Тире


§ 164. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже (без связки). Это правило чаще всего применяется, когда сказуемым определяется понятие, выраженное подлежащим, например:

Дуб - дерево.

Оптика - раздел физики.

Москва, Ленинград, Киев, Баку - крупнейшие города СССР.

Старший брат - мой учитель.

Старший брат мой - учитель.

Примечание 1. Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не , то тире не ставится, например:

Бедность не порок.

Примечание 2. В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например:

Кто твой отец?

§ 165. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если подлежащее выражено формой именительного падежа существительного, а сказуемое неопределенной формой или если оба они выражены неопределенной формой, например:

Назначение каждого человека - развить в себе все человеческое, общее и насладиться им.

Белинский


Жизнь прожить - не поле перейти.

§ 166. Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот , если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределенной формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например:

Коммунизм - это есть Советская власть плюс электрификация всей страны.


Поэзия - это огненный взор юноши, кипящего избытком сил.

Белинский


Романтизм - вот первое слово, огласившее пушкинский период; народность - вот альфа и омега нового периода.

Белинский


§ 167. Тире ставится перед обобщающим словом, стоящим после перечисления, например:

Надежду и пловца - все море поглотило.


Ни крики петуха, ни звучный гул рогов, ни ранней ласточки на кровле щебетанье - ничто не вызовет почивших из гробов.

Жуковский


§ 168. Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения:

1. Если перед приложением можно без изменения смысла его вставить а именно, например:

Я не слишком люблю это дерево - осину.

Тургенев


В отношениях с посторонними он требовал одного - сохранения приличия.


Отдавая дань своему времени, г. Гончаров вывел и противоядие Обломову - Штольца.

Добролюбов


2. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например:

Со мною был чугунный чайник - единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу.

Лермонтов


§ 169. Тире ставится между двумя сказуемыми и между двумя независимыми предложениями, если во втором из них содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление по отношению к первому, например:

Я вышел, не желая его обидеть, на террасу - и обомлел.


Я спешу туда ж - а там уже весь город.


Хотел объехать целый свет - и не объехал сотой доли.

Грибоедов


Хотел рисовать - кисти выпадали из рук. Пробовал читать - взоры его скользили над строками.

Лермонтов


Примечание 1. Для усиления оттенка неожиданности тире может ставиться после сочинительных союзов, связывающих две части одного предложения, например:

Проси в субботу расчет и - марш в деревню.

М. Горький


Очень хочется сойти туда к ним, познакомиться, но - боюсь.

М. Горький


Примечание 2. Для выражения неожиданности может отделяться посредством тире любая часть предложения, например:

И щуку бросили - в реку.


И съела бедного певца - до крошки.


§ 170. Тире ставится между двумя предложениями и между двумя однородными членами предложения, соединенными без помощи союзов, для выражения резкой противоположности, например:

Я царь - я раб, я червь - я бог.

Державин


Немудрено голову срубить - мудрено приставить.

Пословица


Здесь не житье им - рай.


§ 171. Тире ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе результат или вывод из того, о чем говорится в первом, например:

Хвалы приманчивы - как их не пожелать?


Солнце взошло - начинается день.

Некрасов


§ 172. Тире ставится между двумя предложениями, если они связаны по смыслу как придаточное (на первом месте) с главным (на втором месте), но подчинительные союзы отсутствуют, например:

Назвался груздем - полезай в кузов.

Лес рубят - щепки летят.

Сам запутался - сам и распутывайся; умел кашу заварить - умей ее и расхлебывать; любишь кататься - люби и саночки возить.

Салтыков-Щедрин


§ 173. Тире ставится для указания места распадения простого предложения на две словесные группы, если другими знаками препинания или порядком слов это не может быть выражено, например:

Я вас спрашиваю: рабочим - нужно платить?


Такое распадение часто наблюдается при пропуске какого-нибудь члена предложения (почему ставящееся в этом случае тире называется эллиптическим), например:

Пусторослеву за верную службу - чижовскую усадьбу, а Чижова - в Сибирь навечно.

А.Н. Толстой


Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпы и плуги.

Жуковский


Мне все послушно, я же - ничему.


