«Мы готовились к встрече с вами. Да и вы готовились — все билеты давно раскупили. Теперь встретились — и все присматриваемся друг к другу, присматриваемся... А концерт, между прочим, скоро закончится» .

Киев всегда был особенным для Земфиры. Вот и на этот раз певица готовилась к встрече с украинской столицей по-особенному, отрепетировала песни, которые наверняка не услышит никто другой в туре.

Потому что Земфира отлично знает, каким безбашенным может быть Киев. А Киев отлично знает, какой безбашенной может быть Земфира, если ее прет публика. К счастью (к сожалению?), есть, с чем сравнивать: в 2008 году было 36 песен, спетых «на разрыв», а на последний бис (пятый?) певица вышла с акустической гитарой уже тогда, когда техники разобрали часть сцены, и подарила «Бесконечность» последней паре сотен зрителей.

Но на этот раз что-то не сработало до конца, где-то не хватило химии — ни Земфира, ни Киев долгое время не спешили сближаться.

…Начало задержали где-то на 50 минут, потому что многие, конечно, прибыли во Дворец Спорта в последний момент и снова возникла тянучка на входе. В зале, тем временем, звучал однообразный электронный бит разогревающего диджея — неплохого, но не совсем уместного, отчего ожидание казалось еще томительнее.

Когда крещение «клубняком» закончилось, на сцену вышел Андрей Матвеев, концертный менеджер Земфиры, и лично извинился перед публикой за задержку.

И тогда, наконец, началось. Первая эмоция у большинства — восторг от шоу, огней, интенсивного и разнообразного сценического света. Художественным оформлением занимался немецкий световик, профессионал экстра-класса Бертил Марк — он откатал с Земфирой российские концерты, а потом улетел заниматься другими проектами, но певица уговорила его сделать исключение для Киева. Очень жаль, что, в отличие от российского тура, на разогреве диджеил не он — его сеты были стильным украшением тех концертов.

Звук тоже был на высоте. Максимум, который можно выжать из киевского Дворца Спорта. Не мудрено, ведь нынешний звукорежиссер Земфиры — Майкл Бауэр, мастер с 25-летним опытом, включая 14 лет плотного сотрудничества с Rammstein.

По одним только этим именам видно, что Земфира подошла к туру серьезно и собрала революционную, как для СНГ, техническую команду. И это не пыль в глаза — такого звука и света не добивался ни один отечественный артист. Не зря на концерте задействовано 50 человек персонала, а аппаратуру возят пять огромных фур.

Певица и ее команда прорабатывали этот тур полгода, в том числе оттачивали весь продакшн на репетициях в знаменитой берлинской студии Black Box Music. Большая часть оборудования тоже закуплена в Германии.

В этой обстановке европейского уровня, с этим восхитительным светом и звуком, на сцене появились музыканты с инструментальным intro.

Ритм-секция — Дэн Маринкин (барабаны) и Алексей Беляев (бас). Они с Земфирой с 2007 года, поэтому на концертах получают больше всего аплодисментов от публики и добрых подколок от самой певицы. Дополнительные барабаны и акустическая гитара — Василий Яковлев (экс-участник Mooncake).

Гитара — Дмитрий Емельянов. Яркий пример постоянных «пятнашек» и перестановок в составах толковых групп в СНГ и того, что хорошие музыканты — нарасхват. Емельянов играет на клавишах в InWhite, играл с экс-гитаристом Земфиры Корнеем, временно заменял Шурова в Esthetic Education, пока тот выступал с Земфирой, а теперь сам стал гитаристом певицы.

Земфира появилась на сцене под бурный, но не оглушительный восторг фанов. Возможно, зрители измучились задержкой начала. Возможно, было слишком много «левой» публики, и получился концерт «для всех», а самые преданные фаны уже оторвались в Одессе. Возможно, киевляне рассчитывали, что певица сделает первый ход, подорвет, но она ждала от Киева того же.

Певица звучала немного устало, но выглядела, как всегда, волшебно. Мэйк-ап для киевского концерта ей делал Слава Чайка, чем успел похвастаться в соц.сетях.

