Для вступления:
1. Всем известно, что … Об этом написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, об этом говорят и неискушенные подростки и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст … тоже посвящён …
2. О необходимости... знает каждый. Об этом говорят учителя в школе, писатели в своих книгах. Проблемы… - это те проблемы, которые встают перед человеком постоянно. Казалось бы, всё давно должно быть решено. Но как часто всё только на уровне формальных знаний и остаётся.
3. (Риторические вопросы). Эти вопросы всегда волновали человечество. О … размышляет в своей статье … .
4. (Риторические вопросы). Вопросы эти на первый взгляд кажутся простыми. Для некоторых людей они вопросами как бы и не являются, не стоят перед ними. Ответы на них представляются им сами собой разумеющимися.
Некоторые считают, что … . Другие подчёркивают … . Но смысл этой статьи несколько шире, чем это кажется на первый взгляд. Проблема, которую ставит автор, касается не только избранных людей, она касается любого из нас. … . Почему так бывает? Ответ на этот вопрос можно найти в статье…
5. Начать с цитаты, в которой заключена главная мысль текста. (Прием «Ниточка») «(Высказывание),» - так начинается статья … . Уже в первом предложении чётко выражена главная тема текста. О… много говорили и писали. Важность этой темы трудно переоценить: далеко не все люди понимают … (Определить проблему в виде вопроса).
6. Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с … . (Риторические вопросы).
7. (Риторический вопрос). Этот вопрос встаёт перед каждым новым поколением, потому что человек не желает довольствоваться старыми ответами и стремится найти свою правду.
8. Приём «Ключевое слово». а) Определить тему текста. б) Выделить ключевое понятие. в) Раскрыть смысл этого понятия.
9.Приём «Аллегория». Нужно проиллюстрировать важность поставленной проблемы каким – либо конкретным примером.
10.Приём «Цитата». «…,» - писал известный … . В этих словах звучит … . Действительно, …
11.(Вопросы). Эти вопросы звучат в статье … . Автор поднимает проблему, актуальность которой ни у кого не вызывает сомнений.
12.Люди часто размышляют о том, что … . (О том, что … , люди думали и во времена древнейшей, и во времена новейшей истории).
13.Что мы знаем об …? (каждый из нас когда-нибудь …). Чаще всего наши знания об … ограничиваются самыми общими представлениями: …
14.(Вопросы). Эти вопросы очень важны, потому что заставляют нас задуматься о сущности … . Кто-то считает, что … . Кто-то … .
15.«…,» - в этих словах, как мне кажется, выражается главная мысль текста … .

Давайте задумаемся над смыслом этой как будто бы «хрестоматийной» и всем понятной фразы? (Вопросы. Затем нужно раскрыть сложность поставленных вопросов). Если спросить любого из нас …, то наверное, мы ответим на этот вопрос утвердительно. Мы знаем, что…

Для заключения:
1.Приём «Отклик». Сигналом этого приёма является деепричастная конструкция «Прочитав этот текст…»:
Прочитав этот текст, становится понятно (понимаешь), что … .
2.Использование цитаты, в которой выражена главная мысль текста:
«…!»-это высказывание отражает главную мысль текста. (Раскрыть смысл, выраженный в этом высказывании).
3.Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания.
4.(Использование цитаты) «…,» - писал … . В этих словах выражена мысль о … . Автор текста тоже считает, что … .
5.Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась … Автор стремился убедить нас в том, что Сегодня, когда … , важно помнить о том, что … .
6.Прочитав этот текст, понимаешь, как … . Не случайно автор пишет в финальной части своей статьи о том, что «…» .

Теперь уже стало очевидным, что на ЕГЭ в 2015 году возвращается сочинение, которое некогда являлось обязательной частью выпускного экзамена по русскому языку в 11 классе. Для определенной части школьников эта новость стала неприятной. Это связано с тем, что они не знают, как подготовиться к подобного рода работе.

