Задумав снять короткометражный фильм вы должны помнить, что у вас слишком мало времени, чтобы произвести впечатление. Если средняя длинна полнометражного фильма 120 минут, из которых 15 занимает начало, 90 минут- развитие и кульминация и минут 5 финал, то короткометражный фильм длится обычно 10-20 минут. Получается, в ситуацию нужно входить очень быстро, чтобы зритель сориентировался, кто есть кто и что происходит. Начало короткометражного фильма может быть самым разным. Оно может сразу сообщать о ситуации, как например новелла "Дикие истории": один человек на автомобиле обгоняет на пустой дороге другого и показывает ему неприличный жест - все понятно и сюжет развивается дальше. Другой случай, когда ситуация понятна, но в ней сохраняется еще некоторая интрига. Пример: короткометражка "Паук" - юноша и девушка едут в машине, они в ссоре - мы понимаем наличие конфликтной ситуации, но не знаем причину.

По сути, одна минута короткометражки - это 10 минут полнометражного фильма. За это время нужно успеть раскрыть сюжет, заставить зрителя сопереживать героям, сделать историю реалистичной и захватывающей.

Какие приемы используют для создания короткометражек

При написании сценарий для короткометражных фильмов используют различные приемы. Перечислим некоторые из них.

Переворот. Возьмем экранизацию новеллы О.Генри "Деловые люди". Фильм начинается с некой, достаточно простой, истории А: грабитель залезает в дом спящего человека, и зритель сразу понимает кто здесь сильный, а кто слабый. Тут мы делаем переворот и начинаем историю Б, где сильный становится слабым, а слабый сильным - у нашего грабителя случается приступ радикулита. Другой пример: два киллера с целью убийства влезают в дом, где живет одинокая мать с ребенком, но тут случается неожиданный переворот - ребенок на самом деле монстр и мама его просто охраняет, спасая человечество.

Доведение ситуации до абсурда. Примером можно взять уже упомянутую короткометражку "Паук". Юноша и девушка в ссоре, потому что юноша любит шутить, но не всегда удачно. И вот они приезжают на автозаправку, он покупает цветы для примирения и, заодно, резинового паука, которого кладет в бардачок машины. В какой-то момент девушка лезет в бардачок за картой, натыкается на паука, и в панике выскакивает из машины на проезжую часть, где ее сбивает проезжающий мимо автомобиль. Врач из приехавшей скорой пытается оказать ей помощь, но, наткнувшись на паука, кричит и по неосторожности втыкает шприц в глаз главному герою. Череда событий, происходящих по сюжету фильма, с каждой минутой делают ситуацию все более гротескной, доводя до грани абсурда.

То, что нельзя называть. Для того чтобы экранизировать какое-то понятие, слово или состояние души, необходимо говорить о нем, не называя. Одним из способов рассказать о чем-то - говорить о противоположном. Допустим мы хотим осветить "страсть к путешествиям". Если мы будем говорить о человеке, который постоянно находится в одном месте, то мысль о путешествиях возникает, но гораздо интереснее, рассказать о человеке, который сидит в одном месте и при этом путешествует. Например, водитель скоростного поезда, который находится в постоянном движении, провел всю жизнь в дороге и хотел хотя бы на минутку выйти из кабины. Параллельно мы можем рассказывать о пассажире соседнего вагона, который был в дальней поездке и мечтает поскорее вернуться домой, но из-за потасовки в вагоне кто-то нажимает стоп-кран. Поезд останавливается среди поля, машинист выходит, видит прекрасный мир и бросает поезд, отправляясь в путешествие.

Способ говорить о чем-то не называя очень понятно и красочно показан в рассказе Х. Борхеса "Сад расходящихся тропок".

Выбор сюжета

По какому принципу мы выбираем темы для короткометражек? Иногда идея фильма приходит внезапно, иногда просто является выводом из той темы, на которую изначально хотелось снимать. Иногда автору хочется просто получить опыт в каком-либо жанре или стиле: драма, фэнтези, любовная история. Для написания сценария мы можем взять любое слово, сюжет или этическую задачу, фантазируя над их представлением. Главное, пишите о том, что вызывает у вас эмоции, что близко по духу, а не о том, что хочет зритель.

Всем привет, меня зовут Алекс, я режиссер короткометражки «Момент в фильме ужасов». Сегодня мы поговорим о том, как снять свой фильм.

Первое что вам потребуется это сценарий.

Сценарий – фундамент проекта. В вашем фильме, скорее всего, не будет известных актеров, шикарных декораций и зрелищных спецэффектов.

Единственное в такой ситуации, что определяет успех или провал фильма, – это история и то, как она рассказана. Пока у вас нет четкого понимания, о чем ваша история и почему она сможет эмоционально захватить публику, нет смысла двигаться дальше.

