1. Нужно проводить артикуляционную гимнастику так, чтобы видеть, как каждое упражнение выполняет каждый ребенок.

  1. Воспитатель рассказывает, используя игровые приемы, о предстоящих упражнениях.
  2. Показывает выполнение этого упражнения.
  3. Упражнение выполняют все дети.
  4. Воспитатель проверяет выполнение упражнения по подгруппам (не более 5 чел.).

2. Если дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал.

3. Если воспитатель увидит, что в основном группа справляется с выполнением упражнения, и только некоторые дети выполняют его недостаточно хорошо, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать это движение дома, отводя на его выполнение 2-3 мин. ежедневно.

4. На одно занятие берется 4-5 упражнений на 10-15 минут.

5. Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить, чтобы движения каждого органа артикуляционного аппарата выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне. Если у ребенка язык или губы отклоняются влево или вправо, то необходимо индивидуально, перед зеркалом, отработать эти движения. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

Значение гимнастики для языка

  • Укрепление мышц языка.
  • Отработка правильных движений языка.
  • Выработка умения владеть языком, правильно изменяя его положение и быстро находя нужное положение.
  • Подготовка к правильному произношению звуков речи.

Упражнения для языка (для подготовки к произношению свистящих звуков: с, з, ц).

«Иголочка» - язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с.
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек..

«Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек.

«Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.).

«Горка» - рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка - желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек.. Подуть по «горке» - появится звук «с-с-с».

«Катушка» - рот открыт. Кончик языка - за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая).

«Насос» - дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.).

«Трубочка» - язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).

«Птенчик в гнезде» - рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).

«Кто сильнее подует?» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Не шуметь» - произносим «тс-тс-тс-ц-ц-ц», прикладывая палец к губам (10 - 15 раз).
«Почистим зубы» - кончиком языка водим по нижним зубам с внутренней стороны вверх-вниз (10-15 сек.).

«Подметаем пол» - выгнуть язык горкой, двигать кончиком языка вперёд к нижним резцам и назад в глубь ротовой полости (10 - 15 сек.).
«Кошка сердится» - улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.
«Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы (10 -15 сек.).
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в нижние резцы, выгибая язык горкой (10 - 15 сек.).

«Обезьянка» - поместить кончик языка под нижнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Вкусное варенье» - движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы (10 - 15 сек.).
«Оближи ложку». Облизывая ложку снизу вверх, язык выгибается горкой. (10-15 раз).
«Прятки». (Спрячем язычок, чтобы его никто не увидел.) Язык отодвигается назад.
Кончик языка расположен вниз. (10-15 раз).
«Хоккей». Язык - клюшка, витаминка - шайба, рот - поле. Шайбу (витаминку) нужно
гонять по полю (во рту) клюшкой (языком). (10-15 сек).
«Кашлюны». Язык при кашле рефлекторно выгибается горкой (10-15 раз).
«Погреем руки» - произнести: «Х-Х-Х», воздушную струю при этом направить на ладони. Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 раз).
«Гудок». Произнести: «У-у-у». Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 сек).
«Расческа». Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек).

Упражнения для языка (для подготовки к произношению Р).

«Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам.
«Змейка» - открыть рот, язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).
«Иголочка» - язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким (10-15 сек.).

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.
«Грибок» - присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.).

«Маляр» - медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз).
«Кто дальше загонит мяч?» - с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

«Ветерок» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Приклей конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.).


«Индюк» - а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 - 15 сек.).
«Барабанщики» - быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.
«Моторчик» -1) произносить «ж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,
2) произносить «ж» с открытым ртом и задевать язык пальцем (10-15 с).
«Балалайка» - кончик языка - вверх за зубы, задевать язык пальцами а) без голоса;
б) с голосом (10 - 15 сек.).

«Кучерское «тпру»» - (упражнение для выработки напора воздуха и вибрации языка). Язык широко распластать и положить на нижнюю губу. Сильно выдувать воздух, чтобы язык стал вибрировать. Язык и губы не напряжены, расслаблены (Если не получается - сначала попробовать сомкнуть расслабленные губы и сильно выдувать воздух, заставляя губы вибрировать (с голосом)). Потом снова выполнить «кучерское «тпру»» (10-15 сек.).
«Лошади скачут» - быстро произносим «тд-тд-тд-тд», задевая пальцем язык каждый раз (10 - 15 сек.).