Не секрет, что сочинение на ЕГЭ будет написано на литературном материале. Чтобы успешно справиться с работой, необходимо читать литературные произведения, которые задают учителя на дом. В крайнем случае – хотя бы ознакомиться с их кратким содержанием в интернете, если не претендуете на высший уровень. Литературная достоверность – первый критерий предстоящего сочинения. Кстати, испытание сочинением российских выпускников 2015 года ждет уже в середине декабря, то есть времени на подготовку почти не остается.


Стилевая выдержанность является еще одним требованием к письменной работе. Чтобы ее соблюсти, следует ежедневно тренироваться в написании работ, хотя бы небольшого объема. Прочитали рассказ, повесть, закончили роман, сразу же необходимо откликнуться на какой-либо проблемный вопрос, затронутый автором. При этом следить, чтобы в тексте «не пробегали» слова разговорной, лексики или, наоборот, чересчур книжной («зело», «ибо» и пр). Таким образом вы станете тренировать литературную достоверность и стилистическое единство.


Львиную долю ошибок в школьных сочинениях составляют логические погрешности, то есть сбивчивость и неясность изложения. При написании работы следите за последовательностью изложения, не перескакивайте с одной мысли на другую. В этом отлично поможет грамотно продуманный план, который обеспечивает чуть ли не половину успеха будущей работы.


Перед составлением плана стоит представить свою работу в перспективе. Затем по пунктам необходимо записать макротемы будущего сочинения. Желательно, чтобы каждая макротема делилась на микротемы. Они составят подпункты плана.


При написании работы не забывайте использовать изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. А также помните, что сочинение – творческий вид работы, потому не бойтесь экспериментировать.

Видео по теме

Еще со школьной скамьи мы прекрасно помним тех, кому сочинения давались с такой легкостью, словно рассказать анекдот в компании друзей. И если вы хотите, чтобы вашу работу тоже хотя бы изредка приводили в пример, вот вам несколько дельных рекомендаций о том, как правильно написать красивое сочинение (эссе) по русской (или другой) литературе по произведению.

Как написать сочинение/эссе по литературе: составляем план

Перед тем, как написать итоговое сочинение, нужно четко продумать, по какому плану вы будете это делать.

План составляется для того, чтобы поток мыслей (даже если он у вас есть) выстраивался в стройные, логически последовательные предложения.

Сразу после получения темы сочинения в ваше голове начнут возникать идеи и образы (конечно, если вы читали произведение). На черновом листке набросайте фразы или слова, которые в первую очередь приходят в голову. Потом их можно развить до целого сочинения.

Итак, тщательно продумайте, что вы хотите сказать по теме. Затем тезисно запишите на бумаге в столбик мысли. А уже потом решите, в какой последовательности вы хотите эти мысли отображать на бумаге. Это нужно для четкой и ясной структуры работы.

Как написать вступление к сочинению по литературе

Во вступительной части информацию необходимо писать так, словно ее будет читать человек, совершенно не знакомый с проблемой. Здесь вы должны раскрыть тему, проблематику и актуальность вашего сочинения.

В этом вам помогут вопросы, которые вы можете поставить перед собой:

  • По какому произведению вы пишете сочинение/эссе?
  • Что вы знаете об авторе произведения?
  • Каков жанр произведения (комедия, драма, роман и пр.)? какие аспекты вы хотели бы раскрыть в своей работе?

Как написать сочинение-рассуждение: приступаем к основной части

Начало – половина дела! Прекрасно, если вы закончили со вступительной частью, давайте разбираться с главной частью работы.

Здесь необходимо осветить все свои мысли, которые у вас вызвало произведение, эмоции, которые вы переживаете к выбранному персонажу или обстоятельствам, в которых он очутился.

Каждую свою мысль придется подкреплять примерами из оригинального текста произведения. Если вы говорите, что проблема войны волнует героя, значит, нужно привести примеры, в которых это волнение передается читателю.

Не стесняйтесь давать собственную оценку персонажу или обстоятельствам, в которых он оказался. Это делает любое сочинение ярче, сильнее, а его автора наделяет авторитетом и экспертностью.

Основная часть – это по большей части ваши собственные рассуждения о том, что вас волнует во всей истории. Покажите здесь эволюцию своей мысли, с какого момента в произведении важная мысль зародилась, как она эволюционировала и к какому выводу вы в итоге пришли.

