Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства - розой, распускающейся на кресте. Розенкрейцеры ставили перед собой задачи всестороннего улучшения Церкви и достижение прочного благоденствия государств и отдельных лиц.

Как было сказано, во все время жизни Христиана Розенкрейца , Орден состоял не более чем из восьми членов, каждый из которых был доктором или бакалавром. Каждый из них поклялся не взимать плату за лечение больных, сохранять Братство в тайне, и найти себе замену прежде, чем умрет.

Вероятно, первый манифест Розенкрейцеров был написан под влиянием работы уважаемого философа-герметика Генриха Кунрата Гамбургского , автора Amphitheatrum Sapientiae Aeternae (), на которого, в свою очередь, повлиял Джон Ди , автор «Иероглифической Монады» (). Приглашение на Королевскую Свадьбу в Химической свадьбе Христиана Розенкрейца начинается с философского ключа Ди , символа Иероглифической Монады. Также автор утверждал, что Братство располагает книгой, которая напоминает работы Парацельса .

В своей автобиографии Иоганн Валентин Андреа ( -) предъявляет претензии на анонимно изданную Chymische Hochzeit (Химическую Свадьбу Христиана Розенкрейца) как на одну из его работ, и впоследствии говорит о ней как о шутке (игрушке, игре) (lidibrium). Правда, в своих более поздних работах он насмехается над Алхимией , и помещает ее в один ряд с музыкой, искусством, театром и астрологией как c наименее серьёзными науками. Согласно некоторым источникам, его роль в происхождении легенды Розенкрейцеров спорна, и это мнение является общепринятым.

История Братства

Fama Fraternitatis RC - Слава Братства RC

С полной уверенностью говорить о существовании Розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века . В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер, под псевдонимом Синцериус Ренатус («Искренне Обращенный»), опубликовал трактат , озаглавленный «Теоретико-практическая теософия. Истинное и Полное приготовление Философского Камня Братства от Ордена Злато-Розового Креста». В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер представлялся членом этого Братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт. Братством управляет «Император », в него принимаются лишь масоны в степени Мастера. Любопытно отметить, что впоследствии, уже в XIX веке , Уинн Уэсткотт (глава Общества Розенкрейцеров в Англии (S.R.I.A. - Societas Rosicruciana in Anglia и один из основателей Ордена Золотой Зари), утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного Розенкрейцерского Братства, основанного Христианом Розенкрейцем . Однако, общеизвестно, что S.R.I.A. является пара-масонской организацией, основанной масонами регулярных английских уставов, как система Высших Градусов, в подражание Уставу Рыцарей-Благодетелей Святого Града Жана-Батиста Виллермоза который первый ввел градуса Розы-Креста в Масонство , и был автором соответствующего посвятительного ритуала, который используется и поныне в Шотландском Уставе. Таким образом, авторитетность суждения основателей Ордена Золотой Зари в вопросе действительных Розенкрейцерских Братств, а не их подражателей - сомнительна.

Розенкрейцерское Просвещение

Идея такого ордена, являющего собой пример мировой сети астрономов, профессоров, математиков и естественных философов в Европе XVI века , выдвинутая такими людьми, как Иоган Кеплер, Георг Иоахим фон Лаухен, Джон Ди и Тихо Браге , дала начало «Незримой Коллегии». Она была предшественницей «Королевского Общества», образовавшегося в XVII веке . Оно было основано группой ученых, начавших регулярно собираться для того, чтобы делиться знаниями, полученными путем экспериментальных исследований и развивать их. Среди них был Роберт Бойль , который писал: «Ключевые лица Незримой (или, как они сами себя называют, Философской) Коллегии, в общество которых я имею честь входить…» и Джон Уоллис , описывавший эти встречи в таких словах: «Около 1645 года , пока я жил в Лондоне (в то время, когда из-за гражданских войн академические занятия были прекращены в обоих Университетах), … мне посчастливилось познакомиться с разными достойными особами, интересующимися естественной философией, и другими областями человеческих знаний, в особенности тем, что называлось Новой философией или Экспериментальной философией. Мы условились встречаться еженедельно в Лондоне в определенный день и час, с определенными взысканиями и взносами на нужды экспериментов, с определенными правилами среди нас, чтобы обсуждать и рассуждать о таких вопросах…»

Степени Розы-Креста в масонстве

Подвеска 18° ДПШУ - Рыцарь Розы и Креста

Согласно Жану-Пьеру Байярду, в конце XVIII века возникло два инспирированных Розенкрейцерством масонских устава: Ректифицированный Шотландский Устав, широко распространенный в Центральной Европе, где значительным было присутствие «Золотого и Розового Креста», и Древний и Принятый Шотландский Устав, который впервые начал практиковаться во Франции, в котором 18 степень называется «Рыцарь Розы-Креста».

Переход от оперативного к спекулятивному масонству произошел в промежутке между концом XVI и началом XVIII века . Два самых ранних спекулятивных масона , о которых существуют письменные свидетельства, это Сэр Роберт Морей и Элиас Эшмол. Роберт Ванлоо констатирует, что Розенкрейцерство начала XVII века имело значительное влияние на англо-саксонское Масонство . Ганс Шик видит в трудах Яна Коменского ( -) идеал зарождающегося английского масонства до основания Великой Ложи в 1717 году . Коменский был в Англии в 1641 году .

Орден Азиатских Братьев


Основные составляющие Учения
Направления оккультной практики
Мартинисты

Список:

Мартинес де Паскуалли · Луи Клод де Сен-Мартен · Жан-Батист Виллермоз · Папюс · Станислас де Гуайта · Амбелен, Робер · Освальд Вирт · Жозеф-Мари, граф де Местр · Антуан Кур де Жебелен · Сент-Ив Д’Альвейдр · Низье, Филипп Антельм · Жозеф Пеладан · Артур Эдвард Уэйт · Элифас Леви · Клод Дебюсси · Николай Николаевич Младший · Новиков, Николай Иванович · Рындина, Лидия Дмитриевна · Лопухин, Иван Владимирович · Трояновский, Александр Валерьянович · Антошевский, Иван Казимирович · Жак Казот · Чинский, Чеслав Иосифович · Григорий Оттонович Мебес · Казначеев, Петр Михайлович · Огюст Шабосо · Жан Брико · Херасков, Михаил Матвеевич · Фабр де Оливье

Деятели, оказавшие влияние
Мартинистские организации
† Основные символы и понятия †
Связанные с мартинизмом организации
Книги
Издательства

В конце XVIII века создаются новые розенкрейцерские группы, самая известная из которых - Орден Азиатских Братьев (другие названия - Братья Света, Рыцари Святого Иоанна Евангелиста), учрежденный «семью мудрыми отцами, представителями Семи церквей в Азии», о существовании которого объявляет в Вене в 1781 году барон Ханс Карл фон Эккер и Экхоффен. В этот Орден, помимо христиан, впервые приглашались и представители других конфессий - евреи и мусульмане. Азиатские Братья утверждали, что существуют с 1750 года и имеют пять степеней посвящения. По мнению французского исследователя XX века Робера Амбелена , «слово „Азия“ не имеет никакого отношения к этому эзотерическому Ордену. Фактически речь идет о словесной аббревиатуре: посвященный в Орден получал звание „Egues a Sancti Ioannis Evangelista“ („Рыцарь св. Иоанна Евангелиста “); начальные буквы этих слов составляют аббревиатуру EASIE».

Избранные Коэны и Мартинизм

Первый класс содержал три обычных степени Символического масонства и дополнительную степень Великого Избранного, или Исключительного Мастера.

Второй класс содержал так называемые Степени Порога: Ученик Коэн, Подмастерье Коэн, Мастер Коэн. Они были типично масонскими, но содержали намеки на лежащее в основе Тайное Учение.

Третий класс содержал Степени Храма: Великий Мастер Избранных Коэнов, Рыцарь и Командор Востока. В Катехизисе в масонской форме излагалось общее учение Мартинеса де Паскуалли. Это учение разъяснено в единственной книге Дома Мартинеса, «О реинтеграции существ», которая являет собой комментарий на Пятикнижие Моисея. Очищающий пост, вроде того, что предписывался левитам в Ветхом Завете, и ритуалы экзорцизма использовались против индивидуального и коллективного зла.