«Вилка» - чтобы не было сильной вибрации краев языка, язык с боков придерживаем пальцами: под язык подкладываем 2 пальца, прижимаем снизу его к коренным зубам.
Используем при выполнении упражнения «Лошадка», при произношении [р-р-р].
«Учимся играть на арфе» - произносим «д-д-д-д», каждый раз задевая язык пальцем.
«Забиваем мяч» - рот закрыт, упругий язык упирается то в одну, то в другую щеку.
«Стреляем» - медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух, стараясь, чтобы язык задрожал (10 - 15 сек.).
«Играем на гуслях» (или «заводим мотор») - медленно водим языком за верхним резцами «дрл-дрл-дрл» (10 - 15 сек.).
«Стрекоза» - шепотом произносить «тр-р-р», а затем громко (10 - 15 сек.).



Упражнения для языка (для подготовки к произношению Л).

«Вкусное варенье» - выдвинуть язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).
«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким.
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.
«Грибок» - присосать язык к небу, открыть широко рот (10-15 сек.).
«Качели» - высунуть язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку; убрать язык в рот, рот оставить открытым, тянуться попеременно то к верхним, то к нижним резцам.
«Пароход гудит» - произносить «ы», кончик языка поднять за верхние резцы, продолжать гудеть «л-л-л» («ы-л-ы-л»).
«Змейка» - рот открыть, язык выдвигать далеко вперед и убирать вглубь рта. Медленно (10-15 раз).

«Маляр» - кончиком языка движения по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).
«Приклей конфетку» - кончиком языка коснуться верхних резцов с внутренней стороны, держать язык в таком положении (10-15 сек.). Погудеть «л-л-л».
«Чашечка» - рот раскрыть, язык сделать «чашечкой», загнуть его края и кончик (10-15 сек.). Чашечку убрать вверх за зубы, подключить голос «л-л-л-л-л» - «Пароход гудит».

«Индюк» - задевать верхнюю губу языком (медленно), затем убрать язык за верхние резцы и задевать бугорки (10 - 15 сек.).

«Ветерок» -дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Самолет гудит» - зажать кончик языка между зубами и гудеть «л-л-л-л-л». Можно при этом расправить руки и «летать» по комнате.
«Учимся гудеть» - 1) зажать зубы, кончик языка прижать к верхним резцам с внутренней стороны, гудеть «л-л-л»; 2) произнести «н-н-н», зажать нос, продолжать гудеть (воздух пойдет через рот, получится «л-л-л») (10 - 15 сек.).
«Выталкиваем языком зубы» - сильно прижимаем кончик языка к верхним резцам с внутренней стороны и гудим «л-л-л-л-л» (10 - 15 сек.).

Произнести «ж-ж-ж», плотнее прижать язык к небу (пальцем или зондом, кончиком ложки), продолжать гудеть «л-л-л» (10 - 15 сек.).
«Обезьянка» - поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 - 15 с).
«Почистим зубки» - кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз - вверх (10 - 15 сек.).

Упражнения для языка (для подготовки к произнесению шипящих звуков: ш, ж, ч, щ).

«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).
«Иголочка» - язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.).
«Качели» - 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз).

«Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно (10-15 раз).
«Грибок» - присасываем язык к небу, широко открывая рот (10-15 сек.).
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).

«Маляр» - движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).
«Приклей конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами, держать язык в таком положении (10-15 сек.).

«Ветерок» - дуем с языка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Фокус» - на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).

«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть - появится звук.
«Трубочка» - язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).
«Птенчик в гнезде» - рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).
«Щеткой чистим ботинки» - произносим «чш-чш-чш-щ-щ-щ» (10-15 сек.).
«Обезьянка» - поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 - 15 с).
«Почистим зубки» - кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз - вверх (10 - 15 сек.).

«Пьем росинку» - верхняя губа - это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.).
«Вилка» - если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»).

Список литературы, использованной при составлении артикуляционной гимнастики.

  1. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». - М., 1989 г.
  2. Хватцев М.Е. «Логопедия». - М., 1959 г.
  3. Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие»./ Под ред. Е.А. Логиновой. - С.-Пб.: Издательство «Союз», 2005 г.
  4. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». - М.: Владос, 1994 г.
  5. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1984 г.
  6. З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии». - Екатеринбург: Изд. «Литур», 2002 г.
  7. Н.В. Новоторцева «Рабочие тетради по развитию речи на звуки…». - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  8. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми». - ТОО «Издательство «Библиополис»». С.-Пб., 1994 г.
  9. М.А. Поваляева «Справочник логопеда». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.
  10. Г.А. Волкова «Логоритмическое воспитание детей с дислалией». - С.-Пб., 1993 г.
  11. Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999 г.

Продолжаем работу по укреплению ораторских мышц. Сегодня предлагаю вам наиболее полезные и оптимальные упражнения для развития мышц языка. Язык – один из самых активных органов речевого аппарата и от его работы во многом зависит четкое произношение слов. Порой нам даже сложно представить, какие мгновенные переключения от одной позы к другой совершает наш язык. Как раз в этот момент и наступают трудности произношения.

