Вторжения захватчиков и стихийные бедствия привели к гибели множества драгоценных произведений зодчества, живописи, прикладного искусства и литературы. Почти не сохранились и имена простых людей, создававших для светских и духовных феодалов «измечтанные разною хитростью» шедевры стенной живописи и каменной резьбы, тончайшей серебряной чеканки и монументальной архитектуры. Лишь немногие из русских мастеров упомянуты в дошедших до нас летописях.

Русский язык и культура обогащались в результате взаимодействия с культурой ряда народов. Такое взаимодействие нашло отражение в суздальском зодчестве (в котором прослеживаются связи с грузинской и армянской архитектурой), в новгородской живописи (в которой встречаются общие мотивы с армянской фресковой живописью), в народном фольклоре и литературе , где имеются многочисленные упоминания о других народах, об их культуре и быте.

Несмотря на господство богословия, по мере роста опыта, накапливаемого в производстве и развития просвещения (хотя оно затpaгивало лишь незначительную часть общества) на Руси распространялись начатки знаний в области изучения природы и истории . Заметно росла грамотность среди феодальной знати, дворянства и горожан. Развитие исторических знаний получило яркое отражение в летописании. Во всех крупных городах, от Новгорода до Холма, от Новгородка до Рязани, велись исторические хроники-летописи и составлялись летописные своды (целостные исторические произведения, представлявшие собой обработку летописных записей). До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, волынские и новгородские.

На Руси, так же как и в других странах, существовала тесная связь между развитием ремесла, прикладного народного искусства и зодчества . Поскольку в обществе господствовала религиозная идеология, лучшие образцы зодчества были связаны с церковью, бывшей к тому же богатым заказчиком. С переходом к феодальной раздробленности для памятников архитектуры стали характерны уменьшенные размеры храмов, упрощенность их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжелой главой. Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры.

В изобразительном искусстве возросло стилистическое разнообразие, причем местное народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией.

Прикладное искусство и скульптура , менее чем живопись связанные с церковными канонами, нередко отражали в своих сюжетах народные игры и пляски, сцены борьбы и т. п. Значительного подъёма достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы (убранство соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы народного творчества нашли богатое отражение в вышивке, а также в украшениях книг - заставках, концовках, заглавных буквах и т. д., где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного быта и труда.

В памятниках литературы периода феодальной раздробленности проводились идеи господствующего класса. В лучших её творениях, призывавших князей к миру и защите независимости родины, отражены и чаяния широких народных масс.

Церковная проповедническая литература, идейная направленность которой заключалась в призыве населения к повиновению властям небесным и земным, представлена произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др.

В составе летописных сводов сохранились повести о князьях (об Андрее Боголюбском, Изяславе Мстиславиче Волынском и др.), о крупных исторических событиях - о взятии крестоносцами Константинополя и т. д. В этих повестях имеется много деталей, свидетельствующих о возрастании интереса к человеческой личности, к действиям и переживаниям отдельных людей.

Величайшим памятником русской культуры XII в. является «Слово о полку Игореве».

Развитие русской культуры в XII-XIII вв. происходило в тесной связи с дальнейшим развитием русской народности.

В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.

Культура Руси в период раздробленности

Для русской духовной культуры середины XII - XIII в. характерно становление "полицентризма" - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров.

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в XI - начале XII в. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то в последующий период летописание ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: Киеве, Чернигове, Переяславле, Владимире-на-Клязьме, Галиче, Новгороде, вероятно, также в Смоленске и Полоцке. Несмотря на "областной" характер летописания, летописцы XII - первой половины XIII в. не замыкались в своих узкорегиональных событиях, в той или иной мере освещая историю всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец XIII в.), Северо-Восточной - Лаврентьевская летопись (начало XIV в.), Радзивилловская летопись и летопись Переяславля Суздальского (XIII в.).

В конце XII в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам произведение мировой средневековой литературы - "Слово о полку Игореве". Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу на половцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославича. Не случайно то, что именно этот поход послужил поводом для создания произведения. Ряд обстоятельств - сопутствовавшее походу затмение солнца, невзирая на которое Игорь продолжил поход, гибель и пленение всего войска, бегство князя из плена - были уникальны и произвели сильное впечатление на современников (кроме "Слова" им посвящены две пространные летописные повести).

"Слово о полку Игореве" в дошедшем до нас виде было создано, как считают ученые, осенью 1188 г. (при этом, возможно, основной текст его был написан еще в 1185 г., вскоре после бегства Игоря из плена, а в 1188 г. в него были внесены добавления в связи с возвращением из плена брата и сына Игоря). Неизвестный автор его, разгадка имени которого не перестает занимать исследователей и любителей "Слова" (к сожалению, почти все имеющиеся версии серьезной критики не выдерживают), был, во всяком случае, жителем Южной Руси, лицом светским и принадлежащим к высшему слою древнерусской знати - боярству.

Основная идея "Слова" - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности. Главное зло, препятствующее этому, - княжеские распри и междоусобные войны. При этом автор "Слова" - не сторонник единого государства: разделение Руси на княжества под властью суверенных правителей он воспринимает как должное; его призыв направлен не к государственному объединению, а к внутреннему миру, к согласию в действиях.

Являясь произведением о событиях своего времени, LСлово¦ одновременно представляет собой и яркий памятник исторической мысли. "Нынешнее" время сопоставляется в нем с прошлыми событиями, причем отечественной истории (что было редкостью - обычно исторические примеры в произведениях древнерусской литературы черпались из библейской и римско-византийской истории). Особенностью историзма "Слова" является попытка отыскать в прошлом корни нынешних бед Руси: автор обращается с этой целью к событиям второй половины XI в., когда началась эпоха княжеских распрей, приведших к ослаблению страны перед лицом половецких набегов. В своем обращении к истории автор "Слова" широко использует эпические мотивы.