§ 174. Посредством тире выделяются:

1. Предложения и слова, вставляемые в середину предложения с целью пояснения или дополнения его, в тех случаях, когда выделение скобками (см. § 188) может ослабить связь между вставкой и основным предложением, например:

Тут - делать нечего - друзья поцеловались.


...Как вдруг - о чудо! о позор! - заговорил оракул вздор.


Лишь один раз - да и то в самом начале - произошел неприятный и резкий разговор.

Фурманов


2. Распространенное приложение, стоящее после определяемого существительного, если необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения (о запятых при приложении см. § 152), например:

Старший урядник - бравый престарелый казак с нашивками за сверхсрочную службу - скомандовал "строиться".


Перед дверями клуба - широкого бревенчатого дома - гостей ожидали рабочие со знаменами.


3. Стоящая в середине предложения группа однородных членов, например:

Обычно из верховых станиц - Еланской, Вешенской, Мигулинской и Казанской - брали казаков в 11 - 12-й армейские казачьи полки и в лейб-гвардии Атаманский.


Примечание. Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово или слова как-то, например, а именно (см. § 160).

§ 175. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой перед словом, которое повторяется для того, чтобы связать с ним новое предложение (чаще придаточное, усиливающее, дополняющее или развивающее главное предложение) или дальнейшую часть того же предложения, например:

Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный человек, а хороший человек, - муж мой, которого я знала, как самоё себя.

Л. Толстой


Теперь же, судебным следователем, Иван Ильич чувствовал, что все без исключения, самые важные, самодовольные люди, - все у него в руках.

Л. Толстой


§ 176. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой, которая отделяет главное предложение от предшествующей ему группы придаточных, если надо подчеркнуть распадение единого целого на две части, например:

Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам.


Делал ли что-нибудь для этого Штольц, что делал и как делал, - мы этого не знаем.

Добролюбов


§ 177. Тире ставится в качестве дополнительного знака после запятой для указания перехода от повышения к понижению в периоде, например:

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы, -
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, друг мой, сюда, сюда!


В 1800-х годах, в те времена, когда не было еще ни железных, ни шоссейных дорог, ни газового, ни стеаринового света, ни пружинных низких диванов, ни мебели без лаку, ни разочарованных юношей со стеклышками, ни либеральных философов-женщин, ни милых дам-камелий, которых так много развелось в наше время, в те наивные времена, когда из Москвы, выезжая в Петербург в повозке или карете, брали с собой целую кухню домашнего приготовления, ехали восемь суток по мягкой, пыльной или грязной дороге и верили в пожарские котлеты, в валдайские колокольчики и бублики; когда в длинные осенние вечера нагорали сальные свечи, освещая семейные кружки из двадцати и тридцати человек, на балах в канделябры вставлялись восковые и спермацетовые свечи, когда мебель ставили симметрично, когда наши отцы были еще молоды не одним отсутствием морщин и седых волос, а стрелялись за женщин, из другого угла комнаты бросались поднимать нечаянно или не нечаянно уроненные платочки, наши матери носили короткие талии и огромные рукава и решали семейные дела выниманием билетиков; когда прелестные дамы-камелии прятались от дневного света; в наивные времена масонских лож, мартинистов тугендбунда, во времена Милорадовичей, Давыдовых, Пушкиных, - в губернском городе К. был съезд помещиков и кончались дворянские выборы.

Л. Толстой


§ 178. Тире ставится между двумя словами для обозначения пределов пространственных, временных или количественных (в этом случае тире заменяет по смыслу слова "от... до"), например:

Перелеты СССР - Америка.

Рукописи XI - XIV вв.

§ 179. Тире ставится между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение, научное учреждение и т. п., например:

Физический закон Бойля - Мариотта.

В этой статье вы найдете много интересных идей, как разнообразить занятия по рисованию красками с ребенком и сделать их интересными и познавательными.

Экологически безопасные краски для детей

Для детей есть 3 вида безопасных красок, которым родители отдают предпочтения:

  • пальчиковые
  • гуашь
  • акварель

Начинать лучше с пальчиковых красок, они подходят деткам помладше. Подробней о них вы можете узнать из статьи . Гуашь и акварель для деток постарше.

Ребенку интересно исследовать что-то новое, но со временем ему может надоесть однообразная процедура раскрашивания листа краской. Чтобы этого не случилось, родителям нужно показать ребенку, как можно еще рисовать.

