Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон. Готика – более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило и свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния – пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусство Возрождения.

Франция. Классическое выражение готический стиль получил во Франции – родине готических соборов. В 12–14 веках происходит объединение французских земель, формируется государство, закладывается основа национальной культуры. Первые памятники французской готики возникли в провинции Иль-де-Франс (церковь Сен-Дени аббата Сугерия), центре королевских владений. В этих храмах сохранились некоторые черты романской архитектуры: массивность гладких стен, скульптурная лепка объемов, грузность башен фасада, четкость композиции, спокойные горизонтальные членения на четыре яруса, монументальная простота массивных форм, скупость декора. Величайшее сооружение рапной готики – собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари, заложен в 1163 году; достраивался до середины 13 века: венец капелл – в начале 14 века), отличающийся, несмотря на многочисленные достройки, целостностью внешнего вида. Он выстроен в центре древней части Парижа, на острове Сите, образованном течением Сены. В плане собор – пятинефная базилика со слабо выступающим трапсептом, квадратными ячейками главного нефа. Западный фасад гармоничен в своих пропорциях, ясных ярусных членениях и равновесии форм. Три перспективно углубленных портала стрельчатой формы выявляют толщу цокольного этажа, подчеркивая устойчивость сооружения. По всей ширине фасада проходит так называемая «галерея королей». Окно-роза под глубокой полуциркульной аркой отмечает своим диаметром центральный неф и высоту свода. Фланкирующие розу стрельчатые окна освещают залы первого этажа башен. Украшенный резьбой карниз и изящная аркатура из топких колонок придают легкость и стройность верхней части здания. Композиция фасада, построенная на постепенном облегчении форм, завершается двумя прямоугольными башнями, возвышающимися над кровлями. Все проемы порталов, окоп, арок варьируют форму стрельчатой арки, несколько пологую в нижнем поясе и заостренную наверху, что сообщает фасаду динамичность, у зрителя создается ощущение устремленности всех форм вверх. Скульптурный декор собора сохранился лишь па тимпанах, па вогнутых поверхностях портала, в цокольном ярусе.

Собор Нотр-Дам в Париже,
зодчие Жак из Шеля, Пьер из Монтрейля, Пьер из Шеля, Рави Жан, 1163 год – начало XIV века


Собор Нотр-Дам в Реймсе,
зодчие Жан из Орбе, Жан де Лу
1211 год – достр. в XV веке,
Франция, Реймс


Собор Нотр-Дам
в Амьене,
XII-XIV века,
Франция, Амьен

Каждый готический собор имел свое индивидуальное лицо, нес отпечаток искреннего вдохновения строителей. Наиболее верное представление о первоначальном облике французских готических храмов даст Шартрский собор, созданный в преддверии расцвета классической французской готики. Он захватывает зрителя ощущением стихийной мощи. Его строгие монументальные формы, своды, пронизанные могучей силой, несут печать бурной, жестокой и героической эпохи первой половины 13 столетия. Это замечательный пример слияния могучих архитектурных масс и линий, скульптуры и огромных, то сверкающих, то мерцающих витражей сдвоенных окоп, увенчанных розой. Они сохранились почти полностью в первоначальном виде и создают особую светоцветовую атмосферу, постоянно меняющуюся в зависимости от состояния природы.

Период зрелой готики отмечен дальнейшим совершенствованием каркасной конструкции, нарастанием вертикализма линий и динамичной устремленности ввысь. Обилие скульптуры и витражей усугубляет изобразительно-зрелищный характер соборов.


Собор Нотр-Дам в Реймсе,
центральный вид


Собор Нотр-Дам в Амьене,
центральный вход


Собор Нотр-Дам в Париже,
внутренний вид

Реймсский собор (заложен в 1211 году, закончен в 15 веке) – место коронования французских королей – воплотил национальный творческий гений Франции. Он воспринимался народом как символ национального объединения. Гигантский храм стопятидесятиметровой длины с высокими восьмидесятиметровыми башнями – одно из самых цельных созданий готики, замечательное воплощение синтеза архитектуры и скульптуры. По сравнению с собором Парижской богоматери все формы западного фасада Реймсского собора стройнее; пропорции фиалов, порталов удлинены, стрельчатые арки заострены. Неудержимый поток линий и масс, устремленных вверх, лишь слегка задерживается горизонтальными членениями. Основная тема выражена в энергии нарастающего ввысь движения гигантских стрельчатых порталов и примыкающих к ним контрфорсов. Порталы перекрыты пятью остроконечными вимпергами, украшенными резьбой. Средний портал выше и шире, острие его вимперга, нарушая горизонталь карниза, направляет взор ввысь. Бесчисленные детали конструкции, движение вертикальных тяг, аркбутанов, пинаклей (островерхие башенки), стрельчатых арок, колонок, контрфорсов, шпилей повторяют в следующих ярусах в разных вариациях и ритмах основную тему, как бы уподобляясь многоголосому хору. Движение замедляется, успокаивается в центре второго этажа огромной розой и стремительно нарастает в боковых частях в фиалах, острых стрельчатых арках галерей, завершаясь мощным взлетом башен. Переходы между отдельными формами, ярусами смягчаются игрой живописной светотени, не снимающей, однако, строгости архитектонического решения. Многочисленные скульптуры собора как бы перекликаются с шумной городской толпой, заполняющей в праздник площадь. Фигуры святых то выступают стройными рядами, образуя фризы, то собираются в группы, то стоят в одиночку на фоне порталов или в нишах, как бы встречая посетителей. Статуи сплетаются в орнаментальные ряды, подчиняются основным архитектурным лилиям. Архитектурно-скульптурные декорации собора пронизаны единым ритмом и воспринимаются как завершенное целое, как выражение высшего порядка, как некий идеальный, поражающий многосложностью мир. Внутреннее пространство Реймсского собора отличает та же ясность структуры и стройность пропорций как целого, так и отдельных деталей. Все внутри подчинено общему движению вперед к алтарю и устремленности вверх – к небу. Пучки тонких колонн убегают вверх, соединяясь со стрельчатыми арками и нервюрами сводов. Над арками боковых нефов тянется трифорий – фальшивая галерея, открывающаяся в центральное пространство короткими перебежками небольших аркад, дробящих своим ритмом мощные аккорды нижних аркад и готовящих восприятие огромных витражных стрельчатых окон и высоких нервюрных сводов перекрытия центрального нефа. Огромный хор с венцом капелл практически равен по ширине трансепту. Его залитое божественным светом пространство прекрасно воспринимается от самого входа – за 150 метров, неодолимо маня и притягивая к себе взоры и души молящихся.