Концерт открыли песни «Без шансов» и «Деньги» из нового альбома и старая «Ощущенья» — громко, наотмашь. Вместо того, чтобы показать себя, свои эмоции, слишком многие зрители стали снимать певицу на мобильные телефоны. Момент помпезного старта был утерян.

Далее пошел самый тяжелый в эмоциональном плане блок — песни «Похоронила», «Река», «Кувырок». Сгусток очень личных переживаний Земфиры. Кажется, на концертах она поет их не для вас, не для нас. Она максимально уходит в себя, так нужно.

Когда на песне «Похоронила» в сторону сцены полетело несколько букетов белых роз, да еще и в целлофане, смотрелось это не просто странно, а убийственно жутко и стыдно.

«Странно… Одесса — в два раза меньше и в два раза громче, — грустно удивлялась Земфира. — Я пела и поняла, что Киев и Одесса — э то как у нас Москва и Питер. Питер концерты “делает ” сам, а в Москве нужно... работать. Здесь то же самое. Хорошо, мы не против».

Исполнение песни «Жить в твоей голове» певица посвятила своим киевским друзьям и коллегам — группе «Океан Ельзи» («мы дружим давно и безнадежно» ). Строчку «и слушали тихий океан» с нежной улыбкой изменила на «и слушали Эльзы океан» . Песня-упоение, которая вживую звучит почти так же хрупко и благоговейно, как в записи.

«В метро» Земфира традиционно посвятила фан-зонам. И снова над зрителями взметнулись вверх белые розы, поломанные, раскромсанные.

На «Дыши», после десятков выброшенных и испорченных цветов, злополучный флешмоб все-таки состоялся — фаны передали Земфире белые розы, кто по одной, кто букетами. К концу песни у певицы в объятиях была собрана огромная охапка красивых шипов и лепестков. «Чайка» — один из эмоционально светлых моментов концерта, ощущение воздушности.

Песню «Если бы» Земфира посвятила еще одному украинскому другу и коллеге — клавишнику Дмитрию Шурову, с которым ранее откатала множество отличных концертов. «Димон!» — подмигнула она трибуне на последних строчках.

«Город» и «Прогулка» прошли слишком быстро, но хотя бы публика уже разогрелась, фан-зоны массово апплодировали и танцевали. «Ну как вы тут без нас жили? Как вам сегодня, звук хорошо, свет хорошо? — с легкой, добродушной издевкой спрашивает Земфира у зрителей. — Ну тогда… я ухожу, оставляя гору окурков» . И основная часть концерта завершилась песней «Итоги».

Ожидание бисов было максимально затянутым, совсем в духе Земфиры, но публику вознаградили сполна. То, на что многие надеялись, свершилось — певица вернулась на сцену не только со своими нынешними музыкантами, но и с Дмитрием Шуровым за клавишами.

Концерт по-настоящему начался только теперь, на бисах. Земфира и Шуров вжарили в паре как в старые-добрые времена. Потребовалось время, чтобы клавиши вывели на нужный уровень звука, в «Почему» они потерялись, зато в «Хочешь» дали те ноты, по которым так скучали фаны со времен тура «Спасибо».

Похоже, особое удовольствие самой Земфире доставляет исполнение кавера на «Дельфины» группы «Мумий Тролль». Улыбка, распевы, а на втором куплете певица позволила петь толпе, но толпа оплошала. Ситуацию спас Емельянов — неожиданно даже для Земфиры, он выручил зал и пропел в микрофон почти весь текст.


«Любовь как случайная смерть» с запредельно трагичными клавишами Дмитрия Шурова и драйвовая «Брызги» прозвучали в первый раз за весь тур — и, скорее всего, в последний. Особенный подарок для Киева, максимальный эмоциональный низ и драйвовый рок-н-ролльный верх. Вот только заслужил ли все это томный, сложный Киев? Следующая песня «Ариведерчи» оставила надежду, что да. Это был мощный стройный фанатский хор — пожалуй, единственный такой за весь концерт. Еще была попытка массовых зажженных огоньков мобильных телефонов под «Хочешь».

