1. 1. .

2. 2. Сосуществование новых христианских образов, сюжетов и старых языческих, связанных с народной культурой.

3. 3. Каноничность.

4. 4. Анонимность.

5. 5. Символичность и аллегоричность.

1. Влияние христианской религии на все сферы общества . Божественное начало, выраженное через богословие, представляло собой наивысшее обобщение смысла материальной и духовной деятельности средневекового человека.

Теологическое мировосприятие и мышление становится но только господствующим, но и единственно возможным, подчиняющим своему контролю все сферы жизни - как материальной, так и духовной. Соответственно, средством духовного единения становится церковь, которая превращается в организованную иерархию с единым центром в Ватикане во главе с Папой Римским.

Средневековое искусство отняло у своего героя волю к действию и передоверило ее Богу, сделав человека существом страдательным, которому все дано свыше, и объяснив мир Богом. С одной стороны, это явилось отрицательной тенденцией, ограничивающей художественное творчество и развитие мысли. С другой стороны, огромным достижением средневековой культуры была ее этическая направленность . Важнейшее и ценнейшее духовное качество, утверждаемое средневековым искусством в человеке, - благочестие, когда все явления и поступки человека сопоставляются средневековым сознаниемс глобальным конфликтом добра и зла, а история мира предстает как некий единыйвсемирно-исторический спектакль спасения.

Средневековая культура имела свои наиболее характерные формы и жанры:

· в архитектуре - собор ;

· в живописи - икона, фреска, мозаика ;

· в скульптуре - изображения Христа, Богоматери, святых ;

· в литературе - для образованных - богословский трактат, стихи и песни вагантов, куртуазная лирика, рыцарский роман ;

· для слушателей из низов - массовая литература: проповеди, жития (жизнеописания) святых, летописи, пенитенциалии (сборники с вопросами на исповеди для полуграмотных священников из крестьянской среды, содержащие также перечень наказаний за разного рода грехи и преступления перед церковью), видения божьих избранников (жанр, где произведения имели каноническую форму с описанием смерти или чудесного попадания избранника на небо - в рай и ад, и последующим рассказом о прелестях первого и ужасах второго, а также упоминанием конкретных лиц, пребывающих после праведной или греховной жизни в блаженстве или вечных муках).

Раннехристианское искусство постепенно отошло от эстетических принципов Античности, где вместо объемности, пластичности присутствовали плоскостность, отсутствие перспективы; одухотворенности тела провозглашалась одухотворенность духа; красота стала складываться из материальных и духовных компонентов и отражать сияние Бога; причем красота, дающая наслаждение, стала включать в себя ритм, мудрость, разум, вечность, любовь, покой (в то время как у греческих философов красота выступала как соразмеренность, ясность, пропорциональность и не включала в себя духовные, нравственные критерии).


2. Сосуществование новых христианских образов, сюжетов и старых языческих, связанных с народной культурой .

Парадоксом средневековой культуры становится взаимодействие фольклорной традиции с официальной церковной доктриной , когда многие тексты, помимо желания авторов, «инфицируются» фольклором. Конечно, долгое время гарантом единства веры был сакральный язык - латынь, на котором была представлена вся богословская литература (более того, в течение долгого времени это был единственный письменный язык). Следовательно, быть грамотным в эпоху Средневековья значило знать латынь. Отсюда деление людей на literatti и illiteratti - знающих латынь и не знающих. Люди, не обученные книжному языку, неграмотные, назывались idiotae , причем слово это было лишено современной негативной нагрузки. Так, в Деяниях апостолов (4; 13) апостолы Петр и Иоанн названы «людьми не книжными и простыми» - homines sine litteris et idiotae.

Но живая речь и фольклорное мышление проникали и в литературную речь . Причинами этого процесса являлись следующие факторы:

· церковь стремилась завладеть сознанием каждого слушателя - отсюда простой язык, опора на фольклор и его стилистику, образы и сюжеты,

· переписчики книг Священного Писания, вносящие изменения в тексты были, как правило, вчерашними крестьянами,

· сами священники часто являлись выходцами из народной среды (по словуФ. Энгельса, это «плебейское духовенство»).

Таким образом, в результате взаимодействия церковной идеологиис дохристианской народной культурой сложился культурно-идеологическийкомплекс народное христианство или приходской католицизм . Эти черты народной культуры проникали даже в жития святых, что сказывалось в приписывании участия во всех исторических событиях одному герою,беззаботности в отношении географии и хронологии (события кочуют из эпохи в эпоху, из местности в местность), доминировании чувства над разумом (равнодушие к идеям, но возбудимость эмоциональная), невосприимчивости к абстракциям, склонности к наглядной материализации идей, некритичности , наконец, наделении христианских образов чертами героев национального эпоса .

Подобный пример живучести героических народных идеалов приводит А. Гуревич (Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981), где в саксонской поэме IX в. «Хелианд» («Спаситель») Христос выглядит не столько учителем, сколько воинственным конунгом, возглавляющим дружину апостолов, Сатана становится воплощением вассальной неверности, борьба добра и зла нисходит с уровня духовного противостояния до вооруженной борьбы, Иуда воспринимается нарушителем присяги, а сакральные слова Христа в новой трактовке звучат так: «Один из вас, двенадцати, нарушит верность мне, продаст меня своим князьям, гордым господам». Таким образом, перевод Евангелия на саксонский язык означал перевод из одной системы сознания в другую - духовное сочинение становилось германской героической песней о подвигах и вождях.

Аналогичным образом, т. е. буквально, понимаются некоторые эпизоды Священного Писания. Когда одна монашка, спрятав деревянное распятие под подстилку, плакала, не найдя его, и Христос сказал: «Не плачь, дочь моя, ведь Я лежу в мешочке под подстилкой твоей кровати», или другая затворница, засунувшая распятие в какую-то щель, вскричала: «Господи, где Ты? Ответь мне!» - и тотчас нашла его, то было бы совершенно ошибочно истолковывать эти сцены как «искание Бога» в духовном смысле - обе искали «своего Господа», т. е. именно распятие, а оно откликалось на их призывы.