90% успеха игрового кино – сценарий. И этому важно посвятить большую часть времени.

Какой сценарий предпочесть?

Прежде всего – использовать чужой или написать собственный?

На написание своего сценария у вас уйдет как минимум недели 3 , если есть идея и мысли как её сформировать в готовый сценарий.

Чужой легче потому что не вы его писали, потому объективно можете оценивать и переделать по своему усмотрению. Но нужно представлять уже на стадии чтения сценария, как вы его будете снимать, подходят ли места описанные в истории лично вам, или на что и как все можно заменить.

Чем проще будет история, ее герои, места действия – тем дешевле и удобнее окажется для вас ее реализовать.

Самое простое – история на двоих–четверых актеров, происходящая летом на улице в дневное время в наши дни.

Мало персонажей, не нужно света и костюмов, мало грима, нет затрат на интерьеры. Но это идеальный вариант!

Важно, приступая к сценарию, стараться не допускать масштабных сцен, сложных ночных съемок, невероятных трюков, нереальных костюмов и грима, а также наличия спецэффектов.

То есть реальные герои в реальных обстоятельствах. Если же вам хочется поставить своих героев в необычную ситуацию, то думайте сразу, как вы сами будете из этого выпутываться.

Потому как нет ничего хуже, как дешевая поделка на экране с претензией на большое кино.

К сожалению, сейчас количество интересных сценариев в интернете очень не большое.

В интернете сценарии можно посмотреть на сайтах http://ficbook.net/ , http://www.proza.ru/avtor/qwert10 , http://www.proza.ru/avtor/studart, https://www.facebook.com/pages/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2/650033165040042 ,

(Или посмотреть Сообщество на Фейсбуке: «Сценарии короткометражных фильмов.»)

http://morfing.livejournal.com/120318.html , http://morfing.livejournal.com/tag/короткометражки

Можно посмотреть комиксы, там есть как интересные сюжеты, так и иллюстрации. Взяв комикс за основу своей работы не допускайте ошибки голливудских продюсеров, не нужно все с точностью копировать с комикса, берите идею, историю, а реализовывайте, так как видите фильм именно вы.

РАСКАДРОВКА

Везде без исключения пишут о том, что нужно делать раскадровку. Я пробовал и ничего толкового из этого не вышло. Потому что для этого нужно уметь хорошо рисовать, а это не всем дано.

Если вы не умеете рисовать, как и я, не беда, выход есть.

Прочитайте несколько раз каждый эпизод сценария, проиграйте сцену мысленно, представив себе актеров и положение камеры. Обрисуйте себе место действия.

Съемка короткометражных фильмов – это, прежде всего, увлекательный творческий процесс и если Вы решились на съемку первой в жизни короткометражки, то должны больше узнать об этапах создания малобюджетного фильма.

Как снять короткометражку?

По большому счету съемочный процесс короткометражного кино практически не отличается от создания полноценного фильма . Съемка фильма, который, как правило, не длится более 40 минут с учетом полных титров, всегда начинается с идеи, как и любое великое кино. В основе короткометражки может лежать идея, которая является выводом из одной глобальной и обширной темы. Идея короткометражного фильма обязательно должна гармонично сочетаться с выбранным жанром. Если Вы решите снимать в жанре документального кино, то вполне сможете обойтись без участия актеров, а вот художественный короткометражный фильм, как правило, нуждается в минимальном актерском составе.

Идея фильма должна быть подкреплена интересными подробностями и впечатляющими деталями, которые лягут в основу сценария. Точно так же как и сценарий полнометражного кино, сценарий короткометражки состоит из трех основных частей:

  • Завязка
  • Кульминация
  • Развязка

Без соблюдения этой структуры короткометражный фильм просто превратится в , а креативная идея не будет раскрыта в полной мере. Создавать сценарий можно с учетом доступного места для проведения съемки для того чтобы в дальнейшем не тратить время на поиски необходимой локации.

Технические детали и подбор актеров

Должное внимание так же следует уделить созданию раскадровки и описанию действий в каждой сцене будущего короткометражного фильма.

Воплотить идею короткометражного фильма помогут правильно подобранные актеры, среди которых могут оказаться даже профессионалы, которым придется по душе сценарий картины. Можно провести специальный кастинг, по итогам которого лучшие актеры сыграют свои роли в короткометражном фильме.

После того, как актеры будут утверждены на роль, необходимо провести ряд репетиций. Репетиции позволят составить представление о том, как будет выглядеть конечный продукт и помогут актерам больше узнать о своих героях. В процессе репетиций так же могут обнаружиться нелогичные места в сценарии, которые легко исправить до того, как начнется съемочный процесс.

