Психотерапевт Иван Фенин предупреждает : излишнее стремление к чистоте может быть признаком скрытого невроза и даже психоза, поэтому не стоит требовать от себя и близких предельной аккуратности, это может привести к плохим последствиям.

Ситуация первая.

Порядок - прежде всего!

В старшем поколении немало женщин, которые имеют очень строгие и твердые правила относительно того, как и когда нужно убираться в доме, как раскладывать вещи в шкафу, как часто менять белье и прочее. Они обычно выполняют эти требования сами, но иногда призывают близких следовать начерченному им «генеральному плану» и считают тех, кто не озабочен чистотой, «пропащими» людьми.

Что делать

Помнить, что всякая чистота относительна - может случиться не только протечка от соседей, но и землетрясение, снос дома или пожар. Тогда все усилия по наведению порядка будут казаться смешными. Попробуйте взглянуть на них с этой точки зрения, поблагодарите Бога, что в вашей жизни нет ничего подобного, и проводите уборку ровно настолько, насколько хватает сил и времени без ущерба для остальных интересов.

Семейным женщинам, за редким исключением, полезно осознать, что мужчины, увы, совершенно не ценят в массе своей ни чистоты, ни порядка в доме. Он им мешает, усложняет жизнь, в то время как от дома они ждут покоя и вольготности.

Ситуация вторая.

Вокруг кишит инфекция, нужно как можно чаще мыть руки

Есть люди, у которых повышено ощущение опасности, тревоги по отношению к своему организму. Это не эгоизм, а структура личности. В детстве такие мальчики, а чаще девочки, жалеют вырванный зуб, очень любят мыться и, в отличие от своих сверстников, аккуратно раскладывают игрушки по коробкам.

При определенных условиях у них может возникнуть «психоз чистых рук». В ситуации тревоги они начинают мыть руки, сначала после улицы, после посещения чужого дома, который им не понравится. А потом и дома, да так, что со временем стирают себе кожу на ладонях до крови.

Что делать

1. Психоз мытья рук требует лечения по специальным психотерапевтическим методикам. Но, если вы замечаете его у себя в легкой форме, можно попробовать один из алгоритмов, предложенных американскими психотерапевтами.

● Не мойте пол вашей ванной комнаты в течение недели. После этого протрите его за три минуты обыкновенной шваброй. Используйте эту же швабру и для других работ, предварительно не очищая ее.

● Купите пушистый мохеровый свитер и носите его неделю. Снимая свитер на ночь, не убирайте с него катышки шерсти.

● Вы, ваш муж и дети не должны снимать обувь, входя с улицы. Не убирайте в доме в течение недели.

● Бросьте простыни и одеяла на пол, а затем постелите их на кровати. Неделю не меняйте это постельное белье.

2. Другие способы справиться с опасным пристрастием к чистоте предлагается проводить вместе с психотерапевтом.

Больных несколько раз вводят в контакт с объектами или ситуациями, вызывающими тревогу, навязчивые страхи или навязчивые действия. При этом им «разрешают» сопротивляться желанию произвести действия, которые, как кажется этим людям, они обязаны совершить. Терапевты зачастую подают им пример. Находясь под наблюдением больных, врачи взаимодействуют с объектами без навязчивых действий и затем воодушевляют пациентов сделать то же самое.

Ситуация третья.

Секс связан с грязью, нужно избегать его и стыдиться

В большей степени этот синдром связан с женской психологией, ведь женщины чаще ощущают себя объектом насилия, использования, реже могут выразить свои желания и чувства в этой области. Она резко неприязненно относится к другим женщинам, у которых все благополучно в интимной жизни, особенно к молодым.

Иногда такие комплексы приводят к развитию дерматита, аллергии, символизирующих отторжение себя от окружающих, непереносимости ситуации, о которой «кричит» организм, но не хочет знать разум. Возможно возникновение патологии со стороны желудочно-кишечного тракта.

