«Бесконечная земля» — это первый роман в одноименной трилогии, которая пока что не завершена, но пишется споро; вторую часть уже перевели фанаты, третью же вот-вот издадут на английском. Плод творческого союза мастера фэнтезийной сатиры и фантаста-хардкорщика предсказуемо представляет собой зрелище не слишком научное и не слишком смешное, где тролли соседствуют с изысками кибернетики и квантовой механики - причем и ценители первых, и знатоки второго обречены на недовольное цоканье языками.

Впрочем, столь милую жанру идею множественности миров, обычно изображаемых столь же чуждыми обычному человеку, как и какие-нибудь далекие планеты, авторы разрабатывают оригинально и изящно. Современный чудак-ученый изобретает прибор, позволяющий людям переходить из нашей реальности в альтернативные версии Земли, основная прелесть которых заключается в их совершенном безлюдье. Идти по шкале вероятностей можно на запад или на восток, фактически до бесконечности созерцая копии девственных лесов, нетронутых прерий и незагаженных рек - то же небо над головой, те же ландшафты, но зато без человекообразных приматов с их правительствами, войнами, преступностью и прочими радостями перенаселенной планеты; разве что климат может немного варьироваться, и фауна, не испытавшая радостей ледникового периода, будет поагрессивнее. Схему прибора его изобретатель выкладывает в интернет. Пока власти спорят, считать ли эти параллельные миры подконтрольными их юрисдикции, и пытаются выкачивать из них ресурсы, шустрые колонисты дружными группами улепетывают подальше от базовой Земли, чтобы никогда на неё не возвращаться.

Не разобравшись, на каком поле играть предпочтительнее, авторы играют где-то между, пожертвовав основательностью ради легкости слога, но временами ударяясь-таки в наукообразные пассажи; социальным остротам среди этих пассажей неуютно, а комические детали (скажем, обязательный элемент для устройства перемещения - это картофелина в качестве батарейки) сами «съедают» нудные размышления о том, как множественность миров влияет на экономику матушки-Земли. Среди скудности слога и обилия простеньких вставных новелл роман набирает ход очень медленно - но все-таки набирает, вопреки тому, что с сюжетной точки зрения в нём вообще ничего не происходит. Есть главный герой-уникум, который способен шагать между мирами безо всяких гаджетов; он в компании человекоподобного суперкомпьютера на огромном дирижабле отправляется на поиски предела миров. Экспозиционный повествовательный конвейер выдает одну живописную картину за другой, словно читатель тоже сидит в этом самом дирижабле около иллюминатора или же читает сценарий к очередному анимационному фильму Хаяо Миядзаки.

Большой вопрос, много ли здесь от Пратчетта (или его «негров») - за вычетом нескольких сюжетных шуточек, вроде того, что компьютер доказал суду свою разумность, сославшись на то, что в прошлой жизни был тибетцем, но сейчас реинкарнировал в ЭВМ. Стилистика Бакстера (сделавшего себе имя на продолжении уэллсовской «Машины времени», и с тех пор пишущего в такой же, как и оригинал, манере) доминирует во всём - то бишь, созерцательная, рефлекторная, без острых героев и острых ситуаций, но подразумевающая невысказанную тайну мироздания под каждым кустом. Игривые обращения к Роберту Шекли, Роберту Хайнлайну, Артуру Кларку и даже Жюлю Верну (авторы охотно цитируют коллег, и угадывать эти цитаты весьма увлекательно) выдают претензии романа на достойное место среди собратьев. Однако «Бесконечная Земля» - продукт все-таки чересчур ленивый, чтобы подняться так высоко, и чересчур легкий, чтобы заслуживать дубовой полки.

Параллельные вселенные -- одна из самых популярных тем в фантастике. Уж сколько об этом написано, ничего нового не придумаешь. Тем удивительнее, что изъяв из параллельных миров собственно людей, Бакстер с Пратчеттом вернули идее новизну. Казалось бы, что может быть скучнее? Земля за Землей без цивилизаций, без двойников, стимпанка и альтернативных историй. Но изюминка здесь не в том, что эти миры «параллельны» нам, а в том, что перемещаться между ними может буквально каждый. Какие возможности! И какие потери! Мощнейший удар по всем мировым экономикам. По культуре. Даже по системе ценностей. Мир буквально переворачивается с ног на голову.

Но исследованию глобальных последствий авторы решают посвятить не так много времени. Большая часть книги – это история двух человек. Исследователей, отправившихся искать конец этой самой Длинной Земли. История, между тем, захватывающая и написана в обожаемом мной жанре квеста в неизвестное. Человек и робот несутся в огромном дирижабле сквозь вселенные в поисках ответов. Встречают странные миры, делают удивительные открытия. Историю то и дело прерывают небольшие интерлюдии о том, что тем временем происходит с человечеством. Странно, что авторам так и не удалось найти правильного баланса между двумя повествованиями. В итоге о глобальных вещах мы узнаем слишком мало, крохи информации хаотично рассыпаны по всей книге и воспринимаются скорее как раздражающие препятствия на пути основного сюжета.

Ну и концовка. Она, увы и ах, большое разочарование. Атмосфера загадки, которую Бакстер с Пратчеттом мастерски нагнетали полкниги, улетучивается вмиг, когда мы получаем ошеломляющий в своей неоригинальности ответ. Я понимаю, что сюжет вовсе не обязан держаться на остроумных твистах и современная фантастика на 70% состоит из заимствований. Ничего плохого в этом нет. Но здесь это уже даже не заимствование. Это просто кусок другого романа. Очень известного фантастического романа. Им наспех залеплена огромная дыра в сюжете. Два фантаста с именами мировой известности не смогли найти решения оригинальнее? Остается только развести руками.

Но несмотря на то, что про концовку хочется забыть, роман доставил море удовольствия. И даже продолжение, которое, кстати, выходит уже этим летом, куплю. Недостатки недостатками, но Пратчетт с Бакстером придумали удивительный новый мир. Или точнее будет сказать мультимир?