Существует много способов рисования вышеперечисленными красками. Различные техники не дадут вашему ребенку заскучать и покажут ему много нового и интересного, чего он еще не видел.


Рисование пальцами для детей

Это самое интересное занятие для крох, ведь краску нужно сначала пощупать, перед тем как научится ею рисовать. Окуните указательный пальчик в краску и поставьте им пятнышки на бумаге, нарисуйте ими цветочек или гусеницу. Проведите пальчиком линии, сделайте лучики у солнышка. Покажите ребенку, что так можно рисовать и дайте ему самому творить, пусть нарисует что ему хочется.


Рисование кисточкой для детей

Когда ребенок уже сможет держать в ручках кисточку, покажите ему как ею рисовать. Объясните ребенку, что перед тем как брать новый цвет, ее нужно мыть. Возьмите краску на кисточку и нанесите ее на лист бумаги. Попробуйте порисовать разными по размеру и форме кисточками, посмотрите какой рисунок при этом получается.

Рисовать кисточкой можно следующими способами:


Точечное рисование для детей

Покажите как можно рисовать точками, для этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку. Окунайте ваш инструмент в краску и быстро-быстро касайтесь им бумаги. Можно разукрашивать несложные картинки этой техникой, малышам такое занятие очень нравится, к тому же оно очень полезно для развития мелкой моторики рук.


Рисование штампами для детей

Нанесите краску на штампик и приложите его к бумаге, надавите. На бумаге останется отпечаток картинки. Покажите малышу как с этим работать. Штампики можно раскрашивать разными цветами, вместо готовых штампиков можно использовать самодельные. Например, делать кружочки соломинкой, можно использовать фигурки с сортеров, детальки от конструктора и даже разрезанные овощи и фрукты.

Очень интересная текстура получается, если вместо штампика использовать обычную салфетку с пупырышками. Окуните ее в краску и, как будто промакивая, пройдитесь ею по листу бумаги.

Рисование поролоном

Отрежьте кусочек поролона и окуните его в краску, затем прижмите его к бумаге и уберите. Можете провести линии, закрашивать какие-нибудь фигуры. Покажите малышу как им можно рисовать. Также ребенку будет интересно, если вы сделаете из поролона разные геометрические фигуры. Можно их прикрепить к карандашу или палочке и использовать как штампики. Так можно, играясь, выучить не только цвета, но и формы. Потом усложните задачу, попробуйте нарисовать орнаменты, сначала из двух фигур, потом задействуйте больше форм.


Рисование на мокрой бумаге

Смочите лист бумаги для рисования водой. А теперь порисуйте на нем краской. Контуры линий расплываются, становятся нечеткими, отлично получаются плавные переходы и дымка. Только не переусердствуйте с водой, лучше будет если вы протрете ее влажной ваткой. Эта техника хороша для картин с дождем, изображения тумана, цветов за шторкой.


Кляксография

Научите ребенка ставить кляксы, ведь потом так интересно угадывать, на что же они похожи.

Возьмите лист бумаги, сложите его пополам, разверните и поставьте несколько клякс на сгиб, можно их делать одним цветом или разными. Сложите лист по линии сгиба и проведите пальцами от центра рисунка к его краю. Можно при этом сказать что-то вроде «сим-салабим».

Разверните лист и покажите малышу что у вас вышло. Когда ребенок немножко подрастет, можно спрашивать у него, что он видит на рисунке, что он ему напоминает. Когда рисунок высохнет, можно дорисовывать фломастером мелкие детали или обвести контур. Это очень хорошо развивает воображение и абстрактное мышление.


Ниткография

Для этого вам понадобится лист плотной бумаги и шерстяная нить. Лист согните пополам и разверните, ниточку опустите в баночку с краской, затем положите ее на бумагу и сложите ее. Поводите ниткой, прижимая ладошкой лист. Разверните и посмотрите, что получилось. Вы увидите хаотичные мазки краской, рассмотрите их с ребенком, может вы увидите в них какие-нибудь знакомые предметы, обведите их и дорисуйте детали, произнесите как они называются. Сочетание творчества, умственной и речевой работы поможет вашему ребенку интеллектуально развиваться.