Как написать заключение в сочинении по литературе

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на

Шаблоны и примеры правильной структуры как один гласят о том, что в заключении должно следовать подведение итогов.

Многие начинают сочинение не со вступительной или основной части, а именно с заключения. Говорят, что после составления кратких тезисов гораздо легче последовательно описать свои рассуждения.

Итак, в заключительной части нужно самому себе ответить на вопрос, который вы поставили во вступительной части. Это своего рода краткая теорема, выведенная из всего длительного доказательства, приведенного в предыдущих частях сочинения.

А вот несколько примеров того как правильно написать хорошее сочинение/эссе:

Пример сочинения/эссе 1

Сочинение на тему "Я и моя карьера"

Пример сочинения/эссе 2

Сочинение на тему "Человек и общество"

После того как вы закончите с этой частью, обязательно просмотрите всю работу на соответствие первоначально составленному плану. Если сочинение выстроено в продуманной заранее последовательности – вам все удалось! Поздравляем! Если же нет, не расстраивайтесь – наши авторы помогут проверкой и исправлением работы, а при необходимости – и помогут написанием сочинения/эссе с «нуля»!

Написание сочинения по литературе - это непростой процесс. Выполнение такого задания требует предварительной подготовки и немалого терпения. Впрочем, это известно каждому. Ведь сочинения пишут все школьники. И не только по литературе, но и по другим предметам. Но не каждый знает, что вступление здесь является самой важной частью. От него зависит порой впечатление от всей работы. Как написать вступление к сочинению по литературе?

Для чего их пишут?

Письменные задания в школе задают детям и подросткам, дабы приобщить их к творчеству, научить формулировать собственное мнение относительно того или другого вопроса. Написание сочинения на тему художественного произведения развивает литературный взгляд и формирует социально-нравственные ориентиры.

Начинать всегда сложно

Нередко случается, что ученик, имея собственный взгляд и точно зная, что он хочет сказать в предстоящей работе, не может сформулировать начальную фразу. Сложность в написании первого абзаца терзает многих. Не только пятнадцатилетних школьников, но даже многоопытных литераторов. Как написать вступление к сочинению по литературе, чтобы у читателя возникло с первых строк благоприятное впечатление? Каков должен быть объем первого абзаца, и ответы на какие вопросы в нем можно раскрывать, а на что следует лишь намекнуть? Ответы на эти вопросы - в статье.

Почему так важно грамотно написать вступление?

Психология читателя устроена таким образом, что он прежде всего обращает внимание на первые строки текста. Эффектное и четкое вступление не только делает все сочинение по литературе более привлекательным, но даже может скрыть кое-какие недостатки основной части. Письменное задание можно выполнить всего за час, но при этом потратить на создание первого предложения столько же времени.

Каким должен быть первый абзац?

Когда и как написать вступление к сочинению по литературе? Его можно составить уже тогда, когда основная часть задания готова. Вступление и заключение создают своего рода акцент в творческом задании, а потому они должны быть тщательно продуманы. Но иногда написание первых строк принуждает автора задуматься, и именно первый абзац становится решающим в раскрытии главной темы. Поэтому, пожалуй, сочинение по литературе следует все же начинать с написания вступления. Как в первом, так и во втором случае оно должно обладать следующими качествами:

  • лаконичностью;
  • четкостью;
  • отсутствием смысловых и

Готовые фразы для вступления

Сочинение по литературе должно быть грамотно написано. Несомненно, ошибок не должно быть не только в начале, но в основной части. Однако, как уже было сказано, читатели в первую очередь обращают внимание на вступления.

Для сочинений по литературе существует несколько клише. С помощью них можно создать первые эффектные фразы. Приведем примеры некоторых из них, а заодно и ответим отчасти на сложный вопрос о том, с чего начать сочинение по литературе.

  1. Ни для кого не секрет, что… Этой теме посвящали свои произведения великие авторы, потому как она была, есть и останется актуальной.
  2. О том, как важно… знает каждый. Об этом говорят школьные учителя. А писатели посвящают этой теме свои многотомные труда. Но, несмотря ни на что, проблема не разрешена, а ответы на насущные вопросы остаются на уровне теоретических знаний.
  3. (Идет риторический вопрос.) Этот вопрос волнует человечество на протяжении многих веков.