Монастырь и собор
Мон Сен Мишель,
XIII век,Франция
остров Сен Мишель


Собор Святого Витта,
зодчие Матье из Арраса,
Парлержи, 1344-1420
Прага, Чехия


Замок Карлштейн,
основан Карлом IV
с 1248 года по XIII век,
Чехия, Млада-Болеслав

В Амьенском соборе наиболее полно выразился расцвет готической архитектуры Франции. В то время как Реймсский собор впечатляет внешним обликом, в котором ведущее значение приобрела скульптура, Амьенский собор восхищает своим интерьером – легким, огромным, свободным внутренним пространством. Освещенный витражами, он был теплым и лучезарным. Центральный неф собора отличается большой высотой (40 м) и протяженностью (145 м). Нефы, широкий трансепт, хор и капеллы стали менее самостоятельными частями, сливаясь с широким пространством всего интерьера. Фасад отличается чрезвычайно богатым убранством и полным слиянием архитектуры и пластики. В Амьенском храме, однако, пет полной гармонии между его внутренним и внешним обликом. Чеканная богатая отделка фасада с тремя углубленными порталами воспринимается лишь как оболочка огромного внутреннего пространства, окаймленного витражами, опоясывающими стены скульптурными лиственными гирляндами. В Амьенском соборе появляются и черты готики типа, переходного к ее позднему этапу – пламенеющей готике. Классическое равновесие пропорций нарушается, утрачивается соразмерность частей.

Во второй половине 13-го и в 14 веке еще продолжают достраивать начатые соборы, но типичным становится строительство небольших капелл по заказу гильдий или частных лиц. Чудесное создание развитой французской готики – двухэтажная королевская Святая капелла (Сент-Шапель, 1243–1248), выстроенная на острове Сите в Париже при Людовике IX. Она отличается безукоризненным изяществом общей композиции и совершенством всех пропорций, устойчивостью и пластичностью внешнего облика. В ее верхней церкви стены полностью заменены высокими (15 м) окнами, заполняющими простенки между тонкими опорами сводов. Изумительный эффект в этом хрупком здании создают многоцветные пурпурово-алые витражи, сияющие чистыми звучными красками. Западный фасад украшен прорезывающей его во всю ширину розой, исполненной в 15 веке. К выдающимся памятникам 13 века относится аббатство Мон Сен-Мишель.


Колодец пророков


Пророк Даниил


Пророк Иеремия


Пророк Захария


Пророк Моисей


Пророк Давид

Германия. Готический стиль в Германии развивался па основе художественного опыта французов, ярко выраженного в синтетическом типе северных французских соборов. Однако немецкое искусство не обладало цельностью и единством французской готики. В немецких соборах нет изящества, ажурности и чувства меры, присущих французским. Драматизм, экспрессивность, отличавшие немецкую готику, сочетались в архитектуре с сохранявшимися романскими традициями. Планы соборов просты, большей частью в них отсутствуют обходной хор и венец капелл. Во внешнем облике здания присущая готике устремленность вверх получила предельное выражение. Часто встречался тип однобашенного собора, напоминающего гигантский кристалл, шпиль которого гордо врезается в небо. Наружные формы строги, свободны от резного и скульптурного декора. Во Фрейбургском соборе (около 1200 года – конец 15 века) с мощной башней фасада, завершающейся ажурным шатром из каменных брусьев, интерьер с невысоким средним и широкими боковыми нефами производит мрачное впечатление. Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248– 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 веке. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш.


Миланский собор, зодчие
Симон де Орсениго, Органи, Амадео, Солари, Тибальди,
1386 – XV век, достр. в XIX веке


Сиенский собор,
зодчие Пизано,
Джованни ди Чекко
1220-1377, Сиена


Башня дворца Дожей
зодчие Далле Массенье,
Бон Джованни, с 1309 года
по XVI век, Венеция


Санта Репарата
Музей дель Дуомо, Флоренция


Надежда, 1330
Баптистерий, Флоренция


Кампанила собора Санта
Мария дель Фьоре, 1337-1343

Италия. Особенно богата памятниками светской архитектуры Италия. Своеобразный облик центральной площади Святого Марка в Венеции во многом определяет архитектура обширного по размерам дворца Дожей (правителей республики; 14–15 века), поражающего великолепием. Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью. Черты крепостной романской архитектуры сохраняет грандиозный палаццо делла Синьо¬рия (палаццо Веккьо, 1298–1314) во Флоренции. Скупо расчлененное небольшими окопными проемами трехэтажное здание, облицованное грубо обтесанными квадрами камня, воспринимается как цельный монолит. Его суровый облик, его пластическую мощь подчеркивают смело выступающий вперед ярус машикул и крепостных зубцов и горделиво устремленная вверх грозная сторожевая башня. Сооруженное на месте разрушенного феодального замка, палаццо Веккьо служило олицетворением могущества свободного города. В палаццо Веккьо намечаются черты, получившие развитие в архитектуре жилого дома, дворца эпохи Возрождения.


