренцию, где обучался в Академии Сан-Марко (1953-1954)
у профессора Бернарда Беренсона. Там он познакомился с итальянским искусством эпохи
Возрождения. Позже, в 1952 вернулся на родину и организовал свой первый вернисаж в галерее
Лео Матиса. Но, в общем, молодой художник мало чем выделялся среди сотен своих талантливых
соотечественников. Его картины были настолько разнородны, что посетители поначалу сочли,
что это выставка нескольких художников.

Диапазон художников, оказавших влияние на его первые картины, колебался от Поля Гогена до
мексиканских живописцев Диего Риверы и Хосе Клементе Ороско. Правда, юный самоучка из
городка в Андах никогда не видел оригинальных работ этих художников, как, впрочем, и
других. Его знакомство с живописью ограничивалось репродукциями из книг.
В том же 1952 году принял участие в конкурсе Национальный художественный салон, где занял
второе место своим произведением "У моря". В 1956 побывал в Мексике.

С 1960 жил в Нью-Йорке, часто наезжая в Париж, затем (с 1983) жил в тосканском городке
Пьетрасанта. На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников
его поколения. С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же
гипертрофированно-пышные фигуры людей и животных. Эти произведения украсили многие города
мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в виде своеобразных героико-комических монументов.

«Где-то я слышал, что мужчины врут, когда говорят, что любят сухое вино и
худых женщин, на самом деле они любят пиво и толстушек.»

Фернандо Ботеро. Торжество плоти.

Колумбиец Фернандо Ботеро и не скрывает своего пристрастия к полным людям, Ботеро изображает
исключительно толстяков, у него толстые все — люди, лошади, собаки, даже яблоки. Влиятельная
арт-критикесса Роберта Смит пренебрежительно назвала их «резиновыми надутыми куклами».

"Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность,"
- оправдывается художник, - подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику.

Тучность стала для него мерой красоты, идеалом, его творческим кредо. Произведения Ботеро,
будь то живопись, скульптура или графика, легко узнаваемы, и, если уж один раз их увидел,
то никогда не забудешь.

Ни в какой другой теме не проявляются у Ботеро объемные формы столь агрессивно, как в
обнаженных женских образах; ни один другой мотив его художественного мира не остается
так долго в памяти, как эти грузные фигуры с преувеличенно полными бедрами и ногами.
Именно они вызывают самые сильные чувства у зрителя: от неприятия до восхищения.

Выработал свой характерный стиль во второй половине 1950-х годов. До 1955 года его основные
сюжеты были обычные мужчины и лошади, тогда ещё не открыл для себя ни "толстушек", ни
монументальные скульптуры, которым он обязан своей всемирной славой. Они "пришли" как бы
случайно, когда однажды в Боготе в своём "Натюрморте с мандолиной" инструмент вдруг
приобрёл невиданные размеры. И с этого момента Ботеро нашёл свою тему.

Элементы итальянского и испанского Ренессанса-барокко, равно как и барокко латиноамериканского
вкупе с изо-фольклором и китчем в духе «наивного искусства» и даже черт примитивизма,
составили в творчестве Ботеро причудливый сплав. Предметы и фигуры предстают в его живописи
и графике подчеркнуто пышными, самодовольно разбухшими, пребывающими в сонном покое, - этот
волшебный транс напоминает провинциально-застойную и в то же время «магическую» атмосферу
рассказов Х.Л.Борхеса и романов Г.Г.Маркеса.

Живопись и скульптуру Ботеро в мире признают слишком уж серьезно, как говорится, «за большие
деньги». Автор этим пользуется, выпуская в тираж огромное количество работ, все время
возвращаясь к одним и тем же сюжетам и темам. От этого в его картинах не виден «рост
мастера», если не знать годы создания многих работ, то картины, написанные с разницей
в 10-15 лет, смотрятся, как работы, сделанные в один год.

Его произведения котируются, как одни из самых дорогих в мире, как например картина
"Завтрак на траве". Это парафраз знаменитейшего одноименного полотна родоначальника
импрессионизма Эдуарда Мане, написанный Фернандо Ботеро в 1969 году. Только если у
Мане одетые мужчины оказались в компании обнаженных женщин, у Ботеро монументальная
дама одета, а мужчина разлегся голышом на траве и покуривает папироску. На Sotheby`s
картина была продана за один млн. долл. США.

На рубеже 20-21 вв. стал самым знаменитым из латиноамериканских художников его поколения.
Уже сейчас творческое наследие Ботеро огромно - это почти 3 тысячи живописных полотен и
более 200 скульптурных произведений, а также бесчисленное количество рисунков и акварелей.
В России есть его произведение "Натюрморт с арбузом" (1976-1977), подаренное автором
государственному музею "Эрмитаж" и выставленное в Зале Искусства Европы и Америки ХХ века.