Особенно часто это происходит тогда, когда мы произносим слова с «пучками согласных» типа: боДРСТвовать, траНСПЛантация, ВСТРевоженный и т.д.

В ситуации публичного выступления, когда волнение неизбежно, наши артикуляционные органы напряжены. Только четкая и слаженная работа речевого аппарата, в том числе и языка, поможет устранить это напряжение и обезопасить нашу речь от проблем с дикцией.

Упражнения для развития мышц языка несомненно будут способствовать развитию его подвижности и переключаемости, что в конечном итоге благоприятно скажется на общении с любой аудиторией.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЯЗЫКА

УПРАЖНЕНИЕ 1. «ЛОПАТКА»

Открыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И. П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ТРУБОЧКА»

Рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» – «ТРУБОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Трубочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 4. «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) – язык «Иголочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, передний и боковые края языка поднять. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 7. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Чашечкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 8. «ГОРКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончик языка упереть за нижние резцы, спинку языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 9. «ГРИБОК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, широкий язык поднять вверх и присосать к небу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Под счет до 8 попеременно тянуться кончиком узкого языка к уголкам рта. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 11. РИСУЕМ КРУГ «ИГОЛОЧКОЙ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончиком узкого языка под счет до 4 «рисуем круг» в правую сторону. Вернуться в И.П. Затем также под счет до 4 в левую сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 12. «ЗМЕЙКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед, произвести легкие движения из стороны в сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 13. «КАЧЕЛИ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 6 узким напряженным языком попеременно тянуться к носу – к подбородку. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 14. «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ СНИЗУ-ВВЕРХ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны снизу вверх. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 15. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ СВЕРХУ-ВНИЗ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» верхние зубы с внутренней стороны сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 16. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 5 раз.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Детский речевой аппарат развивается неравномерно. Кто-то уже в 1,5 годика, строит предложения из нескольких слов, а кто-то до 3-х лет упорно молчит.

Неоценимую помощь в укреплении мышц, отвечающих за речь ребенка, смогут оказать чудесные упражнения артикуляционной гимнастики.

Выполнять такие упражнения, необходимо и бойко говорящим малышам, и деткам, чьи слова пока далеки от совершенства.

Что может быть приятней, чем корчить разнообразные рожицы перед зеркалом. Лучше делать это вдвоем и желательно несколько раз в день.

ЧАСИКИ

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуть под счет взрослого (раз-два) к уголкам рта. Повторить 5-10 раз.

ЗМЕЙКА

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. Рот не закрывать. Делать под счет взрослого (раз-два) 5-10 раз.

КАЧЕЛИ

Рот широко открыт. Узким напряженным языком на счет «раз» тянуться к носу, на счет «два» — отпустить к подбородку. Повторить 5-7 раз.

ФУТБОЛ

А) Рот закрыт. Напряженным кончиком языка упирать то в одну щеку, то в другую. Делать под счет взрослого (раз-два) 5-10 раз.

Б) На столе поставить два кубика (ворота) и положить перед ними ватный шарик (мячик). Губы вытянуть вперед и подуть на ватный шарик так, чтобы он попал в ворота.

ЧИСТИМ ЗУБКИ

А) Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка провести за нижними зубами (влево-вправо) под счет взрослого 7-8 раз. Затем поднять язык вверх и провести за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8-10 раз.

Б) Рот закрыт. Круговыми движениями языка, провести между зубами губами, по верхним, затем по нижним зубам, в одну сторону (6-8 раз) и в другую.

ГЛАДИМ КИСКУ

Язык в положении «сердитая киска «; прижать его верхними зубами и погладить в направлении от корня языка к кончику. Повторить 5-8 раз.

ЛОШАДКА

Улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком медленно, сильно и громко, тянуть подъязычную связку.

ГАРМОШКА

Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к небу (см. упр. «ГРИБОК «). Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть нижнюю челюсть. Повторить 5-8 раз.

МАЛЯР

Широко открыть рот. Язык поднять вверх кончиком языка проводить по небу от верхних резцов до мягкого неба и обратно. Выполнять под счет взрослого (раз-два), повторить 5-8 раз.

ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ

А) Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну сторону, а затем в другую по 5-8 раз.

Б) Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу от носа и убрать в глубь рта. Стараться нижней губой язык не поддерживать. Повторить 5-8 раз.

ИНДЮК

Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: была-была-была…

ДЯТЕЛ

Улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх. кончиком языка с силой «ударать» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звук: «д-д-д…». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

Сказка о необычном путешествии непослушного Язычка.

(Артикуляционная гимнастика для губ, щек и языка.)