Секретная Степень Ордена содержала степень Réau-Croix (Розы-Креста), которую не следует путать с Rose-Croix (Розенкрейцер), термином, своеобразно понимаемом в Масонских и Розенкрецерских кругах. На этой степени Réau-Croix Инициат входит в контакт с духовными планами, лежащими вне физического, посредством Магической Инвокации, или Теургии . Он вносит Небесные силы в свою ауру и ауру земли. Визуальные и аудиальные проявления, называемые «знаками», дают возможность обладающему степенью Réau-Croix оценить уровень собственной эволюции и эволюции других «операторов», и тем самым определить, могут ли он или они обрести свои изначальные силы и быть реинтегрированны. Великой целью Ордена было обретение дарующего блаженство видения Искупителя, Иисуса Христа , в ответ на Магические Инвокации. Степень Rose-Croix - это высшее посвящение в системе также этот градус посвящения именуется степенью Рыцаря Золотого и Розового Креста (Reaux-Croix), что дает вполне очевидную отсылку к Розенкрейцерским германским Братствам.

Современные общества

В девятнадцатом веке и начале двадцатого многие общества подражали розенкрейцерам. Разнообразные группы, связывавшие себя с «розенкейцерской традицией», можно разделить на три категории: эзотерическо-христианские розенкрейцерские общества, исповедующие Христа ; масонские розенкрейцерские общества, такие как Societas Rosicruciana; инициатические общества, такие как Золотая Заря и Ancient Mystical Order Rosae Crucis.

Эзотерические христианские розенкрейцерские общества содержат эзотерические знание, относящееся ко внутреннему учению христианства.

Розенкрейцерское братство (1909/11). В учении присутствуют таинства в форме эзотерического знания, о котором Иисус говорил Матвею 13:11 и Луке 8:10. Братство тренирует личность путем гармоничного развития ума и сердца в духе бескорыстного служения человечеству и всеобъемлющего альтруизма. Согласно легенде, Розенкрейцерский Орден был основан в 1313 году и состоял из 12 Возвышенных, собравшихся вокруг тринадцатого, Христиана Розенкрейца. Эти великие Адепты уже продвинулись далеко за цикл перерождений; их миссия состоит в том, чтобы подготовить весь мир к новой ступени в религии, содержащей осознание внутренних миров и тонких тел, и обеспечения безопасного руководства в постепенном пробуждении латентных духовных способностей человека на протяжении последующих шести веков, к наступлению Эры Водолея.

Согласно некоторым масонским писателям, Орден Розы Креста разъясняет главное Христианское литературное произведение, которое сформировало последующие духовные воззрения западной цивилизации, Божественную Комедию (1308-1321) Данте Алигьери.

Другие христианско-розенкрейцерски ориентированные общества включают:

  • Антропософское общество, 1912
  • Lectorium Rosicrucianum, 1924
  • Археософское общество, 1968

Франкмасонские розенкрейцерские образования, обеспечивающие подготовку посредством прямого обучения и/или через практику символически-инициатического путешествия.

  • Societas Rosicruciana in Anglia, 1866, in Scotia (SRIS; Шотландия), in Civitatibus Foederatis (MSRICF/SRICF; США) etc. Это масонское эзотерическое общество переиздало розенкрейцерские манифесты в 1923 году. Широко известным членом является Артур Эдвард Уэйт.

Инициатические общества, которые следуют системе степеней в обучении и содержат инициации:

  • The Rosicrucian Order, AMORC, основанный в США в 1915 году
  • Rosicrucian Order of the Golden Dawn, Орден, базирующийся в Калифорнии.

Хронологический список обществ, основанных для изучения розенкрейцерства и родственных тем. Многие из этих обществ как правило заявляют о прямой линии передачи от ранних ветвей древнего Розенкрейцерского Ордена в Англии, Франции, Египте и других странах. Тем не менее, некоторые группы говорят о духовной аффилиации с истинным и невидимым Розенкрейцерским Орденом. Заметьте, что существуют и другие розенкрейцерские общества не перечисленные здесь. Некоторые не используют слова «розенкрейцерский» в собственном названии. Некоторые перечисленные группы могут быть распущенными или не действующими.

  • Братство Розы-Креста, Fraternitas Rosae Crucis, 1861
  • Розенкрейцерское Общество Англии, Societas Rosicruciana in Anglia (SRIA). 1860-1865
  • Розенкрейцерское общество Соединенных Штатов, Societas Rosicruciana in Civitatibus Foederatis (SRICF)1879
  • Каббалистический Орден Розы-Креста, Cabalistic Order of the Rosicrucian (Kabbalistique de la Rose Croix), 1888
  • Builders of the Adytum - «Строители Святая Святых» - последователи учения Золотой Зари, с прямой преемственностью от Мазерса. Их Храм существовал в США, был лоялен к Мазерсу и Парижскому Храму Золотой Зари «Ахатхор», 1888
  • Герметический Орден Золотой Зари, Hermetic Order of the Golden Dawn, 1888
  • Розенкрейцерское Общество Америки, Societas Rosicruciana in America (SRIA), 1889
  • Орден Розы Креста, Rose Cross Order 1889.
  • Орден Храма и Грааля и Католический Орден Розы-Креста («католический» в значении «вселенский»), Order of the Temple & the Graal and of the Catholic Order of the Rose-Croix (l’Ordre de la Rose Croix Catholique et Esthetique, du Temple et du Graal) (CRC), 1890
  • Алхимическое общество Розы-Креста (Алхимическая ассоциация Франции), Alchemical Rose-Croix Society (Association Alchimique de France), 1896
  • Роза-Крест Востока, Rose-Croix de l’Orient (Rose-Cross of the East) (RCO) ?
  • Старшие Братья Розы-Креста, The Elder Brothers of the Rose-Croix (Les Freres Aînés de la Rose-Croix) (FARC) ?
  • Древний и Тайный орден Красной Розы и Золотого Креста, Antiquus Arcanus Ordo Rosæ Rubæ Aureæ Crucis (AAORRAC) ?
  • Орден Золотого и Розового Креста (Древний Тайный Орден Красной Розы и Золотого Креста), Ordo Aureæ & Rosæ Crucis (Antique Arcanæ Ordinis Rosæ Rubeæ et Aureæ Crucis)(OARC) ?
  • Розенкрейцерское Братство (Ассоциация Христианских Мистиков), Rosicrucian Fellowship (Association of Christian Mystics) 1909
  • Орден Храма Розы-Креста, Order of the Temple of the Rosy Cross, 1912
  • Коронное Братство Розенкрейцеров, Corona Fellowship of Rosicrucians (CFR), 1912?
  • Древний Мистический Орден Розы Креста, Ancient Mystical Order Rosae Crucis, (AMORC), 1915
  • Братство Розы-Креста, Fraternitas Rosæ Crucis (FRC), 1920
  • Rosicrucian Order Crotona Fellowship, 1924
  • Fraternitas Rosicruciana Antiqua (FRA), 1927
  • The Saint Paul Rosicrucian Fellowship (Fraternidade Rosacruciana São Paulo), 1929
  • Orden Rosacruz - Rose Cross Order, 1988.
  • Swedish Misraim Alliance (Svenska Misraimförbundet), 1988
  • Ancient Order of the Rosicrucians, 1989
  • ConFraternity Rosae + Crucis (CR+C), 1989
  • Confraternity of the Rose Cross, 1996
  • The Sophia Guild, 2000
  • Order of the Hermetic Gold and Rose+Cross, 2002
  • Sodalitas Rosae Crucis (S.R.C.) et Solis Alati (S.S.A.), 2002/3
  • Knights of the Militia Crucifera Evangelica
  • Ancient Rosae Crucis (ARC), ?
  • Ancient Martinist-Martinezist Order - Древний Орден Мартинистов-Мартинезистов, 2012

История тайного общества розенкрейцеров в России имеет во многом те же черты, что и в других странах. Так как розенкрейцеры по своим убеждениям вполне вписывались в достаточно размытую и общую философию общего масонского течения, да и действовали чаще всего внутри масонских лож, отделить собственно розенкрейцеров от масонов дело непростое. Поэтому зачастую понятия «розенкрейцеры» и «масоны» воспринимаются как синонимичные, поэтому история розенкрейцеров в России почти сливается с масонской.

