Ниловна, Власова Пелагея Ниловна - главная героиня повести, образ которой символизирует Россию (ср. «мать-Родина»), а также содержит евангельские ассоциации. С Н. в повести связана доминирующая точка зрения - общечеловеческое, «народное» восприятие событий. Динамика характера героини призвана показать изменения народной психологии. Материнская любовь к сыну трансформируется у Н. в любовь к людям вообще; христианский смысл любви совмещается с идеей активной политической борьбы. Революционное движение осмысляется Н. как всемирное движение «детей», которому она, как мать, не может не сочувствовать.

В начале повести героине около 40 лет, но она представлена пожилой женщиной, ибо всю жизнь прожила «в тревожном ожидании побоев». Когда после смерти ее мужа сын Павел намеревается жить, «как отец», Н. уговаривает его не делать этого. Однако перемены в сыне тоже пугают ее. Впервые увидав соратников Павла, Н. не может поверить, что они - «запрещенные люди», поскольку они вовсе не кажутся ей страшными. Привыкнув к собраниям, она сама предлагает Павлу взять Андрея Находку к ним в квартиранты, становясь, по существу, матерью и для него. После ареста Андрея и Павла Н. испытывает чувство одиночества, ибо привыкла общаться с молодежью. Через два дня после ареста сына его друзья просят Н. помочь им возобновить распространение листовок на фабрике; поняв, что это может отвести подозрения от Павла, она под видом торговки распространяет среди рабочих запрещенную литературу. Рассказывая об этом вернувшемуся из тюрьмы Находке, Н. признается, что думает лишь о сыне - действует из материнской любви. Однако постепенно, глядя на приходящих к Андрею людей, Н. начинает мысленно соединять все их лица в одно - похожее на лицо Христа, идущего в Эммаус; постепенно у нее возникает «спокойное сознание своей надобности для этой новой жизни». Узнав об убийстве доносчика Горбова и о том, что в нем косвенно замешан Андрей, Н. говорит, что не считает никого виноватым - хотя и сама удивляется собственным словам как противоречащим духу Христа. Во время первомайской демонстрации Н., находясь в толпе, говорит людям: «Это святое дело ведь и Христа не было бы, если бы его ради люди не погибали!»; «Идут в мире дети, кровь наша, идут за правдой... для всех! Для всех вас, для младенцев ваших обрекли себя на крестный путь. Не отходите же от них, не отрекайтесь, не оставляйте детей своих на одиноком пути».

После ареста Павла Н. переселяется из фабричной слободы в город. Затем отправляется в деревню для установления связей по распространению газет; встречается с бывшим соседом Рыбиным, который ведет агитацию среди крестьян, передает ему принесенные книги. Вернувшись в город, начинает затем по нескольку раз в месяц развозить по деревням нелегальную литературу, прокламации и газеты. Н. принимает участие в похоронах умершего революционера и ее земляка Егора Ивановича, которые перерастают в схватку с полицией на кладбище, увозит оттуда раненого юношу, ухаживает за ним. Через некоторое время, вновь отправившись в деревню, она становится свидетельницей ареста Рыбина, поэтому отдает привезенные для него книги случайно встреченному крестьянину, ведет агитацию среди крестьян. Во время свидания с Павлом в тюрьме Н. передает ему записку с планом побега, однако тот в ответной записке отказывается бежать. Тем не менее подпольщики организуют побег для Рыбина и еще одного заключенного, и Н., по ее просьбе, позволено со стороны наблюдать за их побегом. Во время суда над Павлом и его товарищами Н. присутствует в зале, воспринимая происходящее скорее на эмоционально-образном уровне, чем рационально. После суда она доставляет в подпольную типографию текст речи Павла, а затем вызывается отвезти напечатанные экземпляры в деревню. Когда ее предупреждают об опасности, Н. заявляет: «Слово сына повезу, слово крови моей! Ведь это- как своя душа!» На вокзале Н. замечает слежку. Поняв, что арест неизбежен, но не желая «сыновнее слово бросить», она начинает разбрасывать листки с речью Павла в толпе. Избиваемая жандармами, Н. обращается к окружающим с горячей речью. Финал романа не вполне ясен; возможно, героиня погибает.

Роман называется «Мать». Тем самым Горький подчеркивает особую важность для понимания идейного значения романа образа матери Павла Власова - Ниловны. На примере ее жизни Горький показывает читателю тот путь, которым многие рабочие шли к революции. В этом- глубокое обобщающее значение образа Пелагеи Ниловны Власовой.

В начале романа Ниловна - запуганная, забитая женщина, «...Заколочена душа наглухо, ослепла, не слышит... вся душа обросла страхом», - говорит она.

