Меню статьи:

Любой читатель, вдумчиво вникающий в легендарный роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», встречается с образами удивительных героев. Одним из таковых является Андрей Болконский, человек незаурядный, с многогранным характером.

Описание Андрея Болконского

«…Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами» – так описывает своего героя Лев Николаевич Толстой при первой встрече читателя с ним на вечере Анны Павловны Шерер. – Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой.

Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно…» Более всего скучал молодой человек, видя лицо своей жены.

Казалось бы, ничто на этом вечере не могло поднять молодому человеку настроения, и оживился он лишь тогда, когда увидел своего друга – Пьера Безухова. Из этого можно сделать вывод, что Андрей ценит дружбу.

Молодому князю Болконскому присущи такие качества, как благородство, уважение к старшим (достаточно проследить, как он любил своего отца, называя его «Вы, батюшка…»), а также образованность и патриотизм.

В его судьбе настанет время тяжелых испытаний, а пока он – молодой человек, которого любит и принимает светское общество.

Жажда славы и последующее разочарование

Ценности Андрея Болконского на протяжении всего романа «Война и мир» постепенно меняются. В начале произведения амбициозный молодой человек во что бы то ни стало жаждет получить человеческое признание и славу как отважный воин. «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно» – восклицает он, желая отправиться на войну с Наполеоном.

Предлагаем ознакомиться с “характеристикой семьи Ростовых” в романе Льва Толстого “Война и мир”

Светская жизнь ему кажется пустой, а молодой человек хочет быть полезным обществу. Сначала он служит адъютантом у Кутузова, но в битве под Аустерлицем получает ранение и попадает в госпиталь. Семья считает Андрея пропавшим без вести, но для самого Болконского это время стало очень важным для переоценки ценностей. Молодой человек разочарован в прежнем своем кумире Наполеоне, увидев его никчемным человеком, радующимся гибели людей.

«В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы и признания – разрушилась, героем овладевают сильные душевные переживания.

Выздоровев, он принимает решение уже не воевать, но посвятить себя семье. К сожалению, так не произошло.

Еще одно потрясение

Следующим ударом для Андрея Болконского стала смерть при родах его жены Елизаветы. Если бы не встреча с другом Пьером Безуховым, который постарался убедить его, что жизнь не окончена, и нужно бороться, несмотря на испытания, герою было бы намного тяжелее пережить такое горе. «Я живу и в этом не виноват, стало быть, надо как-нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти» – сокрушался он, делясь с Пьером своими переживаниями.


Но, благодаря искренней поддержке товарища, убедившего друга, что «надо жить, надо любить, надо верить», герой романа выстоял. В этот сложный период Андрей не только ободрился душой, но и встретил свою долгожданную любовь.

Впервые Наташа и Андрей встречаются в имении Ростовых, куда князь приезжает ночевать. Разочарованный в жизни Болконский понимает, что наконец-то счастье настоящей и светлой любви улыбнулось ему.

Чистая и целеустремленная девушка открыла ему глаза на то, что нужно жить для народа, делать добро для окружающих. В сердце Андрея вспыхнуло новое, до сих пор неведомое ему чувство любви, которое разделяла и Наташа.


Они обручились, и, может быть, стали бы прекрасной парой. Но снова вмешались обстоятельства. В жизни возлюбленной Андрея появилось мимолетное увлечение, приведшее к плачевным последствиям. Ей показалось, что она влюбилась в Анатоля Курагина, и хотя позже девушка раскаялась в измене, Андрей уже не смог простить её и относиться по-прежнему. «Из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её» – признался он своему другу Пьеру. Помолвка была расторгнута.

Смерть Андрея на войне 1812 года

Отправляясь на следующую войну, князь Болкнонский уже не преследует честолюбивых планов. Главной его целью становится защитить Родину и свой народ от напавшего врага. Теперь Андрей воюет рядом с простыми людьми, солдатами и офицерами, и не считает это зазорным. “…Он весь был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и офицерах и ласков с ними. В полку его называли наш князь, им гордились и его любили…” – пишет Лев Толстой, характеризуя своего любимого героя.

Ранение в Бородинском сражении стало фатальным для князя Андрея.