История продолжительностью в несколько лет

В действительности история деятельности в России «настоящих розенкрейцеров», то есть тех, которые признаются таковыми подавляющим большинством исследователей вопроса, ограничивается десятью годами в конце XVIII столетия. В 1782 году в Москве появилось первое российское «отделение» розенкрейцеров под руководством немца Шварца. Собственно, основу и руководящую верхушку розенкрейцеров в России составляли именно немцы как своего рода духовные инструкторы и учителя, которые должны были подготовить себе смену уже из российских последователей.

На первом этапе, длившемся примерно год, этот филиал, именовавшийся орденом «Златорозового креста», действовал в рамках общемасонских лож. В результате были отобраны те люди, которые в наибольшей степени интересовались непосредственно учением и деятельностью розенкрейцеров, и они в1783 году подавали именные прошения о принятии в собственно главное розенкрейцеровское общество. Но перейти к какой-то действительно серьёзной регулярной деятельности российские розенкрейцеры, к которым, по некоторой информации принадлежал и знаменитый мыслитель и публицист Николай Иванович Новиков, просто не успели. Сначала в 1784 году умер Шварц, затем в 1787 году по разным обстоятельствам Россию покинули практически все немецкие «инструкторы», а ещё спустя пару лет Екатерина II серьёзно взялась за борьбу с масонством и прочими тайными обществами. Розенкрейцеры в этой связи пострадали более всего, организованные ими типографии были разгромлены, а литература уничтожена. Новиков, как известно, был на несколько лет заточён в Шлиссельбургскую крепость, другие розенкрейцеры были высланы из Москвы. На этом примерно к 1792 году известная деятельность несомненных розенкрейцеров в России и завершилась. Возможно, отдельные сторонники розенкрейцеровского учения в стране и были на протяжении XIX века, но они действовали в рамках других масонских лож.

Революция – благодатное время для тайных обществ

Начало XX века, предреволюционные и революционные годы в России были временем, когда прежде существовавшие тайные общества как-то проявляли себя, а новые появлялись в значительном количестве и разнообразии. Вот и название «розенкрейцеры» снова всплыло в общественной жизни России. Но все они к настоящим розенкрейцерам отношение имели весьма относительное, так как никакой связи между международным тайным обществом розенкрейцеров и этими обществами не было. Русские «розенкрейцеры» начала прошлого века были выросшими на национальной почве теоретиками, которые лишь использовали звучное название. Существовало несколько таких групп: например, действовавший с 1916 по 1933 годы орден «Московских розенкрейцеров-манихеистов», или оккультное движение 1925-1929 годов «Розенкрейцеровский орден «Эмиш редевиус»».

Но благодаря сохранившимся в достаточном количестве документам наиболее полное представление сегодня можно составить об обществе, основанном Борисом Михайловичем Зубакиным в 1912 году и известном как «Духовное братство Lux Astralis». Зубакин не именовал себя и своих последователей истинными розенкрейцерами, скорее он позиционировал свой тайное общество как последователей розенкрейцеров. При этом он пытался соединить в одном учении определённые христианские и философские принципы, заявлял о бессмертии души не только в мистическом, но и в физическом плане (душа как носитель света) и так далее. «Духовное братство Lux Astralis» просуществовало до 1937 года, когда Зубакин и ряд других членов общества были арестованы по обвинению в создании фашистской организации и антисоветской деятельности. В 1938 году Борис Зубакин был расстрелян.

Современное российское розенкрейцерство

Вопрос о том, насколько те организации, которые в нынешней России именуют себя розенкрейцерами или наследниками этого общества, имеют отношение к настоящим розенкрейцерам , ещё более запутанный и сложный. Во-первых, не совсем понятно, что представляют собой сами розенкрейцеры в современном мире, кого считать сегодня «эталонными розенкрейцерами». Во-вторых, в России в настоящее время действует две крупные организации, которые именуют себя розенкрейцерами. Одна из них это русскоязычная секция «Древнего мистического ордена Розы и Креста» (ДМОРК), девиз которой звучит как «Самая широкая терпимость при самой строгой независимости». По некоторым данным, это общество появилось в Советском Союзе ещё в середине семидесятых годов, однако сегодня оно не имеет существенного влияния.

Гораздо более серьёзной является так называемая Международная Школа Золотого Розенкрейца, российское отделение которой с начала девяностых годов зарегистрировано как «Философское общество последователей Розенкрейца». В настоящее время общее число последователей этой организации в России оценивается минимум в несколько сотен человек, иногда говорят более чем о тысяче человек. У общества существуют свои особые ритуалы, своего рода храмовые службы, однако главное внимание уделяется пропаганде среди юного поколения. Так, в Санкт-Петербурге с периодичностью раз в месяц проводятся занятия с двумя группами детей Юных членов Школы Золотого Розенкрейца, в большинстве своём детей взрослых членов общества, знакомят с основными концепциями гностического учения при помощи аллегорических сказочных рассказов.

Александр Бабицкий


Розенкре́йцеры (нем. Rosenkreuzer) - члены тайных религиозно-мистических обществ в 17-18 веках в европейских странах, прежде всего в Германии, Нидерландах, России. Название происходит от легендарного основателя общества Христиана Розенкрейца, якобы жившего в 14-15 веках, и от эмблемы розенкрейцеров - розы, распускающейся на кресте. Учение розенкрейцеров якобы построено на «древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства». Розенкрейцеры ставили перед собой задачи улучшения церкви и достижение благоденствия государств и отдельных лиц.

Сам Христиан Розенкрейцер получил сокровенные знания во время своего путешествия на Ближний Восток - в Египет, Сирию, Палестину. Истоки этих знаний связаны с именами египетского фараона Эхнатона и основателя герметизма Гермеса Трисмегиста. Вернувшись в Германию, Х. Розенкрейцер передал свои знания небольшому кругу посвященных, которые стали проповедовать учение по всей Европе. В 1459 году Христиан Розенкрейц был возведен в рыцари ордена розенкрейцеров. В 17 веке символика и учение розенкрейцеров были восприняты обществами, увлекавшимися алхимией и мистицизмом.
Между 1607 и 1616 годами были опубликованы два анонимных манифеста, поначалу получившие распространение в Германии, а после - во всей Европе. Они носили названия Fama Fraternitatis RC (Слава братства розенкрейцеров) и Confessio Fraternitatis (Вероисповедание братства розенкрейцеров). Эти манифесты, призывавшие к «всемирной реформации человечества», нашли широкие отклик в Европе, подготовили движение, которое получило название «розенкрейцерского Просвещения». Организационное оформление и наибольшее распространение розенкрейцерство получило во второй половине 18 века, когда выявилась его близость к масонству .
В учении и деятельности розенкрейцевов большое место занимали идеи нравственного самоусовершенствования и оккультные науки - черная магия, каббалистика, алхимия. Наиболее известны были берлинские розенкрейцеры, группировавшмеся вокруг наследника прусского престола, а затем короля Фридриха Вильгельма II Гогенцоллерна . Берлинские розенкрейцеры И. К. Вельнер и Г. Р. Бишофвердер занимали важные государственные посты в Пруссии. С берлинскими розенкрейцерами в конце 18 века были связаны розенкрейцеры в России, которых иногда называли мартинистами. Помимо креста и розы, еще одним символом розенкрейцеров была змея, пригвожденная к Т-образному кресту. Она означала, что темной натуре человека (олицетворением которой является змея) придется умереть, если дух желает выполнить свое предназначение.

Розенкрейцерами называют участников секретной духовно-мистической группировки, организованной в XVII - XVIII столетиях в Голландии и Германии. Их символ – это розочка, распустившаяся на кресте, розенкрейцерам данное изображение напоминает оживление Иисуса. Повсюду Орден Креста и Розы называется сокращенно А.М.О.Л.С.

Розенкрейцеры уверены, начало их обычаи идут во времена загадочной цивилизации . Многие историки считают, что системы атлантов в сфере алхимии, шаманства, астрологии и других наук, связанных с эзотерикой, когда погибла Атлантида, частично взяты и добавлены жрецами Древнего Египта. А после этого ими овладели розенкрейцеры. Действия и вся концепция розенкрейцеров основана на идеях самоусовершенствования в нравственном плане и кабалистических науках таких, как , колдовство, алхимия, розыск эликсира жизни, философского камня и прочих учений, касающихся мистики.

