Каждый год в начале ноября экспертный совет «Золотой маски» объявляет список претендентов на самую престижную российскую премию в области театра. Традиционно этот список, каким бы он ни был, вызывает бурю противоречивых эмоций в профессиональной театральной среде. В него входит около сотни избранных драматических, балетных, оперных, кукольных, танцевальных и экспериментальных спектаклей со всей страны, поставленных в прошлом сезоне. О том, как устроен самый масштабный театральный фестиваль страны, можно .

Скандалы и бойкот

Спектакль Кирилла Серебренникова «Машина Мюллер» в «Гоголь-центре» экспертами «Золотой маски» не рассматривался по требованию режиссера.

© «Гоголь-центр»

1 из 2

«Князь» в «Ленкоме». Режиссер - Константин Богомолов. В программе «Золотой маски» не участвует.

© Михаил Метцель/ТАСС

2 из 2

Экспертный совет «Золотой маски» сезона 2015–2016 года в принудительном порядке был сформирован при участии Министерства культуры. Наряду с профессионалами в него вошли одиозные конъюнктурные персонажи, из-за чего поднялся шум . На структурные изменения фестиваля оперативно отреагировали режиссеры Кирилл Серебренников и Константин Богомолов. Почти одновременно на своих страницах в фейсбуке они объявили об отказе участия в «Золотой маске» «из соображений гигиены» . Таким образом в списке номинантов 2017 года нет двух самых заметных московских спектакля прошлого сезона: Серебренникова и Богомолова. Вопреки ожиданиям нет среди номинантов и кромешного ужаса. Ни одного спектакля по , ничего похожего на или военно-патриотическую .

Хедлайнеры

«Три сестры». Режиссер - Тимофей Кулябин. Театр «Красный факел», Новосибирск.

© Фрол Подлесный

1 из 5

«Травиата». Режиссер - Роберт Уилсон. Пермский театр оперы и балета.

2 из 5

«Гамлет». Режиссер - Лев Додин. МДТ, Санкт-Петербург.

3 из 5

«Гроза». Режиссер - Андрей Могучий. БДТ им. Товстоногова, Санкт-Петербург.

© БДТ им. Товстоногова

4 из 5

Евгения Симонова в спектакле «Русский роман». Режиссер - Миндаугас Карбаускис. Театр им. Маяковского

© Театр им. Маяковского

5 из 5

Хоть без спектаклей Серебренникова и Богомолова «Золотая маска» как торт без вишенки, в списке номинантов собраны, кажется, взаправду все самые видные события со всей страны плюс несколько темных лошадок и новых имен. Здесь феноменальные новосибирские «Три сестры» Тимофея Кулябина, сыгранные на жестовом языке; холодная пермская «Травиата» Роберта Уилсона; петербургский «Гамлет» Льва Додина с Данилой Козловским; костромской документальный стендап-танец «The Marusya» компании Dialogue Dance; зрелищный мюзикл «Биндюжник и король» Романа Феодори из Красноярска; квантовый эксперимент Дмитрия Волкострелова «Поле». В номинации «Работа режиссера» встречаются аж 28 человек, среди которых, в общем-то, почти все, кто вам может прийти в голову: от Дмитрия Крымова и Сергея Женовача до Андрея Могучего и Юрия Погребничко. В актерских номинациях за исключением Данилы Козловского и Ксении Раппопорт почти сплошь новые имена и преимущественно театральные артисты. Особая отрада - наличие в списке номинантов на лучшую женскую роль Евгении Симоновой, с размахом и достоверно переживающей несусветную душевную катастрофу в «Русском романе» Миндаугаса Карбаускиса в Театре им. Маяковского.

Новая номинация - «Работа драматурга»

Драматург - это не всегда автор пьесы. Все чаще драматург в современном театре становится соавтором спектакля; он работает с режиссером на репетициях или пишет текст для исполнения в конкретном месте конкретными актерами. До этого года работа драматурга не выделялась экспертными советами «Золотой маски» в отдельную номинацию; и вот это случилось - и это здорово. Пионерами номинации стали Наталья Ворожбит («Саша, вынеси мусор»), Марюс Ивашкявичус («Русский роман») и тандем Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской («Мирение. Телеутские новеллы»).