Эти готовые фразы частично отвечают на вопрос о том, как писать вступление к сочинению по литературе. Можно также заимствовать первые строки в сочинениях более опытных авторов. Однако следует всегда помнить, что плагиат - это дело неблагородное. А потому не только основную часть, но даже и вступление к сочинению по литературе писать лучше самостоятельно.

Цитаты

Сочинение можно начать с известной фразы писателя или исторической личности. Если творческое задание планируется писать на основе того или иного литературного произведения, то вступление можно дополнить цитатой автора. Но и в сочинениях на другие темы можно прибегать к помощи великих мастеров художественного слова, бесспорно, не забывая о кавычках. Иначе цитаты превратятся в плагиат. Но ссылки на высказывания великих авторов должны гармонично дополнять письменную работу. А уж если речь идет о вступлении или эпиграфе, то цитата в нем призвана передавать общий смысл основной части сочинения.

Замечательным источником для эпиграфов являются произведения Льва Толстого. У великого русского писателя относительно любого вопроса был готов ясный, хотя и несколько пространный ответ.

Какими должны быть предложения?

Стоит помнить, что писать сложно и непонятно имеет право лишь такой гений, как Достоевский. А удел простых смертных - простота и лаконичность. Форма должна соответствовать содержанию. Сложные предложения с множеством прилагательных вызывают лишь раздражение. Об этом следует помнить на всех этапах написания эссе, но, так как мы рассматриваем вопрос о том, как написать вступление к сочинению по литературе, стоит сказать, что длинное предложение с кучей придаточных в первом абзаце порой отбивает желание читать все творение. Несомненно, писать не следует только короткими фразами. Но длинные, если таковые рождаются, лучше чередовать с простыми предложениями.

О чем писать в первом абзаце?

Итак, как писать вступление к сочинению по литературе, более-менее понятно. Оно должно не быть отягощенным лишними словосочетаниями. Но что именно в нем стоит сказать? Вступление к сочинению по литературе - это своего рода анонс. Он выполняет важную функцию, поскольку оповещает о каком-либо событии, которое вскоре произойдет.

Вступления для сочинений по литературе можно сравнить с рекламным объявлением, которое мы слышим или видим по телевизору, потому как у них есть одна общая цель, а именно - привлечение внимания.

Аннотация

При написании первого абзаца любого творческого задания, независимо от того, какой теме оно посвящено, следует помнить, что он не только должен быть лаконичным, но и содержать информацию. При этом тема во вступлении не раскрывается, в нем есть лишь небольшой намек на содержание основной части.

Начало сочинения чем-то должно напоминать аннотацию к книге. На обложке издания читатель видит несколько фраз, которые заинтересовывают и побуждают к прочтению всего произведения. Конечно, со школьным сочинением дело состоит несколько иначе. Учитель, хочет он того или нет, прочтет творение молодого автора. Однако грамотно составленная вступительная часть может отразиться на его отношении к работе, а следовательно - на оценке.

Сочинение по художественному произведению

На уроках литературы нередко задают по определенному произведению. В этом случае следует перечитать первоисточник особенно внимательно. Где-то автор непременно выскажет фразу, которая и может послужить вступительной частью. Например, в сочинении о герое Михаила Булгакова можно привести фразу, сказанную Иешуа. Тот перед смертью передал прокурору слова: «Трусость - это самый страшный порок». Во вступлении можно задать вопрос о том, почему среди всех человеческих грехов он считал самым страшным именно этот? А далее, в основной части, максимально раскрыть смысл последних слов Иешуа и их связь с дальнейшей судьбой Пилата.

Как написать вступление к сочинению по литературе про войну? Если оно основывается на каком-либо произведении, то делать это следует по тому же принципу, который описан выше. Но лучше в первом абзаце творческой работы, посвященной войне, указать статистические данные (число погибших и пострадавших, количество разрушенных городов). При этом информацию нужно преподносить не в сухой беспристрастной форме. Вступлению следует придать эмоциональную окраску. Особенно если речь идет о Великой Отечественной войне. Трагизм, присутствующий в словах, посвященных самым страшным годам в истории нашей страны, едва ли может быть лишним или неуместным.