Не секрет, что они достаточно много вещей позаимствовали из разнообразных религий и видений. Однако в первую очередь розенкрейцеров связывают с вероучением и протестантством. Кроме того, розенкрейцеры тоже стали приемниками разных организаций и группировок. Как утверждает исторический деятель Д. Стивенсон, розенкрейцерство напрямую внесло свою лепту в развитие масонства в Шотландии. Далее довольно много Тайных Обществ в какой-то мере получили исповеди от Розенкрейцеров. Существуют сегодня Общества, относящие дату организации Ордена к первым столетиям, создавались они, чтобы исследовать темы Розенкрейцерства.

Как гласит предание, розенкрейцерское общество появилось в 1378 году, в Германии в год, когда появился на свет Христиан Розенкрейц . Его полная биография описана только в розенкрейцерских документах первых лет семнадцатого столетия, поэтому точно неизвестно был ли данный человек в реальности или, возможно, у него был исторический прообраз.

Розенкрейцерская легенда, которая передана в обращении «Слава Братства RC», написанном в 1907-16 годах, гласит, что было Тайное Братство Алхимиков и мыслителей. В этом манифесте Х. Розенкрейц представлен, как мудрец, мистик из Германии, имя в переводе означает – Роза-Крест. Сначала проживал Христиан в храме, позже начал путешествовать по Святой Земле. Затем странствия он сменил на контакт с Фесом, Дамаском, Дамкаром. В начале пятнадцатого столетия Розенкрейц вернулся в родные края, и его приверженцы образовали Братство Розы и Креста. Перед ними стояла цель – помогать нуждающимся, исследовать природные секреты, постигать мудростей Господа.

В 1484 году Христиан скончался, но спустя сто двадцать лет, как говорилось в его прогнозах, место захоронения и тайные труды, о которых никому не было известно, нашли участники Братства. Данная документация с подробной информацией о секретном Братстве и создателе секретно опубликовали в Европе. Розенкрейцерская документация создала большую панику. Немало гениальных философов и ученых всеми своими усилиями старались отыскать таинственное Братство, были даже те, кто говорили, что у них получилось это сделать.

Можно сказать точно, что в первой части восемнадцатого столетия розенкрейцерские организации уже были. В 1710 году священником З. Рихтером, второе имя которого Синцериус Ренатус, что переводилось, как Искренне Обращенный, создан труд, краткое название которого «Теоретико-практическая теософия...». В конвенции, имеющей пятьдесят две публикации, пастор представил себя, как участник такого Братства и рассказал об отдельных подразделениях, куда входит по 31 представителю. Во главе Братства стоит «Император» и войти в него не может никто, кроме масонов-мастеров.

Интересен тот случай, что позже, в девятнадцатом столетии, Уинни Уэсткотт, возглавляющий Общества Розенкрейцеров в Великобритании, и одновременно создатель Ордена Золотой Зари, говорил, что Рихтер, и правда, возглавлял настоящее Розенкрейцерское Братство, образованное Х. Розенкрейцем.

В 1757 году образовалось Братство Золотых Розенкрейцеров, именно тогда во Франкфурте розенкрейцеры в первый раз сообщили о своем существовании. Там же в 1781 году, как было опубликовано в противорозенкрейцерской статье «Магистра Пьянко» под названием «Разоблаченный розенкрейцер» применялась 10-ступенчатая система посвящения, которую потом применяли (с кое-какими подработками) розенкрейцерское общество в Великобритании, Орден Серебряной Звезды и так далее.

В завершении восемнадцатого столетия были образованы прочие розенкрейцерские группировки, к ним относится Орден Азиатских Братьев. Утвержден он был семью рассудительными представителями Семи азиатских церквей. О создании данного Общества было сообщено в Вене в 1781 году. В нем участвовали не только христиане, но и мусульмане, и евреи. Сами представители Ордена говорили, что их группа образовалась еще в 1750 году, и прошли они пятиступенчатое посвящение.

Исследователь двадцатого столетия из Франции Робер Амбелен был уверен, что Азия никак не относится к данному эзотерическому Ордену. По факту говорилось об аббревиатуре: люди, проходящие посвящение в Орден, становились рыцарями святого Иоанна Евангелиста, что сокращенно было EASIE.


Исторические сведения о Розенкрейцерстве в России

Образованный по такому принципу российский Орден был тайным, о нем было известно только самым высокопоставленным масонам. Первые участники Розенкрейцера из России помогали перевести издания трудов знаменитых авторов таких, как Г. Трисмегиста, Якоб Бема и так далее. В России Розенкрейцерство был совсем небольшой промежуток времени. В 1786 году Орден был запрещен властями. Какой-то период участникам приходилось встречаться на собраниях незаконно, но они были разоблачены и казнены и отправлены в ссылки. Розенкрейцы окончательно исчезли.

В 30-е года XX столетия Ян ван Рэйкенборг и его брат приехали в российские земли, в этот момент не было возможности создать Школу Розенкрейца. Но Международное Духовное Руководство не переставало держать страну в курсе, чтобы создать необходимые условия для передачи системы.

С середины ХХ столетия эти учения снова вернулись в Россию. В 92 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка, которая получила название «пятьсот лет гнозису в Европе». Учащийся Школы выступил с докладом об учениях розенкрейцеров, а также о Религиозной Школе. После этого появились желающие узнать об учениях больше, образовалась группировка. Так в Санкт-Петербурге появилось учреждение Lectorium Rosicrucianum. Сначала учащихся обучали на заочной форме. Для русскоязычных учащихся Международным Руководством Школы была создана в Школе Голландии Русская Комиссия. Ее участниками вся нужная информация переводилась на русский язык и отправлялась в русскоязычную Школу. И сегодня Директорат, в куда входят Центры Москвы и Санкт-Петербурга, получает поддержку от Русской Комиссии.

Розенкрейцерство

Розенкрейцерство (орден розенкрейцеров, «Орден Розы и Креста») - теологическое и тайное мистическое общество, предположительно основанное в позднее средневековье в Германии Христианом Розенкрейцем. Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства - розой, распускающейся на кресте. Розенкрейцеры ставили перед собой задачи всестороннего улучшения Церкви и достижение прочного благоденствия государств и отдельных лиц.

Между 1607 и 1616 годами были опубликованы два анонимных манифеста, поначалу получившие распространение в Германии, а после - во всей Европе. Они носили названия Fama Fraternitatis RC (Слава Братства RC) и Confessio Fraternitatis (Вероисповедание Братства RC). Под влиянием этих документов, представляющих «наиболее чтимый Орден» мистиков-философов-учёных, распространяющих «всемирную реформацию человечества», появилась почва для движения, которое впоследствии Фрэнсис Йейтс назвала «розенкрейцерским Просвещением».

Розенкрейцерство связывали с протестантизмом и, частично, лютеранством. Согласно историку Дэвиду Стивенсону, Розенкрейцерство также оказало влияние на развитие масонства в Шотландии. В дальнейшие столетия многие Тайные Общества утверждали, что получили свою преемственность и таинства, полностью или частично, от изначальных Розенкрейцеров. Некоторые современные Общества, которые относят дату основания Ордена к ранним столетиям, были созданы для исследования Розенкрейцерства и близких к нему тем.

Храм Братства Розы и Креста, 1618.

Истоки Розенкрейцерства

Манифест Fama Fraternitatis описывает легенду о немецком ученом и философе-мистике, чье имя было «Брат C.R.C.» (позже, в третьем манифесте, его имя было расшифровано как Христиан Розенкрейц, или «Роза-Крест»). 1378 год был назван годом, когда родился «наш Отец Христиан», а также утверждалось, что он прожил 106 лет. В первом же манифесте говорилось, что Христиан Розенкрейц первоначально воспитывался в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую землю. Однако паломничеству в Иерусалим он предпочел общение с мудрецами Дамаска, Феса и таинственного Дамкара. Вернувшись на родину, вместе с тремя своими учениками он создал Братство Розы и Креста, главной целью которого было постижение Божественной мудрости, раскрытие Тайн природы и оказание помощи людям. Возможно, это произошло в 1407 году.

Как было сказано, во все время жизни Христиана Розенкрейца, Орден состоял не более чем из восьми членов, каждый из которых был доктором или бакалавром. Каждый из них поклялся не взимать плату за лечение больных, сохранять Братство в тайне, и найти себе замену прежде, чем умрет.