Весьма популярен был «пример» о сардинском епископе, проповедь которого на евангельскую тему «Кто ради Меня оставит дом, поля или виноградник, тому воздастся стократно» произвела столь сильное впечатление на одного сарацина, что тот пожелал принять крещение при условии, что если это обещание будет выполнено после его смерти, то его сыновья сполна получат стократное возмещение розданного им нищим имущества. Сыновья действительно явились к епископу, требуя своего. Епископ отвел их к могиле отца, саркофаг был открыт, и в правой руке трупа увидели хартию, которую покойник отдал лишь епископу, но не своим детям. В хартии было записано, что обращенный сарацин получил стократно и благодарит. Буквальное понимание христианской заповеди в высшей степени характерно для этого способа мышления .

Таким образом, совершенно искоренить язычество не удалось . Часть обращенных стала людьми смешанной веры, а христианские представления перемешались с языческими и традиционными. Так, христианские святые представлялись крестьянам магами . Самое главное, что крестьяне хотели видеть в святом, - его умение творить чудеса. Чудо имел право творить только христианский святой, а чудеса, сотворенные другими людьми, объявлялись дьявольскими. Свидетельством того же процесса стало приспособление старых религиозных представлений и обрядов к новым христианским.

3. Каноничность культуры Средневековья .

Каноничность средневековой культуры проявлялась в стремлении не к созданию нового, а воспроизводству старого , приводящее к бесконечному варьированию хорошо знакомого и ранее усвоенного. Причиной каноничности искусства Средневековья явилось циклическое мироощущение крестьянина-язычника,жившего как будто бы в ином пространственном и временном измерении, чемхристианин-неязычник, для которого грядущее существовало в будущем сверхсобытия. Время настоящего, прошлого и будущего мыслилось при этом чередой сменяющих друг друга циклов, определяющихся сменой времен года, в которых не может появиться ничего принципиально нового, а каждый человек проходит один и тот же круг событий. Постоянная занятость и ориентация на традиции и обрядность делали невозможным выход за рамки цикличности.

Христианство вместо цикличного течения времени, естественного для крестьянина, предлагало линейное историческое течение времени , имеющее векторную направленность от одного сверхсобытия - рождения Богочеловека - до другого - Страшного суда. Однако влияние традиционной культуры в эпоху Средневековья было столь велико, что познание состояло лишь в отождествлении новой информации с ранее усвоенной и сводилось к узнаванию. Кроме того, сама христианская культура стремилась к канонизации образцов, стилей, жанров, так как истина - одна, она давно открыта и требует лишь подтверждения, нового иллюстрирования. Тот же, кто ставит под сомнение очевидные истины и стремится к новому, - еретик . К этой форме предваряющего восприятия постоянно апеллировали авторы литературных произведений Средневековья, когда вплетали в ткань художественного целого фрагменты из других сочинений , из словесных жанров, бытующих в народе. Реймский архиепископ Хинкмар о прочитанных видениях божьих избранников свидетельствовал так: «Я убежден в том, что сие - истина, ибо подобное же читал я и в книге «Диалогов» cв. Григория, и в истории англов Бэды, и в сочинениях св. епископа и мученика Бонифация, а также в рассказе о видении некоего духовного лица Веттина, относящиеся ко времени императора Людовика».

Аналогичные явления представляли и другие виды искусства. Так, в музыке существовала традиция переработок : наиболее простые из них - это перетекстовки одноголосных напевов, дописывание голосов к известному cantus firmus. Даже Бах, вводя в духовные сочинения мелодии хорошо известных хоральных напевов, рассчитывал, что хоральная мелодия являлась музыкальной цитатой, подтверждающей, разъясняющей содержание пассионов. В живописи , по аналогии, - обращение к одним и тем же сюжетам . Точно так же вархитектуре , где готические соборы в Сен-Дени, Реймсе, Париже являлисьиконографическими образцами , которые возникали там, где учреждалась церковная метрополия в союзе с королевской властью.

4. Анонимность произведений искусства и литературы этого времени была связана с представлением о том, что творцом произведений является Бог, а человек - лишь его орудие.

5. Символичность и аллегоричность произведений искусства .

Символизм Средних веков был средством интеллектуального освоения действительности. Средневековый художник стремился к тому, чтобы раскрыть в образе духовную сущность мира, аналогично тому, как Бог воплотился в человеке в образе Христа. Однако двойственность искусства в том, что изначальный образ , который художник стремится отразить в своем произведении, - это высшая, духовная сущность, а материал , воплощающий этот образ, - низшее состояние мира. Назначение символики как раз в том, чтобы найти компромисс между этими двумя противоположностями. Мир есть создание Бога, следовательно, в каждом предмете скрыта божественная сущность. Символы существуют, чтобы обнаружить, а с другой стороны - скрыть истину от недостойных.

Символичной становится архитектурная форма сакральных построек, которые мыслятся моделью Вселенной . И базиликальные , и крестово-купольные храмы имеют в плане форму креста. Ту же семантику имеет и роскошь внутренних церковных интерьеров, где блеск и нарядность становятся символами вечного блаженства . Символическую нагрузку несет цвет внутреннего пространства:голубой воспринимается символом божественной мудрости, чистоты, духовности (как правило, это цвет Богоматери), золотой уподобляется сиянию Царства небесного, белый символизирует чистоту и т. п.

Многочисленные символы становятся знаками, носителями определенного смысла, часто сакрального и могут быть прочитаны:

· так, рыба становится знаком первых христиан и часто сопутствует изображению Спасителя, так как ichtius есть аббревиатура И. Х. (Иисус Христос);

· голубь становится символом Бога (Дух Святой);

· фонтан - символом обновления ;

· виноградная лоза - символом искупительной жертвы Христа ;

· сосуд с водой - символом крещения ;

· Солнце - символом Бога-Отца;

· поднятая рука - символом клятвы .

На средневековых фресках и мозаиках часто встречаются изображения цветов, где:

· лилия символизирует чистоту Богоматери ;

· ирис - ее величие ;

· водосбор (трилистник), а также анютины глазки становятся символом Троицы ;

· колючие растения, насекомые, пресмыкающиеся (кузнечики, саранча, ящерицы) - адские существа, воплощение дьявола ;

· cмирение символизируют маргаритки и подорожник ;

· славу - лавр ;

· поклонение Христу - подсолнечник .