С 1973 все активней занимался скульптурой, варьируя в ней все те же гипертрофированно-пышные
фигуры людей и животных. Персонажи Ботеро не кажутся "надутыми", они тяжелые и окаменелые.
Именно поэтому колумбийский мастер не менее чем живописью, прославлен своей скульптурой:
бронза и мрамор — самые подходящие материалы для его гигантских фигур.
Эти произведения украсили многие города мира (Медельин, Боготу, Париж, Лиссабон и др.) в
виде своеобразных героико-комических монументов.

О щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Например, музею изобразительных искусств
Боготы, он подарил коллекцию живописи, оцениваемую в 60 миллионов долларов. В дар родному
городу Меделлину художник передал 18 скульптур, с показанных на выставках в Мадриде,
Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции Площади
Искусств. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов
долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал "Семана" в десятке самых популярных
личностей назвал и Фернандо Ботеро.

Фернандо Ботеро является одним из наиболее известных художников и скульпторов колумбийского происхождения. Его творчество оказывает немалое значение на современную культуру и искусство. Об этом неординарном человеке и его произведениях пойдет речь в статье.

Миллионы людей сегодня восхищаются его творчеством, но путь к славе и успеху был отнюдь не прост. Но живописец шел к своему счастью, шаг за шагом преодолевая трудности. Сегодня он достиг того, к чему так долго шел, но на этом он не останавливается, а продолжает открывать в себе все новые и новые грани.

Фернандо Ботеро: краткая биография

Будущий художник и на весь мир, был рожден 19.04.1932 в колумбийском городе Медельине, который славится на весь мир наркоторговлей.

Уже с ранних лет он стал проявлять интерес к искусству, но в семье с консервативным укладом жизни все относились к его увлечению скептически. Когда пятнадцатилетний юноша заявил, что намерен стать художником, его мать и остальные домочадцы были настроены против этого. Они считали, что искусство может быть чем-то вроде хобби, но никак не способом заработка на жизнь.

Однако Фернандо Ботеро был настроен решительно и стал развиваться, совершенствуя умения в любимом деле. Вскоре он сумел добиться должности иллюстратора в местном печатном издании "Эль-Коломбиано", где проработал в этой должности до 1951 года.

Путешествие в Европу

Затем Фернандо решает отправиться в Европу, чтобы получить новые знания и опыт. В Мадриде он проходил краткосрочное обучение в художественной школе.

Дальше отправился во Флоренцию, где посещал учебные занятия у Бернарда Бернсона - известного профессора и американского ученого. В Италии он познакомился с европейским Возрождением, о котором ранее знал лишь понаслышке.

Путешествие по Европе затянулось приблизительно на год, и в 1952 году Ботеро возвращается на родину. За это время он получил массу новых впечатлений и эмоций, вживую познакомился с европейским искусством и историей, получил новые знания в области искусства, техники живописи и т. д.

Конечно, всего за год он не успел превратиться из неопытного художника-самоучки в профессионала, но полученные в этом путешествии знания помогли ему сформировать в дальнейшем свой стиль.

Художник Фернандо Ботеро

По возвращении на родину начинающий скульптор и художник устраивает свою первую персональную выставку, которая работала в галерее Л. Матисса.

В 1952 году он участвует в конкурсе, который был организован Национальным худ. салоном Колумбии. В нем была представлена его картина " У моря", которая заняла призовое 2-е место.

Но в начале своей карьеры Фернандо Ботеро, произведения которого еще не имели персонального, неповторимого стиля, не слишком выделялся из общей массы молодых деятелей искусства. Побывав на его дебютной выставке, многие посетители даже не поняли, что это картины одного художника, посчитав их работами разных людей.

В то время на его творчество оказывали влияние совершенно разные живописцы: П. Гоген, Д. Ривера, импрессионисты и другие. К тому же у него не было возможности ознакомиться с их работами в реальности, поэтому он ограничивался иллюстративными репродукциями.

Формирование индивидуального стиля

Вплоть до середины 50-х гг. Фернандо Ботеро, картины которого лишь незадолго до этого начали привлекать к себе интерес, не имел ярко выраженного персонального стиля, которым он так известен сегодня. Тогда он изображал довольно стандартных людей и животных, которые мало чем отличались от тех, что были на картинах других художников.

Привычные современному любителю искусства "толстушки" стали его визитной карточной по чистой случайности. Когда художник рисовал свой "Натюрморте с мандолиной", музыкальный инструмент получился чересчур раздутым. Это забавляло как самого художника, так и зрителей. Так на свет был рожден фирменный стиль Ботеро, который пришелся ему по нраву.