В 1484 году Христиан Розенкрейц умер, а ровно через 120 лет его могила с секретными книгами, согласно его предсказанию, была обнаружена членами его Братства. Первые Розенкрейцерские документы с рассказом о тайном Братстве и его основателе якобы и были теми самыми анонимно опубликованными в Европе в 1607-1616 годах манифестами, в которых и рассказывалось о его жизни. Эти манифесты вызвали к себе живой интерес. Многие выдающиеся ученые и философы того времени пытались найти это загадочное Братство и впоследствии некоторые из них (например, лейб-медик и секретарь императора Рудольфа II Михаэль Майер) уверяли, что им это удалось.

Возможно, если допустить существование Христиана Розенкрейца как исторической, а не мифической личности, то ему, и его Братству требовалось, чтобы сменилось как минимум несколько поколений (приблизительно с 1500 по 1600 годы), чтобы научная, философская и религиозная свобода возросла в такой степени, что общественность смогла бы получить пользу от знаний Розенкрейцеров, и вообще принять эти знания. И именно после этого, члены Братства и их преемники, вероятно решили приступить к поиску достойных людей.

Реакция

Манифесты не были восприняты многими буквально, но их расценили скорее как обман или как аллегорические утверждения. Непосредственно в манифестах заявляется: «Мы обращаемся к вам притчами, но охотно предоставили бы вам правильное, простое, легкое и бесхитростное описание, понимание, и знание всех секретов». Некоторые полагают, что Христиан Розенкрейц - это псевдоним более известной исторической фигуры, обычно выдвигаются теории, что это Фрэнсис Бэкон.

Вероятно, первый манифест Розенкрейцеров был написан под влиянием работы уважаемого философа-герметика Генриха Кунрата Гамбургского, автора Amphitheatrum Sapientiae Aeternae (1609), на которого, в свою очередь, повлиял Джон Ди, автор «Иероглифической Монады» (1564). Приглашение на Королевскую Свадьбу в Химической свадьбе Христиана Розенкрейца начинается с философского ключа Ди, символа Иероглифической Монады. Также автор утверждал, что Братство располагает книгой, которая напоминает работы Парацельса.

В своей автобиографии Иоганн Валентин Андреа (1586-1654) предъявляет претензии на анонимно изданную Chymische Hochzeit (Химическую Свадьбу Христиана Розенкрейца) как на одну из его работ, и впоследствии говорит о ней как о шутке (игрушке, игре) (lidibrium). Правда, в своих более поздних работах он насмехается над Алхимией, и помещает ее в один ряд с музыкой, искусством, театром и астрологией как c наименее серьезными науками. Согласно некоторым источникам, его роль в происхождении легенды Розенкрейцеров спорна, и это мнение является общепринятым.

История Братства

С полной уверенностью говорить о существовании Розенкрейцерских организаций можно лишь с начала XVIII века. В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер, под псевдонимом Синцериус Ренатус («Искренне Обращенный»), опубликовал трактат, озаглавленный «Теоретико-практическая теософия. Истинное и Полное приготовление Философского Камня Братства от Ордена Злато-Розового Креста». В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер представлялся членом этого Братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт. Братством управляет «Император», в него принимаются лишь масоны в степени Мастера. Любопытно отметить, что впоследствии, уже в XIX веке, Уинн Уэсткотт (глава Общества Розенкрейцеров в Англии (S.R.I.A. - Societas Rosicruciana in Anglia и один из основателей Ордена Золотой Зари), утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного Розенкрейцерского Братства, основанного Христианом Розенкрейцем. Однако, общеизвестно, что S.R.I.A. является пара-масонской организацией, основанной масонами регулярных английских уставов, как система Высших Градусов, в подражание Уставу Рыцарей-Благодетелей Святого Града Жана-Батиста Виллермоза который первый ввел градуса Розы-Креста в Масонство, и был автором соответствующего посвятительного ритуала, который используется и поныне в Шотландском Уставе. Таким образом, авторитетность суждения основателей Ордена Золотой Зари в вопросе действительных Розенкрейцерских Братств, а не их подражателей - сомнительна.

Розенкрейцерское Просвещение

В начале 1600-х годов манифесты вызвали волнения по всей Европе, так как заявляли о существовании Тайного Братства Алхимиков и мудрецов, которые готовились преобразовывать искусства, науки, религию и интеллектуальную сферу Европы. Политические и религиозные войны в то время разоряли континент. Однако манифесты переиздавались несколько раз и сопровождались многочисленными ответными брошюрами, как благоприятными, так и неблагоприятными. В период между 1614 и 1620 было издано около 400 рукописей и манускриптов, в которых обсуждались документы Розенкрейцеров.

Пик так называемого «Розенкрейцерского фурора» был достигнут, когда в 1622 году на стенах зданий, находящихся на центральной площади Парижа в течение нескольких дней последовательно появились две афиши. Первая гласила: «Мы, Представители Высшей Коллегии Розы-Креста, действительно находимся, явно, и незримо, в этом городе(…)», а вторая афиша заканчивалась словами: «Мысли вместе с истинным желанием ищущего, приведут нас к нему, и его к нам».

Это событие инспирировало появление множества работ, среди которых работы Майкла Мэйера (1568-1622) из Германии; Роберта Фладда (1574-1637) и Элиаса Эшмола (1617-1692) из Англии; Теофилуса Швейгхардта Константиенса, Готтхардуса Артузиуса, Юлиуса Спербера, Хенрикуса Мадатануса, Габриэля Науде, Томаса Ваугана, и других. В Theatrum Chimicum britannicum (1650) Элиас Эшмол защищает Розенкрейцеров. Некоторыми из позднейших работ, испытавших влияние Розенкрейцерства, являются Opus magocabalisticum et theosophicum by George von Welling (1719), наполненная вдохновения алхимией и трудами Парацельса, и Aureum Vellus oder Goldenes Vliess (1749) принадлежащие перу Германна Фиктулда.

Майклу Мэйеру был пожалован титул Пфальцграфа (Граф-палатин) Рудольфом II, Императором Священной Римской Империи и Королем Венгрии и Богемии. Мэйер был одним из видных апологетов Розенкрейцерства, передавая подробности о «Братьях Розы-Креста» в своих сочинениях. Мэйер настаивал, что Братья R.C. существуют для того, чтобы развить священные искусства и науки, включая алхимию. Исследователи трудов Мэйера обращают внимание на то, что он никогда не заявлял, что изготовил золото, так же как Генрих Кунрат и другие возможные Розенкрейцеры. В их трудах акцент делается на символическую и духовную Алхимию, а не на оперативную. В этих трудах в прямом и переносном смысле описываются девять стадий инволютивно-эволютивной трансмутации троичного тела человека, троичной души и троичного духа, что вместе с другими оккультными доктринами относится к «Пути инициации».

В памфлете 1618 года, «Pia et Utilissima Admonitio de Fratribus Rosae Crucis», Генрих Неухусий пишет, что Розенкрейцеры отправились на Восток из-за нестабильности в Европе, вызванной началом Тридцатилетней войны. В 1710 году Зигмунд Рихтер, основатель тайного общества «Злато-розового Креста», также предполагает, что Розенкрейцеры переселились на Восток. В первой половине XX века Рене Генон, исследователь оккультизма, так же представляет эту же идею в некоторых своих работах. Однако, выдающийся автор XIX века, Артур Эдвард Уэйт - видный историк Масонства и Мартинист, представляет аргументы, опровергающие эту идею. На этой благотворной почве выросло много «Нео-розенкрейцерских» обществ. Они основывались на оккультной традиции идущей якобы от «Коллегии Незримых» или на преемственность от «Неведомых Высших» (Supèrieur Inconnu), «Тайных Вождей» и строили целые системы на вдохновении этими идеями.