Оценка: 7

Моя версия – слава Адамсовского «Путеводителя по галактике…» не давала спокойно спать Бакстеру, и он каким-то образом захомутал в аналогичный проект Пратчетта. Чтоб не скучно было. Версия не вызывает эмоций? Ну, почти так же их не вызывает и «Бесконечная земля». Буколические, за редким исключением, миры; непонятно откуда взявшаяся у англичан ностальгия по «дрангу» на Дикий Запад; похоже, творчески переработанный впечатления от кризиса 2008-2009. Квинтэссенция – стилистически незаконченная сцена бокса ГГ с аватарой ИИ, в ходе которой цитируется Вордсворт. Возможно, в этом есть, какой-то внутренний, недоступный мне (а судя по оценкам и большинству коллег-лаборантов) драйв.

Умилила, думаю невольная, параллель с Массачусетской машиной АБС.

Из немногочисленных явных плюсов – фоновое сходство с «Благими знамениями». Как ни крути, Пратчетт есть Пратчетт.

Оценка: 6

Однажды в сети Интернет появилась схема некого переходника с картошкой в качестве источника энергии. Навроде детской игрушки «собери-сам». И дети собрали. Случился День Перехода.

Всему человечеству открылось: на восток и на запад от Земли-Ноль (или Базовой) расположены такие же планеты Земля. Но не испорченные цивилизацией. Что сподвигло пятую часть народонаселения перейти на другие Земли.

Есть такие, как Джошуа. Ему для перехода не нужен переходник. Он - Путник. Существуют те, кому нужно данное устройство и им переходы даются нелегко - от мигреней до рвоты. А есть фобики - те, кому переход доступен разве что на чьих-то закорках.

Рушатся экономики, рушатся семьи. Религиозные и около-религиозные объединения кликушат «о конце Света».

С востока на запад переходят Люди в поисках «лучшей жизни».

С запада на восток переходят иные гоминиды.

От чего они бегут?

Где конец Бесконечной Земле?

Это прекрасный пример гуманной фантастики, где авторы, явно рассчитывая на долгошарманный сериал, стараются не столько подать фантастики, сколько поднять темы социума - бесполезность войны, равенство разумных существ (люди, тролли, эльфы и даже Лобсанг, чей разум может ужиться и внутри автомата по продаже напитков, и в огромном дирижабле), принципы устаканивания и стабильности малых сообществ.

И хоть все ругают книгу за слабую концовку - мне-то сразу было ясно - эта часть лишь зачин. Основное действо - еще впереди.

Оценка: 8

Итак, свершилось. Высшее существо или сама Вселенная, наконец, вняли бесконечным молитвам верующих и такому же бесконечному нытью неверующих на недостаток пространства/сидим друг у друга на головах/, ресурсов/скоро все закончится/, гибель природы/все кругом изгадили/, падение нравственности/какая нравственность в таких-то условиях/ и отсутствие достойной цели/нет простора для измученной души/. Вняли и открыли для человечества давно приберегаемое на крайний случай/когда достанут жалобами конкретно/ средство. И средство это -Долгая Земля. Бесконечное число девственных, не тронутых ни человеческой рукой, ни человеческой мыслью, со всеми бережно сохраненными ресурсами и природой, со всеми чудесами, уничтоженными цивилизацией, Земель. Селись, пользуйся, начинай с самого начала. Хоть бесконечно исследуй, хоть основывай новую цивилизацию, хоть хорони себя в пещере в поисках одиночества и тишины.

Какой простор для фантазии, какие возможности для приключения, для юмора, пародии или сатиры какое разнообразие социальных и философских идей открывает Долгая Земля! И что же? Да, ничего.

Этот роман - как яйцо, из которого потенциально могли вылупиться кто или что угодно. Это мог быть гордый орел, который рассказал бы нам историю о человечестве, вырвавшемся из плена алчности и погони за призрачными ценностями, вновь обретшем цель, гордость и самоуважение. О таком человечестве, которое решило заново начать строить свою жизнь, с чистого листа.

Это могла быть мудрая сова, которая бы поведала о новых идеях и философских течениях, духовном возрождении и поисках высокой цели среди девственной природы и многообразия мира.

Это мог быть альбатрос, вместе с которым мы отправились бы в жюльверновское путешествие, изучать чудеса новых миров, пути эволюции, тайны мироздания, попутно узнавая о современных теориях развития Вселенной.

Да, пусть бы это была бы обыкновенная курица- домоседка, не помышляющая об открытиях или путешествиях. Даже она могла бы поведать нам об обретении счастья и душевного покоя в маленьком домике вдали от цивилизации, где все надо делать своими руками и надеяться только на себя и своих близких.

Ладно, не надо птиц. Из этого яйца можно было бы сделать приличное блюдо, способное насытить даже самого голодного читателя. Изысканный омлет из приключений, философии, тайн с приправами из юмора. Даже банальная яичница меня вполне бы устроила.

Но яйцо осталось до самого конца яйцом. Из скорлупы из бесконечных Долгих Земель так и не проклюнулось ничего значимого: ни запоминающихся ярких героев, ни приключения, ни грустной иронии, ни мрачного пророчества. Все заявленные в начале или по ходу действия идеи и сюжетные находки так и остались не реализованы.

Чего же мне лично больше всего не хватило? Умной, тонкой и горькой иронии Мастера, рассказывающего фантастические по форме. но такие реалистичные по содержанию, истории. Даже такая замечательная задумка - искусственный интеллект Лобсанг -мудрец, считающий себя бабочкой/или виртуальная бабочка, считающая себя мудрецом/ осталась без последствий - что-то непонятное, запертое в разнообразных емкостях. А жаль, так жаль этого не вылупившегося, не выросшего и не взлетевшего птенчика.

Оценка: 6

История о том, как в один прекрасный день открылась бесконечная дорога в другие миры с нашей матушки-Земли. Другие миры - близнецы Земли, где в какой-то момент развития планеты или просто на каком-то этапе эволюции «что-то пошло не так».