Во второй половине XII в. (точная датировка " предмет спора) в Севере-Восточной Руси появилось другое примечательное произведение древнерусской литературы "Слово Даниила Заточника". Оно написано в форме обращения к князю: автор, выходец из низших слоев господствующего класса, попавший в опалу, старается вновь заслужить княжескую милость и доказать князю свою полезность в качестве мудрого советника. "Слово" насыщено афоризмами. В 20-е или в первой половине 30-х годов XIII в. была создана вторая редакция этого произведения, именуемая "Молением Даниила Заточника". Она адресована Ярославу Всеволодичу, в то время князю Переяславля Залесского. Автор этой редакции - дворянин, представитель новой категории в рядах господствующего класса. Характерной чертой "Моления" является негативное отношение к высшей знати - боярам.

Еще одно выдающееся произведение древнерусской литературы - "Слово о погибели Русской земли" - было написано в самые тяжелые для Руси дни во время монголо-татарского нашествия. Скорее всего оно было создано в начале 1238 г. в Киеве, при дворе князя Ярослава Всеволодича, занимавшего тогда киевский стол, после получения вестей из Северо-Восточной Руси о вторжении в нее полчищ Батыя и о гибели в бою с татарами на р. Сити брата Ярослава - Юрия.

Это произведение (оставшееся незаконченным) содержит не имеющий себе равных в средневековой литературе гимн-прославление родной земли, воспоминание о ее былом могуществе (при князьях Владимире Мономахе, его сыне Юрии Долгоруком и внуке Всеволоде Большое Гнездо) и рассуждение о "болезни" - усобицах, подтачивавших силу Руси после смерти Ярослава Мудрого. Подобно автору "Слова о полку Игореве", автор "Слова о погибели" обращается к прошлому своего отечества, пытаясь понять причины его сегодняшних бед.

В жанре эпоса середина XII - начало XIII в. - время появления таких былинных сюжетов, как "Саур Леванидович", "Сухман", новгородские былины о Садко, циклы песен о князе Романе (прототип этого героя - князь Роман Мстиславич Галицкий).

Продолжают развиваться каменное строительство (в основном храмовое, но появляются и каменные княжеские дворцы) и церковная живопись. В архитектуре второй половины XII - начала XIII в. наблюдается сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Из сохранившихся памятников зодчества этой эпохи особо могут быть выделены Георгиевский собор Юрьева монастыря (первая половина XII в.) и церковь Спаса на Нередице (конец XII в.) под Новгородом, в Северо-Восточной Руси - Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли (вторая половина XII в.), Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1234).

Культура Руси периода феодальной раздробленности

Введение

Мною была выбрана тема «Культура Руси периода феодальной раздробленности», потому что, не смотря на распространенное мнение об отсталости Руси от других стран в это время, о ее культурной неразвитости, я хочу доказать обратное. Русь периода XI-XIII в.в. пережила большой всплеск культуры, она духовно возвысилась. К началу нашествия татаро-монгол Русь была духовно духовно богата, к этому времени она уже успела произвести на свет множество памятников архитектуры, литературы, живописи. В конце XIII века Русь развилась очень сильно. В большинстве городов была освоено и развито зодчество, летопись, иконопись. Так же я хочу показать, что Русь многое взяла от Византии (религию, летопись, священные церковные книги, иконопись, строение церквей и храмов), но при этом, она преподнесла это по своему, во всем, что создавал народ Руси чувствовался ее дух, настроение, чувства. Русский народ смог внести во все, что было им сотворено частичку себя, такую неповторимую, и родную для нас. Так же я хочу показать, что культура народа является частью его истории. Это все то, что было создано умом, талантом, рукоделием народа и то, что до сих пор передается из поколения в поколение, все, что выражает его духовную сущность. Взгляд на мир, природу, человеческие отношения и отношения между человеком и богом.

Русская средневековая культура X-XIII в.в. заслужила высокую оценку, как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Беременский). Ученый пресвитер, Теофил из Падерборна, в своей технической энциклопедии XI века восхищался изделиями русских златокузнецов - тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте - впереди ее только Греция, а позади Италия, Аравия, Германия и другие страны. Образцы русских изделий восхищали вельмож германских императоров и тогда, когда они в качестве послов были в Киеве, и тогда, когда киевский князь бежавший от восставшего народа, показывал русские вещи императору.

Культура того времени помогает нам понять становление государства, мировоззрение людей, их разум и чувства, и, что самое главное, культура того времени и сейчас присутствует в нашей жизни, и интерес к ней ничуть не угасает, это «Слово о полку Игореве», это соборы и храмы, построенные еще в то время, и живущие до сих пор, это фрески и иконы нарисованные иконописцами домонгольской Руси, это сказки, былины, пословицы, поговорки, которые и в наши дни актуальны своими учениями и моралью, это религия, которой до сих пор придерживается большая часть русского народа. Все это прошло сквозь пелену времени и продолжает существовать, удивлять и жить своей жизнью даже в наше время.

Я считаю, что русский народ внес неоценимый вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад актуальные до сих пор произведения культуры. Итак, в этой контрольной я хочу показать все богатство русской души, которое легло в основу памятников культуры того времени.

Общие условия развития культуры

Уже в XI веке в жизни древнерусских княжеств все более выделяется одна тенденция: усиления княжеских распрей и междоусобиц, мешавших становлению Руси и ставивших под угрозу саму ее независимость. Этому способствовал рост вотчинного землевладения и развитие городов. Города достаточно усилились, чтобы не подчиняться Киеву, который не мог более им обеспечить при необходимости эффективную защиту, с этой задачей лучше справлялись местные князья, получавшие поддержку вотчинников и горожан. Все это наряду со стремлением князей к независимости вело к обособлению княжеств от Киева. Борьба за сам Киев, однако, не прекращалась, ибо он оставался самым престижным столом и крупнейшим городом Руси.

Раздробленность, вызванная социально политическими причинами, была, впрочем, неизбежным этапом в истории Руси - через нее прошли почти все страны средневековой Европы.

