, Флоренция

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). К:Картины 1481 года

«Поклонение волхвов» (итал. Adorazione dei Magi ) - неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи , хранящаяся в галерее Уффици . Заказанная монахами-августинцами из монастыря Сан Донато в Скопето в 1481 году , она так и осталась незавершенной, поскольку через год художник отбыл в Милан , и заказчики, озабоченные тем, что его отсутствие затягивается, обратились к Филиппино Липпи , чьё «Поклонение волхвов» также находится в музее Уффици.

Композиция «Поклонения волхвов» Леонардо необычна и, по всей видимости, почти не имеет аналогов в итальянской живописи. На заднем плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям - языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке; в центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом , окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию паломниками. Свободное место на переднем плане «предназначается» зрителю. Молодой человек справа, предположительно - сам Леонардо в возрасте 29 лет.

Напишите отзыв о статье "Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи)"

Литература

  • AA.VV. Galleria degli Uffizi. - Roma, 2003. - (I Grandi Musei del Mondo).
  • Milena Magnano. Leonardo. - Milano: Mondadori Arte, 2007. - (I Geni dell’arte). - ISBN 978-88-370-6432-7.
  • Bruno Santi. Leonardo // I protagonisti dell"arte italiana. - Firenze: Scala Group, 2001. - ISBN 88-8117-091-4.
  • Pierluigi De Vecchi ed Elda Cerchiari. I tempi dell"arte. - Milano: Bompiani. - Т. 2. - ISBN 88-451-7212-0.

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Поклонение волхвов

Отрывок, характеризующий Поклонение волхвов (картина Леонардо да Винчи)

– Ну, да, – спокойно ответил отшельник. – А её зовут Вэя. Только она не придёт второй раз – она никогда не появляется дважды... Так жаль! С ней было так интересно говорить...
– Ой, значит, вы общались?! – окончательно этим убитая, расстроено спросила я.
– Если ты когда-нибудь увидишь её, попроси вернуться ко мне, маленькая...
Я только кивнула, не в состоянии что-либо ответить. Мне хотелось рыдать навзрыд!.. Что вот, получила – и потеряла такую невероятную, неповторимую возможность!.. А теперь уже ничего не поделать и ничего не вернуть... И тут меня вдруг осенило!
– Подождите, а как же кристалл?.. Ведь она дала свой кристалл! Разве она не вернётся?..
– Не знаю, девонька... Я не могу тебе сказать.
– Вот видишь!.. – тут же радостно воскликнула Стелла. – А говоришь – всё знаешь! Зачем же тогда грустить? Я же говорила – здесь очень много непонятного! Вот и думай теперь!..
Она радостно подпрыгивала, но я чувствовала, что у неё в головке назойливо крутиться та же самая, как и у меня, единственная мысль...
– А ты, правда, не знаешь, как нам её найти? А может, ты знаешь, кто это знает?..
Фабий отрицательно покачал головой. Стелла поникла.
– Ну, что – пойдём? – я тихонько её подтолкнула, пытаясь показать, что уже пора.
Мне было одновременно радостно и очень грустно – на коротенькое мгновение я увидела настоящее звёздное существо – и не удержала... и не сумела даже поговорить. А у меня в груди ласково трепетал и покалывал её удивительный фиолетовый кристалл, с которым я совершенно не знала, что делать... и не представляла, как его открыть. Маленькая, удивительная девочка со странными фиолетовыми глазами, подарила нам чудесную мечту и, улыбаясь, ушла, оставив нам частичку своего мира, и веру в то, что там, далеко, за миллионами световых лет, всё-таки есть жизнь, и что может быть когда-то увижу её и я...
– А как ты думаешь, где она? – тихо спросила Стелла.
Видимо, удивительная «звёздная» малышка так же накрепко засела и у неё в сердечке, как и у меня, поселившись там навсегда... И я была почти что уверенна, что Стелла не теряла надежду когда-нибудь её найти.

В "Поклонении волхвов" да Винчи скрыта тайна тамплиеров

На картине Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов" изображена сцена тайного возрождения ордена тамплиеров. Так считает Маурицио Серачини, итальянский исследователь творчества Леонардо, известный своими конспирологическими теориями. Результаты четырехлетнего исследования Серачини изложил британской газете Guardian.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов (1472-1477)

Картина Леонардо "Поклонение волхвов" была начата художником в 1481 году. По мнению большинства специалистов, на деревянной доске, расписанной маслом, остались фрагменты нескольких замыслов, не связанных с основным сюжетом - Богоматерью и младенцем Христом. Кроме того, на картине нет ряда обязательных для этого сюжета символов, например, осла и быка.

Маурицио Серачини по собственной инициативе в течение четырех лет детально анализировал "Поклонение" при помощи инфракрасных фотографий. Ему удалось рассмотреть детали здания, находящегося в левом верхнем углу. Большинство интерпретаторов полагают, что Леонардо изобразил руины античного храма - традиционный символ заката язычества. Серачини разглядел, что колонны этого странного сооружения напоминают египетские: на снимках видны капители, увенчанные цветками лотоса. Кроме того, по стенам здания передвигаются люди, в которых исследователь видит рабочих. Следовательно, Леонардо изобразил древний храм в процессе строительства.

Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру. По его мнению, художник, чьей рукой картина записана поверх оригинальных эскизов Леонардо, намеренно скрыл этот фрагмент картины, как противоречащий церковной доктрине.

Искусствоведы считают исследование Серачини заслуживающим внимания, но не торопятся с выводами.

Картина "Поклонение волхвов" в последние годы была объектом такого исступленного любопытства со стороны профессионалов и дилетантов, что поискам конспирологических обстоятельств вокруг этой работы да Винчи нет числа.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Менее года понадобилось художнику для этого произведения, которое было вполне закончено в начале 1498 года.
Леонардо писал картину в трапезной зале монастыря Санта-Мария делле Грацие. Да Винчи чрезвычайно любил, чтобы посетители, приходившие смотреть его произведения, свободно высказывали о них свои мнения. Леонардо часто приходил рано утром в монастырь, бегом взбирался на свои леса. Здесь, забывая даже о пище, художник работал, не покидая кисти, с восхода солнца до тех пор, пока совершенная темнота не делала работу положительно невозможной.


Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. (1494 -1498)

Иногда проходило дня три-четыре, когда Леонардо даже не прикасался к картине. Он приходил и проводил подле неё час или два, со скрещенными на груди руками. Он созерцал свои фигуры и сам критиковал их. Гёте в одном из своих сочинений говорит, что каждая из фигур "Тайной вечери" есть превосходный портрет. Это слишком слабо сказано: каждая представляет собой нечто выше портрета, а именно тип.

Один писатель XVI века, Джиральди, слышавший о Леонардо от его современников, следующим образом поясняет метод, которому следовал художник, комбинируя черты лиц живых людей и бессмертные типы: "Этот великий художник, когда ему надо было ввести какую-либо личность в одну из своих картин, сначала задавался вопросом о качествах данной личности: благородна ли она или вульгарна, весёлого или сурового нрава, следует ли изобразить её тревожной или спокойной, старой или молодой, доброй или злой. Ответив после долгих размышлений на эти вопросы, Леонардо старался вращаться в обществах, где встречаются обыкновенно люди сходного типа.

Он внимательно наблюдал их обычные движения, физиономию, ухватки; как только попадалась малейшая черта, годившаяся для его предмета, он её отмечал карандашом в маленькой записной книжке, которую всегда носил с собой. Когда, после долгих поисков, художник наконец убеждался, что собрал достаточное количество материала, только тогда он брался за кисть". Нарисовав Христа и одиннадцать апостолов, Да Винчи долго не мог окончить образ Иуды. Он изо дня в день ходил в Боргетто, район, где жили все мошенники и негодяи столицы, но не находил ни одного злодейского лица, достаточно его удовлетворяющего. Наконец, он нашёл то, что искал, и быстро окончил фреску.

Великий художник создал бессмертные типы, воспроизводящие основные идеи христианства и ту борьбу, которую пришлось и приходится выдерживать этим идеям. Тут выразился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении. Ангельская душа Рафаэля создала тип мадонны - это высочайшая концепция материнской любви, женской нежности и целомудрия; античный лишь по пластике, но полный демонических противоречий и мук, характер Микеланджело создал атлетов, нагих юношей и мрачную картину Страшного суда - героические, эротические и демонические типы. На долю Леонардо выпало воплотить в поразительно сильных и глубоко продуманных образах моральное торжество христианской идеи, выражающееся более всего там, где ей грозит самое низкое предательство.

Для большинства предшественников и преемников Леонардо, бравшихся за тот же сюжет, "Тайная вечеря" была либо чисто религиозным обрядом, либо театрально обставленным историческим сюжетом. Не так отнесся к своей задаче Леонардо. Он понял, что наиболее драматический момент "Тайной вечери" - это тот, когда Иисус говорит своим ученикам: "Один из вас предаст меня". Изобразить душевные движения всех двенадцати апостолов - людей, различных по возрасту, темпераменту, общественному положению,- и не впасть при этом ни в однообразие, ни в преувеличения - такова была необычайно сложная задача, поставленная перед Леонардо да Винчи. Но эта задача ещё ничто по сравнению с изображением фигуры Христа, которая должна была выделяться даже среди таких людей, каковы любимейшие и пламеннейшие из его учеников.

Леонардо справился с этими трудностями гениальнейшим образом. Чем более критика изучает это высочайшее из произведений великого художника, тем более приходится сознаться в полной несостоятельности теории, придающей первостепенное значение инстинкту и вдохновению и ставящей мысль на втором плане. В этой картине - всё мысль, здесь нет ни одной черты, ни одной детали, которая не была бы сотни раз взвешена и продумана. Многие позы, выражения лиц и т. п. точно взяты из "Трактата о живописи", написанного самим Леонардо. Описать фигуру Христа невозможно: её надо видеть, если не в Милане, то по крайней мере на лучших копиях, дающих хотя бы слабое указание на красоты оригинала. Выражение лица грустно, но величественно и спокойно,- но это только бледный намек на общий характер этого лица, в котором Леонардо сумел воплотить идею бесконечной любви и кротости. Тициан в своем "Вечере в Эммаусе" воспроизвел только позу, данную Леонардо Христу, но даже не приблизился к идеальному совершенству выражения.

Все далее рассчитано и обдумано. Евангелист Иоанн дремлет на груди Христа и вдруг пробуждается от его слов; Петр гневно и скорбно спрашивает у Иоанна имя предателя. Движение бровей, опущенные глаза, поза Иоанна у да Винчи - всё указывает на юношу, только что видевшего сладкие грёзы и вдруг пробужденного поразившим всех страшным известием, скорбным предсказанием или указанием на предателя. Созерцательная и любящая душа Иоанна испытывает скорее скорбь, чем гнев.

По правую руку от Иоанна сидит Иуда. Он отодвигается от стола. Он поражён тем, что его предательство известно Христу. Судорожно протянута его левая рука, ещё более конвульсивно сжимает он правой рукой кошелёк: это не символ полученных им серебряников, а настоящий кошелек, потому что Иуда был казначеем апостольской общины. Сделав выдающее его движение, Иуда опирается локтем о стол и переворачивает солонку - дурная примета у многих народов Востока. Главная черта Иуды - жадность к деньгам, ради которых он способен на самый низкий поступок, схвачена превосходно. Но Леонардо не желал, чтобы взор зрителя слишком останавливался на этой фигуре, хотя взгляды почти всех апостолов невольно обращаются к истинному предателю, который как будто собирается бежать, но останется и совершит свое предательство.

Петр, гневный и пылкий, поднимается с места, чтобы спросить Иоанна. Левая рука его протягивается к Христу, правая хватается за короткий меч. Кроткий, преданный Андрей остолбенел от ужаса. Он раскрыл руки, губы его сжаты, углы рта опустились, брови дугообразно поднялись, на лбу усилились морщины. Леонардо был глубокий физиономист и даже теоретик в этой области. Надо прочесть в его трактате о живописи "О выражении лица старика, пораженного словами оратора", чтобы тотчас же вспомнить фигуру Андрея.

Иаков Алфеев, двоюродный брат Христа, сходный с ним, согласно преданию, лицом и станом, изображён так же и у Леонардо. Иуда во время акта предательства поцеловал Христа именно для того, чтобы воины отличили его от весьма сходного с ним Иакова,- об этом есть указания в письме Игнатия к Иоанну евангелисту. Лицо Иакова у Леонардо выражает изумление, тревогу за любимого учителя, но нет ни гнева, ни жажды мщения предателю. Так и следовало изобразить человека, который, по словам Игнатия, не только лицом, но и жизнью и характером "походил на Христа, как будто был его близнецом от одной матери". Спокойное величие и простота во всем, даже в одеянии, характеризуют этого апостола.

На шестом месте находится Варфоломей. Чёрные кучерявые волосы, большие глаза, тонкий нос, смуглое лицо и коренастая фигура этого апостола указывают на его египетское происхождение. Он сомневается, правильно ли понял услышанное, и приближается, чтобы узнать более, привставая и опираясь обеими руками на стол. Иаков-старший охвачен ужасом. Голова наклонена вперёд, брови опущены и сжаты, взор блуждает, рот полуоткрыт, грудь сильно дышит. Он гневен, но его гнев не так сильно выражается, как у Петра и у Фомы: последний поднимает палец, как бы грозя предателю. Филипп выражает кротость, дружбу; он как бы протестует, прижимая руки к груди, чтобы убедить всех, что он вполне невинен и даже в мыслях не способен на позорное дело.

Нетрудно узнать Матфея, по одежде и типу отличающегося от апостолов и очевидно принадлежащего к более богатым классам общества.

Фаддей изумлён и поворачивается несколько к соседу. Симон, сидящий против Варфоломея,- величавый мудрец, проникнутый христианским милосердием. Выдержаны не только характеры действующих лиц, но даже их костюмы: так, у Петра верхняя одежда наброшена на самое плечо и правая рука свободно может делать сильные движения. Грандиозная и вместе простая туника Христа с мелкими складками на груди, красная с лазурного цвета паллиумом - род верхней накидки; написанная полутонами, неяркая одежда Андрея, туника орехового цвета и зеленая верхняя одежда,- все это поразительно гармонирует с фигурой каждой личности.

Обстановка такова, какую и следовало ожидать в доме богатого человека, Иосифа Аримафейского, где происходила вечеря,- ковры в восточном вкусе, с листьями и цветами. Момент действия, по-видимому, противоречит Моисеевой традиции: лучи солнца ещё светят, озаряя окно, и их отблеск освещает всю картину. Но в этом Леонардо следует тексту евангелиста Иоанна: Христос праздновал свою последнюю Пасху до заката солнца.

Эта гениальная фреска испорчена не только временем, но, прежде всего, варварством доминиканских монахов, которые, желая увеличить свои врата, отрезали нижнюю часть картины, не пощадив даже ног Христа и ближайших к нему апостолов. После этого можно простить солдат Бонапарта, которые в 1796 году превратили храм в конюшню и забавлялись тем, что бросали в головы апостолов кирпичи.

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи сама по себе создала целую школу. Не говоря уже о множестве копий, из которых лучшая была сделана Марко д"Оджоне, эта картина была родоначальницей целого ряда картин, миниатюр, мозаик. Храм Santa-Maria delle Grazzie превратился в музей, воспитавший несколько поколений художников. О Леонардо можно сказать, что он в живописи создал настоящий тип Христа и апостолов.

«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи – одна из самых популярных живописных работ на Рождественскую тему. Леонардо не закончил ее, как, впрочем, и многие другие свои картины. Несмотря на это, «Поклонение волхвов» – важная веха для эпохи Возрождения, практически прорыв. Почему? Дело в том, что Леонардо да Винчи использовал здесь приемы, которые позволяют зрителю испытать ощущение присутствия, почувствовать себя среди волхвов. Каким образом это происходит, как Леонардо открывал законы живописи и какова была судьба мастера до и после «Поклонения волхвов», – об этом и многом другом рассказывает историк, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофей Китнис.

«Поклонение волхвов» Леонардо писал в тот период, когда жил во Флоренции. В этом городе он начал формироваться как художник. Там правила династия Медичи, которую в то время возглавлял Лоренцо Великолепный. Нельзя сказать, чтобы отношения Леонардо да Винчи с ним сложились блестяще. Что, кстати, во многом определило дальнейшую судьбу художника и повлияло на его переезд в Милан. Впрочем, обо всем по порядку.

Где вырос Леонардо

Будущий гений родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, в горах. Здесь по сей день показывают дом, где это произошло. Анкиано расположено близ городка Винчи, который и дал прозвище художнику. О рождении мальчика сохранилась запись его деда, который, судя по всему, был очень рад, когда у него наконец-то появился первый внук. Родился Леонардо в незаконном браке. Мать его была крестьянкой, отец, Пьеро да Винчи – нотариусом, довольно уважаемым и интересным человеком. Он скопил приличное состояние, дожил до 77 лет, четыре раза был женат. В общей сложности у него родилось двенадцать детей, причем последний появился на свет, когда Пьеро было уже 75 лет. Леонардо же был старшим. Отец официально признал его. Первые три года мальчик жил со своей матерью, и потом, когда отец забрал его к себе в дом, очень тяжело переживал разлуку с ней. Крестили Леонардо во Флоренции, в базилике Святого Креста, очень известном месте. Здесь на протяжении веков были похоронены выдающиеся люди города – Макиавелли, Галилей и многие другие, здесь было устроено место для могилы Данте. И здесь же, в Санта-Кроче, находится та самая купель, где крестили Леонардо да Винчи. Крещение совершалось открыто, а это значит, отец не просто признал сына, но даже счел нужным эффектно показать его публике.

До тринадцати лет Леонардо рос в доме отца в Винчи. Пьеро хотел его пустить по своей линии. Но здесь впервые проявился характер будущего гения. От природы он был богато одаренным человеком, но при этом академическое обучение, как впоследствии выяснилось, было для него совершенно неприемлемым. Университета он так и не кончил. А в тринадцать лет Леонардо отказался от карьеры юриста и сказал отцу, что хочет заниматься искусством. Он был отдан на обучение к Андреа дель Верроккьо, самому прославленному живописцу того времени. Надо сказать, Леонардо с детства очень живо воспринимал природу. Он делал много зарисовок, хотя первая известная его работа, набросок пейзажа, датируется лишь 1473 годом. Ряд искусствоведов считают эту работу первым настоящим пейзажем в искусстве. Там запечатлена долина реки Арно, где Леонардо часто гулял. Она протекает через Флоренцию. Это был очень реалистично схваченный пейзаж, с горами, перспективой… Закончил он работу в день праздника Мадонны снегов, который связан со строительством базилики Санта-Мария Маджоре. Вообще, флорентийский период творчества Леонардо – это время, когда он начал интересоваться жизнью Пресвятой Богородицы. Он выполнил тогда несколько работ, посвященных Божией Матери, например,

Новый гений

Как пишет Вазари, первый биограф многих деятелей Возрождения, Флоренция узнала о новом гении, когда он принял участие в работе своего учителя Верроккьо «Крещение Иисуса». По замыслу, в центре этого холста сюжет Крещения, а слева расположены два ангела, которые как будто наблюдают за происходящим. Так вот одного ангела написал сам Верроккьо, и он получился очень хорошим, но простым. А второго ангела мастер доверил написать своему ученику… В то время обучение традиционно продолжалось довольно долго, и ученик зачастую полгода ничего не делал, кроме как ходил по мастерской, растапливал печь, наблюдал за другими, расталкивал краски и так далее. Только после этого ему начинали доверять что-то серьезное. И если мастер поручал ученику выписать какую-то деталь в своей работе – это был знак доверия, это означало, что ученик уже на подходе к признанию. И вот Верроккьо дал Леонардо шанс проявить свой талант в « ». Как пишет Вазари, результатом работы мастер был просто ошеломлен, а вместе с ним и вся Флоренция: стало понятно, что родился новый гений, абсолютно новый художник. Дело в том, что ангел Леонардо совершенно отличался от того, который был написан его учителем. В нем уже угадывалось то направление, которое позже Леонардо изберет, когда будет писать и небесный мир, и человека. У его ангела утонченнейшие черты лица, изящный нимб, мастерски выписанные волосы… – во всем видна блестящая работа над деталями и композицией. Вокруг этого ангела как будто преображается пространство. Как отмечал Вазари, когда Верроккьо увидел его, он сказал, что больше никогда не будет писать. Однако в годы пребывания в мастерской Верроккьо Леонардо формировался не только как художник. Он обучался и инженерному искусству, и механике… В то время во Флоренции проживали великие ученые, и Леонардо самостоятельно отмечал для себя, у кого и чему он хотел бы научиться. А вообще он говорил, что лучший его учитель – это жизненный опыт.

Однако были у такого подхода и свои минусы. Дело в том, что во Флоренции при Лоренцо Великолепном процветала Платоновская академия, в моде были неоплатоники и античность. И все известные люди, даже городские олигархи, считали для себя правилом хорошего тона разговаривать на изящном языке Вергилия. А да Винчи, так и не получивший классического образования, лишь позднее выучил латынь, и она у него хромала. Это закрыло ему двери во многие дома высокопоставленных лиц, где принято было вести на латыни светские беседы. А такие современники Леонардо как, например, Боттичелли, были в подобных домах обласканы – не в последнюю очередь потому, что владели языком древних римлян и могли поддержать разговор по моде своего времени.

При этом Леонардо был на сто процентов дитя эпохи Возрождения. Например, идея Платона, что наш мир – это отражение той гармонии, которая существует на небесах, очень ярко отразилась в его творчестве. Художник видел в центре вселенной именно человека, однако человек был для него ценностью не сам по себе, а в сочетании с духом. У Леонардо был большой трактат, посвященный этой теме, где прозвучала очень важная, характерная мысль: где нет Духа Божия, там нет искусства, а где мысль не работает рядом с рукой – там нет художника. Такое интересное соединение Божественного промысла с человеческим действием проистекает из идей платоников, которые вдохновляли художников Возрождения и которыми в то время была переполнена Флоренция.

Мадонны Леонардо

В 1472 году Леонардо открыл собственную мастерскую. Он получил признание, вступил в Гильдию художников имени апостола Луки и теперь мог жить самостоятельно. Однако до 1476 года он оставался при Верроккьо.

В этот период ему начали заказывать самостоятельные работы. Самые лучшие из них связаны с Божией Матерью. Это уже упомянутая «Мадонна с гвоздикой», где Младенец тянет руки к цветам, а красный цвет гвоздик символизирует Распятие. Это « », которое вообще стало первым холстом, где действие разворачивается не в помещении и даже не у храма, а просто на свежем воздухе. Мария сидит у дома, занимается рукоделием. Архангел Гавриил устремляется к Ней – и мы как будто видим его движение, но в то же время он замирает в молитвенном почитании. На заднем плане – абсолютно итальянский пейзаж, который тоже как будто застывает в тот момент, когда Архангел произносит слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…»

Божия Матерь изображена совсем юной Девой, на Ней одежды классических цветов – красного, голубого… Очень важно здесь то, что Ее образ воплощает в себе не только красоту небес, но и красоту земную. Леонардо как будто повторяет мысль, что Богородица – самое совершенное творение, чистейшее и смиреннейшее Дитя, которое человечество смогло произвести на свет.

Поклонение волхвов

«Поклонение волхвов» – работа того же, флорентийского периода. Эта картина датирована 1481 годом, хотя вполне возможно, что дата не точна. Ее заказал монастырь Сан-Донато под Флоренцией, в Скопето, между 1472 и 77 годами. Картина должна была украсить алтарь. Леонардо тогда только вступил в Гильдию святого Луки и только получил диплом мастера, но слава о нем уже прогремела. Правда, уже тогда о нем стали поговаривать, что он, конечно, гений, но человек необязательный: может взяться за работу и не закончить ее. «Поклонение волхвов» – яркий тому пример.

В самом центре холста здесь Божия Матерь с Младенцем (1) , все остальные фигуры группируются вокруг Нее. Это самые разные люди, но основная цель у них общая – увидеть, дотянуться, поклониться Младенцу. Надо сказать, Леонардо первым среди своих современников сделал такой серьезный смысловой акцент на физиономических типах людей второго плана. Все они очень разные по возрасту, по выражению лиц, по динамике, по тому, как они склоняются перед … Тут же присутствуют и животные – лошади. Искусствоведы пишут, что у Леонардо они как будто разделяют человеческие чувства. Но можно сказать и иначе… Да Винчи был очень образованным человеком для своего времени, прекрасно знал Священное Писание, сочинения Платона, не чужд был богословия. И в «Поклонении волхвов» есть очень важная мысль. С для человека появляется возможность вернуть себе утраченный рай, то состояние Эдема, прямое богообщение, которое было доступно ему до грехопадения и было в результате утрачено. Так вот животные не просто разделяют человеческие чувства. Как пишет , всякая тварь вместе с человеком ждет окончательного преображения, ведь вместе человеком и животные были низведены из Эдема. Конечно, они не были виновны в грехопадении. Но поскольку все они были созданы для человека, то разделили его участь. Поэтому всякая тварь с воздыханием ждет преображения человека, ждет восстановления вселенской гармонии, а потому разделяет и радость Рождества Спасителя. В «Поклонении волхвов» это очевидно проявляется.

Другой важный смысловой момент картины связан с деревьями – пальмой (2) и дубом (3) . На холсте они являются своеобразными осями, вокруг которых разворачивается композиция. Здесь да Винчи выступил и как символист (Ренессанс вообще немыслим без символизма). Пальма отсылает нас, прежде всего, к Иерусалиму, дуб – к кельтской культуре, где он почитался как символ вечности. Когда христианские миссионеры просвещали языческий Рим, представителей галло-римской культуры, они не удалили этот символ из христианского контекста, они наполнили его новым содержанием. Да, дуб – это символ вечности, но все-таки он тоже творение единого Бога, главного Художника этого мира. Кстати, со времен короля Артура сохранялась традиция для правителя вести прием по личным вопросам под дубом – считалось, что именно там следует вершить справедливый суд. Впоследствии многие европейские правители возвращались к этой древней традиции.

Пальма, в свою очередь, – это растение, ветвями которого , исповедуя Его как Царя. Но это еще и то растение, которое паломники издавна, еще до падения Иерусалима приносили со Святой земли. Таким образом, дуб – символ Рима и Италии, пальма – символ Иерусалима, и на холсте происходит соединение этих двух пространств.

Материал по теме


На Рождество принято дарить друг другу подарки. Эта традиция восходит не только к образу святого Николая, который стал прототипом Санта-Клауса. У нее есть и евангельские корни - история волхвов и их даров новорожденному Младенцу Христу.

Но все же смысловой центр композиции – Пресвятая Богородица, именно к Ней и к Младенцу все здесь устремлено. Волхвы приносят Ему дары, и вот… У да Винчи был один излюбленный прием, который он использовал в сюжетах с Богородицей и Младенцем: Спаситель у него как будто играет (например, там, где Мадонна изображена с гвоздикой, Он протягивает руки к цветку). В «Поклонении волхвов» Христос, как все младенцы, очень по-человечески протягивает руку к Дарам волхвов. Божия Матерь, в Свою очередь, с любовью, с человеческими чувствами смотрит на Младенца. Но в то же время Она понимает, что у Нее на руках Христос, Который эти Дары принимает и откликается на человеческий зов. Во всем здесь проявляется особая сущность Христа, божественная и человеческая одновременно.

А на заднем плане холста разворачивается битва (4) . Не очень понятно, что на самом деле там происходит. Но можно допустить такую мысль: в Рождестве Христовом должно быть преодолено то зло, та разрозненность и враждебность, которые есть в мире. И битва уже началась…

Слева на холсте – изображение разрушенного храма (5) . Видно, что он был грандиозных форм, скорее всего, античных. Можно предположить, что так символически обозначено, как рушится ветхий античный мир, потому что приходит новое Слово. Но в то же время, можно дальше проследить богословскую мысль о пришествии Христа и значении этого события для мира. Тогда получится, что перед нами не разрушенный храм, а тот, который, напротив, только начинает строиться – сначала с Рождеством Богородицы, а затем – с Рождеством Христовым. Этот храм – приношение молящегося человечества Господу, образ синергии, то есть сотрудничества человека и Бога: люди начинают строить храм – Бог откликается на это Рождеством. Так прослеживается мысль: когда-нибудь Божественная и человеческая воля соединятся, и тогда мир преобразится. Однако начало этому уже положено, и оно в .

Считается, что композиция «Поклонения волхвов» Леонардо да Винчи уникальна и не имеет аналогов в итальянской живописи. Прежде всего, это связано с персонажами второго плана и организацией пространства. Что здесь необычного? Дело в том, что место непосредственно перед Богородицей на холсте неслучайно остается свободным. Со временем Леонардо начнет активно экспериментировать с пространством, но уже в этой картине он делает очень важные шаги. Сюжет «Поклонения волхвов», по мысли Леонардо, хотя и ограничен холстом, должен выходить за рамки картины. (То же самое можно наблюдать во фреске мастера «Тайная вечеря».) Как достичь этого эффекта? – Леонардо использует для этого революционный прием. Полукругом за Божией Матерью он располагает огромное число людей, картина вообще перенасыщена персонажами (6) . Но перед Богородицей он оставляет свободное пространство. Оно как бы высвобождено для зрителя. Смотришь на холст и понимаешь: вокруг все занято, кроме одного места, которое осталось как будто специально для тебя. Именно этот теплый художественный прием сделал картину очень личностной, адресованной каждому человеку. Леонардо четко понимал: только тогда картина станет не просто картиной, но иконой, когда в ней будет оставлено место для молящегося. И как вокруг Богородицы собрались волхвы, точно так же и для каждого из нас есть возможность припасть к Божией Матери, стать соучастником события. Это очень важная мысль.

«Человеческий фактор»

«Поклонение волхвов» не было закончено, как и многие работы Леонардо. Говорят, дорабатывал ее Фра Филиппо Липпи, представитель раннего Возрождения, учитель Боттичелли. Но если так, то остается вопрос: картину Леонардо да Винчи датируют 1481 годом, написана она была в период с 1472 по 1477 год – видимо, была какая-то устная договоренность, и лишь потом ее оформили официально. Однако Филиппо Липпи умер в 1469 году, и хотя эта дата тоже условна, все же сведения не согласуются. Впрочем, это уже детали.

Что же касается Леонардо… Во Флоренции с ним произошел неприятный эпизод. Папа Сикст IV договорился с Лоренцо Медичи о том, чтобы призвать лучших художников и мастеров Тосканы для работы в Ватикане – они должны были украсить новый папский дворец. На эти почетные работы были созваны именитые мастера, все, которые только были во Флоренции: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и другие. Не было среди них только Леонардо да Винчи. При этом мастеру намекнули, что Медичи, конечно, покровительствует искусству, но к Леонардо это не вполне относится, потому что тот не дописывает работы, затягивает с заказами и вообще пишет слишком медленно. Иными словами, в силу чисто человеческого фактора Леонардо не вошел в избранный круг. Вполне возможно, что сыграла роль и своеобразность натуры да Винчи – его несовершенное владение латынью, его прямота, привычка в глаза говорить то, что думает… К примеру, мастер всю жизнь был вегетарианцем и не мог видеть, как убивают животных. Он говорил, что когда-нибудь на убийцу животных будут смотреть так же, как на убийцу человека. А тех, ко ел мясо, он называл ходячим кладбищем. Понятно, что многим это не нравилось, и Лоренцо Медичи наверняка был не в восторге от таких высказываний.

Так или иначе, но в 1482 году Леонардо уехал из Флоренции в Милан. Там начался совершенно иной период его творчества, связанный с покровительством Лодовико Сфорца, которого за его смуглую кожу прозвали Мавром. Там Леонардо создал целый ряд своих шедевров, там он написал . Что же касается флорентийского периода… Он сыграл важнейшую роль в становлении Леонардо как художника. Именно в Тоскане он воспринял и осмыслил основные идеи Ренессанса – соединение античного наследия с христианским богословием. И это на всю жизнь определило направление его художественного поиска.

Леонардо да Винчи Шово Софи

« Поклонение волхвов»

« Поклонение волхвов»

В июле 1481 года монастырь Сан-Донато в Скопето, нотариусом которого служил его отец, заказал Леонардо картину большого формата (246x243 сантиметра), которая должна была служить запрестольным украшением главного алтаря. Сюжет заказанной картины давно привлекал его: поклонение волхвов. Это была классическая тема, над которой размышляли все художники, особенно тосканские. На выполнение заказа Леонардо отвели тридцать месяцев.

Он с увлечением принялся за работу. Его замысел был грандиозен: он задумал ни больше ни меньше как обновление жанра. Прежде всего, Леонардо перевернул перспективу, поместив на заднем плане множество людей с тщательно прорисованными лицами. На переднем плане из сфумато выплывают смутные очертания Богоматери и младенца Иисуса. Более никого – ни отца, ни осла, ни вола… Художник отказался и от прочих атрибутов классического сюжета, таких как ореол вокруг головы младенца и традиционные зашифрованные смыслы. Как и следовало ожидать, публика была шокирована. Новизна трактовки обеспокоила заказчиков и восхитила собратьев по искусству, сразу же возвысив Леонардо до уровня самых великих из них.

Монахи были крайне недовольны. То, что представил им Леонардо, оказалось совсем не тем, что они заказывали. Художник же, успевший уже израсходовать всё, что получил от заказчиков в качестве аванса, запросил у них еще денег для переноса рисунка с картона на панно. Монахи заплатили, только на сей раз натурой, чтобы у Леонардо были средства к существованию до окончания работы, – зерном, вином, дровами… А тот опять всё израсходовал еще прежде, чем приступил к завершающей стадии работы. Монахи были в ярости, и тогда Леонардо бросил работу, в очередной раз отказавшись завершить начатое, после того как почувствовал пренебрежительное отношение к своему картону.

Картон «Поклонение волхвов» не остался в монастыре. Леонардо передал его своим друзьям Бенчи. Он отлично сознавал, каким новаторским произведением является его картина, даже и в форме картона, поэтому считал необходимым сохранить ее. Поскольку монахи отвергли ее, она будет принадлежать ему.

Во всяком случае, Леонардо был убежден в том, что даже если бы завершил работу в установленные сроки, монахи все равно не приняли бы ее: слишком резко контрастировала она с традиционными представлениями о том, как надо интерпретировать этот сюжет из Священной истории, восходящий к средневековым легендам о царях-магах (волхвах), принесенным крестоносцами с Востока. Монахи Сан-Донато в Скопето пятнадцать лет терпеливо ждали появления художника, достойного Леонардо и способного завершить «Поклонение волхвов». Им оказался сын Липпи – Филиппино, лучший ученик Боттичелли.

Трудно сказать, почему Леонардо взял за правило не доводить до конца работу по выполнению полученных заказов. С тех самых пор, как у него появилась собственная мастерская, он не сумел завершить ни одного из своих произведений, выполняемых на заказ, не говоря уже о том, чтобы сдать работу в срок. Больше он ничего не доведет до конца. Хотя его «Святой Иероним» и заставил говорить о себе, он забросил его в углу своей мастерской, не имея ни малейшего желания и терпения завершить работу. Возможно, не случайно сквозит тревога в словах, которые он любил повторять: «Сколько времени уходит впустую!»

Почему Леонардо бросил работу над самым завидным из полученных им заказов? Загадка! Возможно, это как-то связано с тогдашним намерением Лоренцо Великолепного направить лучших художников Флоренции в Рим – расписывать в знак примирения с папой Сикстом IV его новую капеллу. Лоренцо заявлял, что отобрал для исполнения этой миссии лучших, во главе с Боттичелли. Лучших художников как посланников тосканской культуры – но среди этих лучших не было Леонардо! Какие чувства испытал он при этом: ревность, досаду, огорчение? И тогда он принимает решение бежать, исчезнуть, покинуть Тоскану, которая определенно не достойна его, страну, во главе которой стоит Лоренцо, самый безобразный человек, какого Леонардо когда-либо встречал в своей жизни. И по сей день еще с Медичи связано большое недоразумение. Подлинным меценатом был не тот Лоренцо, которого история нарекла Великолепным, но его внучатый племянник, именующийся также Лоренцо Медичи, однако затерявшийся в тени славы Великолепного. Это он поддерживал своими заказами творчество художников эпохи Ренессанса. Лоренцо же Великолепный умел только собирать драгоценные камни и тратить деньги республики на проведение своих праздников. Он не помог никому, ни одному художнику, ни одному скульптору. Ему приписали потрясающую художественную интуицию, в действительности отличавшую его внучатого племянника, поскольку из двух имен Лоренцо Медичи история сумела сохранить лишь одно.

Уезжать или бежать?

Ломбардийский двор при Лодовико Сфорца, который сам себя провозгласил герцогом Миланским, завоевывал репутацию третьего по важности двора Европы. Туда-то и решил отправиться Леонардо.

Тогда он совершил один из самых нелепых поступков в своей жизни, которых, надо признать, было и так немало. Он сочинил нечто вроде того, что в наши дни получило бы название рекламного проспекта или предвыборной программы. На десяти страницах он расхваливал собственные достоинства в качестве архитектора, военного инженера и, как тогда говорили, технолога и уверял герцога Миланского в том, что, приняв его, Леонардо, к себе на службу, он никогда больше не проиграет ни одной войны.

Отправлялся ли он в качестве представителя Флоренции и того нового стиля жизни, который внедрялся в тосканской столице? Или же просто бежал как пария, отверженный, постоянно преследуемый неудачами? Споры по этому поводу до сих пор ведутся среди биографов Леонардо да Винчи, однако его вышеупомянутое странное письмо позволяет склоняться к версии о бегстве. В свои тридцать лет он рекламирует себя как «многообещающего таланта». Тогда же он записал для себя слова Данте: «Двигаться по пути к славе – не на перине нежиться. Кто проживет свою жизнь без славы, тот оставит после себя на земле след, подобный струйке дыма в воздухе, пене на воде…»

Некоторые придерживаются мнения, что тот же Лоренцо, который отказался отправить Леонардо в Рим к папе в качестве своего представителя, лично направил его в Милан, дабы польстить грубым, как он полагал, вкусам внука кондотьера, захватившего власть в Ломбардии. В это трудно поверить, особенно после прочтения пресловутой «программы» Леонардо, из которой явствует, что он готов был принять от герцога любую должность…

Воспользовавшись отъездом Бернардо Ручеллаи, назначенного послом Флоренции в Милане, Леонардо отправился в качестве его спутника, прихватив с собой свои пожитки и домашних животных, а также двоих сотоварищей, давних приятелей, отличных компаньонов в горе и радости.

Первый из них, Томмазо ди Джованни Мазини, предпочитавший прозвище Зороастро, представлял собой своего рода гротескного близнеца Леонардо. Неглупый от природы, балагур и насмешник, он придумал себе предков княжеского рода. В душе своей считая себя византийцем, о чем свидетельствовало и его прозвище, этот изобретатель и шут, алхимик и торговец скобяными изделиями, гениальный кузнец и никудышный астролог, маг и шарлатан, он был известен как металлург, умевший обращаться с металлами, как никто другой.

Вторым товарищем Леонардо был красавчик Аталанто, человек-оркестр, музыкант, певец, танцор, роскошный Аталанто ди Мильоретти. Их дружба с Леонардо и совместная работа будут продолжаться более тридцати лет. Все трое были друзьями с детства, давними учениками Верроккьо.

К счастью, двое приятелей Леонардо познакомились с посланием, которое предполагалось вручить Лодовико Моро, герцогу Миланскому. Поскольку в нем не было ни слова о профессии живописца, главной для Леонардо и единственной, которой он учился (и в области которой он, дважды начиная всё сначала, добивался признания), Зороастро и Аталанто заставили его включить в перечень своих талантов также ремесло живописца и скульптора.

Отдавал ли себе отчет Леонардо да Винчи в том, что, направляясь в Милан, он покидает Флоренцию на долгие, очень долгие годы?

Преисполненный амбициозных замыслов и жизненных сил, он не сомневался, что добьется успеха в Милане, а добившись, сразу же, в ореоле славы, возвратится во Флоренцию – возвратится победителем, получив полное удовлетворение за все прежние неудачи и обиды. И для этого, полагал он, не потребуется слишком много времени.

Охваченный нетерпением, он летит в Милан на крыльях надежды. Там ждут его слава, богатство – настоящая жизнь…

Из книги Вокзал мечты автора Башмет Юрий

"Дары волхвов"… или "Декабрьские вечера" Рассказ о "моем Рихтере" был бы предательски неполным, если бы я не включил в книгу специальный сюжет о "Декабрьских вечерах". И не только потому, что по предложению Ирины Александровны Антоновой и Нины Львовны Дорлиак и с одобрения,

Из книги Маленькая повесть о большом композиторе, или Джоаккино Россини автора Клюйкова Ольга Васильевна

Глава 13. ПОКЛОНЕНИЕ БЕТХОВЕНУ Отдых в Кастеназо был очень недолгим. В конце марта 1822 года Россини с женой уже прибыл в Вену, согласно контракту. Там их ждал Барбайя. И каковы же были его изумление, возмущение, гнев и обида, когда ему представились супруги Россини! Прелестная

Из книги Ключи счастья. Алексей Толстой и литературный Петербург автора Толстая Елена Дмитриевна

Поклонение В 1922 году Толстой, возглавивший литературное сменовеховство в Берлине, открыл первый номер своего литературного приложения к газете «Накануне» двумя до тех пор не печатавшимися в России стихотворениями Ахматовой: «Земной отрадой сердца не томи» и «Как мог

Из книги Размышления команданте автора Кастро Фидель

Дар волхвов Информационные агентства заранее сообщили, что 6 января Буш завершит свой рождественский отпуск и отправится на Ближний Восток. Он поедет в земли мусульман – людей иной религии и культуры, которым, считая их неверными, европейцы-христиане объявили войну в ХI

Из книги Дневник молодежного пастора автора Романов Алексей Викторович

8. Поклонение Нам необходимо научиться поклоняться Богу, не только во время прославления, но и все время. Вся моя жизнь – это поклонение Богу. Мы должны разделять музыку на две категории: музыка поклонения и вся остальная музыка. И музыка поклонения никогда не должна

Поклонение волхвов - картина Леонардо да Винчи.

Среди незавершенных работ великого итальянского художника Высокого Возрождения картина «Поклонение волхвов» не избежала традиционной для творчества Леонардо да Винчи таинственности и загадочности.

История создания

Молодой художник должен был выполнить заказ монахов - августинцев для католического монастыря в Скопето на заданную библейскую тему.

Леонардо приступил к выполнению контракта и начал писать в 1481 году, но оставил полотно не дописанным, переселившись в Милан. Для завершения полотна, монахи передали ее другому художнику и тот дописал его в соответствии с собственным пониманием изображаемого сюжета.

Исследователи картины считают, что он совершенно не церемонился с замыслом Леонардо. Это подтверждают сохранившиеся наброски эскизов. Судя по этим зарисовкам Леонардо задумал совершенно необычную для традиционной итальянской живописи композицию.

На его картине большое количество деталей и персонажей. Задним фоном служат развалины. Можно предположить, что они символизируют языческую веру. Вдалеке всадники на конях и скалы.

Огромное дерево с обнажившимися корнями, которые подбираются к голове будущего Спасителя – это намек, что он из рода царя Давида? В центре композиции сама Мария с новорожденным младенцем. Их окружают фигуры паломников. В благоговейном жесте поклонения склонились пожилые волхвы с дарами.

картина Поклонение волхвов Леонардо да Винчи

Предполагают, что молодой юноша справа это сам Леонардо. Художники Возрождения частенько прибегали к такому приему, Леонардо он также был не чужд. Все человеческие фигуры выполнены с отличным знанием анатомии, поэтому выглядят не бестелесными созданиями, живущими одной духовной пищей, а людьми из крови и плоти. В этом проявилось новаторство да Винчи – соединить в изображаемом образе внешность и внутренний мир.

Загадки картины Поклонение волхвов

Современные технологии позволили увидеть первоначальное изображение картины, которое во многом кардинально отличается от общеизвестного. Исследователи насчитали на замазанном изображении 66 персонажей. Среди них и традиционные для этого сюжета фигуры животных, которых почему-то нет в окончательном варианте.

Вместо двух фигур всадников изображена целая батальная битва. Вместо позднейших развалин художник вначале нарисовал строящееся здание с большим количеством рабочих. Среди паломников Леонардо изобразил себя дважды - не только молодым, но и в старости. По прошествии более пяти веков великий мистификатор опять задал нашим современникам массу новых загадок.