Литературные труды XVI и XVII веков полны загадочных пассажей, содержащих отсылки к Розе-Кресту, например, в следующих строках:

Мы предсказываем большой мятеж, Мы - братья Розы-Креста, У нас есть Масонское Слово и второй образ, И мы верно предсказываем грядущее. Генри Адамсон, «Плач муз» (Перт, 1638)

Идея такого ордена, являющего собой пример мировой сети астрономов, профессоров, математиков и естественных философов в Европе XVI века, выдвинутая такими людьми, как Иоган Кеплер, Георг Иоахим фон Лаухен, Джон Ди и Тихо Браге, дала начало «Незримой Коллегии». Она была предшественницей «Королевского Общества», образовавшегося в XVII веке. Оно было основано группой ученых, начавших регулярно собираться для того, чтобы делиться знаниями, полученными путем экспериментальных исследований и развивать их. Среди них был Роберт Бойль, который писал: «Ключевые лица Незримой (или, как они сами себя называют, Философской) Коллегии, в общество которых я имею честь входить…» и Джон Уоллис, описывавший эти встречи в таких словах: «Около 1645 года, пока я жил в Лондоне (в то время, когда из-за гражданских войн академические занятия были прекращены в обеих Университетах), … мне посчастливилось познакомиться с разными достойными особами, интересующимися естественной философией, и другими областями человеческих знаний, в особенности тем, что называлось Новой философией или Экспериментальной философией. Мы условились встречаться еженедельно в Лондоне в определенный день и час, с определенными взысканиями и взносами на нужды экспериментов, с определенными правилами среди нас, чтобы обсуждать и рассуждать о таких вопросах…»

Степени Розы-Креста во франкмасонстве

Согласно Жану-Пьеру Байярду, в конце XVIII века возникло два инспирированных Розенкрейцерством масонских устава: Ректифицированный Шотландский Устав, широко распространенный в Центральной Европе, где значительным было присутствие «Золотого и Розового Креста», и Древний и Принятый Шотландский Устав, который впервые начал практиковаться во Франции, в котором 18 степень называется «Рыцарь Розы-Креста».

Переход от оперативного к спекулятивному масонству произошел в промежутке между концом XVI и началом XVIII века. Два самых ранних спекулятивных масона, о которых существуют письменные свидетельства, это Сэр Роберт Морей и Элиас Эшмол. Роберт Ванлоо констатирует, что Розенкрейцерство начала XVII века имело значительное влияние на англо-саксонское Масонство. Ганс Шик видит в трудах Коменского (1592-1670) идеал зарождающегося английского масонства до основания Великой Ложи в 1717 году. Коменский был в Англии в 1641 году.

Алхимик Самюель Рихтер, который в 1710 году во Вроцлаве под псевдонимом Синцериус Ренатус (Искренне Обращенный) издал труд «Истинное и полное приготовление Камня Философов братьев из Ордена Золотого и Розового Креста», основал в начале XVIII века в Праге Орден Золотого и Розового Креста как иерархическое тайное общество, имеющее внутренний круг, опознавательные знаки и секретные алхимические исследования, материалы по которым выдавались только тем, кто достиг выскоих степеней, то есть попал в тот самый внутренний круг. В 1767 и 1777 годах под предводительством Германа Фиктульда общество значительно реформировалось из-за политического давления. Его члены заявляли, что лидеры Розенкрейцерского Ордена изобрели франкмасонство, и что только им известны тайные значение масонских символов.

По этой легенде, Розенкрейцерский Орден был основан последователями Египетского мудреца Ормуза (Ormusse) и «Licht-Weise», которые эмигрировали в Шотландию под именем «Строители с Востока». После этого изначальный Орден исчез и, предположительно, был восстановлен Оливером Кромвелем как «Франкмасонство». В 1785 и 1788 годах общество Золотого и Розового Креста опубликовало Geheime Figuren, или «Тайные фигуры Розенкрейцеров XVI и XVII веков».

Германская Масонская ложа (позже - Великая Ложа) Zu den drei Weltkugeln (Три глобуса) под руководством Йохана Кристофа фон Вёллнера и генерала Йоханна Рудольфа фон Бишоффвердера попала под влияние Золотого и Розового Креста. Многие масоны стали розенкрейцерами, и розенкрейцерство было учреждено во многих ложах. В 1782 году на Вильгельмсбадском Конвенте Древняя Шотландская Ложа Фридриха Золотого Льва в Берлине убедительно попросила Фердинанда, принц Брауншвейгского, и других франкмасонов подчиниться Золотому и Розовому Кресту, но безуспешно.

После 1782 года это крайне секретное общество добавило египетские, греческие и друидические мистерии в свою алхимическую систему. Сравнительное изучение того, что известно о Золотом и Розовом Кресте, ясно показывает, сколь огромное влияние этот Орден оказал на создание некоторых современных инициатических обществ.

В соответствии с масонским историком Маркони де Негре, который вместе со своим отцом Габриелем Маркони основал масонский Устав Мемфиса, основанный на более ранних (1784 года) алхимических и герметических изысканиях розенкрейцерского ученого, барона де Вестерода, и также распространявшего в XVIII веке идеи общества Золотого и Розового Креста (можно сказать, Орден Золотого и Розового Креста был внутренним ядром, по виду не связанным с Уставом Мемфиса, однако полностью им руководившим).

Согласно этой легенде - Розенкрейцерский Орден был основан в 46 году, когда александрийский мудрец-гностик Ормуз (мудрец) и шестеро его сторонников были обращены одним из апостолов Иисуса, Марком. Их символом, как говорят, был красный крест, увенчанный розой, что указывает на Розу-Крест. Согласно этой точке зрения, розенкрейцерство предположительно появилось путем очищения Египетских Мистерий высшим Учением Раннего Христианства.

Согласно книге Мориса Магре (1877-1941) «Маги, пророки и мистики», Розенкрейц был последним потомком немецкой семьи Гермельшаусен XIII века. Их замок находится в Тюрингенском лесу на границе с Гессеном, и они приняли учение Альбигойцев. Вся семья была истреблена Ландграфом Конрадом Марбургским из Турингии, кроме младшего сына, которому тогда было 5 лет. Его тайно увел монах, адепт-альбигоец из Лангедока, и поместил его в альбигойский монастырь, где тот учился и встретил четверых Братьев, с которыми позже основал Розенкрейцерское Братство. Точка зрения Магре якобы получена из устной традиции.

Около 1530 года, за более чем 80 лет до публикации первого манифеста, ассоциация Креста и Розы уже существовала в Португалии в Монастыре Ордена Христа (Конвенту-де-Кришту), на родине рыцарей-тамплиеров, собственно, Орден Христа правопреемником тамплиерского ордена на территории Португалии. Три босетес были, и сейчас есть, в тайнике комнаты инициаций. Роза явно видна в центре креста.

Также, существует второстепенный труд Парацельса, «Prognosticatio Eximii Doctoris Paracelsi» (1530), содержащий 32 предсказания с аллегорическими иллюстрациями, окружающими загадочный текст, отсылающими к изображению двойного креста на распустившейся розе; это одни из примеров, доказывающие, что «Братство Розы-Креста» существовало намного ранее 1614 года.

Орден Азиатских Братьев

В конце XVIII века создаются новые розенкрейцерские группы, самая известная из которых - Орден Азиатских Братьев (другие названия - Братья Света, Рыцари Святого Иоанна Евангелиста), учрежденный «семью мудрыми отцами, представителями Семи церквей в Азии», о существовании которого объявляет в Вене в 1781 году барон Ханс Карл фон Эккер и Экхоффен. В этот Орден, помимо христиан, впервые приглашались и представители других конфессий - евреи и мусульмане. Азиатские Братья утверждали, что существуют с 1750 года и имеют пять степеней посвящения. По мнению французского исследователя XX века Робера Амбелена, «слово „Азия“ не имеет никакого отношения к этому эзотерическому Ордену. Фактически речь идет о словесной аббревиатуре: посвященный в Орден получал звание „Egues a Sancti Ioannis Evangelista“ („Рыцарь св. Иоанна Евангелиста“); начальные буквы этих слов составляют аббревиатуру EASIE».

Избранные Коэны и Мартинизм

С 1754 года и до самой своей смерти в 1774 году Жак де Льерон Йоахим де ла Тур де ла Казе Дом Мартинес де Паскуалис - потомственный масон, унаследовавший от отца патент, выданным Чарльзом Стюартом, «Королем Шотландии, Ирландии и Англии» наделявший его правом «возводить Храмы во славу Великого Архитектора» неустанно работал над учреждением и продвижением своего Ордена Рыцарей-Масонов Избранных Коэнов Вселенной.