Символика расширяется в XV в., где череп, смерть с косой, скелет становятся атрибутами темы бренности , а на обороте картин на старонемецком появляется надпись: «Ничто не защитит от смерти, поэтому живите так, как хотели бы умереть».

Характерно, что символизм остается и в произведениях эпохи Возрождения, он получает новую жизнь в книгах эмблем и геральдических знаков. В это время разрабатывается теория четырех элементов (земля, вода, воздух, огонь) и пяти чувств (осязание, обоняние, зрение, слух, вкусовые ощущения), и многочисленные натюрморты того времени дают обильную пищу для интеллектуального осмысления. Так, битая птица на фламандских натюрмортах символизирует одну из четырех стихий - воздух, устрицы, кальмары, лангусты - воду, фрукты - землю. Клюющий эти плоды попугай воплощает вкусовые ощущения, принюхивающаяся рядом со столом, заваленным дичью, собака - обоняние, несущий блюдо юноша - осязание и т. п.

В голландском натюрморте XVII в. активно разрабатывается тема умеренности, откуда идет простота, лаконичность цветовой палитры и малый масштаб полотен, представляющих ограниченный набор предметов. На этих натюрмортах непременным атрибутом является лимон с живописно закрученной спиралью кожуры, символизирующий чувство меры (в Голландии было принято добавлять в вино лимонный сок, который мог не только улучшить его вкусовые качества, но при переизбытке последнего привести к порче напитка).

Такое же распространение в это время получает тема vanitas - суеты сует, где курительные принадлежности, бокал пива не олицетворяют приятное времяпрепровождение, но получают осуждение, так как становятся средством сокращения через пагубные привычки человеческой жизни. Характерным набором предметов становится натюрморт с недоеденным пирогом, разбитым или опрокинутым бокалом вина и песочными часами рядом - время неумолимо течет, приближая человека с каждым мгновением к последнему часу.

В эпоху Просвещения XVIII в. мир познается рационально, однако символы остаются и получают новую семантическую нагрузку, прославляя человеческую деятельность - на натюрмортах Шардена это книги, рабочие инструменты, рукописи, статуэтка Меркурия, символизирующая вдохновение. В эпоху рококо вещи (щипцы, ширмы) становятся безделушками для забавы, в них нет скрытого смысла, они являются лишь предметами интерьера и хороши сами по себе. К символике вернутся романтики, но это уже будет индивидуальная символика.

3.1. Основные черты культуры европейского средневековья и ее религиозный характер

Культура раннего Средневековья охватывает период с V в. н.э. по XIII в.

За это время зародились существующие ныне европейские нации, государства, языки. Сформировались политические институты: суд, армия, дипломатические службы. Возник новый тип европейского города. Произошло становление образования, открывались первые универ-ситеты. Оформились ведущие стили искусства: романский и готический. Развитие получила литература, отражающая интересы социальных слоев средневекового общества. В повседневный быт вошли в обиход стекло, очки, пуговицы, появились элементы современного костюма (брюки, юбка). Пергамент заменила бумага. Были изобретены механические часы, огнестрельное оружие. Научились ориентироваться по компасу. Изготавливать спирт из зерна. Строить ветряные мельницы, применять удобрения и многое другое.

С образованием централизованных государств, сформировались сословия, составляющие структуру средневекового общества: духовен-ство, дворянство, люди труда (крестьяне и ремесленники). С ростом городов сложилось ещё одно сословие – горожане. Между элитой и простолюдинами был существенный разрыв. Представителям церковно-феодальной знати предписывалось неукоснительное соблюдение кодекса дворянской чести, правил этикета, религиозных ритуалов. В то время как в жизни крестьян и горожан сохранялись языческие обычаи и довольно примитивный быт.

Основные черты средневековой культуры : нормативность, иерархичность, корпоративность, схоластичность, теоцентризм.

Нормативность определяла принципы жизни: быть как «все», подчинять личное всеобщему, служить Богу и господину, выполнять предъявляемые требования. Каждое сословие имело свой социальный статус, несоответствие которому воспринималось как вызов системе.

Иерархичность определяла все взаимоотношения между предста-вителями существующей феодальной лестницы по принципу «Вассал моего вассала не мой вассал».

Корпоративность – профессиональные объединения: купцов, ремесленников, магистров. Необходимость в них возникла в результате роста городов, как центров ремесла и торговли.

Схоластичность все воспринималось с позиции веры.

Теоцентризм – высшей сущностью считался Бог.

Христианство стало главным фактором, определившим путь культурного развития Европы. Оно укоренило в сознание людей новые гуманистические установки такие как милосердие, сострадание, любовь к ближнему и другие высокие моральные ценности. Значение христианства достаточно велико, так как оно вывело людей из варварского состояния и объединило их с помощью веры в единую духовную общность.

Однако в результате деятельности католической церкви многие античные идеалы были пересмотрены и отвергнуты. Подчеркивалось недоверие к человеческому разуму, выше его ставилась вера. Осужда-лся культ тела (как источник греха). Требовалось заботиться о душе и жить аскетически. В результате сложилась атмосфера суровости, стро-гости нравов. Любое инакомыслие преследовалось. Был учрежден осо-бый церковный суд – инквизиция . Низкий уровень знаний способствовал распространению мистики и иррационализма. Редким явлением была грамотность. Ее нехватку заменял символизм в искусстве, ставшим глав-ным источником религиозного знания. Философия и наука находи-лись под строгим контролем. Получили развитие алхимия и астрология, так как их содержание и цели исследования соответствовали религиозной догма-тике.

Первые университеты в средневековой Европе возникли в ХІІ веке. Главной наукой в них была схоластика (философия средневековья). Преподавание велось на латинском языке. Однако, несмотря на то, что вся система образования носила религиозный характер, в университетах пытались противостоять чрезмерному догматизму и официальной схолас-тике. В студенческой среде наблюдался интерес к трудам древнегре-ческих, восточных и византийских философов.