Рисование воском

Это очень распространенная и интересная техника. Нарисуйте на листе бумаги восковым мелком или кусочком восковой свечи картинку, а потом с ребенком закрасьте этот лист бумаги краской. Так как воск жирный, его краска не закрасит и вы увидите свой рисунок. Таким методом можно еще делать секретные записки или писать поздравления.


Техника натирки и рисования воском

Подложите что-нибудь под лист бумаги, например монету или другой рельефный предмет и натрите лист воском, сверху закрасьте краской и вы получите изображение предмета.

Рисунки солью

Посыпьте готовый рисунок солью. Когда краска высохнет, соль останется на листе и придаст интересную фактуру рисунку. Таким образом можно сделать объемный рисунок, например, выделить на изображении камни или тропинку. На синей краске соль будет выглядеть как снежинки, если посыпать зеленые листочки солью, они станут как живые, полупрозрачные.



Рисунки малярным скотчем

Молярный скотч хорошо приклеивается и отклеивается от бумаги, поэтому его можно использовать в рисовании и получать интересные эффекты. Например, можно сделать березовый лес: вырежьте стволы деревьев из скотча, из остатков можно наклеить сучки и ветки, приклеить скотч на лист бумаги. Сверху зарисуйте все краской, когда она подсохнет, снимите скотч, под ним останутся белые полосы. осталось добавить детали и лес готов!


Можно вырезать что-нибудь посложнее, например домики и нарисовать целый город. Скотч хорош тем, что его можно использовать вместо трафарета, но под него вряд ли попадут потеки краски, да и фиксировать дополнительно его не нужно.

Еще можно использовать скотч как рамку для рисунка, когда вы его снимите, края картины будут четкими и она будет аккуратной.


Рисование рисунков с помощью пищевой пленки

Да-да, с помощью пищевой пленки тоже можно делать занятные рисунки. Постелите ее на лист бумаги, покрытый мокрой краской, и повозите немного по сторонам. Когда вы ее уберете, увидите интересные абстракции, напоминающие кристаллы.


Выдувание краски через трубочки

Разведите краску водой, чтобы она была пожиже. Возьмите один или два цвета. Капните краску на лист и подуйте в трубочку, направляя ее в разные стороны на краску. Нарисованное будет напоминать переплетение веток деревьев, или можно добавить личико и это будут волосы — дайте ребенку пофантазировать.

Закрашивание рисунков

Нарисуйте на листе бумаги какую-нибудь зверюшку и попросите ребенка ее спрятать, только сначала покажите как: закрасьте ее полностью краской. Можно при этом рассказать сказку, например, что жила была мышка, пошла она за вкусным сыром, а ее поджидала кошка, которая хотела мышку съесть. И спросите у малыша, как можно помочь мышке? Конечно же, ее надо спрятать. И попросите его это сделать.


Рисунок листика

Очень интересный способ рисования. Для этого вам понадобятся листики с деревьев. Нанесите краску на листочки, можно разными цветами разрисовать, приложите листочек с краской к бумаге и прижмите, потом аккуратно снимите. Можно сделать вот такой красивый лес.


Если включить немного фантазии, вы придумаете еще массу новых идей, с которыми рисование будет не только веселым занятием, но и познавательным, обучающим и полезным.

Помимо красок, есть еще и другие инструменты для рисования. Вашему малышу точно понравятся восковые карандаши, фломастеры, мелки. Более детально о изобразительном и других видах творчества описано в статье

ВИДЕО: Будем рисовать красками! Игры рисовалки

Не считая лица, руки являются главным передатчиком эмоций людей. Кисти человека гибкие, поэтому способны передать эмоциональное состояние лучше, чем множество других частей тела. Если у вас есть желание научиться рисовать кисти правильно и естественно, то этот урок научит вас изобразить человеческую руку пошагово. Урок будет идти от простых элементов к сложным. Чтобы уметь изобразить кисти людей, их портреты, фигуры правильно и реалистично, требуются знания о том, как правильно изобразить руку. А для того, чтобы научиться этому, необходимо знать некоторые правила и много тренироваться.