Междоусобицы между княжествами доли немаленькую прореху в обороне границ Руси, к тому же многие князья не гнушались звать в помощь при борьбе с соседними княжествами половцев. Те, в свою очередь, сильно разошлись, и князья вскоре потеряла над ними всякий контроль, и русская земля стонала под натиском набегов с окраин. Окраинные княжества, города и села были выжжены, ограблены, многих забрали в плен, так же активно вмешивалась в русские дела Польша и Венгрия.

Крупнейшими землями эпохи феодальной раздробленности, игравшими ведущую роль в судьбах Руси, являлись Владимиро-Суздальское и Галицко - Волынское княжества и Новгородская феодальная республика.

Владимиро-Суздальская земля: Владимиро-Суздальская земля занимала междуречье Оки и Волги. Древнейшими жителями этого лесистого края были славяне и финно-угорские племена. Благоприятное воздействие на экономический рост этой Залесской земли оказывал усилившийся с XI в. колонизационный приток славянского населения, особенно, с юга Руси под влиянием половецкой угрозы. Важнейшим занятием населения этой части Руси было земледелие, которое велось на благодатных выходах чернозема среди лесов (так называемые ополья). Заметную роль в жизни края играли ремесла и связанная с Волжским путем торговля. Древнейшими городами княжества были Ростов, Суздаль и Муром, с середины XII в. столицей княжества стал Владимир-на-Клязьме.

Начало установления самостоятельности Ростово-Суздальской земли произошло в правление одного из младших сыновей Владимира Мономаха - Юрия Владимировича Долгорукого, сделавшего своей столицей Суздаль. Проводя активную политику в интересах своего княжества, князь стремился опираться на местное боярство, городские и церковные круги. При Юрии Долгоруком был основан ряд новых городов, в том числе впервые под 1147 г. в летописи упоминается Москва. Владея Ростово-Суздальской землей, Юрий Долгорукий постоянно пытался захватить в свои руки киевский престол. В конце жизни ему удалось овладеть Киевом, но поддержкой местного населения он не пользовался. Юрий погиб при странных обстоятельствах в 1157 году (скорее всего был отравлен киевскими боярами). Старший сын Юрия Долгорукого Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174) родился и вырос на севере и главной своей опорой считал свои родные земли. Получив от Юрия Долгорукого управление в г. Вышгороде (близ Киева), еще при жизни отца Андрей Боголюбский покинул его и со своим окружением ушел в Ростов. По преданию, вместе с ним в Ростово-Суздальскую землю попала написанная неизвестным византийским мастером XII в. икона Богоматери, впоследствии ставшая одной из самых почитаемых икон России ("Богоматерь Владимирская"). Утвердившись после смерти отца на престоле, Андрей Боголюбский перенес свою столицу из Ростова во Владимир-на-Клязьме. На укрепление и украшение своей столицы он не жалел средств. Стремясь держать под своим контролем Киев, Андрей Боголюбский предпочитал находиться во Владимире, откуда проводил энергичную политику по укреплению сильной княжеской власти. Жестокий и властолюбивый политик, Андрей Боголюбский опирался на "младшую дружину" (служилых людей), городское население, особенно, новой столицы Владимира, и отчасти на церковные круги. Крутые и часто самовластные действия князя вызывали недовольство в кругу крупных землевладельцев-бояр. В результате сговора знати и представителей ближайшего окружения князя возник заговор, и в 1174 г. Андрей Юрьевич был убит в своей резиденции Боголюбове (близ Владимира).После смерти Андрея Боголюбского в результате междоусобицы на престоле оказался его младший брат - Всеволод Юрьевич, окончательно закрепивший за Владимиром-на-Клязьме статус главной княжеской столицы. Правление Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) было периодом наивысшего политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Под контролем Всеволода Юрьевича находился Новгород Великий, в постоянной зависимости от владимирского князя оказалась Муромо-Рязанская земля. Всеволод Большое Гнездо заметно влиял на положение дел в южных русских землях и в конце XII - начале XIII вв. был самым сильным русским князем. Однако после смерти Всеволода Большое Гнездо между его многочисленными сыновьями вспыхнула борьба за власть, бывшая выражением развития процесса феодальной раздробленности уже внутри самого Владимиро-Суздальского княжества.

Галицко-Волынская земля: Территория Галицко-Волынской земли простиралась от Карпат до Полесья, захватывая течения рек Днестра, Прута, Западного и Южного Буга, Припяти. Природные условия княжества благоприятствовали развитию земледелия в речных долинах, в предгорьях Карпат - добыче соли и горному делу. Важное место в жизни края играла торговля с другими странами, большое значение в которой имели города Галич, Перемышль, Владимир-Волынский.

Активную роль в жизни княжества играло сильное местное боярство, в постоянной борьбе с которым княжеская власть пыталась установить контроль над положением дел в своих землях. Постоянное воздействие на процессы, происходившие в Галицко-Волынской земле, оказывала политика соседних государств Польши и Венгрии, куда за помощью или с целью найти убежище обращались как князья, так и представители боярских группировок. Возвышение Галицкого княжества началось во второй половине XII в. при князе Ярославе Осмомысле (1152-1187). После начавшейся с его смертью смуты на галичском престоле сумел утвердиться волынский князь Роман Мстиславич, который в 1199 г. объединил Галичскую землю и большую часть Волынской земли в составе одного княжества. Ведя ожесточенную борьбу с местным боярством, Роман Мстиславич пытался подчинить себе и другие земли Южной Руси. После смерти в 1205 г. Романа Мстиславича его наследником стал старший сын Даниил (1205-1264), которому тогда было лишь четыре года. Начался длительный период междоусобиц, в ходе которых поделить между собой Галицию и Волынь пытались Польша и Венгрия. Только в 1238 г., незадолго до нашествия Батыя, Даниилу Романовичу удалось утвердиться в Галиче.

