Что такое реализм в литературе? Он является одним из наиболее распространенных направлений, отражающий в себе реалистичное изображение действительности. Главной задачей данного направления выступает достоверное раскрытие явлений, встречающихся в жизни, при помощи детального описания изображенных героев и тех ситуаций, которые с ними происходят, посредством типизации. Важным является отсутствие приукрашивания.

Вконтакте

Среди прочих направлений только в реалистическом особое внимание уделяется верному художественному изображению жизни, а не появившейся реакции на определенные жизненные события, например, как в романтизме и классицизме. Герои писателей-реалистов предстают перед читателями именно такими, какими они были представлены авторскому взору, а не такими, которыми бы их хотел видеть писатель.

Реализм как одно из распространенных направлений в литературе, обосновалось ближе к середине 19 века после своего предшественника – романтизма. 19 век впоследствии обозначается как эпоха реалистичных произведений, однако романтизм не прекратил свое существование, он лишь замедлился в развитии, постепенно превратившись в неоромантизм.

Важно! Определение этого термина было впервые введено в литературную критику Д.И. Писаревым.

Основные признаки данного направления следующие:

  1. Полное соответствие действительности, изображенной в каком-либо произведении картины.
  2. Правдивая конкретная типизация всех деталей в образах героев.
  3. Основой является конфликтная ситуация между человеком и обществом.
  4. Изображение в произведении глубоких конфликтных ситуаций , драматизм жизни.
  5. Особое внимание автора уделено к описанию всех явлений окружающей среды.
  6. Значительной чертой данного литературного направления считается значительное внимание писателя к внутреннему миру человека, его душевному состоянию.

Основные жанры

В любом из направлений литературы, в том числе и в реалистичном, складывается определенная система жанров. Особое влияние на ее развитие оказали именно прозаические жанры реализма, вследствие того, что больше остальных подходили для более правильного художественного описания новых реалий, их отражения в литературе. Произведения этого направления подразделяется на следующие жанры.

  1. Социально-бытовой роман, который описывает жизненный уклад и определенный тип характеров, присущий для данного уклада. Хорошим примером социально-бытового жанра стала «Анна Каренина».
  2. Социально-психологический роман, в описании которого можно увидеть полное детальное раскрытие человеческой личности, его личности и внутреннего мира.
  3. Реалистический роман в стихах является особенной разновидностью романа. Замечательным примером данного жанра является « », написанный Александром Сергеевичем Пушкиным.
  4. Реалистический философский роман содержит в себе извечные размышления на такие темы как: смысл существования человека , противостояние добрых и злых сторон, определенное предназначение человеческой жизни. Примером реалистического философского романа является « », автор которого – Михаил Юрьевич Лермонтов.
  5. Рассказ.
  6. Повесть.

В России его развитие началось 1830-х годах и стало последствием конфликтной обстановки в различных сферах общества, противоречия высших чинов и обычного народа. Писатели стали обращаться к актуальным проблемам своего времени.

Таким образом начинается быстрое развитие нового жанра – реалистического романа, в котором, как правило, описывалась тяжелая жизнь простого народа, их тягости и проблемы.

Начальным этапом развития реалистического направления в русской литературе является «натуральная школа». В период «натуральной школы» литературные произведения в большей степени стремились к описанию положения героя в обществе, его принадлежности к какому-либо роду профессии. Среди всех жанров ведущее место занимал физиологический очерк .

В 1850–1900-х годах реализм стал называться критическим, так как главной целью стала критика происходящего, отношения между определенным человеком и сферами общества. Рассматривались такие вопросы, как: мера влияния общества на жизнь отдельного человека; действия, способные изменить человека и окружающий его мир; причина отсутствия счастья в человеческой жизни.

Данное литературное направление стало крайне популярным в отечественной литературе, так как русские писатели смогли сделать мировую жанровую систему более богатой. Возникли произведения с углубленными вопросами философии и морали .

И.С. Тургенев создал идеологический тип героев, характер, личность и внутреннее состояние которого напрямую зависело от оценивания автором мировоззрения, нахождения определенного смысла в концепциях их философии. Такие герои подвластны идеям, которым следуют до самого конца, развивая их как можно сильнее.

В произведениях Л.Н. Толстого развивающаяся в период жизни персонажа система идей определяет форму его взаимодействия с окружающей действительностью, зависит от нравственности и личных характеристик героев произведения.

Родоначальник реализма

Звание зачинателя данного направления в отечественной литературе было по праву присуждено Александру Сергеевичу Пушкину. Он общепризнанный основоположник реализма в России. «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» считаются ярким примером реализма в отечественной литературе тех времен. Также отличающими образцами стали такие произведения Александра Сергеевича, как «Повести Белкина» и «Капитанская дочка».

В творческих произведениях Пушкина постепенно начинает развиваться классический реализм. Изображение личности каждого героя писателя всесторонен в стремлении описать сложность его внутреннего мира и состояния души , которые раскрываются очень гармонично. Воссоздание переживаний определенной личности, ее нравственного облика помогает Пушкину преодолеть присущие иррационализму своеволие описания страстей.

Герои А.С. Пушкина выступают перед читателями с открытыми сторонами своего существа. Писатель уделяет особое внимание описанию сторон человеческого внутреннего мира, изображает героя в процессе развития и становления его личности, на которые влияют действительность общества и окружающей среды. Этому послужило его осознания в необходимости изображения конкретного исторически-национального своеобразия в чертах народа.

Внимание! Реальность в изображении Пушкина собирает в себе точное конкретное изображение деталей не только внутреннего мира определенного персонажа, но и мира, который его окружает, включая в себя его детальное обобщение.

Неореализм в литературе

Новые философско-эстетические и бытовые реалии рубежа XIX–XX веков поспособствовали видоизменению направления. Реализованное в два раза, это видоизменение приобрело название неореализм, которое обрело популярность в период XX века.

Неореализм в литературе состоит из многообразия течений, так как его представители имели различных художественный подход к изображению реальности, включающий в себя характерные черты реалистичного направления. В его основе лежит обращение к традициям классического реализма XIX века, а также к проблемам в социальной нравственной, философской и эстетической сферах действительности. Хорошим примером, содержащим в себе все эти черты, является произведение Г.Н. Владимова «Генерал и его армия», написанное в 1994 году.

С творчеством художницы из Хорватии Мелиты Краус познакомился совершенно случайно. Ее работы живописные сразу же обратили на себя мое внимание: в них прочитывается искренность, непосредственность, даже заведомая и оправданная наивность, возвышенность и печаль.

Родилась автор этих работ после войны в семье, перенесшей Холокост. И не только рассказы близких, то есть, частная, семейная история испытания Катастрофой европейского еврейства, а нечто, что по наследству передается памятью из поколения в поколения трогает в ее прекрасных и пронзительных картинах на еврейскую тему.

Будучи совершенно оригинальными по стилю, интонации, манере письма и всему остальному, картины Мелиты Краус данной тематики зрителю моего поколения напоминают необыкновенные по фантазии и раскованности картины Тышлера. Но для более широкой публики – конечно же, произведения Марка Шагала. Но у французского художника с российскими корнями в картинах заметнее оптимизм и обобщение.

То, что рисует Мелита Краус – философично и выразительно настолько, насколько таковыми могут быть фиксации впечатлений от того, что было до ее рождения – годы, столетия, тысячелетия назад. Это именно материализация извечного, национального самосознания, зафиксованного лирично, просто и внешне безыскусно.

Ее многофигурные композиции, одиночные или двойные портреты реалистичны именно настолько, насколько таковым может быть воспоминание, видение.

Фигуры и лица здесь одномерны, они не имеют объема, расположены на плоскости картин в одном и том же ракурсе, да еще выполнены в холодном колорите, нередко серебристой краской.

По сути, это еще не потерявшие своей оболочки души, или ангелы каждого из ее героев, не расставшиеся окончательно со своей телесностью, сны наяву, то, что есть настоящая живопись, как возвращение к своему началу – вечному и надмирному.

Мелита Краус замечает, что ее жизнь и творчество связано с еврейскими легендами, историей народа и его искусством, что с первого взгляда замечаешь в ее изумительных по достоверности и открытости работах. И это не подробности внешности героев или их быта, а вот именно мелодия их жизни, настроение, соединяющее в себе сегодняшнее и вечное, то, что узнается сразу и в чем не может быть ошибки по определению.

Но это как раз, повторим, не бытовая живопись, поскольку национальное, переданное удивительно ясно и точно, есть не только внутреннее содержание картин хорватской художницы, а то, что, возникая как впечатление, остается в сердце, пробуждая личное соучастие и непосредственный душевный отклик.

Библейское по основе своей, сосуществующее в болью послевоенного сознания, творчество Мелиты Краус не архаично в восприятии прошлого как настоящего, а достаточно актуально, созданное самостоятельной, энергичной и целеустремленной женщиной.

Оказалось, что Мелита Краус – художник и скульптор, выставляется уже 25 лет, что ее скульптура принята в собрание израильского музея памяти жертв Холокоста «Яд ва-Шем», что она современная женщина, моя ровесница, мужественная, самодостаточная и знающая, что такое искусство для нее и каким она хочет показать его своим зрителям, которая живет в центре Европы, не забывая о прошлом, думая о будущем. Что и выражено в ее волнующей, деликатной и великолепной по достоинствам и самовыражению живописи.