Собор Святого Витта,
внутренний вид


Миланский собор,
вид сверху


Андреа Пизано, Посещение,
1330, Баптистерий, Флоренция

Собор Парижской Богоматери. Доподлинно известно, что Париж возник прямо посреди Сены на крошечном островке Сите. Здесь местное галльское племя паризиев (от его названия и произошло имя французской столицы) на месте неприметного рыбацкого селения Лютеция заложило первые кварталы будущего города. Похожий на корабль остров посреди Сены завоевывали римляне, на него обрушивались полчища гуннов, грабили его норманны и другие пришельцы. Но вопреки превратностям судьбы он продолжал плавание по векам истории. Недаром герб Парижа – корабль, плывущий по волнам, а девиз – «Его качает, но он не тонет». Многие гости Парижа начинают знакомство с городом с Сите. Ведь именно здесь находятся и ажурная часовня Сент-Шапель, и мрачный замок – бывшая тюрьма Консьержери, и знаменитый Собор Парижской Богоматери... Описать Нотр-Дам де Пари лучше, чем это сделал Виктор Гюго в своем романе «Собор Парижской Богоматери», – невозможно. Огромное здание собора стоит на площади рядом со старинными домами и угрюмым, словно изборожденным морщинами парижским госпиталем. На этой площади танцевала цыганка Эсмеральда с козочкой; отсюда, с паперти собора, следил за нею брат Фролло; по химерам собора карабкался Квазимодо. По соборной площади шествовали когда-то короли и королевы Франции, по ней чеканил шаг Наполеон, чтобы под готическими сводами Нотр-Дам де Пари быть провозглашенным императором. Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Это место с древности считалось священным, и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога.


Ханс Мульчер
Святая Троица, 1430,
Собор в Ульме, Германия


Мишель Коломб, Святой
Георгий, поражающий дракона,
замок Гайон, Франция


Мишель Коломб
Надгробная плита Маргриты де Фой,
1502, собор, Нант, Франция

В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города – 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. У входа приезжие купцы раскладывали свой товар и заключали сделки. Сюда городские модницы приходили похвастать своими нарядами, а сплетницы – послушать новости. Здесь устраивались танцы и шествия ряженых, иногда даже играли в мяч. Во время опасности в соборе укрывались жители окрестных деревень не только со своим скарбом, но даже и со скотом. Профессора читали лекции студентам, прерываясь во время богослужений.

Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его – 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность. Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно.

К середине XIX века Собор Парижской Богоматери значительно отличался от того, каким его видели парижане в XIII веке. Исчезли, поглощенные почвой Сите, все одиннадцать ступеней лестницы. Не стало нижнего ряда статуй в нишах трех порталов. Не стало и верхнего ряда статуй, украшавших когда-то галерею. Внутри собор тоже сильно пострадал. Исчезли великолепные статуи и цветные витражи, заменен готический алтарь. Вместо них появились толпы амуров, бронзовые облака, мраморные и металлические медальоны. Собор был испорчен. Более того, ему угрожало полное разрушение. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.

В заключение нельзя не отметить количество и качество ручного труда, затрачиваемого на сооружение готических соборов. С одинаковой тщательностью выполнялись как самые важные фрагменты храма, так и мельчайшие детали. Соборы строились не для людей, а для Бога, которому видно всё. Общий порыв объединял каменщиков и скульпторов, плотников и стеклодувов, мастеров бронзового литья и кровельщиков – ремесленников с большой буквы, по духу своему – настоящих художников, вложивших в свои произведения и душу, и талант, и мастерство. Возникнув в монастырской среде, готика стала стилем городских соборов, которые возводили жители города на свои средства, демонстрируя таким образом свою независимость. Поэтому строительство готических соборов часто растягивалось на несколько веков, правда, первоначальный замысел при этом не искажался. Самыми яркими примерами такого "долгостроя" являются Кёльнский и Миланский соборы, первый из которых строился 312 лет, а второй – 470. К моменту их завершения во многих европейских странах, в частности, в Англии и в Австрии, получило распространение течение, названное неоготикой и развившееся на почве национального романтизма. Восторг, восхищение перед умением готических мастеров "оживить" косную массу камня, заставить ее жить по законам органической материи, вдохновляли таких мастеров архитектуры рубежа 19-20 веков, как Антонио Гауди, даже в сроках строительства своего знаменитого собора Саграда Фамилья в Барселоне (до сих пор не завершенного), повторившего опыт готических мастеров.

Историзм
Ампир

Постепенно стал вытесняться новым стилем – готикой.

Этот период в развитии средневекового искусства на территориях Центральной, Западной и Восточной (частично) Европы пришёлся на XII-XVI вв. Сначала термин «готика» относился к архитектуре, но постепенно он охватил практически все виды изобразительного искусства.

История стиля

Начала свое шествие по Европе с середины XII в. с Франции. С XIII в. она уже распространилась на территории современных Англии, Австрии, Германии, Испании, Чехии.

Готический собор в Кутансе (Франция)
В Италию готика пришла несколько видоизменённой, её так и называли: «итальянская готика». А Восточная Европа приняла этот стиль позже и распрощалась с ним также позже – в XVI в.
Хотя говорить о прощании с готикой, пожалуй, будет неправильным: в середине XIX в. (этот период назвали периодом эклектики – смешения стилей) архитектура часто стала прибегать к элементам готики, а позднее заговорили уже о неоготике. Неого́тика («новая готика») возникла в Англии в 40-е годы XVIII в. – это было возрождение форм и конструктивных особенностей средневековой готики.
В начале XIX в. появился термин «готический роман», который обозначал литературный жанр эпохи романтизма (литература тайн и ужасов, действие в таких произведениях часто проходило в «готических» замках или монастырях).
В 1980-е годы термином «готика» начали обозначать музыкальный жанр («готический рок»). Вокруг него затем сформировалась «готическая субкультура».
Так что с некоторой долей уверенности можно сказать, что готика скорее жива, чем устарела или мертва.

Значение термина

Слово «готика» происходит от итал. gotico (непривычный, варварский) и сначала использовалось в качестве бранного. Джорджо Вазари (основоположник современного искусствознания, итальянский живописец, архитектор и писатель) впервые применил этот термин, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. В эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским».
Готическое искусство было культовым по своему назначению, а по тематике – религиозным. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Искусствоведы выделяют раннюю, зрелую и позднюю готику.

Готическая архитектура

Поскольку готический стиль начал формироваться в архитектуре, с неё мы и начнём наш рассказ. Итак, Франция.
Французский готический стиль стал образцовым. На территориях большинства стран Западной и Центральной Европы он уже начал обрастать национальными архитектурными традициями.