Пропорции

Чтобы уметь правильно рисовать руки, для начала обязательно нужно знать пропорции и применять данные знания в работе. Это не столь сложно, как может показаться. Выучив несколько правил, вы получите возможно повысить навыки рисования. Нарисованные руки будут выглядеть естественно, выдавая эмоции. Чтобы правильно нарисовать кисть, нужно немного знать анатомию, а точнее, строение рук.

Общие сходства

Забавный факт — кисти рук имеют сходства с лопаткой, состоящей из пясти и пальцев. Длина пальцев совпадает с длиной пясти. Данное соотношение нужно запомнить и обязательно уметь применять на практике. Рисунок вы можете начать со схематического обозначения. Схему изобразите в виде формы руки и разделить ее на две одинаковые части.

Длина у кисти может быть изображена по-разному, так как у людей бывают и длинные, и короткие пальцы; и квадратной, и продолговатой формы.

Пальцы

Пальцы длины и гибки благодаря суставам. Кости пясти более длинные и крупные, к ним прикреплены суставы пальцев. Каждая последующая фаланга построена более тонко. Пропорции фаланг на изображении должны быть на расстоянии 2/3 от длины предыдущей.

На изображении красным отмечена первая фаланга, рыжим — вторая, а желтым — третья.

Четыре пальца (большой исключается) состоят из четырех суставов. Большой палец поставлен в сторону по отношению к оставшимся пальцам. Длина пальца, как правило, доходит до первой фаланги следующего пальца. Длина мизинца доходит до длины последней фаланги предыдущего пальца.

Направления

Если провести наблюдения над разными людьми, можно заметить дополнительную черту, которую обязательно нужно применять при рисовании. Если над пальцами провести линию, то в итоге получится полуокружность. Вершиной этой полуокружности является средний палец.

Стоит также обратить внимание на внутреннюю и внешнюю стороны ладоней. Если проводить сравнительную линию у кончиков пальцев, получится дуга, которая начинается у указательного пальца, а заканчивается у мизинца.

На изображении ниже все отметки выделены красным цветом. Начать изображение можно со схемы в виде варежки. Постепенно нужно отмечать нужные направления. Со временем можно добавлять дополнительные детали, превращая схему в рисунок.

Выступы на внутренней стороне имеют одно направление, а именно — спускаются от указательного пальца к мизинцу.

Кулак

Немного дополнительной информации о том, как правильно и естественно рисовать кисти. Например, в изображении должен быть сжатый кулак. Одинаково согнутые пальцы должны также образовать полуокружность.

Посмотрите на самую маленькую руку на изображении. На схеме можно увидеть, что ширина каждой последующей фаланги сужается. Стоит учитывать это, не забывая применять в работе.

В сжатом кулаке, под мизинцем с внешней стороны, есть складка, которая подчеркивается чертой зеленого цвета на изображении выше. Добавив эту складку в рисунок, вы сможете более точно передать образ сжимающей что-либо руки.

Важные дополнительные детали

На рисунке ниже представлено изображение кисти скелета. На месте соединения суставы толще. Это нужно знать, чтобы уметь более реалистично передать образ. В частности, это касается худеньких или пожилых людей. На месте изгиба палец всегда должен быть немного толще, чем по длине фланги.

Обратите внимание, как изображена изогнутая кисть в профиль. На инструкции выше красным цветом отображено, как закрепляется первая фаланга к пясти. Зеленым цветом обозначаются перепонки, которые находятся между, их обычно считают началом первой фаланги.

Если обратить внимание на кисть в профиль, то можно заметить, что внешняя сторона является плоской, выступают только костяшки. Внутренняя же наоборот является мягкой, равномерно распределены выступы.

Поэтапное рисование руки

Прежде чем приступить к рисованию, определитесь с расположением запястья и предплечья. Для тренировки желательно начать со своей руки. Попробуйте перерисовать ее.

1. Для начала нужно слегка обозначить схему кисти. Затем нужно выделить форму большого пальца, не добавляя деталей. Линиями следует изобразить положение остальных пальцев.
2. Сначала изобразите указательный палец, далее обозначайте форму остальных.
3. Теперь можно добавлять детали: костяшки, подушечки, ногти и пр.
4. С помощью нанесения штрихов рисунок можно сделать объемным.
5. По желанию можно добавить цвета и тень под кистью.

