Стихотворение «Атомная сказка» можно встретить в учебнике литературы за 8-й класс под редакцией Кутузова, Киселёва, Романичева, Колосс и Леденёва.

Прочитав его, многие родители приходят в ужас, потому что поэт Юрий Кузнецов представил всеми любимую сказку «Царевна-лягушка» в новом свете. И если раньше там был счастливый конец, то теперь царевич препарирует лягушку и пускает по её телу электрический ток. Бедная животина умирает в страшных мучениях, за которыми Иван наблюдает с улыбкой.

Сын пришёл из школы и принёс мне учебник, чтобы я прочитала стишок, - рассказала мама одного из учеников 8-го класса Светлана Сергеевна. - Я, мягко сказать, пришла в лёгкое недоумение. У меня возник только один вопрос: откуда и зачем это появилось в школьном учебнике? У нас что, не хватает нормальных произведений? Это же какое-то издевательство над детской психикой. Может, теперь и матерные стихи будут включены в школьную программу?

Такое негодование понять можно. Ведь все мы воспитывались на сказках, где добро побеждает зло. Причём мнение родителей разделяют и те учителя, кто работает по другой программе.

Я занимаюсь по учебнику другого автора и такое произведение прочитала впервые, - пояснила педагог русского языка и литературы Оксана Кондрашина. - Своим ученикам я бы не рекомендовала эту сказку ни в 8-м классе, ни в 11-м. На уроке литературы мы, наоборот, пытаемся научить детей добру. Ведь они и так живут в мире, где слишком много грязи и зла.

Но вот учительница литературы, которая уже не первый год работает с этим учебником, считает, что родителям беспокоиться не о чем. Сего-дня у детей другие интересы. И чтобы привлечь их внимание к вечным проблемам, нужен нестандартный подход.

Я согласна, что это произведение может вызвать много споров у взрослых, - сказала Ирина Александровна. - Но сейчас немножко другое время, и дети воспринимают эту сказку не так, как их родители. Да, она написана современным и жестоким языком, и ученики это понимают. Здесь всё построено на контрасте хорошее - плохое. И герой показан как антигерой. А под образом лягушки скрывается не царевна, а фольклор, сказки, традиции, то есть доброе наследие прошлого. И вскрыв «царское тело», Иван-дурак прерывает эту связь времён и лишает себя своих корней. Он рушит всё хорошее, светлое, что накоплено человечеством за века. А значит, и лишается своего будущего. И здесь важно объяснить детям, что, выбирая жестокость и непонимание, мы обрекаем себя на вымирание. Поэтому надо учиться быть человечными.

В областном управлении образования и науки от комментариев отказались, сославшись на то, что они составлением учебников не занимаются. Да и выбор программы зависит от учителя. Есть только одно требование - учебник должен быть рекомендован министерством.

ДОСЛОВНО

Атомная сказка

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Как Иванушка во поле вышел

И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта

По сребристому следу судьбы,

И попал он к лягушке в болото

За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело!

Положил он лягушку в платок.

Вскрыл ей белое царское тело

И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века,

И улыбка познанья играла

На счастливом лице дурака.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ»

Юрий Поликарпович Кузнецов (11.02.1941 - 17.11.2003) - поэт и переводчик.

Впервые заявил о себе, ещё будучи студентом литинститута стихотворением «Атомная сказка». Издал около двадцати сборников. Многие произведения Кузнецова положены в основу музыкальных произведений.

Его творчество всегда вызывало споры и интерес читателей. Он часто обращался к вечным проблемам добра и зла, божественного и человеческого. В стихах переплетаются философия, мифология и гражданская лирика. Примером служат поэмы на библейскую тематику («Путь Христа», «Сошествие в Ад»).

МБОУ СОШ №3 г. Темрюк. Краснодарский край.

Учитель русского языка и литературы

Юрий Кузнецов «Атомная сказка».

(8 класс. Учебник под редакцией А. Г. Кутузова « В мире литературы).