«Блюз» на втором бисе Земфира посвятила своим московским друзьям, которые специально прилетели на концерт — Ренате Литвиновой и Павлу Шевчуку. Некогда депрессивная вещь на этом концерте вдруг зазвучала светлее, с надеждой.

К третьему бису в зале оставалось несколько сотен человек. Самых настоящих и преданных, людей, способных по накалу страстей отдуваться за весь Дворец Спорта. Охрана — за что ей и организаторам благодарность и уважение — без проблем запустила всех желающих в первую фан-зону, да еще и раздавала воду.

И тут произошло «очевидное невероятное» — так выразилась сама Земфира и вызвала на сцену лидера «Океан Ельзи» Святослава Вакарчука. Под аккомпанемент Шурова и остальных музыкантов, музыкальная пара в обнимку исполнила «Let It Be» The Beatles. Читали текст с листа, а Вакарчук, заядлый битломан, вовсе запутался в словах, но это был номер не ради чистоты исполнения, а для души — и это была счастливая кульминация вечера. Украинский рок-фронтмен завел публику с пол-оборота, как он это умеет.

На прощание — «Не стреляйте». Неожиданно на сцене рядом с Земфирой появился мальчик лет двух-трех из первых рядов. Ребенок так и не понял, что случилось, и просился обратно к родителям.

Финальные строки «Не молчите, в этой рыхлой тишине я погибну» обретают больше смысла в контексте холодной, дохлой киевской публики.

Киеву повезло с Шуровым и Вакарчуком, но Киев этим не воспользовался. Город, который певица не просто ждала, а предвкушала, ее подвел. Никто не требовал совершать кувырок назад — достаточно было отпустить себя и свои комплексы, показать, что ценят.

«Я очень часто недовольна публикой. Иногда мне кажется, что они могли быть и активнее, и любить побольше» , — говорила Земфира в интервью Ренате Литвиновой в лайв-фильме «Зеленый театр в Земфире». Так и получилось в украинской столице. Просто нужно было ставить Одессу в финале тура.

Земфира, главное, не держите зла на Киев. Простите его за слабость и за то, что он так странно и отчаянно...

Фотографии и видео:

Десятимесячные гастроли по России, Украине, Белоруссии, странам Балтии и Европы получились у Земфиры увлекательными и насыщенными непредсказуемыми событиями. Во время тура она частично сменила состав, перетасовала сет-лист, что прежде с ней случалось нечасто. И добавила две композиции, которые еще в феврале петь не собиралась: "Любовь как случайная смерть" и "Оно плачет (Поцелуи)".

А еще - полюбила выступать в темных платьях, которые ей очень шли, продолжила игнорировать пресс-конференции, хотя и чаще общалась со зрителями со сцены. В Ростове-на-Дону в присущей ей бескомпромиссной манере обиделась на фразы из зала и, закрыв лицо руками, убежала со сцены. Затем вернулась и в песне "Аривидерчи", изменив слова, спела: "Я никогда не вернусь в Ростов!" Потом правда извинилась. Вдобавок, во время тура Земфира убедила известного саунд-продюсера из Киева Павло Шевчука обеспечивать ее общение с прессой (и тот бесхитростно не отвечал на запросы и предложения). И едва ли не впервые высказалась о чем-то кроме музыки, выступив против сноса зданий бывшей фабрики "Красный Октябрь", ставших ныне главной новой культурной площадкой Москвы. Там же, кстати, расположена и студия Земфиры (на месте фабрики планируется построить жилой квартал)… А для московских концертов пригласила из Германии большую группу спецов, чтобы организовать прямую трансляцию финальной программы в Интернете. Тоже впервые.

Зрителей при входе на концерт тоже встречали подарками. В зависимости от мест, указанных на билетах, кому-то вручали цветные фонарики-сердечки, кому-то белые или красные листы бумаги. А также инструкции о том, как с ними обращаться: Земфира всегда любила и умела устраивать на концертах флеш-мобы. И фан-клуб певицы (кому-то из самых преданных билеты достались бесплатно) вместе с режиссерами шоу с удовольствием вносил вклад в создание эмоционального и зрелищного шоу. Особенно впечатлило, когда трибуны выложили из белых и красных листов бумаги букву Z, знак бесконечности и огромное сердце.