Рисование кистей постоянно требует усовершенствования и развития. Из-за того, что кисти рук достаточно гибкие, положения и ракурсы могут быть абсолютно разными.

Ракурсы

Если кисть находится в сложном ракурсе (необычном расположении), изобразить ее куда сложнее. Существуют способы, помогающие избавиться от возможных ошибок.

Самым популярным и эффективным вариантом создания кисти в оригинальном положении является обозначение линий каждого пальца по отдельности.

Бывают случаи, когда использования одних только линий недостаточно. Решением проблемы могут стать дополнительные формы, такие, как цилиндр или параллелепипед. С помощью вспомогательных предметов можно обозначить фаланги.

Если вы решили создать оригинальное положение руки, то для начала стоит проверить это положение на себе. Поставьте руку и расположите пальцы так, как они должны быть на рисунке. Если кисть выглядит естественно, можно ее нарисовать. Кисть и пальцы взаимосвязаны, поэтому стоит учитывать, что изменяя положение пальцев, возможно, придется полностью менять положение рук.

К примеру, можно попробовать согнуть мизинец, пытаясь при этом оставить кисть в прямом положении. Результат есть? Вряд ли. Подобных примеров очень много, поэтому, прежде чем начать рисовать, нужно хорошо подумать и составить предварительное изображение в голове.

Писать картины подобно великим художникам дано не каждому. Но научиться рисовать можно, если приложить старание.

Многое о человеке могут рассказать его руки. Изобразить их на бумаге очень сложно. Но задачу о том, как нарисовать кисть руки, можно решить трудом и усердием.

Анатомия в помощь

Сложная система - организм человека. Одни только кисти рук состоят из нескольких десятков элементов. И чтобы правильно нарисовать их, нужно знать строение рук. Условно кисти можно разделить на три основные части: запястье, пясть и пальцы.

  • Запястье - самая ближняя к предплечью часть Она отвечает за движение кисти, но все ее элементы работают, как единое целое.
  • Пясть - сама широкая часть кисти - ладонь.
  • Пальцы подвижны за счет фаланг. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) имеют по 3 фаланги, а вот большой палец состоит всего из двух фаланг.

Знание основ анатомии позволит правильно нарисовать кисти рук поэтапно, чтобы они получились "говорящими".

Будет проще рисовать, если во время набрасывания эскиза вы определиться, на что похож предмет изображения - на что-то простое, даже примитивное. Согласитесь, что кисть человеческой руки похожа на лопату не только внешне, но и функционалом? С этого можно начать набросок - прорисовать контур, похожий на лопату: запястье - черенок лопаты, а контур ладони с пальцами - ее полотно. Сложно сразу решить, как нарисовать кисть руки карандашом поэтапно, поэтому-то и стоит начать с элементарного наброска.

Главное - пропорции

Чтобы правильно и красиво нарисовать любой предмет или деталь, необходимо соблюсти пропорции - соотношение разных частей друг с другом. Это правило касается и изображения человека.

Итак, как нарисовать кисть руки? Начинаем с определения верных пропорций. Соотношение длины пясти и пальцев составляет с среднем 1:1. Естественно, что это соотношение у разных людей будет немного варьироваться, ведь у кого-то пальцы длинные, а у кого-то нет. Но в среднем пропорции будут равнозначными.

В зависимости от длины пальцев контур ладони будет или более вытянутым, или же квадратным. Тонкими линиями (еще до того, как нарисовать кисть руки) прорисуйте контур кисти согласно пропорциям. Большой палец не вписывается в общий силуэт, он всегда несколько в стороне от остальных четырех "собратьев".

Рисуем пальцы

Пальцы подвижны и гибки благодаря своему суставному строению, каждая из трех или двух фаланг, если речь идет о большом пальце, крепится между собой при помощи суставов и сухожилий. Кости фаланг, расположенных одна за другой, становятся все короче и тоньше, поэтому пальцы постепенно утончаются.

В идеале каждая фаланга составляет 2/3 длины от предыдущей. Эти пропорции называются золотым сечением - оно воспринимается глазом как самое совершенное.