И главный герой отправился в бесконечное путешествие по этим бесконечным землям, чтобы... чтобы найти конец бесконечной земли.

Зачем ему это было надо - в книге обосновывается не особо внятно. Результат, к которому это привело... ну, скажем, тоже так себе... нет, не скажем. На самом деле, в моём представлении - это эталонный «слитый финал», так и просящийся в палату мер и весов. Остается надеяться на то, что продолжения исправят ситуацию.

Ведь мир-то богатый. С поистине бесконечными возможностям для описания вообще любой ситуации, которую только способен придумать человеческий разум.

Вы только представьте, за книгу герой преодолевает более двух миллионов миров. А в книге всего 400 страниц. Меня прям жаба душит при мысли о всех тех богатствах, которые авторы от меня спрятали.

А в числе богатств: мир без Луны, мир без Земли (планеты) и мир без земли (суши), мир, где разумными существами стали ящеры, тюлени, олени, мир, где... и так бесконечно...

А какие истории могут быть у людей, которые переселяются в незнакомые миры...

Что ж... будем ждать продолжения...

Оценка: 7

Книга любопытная, но средненькая. Любопытная своей идеей и потенциалом серии. Средненькая по исполнению.

Первая половина книги представляет собой описание первых лет после «часа Х» и последующей колонизации новых земель. И более никакого конфликта. Просто группы энтузиастов, бросающие все свое имущество (и даже родных) и устремляющиеся навстречу натуральному хозяйству. Взгляд на колонизацию такой, отчетливо американский. Помимо них есть, конечно, и просто странствующие одиночки, либо дельцы, пытающиеся заработать на новых возможностях. Либо те, кто не может или не хочет покинуть родную Землю. Но авторская позиция чувствуется - будущее за колонистами. Показательный пример - семья, бросившая своего маленького сына (неспособного переместиться). И это считается нормальным.

Но со второй половины книги становится интереснее. Главные герои летят все дальше и дальше от базовой Земли, появляются тайны, загадки и неожиданные находки. Конфликт тоже появляется - со стороны тех, кто не способен перемещаться.

Пратчетта, знакомого по Плоскому миру, почти не чувствуется. Разве что в тройке главных героев, летящих к краю земель. Есть в них фирменная доля абсурда (хотя заметна она не сразу). А в остальном описания и характеры большинства героев отчетливо американские.

Финальная часть во многом примиряет с книгой. Чисто по впечатлению - я не слишком расстроюсь, если продолжение у нас не переведут. Но если переведут, прочитаю.

Оценка: 6

…Дальше, уйти дальше, через тот лес, что за рекой, по берегам которого не ходили даже стада всякой домашне-копытной живности, через лес, через его буреломы, солнечные поляны, грибницы, кусты ежевики, за семейства мшистых столетних дубов.

Остановиться, отдышаться, прислушаться.

Ничего. Осмотреться – нет ли какого дыма?

Нет. Только ветер, треск насекомых и редкое чириканье птиц.

Разве не хотелось однажды, хоть раз в сознательной жизни поступить именно так, уйти как можно дальше ото всех? Да наверняка.

И «Бесконечная земля», помимо всего прочего, и об этом тоже – о желании одиночества.

А еще именитые авторы описали очень часто использованную ранее идею о множественности реальностей, и о крайне простом способе путешествия по ним. Пара радиодеталей и проводов, картофелина в качестве источника питания – и перед вами открывается бесконечная череда миров.

Но Пратчетт и Бакстер не были бы самими собой, если б только рассказали увлекательное путешествие. Книга значительно многограннее.

Мы видим и реакцию простых людей на открывающиеся возможности, их ужас и панику, ведь теперь никакие стены не защитят имущество и жизни (разве что только закопаться под землю, куда не доберутся недруги через другую реальность).

Весь человеческий муравейник всколыхнули любопытство и страх.

Благодаря любопытству началась бодрая колонизация, о которой так мечтали все научники, но из-за нее же начала рушится мировая экономика – тем людям, на ком она держалась, захотелось жить своим умом.

Неподготовленные, они быстро сдавались и возвращались на родную Землю.

Хотя, некоторым колонистам удавалось укорениться, и кое-кто даже основал город – в мире, где меняется сам образ мыслей. И мы видим новую формацию людей.

Из-за страха на Старой Земле люди с удвоенной силой продолжают грызню друг с другом, а между тем образуется очередная секта, пытающаяся всеми силами хотя бы запретить путешествия в миры. Руководят ею люди, не способные к переходам и зависть больше чем любые другие доводы, порой разумные, толкают их на жестокие, фанатичные поступки. Поступки, которые в конечном итоге будут стоить жизни миллионам.

И… пожалуй, все. К сожалению, авторы не очень подробно описали события земные, уделив больше времени двум заглавным персонажам, движущимся к пунктирно обозначенной цели и множеству других людей, выписанных достоверно, но с обрывающимися сюжетными линиями. Конечно, мы не забываем, что перед нами первая книга цикла, однако обрыв слишком резок, нет ясности, для чего они были введены в текст.

Что же до главных героев, то они типично Пратчеттовские – Джошуа, сверхаккуратный и гиперрациональный молодой человек, способный ходить по мирам безо всяких сторонних приспособлений и Лобсанг, в прошлой жизни механик в Тибете, а ныне – разум мощного компьютера и по совместительству – водитель дирижабля.

Всё верно, нам это уже знакомо - тандем робота и человека, перемещающихся через миры на корабле, пусть и воздухоплавающем, сильно смахивает на путешествие из второй половины гиперионского цикла Симмонса. Только в данном случае - с частыми отсылками к произведениям Марка Твена и иной целью, менее масштабной.

Также здесь есть, например, уместное и логичное объяснение возникновения мифологических существ, а также – слабый результат конца путешествия. Да, очень качественно выписанный, однако вторичный и отнюдь не сопоставимый с той интригой, которая так старательно возводилась на протяжении книги.