Цель: 1. Рассмотреть понятие живой традиции и «вечной темы».

2. Выявить традиции и новаторство в создании образа главного героя, познакомить учащихся с изменением образов устного народного творчества в современной литературе.

3. Воспитать бережное отношение к окружающему нас миру. Доказать важность духовных начал в жизни человека.

Тип урока: изучение художественного произведения.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

    Организационный момент. (Слайд 1)

    Проверка домашнего задания.

    Дать определения литературным понятиям: литературный процесс, традиция, новаторство.

    Назовите условия сохранения традиций.

    Перечислить основные составляющие волшебной сказки.

(Волшебство, табу, нарушение запрета, волшебные помощники). (Слайд 2)

    Вспомним сказку «Царевна-лягушка». Укажите главных героев. Какое табу (запрет) было нарушено ?

(Иван – царевич спалил шкуру лягушки, то есть отказался от той жены, которая была предназначена судьбой и которую выбрал сам. За это и был наказан. Отправившись в путешествие, исправил свою ошибку и вернул жену.)

    Как вы считаете, почему отец дал сыновьям стрелы?

(Позволил совершить самостоятельный выбор. Но такой выбор требует от человека ответственность за свои действия ).

    Объяснение темы урока.

    Запись эпиграфа. (Слайд 3)

Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин.

Как вы понимаете смысл эпиграфа?

(Сказка нас всегда чему-то учит, прививает нравственные нормы поведения, пробуждает совесть в наших душах).

    Составление ассоциативного ряда к слову «атом». (Слайд 4)

Атом – война, развитие, непонятное, угрожающее, новизна, мироздание, уничтожение, наука, физика, холодно, сложно, бездушно, неизвестность

    Работа со словарём. (Слайд 5)

«Философская энциклопедия»:

(от греч. atomos – неделимое) - мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в т. ч. и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур).

Физкультминутка (оздоровительно- гигиеническая ) . Представьте себе, что вы атом, часть огромного космоса. Ваша задача зарядиться энергией для того, чтобы наш урок прошел плодотворно, интересно. Сначала начинаем вращать головой, затем приводим в движение плечи, вращаем кисти рук, зажимаем и разжимаем кулачки. (Движения учащиеся начинают выполнять медленно, а затем убыстряют темп).

4.Работа над заглавием стихотворения.

Совместимы ли слова «атом» и « сказка»?

(Взаимоисключающие понятия: атом – нечто холодное, бездушное, а сказка – родное, тёплое).

О чём говорит название сказки, на какой лад настраивает читателей?

(Современная сказка, повествующая о науке).

    Чтение стихотворения Кузнецова «Атомная сказка».

    Первичное восприятие.

Какие чувства вызвало у вас стихотворение?

(Жалость к лягушке)

Какие слова особенно запомнились?

(Белое тело, электрический ток, дурак, улыбка).

    Работа с текстом.

1.Работа с глаголами. (Слайд 6)

Лексика, несущая положительные эмоции.

Нейтральная лексика

Лексика, несущая отрицательные эмоции.

Вышел

Пошёл

Запустил

Попал

Положил

Вскрыл

Пустил ток

Положил в платок

Умирала

Улыбка играла

Отсутствие радости не свойственно народной сказке.

Передаёт сюжет фольклорной сказки

Создаётся образ нового героя: современного Иванушки.

Чувствуется ли в стихотворении энергетика? Какого она характера?

(Агрессивная, атомная энергетика)

    На сколько частей можно разделить стихотворение? По какому принципу произведёте разделение? (Слайд 7)

Прошлое

Настоящее

Сказочный страна

Реальная лаборатория

    Укажите антитезу в стихотворении. (Слайд 8)

Атомная

Сказка

Умирала

Улыбка играла

Иванушка

Дурак

(Сталкиваются душевное тепло и холодное безразличие, угрожающее опасностью).

4.Образ главного героя.

Уже в самом начале стихотворения автор отмечает, что его история отличается от сказочной.