Что делать

1. Подобные отклонения требуют серьезного психотерапевтического вмешательства, разумеется, если сама женщина страдает от них, осознает это и готова пройти курс лечения. Часто проблема лежит в каких-то комплексах, связанных с детством, во взаимоотношениях с отцом и матерью, которые требуют серьезного анализа.

2. Специалисты считают наиболее успешной в таких случаях так называемую процессуально-ориентированную психотерапию, когда пациент движется в своем, только им переживаемом направлении, а психотерапевт, чувствуя траекторию движения, помогает ему использовать собственный внутренний ресурс, сосредотачивая внимание пациента на «ключевых» словах, позах, жестах, ощущениях. При этом ключевым положением является вера в исцеление путем спонтанного, живого процесса, который происходит в пациенте. Эту терапию можно сравнить с путешествием, итог которого неизвестен заранее.

Начался новый год и начались новые дежурства. И начать мы решили с самого успешного блога 2017 года, новой звезды ЖЖ и лауреата премии Neforum Awards - Софьи Багдасаровой shakko_kitsune .


Софья - победитель в номинации «Лучший лонгрид»

Софья - из тех людей, что меняют собой ландшафт. Кто бы мог сказать, что искусство станет главной из главных тем ЖЖ в 2017 году?! Мы даже специально придумали категорию на главной странице ЖЖ - Арт . В этой категории и будет дежурить shakko_kitsune , ну а мы с вами будем этим наслаждаться.


Традиционно перед началом дежурства мы попросили Софью немного рассказать о себе и задали ей несколько вопросов:

Софья Багдасарова, shakko_kitsune - журналист, искусствовед. Более десяти лет пишу в различные российские издания про культуру, историю и изобразительное искусство. Страдаю ультрафиолетовым чувством юмора, которое накладывает явный отпечаток на то, что я пишу у себя в блоге про искусство, особенно в рубрике «омерзительное искусствоведение».

Любимая книга про искусство - «Имя розы», потому что она добрая. Любимая музыка - AC/DC.
Любимая строчка в меню - там, где про темное пиво.
И пожалуйста, не судите об искусствоведах по последней книге Пелевина!

Нас очень восхищает ваша продуктивность! Вы публикуете посты каждый день! Иногда по несколько постов. Как вы организуете свою блогерскую деятельность? Как долго готовите посты?

Обычно я готовлю материалы в выходные на неделю вперед, но иногда накатывает вдохновение и сильные эмоции (например, гнев) при виде какого-нибудь современного «шедевра» искусства, и тогда я пишу экспромтом, иногда засиживаясь в рабочий день за полночь.

Кстати, именно такие, полные чувств тексты и оказываются особенно интересны людям...

Если честно, моя продуктивность - не так уж и велика, как кажется, ведь я выкладываю в блог и уже готовые тексты - свои старые журналистские статьи, либо ссылки на те, которые я пишу по работе.

Как ходят в музеи искусствоведы? Ваш поход в музей чем-то отличается от того, как ходят в музеи простые смертные? Можете дать какой-то совет читателям: как качественно проводить время в музее?

Разумеется, профессиональная деформация очень сильно влияет на способ восприятия. Из забавного: испытываю глубокий душевный дискомфорт, если ради посещения надо отстоять очередь и купить билет за деньги, ведь я привыкла ходить на вернисажи по приглашениям за день до официального открытия выставок. А общие советы о качественном посещении - просты: удобная обувь, шоколадка или орехи про запас (чтобы подкрепиться, когда устанешь). Ой, и путеводитель хороший, разумеется, чуть не забыла.

- Вы путешествуете специально, чтобы посмотреть какую-то выставку или музей?

Ради отдельных выставок не приходилось путешествовать, только больших фестивалей. А большое количество хороших музеев, безусловно, влияет на мой выбор европейской страны для отдыха. Но особенное удовольствие -найти любопытный, пускай и маленький музей, в каком-нибудь курортном месте с пляжами, и отыскать там что-нибудь необыкновенное.