И то злодеяние, которое учинили сектанты в самом конце книги, вызывающее закономерное чувство сострадания жертвам, не является значимым завершающим аккордом в этой песне.

Книга оставляет после себя очень много вопросов, ожидание ответа на которых может сохранить интерес ко всему циклу, ведь сама идея здесь не нова и концовка слаба. При этом авторы все равно сумели создать очень интересный мир, наполнить его живыми персонажами и передать гамму чувств. Взять хотя бы то же желанное чувство свободы и одиночества.

Оценка: 8

Отличная идея с очень посредственной реализацией.

Потенциал у «Бесконечной Земли» был, но он не был реализован. Возможно, в следующих книгах цикла дело обстоит лучше.

Оценка: 6

Не понимаю, почему у книгу пока столь низкая оценка. Все-таки, жанровый тип произведения довольно редкий - это ведь не просто попадание в другую Реальность, а попадание во множество Реальностей!

Романом «Бесконечная Земля» остался очень даже доволен. Немного напомнило схожие темы в одном рассказе у Азимова и роман Саймака «Что может быть проще времени?». Это произведение (произведениЯ - если считать весь цикл целиком) пример качественно исполненной фантастики, тщательно разработанной и подстроенной под реальный мир и настоящие ситуации, чьи последствия точно соприкасаются с современной наукой и человеческой сущностью.

Ну, а представьте сами - все человечество (точнее, большая его часть) получает возможность перемещаться в другие Реальности, хотя, в контексте романа и цикла будет лучше назвать их «мирами» или «другими Землями». В самом начале первой части трилогии довольно знатный ученый нам и рассказывает про квантовую вариативность и Мультивселенную, но феномен Долгой Земли несколько необычен - все миры, что нам попадаются, те «Земли», и на «Востоке», и на Западе - все они девственные подобия нашей планеты, только без своих людей и цивилизации. Разве что на некоторых мирах на «Западе» обитают эльфо- и тролле-подобные твари - эволюционировавшие гоминиды, видимо, с нашей, Базовой Земли. Так же есть вымершая цивилизация гуманоидных рептилий, ну, и кое-что еще... Об этом позже.

Итак, большая часть людей приобретает способность странствовать по другим Землям. За десять лет процесса миграции экономика начинает трещать по швам - и из-за отсутствия налогоплательщиков/рабочих, и из-за наводнения Базовой Земли дешевым сырьем с ее сестер-близнецов; государства так же начинают разрушаться, в принципе по этим же причинам. Никакие запреты просто не смогут помочь - таковых не может существовать в природе. И все медленно подходит к тому, что наша раса окончательно покинет свою Родину и, вполне возможно, несколько уйдет назад в плане науки, техники и всего такого прочего - на это нам уже указывают в тексте.

В общем и целом, роман «Бесконечная (не понимаю, почему «бесконечная», если даже в переводе под обложкой говорят «долгая»...) Земля» оправдал мои ожидания. Это и неплохое знакомство с Пратчеттом, которого мне хотелось бы узнать по еще нескольким произведением; это и вполне сильное произведение с уже указанной тематикой; это и неплохие задатки для образования цикла и последующих продолжений, которые, как я надеюсь, будут переводиться и дальше, и остановятся на красивом числе «четыре» - день назад было только «три»...

Может быть, несколько разочаровал конец с миром-амебой (хотя, этого и следовало ожидать из начала «Бесконечной Земли» - сюжетная линия с этой амебой не была раскрыта до самого финала). Остальное же в финале интригует: на настоящих Путников начинается охота, государства будут бороться с миграцией и общинами других Земель, а город взорван атомной бомбой не пойми кем... Вообщем, если хотите познакомиться с Бакстером/Пратчеттом и провести время за качественной современной фантастикой - произведение и цикл, вполне возможно, для вас.

Оценка: 8

Довольно интересная задумка, необычные миры, весьма неплохие персонажи (но лишь самые главные). Первая половина книги очень интересная, думаешь, что же будет дальше, как развернутся события.. А дальше - все хуже, с каждой новой страницей понимаешь, что чуда не случится, никаких неожиданных поворотов не будет. ДА что там - в книге нет нормальной развязки, концовку слили просто безбожно, оставив место продолжению.

В книге четко заметны шутки Пратчетта и это одно из главных преимуществ книги (мне нравится его Плоский Мир). Непонятно, для чего вводились столько персонажей, если их участие в повествовании вторично и никак по сути не влияет на главного героя и мир вокруг.

Все же понравился образ Лобсанга и его подражение человеку, довольно забавно за этим наблюдать.

Как итог - сначала весьма бодрая, но под конец - неожиданно незавершенная история, намекающая на сиквел. Тимолеонт , 4 августа 2015 г.

Бесконечно удивлялся ещё до прочтения столько низкой оценке книги, написанной Пратчеттом, пусть даже и в соавторстве с малоизвестным фантастом, о котором раньше не слышал вообще ничего. Его я и винил в невысокой оценке и многого от «Бесконечной земли» не ждал.

Тем не менее, книга оказалась просто восхитительной. «Бесконечное путешествие» - погружение Джошуа с Лобсангом в глубь бесконечных реальностей. Это очень оригинальные и интересные персонажи, их неторопливое исследование бесконечных земель во всём их многообразии - одно из самых интересных прочитанных мной за год приключений.

Самое любопытное - это то, как открытие Бесконечных земель отразилось на повседневной жизни человечества. Космос стал неинтересен - зачем эти сложности, если рядом сотни тысяч и миллионы «планет» для исследования и освоения? Экономика рушится - малоимущие слои населения уходят туда, где можно прокормиться одной лишь охотой.