Уже находясь в госпитале, он встречается с бывшей возлюбленной Наташей Ростовой, и чувства между ними вспыхивают с новой силой. “…Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете…” – признается он.

Однако, у этой возрожденной любви нет ни единого шанса, ведь Болконский умирает. Последние дни жизни Андрея преданная девушка проводит рядом с ним.

Он не только знал, что умрёт, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое, далёкое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной лёгкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое…».

Образ и характеристика Андрея Болконского в романе “Война и мир”

3.7 (73.89%) 36 votes

Общие черты характера и жизни Андрея Болконского. Натурой совершенно иного склада, чем Пьер Безухов , является в «Войне и мире » Толстого князь Андрей. В противоположность первому, человеку чувства, а не ума, князь Андрей всю свою жизнь строит на результатах отчетливой, последовательной, ясной мысли и подчиненной ей воли. В то время, как Пьер большей частью безвольно отдается обстоятельствам и упорно ищет устоя и утверждения духовного не в себе, а в окружающем, общаясь со всеми, открывая каждому свою душу, бессознательно веруя в какое-то общее жизненное руководящее начало, – Андрей Болконский обладает сильной волей, чуждается людей, замкнут в самом себе и утверждается на своем личном начале.

У него в голове сложился законченный жизненный план, он знает свои силы, свой ум и волю, и готовится к власти, влиянию, к деятельности, к высокому общественному положению. Рационалистически настроенный, натура трезвая, «головная», князь Андрей считается только с внешними условиями окружающей жизни. Но автор ведет своего героя через целый ряд исключительных переживаний, в течение которых ему раскрывается совершенно иная сторона жизни, и – прежде индивидуалист, замкнутый и одинокий в личном внутреннем мире, – князь Андрей, как и Пьер, приходит к отречению от личного индивидуалистического устоя и признанию высшей руководящей Силы, объединяющей всех людей, к идеям самоотречения и любви.

Андрей Болконский

Силу воли и твердость характера князь Андрей унаследовал от своего отца, русского барина, генерала Екатерининских времен, человека сурового, властного, скрывающего большую нравственную силу за внешним чудачеством и самодурством. Старый князь Болконский сочувствовал материалистической французской философии XVIII века , и можно установить связь между рационализмом сына, князя Андрея, и этой склонностью отца. Унаследовав от него также ясный ум и стремление к широкой деятельности, князь Андрей чувствовал себя неудовлетворенным пустотой светской жизни, выше которой стоял он по своему уму и интересам.

Так же, как и Пьер, он хорошо видел фальшь и ложь этой жизни. Создав себе собственный внутренний мирок, князь Андрей замкнулся в нем, относясь холодно и даже презрительно к людям и общаясь с немногими. В числе этих немногих был Пьер, с которым Андрея Болконского связывала общность умственных интересов. Опять-таки в противоположность Пьеру князь Андрей был занят не отвлеченными вопросами нравственного порядка, но вопросами жизни практической; он любил все умственные построения связывать с их практическим осуществлением. Поэтому ему были чужды такие чисто теоретические умы, как Сперанский , в котором он после недолгого увлечения разочаровался. Здесь также причина того, что князю Андрею трудно было найти применение своим силам в тех областях государственной службы, где царили формализм, теоретичность, где на первом месте были теоретические формулы, а не потребности действительной жизни.

Свои планы широкой деятельности, надежды на славу и возвышение, князь Андрей основывает потом на службе военной; пример героической судьбы Наполеона волнует его воображение. Чувствуя за собой большой запас нерастраченных сил, волю и ум, князь Андрей видел для себя возможность твердо и полно осуществить намеченные цели и добиться всего, чего он хотел. Но именно ум, нравственная брезгливость и широкие цели отвращали его от многих путей служебной карьеры, на которых успевали карьеристы и хищники. Когда же побывал он на поле Аустерлицкой битвы , то поблекли и его представления об обаянии войны и о военной славе .

Чувство личности. Отличительными чертами Андрея Болконского являются сила воли и властное чувство личности, индивидуалистическая замкнутость его в самом себе и отрешение его личности от всего окружающего. Князь Андрей обнаруживает склонность всегда анализировать свои чувства и впечатления, погружаться в самого себя, жить интересами своего внутреннего мира, считаться как с самым существенным, с фактами своей внутренней жизни. Новое впечатление, поразившее его душу и открывшее какую-либо незамеченную раньше сторону жизни, становится определяющим для его дальнейшего поведения, для всего уклада его существования.