Верхняя капелла Сент-Шапель
Почему именно Франция?
Дело в том, что отличительной чертой королевской власти во Франции являлся её сакральный характер: считалось, что короли наделяются властью исключительно Богом при исполнении обряда миропомазания. Миропомазание стало главным обрядом при короновании всех французских королей начиная с Карла Лысого в 869 г. до событий Великой Французской революции. Эта особенность королевской власти и стала той движущей силой, благодаря которой образовался новый стиль архитектуры, которому будут подражать на всей территории нынешней Франции и большей части Европы в период высокого и позднего Средневековья.
Собор был центром городской жизни в эпоху Средневековья. По воскресеньям в нём проходили мессы. В остальные дни недели там велись деловые переговоры между купцами, шли заседания городской общины и т.д. Собор играл большую роль в образовании, поскольку витражи представляли собой целые книги по религии, истории, ремёслам. Церкви служили убежищем для подозреваемых в преступлениях, которые хотели быть судимы по епископским законам, а не городским судом. Собор играл большую роль в планировке города: ни одно здание не должно было быть выше его. Собор определял силуэт города и был виден издалека. Все улицы расходились от паперти.

Собор в панораме г. Анжера
Типичная схема готического собора: нижний ярус, состоящий из трех порталов, средний ярус со световым проемом, и верхний ярус – две башни. Эта схема впоследствии станет классической для больших соборов на территории Франции. Для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени – новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Схема готического храма
C появлением крестового свода соборы приобрели вид громадных ажурных фантастических сооружений. Основной принцип работы конструкции: свод не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры (нервюра – выступающее ребро готического каркасного крестового свода) на колонны (столбы). Это нововведение позволило облегчить конструкцию за счёт перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку», их толщина больше не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон, и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре.
Наиболее известные архитектурные памятники в готическом стиле во Франции: Собор Парижской Богоматери , Реймсский собор , Шартрский собор , Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель .

Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris)

Католический собор в центре Парижа, географический и духовный центр французской столицы. Строился с 1163 по 1345 гг. Его высота – 35 м, длина – 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен – 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне – 13 тонн.
В архитектуре собора присутствуют отголоски романского стиля Нормандии, но использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции.
Главный фасад собора имеет три портала. Над тремя стрельчатыми порталами входов расположены скульптурные панно с эпизодами из Евангелия.
Центральный и два боковых портала Собора Парижской Божьей Матери
Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. В центре Христос-Судия.
На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане – Христос и два ангела с двух сторон.
Двери украшены коваными рельефами.
Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (отдельные статуи фантастических существ).
Химер поставил реставратор – архитектор Виолле-ле-Дюк.
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора также добавлен реставратором вместо разобранного в 1786 г. Его высота – 96 м. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой – животное, символ евангелиста: лев – символ Марка, бык – Луки, орел – Иоанна и ангел – Матфея.
Бо́льшая часть витражей выполнена в середине XIX в. Главный витраж (роза) над входом в собор частично сохранился от средних веков (9,6 м в диаметре). В центре её Богоматерь. Большой колокол и более мелкие колокола имеют каждый своё имя.
Первый большой орган был установлен в соборе в 1402 г.

Скульптура

В создании образа готического собора большую роль играла скульптура. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур населяют собор зрелой готики.
В период готики активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура является неотъемлемой частью ансамбля собора, т.к. вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь. Она оживляет, одухотворяет архитектурные массы.

Скульптуры в соборе Магдебурга (Германия)

Живопись

Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Цветовая палитра готических витражей стала богаче и красочней. В витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
Витраж святого Иосифа в приходской церкви св. Троицы в Ровище (Хорватия)
На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры: иллюстрировались рукописи, создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (ок. 1411-1416).
Развивается жанр портрета. Начинает возвращаться натурализм, который заложил основы развития Возрождения.

Жан, герцог Беррийский, фрагмент миниатюры из его Великолепного часослова работы братьев Лимбургов

Готика в России

В средние века Россия находилась под влиянием византийской цивилизации, готика здесь практически была неизвестна. Хотя определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля.

Никольская башня была перестроена в готическом стиле в начале XIX в.
Пример готических построек на территории Руси – Грановитая палата (1433 г.), а также звонница Софийского собора (1439 г.) Великого Новгорода. Она неоднократно перестраивалась в XVI-XX вв.
Влады́чная (или Гранови́тая) палата – памятник архитектуры XV в., построенный в стиле кирпичной готики. Он расположен на территории Новгородского детинца. Это одна из старейших сохранившихся гражданских построек Руси. Здание включено в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО вместе с другими историческими сооружениями Великого Новгорода.

Грановитая палата
Готическая архитектура появилась в России только в эпоху неоготики (в конце XVIII в.). Её появление связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена.

Чесменский дворец
В Санкт-Петербурге по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774-1777) и Чесменская церковь (1777-1780).

Чесменская церковь
Наиболее выдающийся памятник русской готики – императорская резиденция в Царицыне (XVIII в.)
Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова, а после его отстранения – по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). Рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления – классицизма . Резиденция состоит из Большого дворца, «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы.

Царицыно
В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
В Самаре в начале XX в. был построен католический храм в стиле неоготики . Он имеет форму креста. Фасад украшен пинаклями. Высота башен – 47 м. В первоначальном виде храм был богато украшен, внутри до 1913 г. звучал орга́н. В настоящее время в алтаре находится фреска – копия картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста».

Храм Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре
Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия), а также в Выборге .

Костёл Гиацинта в Выборге

Готическое искусство представляет следующую после романского ступень развития средневекового искусства. Название это условно. Оно было синонимом варварства в представлении историков Возрождения, которые впервые применили этот термин, характеризуя искусство средних веков в целом, не видя в нем его ценных сторон.

Готика - более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Он поражает единством и целостностью художественных проявлений во всех видах искусства. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включило в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния - пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.

Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.

Готическое искусство - искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся ценою напряженной борьбы известной независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общественной жизни Европы - высоким подъемом производительных сил, разрастающимся пламенем грандиозных крестьянских войн и победой к началу 13 в. коммунальных революций. В некоторых странах королевская власть, опиравшаяся на союз с городами, возвысилась над силами феодальной раздробленности.

Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождали стремления к знанию и непрестанным исканиям. С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникли центры науки - университеты. Они стали ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства. В рамках схоластической философии, пытавшейся примирить веру с разумом, возникли еретические учения, вызванные ростом критического мышления, ставились серьезные философские проблемы, уделялось много внимания общим вопросам, связанным с жизнью человеческого общества и познанием самого человека. Философ Пьер Абеляр считал необходимым доказывать религиозные догматы с помощью разума, для него главным было «сопротивление авторитету церкви». В схоластику проникал интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце 12 и 13 вв. распространилось близкое к материализму учение арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делались попытки примирить христианские догматы и наблюдения действительности. Реальный мир уже не отрицался полностью, его рассматривали как совершенное творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменилась более светлым и радостным восприятием красоты мира. Суровые нравы смягчились. Вместо с тем росло самосознание народа. В ходе борьбы, в разгаре жакерии, в накаленной атмосфере городов, боровшихся за коммунальные вольности, проповедовавших реформу церкви, рождалось сознание братства и равенства, лаконично выразившееся в изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»

В придворной рыцарской среде 12-14 вв. возникло светское, глубоко личное отношение к миру. Наряду с эпосом и рыцарским романом расцвела любовная лирика трубадуров - провансальская поэзия, знамение нового времени. В поэзию проникали индивидуальные чувства. Развивалась городская литература, склонная к ярким картинам обыденной жизни. В музыке на смену унисону (одноголосью) пришло многоголосье. В мощных хоровых гимнах городская община непосредственно выражала свои чувства, в мистериях деревенские жители и цеховые ремесленники разыгрывали сцены из священного писания. Возникали комические театральные жанры: на площадях представлялись фарсы, высмеивавшие духовенство, в храмах устраивались «нечестивые мессы», шутовские процессии.

В средневековых городах второй половины 12-13 вв. зародились новые формы архитектуры и изобразительного искусства, более сложные и многозначные, в них сочетались мистика и рационализм, спокойная сосредоточенность и страстные порывы, искреннее живое чувство и догматизм, буйство фантазии и тяга к единообразию, упорядоченности, устремленность в мир мечты и острая наблюдательность, празднично-прекрасное и обыденное, уродливое. В искусстве зарождалось стремление выразить духовные силы и способности человека.

Между романским и готическим стилем трудно провести четкую хронологическую границу. 12 в.- время расцвета романского стиля; вместе с тем с 1130г. появляются новые формы, положившие начало готике (ранняя готика). Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика) в 13 в. Угасание стиля приходится на 14 и 15 вв. (пламенеющая готика).

В разных странах готический стиль имеет своеобразные черты. Однако это не отрицает его общности и внутреннего единства. Во Франции - на родине готики - произведения этого стиля характеризуются ясностью пропорций, чувством меры, четкостью, изяществом форм, В Англии они отличаются тяжеловесностью, перегруженностью композиционных линий, сложностью и богатством архитектурного декора. В Германии готика получила более отвлеченный, мистический, но страстный по выражению характер. В Испании готические формы обогатились элементами мусульманского искусства, привнесенного арабами. В Италию, где расцвет городов к концу 13 в. создал благоприятную почву для возникновения культуры Проторенессанса, проникли лишь отдельные, преимущественно декоративные элементы готики, не противоречащие принципам романской архитектуры. Но в 14 в. готика распространилась в Италии повсеместно. Пламенеющая готика достигла своего высшего завершения в Миланском соборе (конец 14-15 вв., достроен в нач. 19 в.).

Архитектура
Архитектурный облик западноевропейских вольных городов надолго определился готическими сооружениями - соборами, ратушами, биржами, крытыми рынками, больницами, жилыми домами, сосредоточенными около площади, к которой сбегались тесные кривые улочки кожевников, красильщиков, плотников, ткачей и т. д. Строительство осуществлялось теперь не только церковью, монастырями и частными лицами, но и общиной (организованными в цехи профессионалами ремесленниками и архитекторами). Между строительными артелями, странствовавшими из города в город, существовали связи, обмен опытом, знаниями. Самые значительные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Часто над созданием одного памятника трудились многие поколения. Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны, зрелищно декорированы. Их формы поражали динамичностью, легкостью и живописностью. Стройный силуэт собора с острыми шпилями и башнями определял характер городского пейзажа. Вслед за собором устремлялись вверх жилые постройки, в них увеличивалось количество этажей, вытягивались вверх двускатные щипцовые (остроконечные) крыши. Замкнутый кольцом крепостных стен, город развивался вверх. Предназначенный для многочисленной толпы мирян, собор был главным общественным центром города. Помимо богослужений, здесь устраивались городские собрания, протекали диспуты, читались университетские лекции, разыгрывались духовные драмы - мистерии.

В замысле образа собора проявились не только новые идеи католической религии, но и новые представления о мире, возросшее самосознание горожан. Динамичная устремленность ввысь всех форм храма была порождена идеалистическим «стремлением души к небу», пробудившейся тоской о вселенной и одновременно рациональными соображениями, вызванными теснотой городской застройки. Башни собора выполняли функции дозорной и пожарной вышки. Иногда они увенчивались фигурой петуха - символа бдительности. Для организации просторных интерьеров с развивающимся ввысь и вглубь пространством в соборе была применена новая конструктивная система свода, сложная и логичная, свидетельствовавшая об огромном прогрессе мысли, техники.

Готический собор, по сравнению с романским,- новая ступень в развитии базиликального типа постройки, в которой все элементы стали подчиняться единообразной системе. Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, прорезанные сетью выступающих ребер-нервюр (выложенных из камня), внутренние (колонны, столбы) и внешние (контрфорсы) опоры. Усилия зодчих были направлены к тому, чтобы выделить и укрепить основной, несущий скелет здания и до предела облегчить сводчатые перекрытия. С этой целью было изменено распределение сил тяжести и распора сводов. Главный неф делился теперь на ряд прямоугольных в плане отрезков. Каждый из них перекрывался перекрещивавшимися стрельчатыми арками. Форма стрельчатой арки уменьшала распор свода. Облегчению его веса способствовала сеть нервюр, расчленявшая свод на небольшие отрезки, заполненные более тонкими, чем прежде, оболочками свода.