Лучше всего запоминается первая и последняя информация — закон края

По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорим о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас появится масса вариантов, как Вы сможете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией.

Однажды Дейл Карнеги спросил ректора одного из университетов, какой важнейший урок он как оратор вынес из своей многолетней практики. Подумав с минуту, ректор ответил: «Найти эффектное начало, чтобы сразу завладеть вниманием слушателей». Никто не будет спорить, что начало выступления – это очень сложный и вместе с тем ответственный этап речи, когда слушатель ловит каждое наше слово.

Еще в 19 веке Герман Эбингауз установил закон края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце речи. Именно поэтому, какой бы теме ни было посвящено ваше выступление, его начало нельзя пускать на самотек. Учтите, от того, как Вы начнете говорить и насколько Вам удастся заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех выступления!

Цель вступления – настроить слушателей на восприятие информации и сразу привлечь их внимание. Поэтому первые слова должны быть просты, доступны, понятны и интересны, чтобы зацепить слушателей. Разумеется, вступительные слова должны быть не только острыми, складными, цепляющими внимание аудитории, но и, собственно, соответствовать предмету выступления.

Вступительная часть речи – это идеальный момент для оратора, чтобы:

1.Показать себя человеком, которому можно доверять, заинтересованным в деле, убежденным.

2.Настроиться самому и настроить аудиторию на общение:

а)вызвать интерес аудитории к себе, овладеть вниманием;

б)установить зрительный контакт с аудиторией;

3.Подготовить благоприятную психологическую атмосферу для восприятия речи:

а)пояснить намерение;

б)сформулировать задачу;

в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться, то есть, сообщить план выступления.

Стоит отметить еще один момент. Это проблема «доречевого» представления оратора. Как писал Дейл Карнеги «…еще до того, как мы начали говорить, нас одобряют или порицают…» Поэтому будьте готовы в силу обстоятельств сказать несколько слов, напрямую к делу не относящихся, но необходимых слушателям для того, чтобы настроиться на общение. Для этого можно использовать положительные замечания о составе аудитории, обстоятельствах встречи, отношении к теме и т.п.

Чтобы не теряться и не мучиться догадками, что же сказать в каждом конкретном случае, имейте в своей «копилке оратора» несколько таких вариантов, которые со стороны будут казаться изящными импровизациями.

Но главное во вступлении – привлечь внимание, установить контакт, подготовить к восприятию речи.

С чего начать выступление

Итак, начало… Каким оно может быть? Пусть Вас не смущает некоторая «академичность» изложенного ниже материала, просто возьмите на заметку при подготовке речи тот вариант вступления, который в вашем случает будет наиболее органичным и приемлемым.

1.Обычное начало

Оно сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Содержание этого вступления напрямую связано с содержанием речи, представляет его. Этот вариант хорош для деловой речи в доброжелательно настроенной аудитории:

Сообщение причины

Сообщение причины, заставляющей оратора выйти на трибуну

Друзья! Подняться на эту трибуну меня заставило желание раскрыть принципы эффективной работы в нашей компании.

Сообщение цели выступления

Уважаемые партнеры! Я вышел на эту трибуну для того, чтобы дать некоторые разъяснения маркетинг-плана нашей компании.

Обоснование темы выступления

В последнее время все больше и больше людей приходят работать в нашу компанию, и это можно объяснить тем, что …

Постановка проблем

Этот тип начала речи хорошо в том случае, когда оратор затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса или считает, что аудитория недооценивает серьезность проблемы. Некоторые сотрудники не уделяют внимание своему личностному развитию, но именно собственной совершенствование, овладение новыми знаниями, умениями позволяют достигнуть больших успехов в нашей компании.

Указание на единомышленников и сторонников

Иногда оратору приходится выступать против сложившегося мнения, возражать руководителям высокого ранга и т.п. В этом случае он можете опереться на мнение большой группы людей, подчеркнуть весомость своего выступления ссылкой на поручение компании, ее сотрудников. Дорогие друзья! Сегодня здесь я представляю около десяти тысяч жителей Республики Татарстан, которые являются сотрудниками нашей компании.