Новгородская земля: с самого начала истории Руси играла в ней особую роль. Важнейшей особенностью этой земли было то, что традиционное для славян занятие земледелием, за исключением выращивания льна и конопли, не давало здесь большого дохода. Главным источником обогащения крупнейших земельных собственников Новгорода - бояр была прибыль от продажи продуктов промыслов - бортничества, охоты на пушного и морского зверя. Наряду с издревле жившими здесь славянами в состав населения Новгородской земли входили представители финно-угорских и балтийских племен. В XI-XII вв. новгородцы освоили южное побережье Финского залива и держали в своих руках выход в Балтийское море, с начала XIII в. новгородская граница на Западе шла по линии Чудского и Псковского озер. Важное значение для Новгорода имело присоединение обширной территории Поморья от Кольского полуострова до Урала. Новгородские морские и лесные промыслы приносили огромные богатства. Торговые связи Новгорода с соседями, особенно со странами Балтийского бассейна, окрепли с середины XII в. На Запад из Новгорода вывозились меха, моржовая кость, сало, лен и пр. Предметами ввоза на Русь были сукна, оружие, металлы и пр. Экономический рост Новгорода подготовил необходимые условия для его политического обособления в самостоятельную феодальную боярскую республику в 1136 г. За князьями в Новгороде остались исключительно служебные функции. Князья выступали в Новгороде в качестве военачальников, действия их находились под постоянным контролем новгородских властей. Право князей на суд было ограничено, покупка ими земель в Новгороде запрещена, получаемые ими доходы с определенных за службу владений строго фиксированы. С середины XII в. новгородским князем формально считался великий князь Владимир, но до середины XV в. он не имел возможности реально влиять на положение дел в Новгороде. Высшим органом управления Новгорода являлось вече, реальная власть была сосредоточена в руках новгородского боярства. Три-четыре десятка новгородских боярских фамилий держали в своих руках более чем половину частновладельческих земель республики, и, умело используя в своих интересах патриархально-демократические традиции новгородской старины, не выпускали из-под своего контроля власть над богатейшей землей русского средневековья.

Для социально-политической истории Новгорода характерны частные городские восстания (1136, 1207, 1228-29, 1270). Однако, к принципиальным изменениям в строе республики эти движения, как правило, не приводили. В большинстве случаев социальное напряжение в Новгороде умело использовали в своей борьбе за власть представители соперничающих боярских группировок, которые руками народа расправлялись со своими политическими противниками.

Таким образом, мы видим, что Киевская Русь окончательно распалась, появились другие крупные русские княжества и города, из - за чего на Руси было не спокойно, междоусобицы, набеги с окраин, все это тревожило сердца и умы народа. Наступало не самое спокойное время, хоть оно и было исторически предсказуемым. Но при этом из - за того, что Русь поделилась на множество княжеств в каждом феодальном государстве начало развиваться искусство, что, в общем - то, и дало в итоге такой всплеск культуры во всех областях Руси.

Памятники литературы

русская средневековая культура

Важнейшим памятником на Руси является летопись - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей и изредка нерядскими делами.

Географический кругозор летописца очень широк - он знает и Британию на западе Старого Света, отмечая некоторые этнографические пережитки у англичан, и Китай на востоке Старого Света, где люди живут на краю земли. Используя русские архивы, народные сказания и иностранную литературу, летописцы создавали широкую и интересную картину исторического развития Русского государства.

Эпоха феодальной раздробленности сказалась в том, что появились областные литературные силы, в каждом новом княжеском центре велись свои летописи, уделявшие главное внимание местным событиям, но не перестававшие интересоваться и общерусскими делами. Литература росла вширь. Появились летописи в Новгороде, Владимире, Полоцке, Галиче, Смоленске, Новгороде-Северском, Пскове, Переяславле и других городах.

Важно отметить, что в то время, как Древняя Русь сблизилась с Византией, началась большая работа по переводу и переписке книг. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврейском, латинском языках, но при этом они продолжали пользоваться своим языком, что отличало его от большинства стран Востока и Запада. Русский язык применялся везде - в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе.

Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на досках (очевидно, навощенных). При всем патриотизме русской литературы мы не найдем в ней и следа проповеди агрессивных действий. Борьба с половцами рассматривается лишь как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное отношение к людям различных национальностей: Милуй не токмо своея веры, но и чюжия..., аще то буде жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях - всякого помилуй и от беды избави (Послание Феодосия Печерского к князю Изяславу, XI в.). В последующие века русская литература оказала большое влияние на культуру южнославянских стран, не знавших латинского языка в качестве официального. Русская литература XI-XIII в.в., как это не печально, дошла до нас не полностью. Средневековая церковь, агрессивно настроенная на остатки язычества в государстве рьяно уничтожало все, с ним связанное, литературу это не обошло стороной, поэтому многие сочинения, упоминавшие языческих богов, были уничтожены. В пример можно привести «Слово о полку Игореве», где о церкви сказано мимоходом, а вся поэма полна русскими языческими божествами. До XVIII в. дошел только один список «Слова…», хотя известно, что его читали в разных русских городах, отдельные цитаты в сохранившихся рукописях, намеки на обилие книг и отдельных произведений - все это убеждает нас в том, что в огне междоусобных войн, гонений православной церкви, половецких и татарских набегов могла погибнуть много сокровищ древней русской литературы. Но и уцелевшая часть очень ценна и интересна.

Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в тот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много столетий, являются: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление» Михаила Заточника, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, среди них видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора. Для большинства из них характерен широкий, общерусский взгляд на события и явления, гордость за свое государство, сознания необходимости постоянной совместной борьбы против кочевнических войск, стремление прекратить разорительные войны русских князей между собой.

Жемчужиной русской литературы домонгольского времени является «Слово о полку Игореве» (~1187) стоящее в первом ряду шедевров мировой поэзии. «Слово…» является одним из величайших памятников древней русской литературы. Около восьми веков назад, примерно в 1187 г. Было создано одно из самых гениальных произведений древнерусской литературы. «Слово…» - это многостолетний дуб, дуб могучий и раскидистый. Его ветви соединяются с кронами других роскошных деревьев великого сада русской поэзии XIX и XX вв., а его корни глубоко уходят в русскую почву.