- Есть у вас любимый музей?

Мне всегда нравится приходить в Главное здание Пушкинского музея, там отдыхаешь душой.

Это ощущение из детства - поэтому я и считаю, что маленьких детей надо водить в музеи, хоть они ничего не понимают пока. Зато они проникаются атмосферой, и в голове у них закрепляются положительные ассоциации, про то, как хорошо когда-то проводил тут время с родителями.

А из частных музеев мне сейчас полюбился московский Музей русского импрессионизма, там все очень дружелюбные и здорово все организовано.

Сейчас в тренде споры про СССР: были помидоры - не было помидор, «Приключения Петрова и Васечкина» - хороший фильм или плохой. А советское искусство, оно какое? Каким оно было бы, не будь железного занавеса, ограничений свободы слова, репрессий? Было бы оно другим?

В 1932 году ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которым, в частности, разогнал все существовавшие художественные группировки.

Таким образом был положен официальный капут советскому авангарду - и мы сразу утратили передовое место в мировом искусстве.

Все нефигуративное, абстрактное - ушло в подполье на долгие десятилетия. А зрителя никто не учил его воспринимать. Поэтому и сейчас мы имеем в России такое «отсталое» отношение к искусству, давно ставшему на Западе классикой.

Давайте про современное искусство, вот эти инсталляции мультимедийные, например, вот это всё - оно будет кому-то интересно через сто лет?

Опыт показывает, что инсталляции столетней давности сейчас дико интересны. Правда, некоторые из них - не художественной ценностью, а исторической, социальной. Посмотрите на «летатлин» - модель летательного аппарата 1920-х годов, который многие десятилетия пылился в Центральном музее ВВС, как вполне себе технический предмет истории. И только что его передали в Третьяковку как уникальный предмет искусства авангарда. Наверняка и через сто лет то, что делается сегодня, будет любопытно - только нам не угадать, с какого ракурса.

Может ли искусствовед определить, что из современного искусства - мода, а что станет вечной ценностью? Есть ли вообще у наших современников шанс на вечность?

У искусствоведов есть разные специализации, как например, у филологов - кто-то занимается итальянским ренессансом, кто-то русской иконописью, кто-то контемпорари-артом. И разные искусствоведы могут судить о современном искусстве с различной степенью компетенции.

Но чтобы угадать, что именно станет "вечной ценностью" надо еще и иметь особенное чутье. А также репутацию, чтобы твой выбор, собственно, и повлиял на рост репутации обсуждаемого экспоната.

Редакция ЖЖ с нетерпением ждет начала дежурства Софьи и желает ей удачи!

Интернет пестрит блогами самых разных форматов на самые разные темы: красота, мода, игры, кино, книги, развлечения... Но даже сегодня, когда вокруг столько интересных ниш, нельзя забывать об искусстве. В Живом Журнале вы найдете немало познавательных блогов об искусстве, тем более, что мы уже подобрали для вас несколько прекрасных проектов.

1. Татьяна Андрющенко

Популярный блог Татьяны рассматривает культуру в целом. Автор делится не столько собственными предпочтениями, сколько предлагает своим читателям познакомиться с различными художественными направлениями и самим сделать свой выбор: что нравится, а что нет. Сама Татьяна о своем блоге пишет так: «Здесь можно найти и сюрр, и арт, и салон, моду и ретро, и... эротику». Местами провокационный, заглядывающий в потаенные уголки современной массовой культуры, но от этого еще более интересный для изучения. Рекомендуем!

2. Софья Багдасарова

Звучный ник Shakko Kitsune (в японском фольклоре — красная лиса-оборотень) принадлежит историку искусства Софье Багдасаровой. Основные сферы ее профессионального интереса — живопись и история российской культуры. Им Софья посвятила и продолжает посвящать немало статей, публикуемых на Портале культурного наследия и традиций России «Культура.РФ», ссылки на которые можно найти в верхнем посте блога. А совсем недавно у Софьи вышла еще и электронная иллюстрированная книга «Загадки о русских царицах, императрицах, регентшах и великих княгинях московских».

