Пожалуй, трудно отыскать в наши дни человека, который совсем бы ничего не слышал о российском художнике Никасе Сафронове. Родившийся в малообеспеченной многодетной семье, он сам сделал себе имя, став знаменитым уже после первой своей выставки в 1978 г. в Паневежисе (Литва), где зарекомендовал себя как яркий экспериментатор и сюрреалист.

Его эпатажный образ является постоянным поводом для споров, дискуссий и критических обзоров. Но так было со всеми, кто тем или иным образом выделялся из толпы.

Посетив выставку, вы все поймете сами

Если же оставить в стороне все сплетни и неоднозначные мнения и посмотреть на работы знаменитого и признанного во всем мире художника, то можно самостоятельно оценить его творчество.

Любая выставка картин Никаса Сафронова поможет ценителю составить личное непредвзятое мнение об этом живописце. Чаще всего на полотнах бывают представлены портреты (художник получил известность именно как портретист), но и фантастические пейзажи, натюрморты, сюрреалистические сюжеты не смогут оставить зрителя равнодушным.

Каждая картина Никаса Сафронова - это неожиданный и филигранный образ, выписанный с фотографической точностью. В любом полотне художника есть своя тайна, делающая впечатление от него непредсказуемым: вот на гладко подстриженной лужайке крошечные гномики катят куда-то яйцо с женским лицом, а на другом полотне виден изящный стул, который просто приглашает присесть и полюбоваться развернутой на заднем фоне горной цепью, покрытой дымкой.

Картины Сафронова - воплощение мистики и не только

Подобные неожиданные включения в пейзажи производят мистическое, волшебное впечатление. А сюрреалистическое изображение вмещающего несоразмерные по величине человеческие лица и архитектурные детали, и вовсе завораживает.

Названия, которыми подписывает художник Никас Сафронов картины, тоже загадочны и странны: «Три прекрасных свидетеля рождения новой музыки» или «Магия шара, или Присутствие удачи» и т. п.

Полотна Никаса - это не только игра образов и слов, но и своеобразное ироническое восприятие действительности.

Никас Сафронов: картины «Кошки»

Одна из выставок художника была представлена картинами, изображавшими котов и кошек с человеческими телами. Вот прекрасная и гордая дама-кошка с картины «Королевская вечерняя молитва», а вот и кот, сжимающий тонкими человеческими пальцами деньги («Кошачий меняла»). Не может не заставить улыбнуться и автопортрет художника, на котором серо-белый, явно знающий себе цену пушистый красавец сжимает кисти и палитру.

Все эти существа - странные, но при этом узнаваемые - не могут остаться незамеченными. Как и любая картина Никаса Сафронова, они призваны не только эпатировать, но и донести до зрителя взаимосвязь всего живого, снов и реальности, прошлого и будущего.

Сафронов способен связать времена

В своем любимом художник часто изображает известных людей в одежде других эпох.

С полотен на нас смотрит шикарная дама, одетая в средневековый наряд - Алла Пугачева, и мудрец в старинной одежде и с книгой в руке - Николай Дроздов. А вот и сдержанно-насмешливый взгляд Льва Дурова поверх кружевного пышного воротника, и твердое мужественное лицо Пирса Броснана из-под шляпы.

И Олег Ефремов, облаченный в наряд кардинала, и Жан-Поль Бельмондо в военном мундире поражают одновременно и портретным сходством с оригиналом, и тонко подмеченной особенностью их образов, точно переданной кистью мастера.

Каждая такая картина Никаса Сафронова способна связать времена, погрузив известных современников в прошедшие века и эпохи. И в этом нет притянутости - все герои смотрятся вполне гармонично. Можно сказать, что для Никаса время - это главный герой живописных полотен.

Художник Никас Сафронов - человек неоднозначный. Одни люди дают негативные оценки, другие - восторженные. Во всяком случае фантазии живописцу занимать ни у кого не приходится.

Немного о художнике

Он родился в 1956 году. Уже после 8-го класса Никас пошел в «мореходку» в Одессе, но не нашел себя там. Через год он уезжает в Ростов-на-Дону, где два года учится в художественном училище. В это время юноша идет в ТЮЗ и работает художником-бутафором, а еще и подрабатывает, не стесняясь взять в руки метлу, дворником, сторожем, грузчиком. Потом его призывают в армию, после нее он едет учиться в Вильнюс и учится в художественном институте.