Опять же при прорисовке деталей необходимо сделать скидку на индивидуальные особенности - не у каждого человека руки имеют гармоничные пропорции. Также следует помнить, что пальцы неодинаковы по длине: самый длинный палец - средний, указательный и приблизительно одинаковы и короче среднего пальца, самые маленькие - мизинец и большой палец. Хотя большой, скорее, самый толстый. Его длина соответствует длине мизинца.

Линии - основа достоверности

Перед тем как нарисовать кисть руки человека, еще раз проанализируйте, из каких частей состоит рука. Помните, что контуры ладони и пальцев, обретая конкретные формы в рисунке, становятся все более округлыми. Например, линия, соединяющая пальцы и ладонь, имеет форму дуги, так же как и контур самой кисти - различная длина пальцев позволяет получить полукруг при прорисовывании пальцев, сжатых вместе. Большой палец несколько развернут по отношению к остальной ладони, его контур будет не прямым, а несколько округлым.

Мелкие детали важны

Контур ладони мы набросали, далее начинаем заниматься деталями. Итак, как нарисовать кисть руки достоверно? Это невозможно без прорисовки мелких деталей - складочек, утолщений, линий сгиба, контура ногтевой пластинки на каждом пальце. Эти, казалось бы, незначительные штрихи позволят сделать рисунок более реалистичным.

Начем с линий сгиба на пальцах. Как уже упомналось, запястье, ладонь и пальцы состоят из множества элементов. Они позволяют пальцам выполнять тот функционал, для которого они даны человеку. Как нарисовать кисть руки, чтобы она выглядела максимально естественно? При помощи прорисовки всех нюансов. В местах, где косточки соединяются суставами, обязательно будут складочки как с внутренней, так и с внешней стороны ладони. Если кисть руки рисуется с внутренней стороны, необходимо прорисовать и так называемые "линии жизни" - достаточно глубокие борозды в местах работы суставов ладони.

Каждый палец на конце защищен ногтем - жесткой пластинкой, которая должна быть прорисована для реалистичности изображения. Ногтевая пластина - еще один важнейший элемент в решении задачи о том, как нарисовать кисть руки. Ногти могут иметь разную форму - от вытянутой миндалевидной до практически квадратной.

Пальцы указывают на возраст человека. Детские пальчики округлые, с равномерным утоньшением по всей длине. Чем старше человек становится, тем четче на руках проявляются следы времени. Например, у людей старшего возраста толщина пальцев будет неравномерной - суставы с возрастом становятся все более припухлыми, сказывается многолетний труд и заболевания. Также суставы очень видны у худощавых людей.

Как нарисовать кисть руки в разных положениях?

Руки не только исподволь участвуют в разговоре, но и зачастую сами служат "языком", например при сурдообщении. Ладони и пальцы отчетливо расскажут, о чем человек думает в данный момент времени, какое у него настроение, чем занимается. Как же нарисовать кисть руки так, чтобы она правдиво раскрыла все тайны?

Всегда при изображении тела человека необходимо опираться на основы анатомии. Руки - не исключение. Размер кулака, например, определяется длиной и пальцев. И правило золотого сечения будет важным в любом положении пальцев, даже сжатых в кулак. Рисуя раскрытую ладонь, необходимо особое внимание уделить прорисовке линий пясти и чуть согнутым пальцам.

А как нарисовать кисть руки сбоку? В этом случае будет важно обратить внимание зрителя на то, что с тыльной стороны ладонь и пальцы будут прорисованы практически прямыми линиями, а вот изнутри и пальцы, и сама ладонь имеют подушечки, прорисовать которые необходимо округлыми, плавными линиями.

Поэтапное рисование кистей рук человека, с планомерным переходом от эскиза к прорисовке мелких деталей, впрочем, как и любого другого предмета, позволит получить реалистичный рисунок.

Развивать и доводить до совершенства необходимо любой навык, даже имея талант от рождения, нужно постоянно развивать и оттачивать его.

Что научится рисовать под силу абсолютно каждому, и мы надеемся, что вы уже приступили к выполнению наших советов. Сегодня же мы хотим затронуть очередную «больную» тему начинающих художников, а именно – рисование таких сложных частей тела, как кисти рук, стопы и, конечно же, глаза. Как правило, эти части тела всегда представляют наибольшую сложность для рисования и именно поэтому стоит уделить им немного больше вашего времени и внимания, когда вы учитесь рисовать.