Лучший дирижер

Павел Клиничев - доцент МГК им. Чайковского

© Сергей Карпов/ТАСС

В истории фестиваля уже бывало, когда в дирижерской номинации оказывался один претендент (Борис Нодельман, 2014 год). В этом году в номинации «Балет/Работа дирижера» представлены три претендента, и все они - Павел Клиничев. Соревноваться будут спектакли, в которых востребованный маэстро блистает за пультом: «Ромео и Джульетта» в Екатеринбургском театре оперы и балета, «Ундина» и «Вариации на тему Франка Бриджа» Большом театре.

География

Широта географии премии впечатляет: Шарыпово («Жили-были»), Хабаровск («Дознание»), Норильск («Дядя Ваня»), Глазов («Процесс»), Новокуйбышевск («Корабль дураков»), Астрахань («Осуждение Фауста») - и это только половина списка редких гостей «Золотой маски». Список дает понимание, что по всей территории страны рассеяны команды современного танца, авторские театры кукол, оперно-балетные театры мирового уровня, визионеры и культуртрегеры, экспериментаторы и мастера старой школы. Такого разнообразия и изобилия не может позволить себе ни одна страна в мире.

Готовы посмотреть вам в глаза в лучший день лета - 3 августа, на Пикнике «Афиши» . The Cure, Pusha-T, Баста, Gruppa Skryptonite, Mura Masa, Eighteen - и это только начало.

Премия 2017 года стала самой большой по количеству участников

Актер Данила Козловский, ставший лауреатом в номинации "Драма/Мужская роль", на торжественной церемонии вручения премии "Золотая маска"

Москва. 19 апреля. сайт - Андрей Могучий, Данила Козловский, Теодор Курентзис стали лауреатами 23-й Российской Национальной театральной премии "Золотая маска", церемония присуждения которой прошла в среду в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.

"За 23 года это была самая большая "Маска" - больше чем за три месяца у нас было более 220 показов спектаклей, включая все проекты, конкурсную и внеконкурсную программу. Главное назначение "Маски" - актуализация театрального пространства всей России", - отметила директор фестиваля Мария Ревякина.

Она также вспомнила Георгия Тараторкина, скончавшегося в феврале 2017 года, который более 20 лет возглавлял "Золотую маску". "Что значит преданность своему делу, что значит понимать и принимать людей театра, прощать и любить их, Георгий Георгиевич знал точно. Он с равным интересом смотрел и столичные спектакли, и постановки из регионов. Была такая премия - "За честь и достоинство". И поистине, Георгий Георгиевич был человеком чести и достоинства, внутреннего аристократизма", - сказала Ревякина.

Председатель жюри "Драматический театр и театр кукол", худрук Российского академического Молодежного театра (РАМТ) Алексей Бородин рассказал "Интерфаксу", что в представленных в этом сезоне работах прослеживается тенденция поисков. "Это поиски в разных направлениях. И мне кажется, это хорошо", - сказал он.

Отвечая на вопрос, оказали ли дискуссии о цензуре влияние на атмосферу в театральной среде, Бородин отметил, что, на его взгляд, подобные дискуссии только освобождают людей. "Все реагируют сейчас на это (дискуссии о цензуре - ИФ) абсолютно спокойно и даже, может быть, в какой-то степени все эти разговоры провоцируют на какое-то творчество, которое свободно", - выразил уверенность худрук РАМТа.

"Золотую маску" в номинации "Лучший спектакль в драме. Большая форма" получил "Русский роман" театра имени Вл.Маяковского, а лучшим драматическим режиссёром стал Андрей Могучий ("Гроза" Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова).

За лучшую мужскую роль в драме жюри отметило Данилу Козловского ("Гамлет" Малого драматического театра - театра Европы), а за женскую - Евгению Симонову (Софья Толстая в "Русском романе" московского театра имени Вл.Маяковского).

Лучшей оперной постановкой стала "Роделинда" Большого театра, а Теодора Курентзиса назвали лучшим дирижером в опере ("Травиата" пермского театра и балета имени П.И.Чайковского).

Лучшим балетным спектаклем признали "Ромео и Джульетту" Театра оперы и балета Екатеринбурга, а лучшим дирижёром стал Павел Клиничев. В этой номинации было представлено три работы, над каждой из которых работал Клиничев. Жюри отметило его "Ундину", представленную в ГАБТе.

Первым в номинации "Оперетта/Мюзикл" стал "Биндюжник и король" Красноярского театра юного зрителя.

Лауреатом премии Союза театральных деятелей (СТД) за выдающийся вклад в развитие театрального искусства стали Айгум Айгумов, Ирина Богачева, Андрей Борисов, Резо Габриадзе, Георгий Котов (скончавшийся в марте 2017 года), Николай Мартон, Олег Табаков, Владимир Этуш.