Отныне колумбиец рисовал только до смешного раздутые изображения людей, животных и предметов.

Мировая известность

Женившись на Глории Сиа, художник перебирается жить в Мексику, но их брак просуществовал недолго. После развода он переезжает в Нью-Йорк. Плохое владение английским языком и отсутствие денег подтолкнули к тому, что он стал писать копии творений известных художников.

Параллельно художник писал и собственные картины. Благодаря этому он в 1970 г. выставляет свои картины в галерее Мальборо. Выставка становится успешной, а возвращение в Европу - победным.

С тех пор Ботеро становится известным и выдающимся колумбийским художником современности.

Современный этап творчества

Работы Фернандо Ботеро сегодня ценятся очень высоко, что позволяет ему много путешествовать и зарабатывать на жизнь своим любимым делом. У художника есть дом в Париже, где он пишет в основном крупные полотна. На средиземноморском побережье Франции творец не только любит отдыхать с семьей, но и занимается другим своим увлечением, помимо живописи. Именно здесь миру раскрывается скульптор Фернандо Ботеро. Творения мастера, как и картины, отличаются гротескной объемностью.

Также он часто посещает Нью-Йорк, где тоже творит.

Фернандо Ботеро в 1992 году удостоился приглашения самого (тогда он был мэром Парижа) осуществить личную выставку на Елисейских Полях, куда ранее не приглашался ни один зарубежный художник.

Сегодня Ботеро путешествует по всему миру, демонстрируя свои произведения. Он является одним из наиболее выдающихся живописцев и скульпторов современности.

Картины

Из современных художников Фернандо, безусловно, относится к числу самых высокооплачиваемых. Его картины на арт-аукционах и выставках продаются за баснословные суммы. К примеру, картина "Завтрак на траве" 1969 года на рынке искусства была реализована за 1 миллион долларов США.

Он бывал и в России, более того, в Эрмитаже хранится скульптурная группа, которую мастер лично подарил музею. Она называется "Натюрморт с арбузом".

Художника всегда тревожило все, что творится в мире. Он не мог быть безучастным и в начале нулевых годов XXI века создал серию полотен "Абу-Грейб", где показал наглядно, как жестоко обращаются американцы с арабскими пленниками и заключенными в иракской тюрьме. Впервые свет увидел эти творения на Колумбии весной 2005 года.

Фернандо Ботеро, скульптуры и картины которого сегодня пользуются большим спросом, заявил, что еще не закончил эту серию произведений, уже сейчас насчитывающую около 50 творений. По его словам, ему еще есть, что сказать на эту тему, ведь он не раскрыл сюжеты, связанные с Афганистаном, Кубой (Гуантанамо) и т. д.

Подражание, а точнее, переделывание известных картин на свой лад является своего рода "фишкой" Фернандо Ботеро. "Мона Лиза" в исполнении колумбийца является ярким примером стилизации всемирно известного произведения.

Известные картины

Среди наиболее попуряных и значимых его работ можно выделить полотно "Адам и Ева", где фигуры библейских героев изображены со спины. Они оба обнажены и выполнены в традиционной для художника "раздутой" манере. Адам тянется к запретному плоду, а на ветвях дерева виднеется змей-искуситель.

В 1990 году он написал картину "У окна", где изображена обнаженная полная женщина, стоящая у открытого окна. Художник испытывает особую страсть к изображению обнаженной женской натуры. Причем его тяга к раздутым формам достигает своего апогея, когда он изображает женское тело.

На картине "Письмо" (1976) изображена толстушка, лежащая в постели без одежды. Очевидно, что девушка только что прочитала письмо, которое погрузило ее в глубокие раздумья. Она отрешенно смотрит куда-то в сторону, держа письмо в руке, а рядом с ней лежат плоды цитрусовых деревьев.

Одной из известнейших его работ является картина 1969 года "Завтрак на траве", где изображены мужчина и женщина, расположившиеся на пикнике под сенью деревьев. При этом мужчина лежит без одежды, покуривая сигарету, а девушка одета и сидит рядом. На скатерти разложена еда, фрукты и корзина.

Скульптуры

Как и в живописи, в ваянии Фернандо Ботеро тоже придерживается стиля фигуратизм. Он создал большое количество скульптур в разных городах мира. Сегодня это новый тренд, каждый крупный город мира считает модным разместить на своих улицах работы этого мастера. Художник получает так много предложений от властей различных городов, крупных коллекционеров и культурных организаций, что не справляется с потоком заказов, поэтому берется только за самые интересные, выгодные.