Снизу нагрузку нервюрного свода принимали мощные столбы. На каждый столб приходилось несколько нервюр, сходящихся в пучок; их тяжесть принимали на себя служебные колонки, окружающие столб. Большая часть бокового распора и часть его вертикального давления переносились на вынесенные наружу контрфорсы - столбы-пилоны с помощью аркбутанов (открытых опорных полуарок). Аркбутаны перебрасывались через крыши боковых нефов к основанию сводов центрального нефа.

Все это дало возможность перекрывать широкие пролеты и различные по форме отрезки пространства, а также поднять свод на головокружительную высоту. Храм наполнился светом. Стена, освобожденная от опорных функций, прорезывалась большими стрельчатыми окнами, нишами, галереями, порталами, облегчавшими ее массу и связывавшими интерьер храма с окружающим пространством.
Характерная особенность готической архитектуры - арка стрельчатой формы, определяющая во многом внутренний и внешний облик готических зданий. Многократно повторяясь в рисунке свода, окон, порталов, галерей, она своими динамичными очертаниями усиливает легкость и энергию архитектурных форм.

Сильное впечатление производит готический собор внутри. Его интерьер - просторный, светлый, рассчитанный на многолюдную толпу,- сразу раскрывается перед зрителем и захватывает стремительным движением на восток, так как главный вход находится теперь на западной короткой стороне. Границы между трансептом и продольным пространством нефов почти стираются. Капеллы сливаются, образуя сплошной венок; они отделяются от храма колоннадой, в которой как бы растворяются стены. Обширное пространство храма становится слитым и легко обозримым, динамичным, рождающим бесконечную смену зрительных впечатлений. Пространство безмерно протяженных нефов стремительно развивается в глубину - к алтарю, хору, озаренному светом, заставляющим трепетать всю атмосферу; убыстряющимся вверх ритмом оно возносится под сень легких сводов. Туда ведет взор движение всех линий столбов, нервюр, колонок, стрельчатых арок, как бы стремящихся в бесконечность. Льющиеся сверху, из окон с цветными стеклами потоки разноцветного света смешиваются в пространстве, играют на пучках колонн. В праздничные дни собор представлял особо торжественное зрелище: голоса поющих детей и звуки органа наполняли пространство и порождали мистическое настроение. Они как бы уносили в некий неизведанный, по влекущий к себе, находящийся за пределами земли одухотворенный мир и в то же время подымали человека над обыденным к возвышенному, совершенному.

Значительно изменился и внешний вид собора, ибо внутренняя структура здания проецируется на внешнюю; внутренние членения продольной части здания угадываются в его фасаде. Внутреннее пространство как бы перетекает во внешнее. Образ храма утратил суровую замкнутость, и храм как бы обращен к площади. В нем возросла роль главного западного фасада с монументальными, богато украшенными порталами, которые прежде размещались на боковых стенах. Высокие, легкие башни, многочисленные вертикальные тяги и шпили, стрельчатые формы окон и порталов с вимпергами (остроконечными завершениями над окнами и порталами) рождали впечатление неудержимого движения вверх и преображали собор, по словам Родена, в «симфонию света и тени». Сложная система скульптурного декора превращала каменную стену в подобие легкого кружева, контуры становились воздушными, точно растворяющимися в окружающей среде. Цветные окна, занимающие верхнюю часть стены, сквозные галереи способствуют тому, что здание как бы утрачивает материальность, однако это не лишает его впечатления монументальности - детали подчинены четкой логической и строгой конструкции.

Г отика — период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы.

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья.

Происхождение термина

Однако варварского в этом стиле ничего не оказалось: напротив, он отличается большим изяществом, гармоничностью и соблюдением логических законов. Более правильное название было бы «стрельчатый», т.к. стрельчатая форма дуги составляет существенную принадлежность готического искусства. И, действительно, во Франции, на месте рождения этого стиля, французы дали ему вполне соответствующее наименование — «стиль оживаль» (от ogive — стрелка).

Три основных периода:
— Раннеготический XII-XIII века.
— Высокая готика — 1300-1420 гг. (условно)
— Поздняя готика — XV век (1420-1500 гг.) часто называют «Пламенеющая»

Архитектура

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Изобразительное искусство

Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.

В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура - неотъемлемая часть ансамбля собора, она - часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.

Живопись . Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись. Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее - наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.

На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы (рыцарские романы и пр.) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Великолепный часослов герцога Беррийского» (около 1411-1416).

Орнамент

Мода

Интерьер

Дрессуар - посудный шкаф, изделие мебели поздней готики. Нередко покрывался росписью.

Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук). Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла. Одним из наиболее распространённых приемов изготовления мебели была рамочно-филёнчатая вязка. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины - дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке - ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник.

Таинственный, величественный, даже устрашающий – все эти эпитеты относятся к одному и тому же стилю. Он занимает отдельную нишу практически во всех видах искусства: скульптуре, живописи, книжной миниатюре, витраже, фресках. Но в современном мире готический стиль неожиданно воплотился модными течениями в одежде, макияже и интерьерах.

Готический стиль

Готикой принято называть отрезок развития в средневековом искусстве на Западе, в Центральной части и на Востоке Европы. В исторической шкале этот период относится к XII — XVI веку. Готика пришла на смену романтике, постепенно вытеснив ее. Термином «готика» все чаще называют известный стиль архитектуры, характеризирующийся как ужасно прекрасный и страшно величественный.

Зародилась готика еще в средине XII столетия в северной Франции. До XIII века она не только распространилась, но и надежно укоренилась на территории, занимаемой современной Германией, Австрией, Чехией, Испанией и Англией. Италия «заразилась» готикой позже, с огромным трудом и большой трансформацией, что привело к возникновению течения «итальянская готика». Конец XIV столетия отличился появлением в Европе так называемой интернациональной готики. В восточно-европейских странах готика проявилась позже, но и продержалась немного дольше.