Литература средневековья отражала интересы различных слоев общества. В ней оформились следующие направления:

Латинская – представленная религиозными произведениями и твор-чеством вагантов (бродячих школяров и студентов).

Рыцарская – в ней выделяют три основных жанра: героический эпос («Песнь о Роланде»), куртуазный (придворный) роман («Тристан и Изольда»), куртуазную лирику. Ее распространяли трубадуры, миннезин-геры.

Городская – в ней особое место занимают сатирические стихотвор-ные рассказы («Роман о Розе», «Роман о Лисе»).

Народное творчество ─ представлено устными балладами («Робин Гуд»)

Искусство Средневековья было строго регламентировано. Античное понимание «прекрасного» подверглось жесткой критике. Недо-пустимым считалось изображение атлетических форм тела. Основной задачей искусства было воплощение сверхчувственного, божественного мира.

С Х в. в искусстве оформился романский стиль , который в боль-шей степени проявился в архитектуре. Среди основных сооружений были рыцарские замки, монастыри, храмы. Они отличались массивностью стен, узкими бойницами, подъемными мостами, высокими башнями.

С Х II в. романский стиль вытесняет готика . Доминирующим видом оставалась архитектура. Активно велось строительство соборов. Их укра-шали стрельчатые башни, шпили, колонны, высокие оконные проемы, витражи. В соборах проходили богослужения, собрания горожан, а также театрализованные представления (мистерии) на библейскую тематику.

Особое место среди средневековых зрелищ занимала «смеховая культура» представленная карнавалами и маскарадами. Ее ценность заключается в том, что благодаря игровой форме люди переосмысливали уродливое, безнравственное и стремились это исключить из своей повседневной жизни.

Христианская средневековая культура так и не смогла реализовать свои возвышенные идеалы и создать общество с высоким уровнем духовности, так как реальная жизнь оказалась слишком противоречивой (таблица 3).

Таблица 3

Сравнительная таблица ценностных приоритетов Античности и Средневековья .

Античность

Средневековье

1. Культ Разума.

2. Свобода выбора.

3. Антропоцентризм (Человек – венец природы).

4. Восприятие времени ─ циклическое.

5. Индивидуализм.

6. Фатализм (вера в предначертание судьбы).

7. Состязательность (Агон).

8. Почитание гордости.

9. Гармония души и тела.

10. Философия.

11. Всеобщая грамотность.

12. Система образования основана на рациональном знании (гимназии, лицеи, акаде-мии).

13. Искусство реалистично и гум-манистично.

1. Культ Веры.

2. Догматичность.

3. Теоцентризм (Бог – создатель всего сущего).

4. Восприятие времени – линейное.

5. Коллективизм.

6. Идея о всеобщем спасении.

7. Смирение, терпимость.

8. Гордыня – смертный грех.

9. Приоритет духовного над телесным.

10. Схоластика.

11. Малограмотность.

12. Система образования в рамках религиозной идеологии. (университеты, школы).

13. Искусство символично и догма-тично.

Эпоха Средних веков рассматривалась передовыми мыслителями нового времени как время мрачное, не давшее миру ничего: узкое религиозное мировоззрение, навязанное католической церковью препятствовало развитию науки и искусства. На сегодняшнем занятии мы постараемся оспорить это утверждение и доказать, что Средневековье, длившееся тысячу лет, оставило богатое культурное наследие для будущих поколений.

В XI веке на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская по-эзия. Провансальские поэты-певцы назывались трубадурами (рис. 1). Воображением поэтов был создан образ иде-ального рыцаря - смелого, великодушного и справедливого. В поэзии трубадуров воспевалось служение Прекрасной Даме, Мадонне («моей госпоже»), в которой соединялись поклонение Богоматери и земной, живой и прекрасной женщине. В Северной Франции, Италии, Испании, Германии рыцарские поэты назывались труве-рами и миннезингерами (в переводе - певцы любви).

Рис. 1. Трубадур ()

В эти же столетия возникли стихотворные рыцарские романы и повести. Особенно широко в романах отразились легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Двор Артура представал как место, где процветали лучшие рыцарские качества. Рома-ны переносили читателя в фантастический мир, где на каждом шагу встречались феи, велика-ны, волшебники, притесняемые красавицы, ждущие помощи от смелых рыцарей.

В XII веке начал-ся расцвет городской литературы. Горожане лю-били короткие рассказы в стихах и басни на бы-товые темы. Их героями чаще всего были лов-кий, хитрый бюргер или веселый, находчивый крестьянин. Они неизменно оставляли в дураках своих противников - чванливых рыцарей и жад-ных монахов. С городской литературой связаны стихи ва-гантов (в переводе с латинского - бродяг). Вагантами называли школяров и студентов, кото-рые в XII-XIII веках кочевали по городам и уни-верситетам Европы в поисках новых преподава-телей.

Выдающимся по-этом Средневековья был Данте Алигьери (1265-1321) (рис. 2). Данте родился во Флоренции в старинной дво-рянской семье. Он учился в городской школе, а затем всю жизнь изучал философию, астроно-мию, античную литературу. В 18 лет он пере-жил любовь к юной Беатриче, впоследствии вы-шедшей замуж за другого и рано умершей. О своих переживаниях Данте с небывалой для тех времен откровенностью рассказал в малень-кой книжке «Новая жизнь»; она прославила его имя в литературе. Данте написал великое произве-дение в стихах, которое назвал «Комедией». Потомки назвали ее «Бо-жественной комедией» в знак высшей похвалы. Данте описывает путешествие в загробное царство: ад для грешников, рай для праведни-ков и чистилище для тех, кому Бог еще не вынес свой приговор. У врат ада, расположен-ного на севере, надпись, ставшая крылатой: «Оставь надежду всяк сюда входящий». В центре южного полушария - огромная гора в виде усеченного конуса, на уступах горы расположе-но чистилище, а на плоской ее вершине - зем-ной рай. В сопровождении великого римского поэта Вергилия Данте посещает ад и чистилище, а по раю его ведет Беатриче. В аду 9 кругов: чем тя-желее грехи, тем ниже круг и суровее наказа-ние. В аду Данте поместил кровожадных влас-толюбцев, жестоких правителей, преступников, скупцов. В центре ада - сам дьявол, грызущий предателей: Иуду, Брута и Кассия. Данте по-местил в ад и своих врагов, в том числе нес-кольких пап. В его изображении грешники не бесплотные тени, а живые люди: они ведут с поэтом беседы и споры, в аду бушуют поли-тические распри. Данте беседует с праведни-ками в раю и, наконец, созерцает Богоматерь и Бога. Картины загробного мира нарисованы так живо и убедительно, что современникам каза-лось, будто поэт видел это своими глазами. А описал он, по существу, многообразный зем-ной мир, с его противоречиями и страстями. По-эма написана на итальянском языке: поэт хо-тел, чтобы его понимал самый широкий круг читателей.