Актеры так же могут помочь с выбором реквизита, который необходим при съемке короткометражки. Чтобы подготовить реквизит для съемки следует определиться с перечнем необходимых вещей, а сам перечень оформить в виде инвентарного списка.

Выбор аппаратуры

Грамотный и профессиональный за работу которого зависят от множества факторов, может помочь с выбором профессиональной аппаратуры для съемки короткометражного фильма. Но вот как снять короткометражку без использования профессиональной техники? Если Вы не располагаете большим бюджетом, то можете ограничиться только самым необходимым, а именно:

  • Камерой с объективом
  • Штативом
  • Микрофоном

Для съемки короткометражки подойдут такие камеры, как, например, BM Pocket camera, объективы Samyang 24, 35 и 85mm, Nikon 50mm f1.4 AIS, а так же Metabones Speedbooster. Вы можете использовать любую другую подходящую технику, выбрать которую можно, используя многочисленные интернет-советы. Короткометражный фильм так же нуждается в монтаже, который можно осуществить в программе Adobe Premier Pro или VideoPad VideoEditor.

Коротко о главном

Подводя итог, еще раз обратим внимание на основные этапы, которые помогут ответить на вопрос «Как снять короткометражку ?»:

  • Выбрать идею фильма
  • Определиться с жанром фильма
  • Создать оригинальный сценарий
  • Найти подходящую локацию
  • Подобрать актеров
  • Выбрать подходящую аппаратуру
  • Осуществить монтаж

После завершения съемок и проведения финального монтажа короткометражку можно разместить в социальных сетях, для того чтобы услышать отзывы о проделанной работе.

Короткометражка – приемы создания March 16th, 2011

Как написать сценарий
полнометражного фильма в наше время знает каждая домохозяйка.По крайней мере, всевозможных пособий и руководств на эту тему,
с легкой руки Сидов Филдов, -более чем
достаточно.

Казалось бы, создать
сценарий короткометражного фильма еще проще. Однако, увы!

Короткий метр
отличается от полного столь же значительно, сколь рассказ отличается от романа.А дело усугубляется еще и тем, что книг по
драматургии короткометражек в природе, похоже, вообще не существует.

Попробуем своими
силами восполнить этот досадный пробел.

Не знаю, как обстоит дело на западе, но у нас
короткометражные фильмы, по существу, не является коммерческим продуктом. Их не
показывают в кинотеатрах, их не берут на телевидение, и даже не выпускают на дисках. Исключения из
правил бывают, но они, как всегда, только подчеркивают эти правила.

Основными потребителями сценариев КМ (короткий метр)
остаются студенты режиссерских отделений кинематографических ВУЗов. Со всеми
вытекающими отсюда последствиями - в виде большого спасибо вместо гонорара.

Вероятно, по этой причине книги, рассматривающие структуру
сценариев КМ, тоже не сильно востребованы.

Однако КМ фильмы снимают, они участвуют в различных фестивалях,
и даже Американская Киноакадемия в одной
из номинаций вручает «Оскары» за лучшие работы в этом жанре.

А значит, умение писать для них сценарии вряд ли окажется
лишним для любого сценариста.

Но чем короткометражный фильм, с точки зрения структуры
сценария, отличается от полнометражного?

Многие сценаристы считают, что практически ничем. Что в нем работает та же трехактная схема со сквозным
конфликтом.

Так получилось, что я 10 лет подряд просматриваю конкурсную
программу короткометражных фильмов международного кинофестиваля «Послание к
человеку». И, по моим наблюдениям, только меньшая часть показанных там фильмов

может быть отнесена к классической трехактной конструкции а-ля Сид Филд.

И это не удивительно. Ведь чем короче фильм, тем сложнее
запихнуть в него «завязку», «кульминацию» и «развязку». А при длительности,
исчисляемой минутами, вся эта драматургическая конструкция начинает выпирать из
тела картины, как кости из узника фашистского концлагеря.

Но зададимся вопросом, для чего нам нужна трехактная схема
со сквозным конфликтом? Очевидно для
того, чтобы удерживать внимание зрителя. Для этих целей конфликт - самое
универсальное и надежное средство. Самое надежное, на не единственное.

Существует еще масса способов заинтересовать человека. Их
часто называют «крючками».Загадка, перевертыш,
шутка, сюрприз, яркий афоризм, реприза, гэг, операторский изыск, троп,
эротика.Все это в той или иной степени
пробуждает интерес к просмотру фильма.

Конечно, два часа этими уловками внимание зрителя удержать
трудно, а вот несколько минут - не проблема.