Никас ищет свой стиль. После выставки в 1978 году в Паневежисе, небольшом литовском городе, его считают сюрреалистом, портретистом, новатором. Конечно, картины Никаса Сафронова впечатляют свежестью, новизной, яркостью и броскостью.

Сейчас он очень известен и в нашей стране, и за рубежом. И он всего добился сам. Никас достаточно состоятелен, чтобы растить четырех сыновей. Второй сын уже стал пианистом.

Картины Сафронова

Область его художественных интересов очень пестра. Она включает иконопись (отец происходил из верующей православной семьи), кубизм, символизм, портреты. Рассмотрим некоторые картины Никаса Сафронова.

Обобщенный портрет - «Пик красоты»

Это песнь современной женщине, перед которой художник готов преклонить колени. Перед нами лицо правильной овальной формы с классическими пропорциями. Высокий чистый лоб не закрывают волосы, отброшенные назад. Над большими миндалевидными темными глазами брови вразлет.

Глаза обрамляют пушистые ресницы. Они затуманены перламутровыми переливами таким образом, что скрыта часть волос. Эта дымка сливается с фоном портрета. Взгляд проходит сквозь зрителя. Девушка отделена от нас невидимой завесой. Тончайший румянец покрывает скулы. Приоткрытые губы не улыбаются. На темных волосах играют голубоватые блики. Это отблески голубого фона, который окружает их. Если в него всмотреться, то можно увидеть сиреневатую вершину - пик. Весь портрет исполнен в нежных пастельных тонах. Это само совершенство, как понимает его художник. А уж что скажет зритель, кто ж его знает. Картины Никаса Сафронова вызывают полярные оценки.

«Царская фамилия»

Также очень декоративная работа. На первом плане грозный рыцарь в латах - лев с великолепной пышной гривой. Он строг и величав. Рядом - его супруга в диадеме, украшенной драгоценными каменьями. На нее наброшен алый плащ, который по тону совпадает с ее рыжим окрасом. Это грозное существо робко ведет себя лишь рядом с супругом.

А так - бойтесь ее все, кто встретится ей на пути. В отдалении резвится парочка львят. На дальнем плане, за зеленой поляной и озером, на фоне гор вырисовываются контуры замка. Необычная работа, выполненная с большой фантазией. Чем-то это напоминает просто натюрморт для услады глаз. Кто-то, может, глубже взглянет на картины Никаса Сафронова. Они очень непросты.

«В память Александра Македонского»

Можно долго рассматривать картины Никаса Сафронова и так же долго колебаться: что же представить на суд читателю? Остановимся на античном сюжете.

Жарким полднем под голубым небом в отдалении идет ожесточенный бой. На первом плане - сам Александр. Один поверженный противник лежит у его ног. Второй - за спиной героя упал на колени. Третий отбивается, закрываясь щитом. Оружие выпало из его рук, и все, что он может сделать для спасения своей жизни - это стремительно убежать. Батальная сцена не кровава. Бой - это праздник, азарт, игра.

Персональная выставка картин Никаса Сафронова

Любая из его выставок немедленно привлекает внимание. В Москве три бизнес-центра приглашают любителей живописи на постоянно работающие экспозиции:

  • «Центр Т».
  • «Золотое кольцо».
  • RIVER SIDE.

Окунуться в мир художника, который видит окружающее иначе, чем все остальные, всегда интересно.



Более успешного и популярного художника, чем Никас Сафронов , современная Россия не знает. Его имя не сходит уже десятки лет со страниц светской хроники глянцевых журналов. Легенды о «мертвой» хватке выдающегося дельца, о феерической энергии, о недюжинной смекалке, которые сделали Никаса в рекордные сроки знаменитым и почитаемым, просто ошеломляют.


Популярность, пусть даже и скандальная, пришла к Никасу в начале 90-х прошлого века, когда он начал трудиться над серией портретов отечественных и зарубежных именитых людей. Впоследствии эта серия была названа - «Река времени».

Идеализируя и приукрашивая примелькавшиеся, но зато такие популярные лица современников, художник разработал собственный романтический стиль, перекликающийся с фламандской школой живописи эпохи Ренессанса. Используя современные технологии, живописец мастерски сумел наполнить свои картины духом истории. Известные личности, «застывшие» на холстах в непривычных образах, предстают перед зрителем героями сюжетов старинных картин в костюмах, давно минувших эпох.