По сути своей эта книга представляет собой то, что в кинематографе называют «роад-муви», история путешествия. Правда дороги как таковой здесь нет – большую часть пути персонажи проделывают на летающем корабле, который одновременно является телом для Лобсанга. Добрые две трети книги – вдвоём, потом к путникам присоединится третий, но роль третьего персонажа здесь чисто символическая. Вполне можно бы было обойтись и без него. Путешествие через миры – это и есть по сути дела описание сюжета. Миры эти по большей части заселены реликтовыми или альтернативно эволюционировавшими животными, поэтому основное повествование сосредоточено около Джошуа и Лобсанга. Но скучно читать от этого не становится – персонажи вполне себе удались. А вот концовка подкачала. Мало того, что вместо неё в роман запихнули огрызок от «Соляриса» Лема, так ещё финал настолько жирно намекает на продолжение (уже вышедшее за рубежом), что книга, достаточно неплохая поначалу в итоге оказывается лишь несамостоятельным куском цикла, что резко снижает её ценность. Да и к тому же от Стивена Бакстера я ждал намного более сложного мироописания, чем здесь. Так что так, серединка-наполовинку, раз прочитать и забыть.

“Бесконечная Земля” или “Долгая земля” (англ. The Long Earth) - фантастический роман английских писателей Терри Пратчетта и Стивена Бакстера, первая книга из одноимённого цикла. На русском языке роман издан 1 июля 2014 года издательством «Эксмо» в переводе В. Сергеева. Идея о цепочке параллельных миров пришла Терри Пратчетту более 25 лет назад, но, в связи с работой над циклом «Плоский мир», замысел не был реализован

Сюжет романа “Бесконечная Земля”

Однажды в интернете появилась схема простого устройства, которое мог собрать каждый. Устройство позволило совершать путешествия между параллельными мирами и человечество открыло бесконечное количество параллельных «Земель», представляющих собой различные ветки развития Земли, но без людей.

Главные герои книги Джошуа Вальенте - человек, способный странствовать между измерениями без всяких устройств, и Лобсанг - первый искусственный интеллект, которому удалось добиться официального признания себя человеком, ведут поиск «конца миров», параллельно изучая миры и других разумных существ из этих миров.

Учитывая болезнь Терри Пратчетта, существуют сомнения в его весомом вкладе в написание «Длинной Земли» и предположение о том, что идеи Пратчетта были на практике реализованы менее именитым Стивеном Бакстером. В 2012 году роман победил в номинации лучшее фантастическое произведение Goodreads Choice Award

Отзывы о книге “Бесконечная земля”

Для меня, как возможно и для многих людей, Терри Пратчетт – это в первую очередь автор «Плоского мира», его отец-основатель и божество. Да, у него есть другие циклы, другие романы, но согласитесь, как только прозвучало имя Пратчетта, то в первую очередь вспоминается его плоский мир. А уж потом различные Номы, Страта и Джонни. Эту книгу он написал в соавторстве и это чувствуется очень сильно. Я не помню, чтобы читал Стивена Бакстера, но как по мне, здесь больше от него. Потому что от Пратчетта здесь очень мало. Здесь не так много его фирменных шуточек и наблюдений. Не так много фраз хотелось бы занести в цитатник. Да и глаз редко останавливается на каком-либо забавном словосочетании. Если честно, из Пратчетовского абсурда здесь только один герой, компьютер, который является реинкарнацией тибетского механика и прибор для перемещения между мирами с картошкой как элементом питания. Да, оригинально, забавно, но мало. Крайне мало. Все остальное… Ну, оно серьёзное. Если по факту, то и не слишком захватывающее. Если взять ту же «Нацию», пусть она была написана в непривычной манере, но почерк был узнаваем. Интрига, наблюдения, обобщения. Здесь… Так мелкие отблески стиля. Идея книги тоже несколько подкачала. Мысль о множестве пустых миров, на которых никогда не было людей – хорошо. Прогнозы о реакции населения и правительства на это открытие и на новые возможности – внушает. Попытки составить летопись путешествий, через показ нескольких экспедиций – тоже неплохо. Плохо здесь с динамикой. Давайте начистоту. Пратчетт при всех его достоинствах и моем глубочайшем уважении – не мастер динамики. Но этак книга даже для него слишком. По ощущениям здесь мы наблюдаем не полноценную книгу, а что-то вроде расстановки декорации перед первым актом. Затянувшееся знакомство с героями. Введение в события. Наброски персонажей. Развешивание ружей на стены, зарядка их. То есть нам просто накидали кучу вопросов. На некоторые дали ответы, но не на те которые бы хотелось. И если честно, вопросов здесь тоже не много. Понятно, что нам вряд ли кто-то на пальцах объяснит, почему и как образовались все эти земли. Но здесь даже каких-то интриг связанных с героями – тоже нет. Да и основной противник нарисовался только к концу книги, если я правильно понял. Растянутое на всю книгу путешествие между мирами похожими друг на друга… Может быть, это могло бы стать интересным, если бы в этих мирах что-то происходило. И если бы авторы смогли это представить более динамично. Но, похоже, что им больше хотелось фантазировать на тему: что станет с миром, если люди начнут разбегаться по своим собственным мирам. Получилось… Ожидаемо. Думаю у любого, кто задумывался об этом, в голове появлялась аналогичная картина. Про возможность перемещаться сквозь стены, через другие пространства, про новую «Эпоху освоения Фронтира» и все такое подобное. И это для меня стало камнем преткновения – в чем смысл рассказывать мне то, что я и так могу представить? Это, наверное, самое грустное, что есть в этой книге. Отсутствие оригинальности. Тут нет такого «блин, как у них получается такое придумать» момента. Нет чего-то, что смогло бы озадачить меня, раздразнить мое воображение. Нет, тут есть существа, которые ходят между мирами, есть мегалиты, есть интересные описания других миров. Но в них нет оригинальности. Нет необычного взгляда Пратчетта на обычные вещи. Скорее – обычный взгляд на необычные вещи. Но вторую книгу я прочитаю, может быть, там все эти ружья наконец-то выстрелят, а Пратчетту дадут более весомые реплики в создании мира

Я читал книгу в электронном виде на телефоне. Скачать роман “Бесконечная земля” можно по ссылке:

К сожалению, книга не оставила после себя обычного (пратчеттовского) послевкусия. Идея в основе заложена интересная – о бесконечном множестве версий Вселенной, но, по моему мнению, до конца не раскрыта. Как и характеры некоторых персонажей. Среди них есть те, кто вызывает симпатию, но некоторые просто вызывают вопрос: «Зачем?». Тот же самый вопрос хочется задать и в финале. Но в целом книга подойдет любителям неторопливой фантастики и неспешных «бродилок».