Однако обратимся к примерам и проиллюстрируем самые
распространенные приемы, на которых строится сценарий КМ.


  1. Классическая трехактная структура со
    сквозным конфликтом
    . В самом начале фильма возникает
    конфликт, который усиливается, достигает своего максимума, и в конце находит то
    или иное разрешение.

«Паук» 9,28 мин .

"За имя мое" 27 мин.

Сюда же можно отнести и короткометражки Гайдая: "Пес Борбос и необычный кросс", "Операция Ы", которая состоит из трех КМ.

2. Перевертыш. Нам показывают какую-то историю или ситуацию, а потом выясняется, что она не такая, как нам
представлялось. На самом деле - все по-другому.

"LOVEFIELD" 5 мин.

http://www.youtube.com/watch?v=4meeZifCVro

«Без всякого такого соуса»
http://www.youtube.com/watch?v=ylpAxRJGBVY&feature=player_embedded# !

3. Троп.

Фильм может быть сделан на метафоре, аллегории или на любом
другом тропе.

« Евродуш» Питер Гринуэй 5,42 мин

4. Шутка. Гэг.

Примером может служить каждый второй эпизод сериала «6
кадров».

5. Загадка.

Перед нашими глазами возникает
какая-то загадка, тайна. Чаще всего в виде финала истории. В конце фильма мы находим отгадку. Узнаем, как все это произошло.

Правда, существует мнение, что настоящий фильм может
состояться только при наличии трехактной структуры с конфликтом. Все остальные
приемы, дескать, позволяют получить что угодно - видеоэксперимент, клип, -но только не фильм. Но боюсь, что это всего
лишь споры о вкусах. Если эти видеоэксперименты получают призы престижных
кинофестивалей и нравятся зрителям, то чем они хуже классических коротышей?

Друзья и коллеги! Спасибо что откликнулись!
Вообщем-то я не новичок в кино.....75 -актёрских работ, 3 постановки спектакля, да ещё ассоциация каскадёров.
Свои сценарии тоже есть. Буду честен.....в голове сейчас масса "дерьма", куча проблем с поисками и продвижением
разного материала - давно готов снимать сам.....стаж в кино 25 лет.Всем вам известно что такое запустить проект(найти деньги). Разговоров много было и намётки на спонсоров были и есть.....но как всегда у нас вопрос все ставили один,-
А что вы сняли как режиссёр? Покажите материал! И они по-своему правы, хотя все когда-то начинали с первого фильма
и много удачных работ было. А у режиссёров снявших по 5-10
картин иногда приличного ничего не увидишь.....да и работают они "по учебнику" природного и наработанного маловато. Я работая асс. по актёрам не раз выстраивал сцены и режиссёры диву давались.
Так вот меня коллеги на днях убедили......снять сюжет и показать свой режиссёрский стиль и с этим уже продолжать вести переговоры о своих проектах.
Была идея просто снять игровой кусок из своих проектов,
но решил всё же поискать вкусный какой-нибудь сюжет,
самому писать...?...у меня сейчас.просто рабочий застой, беготня и башка совсем не варит.....Поэтому решил поискать
готовый сюжет, думаю их не мало.....да и автору будет думаю
на пользу оживить написанное.
Хронометраж - 25-30м. Жанр...? Ну тут важнее чтоб история
была яркая. Актёров 3-5 человек....героев, остальное эпизодники и массовка. Мне важно чтобы актёрски были яркие персонажи (взрывы эмоций...и тонкие пронизывающие рассуждения), чтобы несколько красочных эпизодов снять можно было (бар у моря,музыка,), несколько
сцен или драк, погонь на машинах......
Поэтому жанр любой может быть - боевик, мелодрама,
детектив, семейная драма,......Вообщем какой-то яркий случай, история, но конечно по законам развития - завязка,
развитие,кульминация и развязка. Диалоги и всё остальное
я могу изменить,добавить, подчистить.....это уже не важно.
Сразу уточняю - снимать естественно буду у себя в Ялте,
это красивые панорамы, красивые дороги(проезды), красивые кафе у моря,где можно диалоги снимать с прекрасной панорамой и вообще куча красивых мест,что будет очень выигрышно для картинки.
С актёрами тоже не буде проблем (у меня свой актёрский отдел,массовка,каскадёры), так что люди заряженные на творчество есть.Знакомых много - у кого кафе своё, у кого клуб и т.д. Вообщем со своими связями я думаю выкручусь. Дело за сюжетом. И если понравится материал, то думаю не одну короткометражку сниму,лишний
материал для показа своей работы не помешает.
Вот я подробно постарался ответить на все подводные камни. Ещё раз спасибо за ссылки и заранее тем кто что-то ещё предложит.