Эту сказку счастливую слышал

Я уже на теперешний лад,

Что же нового мы видим в образе главного героя?

1. Меняется имя: Иванушка – дурак. Уменьшительно – ласкательный суффикс – ушк- передаёт доброту, душевность героя, Слово «дурак» звучит резко, грубо, оно обозначает пустоту души. Этот герой живёт не сердцем, а разумом.

Толкование слова «дурак». (Слайд 9)

ДУ+РАКЪ

* Ивр. ДУ два, двойственность, в сложных словах.
В переводах Нового завета на греческий - Rhaka (рака): пусто (выражение презрения).

2. Меняется социальный статус героя : царевич превращается в учёного, пытающегося познать тайны мироздания, стремящегося управлять этим миром, царём природы. (Слайд 10)

Почему же учёного автор называет «дураком»?

(Герой не видит красоты природы, рассматривает её созданий лишь как материал для опытов во благо человечеству. Автор предупреждает: учёный, руководствующийся не сердцем, а только разумом, в погоне за изучением тайн Вселенной может этот мир разрушить, превратить в пустоту. При стремлении познать загадки устройства планеты учёным следует учитывать, как вторжение человека в законы природы отразится на будущем мироздания.)

- Согласны ли вы с такой позицией? (Слайд 11,12)

(Пример: атомные бомбы, запуск андронного коллайдера).

Физкультминутка (мимическая). Представьте себя Иванушкой, впервые встретившего лягушку, теперь покажите его состояние, когда вместо лягушки он увидел Василису Прекрасную. Передайте выражение лица учёного, проводящего операцию. (Ребята с помощью мимики показывают настроение героев).

5.Работа со словарём символов. Символическое значение образа лягушки у древних славян. (Слайд 13,14)

(Доклад учащегося.

Согласно народным представлениям, в образе лягушки ярко выражено материнское начало. Восточные народы считали, что, если убить лягушку, можно ожидать смерть матери.

За лягушкой прочно закрепилась слава всезнающего, мудрого существа, способного предвидеть будущее.

Лягушка является символом земли, плодородия.)

6.Чем же опасен поступок современного Иванушки?

(Есть опасность уничтожения Земли).

    Живая традиция и вечная тема.

Рассмотрим стихотворение Ю. Кузнецова с позиции жанра волшебной сказки.

Табу (запрет) – человек должен жить в согласии с природой и не нарушать её законы.

Нарушение запре т а – отказ от «следа судьбы», желание учёного стать царём природы, познав её законы.

Волшебство - Иванушке уже не нужны волшебные помощники, он сам с помощью науки готов творить «волшебство».

Счастливый финал сказки - стихотворение Ю.Кузнецова имеет открытый финал: автор не говорит, чем закончился опыт в лаборатории. Куда приведёт «стрела» учёного (его опыты, его «правое дело», направленное на то, чтобы осчастливить всё человечества), неизвестно… Иванушка в сказке «Царевна – лягушка» исправляет свою ошибку, но сможет ли это сделать современный герой?..

Одинаково ли представление о счастье у человека Древней Руси и человека современной России?

    Обращение к эпиграфу. (Слайд 3)

Что же за намёк в себе хранят сказки?

Вывод: Ю.Кузнецов, основываясь на традиции фольклора, рисует образ современного героя, у которого совершенно другие цели в жизни, иное понимание границ добра и зла, иное представление о счастье. Иванушка-царевич вызывает у читателя симпатию своей простотой, душевностью. Современный Иван образован, но не понимает истинных ценностей. В его понимании, благо – это путь к познанию. Он не желает в этом мире быть зависимым от окружающей среды. Но всё же он получает господство мнимое, так как своими опытами нарушает естественную гармонию. Автор передает образ реалиста – прагматика, ставит перед читателем не только вопрос о НТР, но и вопрос более глубокий: куда приведёт нас развитие, к процветанию цивилизации или её гибели?

http://enc-dic.com/enc_philosophy/Atom-876.html

Самое страшное, когда человек становится лишним предметом (мало того, что предметом, так ещё и лишним), когда не находит себе места в самом буквальном смысле слова. Порой достаточно пяди земли в чужом сердце, чтобы человек устоял, не погиб, даже если в материальном мире места для него больше нет. Но если нет и сердца, готового стать пристанищем для души, тогда она считай погибла. Именно это случилось с Цветаевой.