Вот и перелистнул я последнюю страницу финального романа пенталогии. Вот и подошла к концу сама пенталогия, сама сага Долгой или Бесконечной Земли. Вот и разыграны последние сцены и сыграны последние аккорды в удивительном мире, вышедшем из под дуального пера Стивена Бакстера и Терри Пратчетта. В мире бесконечных, длящихся в неизведанные дали иных Реальностей и Вселенных, Земель, шагающих между ними Путников (Степперов), невиданных возможностей и свобод, странных созданий, вышедших из народных сказок; и, в конце концов, в мире местных героев и богов, вроде шагнувшего далеко за Высокие Меггеры раньше всех Джошуа Вальенте и ИИ-торгового автомата Лобсанга, в который переродилась душа автомеханика по мотоциклам из Тибета. И здесь хотелось бы поговорить о ее явных плюсах, безусловных минусах, понемногу и отдельно о каждой книге цикла и о заключительной его части - «The Long Cosmos» («Бесконечный Космос»).

Идея о мире, где люди способны свободно «шагать» между различными Землями, ее альтернативными вариантами, как таковая не нова, но в интерпретации Терри Пратчетта приобретает как новизну, так и широкое поле для построения сюжета и целого мира, где он будет разворачиваться. Чем станет человечество, если оно получит подобную свободу? Что станет с институтами государства, экономики и вообще всем обществом, когда Базовая Земля перестанет быть единственной обителью человека? Забудут ли тогда люди о своих космических мечтах и грезах, или в связи с построением «шагающей цивилизации» у человечества появятся новые возможности для покорения звезд? Кого или что встретят Путники в миллионных западных или восточных Землях? Все эти вопросы дают огромнейшие возможности для самых всевозможных переплетений сюжета и построения уникальной и интересной книжной вселенной, а также простор для взаимодействия самых разнообразных героев. Главное лишь правильно воспользоваться тем размахом, который исходит из оригинальной идеи Пратчетта. Но...

Но все пять книг серии получились слишком шаблонными и похожими друг на друга, с почти никак не развивающимися одними и теми же персонажами и повторяющимися от одной части к другой сюжетными ходами и в в принципе их построениями. Примерно шаблон этот таков: в Бесконечной Земле что-то случается. Это что-то пытаются найти и/или исследовать. Вместе с этим обязательно есть экспедиция на модифицированном американском твене в фиг-знает-какие миллионные Земли для того, чтобы снова сделать Америку великой. Параллельно к этому Джошуа, Лобсанг и может быть кто-то еще вместе следуют по своему пути и пытаются сами изучить/найти/бороться с чем-то происходящем на Долгой Земле. Еще одна или две линии, часто лишние, и финал, в котором частенько что-то взрывается (атомная бомба в Мэдисоне в первой книге, во второй - извержение Йеллоустоунский супервулкан, в четвертой - целая Земля, но не Базовая). Конечно, это не означает, что все сюжеты всех пяти романов строго следуют этому канону. Нет, лишь в той или иной степени. И нововведения все равно встречаются, и иногда очень удачные, но все равно из-за определенной названной шаблонности и пустоты миров Бесконечной Земли весь цикл как раз-таки и кажется пустоватым, однообразным. Ситуация не улучшает обильное количество воды, например, постоянные внутренние кризисы что Лобсанга (кстати, тоже несколько надоедающие; то Лобсанг чего-то испугался и убежал от людского общества, то вернулся, то убежал, то вернулся... Даже два раза собственную смерть подстраивал), что Джошуа а также постоянные напоминания, чуть ли не через каждые двадцать страниц, о возможном происхождении Лобсанга («ИИ он или душа человеческая, завернутая в металлическую плоть? Он говорит, что является реинкарнацией тибетского автомеханика...» - и так из книги в книгу).

Еще печалит не только определенная бедность в фантазии авторского дуэта при таких возможностях (что делает данную книжную вселенную какой-то пустой, пустынной, как я писал выше), вписанных в структуру сеттинга «Бесконечной Земли», но и нереализованность уже имевшихся сюжетов и идей, которые просто решили оставить и не трогать. Что опять-таки грустно. Тут можно вспомнить и возможные гонения, дискриминация по отношению к Путникам-Степперам со стороны людей, у которых этот дар отсутствует (упоминается еще в первой книге, но хоть какое-то развитие, хотя бы в виде развернутого упоминания, данная идея получила лишь в «Бесконечном Космосе»). И нечеловеческие, точнее, рептильные или иные «незвериные» цивилизации, которые могли появиться на просторах Бесконечной Земли (биглей, как млекопитающих, в расчет не беру; в «Бесконечной войне», если я не ошибаюсь, упоминается вымершая техногенная цивилизация динозавроподбных гуманоидов, которая обладала в том числе и ядерными технологиями). Поселения из попаданцев разных времен на всевозможных Землях, живущее бок о бок с эльфами, троллями и другими гоминидными «шагающими» видами высших приматов (снова вроде бы вторая книга). Возможное расщепление множественных личностей Лобсанга на два лагеря: «плохие» и «хорошие» (такая возможность упоминалась Лобсангом один раз и опять же во второй книге; лично бы мне хотелось посмотреть, как бог-хранитель Бесконечной Земли начинает междоусобную войну с самим собой в количестве многих миллионов копий разных размеров и способностей). Первое Лицо, или как там звали амебный суперорганизм из первой книги? Упоминается он только в ней и, наверное, еще в третьей книге, но должного развития данная идея не получила; только и нужна была эта амеба для объяснения случившейся миграции троллей и прочих. И, конце концов, хоть один раз можно было показать не американскую, а ту же китайскую экспедицию, в сторону Восток-, а не Запад-Земель. И еще можно вспомнить про довольно хорошие, но забытые и похороненные в «воде» предыдущих томов саги идеи.