Для творчества Бунина характерен инте-рес к обыкновенной жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализ-ма. Реализм его, однако, отличается от че-ховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным те-мам. По его мнению, высшим судьей являет-ся человеческая память. Именно память за-щищает героев Бунина от неумолимого вре-мени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало («Антонов-ские яблоки»). Зачастую у Бунина лирика за-меняет сюжетную основу - так появляется рассказ-портрет («Лирник Родион»).

Среди произведений Бунина есть расска-зы, в которых расширено эпическое, роман-тическое начало, когда в поле зрения писа-теля попадает вся жизнь героя («Чаша жиз-ни»). Бунин - фаталист, иррационалист, его произведениям присущи пафос трагичнос-ти и скептицизм, что перекликается с кон-цепцией модернистов о трагедийности че-ловеческой страсти. Как и у символистов, на первый план у Бунина выходит обраще-ние к вечным темам любви, смерти и приро-ды. Космический колорит произведений сближает его творчество с буддистскими идеями.

Любовь у Бунина трагична. Мгновения любви, по Бунину, являются вершиной жиз-ни человека. Только полюбив, человек по настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высо-кую требовательность к себе и к своему ближнему, только любящий способен пре-одолеть природный эгоизм. Состояние люб-ви не бесплодно для героев Бунина, оно воз-вышает души. Одним из примеров необыч-ной трактовки темы любви служит рассказ «Сны Чанга» (1916).

Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувствует внутреннее опустоше-ние капитана, своего хозяина. В рассказе по-является образ «дальних работящих людей» (немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель скептически говорит о воз-можных путях человеческого счастья: тру-диться, чтобы жить и размножаться, не по-знав при этом полноты жизни; бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать се-бя, так как всегда существует возможность измены; путь вечной жажды, поиска, в кото-ром, впрочем, по Бунину, тоже нет счастья. Реальности в рассказе противостоит собачья верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг не-сет в себе идею верности и признательнос-ти. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.

В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако перед лицом кончины мно-гие чувствуют внутреннее духовное про-светление, примиряются, не желают тревожить своей смертью близких («Сверчок», «Худая трава»).

Для Бунина характерен особый способ изображения явлений мира и духовных пе-реживаний человека путем контрастного сопоставления их друг с другом. Так, в рас-сказе «Антоновские яблоки» восхищение щедростью и совершенством природы со-седствует с печалью по поводу умирания дворянских усадеб.

Ряд произведений Бунина посвящен разо-ряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патри-архальном прошлом с его старосветским благополучием. Запустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и духовное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чув-ство грусти и сожаления об ушедшей гармо-нии патриархального мира, об исчезнове-нии целых сословий («Антоновские ябло-ки»). Во многих рассказах 1890—1900 годов появляются образы «новых» людей. Эти рассказы проникнуты предчувствием близ-ких тревожных перемен,

В начале 1900-х годов лирический стиль ранней прозы Бунина меняется. В рассказе «Деревня» (1911) отражены драматические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимистический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ «Су-ходол» поднимает тему обреченности дво-рянского усадебного мира, становясь лето-писью медленного трагического умирания русского дворянства. И на любви, и на не-нависти героев «Суходола» лежит печать тлена, ущербности — все говорит о законо-мерности конца. Смерть старого Хрущева, убитого своим незаконным сыном, трагиче-ская гибель Петра Петровича предопреде-лены самой судьбой. Нет предела косности суходольского быта, где все живут лишь воспоминаниями о прошлом. Заключитель-ная картина церковного кладбища, «поте-рянных» могил символизирует потерю це-лого сословия. В «Суходоле» Бунин неодно-кратно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, что различия сводятся лишь к материаль-ной стороне.

Бунин-прозаик не примыкал ни к каким модным литературным течениям или груп-пировкам, по его выражению, «не выкидывал никаких знамен» и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала достоинства языка Бунина, его искусство «поднимать в мир поэзии будничные явления жизни». «Низких» тем для писателя не существовало. Рецензент журнала «Вестник Европы» писал: «В отношении живописной точности г. Бунин не имеет соперников среди русских поэтов». Чувство Родины, языка, истории у него было огромно. Одним из источников его творчест-ва была народная речь. Прозу Бунина мно-гие критики сравнивали с произведениями Толстого и Достоевского, отмечая при этом, что в реализм прошлого века он привнес но-вые черты и новые краски, обогатив его чер-тами импрессионизма.