"Золотая маска" учреждена в 1993 году Союзом театральных деятелей РФ как профессиональная премия за лучшие работы сезона во всех видах театрального искусства.

Всего на участие в 23-й "Маске" было подано более 900 заявок - в отборе принимали участие 130 городов, 614 драматических спектаклей и 325 постановок музыкальных спектаклей.

На сцене Академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ) началась церемония вручения театральной премии «Золотая маска». В итоговый список номинантов в этом сезоне вошли 28 драматических спектаклей «большой» и «малой» формы, 13 опер, пять балетов и девять спектаклей современного танца, четыре спектакля в жанре «оперетта/мюзикл», а также восемь кукольных спектаклей.

Лауреатом премии в номинации «Лучший спектакль в оперетте-мюзикле» стал «Биндюжник и король» (Театр юного зрителя, Красноярск). Лучшую женскую роль в оперетте-мюзикле сыграла Мария Биорк - она награждена за роль Сони в спектакле «Преступление и наказание» (Театр мюзикла). Премию за лучшую мужскую роль в этой категории получил Виктор Кривонос за роль в спектакле «Белый. Петербург» (Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург). Лучшую роль второго плана в оперетте-мюзикле сыграл Владимир Гальченко из Театра драмы в Самаре. Лучшим режиссером в этой категории стал Роман Феодори из Театра юного зрителя в Красноярске, а дирижером - Андрей Алексеев из Театра музыкальной комедии в Санкт-Петербурге.

Лучшим спектаклем в балете назван «Ромео и Джульетта», поставленный в Театре оперы и балета Екатеринбурга. Награду «лучшая мужская роль» получил Игорь, сыгравший Меркуцио в этой постановке. Лучшим дирижером стал Павел Клиничев - он удостоился премии за работу «Ундина» на музыку Ханса Вернера Хенце (Большой театр, Москва). Виктория Терешкина сыграла лучшую женскую роль в спектакле «Скрипичный концерт № 2» (Мариинский театр, Санкт-Петербург), Антон Пимонов получил награду за этот же спектакль в номинации «Лучшая работа балетмейстера/хореографа». Премию в номинации «Лучший спектакль в современном танце» получила работа «Все пути ведут на Север» (театр «Балет Москва»).

Награду как лучший дирижер в опере получил Теодор Курентзис за спектакль «Травиата» в Театре оперы и балета имени Чайковского в Перми. Лучшим режиссером стал Ричард Джонс (опера «Роделинда», Большой театр»). Награда в номинации «Лучший спектакль в опере» также досталась «Роделинде». Премию за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова (Виолетта Валери в «Травиате» Театра оперы и балета имени Чайковского в Перми), а за лучшую мужскую роль - Липарит Аветисян за (Шевалье де Грие в оперетте «Манон» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве). В номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» награду завоевал Эдуард Артемьев.

Лучшим драматическим актером был признан Данила Козловский за роль Гамлета в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга. Лучшей драматической актрисой стала Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле «Русский роман» Театра имени Маяковского Лучшим режиссером второй год подряд стал Андрей Могучий - он награжден за спектакль «Гроза» в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Приз за лучшую женскую роль второго плана в драме получила Елена Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке «Ворон», а за лучшую мужскую - Хольген Мюнценмайер (Дьякон в спектакле «Жили-были» Драматического театра Шарыпово).

Президент России Владимир Путин направил приветствие участникам, организаторам и гостям церемонии вручения премии. Глава государства отметил вклад «Золотой маски» в поддержку театров, выразил уверенность, что вручение премии предоставит участникам возможность обсудить актуальные проблемы и обменяться накопленным опытом. Также господин Путин поздравил лауреатов с заслуженным успехом и пожелал всем присутствующим удачи и вдохновения для воплощения в жизнь намеченных планов и замыслов.

"Золотая маска 2017": Данила Козловский, Елизавета Боярская, другие герои вечера и полный список лауреатов

Вчера на сцене московского Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко состоялась 23-я церемония вручения наград "Золотая маска". Число номинантов на национальную театральную премию было рекордным - 213 режиссеров, актеров, художников, композиторов, драматургов. Гостями главной театральной премии страны стали Елизавета Боярская, Евгений Миронов, Евгений Табаков, Анна Чиповская, Ингеборга Дапкунайте и многие другие. Лауреатами премии стали актеры Данила Козловский и Евгения Симонова, режиссер Андрей Могучий, дирижер Теодор Курентзис. Всего в рамках фестиваля "Золотая маска 2017" были показаны 74 спектакля из 25 городов России.