Как рисовать кисти рук

Несколько основных правил:

1. Необходимо практиковаться в рисовании ладони в разных положениях. Здесь работает то же принцип, что и везде – Практика, практика и еще раз практика.

2. Ладони детей более толстые, чем пальцы.

3. Женская ладонь более тонкая и изящная.

4. Чтобы сделать ладонь более мужской, добавьте ей угловатости.

5. На ладонях пожилых людей делаем больший акцент на костяшки пальцев и прорисовываем более морщинистую кожу.

Для начала нам необходимо немного понять анатомию ладони. Внимательно посмотрите на свои руки. Главной вашей целью не является запоминание того, как называется, какая часть кисти, изучайте пропорции и формы. Обратите внимание на то, что фаланги пальцев не находятся на одной линии, а пальцы не могут быть идеально ровными и всегда наклонены в какую-либо сторону.

Указательный, средний, безымянный палец и мизинец довольно тесно связаны между собой и не могут находиться далеко друг от друга, в свою очередь у большого пальца довольно широкий круг движения.

Попробуйте обвести свою руку и заполнить контур деталями. Это поможет вам немного лучше понять, как должна выглядеть ладонь на рисунке.

Перед началом рисования руки, в первую очередь стоит наметить ее общий размер и точки, в которых будут находиться окончания пальцев. Только после этого набросок делится на несколько частей.

При рисовании рук существуют общепринятые пропорции. Например, длина ладони равна длине указательного пальца умноженного на 2. Указательный палец равен безымянному, иногда безымянный может быть немного длиннее указательного. Мизинец доходит до верхней фаланги безымянного пальца.

Ноготь должен занимать половину фаланги. Женские ногти рисуются более округлыми, а мужские более квадратными.

Если вам трудно рисовать пальцы, представьте, что фаланги – это цилиндры, соединенные между собой.

Не забывайте добавлять тени, для достижения большей реалистичности руки.

Начиная рисовать, сначала пробуйте варианты попроще, например, раскрытая или развернутая ладонь. Постепенно усложняйте задачу, например, рисуя руку, сложенную в кулак.

Как рисовать стопы

Как и в первом случае, перед началом рисования, необходимо внимательно изучить анатомию стопы.
Строение кистей и ступней чем-то похожи между собой, тем не менее, пропорции будут отличаться.
Длина стопы обычно равняется длине головы человека, которого вы рисуете. Стопа состоит из двух частей – пятки и плюсны (части, которая соединена с пальцами). Верхняя часть стопы поднимается к верху. Косточка, которая находится снаружи, всегда ниже, чем внутри. Нижняя часть стопы имеет изгиб, она не рисуется плоской. Большой палец всегда рисуется параллельно земле, а все остальные будут опущены к земле.

Еще одно замечание, если вы рисуете стопу сверху, то пальцы будут длиннее, чем на рисунке стопы снизу.

Нижняя часть ногтя находится на половине верхнего сустава, ширина ногтя длиннее, чем его высота. Большой палец имеет ширину двух вторых пальцев.

Как рисовать глаза

Если вашей конечно целью является умение рисовать портреты, то глазам придется уделить очень много времени. Взгляд – во что в первую очередь необходимо передать, рисуя глаза.

Первым делом необходимо нарисовать форму глаза. В дальнейшем, при рисовании портретов, этому шагу придется уделять довольно много времени, так как неверно показанная форма, испортит весь ваш рисунок.

После этого очертите роговицу. Сразу же нанесите блики на зрачок. Не упускайте ни одной мелочи, которую вы увидите. Радужка глаза не должна быть абсолютно круглой. Снизу и сверху она срезана веком. Радужка, попадающая под верхнее веко, всегда будет чуть темнее. Остальные затемнения и блики будут зависеть от вашего желания или от того, кого вы рисуете.

Затемните белок глаза. По краю тени должны быть несколько темнее.

Ресницы рисуются заключительным этапом. У основания они толще, чем у окончания. Обратите внимание на то, что ресницы немного отражаются в глазах.

Напоследок еще раз напоминаем, что главное это практика. Начинайте с простого и постепенно доводите свой навык до совершенства постепенно усложняя свои задачи.

Рисуйте и вдохновляйтесь вместе с нами.

Главное фото взято с сайта