Ужасающе-прекрасная архитектура




Здания и произведения искусства, содержащие в себе свойственные готике элементы, созданные во времена эклектики, то есть в средине позапрошлого века и позднее, характеризуются термином «неоготика».

Неожиданным для всех стало возникновение в начале 1980-х жанра музыки, именуемого «готикой». Такой современный готический стиль применялся как название возникшего в те годы «готического рока», а позже и молодежного движения, которое сформировалось на основе такой музыки — «готической субкультуры».

Само название произошло от итальянского слова gotico, что в переводе значит варварский или непривычный. Но данный стиль к Goten, то есть варварам, готам историческим, не имеет никакого отношения. Сначала это слово использовалось как брань. Первым это понятие в нынешнем его значении применил Д. Вазари, отделяя Ренессанс от Средневековья. Готикой завершилось развитие средневекового европейского искусства. Возникшее на базе романских культурных достижений, в эпоху Ренессанса это средневековое искусство считалось «варварским», по назначению — культовым, а по тематике — религиозным.

Готика — это целый культурный пласт, включающий в себя архитектуру, литературу, изобразительное искусство

Готический стиль Средневековья особенно ярко отображает храмовая, соборная, церковная и монастырская архитектура, которая формировалась на базе романской, или точнее бургундской средневековой архитектуры. Но готика отличается от романской стилистики, ее круглых арок, массивных стен и маленьких окошек. Она выделяется арками с заостренным куполом, узкими и высокими башнями и колоннами. Фасад богато украшался резными фрагментами (вимпергами, тимпанами, архивольтами) и многоцветными витражными стрельчатыми окнами. Большинство элементов стиля подчеркивается вертикальной направленностью.

XVIII- XIX века ознаменовались развитием художественного стиля под названием неоготика или «возрожденная готика». Позаимствовав традиции и формы классической готики, неоготика, зародившаяся в Великобритании, распространилась также в странах континентальной Европы и даже Америки.

Временами элементы неоготики причудливо переплетались с самыми новыми для той поры технологиями. К примеру, Бруклинский мост в Нью-Йорке на стойках был оборудован арками в виде готических окошек. Самым выдающимся образцом неоготики считается здание парламента Британии в Лондоне.

Знаменитый Вашингтонский кафедральный собор, построенный в неоготическом стиле (1907-1990 гг.)

Интерьер собора

Полный вид снаружи — действительно монументальное сооружение

А это — фасад церкви Св. Маклу (15-16 ст.) во Франции, построенная в стиле пылающей готики. Действительно завораживающее зрелище

Собор Св. Патрика, Нью-Йорк. Неоготика, 1858-1878 гг.

Уникальным примером готического стиля в Руси являются постройки Грановитой палаты и звонницы на Софийском соборе в Великом Новгороде. В средневековой России, которая находилась под влиянием византийского искусства, готику практически не воспринимали как стиль, достойный внимания. Определенное подобие с готикой заметно лишь в строениях башен и стен на Московском Кремле.

А вот неоготическим стилем отличается императорская резиденция в Царицыне как наиболее выдающийся памятник «русской готической архитектуры» и самый крупный псевдоготический комплекс Европы.

Что касается мебели, то самым ярким образцом стиля считается дрессуар или шкаф для посуды. Нередко его покрывали росписью. Вся мебель той эпохи отличается простотой и тяжеловесностью. Например, одежда и бытовые предметы впервые начали хранить в специальных шкафах, хотя раньше для этого использовались исключительно сундуки. Так в концы Средневековья появились прототипы современной мебели: шкафов, кроватей и кресел. Один из самых распространенных в те времена элементов мебели — филенчато-рамочная вязка. Основными материалами на западе и севере Европы являлись местные древесные породы, в том числе орех, дуб, сосна, ель, а также лиственница, кедр и можжевельник.

Характерная черта архитектуры — высокие, вытянутые стрельчатые своды, окна, порталы


В эпоху Крестовых походов произошел переворот в изготовлении оружия. Европейцам удалось на Востоке познакомиться с легкой сталью, поддающейся ковке. Тяжелым кольчугам пришлось отступить перед новым видом доспехов. В них шарнирами соединялись кусочки металла, что позволяло покрыть всю поверхность самой сложной формы, оставив достаточно свободы для движения. От такой необычной конструкции новых лат появилась и новая форма в европейской одежде. В то же время создавались все наиболее известные сегодня способы кроения.

Благодаря готической моде на смену свободной романской рубашкоподобной форме одежды пришел сложный облегающий покрой. Пиком совершенства готического костюма стало окончание XV века, когда вся Европа покорилась моде, созданной при дворе Бургундии. В это время был укорочен мужской наряд, а длинную одежду носили только люди пожилого возраста, врачи и судейские. За счет облегающей куртки или упелянда, узких шоссов и короткого плаща одежда стала воплощением эстетических идеалов эпохи, подчеркивая стройный образ галантного юноши, грациозного кавалера. Женская одежда изменилась за счет отделения юбочной части от лифа. Юбка по ширине увеличилась благодаря дополнительным тканевым вставкам. Верхнюю часть наряда представлял узенький лиф, облегающие длинные рукава, треугольный вырез на спине и груди. Плечи женщины отклонялись назад, отчего образовывался силуэт, напоминающий букву S и названный «готическая кривая». Наподобие архитектуры той поры готической одежде задавалась вертикальная направленность. За счет отвесных концов накладных рукавов, острых манжет, сложных каркасных головных уборов, вытянутых кверху (атур), и остроносых ботинок эта тенденция только усиливалась. Самым популярным и наиболее дорогим считался желтый цвет, который преобладал именно в мужской одежде.

Гаргульи — демонические фигуры, венчающие стены готических соборов

Винтажное фото — гаргулья на стене Собора Парижской Богоматери

«Милый» скелет, удерживающий свод

Готический стиль в интерьере

По сравнению с любым дизайном отличает масса преимуществ: неповторимость, оригинальность, таинственность. Однако он, как говорится, на любителя, ведь в нем преобладают только темные тона с доминирующим черным цветом, который часто разбавляют бордовым и фиолетовым. Намного реже могут встречаться детали салатного, розового и белого цвета, однако вводятся они не для ублажения глаз.