Автор : Михайлова Наталья Александровна, учитель-логопед МБОУДОД «ДОО(СП)Ц» г.Владимира.
Назначение: для логопедических занятий в Центре и дома. Возраст детей 4-7 лет.
Цель : Поддержание интереса детей к логопедическим занятиям.
Задачи : развивать мышцы артикуляционного аппарата;
формировать чувство ответственности за свои поступки.

Жил – был Язычок (упражнение «Блинчик» - расслабленный язык положить на нижнюю губу). Был у него домик с окном и трубой (упражнение «Улыбка» - растягиваем губы в улыбке и «Хоботок» - вытягиваем губы вперед). Язычок следил за чистотой и постоянно мыл окно и чистил трубу (чередуем несколько раз упражнения «Улыбка» и «Хоботок» ).
Проснулся как-то рано утром Язычок, выглянул в окно и посмотрел вокруг (упражнение «Верх-низ-право-лево» ).
-Хорошая погода. Можно сходить погулять, но сначала необходимо позавтракать!- подумал Язычок.
На завтрак у Язычка были блины с клубничным вареньем. Они были такие вкусные! (упражнение «Вкусное варенье» - облизываем верхнюю и нижнюю губы). Съев блины, Язычок решил налить себе сок в стакан. Он был высокий и Язычок стал пить сок с помощью трубочки (упражнение «Трубочка» - загибаем к центру боковые края языка). Напитка ему было мало и он налил себе в чашку чай (упражнение «Чашечка» - загибаем к центру боковые и передний край языка). Напившись и наевшись, Язычок пошел гулять. За забором паслась лошадь (упражнение «Заборчик» - оголяем зубы, зубы при этом сжаты.), Язычок сел на нее и поскакал (упражнение «Лошадка» -цокаем, как лошадка). Ехал через поле и прискакал к озеру. У берега лодка стояла, сел в нее Язычок и поплыл (упражнение «Лодочка» -язык ставим за верхние зубы и открываем рот на столько широко, насколько позволит язык.). Добравшись на другой берег, очутился Язычок на чудесной полянке, где было много красивых цветов. Лег Язычок на землю (упражнение «Блинчик» ), что бы отдохнуть и услышал странный шум- это грозный индюк появился (упражнение «Индюшка» - языком втягиваем и отталкиваем верхнюю губу). Испугался Язычок и бросился бежать. Бежал по болоту, по песку и по кочкам…(игра «Кочки- песок- болото» . Логопед дает инструкции, ребенок внимательно слушает и исполняет: кочки - кулачком бьет себя в грудь произнося звук «А»; песок – потирает быстро ладошки друг о друга, изображая звук ссыпающегося песка; болото - ударяет о коленки. Логопед чередует задания. Можно ускорять темп.) Не помнит, как до дома добрался! Закрыл забор (упражнение «Заборчик» ) и лег отдыхать (упражнение «Блинчик» ).
Никогда больше не будет Язычок один так далеко от дома убегать!

Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

Артикуляционная гимнастика необходима детям для развития навыков произношения звуков

Артикуляционная гимнастика – что это такое?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

Ребенку для хорошей дикции и произношения требуются сильные губы и язык, легко меняющие свою позицию. Именно для достижения этого и необходимо заниматься с ним артикуляционной гимнастикой, выполняя специальные упражнения и играя в логопедические игры.

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.


Заниматься гимнастикой для язычка можно с логопедом или дома перед зеркалом

Кому заниматься с малышом?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: ). К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: ). Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.


Цель гимнастики - сделать язычок сильным и подвижным и научить его принимать необходимые для произносимых звуков положения

Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании. Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными. Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

Сделать занятия легче и интереснее для ребенка можно, превратив скучные и непонятные упражнения в веселые игры и истории о приключениях языка, сопровождая их стихами и загадками. Предложите представить ему, что его язычок живет в своем домике (рте), где прячется за высоким забором (зубы). Он ложится спать, смотрит в окошко, выходит на прогулку, превращается в котенка или лошадку, катается на пароходе – так вы можете представить любое упражнение, как увлекательную игру и целую историю о его жизни.

Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно. Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость. Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях. Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха. Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

Упражнения и игры

Игра с язычком - одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.

Примеры упражнений для укрепления языка

Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным. При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту. Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.


Упражнение «Вкусное варенье»

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Изучение звуков «ч», «щ»

Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
  • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.

Упражнение необходимо для звуков: Р, Рь, Ж, Ч, Щ, С, Сь, Ть, Дь, Ц

При выполнении упражнений важно сохранять язык и губы расслабленными и внимательно контролировать дыхание, не допуская его задержки. Повторяем каждое упражнение по 3 – 6 раз.

Изучение звуков «л» и «ль»

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.

Упражнение «Пароход»

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

  • «Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
  • «Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
  • «Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух. Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.