Нравственные поиски князя Андрея в «Войне и мире»

Не внешние факты влияют на его жизнь, а внутренние факты личного духовного сознания. Так, увидев на поле Аустерлицкой битвы ничтожную роль личности в деле войны и громадную власть сил стихийных, не зависящих от личной воли, а главное, почувствовав в виду близкой смерти от раны мелочность своих прежних честолюбивых целей и всего людского муравейника перед впечатлением вечного покоя вселенной, обнимающего и живых и мертвых, – князь Андрей, выздоровев, отрекается от прежних целей и уединяется в своей деревне.

Воля. Сила его воли обнаруживается в той неуклонности, с какой он немедленно осуществляет принятые решения, часто вопреки своему же чувству. Так, почувствовав разногласие свое со Сперанским, разочаровавшись в его деятельности , князь Андрей покидает путь к блестящей служебной карьере, которая ему открывалась. Принимаясь за что-либо, будь то управление полком, или осуществление намеченных в деревне реформ, он настойчиво и терпеливо добивается всего, что было им намечено.

Ещё по теме...

  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 9 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 8 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 7 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 6 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 5 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 4 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 3 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 2 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 2, глава 1 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 9 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 8 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 7 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 6 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 5 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 4 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 3 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 2 – краткое содержание
  • Война и мир. Эпилог, часть 1, глава 1 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 20 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 4, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 3, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 19 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 18 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 17 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 2, глава 10 – краткое содержание
  • Разговор князя Андрея с Пьером на пароме («Война и мир»)
  • Разговор князя Андрея с Пьером в Богучарово («Война и мир»)
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 16 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 15 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 14 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 13 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 12 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 11 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 4, часть 1, глава 10 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 3, часть 3, глава 34 – краткое содержание
  • Война и мир. Том 3, часть 3, глава 32 – краткое содержание

На страницах романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» можно встретить множество разнообразнейших и любопытнейших персонажей с литературной точки зрения. Положительных и отрицательных, обладающих своими сильными и слабыми сторонами, одним словом – самых обыкновенных людей, которых множество в любом городе и в любой стране мира. Однако одного героя романа мне хотелось бы выделить отдельно – безусловно, Андрея Болконского.

Болконский – человек глубокий, чрезвычайно умный, гордый и целеустремлённый. Он не боится открыто высказывать своё мнение и способен отстаивать его, а решив что-либо сделать, всегда идёт до конца, не откладывая дело на половине пути. Болконский рассудителен и рационален, он не склонен к опрометчивым поступкам или нецелесообразным действиям, и эта цельность его образа, безусловно, притягивает и восхищает и читателей, и многих других героев произведения.

Во время военных действий Андрей Болконский раскрывает себя не только в качестве образованного и умного человека, обладающего трезвым рассудком, но ещё и как мудрого бойца, способного проявить и хладнокровие, и пойти на верную смерть, не опасаясь за сохранность собственной жизни. С поля боя Болконский возвращается изменившимся – разочарованном в своём кумире, Наполеоне, осознающим потребность не только в постоянном саморазвитии, но и в желании помочь своей родине выиграть войну – пусть даже ценой собственной гибели. В герое просыпается истинный патриотизм, который заключается именно в любви к своей родине и безудержном стремлении помогать ей, не создавая себе ни кумиров, ни человеческих идеалов.

На мой взгляд, Андрей Болконский объединяет в себе все самые лучшие качества, которые можно представить и в мудром мужчине, и в отважном бойце, и в любящем человеке. Он готов пожертвовать собой ради великой цели, философски относится к жизни, а в то же время способен и глубоко любить, и искренне дружить, и признавать свои ошибки, и прощать других людей, что раскрывает его как человека необычайного великодушия и доброты.