Несмотря на предупреждение не приносить фото и видео-технику (отпечатанное даже на билетах!) многие снимали концерт на мобильные телефоны. Охрана не препятствовала (да и как это было сделать в переполненном зале?!). Тем более, что в инструкциях по флеш-мобу указывалось, и то в каких песнях включать фонарики на мобильных. Как правило - в медленных балладах. Поэтому те, кто тревожился, что придется сдавать в камеру хранения даже телефоны (ну не любит Земфира папарацци?!), опасался зря.

Сцена впечатляла тремя экранами. Больший - в центре: на нем транслировался видео-арт, причем заправляла всем Рената Литвинова, эмоционально дававшая указания оператору. Некоторые кадры казались не бесспорными: под песню "Чайка", например, шло видео того, как эта птица выклевывает глаза мертвому человеку. Хотя трек этот совсем не об этом, и настроение его совсем иное. Но режиссеру показалось более выгодным дать шокирующий кадр…Вряд ли чувствительные зрители будут любить после него чаек, как прежде.

Два экрана по краям транслировали происходящее на сцене в зал: на оба концерта пришли примерно по семь тысяч зрителей и, конечно, разглядеть происходящее на сцене из дальних секторов, без экранов, было сложно. Хотя звук был отменный едва ли не в любой точке, что случается на выступлениях, проходящих на стадионах (а ДС "Лужники" строили для игры в хоккей) не часто.

Ради этих концертов перед сценой построили и ее продолжение, называющее у профессионалов "язык". Земфира начала с эмоциональной песни на грани нервного срыва "Без шансов", продолжила другим треком с альбома "Жить в твоей голове" - "Деньги", которую пела резво, бойко и язвительно, постепенно переходя на почти скороговорку и, кажется, будто бы вгоняя себя в транс. А некоторые ее хиты зазвучали теперь несколько иначе. Песне "Мачо" очень пошли дополнительные гитарные проигрыши и нервно-атмосферное соло в духе U2 и Killers. Да и вообще гитарист Дмитрий Емельянов, прошедший с Земфирой весь тур был очень органичен для ее музыки. В хите "Прогулка" (неизменно включаемый в программу гастролей и являющийся у певицы редким: "почти танцевальным") ставка прежде делалась на электронные биты. Теперь все было сыграно на гитарах, следуя в оркестровке традициям группы "Кино" (которую Земфира очень любит). А вот исполнитель на флюгергорне Константин Куликов в ее составе впервые: на альбоме "Жить в твоей голове" хватает средне-темповых песен-размышлений и флегергорн драматично добавляет им света, воздуха, многозначительности и глубины…

Ближе к середине концерта Земфира все чаще выбегала на "язык", хлопала по протянутым ладоням зрителей. А потом и вовсе прыгнула в зал, к фанатам, прокатившись несколько метров на их руках.

В итоге шоу достигло такого эмоционального накала, что певица трижды выходила "на бис", а после третьего поблагодарила зал, попрощалась и пообещала "пойти в гримерку и умереть". Но никто не уходил и экран снова зажегся - уже с эмблемой нового проекта Uchpochmack , все участники которого, кроме Дэвида Брауна, прежде предпочитали скрывать свои имена.

Что, никто не сомневался? - Отреагировала на восторженную реакцию зрителей певица. И спела две песни, записанные уже с этим таинственным составом: Someday и Lightbulbs… Оставив зрителей гадать: когда и с какими музыкантами Земфира вернется на сцену уже в следующем туре…

Как прошел концерт Земфиры в Харькове.

МагнетиZм Z.

Как бы пафосно ни звучало, но когда речь заходит о Земфире, любые слова кажутся недостаточно сильными. В сущности, слова здесь и вовсе излишни, ибо это именно тот случай, когда лучше один раз увидеть. 23 апреля харьковчанам наконец подвернулся такой шанс - спустя 5 лет после своего последнего визита г-жа Рамазанова вернулась в наш город с презентацией свежего альбома «Жить в твоей голове», с аншлагом выступив во Дворце Спорта.