Русская литература уже с древнейшего периода отличалась высоким патриотизмом, интересом к темам общественного и государственного строительства, неизменно развивающейся связью с народным творчеством. Она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы. В русской литературе XI-XVI вв. не было поэзии, лирики как обособленных жанров, и поэтому вся литература проникнута особым лиризмом. Этот лиризм проникает в летописание, в исторические повести, в ораторские произведения. Характерно при этом, что лиризм имеет в древней русской литературе по преимуществу гражданские формы. Автор скорбит и тоскует не по поводу своих личных несчастий, он думает о своей родине, к ней по преимуществу обращает всю полноту своих личных чувств. Это лирика не личностного характера, хотя личность автора в ней и выражается призывами к спасению родины, к преодолению неурядиц в общественной жизни страны, острым выражением горя по поводу поражений или междоусобий князей.

Эта типичная особенность нашла себе одно из самых ярких выражений в «Слове о полку Игореве». «Слово…» посвящено теме защиты родины, оно лирично, исполнено тоски и скорби, гневного возмущения и страстного призыва. Оно эпично и лирично одновременно. Автор постоянно вмешивается в ход событий, о которых рассказывает. Он прерывает самого себя восклицаниями тоски и горя, как бы хочет остановить тревожный ход событий, сравнивает прошлое с настоящим, призывает князей-современников к активным действиям против врагов родины.

«Слово…» проникнуто большим человеческим чувством - теплым, нежным, сильным чувством любви к родине. Эта любовь чувствуется в каждой строке произведения: и в душевном волнении, с которым автор говорит о поражении войск Игоря:

«на третий день к полудню пали стяги Игоревы!

Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы;

тут кровавого вина недостало;

тут пир закончили храбрые русичи:

сватов напоили,

а сами полегли за землю Русскую.

Никнет трава от жалости,

а древо с тоской к земле приклонилось.»

И в том, как он передает слова плача русских жен по убитым воинам:

«Жёны русские восплакались, приговаривая:

"Уже нам своих милых лад

ни в мыслях помыслить,

ни думою сдумать,

ни глазами не повидать,

а золота и серебра и пуще того в руках не подержать!"»

и в широкой картине русской природы и в радостях по поводу возвращения Игоря:

«Солнце светится на небе, -

а Игорь князь в Русской земле.

Игорь едет по Боричеву

ко святой богородице Пирогощей.

Села рады, грады веселы.

Певши песнь старым князьям,

потом и молодым петь:

"Слава Игорю Святославичу,

Буй туру Всеволоду,

Владимиру Игоревичу!»

Поэма вдохновляла реальными событиями истории того времени. «Слово…» было создано после событий Игорева похода и написано под свежими впечатлениями от этих событий. Это произведение собрано из намеков, напоминаний, глухих указаний на то, что еще было в памяти каждого человека. Оно служило призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению перед лицом страшной внешней опасности. Заслуга автора в том, что он сумел стать выше частных интересов отдельных князей, понял необходимость объединения русской земли и выразил эту мысль в ярких и живых образах и картинах. «Слово…» с гениальной силой и вдохновенностью отразило бедствие того времени - отсутствие политического единства Руси, вражду князей между собой и, как следствие, слабость ее обороны от усилившегося и участившегося нажима набегов кочевых народов и восточных соседей Руси.

«Слово о полку Игореве» не только повествует о событиях похода Игоря Святославича - оно дает оценку и представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, то обращающегося к событиям живой современности, то вспоминающего дела седой старины. Эта речь - то гневная, то печальная и скорбная, но всегда полная веры в родину, полная гордости ею, уверенности в ее будущем.

«Слово…» и в наши дни остается актуальным произведением литературы. Не смотря на то, что это произошло около 825 лет назад оно остается великим памятником русской культуры и интерес к нему и интерес к нему не угасает, а даже наоборот увеличивается. В нем показана вся любовь русского человека к своей родине, своему народу и его волнение за будущее своей страны.

Литература того времени не угасает не смотря на прошедшие столетия. Благодаря ей мы узнаем многое, что происходило в то время, поучения авторов тех времен жизненны и сейчас. В примере летописей, «Повести временных лет», «слове о полку Игореве» и других произведений того периода мы можем увидеть, что русский народ был духовно высок, образован и возвышен. Он был заинтересован в том, что происходит в государстве и за его пределами, мало того, он умел правильно делать оценку происходящему, не утаивая от читателя и черных сторон того времени. Это были действительно образованные люди, которые внесли в литературу домонгольской Руси частицу себя. Частицу русского наследия, чувства, настроения.

Устное народное творчество

все также важным и жизненным в наше время остается фольклор Древней Руси. Не смотря на то, что пословицы, поговорки, сказки, былины и песни начали записываться лишь с XVII в., появились они именно в период домонгольской Руси. Все они наполнены смыслом, поучениями и высмеиванием плохих качеств людей. Они показывают нам единение человека с природой, богом, его духовную силу.

С X в. был самый большой всплеск появления былин. Любимыми былинными героями стали Илья Муромец, Добрыня Никитич, Микула Силянович, Вольга.

Русский эпос XI - XII в.в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. К середине XII - XIII в.в. относится появление новгородских былин о «госте» Садко, богатом купце, происходящем из древнего дворянского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого является Роман Мстиславович Галицкий. Поговорки того времени высмеивали ложь, трусость, слабость человека, они восхваляли труд, доброту, соучастие, опять же таки единство. Они поучали человека быть сильным духом и телом, почитать старших, любить свою родину. Очень много поговорок, появившихся в древней Руси, дошли до наших дней. Люди продолжают ими пользоваться, ведь смысловая нагрузка поговорок и пословиц осталась та же. Сказки, появившиеся в тот период, тоже частично дошли до наших времен, их переносили из уст в уста, из поколения в поколение. В большинстве сказок и сказаний лежат языческие корни. Языческие боги и божки, гонимые православной церковью нашли свое убежище и пристанище в сказках и до сих пор живут там. В сказках мы видим лесовиков, леших, водяного, русалок, домового и другие божества языческой культуры. Это лесовик в «Царевне - лягушке», водяной (морской царь в народных сказках и былинах), так же в них находит свое веяние и фетишизм (скатерть - самобранка, сапоги - скороходы, волшебный клубочек).