Свою доктрину Мартинес де Паскуалли предназначал для оккультной элиты, в которую вошли масоны из числа его современников. Именно они и стали членами Ордена Избранных Коэнов («Elus Cohens»). Этот Орден в кратчайшие сроки приобрел прекрасную репутацию в кругах французских масонов, однако теургические практики предназначались только достигшим Высших Степеней Ордена. До 1761 года Избранные Коэны располагались в Монпелье, Париже, Лионе, Бордо, Марселе и Авиньоне. В 1761 году Мартинес де Паскуалли возвёл особенный храм в Авиньоне, где сам жил до 1766 года. В то время Орден Избранных Коэнов действовал как надстройка высших степеней для Голубых Лож Масонства:

Первый класс содержал три обычных степени Символического масонства и дополнительную степень Великого Избранного, или Исключительного Мастера.

Второй класс содержал так называемые Степени Порога: Ученик Коэн, Подмастерье Коэн, Мастер Коэн. Они были типично масонскими, но содержали намеки на лежащее в основе Тайное Учение.

Третий класс содержал Степени Храма: Великий Мастер Избранных Коэнов, Рыцарь и Командор Востока. В Катехизисе в масонской форме излагалось общее учение Мартинеса де Паскуалли. Это учение разъяснено в единственной книге Дома Мартинеса, «О реинтеграции существ», которая являет собой комментарий на Пятикнижие Моисея. Очищающий пост, вроде того, что предписывался левитам в Ветхом Завете, и ритуалы экзорцизма использовались против индивидуального и коллективного зла.

Секретная Степень Ордена содержала степень Réau-Croix (Розы-Креста), которую не следует путать с Rose-Croix (Розенкрейцер), термином, своеобразно понимаемом в Масонских и Розенкрецерских кругах. На этой степени Réau-Croix Инициат входит в контакт с духовными планами, лежащими вне физического, посредством Магической Инвокации, или Теургии. Он вносит Небесные силы в свою ауру и ауру земли. Визуальные и аудиальные проявления, называемые «знаками», дают возможность обладающему степенью Réau-Croix оценить уровень собственной эволюции и эволюции других «операторов», и тем самым определить, могут ли он или они обрести свои изначальные силы и быть реинтегрированны. Великой целью Ордена было обретение дарующего блаженство видения Искупителя, Иисуса Христа, в ответ на Магические Инвокации. Степень Rose-Croix - это высшее посвящение в системе Мартинизма также этот градус посвящения именуется степенью Рыцаря Золотого и Розового Креста (Reaux-Croix), что дает вполне очевидную отсылку к Розенкрейцерским германским Братствам.

В 1768 году Жан-Батист Виллермоз был инициирован в эту степень Бэконом де Шивалери. Луи Клод де Сен-Мартен начал восхождение по степеням в 1765 году и быстро достиг степени Командора Востока. С 1769 по 1770 годы группы Коэнов во Франции быстро разрастались. В 1772 году в степень Reaux-Croix был посвящен и Сен-Мартен. Гренвиль, один из наиболее преданных помощников Паскуалли, также достиг степени Reaux-Croix.

Впоследствии, Жан-Батист Виллермоз, при учреждении C.’.B.’.C.’.S.’., создал Градус Розы-Креста для Шотландского Устава масонства откуда он уже распространился и в другие юрисдикции.

В 1888 Станислас де Гуайта, в союзе с Жераром Анкоссом (Папюсом) и Жозефом Пеладаном на основании преемственности от Сен-Мартена основал Каббалистический Орден Розы+Креста. Розенкрейцерский Орден Станисласа де Гуайты проводил занятия по Каббале, Эзотерической форме Еврейского Мистицизма, целью которых является выявить сокрытую мистическую способность проникать в суть еврейской Библии и Божественной природы. Также Орден проводил экзамены и присуждал университетские градусы в отношении занятий Каббалой. Де Гуайта обладал обширной личной библиотекой, наполненной книгами, посвященным метафизическим проблемам, магии и «тайным наукам». Современники называли его «Принцем Розенкрейцерства», так как он уделял большое внимание изучению Розенкрейцерства.

В то же самое время, в 1891 году Папюс создал l’Ordre des Supеrieurs Inconnus, который приобрел известность как Орден Мартинистов. Он был основан на находящемся в то время в упадке Уставе: Elus-Cohens или Избранных Коэнов Мартинеса де Паскуалиса,; и на преемственности по линии Мартинизма от Луи Клода де Сен-Мартена. В Ордене Мартинистов было три степени посвящения. Папюс утверждал, что ему достались оригиналы произведений Паскуалли, а линию преемственности от Сен-Мартена он получил от своего друга - Генри Висконта Делаага. Сам Делааг утверждал, что его дед по матери был введен в орден непосредственно Сен-Мартеном, в 1887 году он даже попытался восстановить орден самостоятельно. Выдержав испытание временем, Орден и сегодня продолжает его дело.

В 1909 году во Флоренции был основан масонский Философский Итальянский Устав. Среди его иерархии есть степень «Итальянский Роза+Крест», в большинстве своем основанная на эзотерическом наследии Итальянского Возрождения, которая вскоре была развита как пятая. Этим Философским Итальянским Уставом сейчас руководит Мишель Морамарко, который широко касался вопроса Розенкрейцерства в своем труде Nuova Enciclopedia Massonica (1989-1995).

Современные общества

В девятнадцатом веке и начале двадцатого многие общества подражали розенкрейцерам. Разнообразные группы, связывавшие себя с «розенкейцерской традицией», можно разделить на три категории: эзотерическо-христианские розенкрейцерские общества, исповедующие Христа; масонские розенкрейцерские общества, такие как Societas Rosicruciana; инициатические общества, такие как Золотая Заря и Ancient Mystical Order Rosae Crucis.

Эзотерические христианские розенкрейцерские общества содержат эзотерические знание, относящееся ко внутреннему учению христанства.

Розенкрейцерское братство (1909/11). В учении присутствуют таинства в форме эзотерического знания, о котором Иисус говорил Матвею 13:11 и Луке 8:10. Братство тренирует личность путем гармоничного развития ума и сердца в духе бескорыстного служения человечеству и всеобъемлющего альтруизма. Согласно легенде, Розенкрейцерский Орден был основан в 1313 году и состоял из 12 Возвышенных, собравшихся вокруг тринадцатого, Христиана Розенкрейца. Эти великие Адепты уже продвинулись далеко за цикл перерождений; их миссия состоит в том, чтобы подготовить весь мир к новой ступени в религии, содержащей осознание внутренних миров и тонких тел, и обеспечения безопасного руководства в постепенном пробуждении латентных духовных способностей человека на протяжении последующих шести веков, к наступлению Эры Водолея.

Согласно некоторым масонским писателям, Орден Розы Креста разъясняет главное Христианское литературное произведение, которое сформировало последующие духовные воззрения западной цивилизации, Божественную Комедию (1308-1321) Данте Алигьери.

Другие христианско-розенкрейцерски ориентированные общества включают:
Антропософское общество, 1912
■ Lectorium Rosicrucianum, 1924
■ Археософское общество, 1968

Франкмасонские розенкрейцерские образования, обеспечивающие подготовку посредством прямого обучения и или через практику символически-инициатического путешествия.
■ Французский Устав
■ Древний и Принятый Шотландский Устав
■ Societas Rosicruciana in Anglia, 1866, in Scotia (SRIS; Шотландия), in Civitatibus Foederatis (MSRICF/SRICF; США) etc. Это масонское эзотерическое общество переиздало розенкрейцерские манифесты в 1923 году. Широко известным членом является Артур Эдвард Уэйт.

Инициатические общества, которые следуют системе степеней в обучении и содержат инициации:
■ The Rosicrucian Order, AMORC, основанный в США в 1915 году
■ Rosicrucian Order of the Golden Dawn, Орден, базирующийся в Калифорнии.