Данила Козловский стал лучшим драматическим актером за главную роль в спектакле "Гамлет" Малого драматического театра в Петербурге, а лучшей драматической актрисой - Евгения Симонова, сыгравшая в спектакле "Русский роман" Театра имени Маяковского.

Владимир Мишуков Дмитрий Брусникин

Лучшим режиссером снова стал Андрей Могучий - он был отмечен за работу над спектаклем "Гроза" в петербургском Большом драматическом театре имени Товстоногова. В прошлом году награду лучшего режиссера также забрал Могучий - за спектакль "Пьяные".

Теодор Курентзис был признан жюри лучшим дирижером за оперу "Травиата" в пермском театре оперы и балеты имени Чайковского.

Гостья премии Елизавета Боярская поделилась впечатлениями от "Золотой маски" на своей страничке в социальной сети Instagram.

Вчера Данила получил "Золотую Маску" в номинации "Лучшая мужская роль" за Гамлета! Как же я бесконечно рада! Не мог не получить, он блистательно, неистово и страстно живет эту роль! Лучший из лучших партнеров, самый добрый и отзывчивый человек, верный, заботливый друг, преданный ученик, ответственный, талантливейший, уникальный, чуткий, тонкий артист, любимый однокурсник! Редкой души человек! Заслуживает всего самого лучшего и доброго! Поздравляю от всего сердца! Ура!

Елизавета Боярская на вечере "Золотая маска-2017"

"Золотая маска-2017" Надежда Павлова (опера)

Премии Союза театральных деятелей за выдающийся вклад в развитие театрального искусства получили Олег Табаков, Владимир Этуш, Резо Габриадзе, Николай Мартон, Айгум Айгумов, Ирина Богачева, Андрей Борисов, Георгий Котов (посмертно).



Полный список лауреатов премии "Золотая маска-2017":


Лучшим большим драматическим спектаклем стал "Русский роман" московского Театра им. Маяковского.

Лучшим драматическим спектаклем малой формы жюри признали "Магадан/Кабаре", Театр "Около дома Станиславского", Москва.

Награду за лучшую драматическую роль второго плана присвоили Елене немзер, за спектакль "Ворон", Александринский театр в Санкт-Петербурге.

Лучшим драматическим актером стал Хольгер Мюнценмаейр за роль Дьякона в спектакле "Жили-были" Драматического театра, Шарыпово.

Лучшим драматическим художником жюри назвали Николая Рощина, спектакль "Ворон", Александринский театр в Санкт-Петербурге.

Елена Соловьева получила награду как лучшая художница по костюмам, спектакль "Корабль дураков", Театр "Грань", Новокуйбышевск.

Александр Мустонен получил награду как лучший художник по свету. Спектакль "Плешивый Амур", Московский театр юного зрителя.

Лучшим драматургом назван Марюс Ивашкявичюс за "Русский роман", Театр им. Маяковского, Москва.

Лучший кукульный спектакль - "Колино сочинение", продюсерский центр "КонтАрт", Санкт-Петербург.

Лучший режиссер по куклам Наталья Пахомова, "Сказка с закрытыми глазами", "Ёжик в тумане", Московский театр кукол.

Лучшим художником по куклам стал Виктор Антонов, "Железо", Театр кукол Республики Карелии, Петрозаводск.

Награду за куклу (работа актера) получила Анна Сомкина и Александр Балсанов, "Колино сочинение", Продюсерский центр "КонтАрт".

Специальную премию жюри Драматического театра и театра кукол получили Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина - актеры спектакля "По ту сторону занавеса", Александринский театр, Санкт-Петербург.

Лучший актерский ансамбль - в спектакле "Три сестры", театр "Красный факел", Новосибирск.

Лучший режиссер оперы - Ричард Джонс "Роделинда", Большой театр, Москва.

Надежда Павлова получила награду как лучшая оперная певица "Травиата", Театр оперы и балета им. Чайковского, Пермь.

Лучшая мужская роль в опере - Липарит Аветисян, "Манон", Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Москва.

"Лучший спектаклем в балете" назван "Ромео и Джульетта", поставленный в Театре оперы и балета Екатеринбурга.

Лучший танцевальный спектакль "Все пути ведут на север", Театр "Балет Москва", Москва.

Павел Клиничев получил "Золотую маску" как дирижер в балете. Он был единственным претендентом на эту награду - за три разных спектакля, приз ему принесла "Ундина" Большого театра.