В сказках мы также можем наблюдать представление народа о загробном мире, о вечном мире предков, взаимосвязях его с миром живых на земле. Мы можем наблюдать в сказках видение смерти, загробном мире, о душе, как переходе к иной форме существования. Преимущественно отражение этой веры они нашли в волшебных сказках, в особенности связанных с образом Бабы Яги, которая осуществляла переходника в иной мир. Сказки позволяют понять представление язычников о пособниках смерти, путях, ведущих в потусторонний мир, грани между земным и «вечным миром», о способах преодоления ее и помощниках в долгом и трудном пути на «тот свет». Но не будем забывать, что в сказках также поднималась тема честности, храбрости, правды, она обругивала зло, ложь, лень, предательство. Главные злодеи всегда были наказаны по тяжести своей вины. Таким образом фольклор показывает нам представления людей того времени, его моральные качества, разумность и вера в хорошие добрые чувства того поколения.

Архитектура и живопись

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Имевшие уже опыт строительства крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов 1036г., Киев 1037г.). Новгородское восстание 1136г. Приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому. Ранее обособление Полоцкого княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привела к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире-на-Клязьме. При всем том русская архитектура XII - XIII в.в. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широкие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже X - XI в.в. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой общерусский стиль, варьировавший по областям.

Появление в XIIв. башнеобразных, стремящихся вверх, стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства. Неустойчивые границы феодальных государств не были преградами для взаимного культурного общения. Ярким примером такой общности стиля, говорящим о том, что искусство - понятие не столько географическое, сколько хронологическое, является белокаменное зодчество Владимиро - Суздальской земли с его удивительными пропорциями и тонкой декоративной резьбой.

Белокаменные храмы Владимира с их щедрой резной орнаментикой исследователи с полным правом сопоставляют по общей стройности и богатству сюжетов со «Словом о полку Игореве», где народное, языческое также заслоняет собой христианское.

Тщательное изучение пропорций древнерусских зданий позволило раскрыть своеобразные геометрические приемы русских зодчих XI - XII в.в., помогавшие им создавать здания, изумительные по соразмерности частей. Недавние находки в старой Рязани и Тмутаракани геометрических чертежей из системы вписанных квадратов и прямоугольников, позволили раскрыть еще один метод математических расчетов, метод, восходящий к основе вавилонской архитектуре и попавший на Русь через посредничество Закавказья и Тмутаракани. Многообразная и богатая русская архитектура надолго сохранила силу художественного воздействия.

Тоже самое можно сказать и о живописи древней Руси. Русская живопись и рисунок дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр. Высокий уровень художественной выразительности, достигнутый древнерусской живописью, отчасти объясняется тем, что восприятие византийского мастерства было подготовлено развитием славянского народного искусства еще в языческий период.

Красочные сочетания узоров на тканях, сложные орнаментальные композиции из цветов, деревьев, птиц и животных идут из глубокой древности, когда люди покланялись стихиям природы и всему, что эта природа порождает: зверей, птиц, рыб, деревья, траву, камни. Основная масса, уцелевших до наших дней, произведений живописи и скульптуры, относится к сожалению, только к одному разряду - к церковному искусству. Светское искусство известно нам лишь частично.

Каждое церковное здание представляло собой не только красивейшее архитектурное сооружение, но и целую галерею фресковой живописи, подчиненную единому сложному замыслу. В несколько ярусов располагались священные изображения, которые должны были внушать славянину суеверный страх и чувство подчиненности богу небес и князьям земли. С церковных фресок смотрела на находящихся внизу простых людей изображения христианских святых в одеждах епископов, царей, воинов дружинников, монахов.

Классовая сущность феодальной церкви во всей полноте раскрывалась в отношении к искусству, которое церковь пыталась монополизировать, чтобы посредством его притягательной силы воздействовать на умы русских людей. Русские средневековые соборы, как и соборы западноевропейских стран, были образцами очень умелого и тонкого использования всех видов искусства в целях утверждения идей феодальной церкви. Киевлянин или новгородец, войдя в церковь, попадал в особый мир образов, отделенный от шумного городского торга. Огромнейшая голова Иисуса Христа как бы парила в небе, над затянутым дымом ладана, пространством купола. Суровые «отцы церкви» сплошным рядом выступали из - за алтаря, готовые поучать и карать. Христианская Богородица напоминала славянину древнюю языческую богиню земли и плодородия (Рожаницу, Макошь) и тем самым объединяла в его сознании старый и новый культы. Когда, устрашенный и подавленный величием изображенного на стенах храма, славянин уходил из него, то его последним впечатлением была нарисованная над выходом картина «Страшного суда». Он возвращался из церкви в свой мир, и церковь напутствовала его изображениями страшных мучений, ожидающих того, кто посмеет ослушаться церковных законов.

Развитие классовой борьбы и антицерковных движений, «ересей», привело к распространению определенных сюжетов в искусстве, например «Чудо Михаила архангела в Хонях», где Михаил, «небесных сил воевода», наказывает крестьян, пытавшихся поднять восстание. Сюжет «Уверение Фомы» направлен против скептиков, сомневавшихся в христианских легендах.

Таким образом мы можем сделать вывод, что, не смотря на то, что очень многое в архитектуре и живописи появилось с приходом христианства от Византии в Русь, переняли они от него не многое. Во всех проявлениях искусства своя, ни с кем несравнимая, русская душа человека. Да, она немного видоизменилась, благодаря новым течениям культуры и религии на Руси, своя нотка искусства, зародившаяся и процветавшая еще в языческой Руси, все еще продолжала присутствовать во всем. Также, не смотря на феодальное раздробление государства и междоусобиц между князьями, все еще культурная и языковая общность всех княжеств. Можно даже сказать, что феодальный раскол государства положительно повлиял на развитие архитектуры и живописи в разных княжествах, а не в каком-то одном. Это еще раз показывает насколько могущественным и единым в духовном плане оставалось государство древней Руси.

Религия

Известно, что крещение на Руси произошло в 988 году, но при этом русская земля еще долго переживала крещение.