На живописных полотнах запечатлены президенты и высокопоставленные чиновники России, Украины, Беларуси, Казахстана, Америки, правящие монархи, знаменитости кинематографа и музыкального мира.


Основная часть полотен художника хранится в мировых музеях и частных коллекциях в России и за рубежом у звезд политики и культуры, таких как Софи Лорен, Пьер Карден, Ален Делон, Мадонна, Алла Пугачева, Монсеррат Кабалье, Филипп Киркоров, Леонардо ди Каприо, Никита Михалков и многих других.


Потрясающие психологические портреты, построенные на символах, метафорах, тонких ассоциациях, переплетениях исторических эпох, погружают зрителя в фантастическое пространство чувств и душевных переживаний.


Провокационные работы Никаса Сафронова - полулюди, полукошки, полусобаки - вполне и в духе нынешнего времени, и в духе творчества самого неординарного мастера. Его жизнь и его работы - одно сплошное сплетение противоречий.

«Он обладает огромной фантазией и неземной творческой энергией. Мне думается, что его душа поражена бытием ХХ века, соединив поиск Бога и кощунство, веру и безверие, романтизм и жесткий взгляд на моду» ,- так однажды высказался о Никасе Сафронове один из самых известных российских художников Илья Глазунов.


Из серии портретов "люди-кошки". | Фото: fishki.net

Несмотря на полярные мнения критиков, работы Никаса Сафронова весьма востребованны. Его полотна вот уже более 30 лет занимают достойное место на крупнейших отечественных и зарубежных выставках, около 800 картин приобретено коллекционерами и хранятся в музеях и частных коллекциях. Ни это ли есть подтверждение того, что Никас является одним из самых знаменитых художников современности, еще при жизни заслужившим мировое признание.

Порой даже о самых известных художниках открываешь для себя что-то новое. На нашем сайте рассказ про неизвестного Иванп Шишкина - .

"Художник"-кидала Сафронов делает картины в Photoshop

Мошенническая схема взята из "Королей и капусты" О.Генри

Я одному своему известному другу написал портрет, он сделал из него открытки и как-то поехал в Израиль. Там к нему за автографом подошла девушка и увидела, кто автор портрета "Так мы же Сафронова изучаем как классика в школе». Он ее спрашивает: "А кого еще из русских вы изучаете?» Она говорит: «Пикассо и Дали». Мне было приятно это услышать. Хорошо, конечно, когда ты дочь Сафина, тебя зовут Алсу и тебе помогают в творчестве. У меня такого не было. Мой путь тернистый. (Из интервью Никаса Сафронова.)

У Садальского в блоге забавная статейка (вроде не его самого, как я понял) про становление и творческий путь явления под названием Никас Сафронов. Там, собственно, ничего особо нового не говорится - и так давно известно, что собой представляет этот "художник" [с известными"моральными устоями" - Руспрес] и каким образом он без мыла влезал во всякие отверстия сильных мира сего.

Кстати, насколько я помню, лужковская братия этого пошляка сильно привечала. Ну нравилось всяким шанцевым, когда их, мордатых, изображали в виде сиятельных князей или блистательных царедворцев.

А мне один знающий человек рассказывал, что Сафронов чуть ли не первый привез в Москву принтер, печатающий на холсте. В свое время такая штука стоила несколько десятков тысяч долларов. Но окупилась она у него быстро: Никас в "Фотошопе" брал картины старых мастеров, лепил на место лица рожу какого-нибудь Абрамовича , распечатывал - и готов "портрэт". Он эти портрэты всучивал сильным мира сего, пытаясь создать тренд "заказать портрет у Сафронова", и, вроде бы,какие-то заказы ему действительно стали перепадать. А там дело нехитрое: сделал фотографию, обработал в "Фотошопе" какими-нибудь художественными фильтрами и распечатал.

Портрет Романа Абрамовича

Кстати, потом эти принтеры сильно подешевели и их стали использовать все, кому не лень. Примерно 90% картин, продающихся на всяких вернисажах в Москве, именно напечатаны, а не написаны.

Еще, помнится, меня изрядно веселило, с какой настойчивостью Сафронов сам себя величает "русским Сальвадором Дали" - примерно с той же настойчивостью, с которой Саша Курицын сам себя величает "русским Шварценеггером". [...]