Концерт предварял диджейский сет, продолжавшийся около 45 минут. Зная, насколько продвинута Земфира в своих музыкальных предпочтениях, было несколько странно наблюдать за тем, как на сцене перед её выступлением орудует предводитель вертушек и выуживает из своего ноутбука жёсткое, немелодичное, однообразное электро; и только ремикс на «Cheap and Cheerful” The Kills и небезызвестная “We Are Your Friends” Justice vs. Simian приятно выделились из этой музыкальной какофонии.

К счастью, ложка дёгтя быстро исчерпалась и на сцену один за другим начали выплывать фигуры музыкантов. Гитары загремели жёстко, отрывисто и минорно, с первых же секунд задав тон всему концерту - стало ясно, что нас ожидает торжество минимализма, и былого карнавала с духовыми и клавишными времён альбома «Спасибо» больше не видать. Наконец, из-за кулис показалась Z. «Без шансов, без вариантов» - тут же затянула она без лишних прелюдий.

В первой части концерта Земфира отыграла почти все песни нового альбома - создалось впечатление, будто ей настолько не терпелось явить их на суд публики, что первым делом она именно это и сделала. Во время исполнения «Похоронила», заупокойно грустной и очень личной её композиции, к сцене потянулись букеты белым хризантем - в каждом городе украинского тура фанаты условились одаривать певицу определённым видом цветов; в Харькове выбор пал на хризантемы. Z. не успевала собирать охапки цветов, которые всё не иссякали.

Большинство песен «Жить в твоей голове» вживую звучали ещё более сумрачно, чем в студийной записи. Гитарист Дмитрий Емельянов, один из участников обновлённого состава группы певицы, терзал свой инструмент, как палач жертву, извлекая из него яростные и жужжащие рифы. На заднем фоне в это время будто бы маячил силуэт Джонни Гринвуда, гитариста Radiohead; а о сходстве нового звука Земфиры с легендарной пятёркой из Оксфорда не говорил только ленивый.

«Жить в твоей голове», титульная песня альбома, в этом плане стала настоящей отдушиной. Гитары умолкли, барабаны зазвучали торжественно и смирено, а Z. заняла место за синтезатором. Получилось невероятно трогательно и трагично.

Живое исполнение свежих песен не с чем было сравнивать, чего нельзя сказать о песнях старых. Последние в новых аранжировках обрели очередную, уже даже не вторую и не третью жизнь, порой изменяясь до неузнаваемости. Например, «Мачо» можно было идентифицировать только по тексту, а «Хочешь» из душераздирающей баллады превратилась в нежную колыбельную. Земфира эволюционирует, и её музыка эволюционирует вместе с ней. Она могла бы бесконечно повторять выигрышные комбинации, с которыми получила признание, но вместо этого она продолжает искать и экспериментировать. Наверное, этот факт и делает Z. той, которой она является - единственной и неповторимой.

Когда отгремели последние аккорды «Итогов», композиции, как нельзя лучше подходящей для финала, Земфира удалилась за кулисы, чтобы спустя 10 минут вернуться под шквал оваций. «Почему», «П.М.М.Л.», «Искала», конечно же, вызвали особо бурную реакцию публики - эти песни давно стали классикой. Особо стоит отметить кавер на «Дельфинов» Мумий Тролля, которым певица в этом туре частенько балует поклонников. Куплеты песни исполнял гитарист Дмитрий Емельянов, а припев - сама Z. Под конец номера звезда вечера настолько разошлась, что дала микрофон парню из первого ряда, который, впрочем, с честью справился на возложенную на себя высокую миссию.

«Аривидерчи» началась с неторопливой гитарной разминки и ознаменовалась хоровым пением зала, но перед очередным припевом гитары взревели в полную мощь и всё встало на свои места. Z. и музыканты откланялись, поблагодарили публику за тёплый приём и покинули сцену. Часть зрителей потянулась к выходу, но настоящие фанаты знали, что это ещё не конец.

На второй бис Земфира вновь отдала должное аудитории - закономерной песней «Спасибо». Потом был меланхоличный «Блюз» и совершенно обескураживающая «Не стреляйте», которая наверняка слушалась многими с комом в горле. И если до этого в воздухе сохранялось какое-то ощущение недосказанности, то теперь оно рассеялось, как утренний туман. Последнее слово было сказано. Занавес.