Хронологический список обществ, основанных для изучения розенкрейцерства и родственных тем. Многие из этих обществ как правило заявляют о прямой линии передачи от ранних ветвей древнего Розенкрейцерского Ордена в Англии, Франции, Египте и других странах. Тем не менее, некоторые группы говорят о духовной аффилиации с истинным и невидимым Розенкрейцерским Орденом. Заметьте, что существуют и другие розенкрейцерские общества не перечисленные здесь. Некоторые не используют слова «розенкрейцерский» в собственном названии. Некоторые перечисленные группы могут быть распущенными или не действующими.
■ Братство Розы-Креста, Fraternitas Rosae Crucis, 1861
■ Розенкрейцерское Общество Англии, Societas Rosicruciana in Anglia (SRIA). 1860-1865
■ Розенкрейцерское общество Соединенных Штатов, Societas Rosicruciana in Civitatibus Foederatis (SRICF)1879
■ Каббалистический Орден Розы-Креста, Cabalistic Order of the Rosicrucian (Kabbalistique de la Rose Croix), 1888
■ Builders of the Adytum - «Строители Святая Святых» - последователи учения Золотой Зари, с прямой преемственностью от Мазерса. Их Храм существовал в США, был лоялен к Мазерсу и Парижскому Храму Золотой Зари «Ахатхор», 1888
■ Герметический Орден Золотой Зари, Hermetic Order of the Golden Dawn, 1888
■ Розенкрейцерское Общество Америки, Societas Rosicruciana in America (SRIA), 1889
■ Орден Розы Креста, Rose Cross Order 1889.
■ Орден Храма и Грааля и Католический Орден Розы-Креста («католический» в значении «вселенский»), Order of the Temple & the Graal and of the Catholic Order of the Rose-Croix (l’Ordre de la Rose Croix Catholique et Esthetique, du Temple et du Graal) (CRC), 1890
■ Алхимическое общество Розы-Креста (Алхимическая ассоциация Франции), Alchemical Rose-Croix Society (Association Alchimique de France), 1896
■ Роза-Крест Востока, Rose-Croix de l’Orient (Rose-Cross of the East) (RCO) ?
■ Старшие Братья Розы-Креста, The Elder Brothers of the Rose-Croix (Les Freres Aînés de la Rose-Croix) (FARC) ?
■ Древний и Тайный орден Красной Розы и Золотого Креста, Antiquus Arcanus Ordo Rosæ Rubæ Aureæ Crucis (AAORRAC) ?
■ Орден Золотого и Розового Креста (Древний Тайный Орден Красной Розы и Золотого Креста), Ordo Aureæ & Rosæ Crucis (Antique Arcanæ Ordinis Rosæ Rubeæ et Aureæ Crucis)(OARC) ?
■ Розенкрейцерское Братство (Ассоциация Христианских Мистиков), Rosicrucian Fellowship (Association of Christian Mystics) 1909
■ Орден Храма Розы-Креста, Order of the Temple of the Rosy Cross, 1912
■ Коронное Братство Розенкрейцеров, Corona Fellowship of Rosicrucians (CFR), 1912?
■ Древний Мистический Орден Розы Креста, Ancient Mystical Order Rosae Crucis, (AMORC), 1915
■ Братство Розы-Креста, Fraternitas Rosæ Crucis (FRC), 1920
■ Rosicrucian Order Crotona Fellowship, 1924
■ Fraternitas Rosicruciana Antiqua (FRA), 1927
■ The Saint Paul Rosicrucian Fellowship (Fraternidade Rosacruciana São Paulo), 1929
■ Orden Rosacruz - Rose Cross Order, 1988.
■ Swedish Misraim Alliance (Svenska Misraimförbundet), 1988
■ Ancient Order of the Rosicrucians, 1989
■ ConFraternity Rosae + Crucis (CR+C), 1989
■ Confraternity of the Rose Cross, 1996
■ The Sophia Guild, 2000
■ Order of the Hermetic Gold and Rose+Cross, 2002
■ Sodalitas Rosae Crucis (S.R.C.) et Solis Alati (S.S.A.), 2002/3
■ Knights of the Militia Crucifera Evangelica
■ Ancient Rosae Crucis (ARC), ?
■ Ancient Martinist Order - Древний Орден Мартинистов, 2002

Розенкрейцеры в России



Смолин И. Ф.,Плетнер Б. Л.,Зубакин Б. М., Аренский П. А., Эйзенштейн С. М., (Минск, 1920 г.)

1912-1937 г. Благодаря дошедшим до нас орденским документам и текстам известно духовное братство квази-розенкрейцеров «Lux Astralis», основанное Зубакиным Б. М.

1916-1933 г. Был известен орден «Московских розенкрейцеров-манихеистов» или «орионийцев», члены которого разработали церемониальную магию.

1925-1928 г. Под руководством Чеховского В. К. и Тегера Е. К. в общем кругу мистических, религиозных и оккультных движений, организаций и групп, действовавших в России в 1920-х годах, известен Розенкрейцерский орден «Эмиш редевивус» ставивший перед собой задачу опытным путем овладеть оккультными силами природы, на практике возродив утраченную за века полноту древнего посвящения и проводивший постановку лабораторных опытов по передаче мысли на расстоянии, экстериоризации, культивированию элементалей, оперативной магии.

След русских розенкрейцеров - село Гребнево, усадьба Михаила Хераскова и его двоюродного брата Николая Трубецкого.

Орден розенкрейцеров - ДМОРК.

Орден розенкрейцеров Д.М.О.Р.К. является мировым философским традиционным, посвященческим движением. В настоящее время представительства Ордена находятся более чем в 30 странах мира.

Орден не является ни религией, ни сектой, его члены абсолютно свободны во всех отношениях. Кроме того, внутри него запрещены любые политические дискуссии. Согласно своему девизу "Самая широкая терпимость при самой строгой независимости", он не навязывает никакой догмы, но предлагает своё учение тем, кто интересуется духовностью и мистицизмом.

ХАРТИЯ

ТРАДИЦИЯ - ЭТИКА - ГУМАНИЗМ

"Никто не должен преследоваться за свои убеждения, даже религиозные, если их проявления не нарушают общественного порядка, определённого законом".

(Декларация прав человека, статья 10)

Древний Мистический Орден Розы и Креста заявляет, что:

Д.М.О.Р.К. безоговорочно и недвусмысленно осуждает действия, направленные против человеческого достоинства, чести людей и их собственности. Он выступает также против опошления философских или традиционных ценностей недобросовестными людьми, которые дискредитируют их в общественном мнении и перед гражданскими властями. Поэтому Орден вновь утверждает в данной Хартии изначально исповедуемые им этические принципы:

1 - Учреждённый в полном соответствии с законом как ассоциация он допускает отчётность о своей деятельности перед гражданской властью.

2 - Он осуществляет свою деятельность общественного объединения в области своей философской мысли в мирных формах и запрещает любые действия, способные нанести ущерб общественному порядку или государственной власти.

3 - Он не навязывает своим членам догмы или единой идеи и уважает многообразие религиозных и философских убеждений.

4 - Он запрещает любые действия или дискуссии политического порядка, оставляя каждого члена свободным в его убеждениях в этой области.

5 - Он не использует никаких методов убеждения или обработки умов, способных повлиять на свободу выбора или на волю человека.

6 - Он никогда не представляет своим членам мысль или творчество какого-либо из своих руководителей в качестве единственного выражения истины.

7 - Он предоставляет каждому из своих членов полную свободу покинуть организацию в любой момент без каких-либо последствий.

8 - Он противостоит любым формам расовой или этнической сегрегации.

9 - Он строго осуждает вовлечение в организацию детей, также как и любое нарушение законов о школьном образовании и воспитании.

10 - Он не спекулирует на угрозе неизбежных апокалиптических трагедий (конце света, ядерной войне, природных катаклизмах и т.д.) или на контактах с инопланетянами.

11 - Он запрещает всякую апологию зла, осуждает самоубийство и любые формы насилия, как индивидуального, так и коллективного.

12 - Он не принуждает своих членов к какому-либо особому образу жизни, будь то в области режима питания или другой области, и не вовлекает их ни в практику, ни в умопостроения сексуального характера.

13 - Он никоим образом не побуждает своих членов порывать со своим семейным или социальным окружением.

14 - Он уважает науку и медицину и никогда не побуждает своих членов отказываться от обращения к ним.

15 - Он никогда не заставляет своих членов отказываться от своего имущества или передавать его, как и свои доходы, в пользу кого бы то ни было и запрещает любую личную передачу имущества или доходов своих членов руководителям организации.

16 - Он использует бухгалтерский учёт, определённый законодательством и предоставляет свои счета для контроля внешним экспертам.

17 - Он не преследует никакой коммерческой цели и не требует от своих членов ничего, кроме уплаты годовых членских взносов, что является нормой для любой ассоциации.

18 - Он исключает из своих рядов любого члена, осуждённого гражданским судом за проступки, противоречащие порядочности и морали.

18 - Наследник розенкрейцеров прошлых времён, он действует с единственной целью - передать своё традиционное учение и сохранить свои гуманистические идеалы.

Франция, Омонвиль,
девятое августа тысяча девятьсот девяносто девятого года.