****

Разводка в образе "русского Сальвадора Дали"

История обогащения художника Никоса Сафронова

Недавно один мой приятель пригласил меня на открытие своего мебельного магазина в центре Москвы. Не мог не пойти. И совсем не удивился, встретив там своего давнего знакомого художника Сафронова.

Мы познакомились в начале 90-стых. Мои приятели тогда открыли казино и устраивали там по пятницам концерты для привлечения публики. За концертом следовал фуршет. Постоянным посетителем бесплатных фуршетов и тусовок (по всей Москве) был художник Сафронов. Импозантный мужчина в неизменном черном френче привлекал общее внимание, несмотря на налет некой бомжеватости и провинциализма. Художник заискивающе дарил окружающим буклеты, открытки и прочие бумажки с репродукциями своих работ, а однажды пришел с бутылками водки «Сафроновка», где на этикетке была его физиономия. Правда, водку не дарил, только показывал. Часто он появлялся со своими друзьями, например, знаменитым колдуном Юрием Лонго. Юра (так внезапно умерший 5 лет назад) запомнился человеком очень ярким, он поражал точными пророчествами, которым я (архискептик) так и не нашел здравого объяснения посей день. Не помню уже кто, из приятелей Сафронова, называл его Колькасом, Колясом и даже Коляской, но эти шутливые имена запомнились. Так я и буду его называть.

Вернемся в мебельный магазин и в наше время. Коляс Сафронов поставил проектор и показывал слайды своих работ на задней стенке итальянского платяного шкафа. Мой приятель - мебельщик, видя мое удивление, объяснил, что Сафронов обещал подогнать богатую публику, а берет за свое шоу совсем не дорого. Кстати, попросил меня написать рецензию. Я сгоряча обещал. Прошло время, обещание надо выполнять, но не писать же о мебельном магазине, вот я и решил написать о творчестве Коляски Сафронова.

Первым делом зашел на его официальный сайт, где узнал, что «За многие годы лишь один российский живописец смог добиться всемирного признания», «...запись в Мировой книге Знаний о вхождении... в 100 лучших художников ХХ-ХХI веков кажется мизерным дополнением к карьерному успеху российского живописца, спокойно работающего в различных жанрах...» и прочая и прочая... Но поразительно, Яндекс не дал ни одной!!! ссылки на запрос «мировая книга знаний». Да, куда уж мизерней такое дополнение... Что касается «различных жанров», в которых Колькас «спокойно» работает, то можно смело утверждать, что никогда (!), ни в какие времена и ни у каких народов еще не было художника, который бы работал практически во всех мыслимых и немыслимых жанрах. Сафронов единственный! Потому, видимо, и «спокоен». На том же сайте мы читаем, что «Заказать и купить картину мастера не составит особого труда. Упрощенная система приема заказов и выполнение работ с помощью фотографий...». Конечно, пока есть заказчики, чего сильно уж беспокоиться.

Полазил еще по «рунету». Разноречивые сведения. Например в статье (Комсомольская правда от 08.04.2011) написано: «Сафронов быстро рассказал, что помнит ульяновское детство,... Упомянул мать-литовку, отца-русского, неверных негров, которые не православные и не католики ». А в Википедии читаем: «Отец — Сафронов Степан Григорьевич (по национальности эрзянин). Мать — Сафронова Анна Федоровна уроженка города Паневежис ». Припоминаете нечто похожее? «Мать русская, а отец юрист»? Ерунда какая-то. И еще: все сайты утверждают, что Сафронов родился в Ульяновске в 1956 г. А «неверные негры» в ульяновском детстве откуда тогда взялись? Опять загадка. Потому я решил, что лучше расскажу вам три (всего три!) подлинных и достоверных истории про «единственного всемирно признанного» российского художника Сафронова.


История первая. Становление

Говорят, что рассказал эту гениальную схему Сафронову его друг Юрий Лонго, который в свою очередь вычитал ее у какого - то старого американского автора (скорее всего у О.Генри.).

Первый этап: надо взять фотографии (например, из журналов) нескольких знаменитых людей и написать их портреты. Любой ПэТэУ шник, (Сафронов с 1973 по 1975 год учился в Ростовском художественном училище), даже троечник, может легко это сделать. (Сильнейшее образование было в СССР! Любого балбеса и бездаря ремеслу могли научить). Затем готовый портрет, например, английской королевы надо отправить прямо ей, родимой , в ее главную резиденцию - в Букингемский дворец в Вестминстере. Адресок найти не проблема. Они, англичане, люди, как известно, вежливые и потому обязательно пришлют тебе ответное письмо: «Спасибо, дескать, Коляс за портрет и т.д.». Точно таким же макаром отправляешь портреты Президенту США, президенту России (это важнее!) и всяким там Софи Лоренам и Аллам Пугачевым. Пусть не все они, но многие пришлют ответные благодарственные цидульки. Так у них, у культурных людей принято.