Горький рисует те условия, которые создали и определили психологию Ниловны. Он показывает беспросветную жизнь в рабочей слободке, «каторгу труда» при капитализме на заводе, тяжелое положение женщины в рабочей семье: «...мать была незаметна в доме, молчалива и всегда жила в тревожном ожидании побоев...

ее тело, разбитое долгой работой и побоями мужа, двигалось бесшумно и как-то боком, точно она всегда боялась задеть что-то... лицо... освещалось темными глазами, тревожно-грустными, как у большинства женщин в слободке... Вся она была мягкая, печальная, покорная...» Жизнь превратила Ниловну в человека, всего боящегося, перед всем трепещущего. «Как мне не бояться! -говорит она. - Всю жизнь в страхе жила...» Страх перед мужем, перед людьми, перед богом рождал покорность, и «все в жизни казалось ей неизбежным, она привыкла подчиняться...»

Узнав, что ее сын принимает участие в революционной борьбе, она снова чувствует страх; но одновременно в ней пробуждается и неясное сочувствие к сыну, к его товарищам, к их делу.

Незаметно, долгие годы копилось в ней глухое, смутное недовольство жизнью.

В своей работе «Что делать?» В. И. Ленин писал, что в рабочем движении «...«стихийный элемент» представляет из себя, в сущности, не что иное, как зачаточную форму сознательности» Шаг за шагом прослеживает Горький, как Ниловна постепенно начинает осознавать несправедливость окружающей жизни, как она узнает в разговорах сына и его товарищей свои собственные смутные мысли и чувства, «думы и чувства дальней молодости».

Вначале ее испугали слова о ненависти и борьбе и особенно безбожие сына и его товарищей, но мать «уже многое понимала из того, что говорили они о жизни, чувствовала, что они открыли верный источник несчастья всех людей...» Постепенно разрушается и ее религиозность; она начинает понимать связь церкви, попов с царской властью, с угнетателями. После ареста сына и обыска в доме Ниловна видит сон: у священника в церкви исчезает риза, и на лице появляются «седые, строгие усы». «Взять их! - вдруг крикнул священник, останавливаясь посреди церкви...» В этом сне отразились мучившие Ниловну мысли о боге, о церкви. Поняв связь церкви с угнетателями, Ниловна не может сохранить в душе прежнюю веру. «Она встала и, не умываясь, не молясь богу, начала прибирать комнату.... Вспомнив, что еще не молилась, она встала перед образами и, постояв несколько секунд, снова села - в сердце было пусто».

Постепенно Ниловна прозревает, начинает уяснять радость сознательного отношения к жизни, «...лучше мне стало жить, - говорит она Андрею Находке. - Все больше я сама себя вижу...» Мать втягивается в революционную деятельность, начинает помогать сыну, и не потому только, что он ее сын, - она понимает величие борьбы за освобождение народа, которой сын ее отдает все свои силы.

Ниловна становится смелой женщиной, участницей революционной борьбы, спокойно делает она свое опасное дело. «По нескольку раз в месяц, переодетая монахиней, торговкой кружевами и ручным полотном» зажиточной мещанкой или богомолкой-странницей, она разъезжала или расхаживала по губернии с мешком за спиной или с чемоданом в руках. В вагонах и на пароходах, в гостиницах и на постоялых дворах - она везде держалась просто и спокойно, первая вступала в беседы с незнакомыми людьми, безбоязненно привлекая к себе внимание своей ласковой, общительной речью и уверенными манерами бывалого, много видевшего человека».

Когда Ниловна заметила следующего за ней по пятам шпиона, она в последний раз почувствовала, что «ее настойчиво сжимает враждебная сила, давит ей на плечи и грудь, унижает ее, погружая в мертвый страх...

Тогда, одним большим и резким усилием сердца, которое как бы встряхнуло ее всю, она погасила все эти хитрые, маленькие, слабые огоньки, повелительно сказав себе: «Стыдись!., Никто не боится».

Страх, которым обросла вся ее прежняя жизнь, страх, рождавший покорность, был побежден теперь навсегда. К ней пришло мужество- основа борьбы и победы.