Если я вам кажусь прекрасной - не верьте, я намного хуже.
Если же вы поражены моим уродством - опять не верьте, я - лучше.

Богу от нас ничего не нужно, кроме того, чтобы мы были.

Заяц, встречаясь с волком, дрожит от страха.
Волк при встрече с зайцем дрожать не станет.

Православие - не трон, а крест.

Мир стоит, пока существуют чудаки. Когда останутся только умники - мир рухнет.

Мою Родину определяет мой внутренний человек, который сформирован даже не культурой, а каким-то внутренним голосом, зовом быть. Но быть не вообще, а в конкретных координатах.

Дар - это не только наличие чего-то, но и отсутствие; это не только одарённость, но и уязвимость.

Новый вид христианской любви к врагу изобретён сегодня. Мы теперь так любим врагов, что предаём из любви к врагу святыни и святых.

Мы своими действиями или бездействием создаём реальность, в которой живём. На самом деле реальностей много, побеждает в итоге та, носители которой наиболее активны.

Как пёс приходит с прогулки по пустырю в репьях, так читатель должен приходить с прогулки по книге весь в искрах жизни, смыслов и радости.

Принципы - палка, которой маленькие люди избивают больших.

Бездарных людей не бывает наверное, но есть пренебрегшие даром, неразвитые, плоские. Ведь дар - это не столько данность, сколько заданность. То есть, человек должен быть устремлённым навстречу дару, жаждать его, должен расти, питаясь вожделенным. Правильная жажда и устремлённость - в основе всего.

Тот, кто личную корысть ставит выше общей пользы, оказывается не только преступником и предателем, но и проигравшим.

Зависть - это внешнее чувство, т.е. оно не может прийти изнутри внутреннего события. Озарение роднит, соединяет людей, а зависть и злоба присуща тем, кто вне этого опыта, кто не вошёл, кто «за дверью». Может быть, зависть - это начальная степень «плача и скрежета зубов» внешних, о котором говорит евангелист (Мтф. 8:11).

Сначала возникает в нас вопрос, вопрошание, потом неизбежно следует ответ. Подлинное вопрошание беременно ответом. А ответ без вопрошания не дает ничего кроме надмевания и мнения о своем знании, с которым так яростно боролся ещё Сократ.

Достоинство - это собранность воедино, наличие всех частей целого на своих местах и нахождение этих частей в правильных отношениях друг с другом - т.е. отношениях целостности.

Любую проблему можно решить, используя принцип «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди» (Мтф. 18:20), т.е. если проблемы не решаются, значит мы не собираемся их решать во имя Его, а хотим решить во имя своё (если вообще хотим решить, а не предпочитаем ничего не видеть и не слышать). Или же попросту каждый находится на своей волне и думает лишь о себе и своём, теряя из виду другого.

Человек без моральных принципов - чудовище. Но живущий по моральным принципам вместо любви - чудовище не меньшее.

Если Луч направить на козу, она заговорит. Если Луч направить на камень, и он заговорит. Говорение - в Луче, а не в предмете; в Луче, а не во мне.


АТОМНАЯ СКАЗКА

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад,
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

ЗАВЕЩАНИЕ


-1-

Мне помнится, в послевоенный год
Я нищего увидел у ворот -
В пустую шапку падал только снег,
А он его вытряхивал обратно
И говорил при этом непонятно.
Вот так и я, как этот человек:
Что мне давалось, тем и был богат.
Не завещаю - отдаю назад.