Я полагаю, что в своём романе Лев Николаевич Толстой стремился показать читателям, каким должен быть настоящий герой. Безусловно, образ Андрея Болконского нельзя назвать идеализированным – он такой же человек, как и каждый из нас, склонный и к самоанализу, и к некой неуверенности, и к душевным терзаниям, однако в нём есть внутренний стержень, который можно назвать и силой воли, и твёрдым характером, и железной волей. Именно это позволяет Болконскому идти своим путём, восхищая и вдохновляя других людей, показывая, как важно и как правильно быть хорошим человеком, живущим в гармонии со своей совестью и со своим сердцем.

Вариант 2

Болконский является одним из основных персонажей произведения, на примере которого писатель знакомит читателей с судьбами русских людей во время русско-французской войны.

Отправляясь на военное сражение, Болконский мечтает обрести воинскую славу и людскую любовь, поскольку светская жизнь ему кажется пустой и никчемной, а офицерская служба открывает перед ним радужные перспективы и возможность реализовать свои амбиции.

Служа у Кутузова адъютантом и получив ранение, Андрей переосмысливает собственную жизнь и приоритеты в ней, он жестоко разочарован в Наполеоне, которого ранее считал великим полководцем и преклонялся перед его воинскими подвигами, а сейчас видит мелким, ничтожным, никчемным человеком. Оправившись от ранения, Болконский принимает решение оставить службу и посвятить жизнь семье, но его ждет нерадостная весть о том, что жена умерла при родах.

С помощью поддержки друга, Пьера Безухова, который убеждает Андрея продолжать жить дальше и бороться с мучительными страданиями, Болконский восстанавливается после жизненного удара и встречает свою истинную любовь в лице чистой, юной и целеустремленной Наташи Ростовой. Влюбленные обручаются, но случайный флирт Наташи, который Болконский не может понять и простить, приводит к их расставанию и расторжению помолвки.

Андрей снова возвращается на место боевых действий, уже не имея честолюбивых планов в отношении своих воинских почестей, его основное желание – защита родной земли и русских людей от французских захватчиков. На фронте Болконский не чурается простых людей, заботится о сослуживцах, люди гордятся своим офицером, восторгаются и любят его.

Во время Бородинского сражения князь Андрей Болконский получает тяжелое ранение, которое становится для него смертельным. Смерть Андрей принимает спокойно, она его не пугала. Князь умирает с сознанием выполненного долга перед родиной, мыслями о прожитой не зря жизни и пережитой настоящей искренней любви. Видя перед кончиной снова свою возлюбленную и прощая ее за измену, Болконский ощущает вновь, то восторженное чувство возрожденной любви, у которой уже нет будущего, но Андрей все равно счастлив, ведь впереди у него дорога в вечность.

Сочинение Образ Андрея Болконского

Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать развитие внутреннего мира каждого своего героя. Читая Толстого, начинаешь лучше понимать двойственную природу человеческой души и учишься осознавать последствия своих поступков заранее. Одно неосторожное слово может разрушить чью-то жизнь, а за минутную слабость придется расплачиваться долгие годы.

Моим самый ценным литературным образом является благородный князь Андрей Болконский. Он человек слова, человек чести и человек действия. Толстой удостоил его недолгой, но яркой жизнью. По праву рождения князь Андрей принадлежал к элите общества. Он был хорош собой, умен, образован, имел красавицу жену и все сопутствующие блага высшего света. Но это не радовало молодого Болконского, он считал такую жизнь скучной, лишенной смысла. Он грезил великими делами, способными принести пользу всей стране, поэтому при первой же возможности отправился на войну.

Военная обыденность, лишенная светского лицемерия и праздной мишуры, позволяет рассмотреть князя Андрея, как настоящего человека, имеющего твердый характер и цельную натуру. Он герой, он патриот. Но предельно-цельное мировоззрение князя, выстроенное долгими годами, рушится в одно мгновение. Его разрушает небо. Вечное небо над полем боя, безмятежное небо над раненным героем. И все логические конструкции ломаются, заставляя Андрея Болконского строить новую теорию своего бытия. Это так по-толстовски, взять и одним кадром разрушить все прежние жизненные ориентиры героя. А дальше, после войны, будет мир.

Прекрасный мир, в котором есть надежды, любовь и юная Наташа. Она молода настолько, что еще не видела ни войны, ни бала. Она является логичным продолжением синего неба, которое рассказало князю о новой жизни, о новом мире, где есть другие простые человеческие смыслы. Не только аристократичная публика, но и обычные люди. Болконский увлекается реформаторской деятельностью, но бюрократическая машина быстро разочаровывает масштабно-мыслящего князя. К тому же мирная утопия Андрея Болконского разрушается невинной Наташей Ростовой.