Исторический обзор

К этому типу вступления прибегают в тех случаях, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указанию на долгий путь принятия решения, подчеркивает его продуманность, весомость. Наша компания является одной из самых быстро развивающихся компаний в городе. Только за последний год в нашу компанию пришла работать тысяча человек, несколько десятков тысяч стали потребителями продукции нашей компании…

2.Продуманное начало

В этом случае на время забудьте о посторонних замечаниях о составе аудитории или погоде, каждое предложение должно быть выверено. Больше подходит для недоброжелательной, критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда слушатели очень невнимательные, несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание публики, или что еще важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории.

Притча, легенда, сказка

Тут следует помнить, что это должна быть не абы какая легенда, а именно связанная с темой вашей речи. То есть, ее мораль и смысл должны помогать разрешению поставленной в речи проблемы. Причем оратором обязан сам обосновать эту связь, а не оставлять эту работу слушателям. В одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, обладавшем волшебным свойством: в его звоне каждый путник слышал тот напев, который ему хотелось услышать. Как часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды: одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже они видятся людям.

Афоризм

Он может выполнять ту же роль, что и притча, или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно, если Вы выступаете перед критически настроенной аудитории. Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите: «Колеблется, но не тонем» — гордый девиз, который в наше время мог стать девизом все нашей планеты.

Один из лидеров network marketing начал свое выступление о необходимости работать со спонсором следующим образом: «Лучший спонсор достается дистрибьютору, который его достает».

Аналогия

В этом случае оратор использует аналогию, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль. Уважаемые друзья! Я хотел бы поздравить вас с началом года. Начало у нас хорошее. А пословица гласит: «Хорошее начало – полработы». Для того чтобы ее вторая половина была не хуже, а мы будем работать, я думаю, не день, не два, и не год, у меня есть два предложения…

Когда К.А.Тимирязев в апреле 1930 года читал лекцию в Лондонском королевском обществе, то свое выступление он начал так: «Когда Гулливер в первый раз осматривал Академию в Лапуне, ему прежде всего бросился в глаза человек сухопарого вида, сидевший уставив глаза на огурец, запаянный в стеклянном сосуде. На вопрос Гулливера диковинный человек пояснил ему, что вот уже восемь лет, как он погружен в созерцание этого предмета в надежде разрешить задачу улавливания солнечных лучей и их дальнейшего применения. Для первого знакомства я должен откровенно признаться, что перед вами именно такой чудак. Более тридцати пяти лет провел я, уставившись если не на зеленый огурец, закупоренный в стеклянную посуду, то на нечто вполне равнозначное – на зеленый лист в стеклянной трубке, ломая себе голову над разрешением вопроса о запасании впрок солнечных лучей».

Сопереживание

Заключается в привлечении яркого интригующего эпизода, необычного факта, приковывающего внимание аудитории и заставляющего ее переживать вместе с вами; желательно, чтобы оно сочеталось и с эмоциональной манерой преподнесения текста.

Лекцию о законе всемирного тяготения обычно начинают так: «Великий английский физик Иссак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, который формулируется следующим образом….» Хотя можно было бы начать торжественно и загадочно: «В рождественскую ночь 1642 года в Англии в семье фермера средней руки была большая сумятица. Родился мальчик, такой маленький, что его можно было выкупать в пивной кружке. Этим ребенком и был Исаак Ньютон. Тот самый Ньютон, на голову которого в саду свалилось большое яблоко, что и привело его к мысли о законе всемирного тяготения. Я думаю, что если бы с двухметровой высоты яблоко упало на голову кого-нибудь из сидящих в зале, он смог бы додуматься и не до такого закона».