Рис. 2. Доменико Петарлини. Данте Алигьери )

С XI века в Западной Евро-пе началось большое строительство. Богатая церковь расширяла число и величину храмов, перестраивала старые сооружения. До XI-XII веков в Европе господствовал романский стиль. Романский храм - массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями и лаконичным декором. Всюду повторяются очер-тания полукруглой арки - на сводах, оконных проемах, входах в храм (рис. 3).

Рис. 3. Церковь Сан-Мартин во Фромисте (1066 г.) - один из лучших памятников романского стиля в Испании )

С середины XII века в сво-бодных городах сооружались торговые помещения, залы для собраний цехов и гильдий, боль-ницы, гостиницы. Главными ук-рашениями города были ратуша и особенно собор. Постройки XII-XV веков получили позже название готических. Теперь легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высо-ких колонн, а снаружи на мас-сивные опорные столбы и на со-единительные арки. Залы - просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живопи-сью, резьбой, барельефами. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, множеству огромных окон и кружев-ной каменной резьбы готические соборы кажут-ся прозрачными (рис. 4).

Рис. 4. Собор Парижской Богоматери (

В Средние века скульптура была неотделима от архитектуры. Храмы укра-шали снаружи и внутри сотнями, а то и тыся-чами рельефов и статуй, изображающих Бога и Деву Марию, апостолов и свя-тых, епископов и королей. На-пример, в соборе в Шартре (Фран-ция) было до 9 тысяч статуй, не считая рельефы. Церковное искусство должно было служить «Библией для не-грамотных» - изображать сце-ны, описанные в христианских книгах, укреплять в вере и уст-рашать муками ада. В отличие от античного искусства, прослав-лявшего красоту человеческого тела, художни-ки Средних веков стремились раскрыть богат-ство души, мыслей и чувств человека, его на-пряженной внутренней жизни. В готических статуях, в их гибких, вытяну-тых фигурах особенно живо передан облик лю-дей, под складками одежды четче проступают формы тела, в позах больше движения. Все за-метнее проявляется идея гармонии внешнего и внутреннего облика человека; особенно прекрасны женские образы - Марии в Реймском соборе, Уты в Наумбурге.

Стены романских храмов были покрыты росписями. Большим достижением жи-вописи была книжная мини-атюра. Во множестве ярких рисунков отражалась вся жизнь людей. Бытовые сцены изображались и на фресках, что особенно характерно для немецких и скан-динавских храмов XIV-XV веков.

Рассматривая культурное наследие Средневековья, остановимся на научных достижениях. В Сред-ние века процветали астрология и алхимия. Наблюдения и опыты астрологов и алхимиков способствовали накоп-лению знаний по астрономии и химии. Алхими-ки, например, открыли и усовершенствовали способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, создали мно-гие химические приборы и приспособления для проведения опытов. Астрологи изучали распо-ложение звезд и светил, их движение и законы физики. Накапливала полезные знания и медицина.

В XIV-XV веках в горном деле и ремесле ста-ли активно применять водяные мельницы. Во-дяное колесо издавна было основой мельниц, которые строили на реках и озерах для помола зерна (рис. 5). Но позднее изобрели более мощное колесо, которое приводилось в движение силой падаю-щей на него воды. Энергия мельницы применялась также в сукноделии, для промывки («обогащения») и плавки метал-лических руд, поднятия тяжестей и др. Мель-ница и механические часы - первые механиз-мы Средневековья.

Рис. 5. Верхнебойное водяное колесо ()

Появление огнестрельного оружия. Рань-ше металл плавили в маленьких горнах, нагне-тая в них воздух ручными мехами. С XIV века начали строить домны - плавильные печи до 3-4 метров в высоту. Водяное колесо было соедине-но с большими мехами, которые с силой вдува-ли в печь воздух. Благодаря этому в домне до-стигалась очень высокая температура: желез-ная руда плавилась, образовывался жидкий чу-гун. Из чугуна отливали различные изделия, а путем его переплавки получали железо и сталь. Металла теперь выплавляли намного больше, чем прежде. Для плавки металла в домнах стали приме-нять не только древесный, но и каменный уголь.

Долгое время редкие европейцы решались пускаться в далекие плавания в открытом море. Без правильных карт и морских приборов ко-рабли ходили «каботажно» (вдоль берега) по мо-рям, омывающим Европу, и вдоль Северной Аф-рики. Выходить в открытое море стало безопаснее после того, как у моряков появился компас. Были изобретены астролябии - приборы для определения места, где находится корабль (рис. 6).

Рис. 6. Астролябия ()

С развити-ем государства и городов, науки и мореплава-ния возрастал объем знаний и, одновременно, нужда в образованных людях, в расшире-нии обучения и в книгах, в том числе учеб-никах. В XIV веке в Европе стали изготовлять более дешевый писчий материал - бумагу, но книг по-прежнему не хватало. Чтобы размножить текст, делали оттиски с деревянной или медной доски с вырезанными на ней буквами, но этот способ был очень несовершенным и требовал больших затрат труда. В середине XV века немец Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468) изобрел книгопечатание. После долгих и упорных трудов и поисков он стал отливать из металла отдельные литеры (буквы); из них изобретатель составлял строки и страницы набора, с которого делал оттиск на бумагу. С помощью разборного шрифта можно было набрать сколько угодно страниц любого текста. Гутенберг изобрел и печатный станок. В 1456 году Гуттенберг выпустил первую печатную книгу - Библию (рис. 7), которая в художе-ственном отношении не уступала лучшим руко-писным книгам. Изобретение книгопечатания - одно из величайших открытий в истории человече-ства. Оно способствовало развитию образова-ния, науки и литературы. Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, вся необ-ходимая информация стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передава-лись следующим поколениям людей. Успехи в распространении информации важной части развития культуры и всех отраслей жизни общества, сделали в позднее Средневековье свой очередной важный шаг - шаг к Новому времени.