Народ не хотел расставаться с многолетним укладом жизни, даже приобщившись к христианской вере.

В 990 году был крещен Ростов, но, жители Ростова, сначала принявшие крещение, затем выгнали одного за другим трех епископов. Только четвертый епископ при помощи военной силы смог разрушить языческое святилище в Ростове и заставить людей принять христианство. В 992 году был крещен Полоцк, несколько лет спустя Туров. Смоленская земля принимала христианство довольно долго, и епископство в Смоленске было утверждено только в 1137 году. Не сохранилось никаких сведений об обращении в новую веру населения Рязанской и Муромской областей. По- видимому христианизация этих областей началась не ранее XII в..

Восточные славяне весьма болезненно отреагировали на требование отказаться от веры предков. Стойкие приверженцы язычества бежали из городов. В 1024 году в Суздале началось восстание под предводительством языческих жрецов. Князь Ярослав жестоко подавил движение жрецов. Однако, спустя менее полувека, в 1071 году, жрецы вновь подняли смуту на Ростовской земле и в Новгороде, но она снова была погашена.

Тем не менее, если князья и могли насильно крестить, то насильно заставить верить кого- либо было невозможно. Итогом религиозной реформы князя Владимира стало двоеверие, которое господствовала на Руси начиная с X-XI в.в.. христианство медленно смешивалось с языческими верованиями, создавая совершенно новый тип мировоззрения, в котором мирно уживались догмы и ценности старой и новой религии. Сельское население, в основной своей массе, оставалось верно язычеству, с которыми была связана вся народная культура. Более того, в городах христианство закрепилось только внешне. Это верно как для простых горожан, так и для княжеско-боярской среды. С этой реальностью приходилось мириться и церковь, вынужденная идти на уступки, чтобы привить людям хотя бы главное в учениях. Сама церковь пыталась стать ближе к народу и иногда пускалась в ухищрения. Известно, например, что в Новгороде церковь св. Василия стояла на Волосовой улице, а святой в ней изображен на иконе в окружении скота, то есть, очень часто церкви отстраивались на месте бывших языческих святилищ. Так же церковь пыталась сделать ближе и понятней храм божий для человека тем, что им напоминало языческие поклонения: это поклонение иконам и статуям(в пример языческим идолам богов), так же, разделение между пантеоном канонизированных святых, за каждым из них закреплялась определенная сила и они были покровителями одной определенной направленности(в пример разделение сил между богами в язычестве), и даже то, что нужному святому ставилась свеча, напоминала обряд, когда перед нужным идолом зажигали костер. Это касается и погребений, еще в XIII в. в княжеские погребения при храмах клали украшение и оружие, как требовал того языческий обряд.

Но не смотря на все прерии, церковь, с приходом христианства на Русь сделала очень многое, она открыла качественно новую страницу в истории и культуре.

Новая религия подняла на новую ступень литературу, архитектуру, благодаря ей появилась иконопись. Но, как и в остальных разветвлениях культуры, мы видим, что Русь не просто приняла новую веру, встав на ступень выше, но она, как всегда, привнесла в церковь свои истоки, сделав ее не похожей на другие религии.

Заключения

Начиная с X в. Русь достигла больших высот в культуре. По большей части этому благодетельствовало появление христианства, как новой веры и новый виток в истории Руси. На нее возложили большие надежды, и как оказалось, не зря. Она помогла сохранить языковое и культурное единство в государстве, расколовшемся на тот момент на множество маленьких осколков - феодальных княжеств, но, самое главное, что люди не переняли все с других стран, полностью копируя уже устоявшиеся картины, не, они привнесли в культуру, в литературу, в архитектуру, живопись, религию кусочек себя, они перестроили все то, что им передала та же Византия, на свой нрав, оставив, не малую, на тот момент языческую культуру и приспособив ее под ново-пришедшую. Позже в XVIII-XIX в.в. культура станет еще более светской и потеряет свое христианское и языческое влияние, но сейчас, что очень приятно, люди начинают возвращаться к своим истокам.

Русь XI-XIII в.в. была очень высока в духовном и моральном плане. Она смогла, не смотря ни на что, донести до наших времен все то, что они думали, что их беспокоило, о чем они мечтали и чем жили.

Сейчас мы не сможем представить себе жизнь без «Слова…», без соборов, храмов, без той устной литературы, которая появилась еще в то время, но продолжает нас воспитывать с самого детства, наставлять нас. Это религия, которая с момента слияния язычества и христианства почти не изменилась. Это фольклор, который шел с нами с самого детства, былины про могучих богатырей, олицетворяющих всех могучих мужей домонгольской Руси.

Все это присутствует в нашей жизни с малого возраста с первой сказкой на ночь, с первой свечкой, поставленной к иконе, в храме, с первыми рассказами про домовых, русалок, леших, с первым ознакомлением уже в школе со «Словом…», «Повестью временных лет». И когда ты начинаешь задумываться, сколько же на самом дела прошло столетий, прежде чем ты прочел, услышал и увидел, становиться действительно радостно за свой народ, за свое прошлое.

Это во всем показывает, насколько ошибочно распространенное мнение о том, что Русь, в период феодальной раздробленности была культурно полноценна.

Я считаю, что она действительно внесла неоценимый вклад в мировую культуру в целом и в культуру сегодняшней России в частности.

Это было поистине культурно богатое государство, не смотря на все распри и смуты, которые в тот момент в ней происходили.

Список литературы

1.Б.А. Рыбаков «Культура Древней Руси » Москва 1956г.

.Д.С. Лихачев «Слово о полку Игореве» и культура его времени» Ленинград 1985г.

.«Слово о полку Игореве» Москва: Просвещение, 1984

.Б.А. Рыбаков «Древняя Русь: Сказания. Былины. Летописи» Москва 1963г.