Две "Золотые маски" получил спектакль "Скрипичный концерт №2", Мариинский театр, Петербург: за работу балетмейстера/хореографа награжден Антон Пимонов, за лучшую женскую роль - Виктория Терешкина.

Награду за лучшую балетную постановку получил спектакль "Ромео и Джульетта" (хореограф Вячеслав Самодуров, Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета), "Золотую маску" также получил исполнитель партии Меркуцио Игорь Булыцын.

Спектакль красноярского ТЮЗа "Биндюжник и король" получил "Золотую маску" как лучший мюзикл, а "Лучшим режиссером в оперетте-мюзикле" стал красноярский режиссер Роман Феодори.

"Золотую маску" получил дирижер Андрей Алексеев за "Белый. Петербург", Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург.

"Золотую маску" получила Мария Биорк за женскую роль в оперетте-мюзикл "Преступление и наказание", Театр мюзикла, Москва. А "Золотая маска" за лучшую мужскую роль в оперетте досталась Виктору Кривоносову.

"Золотую маску" за лучшую роль второго плана в оперетте получил Владимир Гальченко, Театр драмы им. Горького, Самара.

Лучшим композитором стал Эдуард Артемьев "Преступление и наказание", Театр мюзикла, Москва.

"Золотую маску" как лучший художник в музыкальном театре получила Этель Иошпа.

Елена Турчанинова стала лучшим художником по костюмам, а лучшим художником по свету признан Робер Уилсон.

Специальную премию жюри музыкального театра получил спектакль "Геракл", Башкирский театр оперы и балета, Уфа и спектакль "the_Marusya", Кострома.

19 апреля закончился ежегодный фестиваль «Золотая маска». Итогом фестиваля стала торжественная церемония вручения Российской национальной театральной премии. На сцене Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича‑Данченко огласили результаты, которые отчасти повергли в шок, отчасти были предсказуемы и не предугадывались разве что людьми, не связанными никак с театральным миром. Кратко опишем результаты «Золотой маски» 2017 года.

«В опере больше всего наград собрал пермский Театр оперы и балета им. П. И. Чайковского и московский Большой театр»

И если большое количество наград в коллекции Большого является почти традицией любой премии, то пермский театр вырвался в лидеры относительно недавно. Так на Урал отправились сразу несколько наград. Скандальная опера «Травиата», которую из-за акустических моментов не смогли привезти в Москву (в рамках конкурса все конкурсанты из разных городов России привозят свои постановки на московские сцены) и которую в итоге жюри оценивало в стенах родного театра, принесла заслуженные плоды. Теодор Курентзис – дирижер-экспериментатор– стал благодаря этой постановке победителем в номинации опера/работа дирижера, исполнительница главной партии Виолетты Валери – Надежда Павлова –одержала победу в номинации опера/женская роль. За пермскую «Травиату» лучшей работой художника по свету в музыкальном театре был признан Роберт Уилсон.

Второй оперой, заслуженно получившей звание лучшей и одержавшей победу в номинации опера/спектакль, стала «Роделинда» – совместная постановка двух крупнейших театров: Большого театра и Английской национальной оперы, премьера Большого 2015 года. Барочная музыка под управлением чуткого и проницательного дирижера Кристофера Мулдса смогла не только очаровать зрителей Большого театра, но и оставить неравнодушными жюри конкурса. За постановку этой оперы в номинации опера/работа режиссера награду получил Ричард Джонс.

Не оставили без наград и другие оперные премьеры прошлого года: Липарит Аветисян стал лучшим в номинации опера/мужская роль за партию Шевалье де Грие в опере «Манон» Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича‑Данченко, Этель Иошпа стал победителем в номинации работа художника в музыкальном театре за оперу «Саломея», включенной в репертуар московской «Новой оперы».

«В сфере балета блистал другой уральский город – Екатеринбург в паре с Санкт-Петербургом»

Лучшим балетом стал екатеринбургский балет Вячеслава Самодурова «Ромео и Джульетта», по-новому переосмысливший шекспировскую драму. Игорь Булыцын за партию Меркуцио в этой постановке был удостоен звания лучшего мужского танцовщика. Произведения В. Самодурова дважды оценили на фестивале: за управление вторым балетом «Ундина», поставленном на сложную для восприятия и исполнения музыку Ханса Вернера Хенце, в номинации балет/работа дирижера премия досталась Павлу Клиничеву (единственным номинантом в этой категории, интрига сохранялась только в названии балета, за который дирижер получен награду).