В числе наиболее известных скульптурных работ Фернандо Ботеро "Похищение Европы" занимает первое место. Эта композиция размещена в столице Испании и создана по мотивам известного древнегреческого мифа про Зевса и Европу, которую он похитил, превратившись в быка.

Разумеется, эта работа выполнена в типичном для автора стиле. На спине крупного мускулистого быка восседает обнаженная девушка (Европа) с пышной фигурой. Она горделиво поправляет свои волосы, демонстрируя уверенность в себе и своей красоте. Эта скульптура сегодня считается достопримечательностью Мадрида, к которой стекаются миллионы туристов ежегодно.

Также очень известно другое произведение Фернандо Ботеро - скульптура "Джентльмен в котелке-шляпе". Также всемирной известностью пользуется его скульптура обнаженной, лежащей на животе девушке, которая расположена на площади в датской столице - городе Копенгагене.

Вклад в культуру

Работы Фернандо Ботеро сегодня пользуются настолько большим спросом, что даже для крупнейших городов и музеев мира стать обладателями хоть одного его произведения - большая честь и удача. За произведениями идет настоящая охота, ему не только не нужно искать заказчиков или покупателей для своих произведнний, а напротив, у художника нет отбоя от желающих прикоснуться к искусству.

Ботеро очень трудолюбив и активно работает, создавая десятки творений ежегодно. Чем больше он создает, тем популярнее становится его творчество. Такому феноменальному успеху могут позавидовать многие именитые художники и скульпторы. Вместе с тем художник остается верен себе, не поддаваясь мнению масс и давлению со стороны критиков. Он просто творит то, что ему по нраву, вкладывая в свои произведения душу.

Сегодня его скульптуры есть практически во всех крупных городах и столицах европейских государств, а также в Америке и на родине художника, в Колумбии. В силу возраста сейчас он стал менее продуктивным, но по-прежнему продолжает постоянно работать.

Заключение

Фернандо Ботеро является примером того, как человек, рожденный вдалеке от центров мирового искусства, не имея должного образования в этой сфере, без поддержки близких людей сумел добиться головокружительного успеха благодаря своему таланту, упорству и непреодолимой тяге творить.

Стоило только художнику найти свой собственный стиль, отличный от общей массы, проявить индивидуальность, как люди стали интересоваться его творчеством. Народ потянулся к его картинам и скульптурам, ценители искусства стали отзываться о нем очень хорошо, утверждая, что Ботеро один из лучших творцов современности.

Мир заинтересовался его произведениями. Сегодня слава о работах Ботеро гремит особенно в Европе, Северной и Южной Америке. В Колумбии творец по праву считается национальным героем.

Пока обложки современных гламурных журналов пестреют фотографиями костлявых манекенщиц, колумбийский Фернандо Ботеро воспевает красоту пышных форм. С картин известного современного мастера на нас взирают пухлые красавицы, которые совсем не стыдятся своего излишнего веса и, надо заметить, с легкой кисти художника, полнота им действительно к лицу.

Колумбийский художник и скульптор Фернандо Ботеро работает в технике фигуративизма, основой которой является сохранение сходства с реальными объектами и, в частности, с телом человека. И картины, и скульптуры оригинального современного художника отличаются тем, что изображают людей и животных исключительно округлых форм. Даже обычные предметы быта и еда в работах Ботеро имеют весьма массивные размеры.

Известный современный художник Фернандо Ботеро родился в колумбийском городе Медельин. Ботеро было шестнадцать лет, когда он опубликовал свои первые работы в газете El Colombiano. Полученный гонорар он использовал для оплаты обучения в лицее де Маринийя Антьокия.

Первая персональная выставка Ботеро состоялась в 1952-м году в Боготе. Тогда же его картина «У моря» заняла второе место в конкурсе Художников Колумбии Salón de Artistas Colombianos. Мировую известность колумбийскому художнику принесла состоявшаяся в 1970-м году выставка в Галерее Мальборо.

Обширное творческое наследие Ботеро составляют около трех тысяч картин, более 200 скульптур, множество рисунков и акварелей. Работы колумбийского художника можно увидеть в лучших галереях всего мира. Его произведения считаются одними из самых значимых и дорогостоящих.

В 1976-м году свою скульптурную композицию «Натюрморт с арбузом» Ботеро подарил Эрмитажу. Сейчас она выставляется в Зале искусства Европы и Америки 20-го века.

В Барселоне можно увидеть оригинальную скульптуру под названием . Толстый котяра весом в две тонны стал одной из популярных достопримечательностей этого испанского города.

В честь знаменитого уроженца в Медельине был создан «город Ботеро». На его площади в 30 тысяч кв/метров были размещены парк скульптур, картинные галереи, художественные студии и зона отдыха.