-2-

Объятья возвращаю океанам,
Любовь - морской волне или туманам,
Надежды - горизонту и слепцам,
Свою свободу - четырём стенам,
А ложь свою я возвращаю миру.

Кровь возвращаю женщинам и нивам,
Рассеянную грусть - плакучим ивам,
Терпение - неравному в борьбе,
Свою жену я отдаю судьбе,
А свои планы возвращаю миру.
В тени от облака мне выройте могилу.

Лень отдаю искусству и равнине,
Пыль от подошв - живущим на чужбине,
Дырявые карманы - звёздной тьме,
А совесть - полотенцу и тюрьме.
Да возымеет сказанное силу
В тени от облака...



«Я поэт с резко выраженным мифическим сознанием... В семнадцать лет у меня прорезалось образное видение... Сам того не сознавая, послал вызов богу искусств Аполлону… Аполлон не стал сдирать заживо с меня кожу, как с Марсия, но удостоил меня ответом: послал смертоносную стрелу. От одного свиста его стрелы поднималась буря и ломала деревья. Удар был сокрушительным, но я устоял.

Ночью вытащил я изо лба
Золотую стрелу Аполлона…

В двадцать лет я обнаружил святость в земной любви... Я открыл русскую тему, которой буду верен до гробовой доски» . Так говорил о своем творчестве Юрий Кузнецов в эссе «Воззрение» .

Поэт родился 11 февраля 1941г. в станице Ленинградской Краснодарского края. Его мать учительница, отец, кадровый офицер, в 1944г. погиб в Крыму.

Рождённый в феврале, под Водолеем
В самодовольный аварийный век,
Я вырос с инфантильным поколеньем,
Издёрганный и точный человек.
Надежды запах стал несносно горек,
И очерствел воспоминаний хлеб.
Я позабыл провинциальный город,
Где улицы выходят прямо в степь…

В 1961-1964гг. Юрий Кузнецов служил в Советской Армии, застав на Кубе Карибский кризис, когда мир висел на волоске

Я помню ночь с континентальными ракетами,
Когда событием души был каждый шаг,
Когда мы спали, по приказу, не раздетыми
И ужас космоса гремел у нас в ушах.
С тех пор о славе лучше не мечтать
С закушенными изнутри губами,
Забыть о счастье и молчать, молчать --
Иначе не решить воспоминаний.

Работал в милиции. В 1965г. поступил в Литературный институт им. М.Горького. В 1966г. в Краснодаре вышел первый сборник стихов «Гроза». В 1974г. в Москве вышел второй сборник «Во мне и рядом - даль». Он сразу же был замечен критикой. В.Кожинов заявил о рождении крупнейшего поэта. В 1974г. был принят в Союз писателей СССР.

В середине 70-х разразилась журнальная война в связи с его стихами

Я пил из черепа отца
За правду на земле,
За сказку русского лица
И верный путь во мгле.

Вставали солнце и луна
И чокались со мной.
И повторял я имена,
Забытые землей.

Своеобразным ответом стала «Отповедь» поэта

Что за племя на свет народилось?
Не прогнать и собакой цепной.
Обделила их Божия милость,
Так желают урвать от земной.

Раз поэт, открывай свою душу.
Те стучатся, а эти стучат
И трясут мою славу, как грушу.
- Кто такие? - Свои, - говорят.

Кроме наглых надежд и тумана,
Ни крестов, ни кустов, ни идей.
Ах вы голые карлы обмана,
Постыдились хотя бы людей!

Плащ поэта бросаю - ловите!
Он согнёт вас до самой земли.
Волочите его, волочите,
У Олимпа сшибая рубли.

Вон отсель поперечно-продольно,
Проходимцы души и дорог.
Не хочу. Презираю. Довольно
Обивать мой высокий порог.