Апелляция к непосредственному интересу аудитории

Свяжите тему выступления с жизненно важными интересами ваших слушателей. Начните с замечания, которое напрямую затрагивает интересы аудитории. Ведь не секрет, что мы питаем живейший интерес к тому, что глубоко касается лично нас. Правда, используя этот прием, оратор должен хорошо знать, что именно волнует слушателей, и усилить интерес к затронутой проблеме. Пример из книги Дейла Карнеги: «Известно ли вам, какова расчетная продолжительность вашей жизни? Продолжительность жизни, как утверждает статистика службы страхования, составляет две трети разницы между вашим настоящим возрастом и восьмьюдесятью годами. К примеру, если вам 35, эта разница равна 45. Ожидаемая продолжительность вашей жизни составляет две третьих этого периода, то есть еще 30 лет. Достаточно ли этого? Нет! Все мы жаждем прожить дольше. Тем не менее, эти данные основываются на многомиллионной статистике. Тогда есть ли у нас шанс их опровергнуть? Есть, если принять необходимые меры предосторожности, и самым первым шагом на этом пути будет тщательное медицинское обследование…»

Юмористические замечания, анекдот

Касающиеся непосредственно темы выступления. Так, например, одни спикер начинает свою лекцию про цели следующим образом: «Попадает праведник в рай после смерти. Встречается с ангелом. Ангел ему говорит: «Вон, видишь дом на берегу моря – вот такой мог быть у тебя. А вон, видишь, поехал 600-й «Мерседес» — вот такой мог быть у тебя». – «А почему у меня этого не было?» — спросил праведник. – «Ну, ты ведь сам заладил: «Запорожец», «Запорожец».

Однажды в жаркий летний день (температура была +32) оратор начал свое выступление следующим образом: «Какая теплая атмосфера в нашем зале…» Естественно, все присутствующие засмеялись, и лекция началась успешно.

В холодном зале один оратор начал свое выступлений так: «Да, сегодня у нас очень прохладно. Что ж, значит, никто из вас не испортится». Такое начало вызвало улыбки на лицах и вступление с первых минут привлекло внимание всех слушателей.

Постановка проблемного вопроса

Задайте вопрос. Это побуждает публику думать и рассуждать вместе с оратором, одновременно привлекая внимание аудитории.

«Жизнь осыпает нас дарами – деньгами и почестями, но при одном условии, — говорил Эльберт Хаббард. – И это условие – инициатива. А что такое инициатива? Я вам отвечу: это значит действовать правильно и без подсказок»

Один спикер свое выступление о лидерстве начал с заявления: «Кто хочет получить 100 долларов? Подойдите к сцене». Большинство сидели в замешательстве, некоторые нерешительно зашевелились, и только один человек направился к сцене». Он эти деньги и получил. Лучше иллюстрации к теме «Лидерство» придумать невозможно.

Апелляция к авторитетам

Пословицы, поговорки, крылатые выражения. Ссылка на высказывание великого человека всегда вызывает большой интерес. Например, так: «Как сказал Харви Маккей: «Мелочи не значат ничего – они решают все».

Рассказ, история из личной жизни, конкретный пример

Прекрасный образец начала вступления демонстрирует К.И.Чуковский в известной оксфордской речи. Он первым из советских писателей, после нескольких десятилетий полного отсутствия неофициальных контактов, в период хрущевской оттепели приехал в Англию. Выступление в Оксфордском университет писатель начинает с простого и доброго рассказа о своей первой встрече с английской литературой: как в детстве получил в награду за пойманного попугая книжку на английском языке, как с трудом разбирал текст, поминутно заглядывая в словарь, как, несмотря на это с каждой страницей все больше влюблялся в героя, в автора, в литературу, в страну, и о том, что из этого вышло: английская литература прочно вошла в его жизнь, повлияв на его судьбу. Это выступление позволило оратору постепенно завоевать доверие английской публики.

Наглядный материал

Простейший способ завладеть внимание – продемонстрировать аудитории какой-нибудь предмет. Как-то мой знакомый на одной конференции начал с того, что поднял вверх пятидолларовую купюру и спросил: «Что у меня в руках?» Это сразу привлекло внимание всех присутствующих в зале.

3.Неожиданное начало

Когда оратор, взволнованный каким-то событием, начинает речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство: «Я должен говорить, но я еще слушаю… Недавно я присутствовал на подведении итогов работы за год в одной компании. Я был потрясен, приятно потрясен той атмосферой, в которой это все происходило. В дополнение к этому был еще и торжественный бал. На следующий день я проводил тренинг. И начал с того, что открыто сказал о своих чувствах и эмоциях. Таким образом, я привлек к себе внимание и объединился с участниками тренинга.