Если среди вас найдутся читатели, который думают, что искусство — это скучно, то советуем заглянуть в посты Софьи по тегу

В своем блоге Анна открывает многообразный мир живописи и знакомит с выдающимися работами мастеров. Особое внимание она уделяет большому пласту нашей истории — изобразительному искусству советского периода. Обращаясь к зарисовкам такой знакомой и понятной многим обыденной жизни того времени, Анна смогла системно осмыслить и задокументировать ее. Первомай, полеты в космос, пионеры, труженики и первооткрыватели — на картинах подборок все наполнено теплым светом и дышит верой в будущее.

4. Валентина Феофилактова

Блог Учителя — искусствоведа и педагога с 40-летним стажем затрагивает широкий круг тем: от средневековья XII в., романского искусства, искусства Византии, Италии, Ренессанса до архитектуры, скульптуры, мозаики, истории орнамента и стилей в искусстве.

Принцип Валентины можно сформулировать как «меньше субъективизма, больше общих принципов и закономерностей». Поэтому здесь вы не найдете больших комментариев, зато увидите много прекрасного ее глазами. Подмечено, фотографии из путешествий автора работают лучше любого урока искусствоведения!

В блоге Надежды каждый неравнодушный к искусству непременно найдет для себя что-то свое, будь то простые подборки под настроение или тематические посты. Мы же оценили и рекомендуем по более, чем 350 художникам. Бьемся об заклад, что имена многих вы ранее не слышали, а, значит, самых пытливых впереди ожидает не один час погружения в чудесный мир изобразительного искусства.

Подготовлено LiveJournal Russia специально для Hello, blogger.

Софья Багдасарова – искусствовед, журналист и популярный блоггер. В этом году ее блог об искусстве получил премию как лучший лонгрид LiveJournal. На сегодня Софья занимает шестое место в рейтинге пользователей ЖЖ. В интервью «Культуромании» она делится размышлениями о феномене популярности своего блога, о том, как писать об искусстве интересно и о культурной журналистике в России сегодня.


- Поздравляем Вас с получением премии. Расскажите, пожалуйста, как появился Ваш блог и как он набрал такую популярность?

Действительно, мой блог получил премию NeForum Award-2017, где одной из номинаций было «Лучший лонгрид LiveJournal». Именно в ней мой «Блог шкодливого историка искусства» (shakko-kitsune.lj.ru) занял первое место. Честно говоря, я сама удивляюсь, какую популярность он приобрел: количество его просмотров - около 40-50 тыс. в день (это примерно пятое-шестое место в общем топе ЖЖ). Наверно, секрет успеха в том, что я в первую очередь, конечно, не «блогер», а профессиональный журналист, с искусствоведческим образованием. Пишу об искусстве в различные издания более десяти лет. И мой блог существовал все это время параллельно с основной работой, но заметную популярность стал набирать именно в 2017 году. Раньше я больше использовала его как вспомогательную площадку: выкладывала заметки и свои старые статьи, вела на этой платформе, так сказать, профессиональный архив. При подготовке материалов часто попадаются забавные факты и картинки, которые я тоже складывала в свой блог. Через некоторое время эти интересные мелочи и детали стали привлекать все больше и больше внимания. Читателям понравилось личное отношение к искусству, эмоциональность. Дело в том, что когда журналист пишет статьи для определенного издания, то он сдерживается форматом, стилистикой, внутренней цензурой - будь то рассказ об открытии выставки или о художнике. А в личном блоге есть пространство для высказывания, для индивидуального и, конечно, для юмора.

- То есть, секрет именно в подаче материала?