Портрет Владимира Путина

Второй этап: тут надо потратиться немного, но не вложишь денег - не заработаешь. Издается именной альбом с репродукциями этих картин -портретов. Под каждой картинкой написано, например: «Портрет английской королевы. Хранится в личном собрании английской королевы. Висит в портретной галерее английских королей Букингемского дворца». Или: «Портрет Романа Абрамовича. Хранится в личном собрании Романа Абрамовича и татуируется в обязательном порядке на спине (или ниже) каждого футболиста «Челси». И так далее.

Третий этап: надо показывать этот альбом потенциальным заказчикам, комментируя картинки в правильном дискурсе. Кто является потенциальным заказчиком сафроновского портрета в современной России? Вороватый чиновник или криминальный бизнесмен, т.е. реальный «лох»! (Другой к Колясу не пойдет). Образование у него на соответствующем уровне. Художников, кроме Шишкина и Репина не знает. Да и тех знает по обложке «Родной речи» для первого класса советской школы. Вот этому лоху и надо тыкать в морду альбомчик с портретом английской королевы. Особо недоверчивым можно и настоящее благодарственное письмо из королевской канцелярии (вот где пригодилось!) показать. Рассказать о приеме в Букингемском дворце, как королева плакала от счастья увидев Сафронова, как кидалась ему на шею с поцелуями и т. д. Объяснить надо клиенту, что он ничем не хуже королевы, значит должен иметь в своем доме на Рублевке портрет, написанный Коляской Сафроновым. О том, что художник Сафронов никогда и в глаза не видел английскую королеву (равно, как и других, чьи портреты писал) надо надеяться клиент никогда не узнает.

Цена? Сегодня уже поднялась до 50 тысяч долларов за портрет «с ручками» и до 40 тысяч «без ручек». «Ручками» Коляшкис называет человеческие руки, которые писать так же трудно (разводка такая), как и лицо. Но настоящие пацаны, ясен пень, всегда заказывают «с ручками».

"С ручками". Портрет Тины Канделаки

Злые языки утверждают, что сегодня портреты у Сафронова пишут «художники - негры» (может из ульяновского детства?), а не он сам. Это и к лучшему - качество работ стало выше. А настоящий «крутопацан» и не должен работать - только бабки считать.

Это примитивная и древняя мошенническая схема работает и по сей день. Дерзайте и пробуйте молодые художники, правда, художником быть тут совершенно не обязательно. Желаю Успеха!


История вторая. Расцвет творчества

Эту историю рассказал в большой компании (где случайно оказался и я) Андрей Макаревич - лидер рок-группы «Машина времени». Вот вкратце эта история: «Звонит мне как-то художник Сафронов (где телефон только взял?) и говорит, что сейчас приедет ко мне домой (откуда адресок-то узнал?) и подарит портрет. Портрет, написанный им, а на портрете, как вы понимаете, я изображен. Отвечаю, что портрет мне не нужен и прошу его больше никогда мне не звонить. Через несколько дней выхожу из дома, а он меня у ворот уже ждет. И портрет, упакованный в плотную бумагу, мне сует. Подарок, как любимому певцу. Ну, нельзя же человека обижать, взял я портрет. Забросил его сразу на чердак, не распаковывая. Там он и валяется. Я портрета этого никогда не видел и видеть не хочу. А, вы друзья, если встретите когда-нибудь в сафроновском альбоме мой портрет, то помните - я Сафронову не только не позировал, но и толком с ним не знаком.»

Ну и в виде дополнения: встречаю я как-то моего старого друга, известного искусствоведа, а он хохочет: «Позвонил тут мне мой товарищ Александр Сергеевич Соколов (министр культуры России) и спрашивает, что ему делать с его портретом, который от художника Сафронова прислали. Я отвечаю: никогда, Александр Сергеевич и никому об этом не говорите. Это неприлично. Вообще неприлично на публике имя Сафронова упоминать. Он же нерукопожатен. А портрет уничтожьте или спрячьте, чтобы его никто, не дай бог, не увидел. А то о Вашем художественном вкусе сложится предвзятое мнение. И Вам это, как министру культуры, может очень повредить.»