Концерт длился больше 2 часов, было сыграно 26 песен. Как уже было сказано, любые словесные декларации, применяемые к Земфире, слишком мелки по сравнению с тем, насколько талантлив и харизматичен этот человек. Она - поистине магнетический персонаж, от которого невозможно отвести взгляд. Её взгляд, мимика, жестикуляция - всё в ней выдаёт человека глубокого и сильного. У неё потрясающая энергетика, она способна держать аудиторию на расстоянии вытянутой руки и делать с ней всё, что заблагорассудится. Z. - настоящий феномен, и в чьей бы голове она ни жила, жить с ней в одну эпоху - огромное счастье.

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. blog comments powered by Disqus

Наши партнеры

На днях Земфира, колесящая сейчас по стране с туром «Маленький человек» выложила в сеть фото, где она нежно целует моложавую даму, снабдив его лаконичной подписью - «моя первая учительница». Снимок, так умиливший фанатов певицы, был сделан в Калининграде , где Мария Викторовна Булатова , так зовут даму, сейчас живет.

Как выяснилось, когда-то «первая учительница» преподавала в одном из уфимских лицеев и с пятого по девятый класс, учила будущую звезду русскому языку и литературе, а еще была ее классной руководительницей. Юная Земфира Рамазанова , говорят, с большим удовольствием ходила на уроки Булатовой, которая как-то призналась корреспондентам «Комсомолки», что ее ученица была, что называется, с норовом - дерзкая, независимая, но умная. И только сложный характер помешал будущей звезде получить золотую медаль - другие педагоги не всегда горели желанием найти подход к талантливой, но очень упертой девочке.

Очевидно, что Мария Викторовна, действительно, замечательный человек и педагог хороший, если спустя столько лет певица ее помнит. Бывая в Калиниграде , звонит и всегда находит время встретиться. А несколько лет назад даже преподнесла любимой учительнице велосипед в подарок - ну просто не ученица, а мечта!

НА ЗВОНКИ И ПИСЬМА ИЗ УФЫ НЕ ОТВЕЧАЕТ

А вот имена музыкантов первого, уфимского состава своей группы, Земфира почему-то предпочла стереть из памяти. А ведь именно с ними она стремительно ворвалась на музыкальный Олимп , записывала свои первые песни и ездила по стране, давая по 28 концертов в месяц! Так продолжалось до 2001 года, когда Земфира полностью сменила состав группы.

Уфимские музыканты - бас-гитарист Ринат Ахмадиев, ударник Сергей Созинов, клавишник Сергей Миролюбов и гитарист Вадим Соловьев всегда стояли за Земфиру, что называется, горой - ей даже охрана была не нужна! Но вот на днях встречаю Сергея Созинова, который сейчас играет в команде Игоря Саруханова , и он признается, что не виделся с подругой юности почти пятнадцать лет! Хотя оба по-прежнему живут в одном городе - Созинов давным-давно перебрался Москву .

Такая же ситуация и с другими земляками - звезда не удостаивает их вниманием, даже на концерты певицы им приходится покупать билеты. Накануне последнего визита Земфиры в родной город Сергей Миролюбов пытался встретиться с Рамазановой, но безуспешно - звонки и письма звезда как обычно проигнорировала. Кстати, стоит отметить, что за все время бывшие коллеги не сказали в прессе ни одного плохого слова в адрес певицы. О причине такого пренебрежительного отношения к ним остается только гадать.

Конечно, в России трудно найти рок-команды, способные, подобно Scorpions или Rolling Stones, продержаться вместе полвека. Тот же Юрий Шевчук неоднократно менял состав «ДДТ», но он никогда не забывает друзей юности - еще не было случая, чтобы кто-то из бывших «дэдэтэшников» покупал билеты на концерт группы. И в гримерке Юры-музыканта всегда не протолкнуться - сидят часами, курят, былое вспоминают. Бывшим Земфириным коллегам наверняка тоже есть что вспомнить. Но рок-дива их вряд ли пустит на порог.