Теперь отдельно по книгам, до, собственно, «Бесконечного Космоса»:

1. «Бесконечная Земля». Наверное, единственный роман пенталогии, в написании которого действительно участвовал и сам сэр Пратчетт. При том же эти куски текста сразу бросаются в глаза даже мне, знающему самостоятельное творчество данного писателя лишь по двум-трем книгам. Сразу виден его фирменный юмор (машины для перемещения между реальностями с картофелем внутри и торговый автомат по продаже прохладительных напитков, утверждающий, что он переселившаяся в данное «тело» душа одного тибетца - все это само по себе уже несколько несерьезно, не так ли?) и стиль, живость текста и героев. Именно здесь появляются три-четыре постоянных и еще примерно столько же второстепенных персонажей, появляющихся почти во всех частях цикла, а также все остальные главные детали данного мира после Дня Перехода. В общем и целом легкая, забавная и интересная книжка, с которой ознакомиться стоит.

2. «Бесконечная война». Наверное, самое слабое место цикла «Бесконечная Земля». С этой книги почерк Терри Претчетта теряется безвозвратно и остается лишь Стивен Бакстер, которого я ни в коем случае не принижаю (мне тоже нравятся его работы). Но, как утверждал он в одном из интервью, концепция всех пяти книг и их общий сюжет был разработан в самом начале их совместной работы, до смерти создателя Плоского и Бесконечного миров. Так что в каждой последующей части все равно есть какое-то присутствие Терри... Так вот, о данном произведении. Слабые персонажи-функции, не очень интересные и плохо представленные проблемы и целый ворох сюжетных наворотов, которые в дальнейшем не получат никакого развития. Из важных событий: наделение правами и свободами троллей (или уже третья книга?) и независимость Вальгаллы, бывшей американской колонии в дальних концах Долгой Земли.

3. «Бесконечный Марс». А это уже самый лучший роман цикла, в котором космические путешествия идеально совмещены с новыми странствиями по Земле Бесконечной. Представлены вариации Бесконечного Марса (правда, чересчур уж идентичные друг другу), наконец-таки живые, а не лишь функции, герои, за внутренними конфликтами которых интересно наблюдать (это и Лобсанг, и Джошуа, и Салли Линсей - дочь создателя механизмов для перехода); появление на сюжетной арене самого Уилсона Линсея. События на Базовой Земле, ее политический, экономический, социальный и экологический кризисы, окончательный переход к новому этапу, шагу в истории человечества, появление Следующих и борьба с ними, а в итоге и открытие основной причины инициации Дня Перехода (пошатнуть, а то и разрушить устои человеческой цивилизации ради...) - все это на страницах этой третьей, неподражаемой книги. Плюс отсылки к Стэплдону и Нивену.

4. «Бесконечная Утопия». Как заявил Бакстер, первый фрагмент разделенной на две части финальной книги «Бесконечной Земли» о космосе. Чуть менее сильная, чем предыдущий роман, «...Утопия» все равно является достойной работой хотя бы из-за поднимаемых проблем. Первый Контакт, машины фон Неймана, космические лифты, первая совместная деятельность людей и Следующих ради общего блага, более подробная информация о структуре Бесконечной Земли и ее связи с квантовыми эффектами и мозгами гоминид, плюс еще одна причина, более вторичная, Дня Перехода. Все это, так сказать, подготовка к финалу, мост к нему.

5. «Бесконечный Космос».

2070-ые. Заселение Бесконечной Земли продвигается все дальше и дальше; даже Соединенные Штаты Базовой Земли официально перенесены с нее на ее ближайшую западную соседку. Лобсанг снова ушел от дел человеческих в виртуальную реальность. Джошуа отшельничает в очень далеких Запад-Землях, переживая там в одиночестве смерть жены и плохие отношения со взрослым сыном. Человечество через Разрыв готовиться продвинуться в колонизации Солнечной системы еще дальше Марса с помощью конструкций О"Нилла (О"Нейла), названных в честь Артура Кларка (из отсылок вспомнят еще и о фильме «Контакт» и концепции Мира-Кольца Нивена). А тем временем со стороны созвездия Стрельцы (отсюда и именование возможной инопланетной расы) приходит сообщение на все миры Бесконечной Земли: «ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАМ». И люди начинают думать, что делать с таким предложением, которое поступило для абсолютно всех обитателей всех Земель. Для совместного решения и его реализации всем человеческим видам придется объединиться и работать сообща. И даже Следующие со своим быстроязом снизойдут до взаимодействия с тусклыми лампочками, как они называют людей. Вместе им предстоит объединить все умы и мысли Бесконечного Человечества для самого грандиозного его шага, который пронзит само космическое пространство. И вернувшимся из своих укрытий Джошуа и Лобсангу, а также многим другим знакомым и новым героям предстоит путешествие по Бесконечной Галактике, откуда идет очень далекий крик-приглашение цивилизации, которая может опережать нас в развитии на миллионы лет...

Вот такой грандиозной должна была получится финальная книга пенталогии, которая, к сожалению, не смогла достигнуть подобного уровня. Опять имеются явно лишние и скучные параллельные линии повествования, как, например, поиски своего внука Нельсоном и отшельничество среди троллей Вальенте; опять имеются сюжетностроительные штампы прошлых книг. Понравилась история о шекспирокопирующих машинах. Вместе с тем подняты несколько заброшенных идей из прошлых частей цикла и показаны несколько подробней, в том числе рассказано кое-что новое о природе «шагания» и Бесконечной Земли. Пришельцев мы снова не увидим, должен всех обрадовать, но кое-что взамен читатель все-таки получит. О развитии героев снова практически не приходится говорить.