Рис. 7. Библия Иоганна Гуттенберга ()

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. Liveinternet.ru ().
  2. Pavluchenkov.ru ().
  3. E-reading-lib.com ().
  4. Countries.ru ().
  5. Playroom.ru ().
  6. Meinland.ru ().

Домашнее задание

  1. Какие жанры литературы развивались в средневековой Европе?
  2. Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?
  3. Какие стили господствовали в средневековой архитектуре?
  4. Какие технические изобретения Средневековья вам известны?
  5. Почему изобретение книгопечатания считается одним из важнейших открытий в истории человечества?

1 символический характер;
2 иерархиям;
3 сословность,
4 формирование социального института образования;
5 зарождение университетской науки и сословия ученых.

Символизм в Средневековье отличался особыми характеристиками, отличающими его сущность от символизма архаики и античности. В первобытной культуре символ отождествлялся с тем предметом (объектом), который он обозначал (например, человек и его имя). В античности символ выполнял роль самодостаточной формы, достойной созерцания, например, красивые пропорции телз в отвлечении от личностных характеристик того, кому это тело принадлежит.

В средневековой символике, основанной на религиозных принципах христианства, все видимые явления и предметы понимались как символы, знаки, образы того, что находится по ту сторону этой видимости. Реальностью являлось то, что принадлежит и относится к чистому божественному бытию. Внешний вид вещей понимался только как образ вещей невидимых. Так, икона с изображением Христа не есть сам Христос, а только отражение первообраза, но в ней есть отблеск божественного света.

Символическое мышление в Средние века стало способом преодоления пропасти между материальным и духовным миром, между естественным и сверхъестественным. Для средневекового человека символична была вся окружающая его действительность: солнце - символ самого Бога; звезды - символы ангелов и праведников; камень - символ Христа и твердой веры; песок - слабости и непостоянства; золото означает истину; дерево - душу и т.д.

Символизм был одной из основных характеристик средневекового искусства. С детально разработанной символикой был связан и религиозный культ. Главное назначение философии также состояло в раскрытии символического значения Священного Писания. Символическими действиями сопровождались различные политические и правовые события (коронация, клятва верности), в быту использовалась детально разработанная система символов (цвет и покрой одежды разных сословий и др.).

Иерархизм. Сложность средневековой символики основывалась на строгой иерархии: все вещи-символы в разной степени отражали божественную реальность. Такая мировоззренческая позиция являлась отображением иерархичности природного мира и общественной реальности. Место явления или предмета в универсальной иерархии определялось степенью близости к Богу. Весь мир - иерархия, подчиняющаяся Богу. Общество делилось на сословия, каждое из которых включало множество слоев, рангов, профессий, чинов, которые были связаны в вечной и неизменной иерархии.

Сословность. В культуре Средневековья сословность выражалась в сосуществовании различных социальных типов культуры, основными из которых являлись религиозная, рыцарская и народная.

Религиозная (христианская) культура была официальной доминирующей культурой Средневековья. Система ее ценностей концентрировалась вокруг абсолютного центра - Бога. Каждой своей мыслью и поступком человек служил Богу. Все поступки соотносились с идеей абсолютного спасения или абсолютной гибели. К Богу можно взывать и на него надеяться. Христианские догматы составляли основу средневековой идеологии. Так, общество, подобно Троице, понималось с IX в. как нераздельное единство трех социальных слоев: церковников, воинов, работников.

Рыцарская культура выступала в качестве своеобразной маргинальной субкультуры Средневековья. Рыцарство не было экономическим классом, не совпадало с феодальной аристократией. Оно не было сословием, права и обязанности которого закреплены юридически. Долгое время рыцарство оставалось делом сугубо личного выбора, хотя этот выбор, связанный с приобретением дорогостоящего снаряжения и коня, могли позволить себе только достаточно состоятельные люди.

Главное, что отличало рыцарскую культуру Средневековья - это ее промежуточный характер, основанный на взаимодействии отдельных ценностных оснований доминирующей христианской культуры, профессиональных кодексов воинской чести, а также эталонов поведения сословной аристократии. Первое было связано с тем, что именно церковь в IX в. начала разрабатывать идею праведной христианской войны и образ воина-христианина, призванного спасти веру. Во-вторых, формирование особой, профессиональной по своему содержанию, рыцарской культуры обусловлено было тем, что к X в. появился особый профессиональный слой воинов. И третье - этот слой рекрутировался из разных сословий, но, как правило, из свободных и достаточно богатых людей, жизнь которых регулировалась правилами, принятыми в сруде сословных аристократов.

Единый «образ жизни» отличал рыцарей от всех прочих слоев средневекового общества, что дает возможность говорить о формировании в X-XI вв. рыцарской субкультуры, в основе которой лежал дух солдатского братства и товарищества. Постепенно формировался этический кодекс рыцарства, основанный на идеале бескорыстного, преданного, мужественного и прекрасного воина; предусматривалась особая рыцарская символика: особый ритуал посвящения, особый покрой одежды, торжественный обычай вручать оружие и т.д.

Народная культура с ее смеховым, карнавальным характером является также одной из главных составных частей средневековой культуры, выполняя роль контркультурного образования. Карнавал являлся особым способом существования и мышления, отличным от серьезной официальной церковной и светской культуры. Карнавал нес с собой идею особой свободы, возможности выйти из привычного порядка вещей в особое пространство, где возможны любые превращения, где можно прожить социальные роли, недоступные в обычной жизни.