Это предательство больно ранило благородного князя. Последние душевное равновесие далось князю Андрею самой высокой ценой. На смертном ложе он приходит к целой охапке новых чувств, которые позволяют ему научиться прощать. Ухаживает за смертельно больным Андреем повзрослевшая, познакомившаяся с предательством и войной, Наташа.

Почему Толстой решил убить моего любимого героя для меня осталось загадкой. Видимо, чтобы подчеркнуть, что человек не может жить в слишком контрастном мире черно-белого мышления. Потомучто жизнь находится именно в отрезках между войной и миром, где нужно уметь прощать, находить компромиссы или отвечать за свои мысли по всей строгости.

Несколько интересных сочинений

  • Аленький цветочек - анализ сказки Аксакова

    Сюжет Аленький цветочек повествует о семье без матери, в которой остались трое девочек с отцом, загруженный бытовыми делами. Не успевая в воспитание, он пытается пополнить любовь и заботу

    Произведение по жанровой направленности относится к романтическим сочинениям писателя, рассматривающим взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

Одной из самых незаурядных и многогранных личностей в романе Толстого «Война и мир» является образ блестящего русского князя и офицера Андрея Болконского.

На протяжении романа он оказывается в различных жизненных ситуациях: теряет молодую жену, участвует на войне с французами, переживает тяжелый разрыв с молоденькой невестой и несбывшейся женой Ростовой, в самом конце умирает от смертельной раны, полученной на поле боя.

Характеристика героя

("Князь Андрей Болконский", эскизный портрет. Николаев А. В., иллюстрация к роману Л.Н. Толстого "Война и мир", 1956 )

Князь Андрей — молодой русский дворянин и офицер, отличается красивой внешностью и статной фигурой. Его первая встреча с читателями происходит в салоне Анны Шерер, куда он приходит с женой, племянницей Кутузова. Он имеет скучающий и отстраненный вид, оживляющийся только после встречи со старым знакомым Пьером Безуховым, дружбой с которым он очень дорожил. Его взаимоотношения с женой весьма натянуты и прохладны, они живут словно чужие друг другу люди. Он устал от пустой светской жизни, которая так близка его молодой и неискушенной жене, и не видит в ней никакого смысла.

Тщеславный и амбициозный князь, желая почестей и славы, отправляется на войну. Там он ведет себя совсем по-другому, здесь раскрываются такие качества как смелость, благородство, выдержка, ум и великое мужество. Получив тяжелейшее ранение в битве под Аустерлицем и осознав всю быстротечность жизни и свое бессилие и ничтожество перед вечностью, он полностью меняет свои жизненные позиции.

Разочаровавшись в ратном деле, как и в своем бывшем кумире Наполеоне, князь решает посвятить всего себя семье. Однако этому не суждено сбыться, приехав в имение он застает жену на смертном ложе в результате тяжелейших родов. Андрей Волконский, которого семья уже не чаяла увидеть в живых, остается с новорожденным сыном Николенькой на руках, разбитыми мечтами о счастливой семейной жизни и опустошенным от горя и печали сердцем. Он ощущает свою вину перед умершей женой и жалеет, что не был ей хорошим мужем при жизни.

Встретив и полюбив чистую и открытою душой и сердцем молоденькую Наташу Ростову, Болконский оттаивает и понемногу начинает проявлять интерес к жизни. Обычно он холоден и сдержан в эмоциях, по натуре он закрытый человек, держащий свои эмоции в узде, и только с Наташей раскрывается по-настоящему и показывает свои истинные чувства. Графиня Ростова отвечает ему взаимностью, происходит обручение и не за горами свадьба. Однако, будучи примерным сыном, уважающим мнение старших, он по настоянию отца, который был против его брака, уезжает на некоторое время за границу. Легко увлекающаяся натура и еще совсем молоденькая невеста влюбляется в молодого повесу Курагина, и князь, не сумевший простить измену, порывает с ней.