Юрий Кузнецов работал в издательстве «Советский писатель». После известных событий перешел в журнал «Наш современник». Был членом редколлегии, зав.отделом поэзии. Много и плодотворно занимался переводами. Лауреат Государственной премии РФ (1990).
Скончался от сердечного приступа 17 ноября 2003г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Евгений РЕЙН о Юрии КУЗНЕЦОВЕ:
«На мой взгляд, закончен огромный отрезок русской истории, и великая русская культура ушла на дно, как Атлантида, которую нам еще предстоит искать и разгадывать. Именно поэтому в конце такого долгого историософского времени появился такой поэт, как Юрий Кузнецов, поэт чрезвычайно редкой группы крови...
Он, как всякое очень крупное явление, в общем-то, вышел из тьмы, в которой видны некие огненные знаки, которые мы до конца не понимаем...
Он говорит темные символические слова, которые найдут свою расшифровку, но не сегодня и не завтра. Именно поэтому ему дано громадное трагическое дарование. Именно трагическое. Он - один из самых трагических поэтов России от Симеона Полоцкого до наших дней…»

Полностью это можно прочесть в 11-м выпуске читального зала Стихи.Ру . Там же хорошая подборка стихов поэта.

К словам Рейна, наверное, нечего добавить.

Разве что вспомнить комментарий очаровательной clittary_hilton к вышеупомянутому источнику: может ли патриот (то есть человек, который трубит о своем патриотизме) не быть сволочью?
По-видимому, может.

А еще отдать дань ясновидению поэта

Тень Петра по живому шагает.
- Это что за народ! - говорит. -
Из окна, как лягушка, сигает,
Али наша держава горит?

А прохожий ему отвечает:
- Государь, он в Европу сигает.

А держава? - Прохожий плюётся:
- А держава сгорела давно. -
Слышит: стук молотка раздаётся -
Это Пётр забивает окно.

Подборка стихов Юрия Кузнецова

За дорожной случайной беседой
Иногда мы любили блеснуть
То любовной, то ратной победой,
От которой сжимается грудь.

Поддержал я высокую марку,
Старой встречи тебе не простил.
И по шумному кругу, как чарку,
Твоё гордое имя пустил.

Ты возникла, подобно виденью,
Победителю верность храня.
- Десять лет я стояла за дверью,
Наконец ты окликнул меня.

Я глядел на тебя не мигая.
- Ты продрогла…- и выпить велел.
- Я дрожу оттого, что нагая,
Но такую ты видеть хотел.

Бог с тобой! - и махнул я рукою
На неполную радость свою. -
Ты просила любви и покоя,
Но тебе я свободу даю.

Ничего не сказала на это
И мгновенно забыла меня.
И ушла по ту сторону света,
Защищаясь рукой от огня.

С той поры за случайной беседой,
Вспоминая свой пройденный путь,
Ни любовной, ни ратной победой
Я уже не пытаюсь блеснуть. (1975)

Ты царь: живи один.
А. Пушкин

Жил я один. Ты сказала: - Я тоже одна,
Буду до гроба тебе, как собака, верна...

Так в твою пасть был я брошен судьбой на пути.
Грызла меня, словно царскую кость во плоти.

Страстно стонала, хотя и другие порой
Кость вырывали из пасти твоей роковой.

С воплем бросалась на них ты страшней сатаны.
Полно, родная! Они, как и ты, голодны.

Высосан мозг, и в порожней кости иной раз
Дух или ветер поёт про последний мой час.

Брошенный буду мерцать среди горних светил...
В Бога поверь, чтоб тебя он за верность простил. (1988)

Мы пришли в этот храм не венчаться,
Мы пришли этот храм не взрывать,
Мы пришли в этот храм попрощаться,
Мы пришли в этот храм зарыдать.

Потускнели скорбящие лики
И уже ни о ком не скорбят.
Отсырели разящие пики
И уже никого не разят.

Полон воздух забытой отравы,
Не известной ни миру, ни нам.
Через купол ползучие травы,
Словно слёзы, бегут по стенам.

Наплывают бугристым потоком,
Обвиваются выше колен.
Мы забыли о самом высоком
После стольких утрат и измен.