Лишь человек, по-настоящему очарованный атмосферой готического стиля, захочет создать подобный интерьер в своем жилище с неповторимостью и некоторой мрачностью. Хозяин таких пенатов даже в самой смерти находит что-то романтическое.

Лучше всего такой интерьер воплощается в масштабных строениях и на больших площадях

Готическому стилю не место в малометражной квартире, ведь создание подобного дизайна нуждается в пространстве. Поэтому лучший вариант для него — загородный дом или элитная квартира.

Однако, хотя этому стилю необходима большая высота помещения, его приверженцы умудряются воплощать такой дизайн и при не очень высоком потолке стандартного жилья.

Комната в готическом стиле должна бы создаваться из тех материалов, которые использовались древними готами, а это натуральное дерево и камень, обработанный нарочито грубо. Но не все будут применять подобный оригинальный материал, превращая свой дом в средневековый замок. Поэтому вполне допустимо использование искусственных аналогов.
Светильник в готическом стиле отлично подойдет для создания средневековой атмосферы. Особого внимания требует подсветка, а также световые эффекты, при помощи которых можно создать особую таинственность, присущую готике.

Туалетный столик с зеркалом. Подсвечник добавляет колорита

Еще одна отличительная черта готического интерьера — использование окон, направленных вверх, а также аналогичных арок. Декором могут послужить ажурные башни и орнаменты в готическом стиле, которые наполняют атмосферу помещения величием и изяществом. Окна украшают орнаментом или витражом.

Для получения гармоничной картины следует уделить должное внимание готической мебели. Это может быть буфет на высоких ножках, двустворчатый шкаф с филенками, массивная кровать и стулья с высокими спинками. Удачно вписывается в подобный интерьер и мебель из дерева, украшенная резьбой. Этот интерьер выходит тяжеловесным: хотя он дополняется множеством изысканных элементов, но все равно воспринимается несколько грубовато. Часто в нем, кроме окон, даже двери делают в готической стилистике.

Для придания потолку «готического» вида можно использовать лепнину, эффект свода, открытые стропила. Аксессуарами могут служить скульптурки разных мифических созданий, львов, картины, рыцарские доспехи и драпировки.

Конечно, полностью передать интерьер древнего замка почти невозможно. Но ценители готики могут использовать и просто элементы стиля, способные придать чертам дома готическую возвышенность.




Готический стиль в одежде

Неожиданное воплощение получил готический стиль в одежде. Он используется в основном девушками и юношами, которые относятся к молодежной субкультуре – «готам». Преимущественно в нем копируется европейская мода веков «неоготики». Принципиальная черта стиля — преобладание в нем деталей всех оттенков черного.

В современной готической моде очень мало того, что роднит ее с настоящей одеждой готов средневековья. В традиционном в нынешнем понимании готическом наряде преобладает экстравагантный крой и черный цвет. Из материалов предпочтение отдается коже, кружеву, шелку, бархату. Также в одежде используются детали из люрекса, тафты, органзы, парчи и винила.

Платье в стиле викторианской готики

Ещё один яркий пример викторианского направления

Шляпка, корсет, вуаль — готические красавицы бывают неимоверно женственными

Викторианский стиль, мужской вариант

Девушкам-готам характерно ношение корсетов, придающих силуэту стройности и соблазнительных очертаний. Их носят поверх основной одежды – рубашки или платья. Актуальным элементом нарядов считается юбка миди, штаны из кожи или платье длиной в пол. Даже мини-юбки очень популярны в готическом стиле. Верхняя одежда девушек – это в основном длинный кожаный или матерчатый плащ.

Мужчинам-готам свойственна ярко выраженная женственность, поэтому в их одежде точно повторяются элементы женских нарядов. Конечно, платья в готическом стиле и корсеты все равно прерогатива исключительно женщин, но юбки в готической субкультуре вполне могут носить мужчины. Все остальное же — это та же черная рубашка, балахон, длинный плащ и кожаные облегающие штаны.

«Современные» готы выглядят несколько по-иному. Тут уже нет стилизации под средневековье или викторианскую эпоху





Из обуви у девушек и юношей готической культуры популярны высокие тяжелые ботинки типа «гриндерсов». Также приветствуются разные виды обуви с высокой платформой, носить которую могут и парни, и девушки. Прекрасному полу можно подойдут сапоги, полусапожки или туфли на высоких каблуках. Что касается цвета обуви, то он, разумеется, остается только черным.

Девушкам-готам очень нравятся включения в наряд элегантных шляпок с вуалью черного цвета, а также ажурных кружевных перчаток.



Характерные – это исключительно серебряные украшения, которые можно заменить только белым золотом. Но временами готы могут использовать и недорогие недрагоценные металлы. Традиционное применение белого цвета в аксессуарах считается символом холодного, мертвенного света Луны. С его помощью отлично подчеркивается траурный характер готических одежд и бледность лиц готов.

Создать готический ансамбль очень просто, но выглядеть и являться готом – разные понятия. Для соответствия субкультуре готов важно жить этим, веровать в это и не предавать даже в мелочах. А вот для создания правильного готического костюма достаточно просто придерживаться основных стилистических рекомендаций. Причем они не представляют собой ничего нового: черная одежда, кружева, кожа, оборки, сапоги на высоченной платформе, черный или красный корсет, рваные джинсы, юбка и черные сетчатые колготки. Также уместны рваные черные футболки, перчатки, лонгсливы, рубашки и брюки черного цвета. Дополнить образ можно армейскими ботинками, украшениями в виде крестов, пауков, черепов, драконов, серебристых цепей, массивных колец, ошейников с шипами, пирсинга лица, не гламурных украшений.

Выделиться из общей массы помогут рюкзаки с шипами, нашивками, пятнами от краски, умышленными разрывами. Останется только сделать максимально мрачный макияж, кровавый маникюр, прическу с эффектом жирных волос – и вперед к единению с миром тьмы!

Фото