Опустошенный и раздавленный её предательством Волконский,желая загасить душевные раны уезжает обратно на войну. Там он уже не ищет славы и признания, движимый душевным порывом он просто защищает свою Отчизну и как может облегчает нелегкую солдатскую жизнь.

Получив смертельное ранение в Бородинском сражении, он попадет в госпиталь, и там встречает любовь всей своей жизни Наташу Ростову. Перед смертью он успевает признаться ей в своих чувствах и великодушно прощает и обидчика Курагина, и ветреный и бездумной поступок девушки, который разрушил жизнь их обоих. Наконец он понимает истинный смысл любви, их соединяющей, но уже слишком поздно...

Образ главного героя

(Вячеслав Тихонов в роли Андрея Болконского, художественный фильм "Война и мир", СССР 1967 )

Возможно если бы в момент второй встречи Ростовой и Болконского на тот момент не было бы войны между Россией и Францией. Все кончилось бы счастливым финалом и их свадьбой. И может быть брак так горячо влюбленных сердец был бы идеальным символом семейных отношений. Но человеку издавна присуще истреблять себе подобных и всегда на войне гибнут самые благородные и яркие представители своего Отечества, которые могли бы в дальнейшем принести немалую пользу своей стране, но этого не суждено им сделать.

Лев Толстой не зря проводит своего героя Андрея Волконского через тяжелые испытания и мучения, ведь они подняли его на вершину духа, показали ему путь достижения гармонии с другими людьми и мира с самим собой. Очистившись от все пустого и неискреннего: гордыни, ненависти, эгоизма и тщеславия, он открыл для себя новый духовный мир, полный чистых помыслов, добра и света. Он умирает счастливым человеком на руках своей возлюбленной полностью приняв мир каким он есть и в полной гармонии с ним.

Андрей Болконский. Осипова Д. 10 Б Внешность. «Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее…» Андрей Болконский - сын состоятельного, почитаемого и уважаемого обществом вельможи екатерининской эпохи. Андрей - образованнейший человек своего времени. Негативно относится к светскому обществу.Он любит труд, стремится к полезной деятельности Чтобы переменить образ жизни, он едет на войну - его манит военная слава. Его герой - Наполеон, и он хочет завоевать свой Тулон. На Аустерлицком поле тяжело раненный, он смотрит в бездонное небо, которое будто говорит о никчемности его желаний. Андрей разочарован. На поле сражения он увидел своего кумира, который показался ему маленьким и ничтожным человечком в сером сюртуке, любующимся множеством погибших. Болконский тяжело пережил это разочарование. Решает жить только для себя и больше не служить. Занимается благоустройством своей усадьбы. Отпустив на волю 300 крепостных, остальным барщину заменил оброком. В помощь женщинам выписал в Богучарово ученую бабку, поручил священнику за жалованье обучать крестьянских детей. Работал над составлением нового воинского устава. Убедился в бесполезности своей деятельности в условиях существующего режима, когда встретился с Аракчеевым и Сперанским. Предлагает ей руку и сердце, но откладывает по настоянию отца их женитьбу на год и уезжает за границу. Незадолго до возвращения князь Андрей получает от невесты письмо с отказом. Причина отказа - роман Наташи с Анатолем Курагиным. Такой поворот событий становится тяжёлым ударом для Болконского.
Под влиянием поездки в Отрадное, встречи с Наташей Ростовой Андрей Болконский возвращается к активной жизни, понимая, что в 30 лет она еще не заканчивается. Другое восприятие жизни он открывает в любви к Наташе Ростовой. Чтобы заглушить боль от разочарования в любимой им женщине князь Андрей полностью посвящает себя службе. Личная слава больше не манила его. Он понимал, что как дворянин, любящий родину, он должен быть там, где трудно, где он более всего полезен. Участвует в войне 1812 года против Наполеона. Во время Бородинского сражения получает ранение.Случайно встречается с семьей Ростовых, и те берут его опеку на себя. Наташа, не переставая винить себя в измене жениху и осознавая, что всё ещё любит его, просит прощения у Андрея, в доме у Ростовых.После измены Наташи его любовь к ней не угасла до конца его жизни, когда он понял страдания Наташи и простил ее. Способность на глубокое чувство дополнял его внутреннее богатство, его душевную красоту Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни. Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен". Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом.