О временных рамках этого периода до сих продолжаются споры, но большинство историков сходятся во мнении, что возможно его рассматривать в рамках от 8 до 5 века до нашей эры и концом считать завоевание Греции персами. Этот период интересен тем, что в это время были заложены основы во многих направлениях развития общества, духовной и материальной культуры, которые получили продолжение и совершенствовались на протяжении последующих столетий.

Особенности архаического периода

Изменения в древнегреческом обществе были подготовлены предшествующим развитием производительных сил. Производительность труда возросла благодаря широкому применению железа, что давало возможность получать избыточный продукт. От сельскохозяйственного производства происходит отделение ремесленников – производителей орудий труда и продуктов повседневного спроса. В этих условиях начинается формирование рынка, а появление эквивалента обмена – денег – результат возрастания торговых отношений. Земля, как символ богатства, теряет свои позиции.

Система общинных отношений подвергается разложению. Появление аристократии наталкивается на сопротивление трудового населения, возникают неизбежные конфликты. Аристократия, как особая группа людей, стала занимать главенствующее положение в обществе благодаря приобретённому богатству, стремилась подчинить других членов общества, занимая командные посты в общественной жизни, особенно в правосудии и при формировании войска. О формирование сословной структуры общества говорит то, что стал сокращаться слой свободных земледельцев, увеличиваться число попавших в зависимость, по разных обстоятельствам, граждан.

На этот период падает такое явление как отток части свободного населения из страны – великая греческая колонизация – освоение новых территорий и торговых путей. Колонизация подстегнула социальное - экономическое развитие материковой Греции. Товарный обмен принял ещё больший размах. Торговцы, разбогатевшие на доставке товаров в колонии и обратно, стремились «занять место под солнцем», потеснить аристократию в управлении и в политике. Социальные конфликты в обществе привели к возникновению тирании – единоличной власти правителя, но ей не суждено было долго продержаться без опоры на основные массы населения. Результатом явилось создание греческого полиса, по сути города – государства.

История сообщает нам о двух видах полиса – Афины, как пример демократического полиса, где общественная жизнь сопровождалась реформами, проводимыми правителями, находившимися у власти(Солон, Писистрат) и Спарта, как пример военизированного общества, подчиняющегося единым правилам.

Культура и искусство архаического периода

Наше представление о Древней Греции часто формируется через искусство архаического периода. Действительно, многое, что дошло до нас с того времени, было создано в этот период. Греческая культура и искусство пережили бурный взлёт, что отразилось в разных сферах жизни.

Разложение первобытнообщинных отношений повысило сознание греков как единого народа. Всех остальных они стали называть варварами. В Олимпийских играх, которые начали проводиться в этот период, могли участвовать только греки.

Полис – новая форма существования общины – дал толчок к формированию коллективистской морали. Вне полиса жизнь отдельного человека была практически не возможна. Доблесть гражданина оценивалась его вкладом в защиту интересов своего полиса при условии принципа состязательности. У рядового гражданин появилась возможность подняться в своих политических правах до уровня аристократии.

Претерпели изменения и религиозные представления греков. Сформировался пантеон божеств, которым они поклонялись. Одушевлённость природы проявлялась в том, что каждое природное явление отождествлялось со своим богом. Полисная раздробленность отразилась и на религии, ибо каждый полис считал покровителем кого – то из богов.

Храмовая архитектура достойно представляет этот период, поскольку строительству храмов уделялось главное внимание, нежели другим зданиям. Местом строительства храма вначале избиралось возвышенное место, но позднее их стали возводить в центрах полисов. Сохранившимися остатками архитектуры того времени мы можем любоваться и в наши дни. Большое почитание храмов способствовало тому, что здесь в качестве приношений, дарились произведения искусства, и он становился их хранителем.

О скульптуре Древней Греции мы можем судить по статуям, досконально передающим во всех тонкостях изображение фигуры человека, как мужской, так и женской. Практически все божества приняли человеческий облик (Аполлон, Афина, Артемида и др.)

Огромным достижением того времени явилось появление греческой письменности, причём она стала настолько доступной, что позволила большинству свободных граждан овладеть грамотой. Был изобретён простой способ записи информации. Качественным скачком в понимании мира стало возникновение философии. Познание окружающего мира опиралось не на религиозное представление, а на разум человека.

Благодаря появлению письма и возможности записи, до нашего времени дошли некоторые отрывки из произведений Гомера, Тиртея, Архилоха, Алкея, Анакреонта и других представителей литературы. Вначале это были произведения тесно связанные с мифами, позднее появляется художественная проза, записи генеалогии знатных родов, рассказы о полисах, записи преданий.

Архаический период - это время наиболее интенсивного развития античного общества, когда оно приобретает определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами. Именно тогда формируются классическое рабство, полис как основная форма политической организации, демократическая форма правления. Вырабатывается этническое самосознание: греки начинают осознавать себя единым народом. Рождаются понятия эллины, Эллада - с одной стороны, и варвары - с другой. Тогда же закладываются основы античной культуры.

Эпоха архаики - время становления греческой архитектуры , основные достижения которой связаны со строительством храмов. Греческие храмы были центрами общественной и деловой жизни полиса. Первоначально они строились на акрополях - укрепленных возвышенностях города, позднее стали возводиться на главных городских площадях. В отличие от христианских храмов, древнегреческие святилища не предназначались для собрания верующих. Народ во время культовых действий оставался вне помещения храма, видя его только снаружи. Это вызвало особое внимание к внешнему облику здания.

Основной тип древнегреческого храма - периптер («оперенный»), храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Уже в ранних постройках отчетливо выражено стремление к гармонии, соразмерности всех элементов архитектурного целого. Строительство храма было подчинено определенным правилам, обеспечивающим равновесие частей конструкции. Так складывается греческий архитектурный ордер (от латинского « ordo » - «порядок») - система пропорционального соотношения между несущими и несомыми частями постройки. Ордерное знание имеет ступенчатое основание, ряд вертикальных опор - колонн (несущие элементы) и балочное перекрытие - антамблемент (несомая часть).

В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах - дорическом и ионическом. Дорический стиль более мужественный, простой и мощный, ионический наряднее, легче и изящнее. Дорическая колонна тяжеловесна, ниже середины немного утолщена. Верхняя часть колонны - капитель - состоит из двух каменных плит, круглой нижней и квадратной верхней. Впоследствии колонны дорических храмов нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).

По сравнению с дорический, колонна ионического ордера более стройна и нарядна. Она имеет основание - базу , капитель украшена двумя изящными завитками - волютами . Карниз - горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания, - богато декорирован.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, широкое распространение получил коринфский стиль, щедро украшенный растительными мотивами.

В эпоху архаики было возведено множество храмов дорического и ионического стилей в различных греческих городах. Постройками дорического оредара являются храмы Геры и Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии (2-я половина 6 в. до н.э.). Ионические храмы - Артемиды в Эфесе, Геры на о-ве Самос. Все древнегреческие храмы покрывались многоцветными росписями, блистая на солнце множеством красок.

В архаический период возникает и монументальная скульптура - новый вид искусства, ранее неизвестный Греции. Наиболее типичными образцами архаической монументальной скульптуры были куросы и коры. Курос - статуя обнаженного юноши-атлета, кора - статуя стройной девушки в длинных одеждах. Так изображались и простые смертные, и боги, при этом создавался не индивидуализированный, а обобщенный образ. В мужских фигурах подчеркивалось атлетическое сложение, сила, мужество, в женских - благородная сдержанность и мягкость. Все куросы и коры стоят прямо, руки плотно прижаты к телу. Глаза широко открыты, уголки губ слегка приподняты (так называемая «архаическая улыбка»).

В эпоху архаики высочайшего уровня достигло искусство художников, которые занимались росписью глиняных ваз. Эти рисунки исполнялись в различной технике, например, чернофигурной или краснофигурной. В чернофигурных вазах на красноватый фон глины наносился рисунок, выполненный густым черным лаком. В краснофигурных , наоборот, черным лаком покрывался фон, фигуры же сохраняли естественный цвет глины, что позволяло более детально прорисовывать формы. Мастера с помощью линий намечали складки одежды, мускулы, черты лица. Содержание росписей обычно связано с мифологией, гомеровским эпосом, с изображением бытовых сцен.

Самыми значительными мастерами чернофигурной вазописи были Клитий и Эксекий (среди наиболее знаменитых его работ - амфора с изображением играющих в кости Ахилла и Аякса). Крупнейшим представителем краснофигурного стиля был Евфроний .

Формы сосудов столь же различны, как и их функции: в амфорах и кратерах хранили и смешивали вино с водой, килики и ритоны предназначались для питья, лекифы служили для культовых целей и так далее.

Основным достижением архаической эпохи в области литературы стало создание лирической поэзии (7 век до н.э.), которая пришла на смену героическому эпосу. Впервые в истории античной культуры поэзия заговорила о личных переживаниях человека.

Термин лирика связан с лирой: древнегреческие поэты не просто читали, а пели свои стихи, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Вероятно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства. Другое название поэзии, исполнявшейся под музыкальный аккомпанемент, - мелика , от греческого слова « melos » - песня, мелодия.

Центром лирики стал остров Лесбос. Здесь рано возникли свои музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из разных областей эллинского мира. Одну из таких школ, для знатных девушек, возглавляла Сапфо (Сафо), жившая в 6 веке до н.э. - гениально одарённая поэтесса античности, умная, прекрасная собой. Ее творчество может считаться классическим образцом поэзии любви.

Другим замечательным представителем музыкально-поэтической школы Лесбоса был Алкей , современник Сапфо. Излюбленные темы его творчества - политическая борьба, изгнание, пиршественное застолье, любовь.

Славу античной лирики составили также произведения Архилоха , который вместо гекзаметра ввел в литературу новые стихотворные размеры (ямб, трохей), Анакреонта - певца мирских наслаждений, Тиртея , ставшего символом поэзии, воодушевляющей воинов на битву, Пиндара - создателя торжественных од-гимнов в честь родного отечества, победителей общегреческих спортивных игр.

К величайшим культурным достижениям греческой архаики относятся также рождение драмы, которая стала синтезом ранее сложившихся родов литературы, и появление «науки всех наук» - философии. Наконец, с архаической эпохой связано создание алфавитного письма: дополнив и преобразив финикийскую слоговую систему, греки изобрели всем доступный способ фиксации информации, который лег в основу европейских алфавитов.

Архаический период

Термин означает раннюю стадию развития цивилизации. Например, в Египте А. п. охватывает первые две династии (3200–2800 гг. до н.э.), во время которых страна была объединена и наступил первый расцвет ее культуры. В Греции А. п. соответствует становлению цивилизации (от 750 г. до н.э. до персидского вторжения в 480 г. до н.э.). В понимании американистов термин означает не столько хронологический период, сколько стадию в развитии. Она характеризуется охотой и собирательством как основой хозяйства в окружающей среде постплейстоцена. При определенных обстоятельствах племена могут перейти к оседлому образу жизни, изготовлению керамики и даже земледелию, но в дополнение к сбору дикорастущих растений. Термин был разработан для определенных культур лесной полосы восточной части Северной Америки (датируемых 8000–1000 гг. до н.э.), но вскоре его стали применять (часто некритически) для любых других культур, обнаруживавших сходный уровень развития без учета их датировки.


Археологический словарь. - М.: Прогресс . Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Перевод с английского Г.А.Николаев . 1990 .

Смотреть что такое "Архаический период" в других словарях:

    Архаический Юго-запад - Архаический юго запад, англ. The Archaic Southwest термин, включающий археологические культуры юго запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были … Википедия

    Элладский период - История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) Эгейская цивилизация (XXX XII до н. э.) Западноанатолийская цивилизация Минойская цивилизация … Википедия

    Додинастический период (Древний Египет) - История Древнего Египта Додинастический период 00 … Википедия

    Вудлендский период - Вудлендский период, англ. Woodland period в доколумбовой хронологии Северной Америки относится ко времени примерно с 1000 г. до н. э. по 1000 г. н. э. в восточной части Северной Америки. Термин «Вудленд»… … Википедия

    Племена Кавказа в период энеолита - Крупнейший центр медного производства находился на границе Азии и Европы на Кавказе. Этот центр имел особенно большое значение потому, что Кавказ был непосредственно связан с передовыми странами тогдашнего мира с рабовладельческими государствами… … Всемирная история. Энциклопедия

    Архаическая Греция

    Древняя Греция - История Греции Доисторическая Греция (до XXX в. до н. э.) … Википедия

    История Узбекистана - История Узбекистана … Википедия

    Искусство Древней Греции - «Дельфийский возничий», ок. 475 г. до н. э., Археологический музей, Дельфы. Один из немногих сохранившихся оригиналов античной бронзы … Википедия

    Древнегреческая литература - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

Книги

  • Архаическое мышление. Вчера, сегодня, завтра , П. П. Федоров , В результате этнографических исследований в двадцатом веке был поставлен вопрос об особом архаическом мышлении: дикарь не глупее цивилизованного человека, но мыслит по-другому (в первую… Категория: Антропология Издатель: URSS , Производитель: URSS , Купить за 735 грн (только Украина)
  • Ранняя греческая тирания Хрестоматия , Жестоканов С. (сост.) , Составленная доцентом СПбГУ С. М. Жестокановым хрестоматия посвящена одному из наиболее интересных и дискуссионных явлений в истории древней Греции - ранней греческой тирании (VII - 1-я пол.… Категория:

Гомеровский период

Этот период (11-9 вв. до н.э.) греческой истории получил свое название по имени великого Гомера. В его поэмах отражена жизнь общ-ва с гораздо более примитивной культурой, чем та, которая предстает перед нами в памятниках Крито-Микенской эпохе. Герои Гомера – цари и представители знати.

До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основным строительным материалом было дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.

В целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного подъема греческого общ-ва в архаическую и классическую эпоху.

В этот период (8-6 вв. до н.э.) проходила Великая колонизация – освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. В рез-те греческий мир вышел из состояния изоляции, в кт оказался после крушения Крито-Микенской культуры. Греки сумели многому научиться у других народов. У лидийцев была заимствована чеканка монеты, у финикийцев – алфавитное письмо, кт греки усовершенствовали, введя обозначения не только согласных, но и гласных. Зарождение греческой науки (астрономия, геометрия) проходило под влияние египтян и вавилонян. На греческое искусство оказали сильное влияние египетская и ближневосточная архитектура и скульптура. Эти и другие элементы чужих культур были творчески переработаны и органически вошли в греческую культуру.

В период архаики с окончательным разложением родовой общины происходит формирование античного полиса - города-гос-ва, охватывающее сам город и прилегающую к нему территорию. Полисное устройство гос-ва воплощалось в участии граждан в народных собраниях, в судах, в принятии решений о делах гос. важности. Такое государственное устройство явл-ся прототипом демократии. (наиболее крупные полисы – Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы). В политическом отношении Греция делилась на множество самостоятельных городов-гос-в, но именно в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами пробудило в них сознание единства, появляется понятие «эллины», «Эллада», охватывающие греческий мир в целом.

Социальная практика, предполагавшая подчинение законам, избрание высших должностных лиц и суда присяжных, имела прямое влияние на состояние умов, порождая и укрепляя в сознании граждан доверие к своему разуму. Характер мировоззрения греческого общества складывался начиная с крито-микенского периода. Это становление продолжалось и в архаический период. Мировоззрение было ориентировано на пантеон богов Олимпа. Для греческой религии, как и для древневосточных, характерен политеизм (многобожие). Кроме общегреческих богов, в каждой области Греции существовали и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга. Греки считали своих богов бессмертными и всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде (похожими на людей). Власть олимпийских богов была не беспредельной. Сам Зевс подчинялся велению судьбы.



По представлению древних греков первоначально существовал Хаос, из кт выделилась земля (Гея) и подземный мир (Тартар). Небо (Уран) было порождено Геей. Вторым поколением богов стали дети Геи и Урана – титаны, кт свергли отца. Один из титанов Кронос (время) воцарился над миром, но после ожесточенной борьбы был смещен своим младшим сыном – Зевсом. По преданию Зевс и окружающие его боги жили на горе Олимп, поэтому греки называли их олимпийцами. Победив титанов, Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера – владычицей неба.

Богом света и поэзии был Аполлон, кт обычно сопровождали 9 муз – покровительниц искусств и наук. Аполлон - сын Зевса и Богини Латоны, рожденный на острове Делос. Один из самых древних и почитаемых богов. С одной стороны, это бог-губитель, стреловержец, он насылает смерть, болезни, с другой - это бог солнца, света, покровитель пастухов, путников и мореходов, а так же бог врачеватель, бог муз. Свое прозвище Аполлон Мусагет он получил, после того как Гермес подарил ему лиру. Мусагет означает повелитель муз. Позже Аполлон становится покровителем искусства поэзии и музыки. В Москве на здании Большого театра на колеснице изображен именно Аполлон. Аполлон также предсказатель будущего. Известно его самое большое святилище в Дельфах, где жрица-пифия делала предсказания.

Музы - богини творческого вдохновения в поэзии, пении и других искусствах; спутницы Аполлона. Они - дочери Юпитера (Зевса) и нимфы Мнемозины (Памяти), которые провели на ложе девять ночей подряд. Согласно греческим мифам, они были произведены на свет, чтобы прославлять пением героические подвиги борьбы против доисторических титанов. Первоначально музы были нимфами, главенствовавшими над источниками, обладавшими силой давать вдохновение, такими, как Аганиппа и Иппокрена на горе Геликон и Кастальский ключ на горе Парнас. Последний в конце концов стал их обиталищем. Потому на картинах, изображающих муз, часто фигурируют фонтаны и источники. Со временем установилось их число - девять, и каждая получила свою сферу влияния среди наук и искусств:

Каллиопа , муза эпической поэзии; изображается с трубой, дощечкой (вощеной) и стилем (античные письменные инструменты). (Орфей - сын Аполлона и Каллиопы);

Эрато - муза любовной поэзии; изображалась с тамбурином, лирой, виолой или, реже, треугольником (один из ударных музыкальных инструментов);

Мельпомена - муза трагедии; изображалась в венке из плюща с трагической маской и палицей в руке;

Терпсихора - муза танца и пения; изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или другим - непременно струнным - инструментом;

Полигимния - муза священных гимнов; частым атрибутом в живописи являются музыкальные инструменты - орган-портатив, реже лютня или другой инструмент;

Клио - муза истории; изображалась увенчанной лавровым венком; с грифелем и папирусным свитком или со шкатулкой для свитков, или с книгой;

Талия - муза комедии и пасторальной поэзии; изображалась со свитком, небольшой виолой, реже с другими музыкальными инструментами; начиная с XVII века - c комической маской;

Эвтерпа - муза музыки, лирической поэзии; изображалась с флейтой (часто - с двойной, или авлосом) или иногда с трубой или другим музыкальным инструментом;

Урания - муза астрономии; изображалась с шаром и циркулем.

В изобразительном искусстве они - молодые женщины, в обществе бога Солнца Аполлона или в одиночку, и представляют то или иное искусство, держа в руках разнообразные атрибуты: книги, свитки, холсты, скрипки, тамбурины, трубы, лиры, арфы, флейты, короны, лавровые венки (как знак успехов на том или ином поприще), маски или, в случае с Мельпоменой, меч или кинжал.

Богиней красоты была Афродита, мудрости - Афина, богом огня и кузнечного дела – Гефест, войны – Арес. Каждая отрасль хозяйственной деят-ти имела своего бога-покровителя: Деметра – земледелие, Афина – ткачество, Дионис – виноделие, Гермес-торговля и т.д.

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и др.

Важным фактором развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были:

· Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в 4 года в Олимпии, начиная с 776 г. до н.э.;

· Пифийские игры – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах;

· Истмийские – в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в 2 года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов греческой культуры – агонистика (греч. Agon – борьба) – стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии. Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их жизни. Главное в системе воспитания архаической эпохи главное – превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и др.

В эпоху архаики наиболее развитой областью Греция была Иония. Именно там возникла первая философская система античности – натурфилософия . Ее представители воспринимали мир как единое материальное целое, пытались осмыслить его закономерности. Фалес (624-546 гг. до н.э.) считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен (585 – 525 гг. до н.э.) – воздух, Анаксимандр (ок. 611 – 546 гг. до н.э.) – апейрон (беспредельное), т.е. первоматерию с ее противоположными началами – твердым и жидким, теплым и холодным.

К тому же времени относится и возникновение греческого театра, который вырос из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Эпоха архаики поражает богатством и разнообразием форм узора на греческой керамике. Особенно выделяются коринфские вазы, расписанные в т.н. ориентальном, т.е. восточном стиле, аттические чернофигурные и краснофигурные вазы. Поражает своим величием Парфенон – храм Афины-девы. Своеобразная архаическая культура заложила основу для расцвета культуры классической, сыгравшей значительную роль в развитии мировой цивилизации.

Пифагор (ок. 540-500 гг. до н.э.) и его последователи, считая основой всего сущего числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки. Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.), считавший первоосновой материи огонь. По его мнению, как в природе, так и в общ-ве происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно изменяется. Большой вклад в развитие философии внесла элейская школа, наиболее ярким представителем кт был Парменид Элейский (ок. 540-480 гг. до н.э.), сформулировавший принцип тождества мышления и бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей, их движение он объяснял обманом органов чувств.

Следует отметить, что не все в культуре Древней Греции было создано непосредственно греками. Они заимствовали у египтян солнечный календарь и сведения об устройстве гос-ва, у вавилонян – многие математические открытия. Но греки не просто использовали достижения других народов, они учились у них.

Классический период

Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен серьезными социально-политическими событиями:

· борьбой рабовладельческой демократии и тирании;

· ожесточенной войной греческих полисов с персами.

Войны с Персией стали для греческого народа суровым историческим испытанием. Грозная опасность сплотила греческие города под руководством Афин в борьбе за свободу и независимость. Разгром персов убедительно показал преимущество общественного строя городов-гос-в Древней Греции, способствовал росту гражданского самосознания эллинов. Этот период связан с расцветом античной рабовладельческой демократии, нашедшей наиболее полное выражение в общественно-политическом строе Афин в период т.н. «золотого века»

Демократия – одна из главных черт классической древнегреческой культуры. Гос-во не существовало «вне» и «над» гражданами, они сами были гос-вом со всеми его культовыми и эстетическими установлениями. Это определило то чувство единства личного и общественного, эстетического и этического, конкретного и всеобщего, кт достигает своего кульминационного выражения именно в классической культуре. Ученые утверждали, что существование такого рода культуры было возможно лишь в сравнительно небольших полисах. В эллинистических монархиях мы имеем дело уже с иным уровнем культуры и ее выражения. Период классики фиксирует важную особенность духовной культуры: эллину не был свойственен узкий профессионализм. Например, прославленный философ делал замечательные открытия в области математики и астрономии; известный скульптор не только мог построить храм, но и расписать его, создать научный трактат (Поликлет). И большинство из известных греков были еще и поэтами.

Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деят-ти. Афинское гос-во заботилось о культурной жизни граждан, предоставляя им возможность участвовать в празднествах и посещать театр. Бедным ремесленникам и торговцам выплачивалось пособие на посещение театра. Спортивные состязания, бывшие долгое время привилегией аристократов, стали ареной состязания для всех. Гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи сделали физическое воспитание правом любого афинского гражданина. О невежественном человеке говорили так: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Целью его было всестороннее воспитание личности.

Равнодушные к внешним завоеваниям, греки всю силу своей энергии направляли на достижение гармонии красоты и добра, стремились к классическому идеалу равновесия тела и духа. Умеренность в материальном положении вытекала из доверия к богам. Мир, опекаемый богами, не нуждался в чрезмерности и упрочении, для жизни в нем достаточно было уподобиться природе. Такое мирочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, кт не знает образов не только духовного, но и телесного страдания. Величайшие скульпторы этой поры: Мирон, Поликлет, Фидий – изображали богов и героев. Изображения атлетов-победителей – основная тема в творчестве 2-х крупнейших мастеров 5 в. до н.э. – Мирона и Поликлета. Оба скульптора работали в бронзе. К числу лучших работ Мирона относится статуя «Дискобол», изображающая атлета, победившего в состязаниях по метанию диска.

Лучшей работой Поликлета считается скульптура «Дорифор» - бронзовая фигура юноши с копьем. Статуя не была памятником какому-либо определенному атлету-победителю, и ее назвали «каноном» по названию теоретического трактата Поликлета. Мастер сумел найти правильный пропорции, на основе кт может быть построено человеческое тело в скульптуре. Он математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение м/у собой. Слава статуи Поликлета связана также с тем, что он ярко выразил в скульптуре идеал атлета-гражданина, образ всесторонне развитого, здорового и цельного чел-ка. От этих произведений искусства веет спокойствием и величественностью

Канон – свод положений, имеющий характер правила, нормы, эталона.

«Золотым веком» Афин наз. 2 пол. 5 в. до н.э., когда на должность стратега (командующего) в Афинах был избран Перикл (ок. 490-429 гг. до н.э.). Период его правления длился всего 15 лет, но сделал он за это время очень много. Перикл обладал широким кругозором, глубокими теоретическими познаниями, тонким художественным вкусом. Лучшие умы Эллады стремились в Афины, подолгу жили и работали там. Самым притягательным центром стал дом Перикла, где собирались талантливые люди: историк Геродот, философы Анаксагор и Протагор, великий скульптор Фидий, драматург Софокл. Душой этого кружка истинных интеллигентов была жена Перикла Аспазия, кт часто вступала в дискуссии с самим Сократом. Ее роль в преобразовании античной культуры была не меньше, чем роль царицы Нефертити в древнеегипетской реформации.

Перикл преследовал возвышенную цель: создать новый невиданный город-гос-во с высококультурным обществом. Он олицетворял собой идею величия эллинского духа, обращавшую сознание его сограждан к высоким идеалам. Перикл был высококультурным чел-ком, но, страстно желая видеть таких же простых греков, невольно переоценил роль культуры в обыкновенной человеческой жизни. Одним из негативных следствием преобразовательной деят-ти Перикла стал рост массы праздных горожан в Афинах, постоянно требовавших от гос-ва «хлеба и зрелищ». Платон об этом периоде писал, что лучшие помыслы Перикла оказались бессильными перед худшими притязаниями афинского демоса.

Здания и скульптуры, поэмы и мысли великих философов - все это составляющие «греческого чуда», как его сегодня называют ученые.

Если вам интересна культура кратко с ней ознакомиться вы сможете в данной статье. Итак, что же восхищает даже самого неискушенного в искусстве человека вот уже четыре тысячи лет? Давайте разберемся подробнее.

Общие сведения

Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества.

Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств.

Эгейская эпоха

Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками - Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат!

Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно.

Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

Период Гомера

Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий.

Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново.

Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху.

Относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» - единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня.

Архаичная культура

В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма.

В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела.

Классический период

Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции (краткое содержание есть в статье), творилось именно в эту эпоху.

Философия и наука, живопись и скульптура, и поэзия - все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм.

Эллинизм

Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности.

С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой - Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой.

Архитектура

Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям.

В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам.

Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями?

В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека.

Вазопись

Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. В школе дети изучают информацию о том, что собой представляла культура Древней Греции (кратко). 5 класс, например, - период знакомства только с мифами и легендами.

А первые памятники этой цивилизации, которые ученики видят, - это чернолаковая керамика - очень красивая и экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи.

Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали.

В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен.

Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои.

Мифология

Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека.

В школе часто просят сделать на тему «Культура Древней Греции» краткое сообщение, кратко, интересно и детально описать наследие этой потрясающей цивилизации. В этом случае рассказ лучше начать именно с мифологии.

Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она.

Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы - во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов.

Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции.

Литература

Много веков отделяют наше общество от социума античной Эллады, к тому же на самом деле до нас дошли всего лишь крохи от того, что было написано. «Илиада» и «Одиссея», наверное, - самые популярные произведения, благодаря которым известна культура Древней Греции. Краткое содержание (про Одиссея и его приключения) можно прочитать в любой хрестоматии, и подвиги этого мудрого человека впечатляют общество до сих пор.

Без его советов не было бы победы ахейцев в Троянской войне. В принципе, обе поэмы формируют образ правителя в идеальном свете. Критики его воспринимают как собирательный персонаж, вместивший в себя многие положительные черты.

Творчество Гомера относится к восьмому веку до нашей эры. Более поздние авторы, такие как Эврипид, внесли в свои произведения совершенно новую струю. Если до них основным было взаимоотношение героев и богов, а также проделки небожителей и их вмешательство в жизнь простых людей, то теперь все меняется. Трагедии нового поколения отражают внутренний мир человека.

Культура кратко говоря, в классический период пытается проникнуть глубже и ответить на большинство вечных вопросов. В этом «исследовании» участвовали такие направления, как литература, философия, изобразительное искусство. Ораторы и поэты, мыслители и художники - все пытались осознать многогранность мира и передать полученную мудрость потомкам.

Искусство

Классификация искусства базируется на элементах вазописи. Греческому (ахейско-минойскому) периоду предшествует крито-микенский, когда развитая цивилизация существовала на островах, а не на Балканском полуострове.

Собственно культура Древней Греции, краткое описание которой мы приводим в статье, формируется в конце второго тысячелетия до нашей эры. Наиболее древними памятниками были храмы (например, храм Аполлона на острове Фера) и росписи сосудов. Для последних характерен орнамент в виде простейших геометрических фигур. Основными данной эпохи были линейка и циркуль.

В архаический период, начавшийся около седьмого века до нашей эры, искусство становится более развитым и смелым. Появляется коринфская чернолаковая керамика, из Египта заимствуются позы людей, изображенных на сосудах и барельефах. Появляется так называемая архаическая улыбка у скульптур, которые становятся все более естественными.

В классическую эпоху происходит «облегчение» архитектуры. Дорический стиль сменяется ионическим и коринфским. Вместо известняка начинают применять мрамор, а постройки и скульптуры становятся более воздушными. Завершается этот цивилизационный феномен эллинизмом, временем расцвета империи Александра Македонского.

Сегодня во многих заведениях изучается культура Древней Греции - кратко для детей, более полно для подростков и глубоко для исследователей. Но даже при всем желании мы полностью не охватываем материал, оставленный нам представителями этого солнечного народа.

Философия

Даже происхождение этого термина - греческое. Эллинов отличала сильнейшая любовь к мудрости. Не зря во всем древнем мире именно они считались самым высокообразованным народом.

Мы сегодня не помним никого из ученых Месопотамии или Египта, знаем единицы римских исследователей, но имена греческих мыслителей у всех на слуху. Демокрит и Протагор, и Пифагор, Сократ и Платон, Эпикур и Гераклит - все они внесли огромный вклад во всемирную культуру, обогатили результатами своих опытов цивилизацию настолько, что мы до сих пор пользуемся их достижениями.

Пифагорейцы, например, абсолютизировали роль чисел в нашем мире. Они считали, что с их помощью можно не только описать все, но и даже предсказать будущее. Софисты в основном уделяли внимание внутреннему миру человека. Добро определялось ими как то, что приятно, а зло - как вещь или событие, причиняющее страдания.

Демокрит и Эпикур развивали учение атомизма, то есть то, что мир состоит из мизерных элементарных частиц, существование которых доказали только после изобретения микроскопа.

Сократ перевел внимание мыслителей от космологии к изучению человека, а Платон идеализировал мир идей, считая его единственно реальным.

Таким образом, мы видим, что особенности культуры Древней Греции, кратко говоря, отразились через призму философского мировоззрения на современной жизни человека.

Театр

Те, кто побывал в Греции, надолго запомнили потрясающее чувство, которое испытывает человек, находясь в амфитеатре. Его магическая акустика, которая даже сегодня кажется чудом, покоряет сердца уже не одну тысячу лет. Это сооружение, в котором не один десяток рядов, сцена расположена под открытым небом, а зритель, сидящий на самом дальнем месте, способен услышать то, как на сцене падает монетка. Разве не чудо инженерной мысли?

Таким образом, мы видим, что культура Древней Греции, кратко описанная выше, сформировала основы современного искусства, философии, науки и социальных институтов. Если бы не древние эллины, неизвестно, каким бы был современный образ жизни.