История третья. Ликвидность

Вот уже 15 лет в Москве, в ЦДХ, дважды в год проходит Российский Антикварный Салон - крупнейшая антикварная ярмарка России. На открытии салона собирается обычная тусовка заинтересованных лиц, что стало уже обязательным и традиционным явлением московской светской жизни. Пару лет тому назад, на открытии очередного салона, я был удивлен, увидев у одного из знакомых галеристов картину Сафронова. На картине был изображен портрет Кристины Орбакайте . Я поинтересовался у знакомого, почему он продает совершенно не соответствующий месту товар. Это же не антиквариат. Галерист поведал мне историю, как он купил, по случаю, некий набор антикварных предметов. Продавец продавал только все целиком, оптом и «паровозиком» прицепил к антикварной кучке эту картину Сафронова. Пришлось купить.


"Портрет" Кристины Орбакайте с крысой - вершина сафроновского идиотизма

Сегодня, на открытии салона должна быть Алла Пугачева , - сообщил он мне, - Вот я и вывесил картину на самое видное место. Вдруг глаза его загорелись, - Господь услышал мои молитвы, - зашептал он. Я оглянулся. Невероятно, к нам царственной поступью приближалась сама Алла Борисовна, не сводя глаз с портрета. Далее цитирую дословно:

- Почем дочурка?

Алла Борисовна, - затараторил окрыленный продавец, - Знаю точно, что Кристина платила 50 тысяч долларов за этот портрет. Мне он достался по случаю и очень дорого. Только из уважения к Вам, будучи Вашим самым пламенным фанатом и поклонником, прошу всего 10 тысяч.

Алла Борисовна улыбнулась:

- Штуку хочешь?

Не важно как закончилась эта история, важно, что никогда, ни на одном из серьезных аукционов не было продано ни одной картины Сафронова. Потому, что они абсолютно не ликвидны! Независимо от жанра. Никто не может продать работы Сафронова, кроме него самого, разумеется.

Может тут дело в сегодняшнем состоянии нашей страны? Процветают только мошенники. Псевдохудожники, псевдопевцы, псевдоразведчики, псевдобизнесмены, псевдоминистры и даже псевдо...

[Сетевой дневник draco_argento, 04.10.2011, "Единственный всемирно признанный российский художник": Никас Сафронов НИКОГДА не учился в Ростовском художественном училище. Он посещал подготовительные курсы при РХУ. — Врезка К.ру]

Василий Чапаер

Источник : apn.ru, 04.10.2011,

****

"Меня хотели изнасиловать и Софи Лорен, и Спилберг..."

Вокруг картин Никаса Сафронова, среди которых есть и парадный портрет президента РФ, разгорается грандиозный скандал: покупатели полотен стали вдруг обнаруживать, что им подсунули халтуру. Репродукция портрета Владимира Путина работы Сафронова висит сейчас в кабинетах многих чиновников России как в Москве, так и в прочих городах и весях. А живописный его прототип был некоторое время назад продан. Купил портрет наш земляк, бывший министр внутренних дел России, а теперь совладелец курорта в Ундорах Андрей Дунаев . Человек он богатый, собирает коллекцию живописи, для чего ездит даже на аукционы в Лондон. За портрет Путина Дунаев отдал несколько тысяч долларов. Когда же разобрался, понял, что это ширпотреб. Написана картина с помощью компьютерных технологий. Берется фотография, загоняется в память ЭВМ, затем на дисплее ее поправляют (убирают морщины, круги под глазами, если они есть, и т.п.) и выводят на холст. Здесь портрет раскрашивают красками. Вся работа, как говорит представитель Никаса Сафронова Александр Гайсин, занимает не более трех часов.

Узнав это, Дунаев пришел в ярость. А тут появились еще и слухи, что под видом сафроновских продаются картины других, малоизвестных публике, художников, то есть подделки. Пару недель назад история приняла детективный оборот.