С народной культурой, ценности которой в определенной степени противостояли официальной христианской культуре, вынуждены были считаться правящие клерикальные сословия. Даже церковные храмовые праздники сопровождались ярмарками и площадными увеселениями (выступлениями шутов, великанов, прирученных зверей). Шуты были незаменимой частью и светской жизни, которую они наполняли пародиями на серьезные действия официальной культуры.

Формирование социального института образования. В Средние века грамотных было немного, а книга была редкостью. Одновременно в Средние века очень распространенным было искусство пения, в том числе народного. На этом фоне грамотный человек - переписчик книг - в социальной иерархии располагается выше, чем певец (в Античности - наоборот). Священное Писание как Божье слово делало все атрибуты книжности почетными, а переписчик книг становился причастным к божественному.

Обучение грамоте осуществлялось в средневековых школах. Они носили характер организованной церковной формы обучения. Это были монастырские, епископальные (при кафедральных соборах, преимущественно для начального обучения чтению, письму, общим представлениям о Библии и литургии) и придворные (тоже религиозной направленности).

Зарождение университетской науки и сословия ученых.

Средневековые университеты (XI-XII вв.) были продуктом собственно Средневековья. Такого рода свободных корпораций учеников и преподавателей с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями не было ни в Античности, ни на Востоке. И хотя университеты обслуживали нужды государства и церкви, для них была характерна большая степень автономности от местных (в том числе и городских) властей и особый дух свободного братства. Деятельность университетов имела очень важные культурные следствия, главным из которых явилось рождение профессионального сословия ученых (священников и мирян), которым церковь давала право на преподавание истин Откровения. Средневековый университет делился на факультет свободных искусств и факультет теологии (высшая ступень образования). На факультете искусств изучали грамматику, логику, математику, физику, этику. Эти науки опирались только на разум. Именно здесь шло освоение заново открытых работ античных (Аристотель, Платон, Евклид, Архимед, Птолемей, Гиппократ и др.) и византийских (Отцы Церкви) ученых и философов, а также арабо-мусульманских авторов (Авиценна, Аверроэс, Аль-Хорезми, Аль-Фараби и др.). Здесь рождались новые идеи.

На факультете теологии главным было точное изучение Библии через толкование текста. Однако учащиес,я теологического факультета сначала должны были закончить факультет искусств и ознакомиться со всеми критически обсуждавшимися идеями и проблемами бытия. Поэтому в толкование Писания привносилось рациональное начало. Университеты породили и новые формы преподавания: лекции и семинары, где постоянно шли дискуссии, любая тема предлагалась в форме вопроса. Хотя и эти методы не исключали умозрительности, цитирования, опоры на авторитеты.

С течением времени в университетах складывалась своя специализация - юридическая, медицинская и др. Начинался процесс формирования и систематического изучения гуманитарных и естественных наук, хотя они ещё долгое время были подчинены теологии.

Техника в Средние века также считалась лишь вспомогательным средством для работника, выполняющего определенные трудовые функции. Однако в XII-XIII вв. постепенно происходит поворот к осознанию значимости технических изобретений в жизни человека и общества («изобретаются» колесо, водяные и ветряные мельницы, механические часы и др). В недрах феодального общества шел процесс зарождения промышленного производства.

Введение

Средние века в истории Западной Европы охватывают более тысячелетия - с V века по XVI век. В этом периоде обычно выделяют тапы раннего (V-IX века), зрелого, или классического (X-XIII века) и позднего (XIV-XVI века) Средневековья. С точки зрения социально-экономических отношений этот период соответствует феодализму.

В средние века, как и в другие эпохи, на европейском континенте имели место сложные и противоречивые процессы, одним из главных результатов которых стало возникновение государств и всего Запада в его современном виде. Несомненно, лидером мировой истории и культуры в эту эпоху был не западный мир, а полувосточная Византия и восточный Китай, однако и в западном мире происходили важные события. Что касается соотношения античной и средневековой культур, то в отдельных сферах (наука, философия, искусство) Средневековье уступало античности, однако в целом оно означало несомненное продвижение вперёд.

Наиболее трудным и бурным оказался этап раннего Средневековья , когда рождался новый, западный мир. Его возникновение было обусловлено распадом Западной Римской империи (V век), что в свою очередь было вызвано её глубоким внутренним кризисом, а также Великим переселением народов, или нашествием варварских племён - готов, франков, алеманов и т.д. С IV-IX веков произошёл переход от «римского мира» к «христианскому миру», вместе с которым возникла Западная Европа.

Западный, «христианский мир» появился на свет не в результате разрушения «римского мира», а в процессе слияния римского и варварского миров, хотя он и сопровождался серьёзными издержками - разрушениями, насилием и жестокостью, утратой многих важных достижений античной культуры и цивилизации. В частности, серьёзно пострадал ранее достигнутый уровень государственности, поскольку возникшее в VI веке варварские государства-королевства вестготов (Испания), остготов (северная Италия), франков (Франция), англосакское королевство (Англия) - были непрочными и потому недолговечными.

Наиболее сильным из них оказалось Франкское государство, основанное в конце V века королём Хлодвигом и превратившееся при Карле Великом (800г.) в огромную империю, которая к середине IX века также распалась. Однако на стадии зрелого Средневековья складываются все основные европейские государства - Англия, Германия, Франция, Испания, Италия - в их современном виде.

Античность и Средневековье

В некоторых областях жизни уже на раннем этапе Средневековья имели место прогрессивные изменения. В социальном развитии главным положительным изменением стало упразднение рабства, благодаря чему было ликвидировано противоестественное положение, когда огромная часть людей юридически и фактически исключалась из категории людей.

Если в античности успешно развивалось теоретическое знание, то Средневековье открыло миру простор для широкого применения машин и технических изобретений. Это стало прямым следствием отмены рабства. В античности главным источником энергии была мускульная сила рабов. Когда данный источник исчез, встал вопрос о поиске других источников. Поэтому уже в VI веке начинает использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, а в XII веке появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра.