Мы забыли, что полон угрозы
Этот мир, как заброшенный храм.
И текут наши детские слёзы,
И взбегает трава по ногам.

Да! Текут наши чистые слёзы.
Глухо вторит заброшенный храм.
И взбегают ползучие лозы,
Словно пламя, по нашим ногам. (1979)

ТЕМНЫЕ ЛЮДИ

Мы тёмные люди, но с чистой душою.
Мы сверху упали вечерней росою.
Мы жили во тьме при мерцающих звёздах,
Собой освежая и землю и воздух.
А утром легчайшая смерть наступала,
Душа, как роса, в небеса улетала.
Мы все исчезали в сияющей тверди,
Где свет до рожденья и свет после смерти. (1997)

РУССКАЯ МЫСЛЬ

Скажи мне, о русская даль,
Откуда в тебе начинается
Такая родная печаль?..
На дереве ветка качается.

День минул. Проходит два дня.
Без ветра на дереве мечется.
И взяло сомненье меня:
Мерещится иль не мерещится?

Поют, опадая, листки.
С чего оно, право, качается?
Пошёл и напился с тоски...
Так русская мысль начинается. (1969)

ЗАХОРОНЕНИЕ В КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЕ

Когда шумит поток
краснознаменный,
Рыдай и плачь, о Русская земля!
Смотри: идет проклятьем
заклейменный,
Последний, поименный штурм
Кремля.
Нашел кирпич почетную замену,
Которую потомство не простит.
Ячейки с прахом прогрызают
стену –
Она на них едва ли устоит.

ОСЕННИЙ КОСМОС

Старинная осень, твой стих изжит,
Твоя сторона пуста.
Ночами под деревом воздух визжит
От падающего листа.

И ветер, донёсший раскат зимы,
Все стёкла задул в селе.
Деревья тряхнуло вон из земли,
А листья - назад, к земле.

Не воздух, не поле, не голый лес,
А бездны меж нас прошли.
Горит под ногами лазурь небес -
Так мы далеки от земли.

Но тише, подруга моя! Жена!
Минута раздумья есть.
То дождь пошёл, то почти тишина...
Такого не перенесть.


Всё было прямым, прямым.
Шёл дождь прямой, шёл дождь прямой,
Внезапно он стал косым.

Всё стало косым под косым дождём:
Дома, горизонт, холмы,
И дом, потемневший мгновенно дом,
И мы перед ним, и мы.

СКАЗКА О ЗОЛОТОЙ ЗВЕЗДЕ

Поехал на рыбалку генерал
И место целым штабом выбирал.

Годится? -- гарнул он на божьи мели.
-- Так точно! -- офицеры возгремели.

Где удочка? -- готова честь по чести,

Одну минуту свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- Эге! Да это окунь! На уху!


Крючок на месте, и червяк на месте.

А где же стопка? -- стопку опрокинул
За воротник. И удочку закинул.

И две минуты свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- Сазан? Зело годится. На уху!

Швырнул в котел, и снова честь по чести
Крючок на месте, и червяк на месте.

И снова стопку водки опрокинул
За воротник. И удочку закинул.

И три минуты свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- А, золотая рыбка! На уху!

Но, красотой и разумом блистая,
Возговорила рыбка золотая:

Пусти меня, служивый, а за дружбу
Я сослужу тебе большую службу,

Достаточно желанья твоего... --
Но генерал не слушал ничего:

Чего желать, когда я все имею:
И армию, и волю, и идею,

И то сказать, жена и дочь в меху,
Сын -- дипломат... Немедля на уху!

Подобной речи с трепетом внимая,
Раздумалась и молвит золотая:

Герой! Моя судьба не в той воде,
Но что ты скажешь о второй Звезде?

И он махнул: -- Согласен на вторую! --
И бросил в воду рыбку золотую.

И грянул гром! Ни свиты, ни машин.
В широком поле он стоит один,

В солдатской гимнастерке, -- и зажата
В его руке последняя граната.

А на него идут со всех сторон
Четыре танка из иных времен. (1981)