А Так на примере жизненной истории Ниловны Горький показал, как простая женщина - мать рабочего - освобождается от старых предрассудков, убеждается в правде социализма и становится в ряды борцов за освобождение народа. От стихийного чувства недовольства жизнью, которое испытывала Ниловна в начале романа, она приходит к сознанию необходимости революционной борьбы и вместе с сыном становится в ряды борцов с самодержавием и капитализмом. В этом был основной смысл романа, почему Горький и на-звал свою книгу «Мать»:

Тема материнства проходит через весь роман, и разрешена она в сравнении с тем, как это было у предшествовавших Горькому писателей, по-новому. До Горького чувство материнской любви рисовалось в литературе только как чувство личной, родственной близости матери к сыну. Горький показал, что чувство родственной близости в Ниловне неизмеримо выросло, углубилось, облагородилось. именно потому, что мать прониклась революционными идеями сына, стала служить той же великой и благородной цели - освобождению народа. Близость матери и сына стала не только личным, кровным, родственным чувством - она получила новый глубокий смысл благодаря единству революционного сознания и революционной воли двух борцов за общее дело: матери и сына. Горький рассказывает, как после суда отцы и матери с новым чувством уважения и гордости смотрят на своих сыновей, которые «смело и бесстрашно» говорят «о возможности другой, хорошей жизни». А Ниловна, которая уже продолжала дело своего сына, «чувствовала... в себе зарождение большой, светлой радости». Именно в этом величие и новизна чувства материнства Ниловны, вот почему она, по определению Долорес Ибаррури, представляет собой «символ всех пролетарских матерей мира, всех матерей революционеров».

Ниловна (Власова Пелагея Ниловна) — главная героиня повести, образ которой символизирует Россию (ср. «мать-Родина»), а также содержит евангельские ассоциации. С Н. в повести связана доминирующая точка зрения — общечеловеческое, «народное» восприятие событий. Соответственно, динамика характера героини призвана показать изменения народной психологии. Материнская любовь к сыну трансформируется у Н. в любовь к людям вообще; христианский смысл любви совмещается с идеей активной политической борьбы. Революционное движение осмысляется Н. как всемирное движение «детей», которому она как мать не может не сочувствовать.

В начале повести героине около 40 лет, но она представлена пожилой женщиной, ибо всю жизнь прожила «в тревожном ожидании побоев». Когда после смерти ее мужа сын Павел намеревается жить, «как отец», Н. уговаривает его не делать этого. Однако перемены в сыне тоже пугают ее. Впервые увидав соратников Павла, Н. не может поверить, что они — «запрещенные люди», поскольку вовсе не кажутся ей страшными. Привыкнув к собраниям, она сама предлагает Павлу взять Андрея Находку к ним в квартиранты, становясь, по существу, матерью и для него. После ареста Андрея и Павла Н. испытывает чувство одиночества, ибо привыкла общаться с молодежью. Через два дня после ареста сына его друзья просят Н. помочь им возобновить распространение листовок на фабрике; поняв, что это может отвести подозрения от Павла, она под видом торговки распространяет среди рабочих запрещенную литературу. Рассказывая об этом вернувшемуся из тюрьмы Находке, Н. признается, что думает лишь о сыне — действует из материнской любви. Однако постепенно, глядя на приходящих к Андрею людей, Н. начинает мысленно соединять все их лица в одно — похожее на лицо Христа, идущего в Эммаус; постепенно у нее возникает «спокойное сознание своей надобности для этой новой жизни». Узнав об убийстве доносчика Горбова и о том, что в нем косвенно замешан Андрей, Н. говорит, что не считает никого виноватым — хотя и сама удивляется собственным словам как противоречащим духу христианства. Во время первомайской демонстрации Н., находясь в толпе, говорит людям: «Это святое дело <...> ведь и Христа не было бы, если бы его ради люди не погибали!»; «Идут в мире дети, кровь наша, идут за правдой... для всех! Для всех вас, для младенцев ваших обрекли себя на крестный путь <...> Не отходите же от них, не отрекайтесь, не оставляйте детей своих на одиноком пути».

После ареста Павла Н. переселяется из фабричной слободы в город. Затем отправляется в деревню для установления связей по распространению газет; встречается с бывшим соседом Рыби-ным, который ведет агитацию среди крестьян, передает ему принесенные книги. Вернувшись в город, начинает затем по нескольку раз в месяц развозить по деревням нелегальную литературу, прокламации и газеты. Н. принимает участие в похоронах умершего революционера и ее земляка Егора Ивановича, которые перерастают в схватку с полицией на кладбище, увозит оттуда раненого юношу, ухаживает за ним. Через некоторое время, вновь отправившись в деревню, она становится свидетельницей ареста Рыбина, поэтому отдает привезенные для него книги случайно встреченному крестьянину, ведет агитацию среди крестьян. Во время свидания с Павлом в тюрьме Н. передает ему записку с планом побега, однако тот в ответной записке отказывается бежать. Тем не менее подпольщики организуют побег для Рыбина и еще одного заключенного, и Н., по ее просьбе, позволено со стороны наблюдать за их побегом. Во время суда над Павлом и его товарищами Н. присутствует в зале, воспринимая происходящее скорее на эмоционально-образном уровне, чем рационально. После суда она доставляет в подпольную типографию текст речи Павла, а затем вызывается отвезти напечатанные экземпляры в деревню. Когда ее предупреждают об опасности, Н. заявляет: «Слово сына повезу, слово крови моей! Ведь это — как своя душа!» На вокзале Н. замечает слежку. Поняв, что арест неизбежен, но не желая «сыновнее слово бросить», она начинает разбрасывать листки с речью Павла в толпе; избиваемая жандармами, Н. обращается к окружающим с горячей речью. Финал повести не вполне ясен; возможно, героиня погибает.