Не только. Я пишу о тех темах в искусстве, о которых редко рассказывают в серьезных изданиях. Впрочем, на Западе они давно попали в научную сферу (например, можно вспомнить «Историю уродства» Умберто Эко), у нас с этим пока бедно. А людей-то интересует все необычное! Таким образом, у меня возникла рубрика «Омерзительное искусствоведение» (названная в честь ленты Тарантино «Омерзительная восьмерка»). В ней я стала публиковать всякие шокирующие вещи, ужасающие произведения искусства - причем не современные, а исключительно классику. Первый крупный поток читателей, мне кажется, привлекли именно эти сюжеты, а затем они стали читать и другие, более «спокойные» записи.

- Получается, что людей притягивает, в первую очередь, что-то запретное?

Я бы назвала эти темы, скорее, «маргинальными». Они всегда существовали, возьмем те же античные мифы. Но в основном при изучении истории искусства люди ориентируются на привычную, традиционную программу. И оттого большинство зрителей считают, что классика – это скучно и уныло. Но если показать искусство с другой, более чувственной и человечной стороны, люди начинают интересоваться. Дело не только в «темной стороне», которая присутствует в каждом человеке. Просто неожиданная точка зрения, взгляд на картины с юмором - это способ ликвидировать усталость от надоедливого «надо просвещаться!». Таким образом, меняя формат, я показываю то же самое искусство, но делаю это нескучно, с помощью популярного языка. Именно это смещает ракурс с привычного на захватывающее. По той же причине оказались востребованными мои художественные загадки: я зашифровываю названия картин или фамилии художников, и читатели с удовольствием их разгадывают. Такие материалы набирают по триста-пятьсот комментариев. Так они узнают произведения, о которых никогда не слышали. Игра доставляет удовольствие и приносит пользу.

- Какие темы блога оказались наиболее популярны? И как они появились?

Когда я поняла, что у меня образовалась довольно большая постоянная аудитория, которая не прочь узнать про более серьезные вещи, то придумала рубрику «Вопросы про искусство». Читатели, не являющиеся профессионалами от искусства, присылают для нее вопросы, и чем они проще и неожиданнее, тем интереснее на них отвечать. Сама постановка вопроса позволяет отвечать необычно. Именно так появился пост-ответ «Почему Шилов – плохой художник, а Брюллов – хороший, они же похожи?» На сегодня это самый популярный мой текст, около 400 тыс. просмотров. По сравнению с рекордами You Tube, конечно – мелочь, но для материалов про живопись это очень здорово. Или вот «Расскажите, что такое "современное искусство"? Только в двух словах, пожалуйста» и «Почему Репин дешевле Малевича и Кандинского?». На это, по идее, невозможно ответить серьезно, но в итоге вскрываются какие-то основополагающие принципы. Вдобавок, я вкладываю в ответы собственные чувства – слава богу, формат блога именно для этого предназначен. И поскольку я человек эмоциональный, то это личное отношение читателей и цепляет.

- А если тема будет серьезной? Нет ли здесь снижения планки, ведь искусствоведение – наука серьезная?

Такой риск присутствует всегда. Поэтому я сознательно не касаюсь вещей, опрощение которых могло бы унизить меня или оскорбить кого-то еще. Например, я обычно не пишу о христианском искусстве, поскольку снижение стилистики в рассказе о нем может порой звучать вульгарно и даже святотатственно. Но почти о каждом шедевре можно рассказать так, чтобы он запомнился. Моя позиция такова: мир сегодня настолько утопает в самой разной информации на всевозможные темы, что возможность рассказать именно об искусстве, а не о светской жизни или политике, надо ловить. И ценить.

- Откуда вы берете те самые интересные факты? Ведь они не водят в «комплект» академического образования.

В основном я пользуюсь англоязычными книгами и статьями, делаю выписки запоминающихся деталей, фамилий художников, про которых надо копнуть поглубже. И пользуюсь этими рабочими заметками, когда нужно писать новый пост. Это хорошая привычка – не выбрасывать золото в отвалы, а складывать все в копилочку, чтобы потом использовать.