КУЛЬТУРА РУСИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

В истории России период с конца XII до середины XY века называется периодом феодальной раздробленности, межкняжеских усобиц, экономического и политического ослабления Руси. Монголо-татарское нашествие и века татарского ига (1238-1480 гг.) затормозили развитие русской культуры почти повсюду, кроме Новгорода и Пскова, которые не были должниками Золотой Орды и к тому же успешно отразили натиск западных врагов - ливонских рыцарей. В тоже время 1240 г. на русские земли вторглись шведские завоеватели, которых разгромил на реке Неве новгородский князь Александр Ярославич. Это была его первая крупная победа, за которую он получил титул «Невский». В 1242 г. он дал сражение меченосцам на льду Чудского озера. Эта битва была названа Ледовым побоищем, после которой Александр Невский торжественно вошел Новгород, ведя скованных пленников. Это время, когда Русь оказалась завоеванной, обескровленной, разоренной. Центром объединения и возрождения стала Москва. Основанная в 1147 г., она уже в 1276 г. стала центром небольшого княжества при младшем сыне Александра Невского Данииле, а в XIY - XY вв. стала центром возрождения русского государства.

В домонгольский период русский народ отличался высокой степенью грамотности, являвшейся фундаментом общей культуры. Об этом свидетельствуют многочисленные памятники XII – н. XIII вв.

С разорением Руси монголо-татарами, массовым истреблением населения, разрушения культурных центров грамотность населения и уровень культуры в целом резко упали. Надолго сохранение и развитие образования, грамотности, духовной культуры переместилось в монастыри, религиозные центры. Восстановление прежнего уровня грамотности началось со второй половины XIY века, особенно после победы русского войска под предводительством Дмитрия Донского над татаро-монголами на Куликовом поле (1380). Говоря о героической борьбе Русского народа, в этой битве, которая возвестила приближающее освобождение и вошедшая во многие исторические, культурные памятники Руси, в былины, поэмы, песни, сказания и т.п.

Предание гласит, что неподалеку от Москвы, откуда князь вел свои войска против Мамая, ему явилась икона Николая Чудотворца. И князь воскликнул: «Сия все утеша сердце мое!…» (на этом месте и основали Николо-Угрешский монастырь. До наших дней сохранились многие сооружения в монастыре: Спасо-Преображенский собор, Патриаршие палаты, уникальная Иерусалимская стена, стилизованная под иконописный город…)

Развитие литературы в XII – сер. XY вв. продолжает тесно переплетаться с подъемом устного народного творчества. Наиболее выдающимся литературным памятником отечественной культуры к XII в является «Слово о полку Игореве». Оно восхищает масштабностью мышления, образностью языка, ярко выраженным патриотизмом, тонким лиризмом. Его центральная идея – призыв единению Руси перед общим врагом. Из других литературных произведений XII – середины XY вв. можно отметить «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщину», Киевско-Печорский патерик. Все эти произведения, написанные в форме летописей, составляют нашу национальную гордость и являются неотъемлемой частью мировой средневековой культуры. Наряду с ними возникли и новые легенды, например «Сказание о граде Китеже » - городе, ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, не сдавшимися врагам. Создавалось много задушевных, грустных песен, отразивших тоску русских людей по свободе, печаль о судьбе родной земли.

Одним из литературных жанров в XIY – XY вв. были жития. Это повести о князьях, митрополитах, основателях монастырей.

Талантливые церковные писатели Пахомий Лагофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописание крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, перенесшего центр митрополии в Москву, Сергия Радонежского – основателя Троице-Сергиева монастыря. Особую известность приобрели «Слово о житии князя Дмитрия Ивановича» и «Житие Сергия Радонежского», названного так по местечку Радонеж, недалеко от которого он основал монастырь. «Житие Дмитрия Донского», где рисуется яркий образ мужественного полководца, в нем раскрываются глубокий патриотизм и единство русского народа.

Одним из самых распространенных литературных жанров того времени были исторические повести, в которых описывались как «хождения» (путешествия), так и крупные исторические события. Выдающимся памятником русской культуры XY в явилось «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, содержащее много точных и ценных наблюдений об Индии и др. стран. Ценные географические описания других территорий представлены в «хожениях» новгородца Стефана (1348-1349) и Смолянина Игнатия (13489-1405) в Царьград, в дневнике поездки русского посольства на церковный собор в Феррару и Флоренцию (1439).

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове – городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусства отметил академик И.Э. Грабарь (1871-1960): «Идеал новгородца – сила, и его красота – красота силы».

Результат новых исканий и традиций старого зодчества – церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). Образцы нового стиля – церковь Федора Стратилата (1360-1361) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374) церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой части Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым, в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Это Грановитая палата (1433) для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль (до XIY в. назывался детинец), который впоследствии неоднократно перестраивался.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий – суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого кремля составляла почти девять километров. Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов.

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIY в. К этому времени относится сооружение белокаменной крепости Московского Кремля.

Московский Кремль – древнейшая, центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу Москвы. В 1366-1367 гг. были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен белокаменный собор Чуда Архангела Михаила, у Юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время не территории Московского кремля были построены новые храмовые и гражданские строения. Была сооружена усыпальница московских великих князей – Архангельский собор. В Конце XY в. была построена Грановитая палата, которая являлась частью царского дворца, его бронным залом.

Велось строительство и в других городах – Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне – шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей.

Древнейшие сохранившиеся памятники Московского зодчества – Успенский собор в Звенигороде (ок.1400), собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиево монастыря (1422).

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и создание новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIY - XY вв. так же, как и зодчества стало естественным продолжением истории живописи домонгольского периода. Древнерусская икона – действительно создание гения, коллективного многоликого гения народной традиции. Примерно в XIY в. Иконы начинают объединять в общую композицию иконостаса, помещая их на перегородке, отделяющей алтарь. Иконостас это чисто русское изображение. Византия не знала его. «Житейская» поэзия иконы сливалась воедино с поэзией сказки. В иконе много от русского сказочного фольклора, особенно это ощутимо в ранних иконах новгородской школы с их ярко-красными фонами, простыми цельными силуэтами.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к «золотому веку». Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIY в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви Федора Стратилата (1360) и церкви Успения на Волотовом поле (1352).