Водяная и ветряная мельницы позволили выполнять самые разные виды работ: молоть зерно, просеивать муку, поднимать воду для орошения, валять и отбивать сукно в воде, распиливать брёвна, применять механических молот в кузнеце, волочить поволоку. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередь привело к революции в торговле. Развитию торговли также способствовало строительство каналов и использование шлюзов с воротами.

Положительные сдвиги происходили и в других областях культуры. Большинство из них, так или иначе, было связано с христианством, которое составляло фундамент всего уклада средневековой жизни, пронизывало все её стороны. Оно провозглашало равенство всех людей перед Богом, что во многом способствовало устранению рабства.

Наиболее важной особенностью культуры Средневековья является характер отношений, который сложился с античной культурой.

По типу производства Античность и Средневековье представляют одну, аграрную, культуру. Хотя ремесленное производство было развито и в древней Греции, и в Риме, в промышленную культуру оно не переросло. И Средневековье покоится на аграрном производстве. Но техническое оснащение труда, специализация и кооперация не были развиты, приёмы обработки почв были примитивны. Отсюда - систематически наступающие "голодные" годы вплоть до того периода, когда уже в XVI-XVII вв. из Нового Света не был завезен картофель. Урожайность зерновых также достигла сопоставимых с античной цивилизацией показателей лишь к XIX в. Таким образом, по своей продуктивности средневековая культура не наследует культуру античности. В других сферах культуры произошёл разрыв с античной традицией: упала градостроительная техника, прекратилось строительство акведуков и дорог, упала грамотность и т. д. Упадок культуры наблюдается повсеместно: и в старых цивилизациях Греции и Рима, и в новых королевствах франков и германцев.

Многие области материальной культуры уступали варварским народам. Например, римляне так и не освоили выделку качественного железа и изделий из него. В Европе массовое распространение железа начинается с VIII в. до н. э. Наивысшего мастерства в его обработке достигли кельты, а от них - германцы. К V в. кельты делают эпохальное открытие - они научились не выжигать углерод полностью из железа, что значительно улучшило ковкость и прочность изделий. Затем они научились избавляться от "слабого" железа методом коррозии. Позднее они открыли секрет выделки стали.

Римляне, кичившиеся своей доблестью, так и не освоили производства стали. Они закупали стальное оружие у завоёванных ими варваров. Римский короткий колющий меч, гладиус, пасовал перед варварским длинным рубящим мечом - спатой.

Средневековая Европа разрабатывает секрет особого метода изготовления оружия, научившись изготавливать сталь способом дамаскатуры. Меч, сделанный по методу дамаскатуры, переливался всеми цветами радуги! Его длина достигала 75-95 см, ширина - 5-6 см, при толщине не более 5 мм. Вес его достигал 700 г. Это - меч культуры Меровингов. Но и стоил он до 1000 золотых динариев (1 дин = 4,25 г золота, то есть за такой меч надо было выложить 4 кг 250 г золота!).

Меч имел сакральный характер, на нём клялись, ему поклонялись. Он имел имя собственное, как и его владелец. Знаменитые мечи саг: Грам - меч героя эпоса Сигурда, Хрутинг - меч Беовульфа, Эскалибур - меч мифического короля Артура. Из рыцарского эпоса мы знаем меч Дюрандаль графа Роланда, Жуаез - короля Карла Великого. Но и русский былинный эпос и сказочный мир знает меч богатырей - Кладенец.

Варварская Европа многое отвергала в Античной культуре. Взаимодействие культуры Античности и Средневековья - это в своей основе контакт двух враждебных культур, а враждебные культуры не наследуются, не заимствуются. Можно освоить чужую культуру в той мере, в какой она не является враждебной, претворив её частично в свою собственную, а частично в нейтральную, а значит, и излишнюю на данный момент времени. Но враждебная, "вражеская" культура принципиально не заимствуется. В истории культуры известны трагические страницы, когда чуждая культура воспринималась как враждебная и уничтожалась: уничтожались конкурирующие религии, памятники искусства, домашняя утварь и проч. из-за политической, идеологической вражды, враждебности, охватывающей разные народы. Экономические интересы, политическая вражда переносилась и на произведения искусства, на поэзию, на скульптуру, хотя при иных условиях они могли бы быть сохранены, переданы по наследству.

Культура средневековой Европы имеет своё собственное, "варварское" основание и исток. Эта собственная культура народов Европы, которую они отстаивали от разрушения римлянами, сохраняли её самобытный характер, частично воспринимая культуру античности, а частично отбрасывая её как ненужную и враждебную.

Так же, как и цивилизация Рима, культура цивилизации Средневековья не стала технической. Культура Средневековья покоится на аграрном производстве, где главной фигурой является земледелец. Но это не раб - "говорящее орудие" античности, вытесняющий свободного работника, это и не свободный общинник периода "военной демократии", варварских походов. Это феодально-зависимый крестьянин, с его натуральным производством и продуктом труда.

Французский исследователь культуры Жак де Гофф (Париж, 1965) отмечал, что сознание средневековья было "антитехнично " и повинен в этом господствующий класс - рыцарство. Рыцарство было заинтересовано в развитии техники военного дела, а не в её производительном применении. Но и трудящееся население не было заинтересовано в применении техники. Прибавочный продукт, который производился земледельцем, поступал в полное распоряжение феодала, которого не интересовало оснащение труда. А у земледельца не хватало ни времени, ни знаний для технического перевооружения аграрного производства. Поэтому технические достижения Рима в области сельскохозяйственного труда оказались невостребованными.

Культура Средневековья - это культура цивилизации . А для цивилизации характерен раскол на противоположности, в частности, на классы. В древнем Риме это привело к появлению "культуры хлеба" - тех, кто производит, и "культуры зрелищ" - тех, кто правит, распределяет этот хлеб. В культуре Средневековья также наблюдается раскол, дифференциация на социально-противоположные виды.

Характерной чертой Средневековой культуры является её раздел на два вида:

культура господствующего меньшинства и культура "безмолвствующего большинства". Культура господствующего меньшинства - это культура господствующего класса феодалов, это придворная, рыцарская культура. Она выступает в двух формах - светской, мирской, и религиозной, клерикальной. Эти две формы господствующей культуры противостоят друг другу как мир и "клир", государство и церковь.