- В последнее время научно-популярные блоги и порталы по искусству стали очень востребованными...

Да, это правда. Пожалуй, это продолжение тех же процессов, зримым симптомом которых стала знаменитая уже «Очередь на Серова». Но хотя говорят, что это связано с кризисом и обеднением, я бы не стала бы связывать этот феномен именно с этими факторами. На мой взгляд, дело в том, что вариантов развлечений стало так много, более простые потребности уже удовлетворены, поэтому «элитные» способы времяпрепровождения стали доступны и, главное, интересны большему количеству людей. Сегодня ты можешь позволить себе скачать любой фильм или книгу. Значит, ты можешь позволить себе и определенный рост в самообразовании, нечто, что тебя улучшит. Ведь благодаря заложенной образованием традиции мы привыкли, что учение и культура – это хорошо. И когда музеи стали более комфортными и открытыми, то зрители откликнулись, особенно в крупных городах.

- Ваши читатели действительно меняются благодаря информации, полученной в блоге?

Мне бы хотелось так думать, тем более, что я регулярно получаю благодарности за это в комментариях. И мне уже почти удалось убедить основной массив читателей, что авангард – это хорошо! Следующая цель – объяснить контемпорари-арт, но вот боюсь браться. В некотором смысле мои записи, благодаря регулярности, превратились в онлайн курс по искусству. Но идет тяжеловато, когда доходит до начала ХХ века. Если на Западе детям с ранних лет объясняют, что экспрессионизм и абстракционизм – это такие же важные творческие направления, как и предшествующие, то наше образование все еще «реалистоцентрично». Это не только наследие учебной программы, но и это черты национального характера: мы довольно замкнуты и консервативны, нам приятнее и спокойнее иметь дело с понятными вещами. Поэтому я уже устала отвечать на стандартные реплики типа «Мой ребенок нарисует лучше Малевича». Но искусство не может быть плохим, просто нужно лучше и больше про него узнать.

Какие процессы в культурной журналистике в России можно было бы назвать обнадеживающими? Если обратить внимание на комментарии читателей СМИ, то мы видим, что перформансы и совриск вызывают гораздо большую читательскую активность, чем вернисажи.

Правда, что люди активнее реагируют на газетные статьи про современных художников, чем о выставках старых мастеров. Но это, как правило, просто возмущение, а не «рецензии на произведение искусства». Людей задевают эти поступки, художественные акты, затрагивающие именно окружающую повседневность, поэтому про скандальный, эпатажный акционизм и говорят больше всего (ну, он так и задуман). При этом если интерес к новостям о культуре (судя по бюджетам, выделяемым редакциям), снижается, то к развлекательному формату, напротив, внимание растет. Получение информации в форме игры, видео, инфографики интригует современного читателя. Тот же процесс мы наблюдаем в музеях, которые предлагают развлекательные мероприятия, интерактивные программы, мультимедиа – и количество посетителей увеличивается. Журналистам приходится писать все увлекательней и увлекательней – то, что в других темах называется «добавлять желтизны». Формат научной статьи стал почти совсем неинтересен широкой аудитории, и если мы не хотим запереться в башне из слоновой кости, чтобы взирать оттуда свысока, то надо искать новые форматы. И хотя серьезные ученые осуждают популяризаторов науки – в этом есть какое-то скопидомство. Ведь знание – это сокровище, причем когда ты им делишься, ты сам не беднеешь, а, наоборот, богатеешь.

Екатерина Ким Фото: Дмитрий Рожков / Wikipedia

Подпишитесь на наш телеграм-канал, чтобы всегда быть в самом центре культурной жизни.

Если у вас установлен Telegram просто кликните на ссылку - t.me/kulturomania

Это анонсы концертов и выставок, рецензии, интересные интервью и новости!