Духовное обновление народа - тема, особенно волновавшая Горького. Его роман М. Горького "Мать" стал одним из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На его страницах перед нами предстает русское революционное движение - движение народных масс, героических в своем порыве. Роман "Мать" сыграл огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначил новую веху в развитии русской и мировой культуры. Не случайно "Мать" Горького стала настольной книгой для многих русских революционеров того времени.

Центральный персонаж повествования - мать Павла Власова Пелагея Ниловна. Произведение построено таким образом, что Ниловна является участником или свидетелем всех описанных событий. Если роман "Мать" - это произведение о мучительном процессе изживания в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца, то Ниловна в этом отношении - наиболее яркий и убедительный пример.

Жизненный путь Ниловны сложен и противоречив. Женщине, проведшей большую часть жизни в покорности и страхе, не так просто было освободиться от старого. Пелагея Ниловна испытала всю горечь тяжелой участи жены рабочего человека. Она угнетена бедностью, пьяным и грубым мужем, религиозностью, осознанием, что "все так живут".

На первых страницах романа мы видим робкую, покорную, забитую подневольной жизнью, боящуюся людей женщину. Она учит сына спасаться от людей, ибо они "ненавидят друг друга". В этом Ниловна глубоко убеждена. Узнав, что сын читает запрещенные книги, она сначала испугалась, но потом сердцем почувствовала, а затем разумом поняла правоту сына и его товарищей. Героиня Горького неожиданно попадает в иную среду, в среду людей веры и самопожертвования, в среду преданности делу будущего. Наблюдая за товарищами Павла, Ниловна поняла, что революционеры - лучшие люди на земле, и она полюбила их как родных. Сначала она потрясена их неверием в бога, ощущением своей несознательности, недостаточным пониманием событий, но все это она преодолевает силой своей материнской любви. Ниловна охотно начинает выполнять поручения сына, постепенно втягивается в революционную работу. После ареста Павла Ниловна носит на фабрику листовки, чтобы не остановилось дело, начатое сыном.

Постепенно из темного, забитого, безмолвного существа она превратилась в человека, знающего правду и уверенно несущего ее людям. Уверенность в том, что она может помочь в революционной борьбе, распрямляет душу Ниловны. Беден был круг ее интересов и привязанностей. Ее интересы, поведение ранее были ограничены бытовыми заботами. Ее любовь к единственному сыну переросла в огромное материнское чувство ко всем борцам за освобождение народа. Таким образом, смысл заглавия "Мать" расширился, приобретя значение символа.

Постепенно сознание того, что она своими действиями приносит существенную пользу революционной борьбе, наполняет сердце женщины гордостью, является основой возникшего у нее чувства самоуважения. Не только Ниловна гордится своим сыном, но и Павел гордится своей матерью, которая стала ему по духу родной. Эта духовная общность укрепляет и наполняет глубоким содержанием любовь матери и сына.

И хотя процесс духовного обогащения был сложным и трудным, но Ниловна преодолела трудности. В ее первом агитационном выступлении на первомайской демонстрации представление о социальной борьбе еще соседствует с религиозным. Постепенно ее кругозор расширяется. В селе Никольском Ниловна искусно ведет пропагандистскую работу с крестьянами. После суда над Павлом мать не поддалась горю, она продолжила дело сына. Арестованная на вокзале, избиваемая жандармами, Ниловна напрягает последние силы, чтобы бросить в народ листовки с речью Павла. Из ее груди вырывается пламенный призыв: "Собирай, народ, силы свои во единую силу".

Пелагея Ниловна Она проникается большой любовью к миру, к людям, к народу. Писатель показывает возрождение Ниловны к борьбе за свободу, рисуя тип человека из народных глубин: "Казалось, тысячи жизней говорят ее устами".

Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, а авторская позиция дана в восприятии событий Ниловной.

Велика заслуга Горького, создавшего в романе "Мать" образ простой русской женщины из народа, вступающей в мир революционной освободительной борьбы, духовно возродившейся из угнетенного состояния. Образ Ниловны воспринимается как олицетворение огромных перемен в сознании людей, вступивших на путь революционной борьбы.