Таким образом, получаем книгу где-то на уровне «...Утопии». Менее эпичная и грандиозная, чем было обещано в аннотации, все-таки подобное завершение цикла о Бесконечной Земле можно считать достойным. Но советовать обязательно читать данный роман я не буду. Остановитесь на первой и третьей книгах пенталогии и получите вдоволь удовольствия от совместных усилий Пратчетта и Бакстера.

    Оценил книгу

    Для меня, как возможно и для многих людей, Терри Пратчетт - это в первую очередь автор «Плоского мира», его отец-основатель и божество. Да, у него есть другие циклы, другие романы, но согласитесь, как только прозвучало имя Пратчетта, то в первую очередь вспоминается его плоский мир. А уж потом различные Номы, Страта и Джонни.

    Эту книгу он написал в соавторстве и это чувствуется очень сильно. Я не помню, чтобы читал Стивена Бакстера, но как по мне, здесь больше от него. Потому что от Пратчетта здесь очень мало. Здесь не так много его фирменных шуточек и наблюдений. Не так много фраз хотелось бы занести в цитатник. Да и глаз редко останавливается на каком-либо забавном словосочетании. Если честно, из Пратчетовского абсурда здесь только один герой, компьютер, который является реинкарнацией тибетского механика и прибор для перемещения между мирами с картошкой как элементом питания. Да, оригинально, забавно, но мало. Крайне мало.

    Все остальное... Ну, оно серьёзное. Если по факту, то и не слишком захватывающее. Если взять ту же «Нацию», пусть она была написана в непривычной манере, но почерк был узнаваем. Интрига, наблюдения, обобщения. Здесь... Так мелкие отблески стиля.

    Идея книги тоже несколько подкачала. Мысль о множестве пустых миров, на которых никогда не было людей - хорошо. Прогнозы о реакции населения и правительства на это открытие и на новые возможности - внушает. Попытки составить летопись путешествий, через показ нескольких экспедиций – тоже неплохо. Плохо здесь с динамикой. Давайте начистоту. Пратчетт при всех его достоинствах и моем глубочайшем уважении - не мастер динамики. Но этак книга даже для него слишком. По ощущениям здесь мы наблюдаем не полноценную книгу, а что-то вроде расстановки декорации перед первым актом. Затянувшееся знакомство с героями. Введение в события. Наброски персонажей. Развешивание ружей на стены, зарядка их.

    То есть нам просто накидали кучу вопросов. На некоторые дали ответы, но не на те которые бы хотелось. И если честно, вопросов здесь тоже не много. Понятно, что нам вряд ли кто-то на пальцах объяснит, почему и как образовались все эти земли. Но здесь даже каких-то интриг связанных с героями – тоже нет. Да и основной противник нарисовался только к концу книги, если я правильно понял.

    Растянутое на всю книгу путешествие между мирами похожими друг на друга... Может быть, это могло бы стать интересным, если бы в этих мирах что-то происходило. И если бы авторы смогли это представить более динамично. Но, похоже, что им больше хотелось фантазировать на тему: что станет с миром, если люди начнут разбегаться по своим собственным мирам.

    Получилось... Ожидаемо. Думаю у любого, кто задумывался об этом, в голове появлялась аналогичная картина. Про возможность перемещаться сквозь стены, через другие пространства, про новую «Эпоху освоения Фронтира» и все такое подобное. И это для меня стало камнем преткновения - в чем смысл рассказывать мне то, что я и так могу представить?

    Это, наверное, самое грустное, что есть в этой книге. Отсутствие оригинальности. Тут нет такого «блин, как у них получается такое придумать» момента. Нет чего-то, что смогло бы озадачить меня, раздразнить мое воображение. Нет, тут есть существа, которые ходят между мирами, есть мегалиты, есть интересные описания других миров. Но в них нет оригинальности. Нет необычного взгляда Пратчетта на обычные вещи. Скорее – обычный взгляд на необычные вещи.

    Но вторую книгу я прочитаю, может быть, там все эти ружья наконец-то выстрелят, а Пратчетту дадут более весомые реплики в создании мира.

    Оценил книгу

    Давайте дружно признаемся себе: это была отличная идея для книги, пусть она и не совсем нова (а точнее, совсем не нова). Долгая Земля – растянутая до бесконечности (правда, неизвестно, где, как и зачем) вереница вариаций одной и той же планеты – и многострадальное человечество, наконец-то получившее к ней доступ. Нет, правда, отличная идея. И для того, чтобы пустив фантазию в полет попытаться представить, а что (или кто) может найтись там, в параллельных мирах. И для того, чтобы прикинуть, что же станется с нашей родной планетой, если подарить людям возможность свободно путешествовать между мирами.

    Вот тут и случилась засада.

    Ни то, ни другое у авторов (и мне правда странно говорить это о Терри Пратчетте) толком сделать не получилось. Точнее, не получилось сделать хорошо. Вроде и миры интересные и загадочные, и путешествуют герои вдоволь, и о судьбах общества авторы рассуждают – а толку чуть, поскольку не сказано в итоге практически ничего. Остается только догадываться, куда исчезли пратчеттовская емкость слога, меткость в наблюдениях и тонкая ирония.

    Сюжет (и я снова не верю, что говорю это о Терри Пратчетте) в «Бесконечной земле» тоже практически отсутствует. Герои просто летят, летят и летят. А как только на горизонте появляется что-то хоть отдаленно интересное, оно немедленно откладывается в долгий ящик, а герои продолжают бесцельно лететь дальше. Нет конфликта. Что-то отдаленно похожее появилось только в последних главах, но закончилось как-то невнятно.

    В общем, пока больше похоже на начало длинной серии, а не на отдельную книгу.

    В конце книга обрывается. Остается еще много вопросов, на которые так и не получены ответы, но если это серия, то продолжения читать нисколько не хочется. Книга стала полным разочарованием, а жаль, с такой идеей можно было бы написать шедевральное произведение.