Один оратор начал свое выступление перед публикой следующим образом: «Некоторые заявляют, что в network marketing есть следующие преимущества: отсутствие начальников, свободное время, свободных график работы и так далее. А я заявляю, что это большой минут и недостаток в нашем бизнесе. И вот почему…» Дальше он начать раскрывать свою тему выступления и все закончилось так, как необходимо – все осознавали действительные преимущества network marketing. Но главное, его слушали с самого начала. Он сумел с помощью неожиданного начала привлечь внимание слушателей и удерживал его до самого финала.

Разновидностью неожиданного вступления может быть начало вашей речи с интриги. Как-то на тренинге по ораторскому искусству, который я проводил в Крыму, один участник начал свое выступление следующим образом: «Доброе утро! Я очень рада снова встретиться с Вами здесь. Позапрошлый век. Холодный Петербург. В кабинете редактора «Современника» находится юноша. Он одет в старенькое пальто. У него до того привыкли зябнуть руки, что он не держит их нормально, а все время поджимает. И этот человек пришел к Панаеву, чтобы потом, впоследствии, стать великим поэтом-писателем, одним из корифеев русской литературы, которого назовут «певец горя народного». Этот человек сказал: «Воля и труд человека дивные дивы творят». Вы, возможно уже догадались, что речь идет о Николае Алексеевиче Некрасове… Сегодня мы с вами побеседуем о том, как воля, труд и непреодолимое желание помогут нам с вами у себя сотворить дивное диво и помочь другим пробрести его…»

Какие ошибки совершают во вступлении

Хотите, чтобы аудитория разочаровалась в вас как в ораторе с первых же секунд выступления? Тогда смело начинайте свою речь с фраз типа «Я не оратор…», «Я не успел подготовиться…», «Мне нечего вам сказать…» и прочих «извинений». Впрочем, есть и другие варианты провальных вступлений:

— Я хочу начать свое выступление (Вы уже начали свое выступление, так что извольте говорить по существу);

— Если Вы позволите, то я начну говорить (Вы спрашиваете позволения? Тогда отчего же продолжаете речь, не дожидаясь реакции слушателей?)

— Мне хочется вам сказать (хочется, так и говорите, тем более что уже начали говорить)

— Вот здесь, как Вы слышали, многие говорили, что (сколько сорных слов, но все они говорят о неуверенности выступающего и действуют почти гипнотически по расхолаживанию зала…)

— Почти все, что я хотел сказать, здесь уже сказали, но раз я вышел на трибуну (худший вариант начала, так как большинство слушателей про себя скажут, что лучше бы не выходил).

Постарайтесь избегать этих ошибок, а нелишним будет накануне выступления продумать, какие еще специфические, касающиеся именно вашей темы ошибки возможны. Разумеется, для того, чтобы предотвратить их.

Резюме

Итак, лучше всего запоминается первая и последняя информация. По тому, как оратор начинает и заканчивает свою речь, проще всего проверить его опытность, мастерство или отсутствие навыков. В театрально среде даже есть старая поговорка, относящаяся к актерам: «Их судят по тому, как они появляются и как уходят со сцены». Начало и конец! Это самое трудное практически в любом деле. Но, в то же время и самое важное, в том числе и в ораторском искусстве.

В этой статье мы с Вами поговорили о том, как начать публичное выступление. В результате проработки данного материала у Вас теперь появилось масса вариантов, как Вы можете начать выступление перед публикой на любую тему и перед любой аудиторией. Эффектных Вам выступлений.

А если Вы желаете на практике «прокачать» навыки публичных выступлений, то переходите по ссылке сюда: https://goo.gl/NpVFMr

Если статья понравилась, то добавьте ее в закладки, чтобы не потерять на просторах интернета и поделитесь ее с друзьями с помощью кнопок социальных сетей ниже.

Основатель бизнес-сообщества «Новое Поколение Спикеров»

P . S . Помните, спикерами не рождаються, ораторами становяться!