Упомянутый выше представитель Сафронова, Гайсин, готовил передвижную выставку работ Никаса. В комнате, где Гайсин проживал во время наездов в Москву, он собрал около трех десятков картин. В один из дней картины исчезли. Вместе с ними исчезли, по словам Александра Гайсина, его деньги, паспорт, две сберкнижки и документы, в том числе договоры с художником. Обнаружив пропажу, пострадавший написал заявление в Лефортовское РОВД Москвы. Заявление приняли к производству. Через неделю Гайсин пришел в РОВД и узнал, что Никас обвинил его в подделке картин и краже слайдов с репродукциями. Заявление об этом художник прислал в то же самое РОВД. Гайсина начали допрашивать. Почти никаких документов у него с собой не было, украли. Кто украл картины и бумаги, он догадывался: человек из окружения Никаса.

Расчет был, видимо, на то, что у меня ничего не осталось и меня можно брать голыми руками, - сказал Александр Гайсин корреспонденту "СК", - но, слава Богу, у меня жена юрист. Она давно посоветовала мне делать копии документов и хранить их в Ульяновске.

Вырвавшись из рук московских следаков, Гайсин приехал домой, сделал копии с бумаг и услал в Лефортовское РОВД. В его конверте в Москву ушло много чего интересного, подписанного самим Никасом. Например, подделки картин, судя по документам, стряпались не только с ведома Сафронова, но и с его одобрения. Есть в бумагах и копия договора купли-продажи Сафроновым Гайсину слайдов. Покупатель заплатил за них 130 тысяч рублей. Есть в сейфе представителя Никаса и секретный договор между ним и художником. Его суть Гайсин держит пока в тайне, но говорит, что когда общественность это узнает, она ужаснется, особенно если вспомнит, что Н.С.Сафронов - почетный гражданин Ульяновска и почетный же профессор УлГУ.

Для чего Никас (в миру - Николай Степанович) задумал сдать Гайсина органам, последний пока не понял. Они вместе росли. Гайсин положил уйму сил, чтобы сделать дружка известным, а его картины - продаваемыми. Терпел его выходки. Ульяновцы помнят, как несколько месяцев назад Сафронов на открытии выставки в УлГУ прилюдно ударил Гайсина за то, что тот приставил к чему-то еще не высохший портрет Владимира Шаманова и чуть его не испортил. Кстати, этот портрет, говорит Александр Гайсин, сделан по той же технологии и писался не полгода, как свистели газеты, а три часа.

Гайсин не исключает, что, когда его дружок узнал о скандале с подделками, ему в голову могла прийти идея свалить все на представителя. Он на это способен, говорит Гайсин. Как повернется конфликт, Александр Григорьевич еще не знает. В ожидании развязки он пишет художественную повесть, в которой выводит Никаса под именем Майкла Кузоваткина. Благо всю жизнь герой у автора на глазах. На вопрос, чем объясняется крен Никаса в сторону развешанных где ни попадя по его картинам женских грудей и задниц, Гайсин говорит: "Не знаю, психика, наверное".

Между тем на родине Сафронова-Кузоваткина продолжают увековечивать его имя. Через Шаманова ходатайствуют о награждении Николая Степановича орденом Дружбы народов. А в Димитровграде планируют установить его бюст и назвать в честь него технический лицей. Какое изображение маэстро будет взято за образец для памятника, не сообщалось. В качестве спонсорской помощи публикуем один из его снимков. После города на Черемшане "образец" можно будет повторить перед входом в ульяновскую среднюю школу №65, чье руководство уже добилось присвоения своему учебному заведению имени художника. На фото он, правда, без штанов, но самого его это не смущает, он любит, когда его так снимают. Мы, возможно, и не дали бы этот снимок, но считаем его публикацию общественно важным делом: дети в школах и лицеях вправе знать, что из себя представляет и что исповедует идол, поклоняться которому их учат учителя и старшие товарищи. А исповедует он нечто, красиво называемое им самим "внутренней свободой". Шесть лет назад журналистка одной из ульяновских газет рассказала в своем издании, как в гостинице "Венец" брала у живописца интервью. Закончив беседу, девушка встала, "но вдруг, - пишет она в своей статье, - одним броском Никас кидает меня на кровать, на которой он только что сидел. Быстренько вскочив и оттолкнув его от себя, спрашиваю, что с ним случилось. - Я тебя хочу".

Журналистка выскочила в коридор гостиницы, Сафронов бежал за ней и, прося прощения, бормотал: "Меня хотели изнасиловать и Софи Лорен, и Спилберг..."

В искусстве пресловутая "внутренняя свобода" отрыгнулась халтурой и фокусами с чужими картинами. "Он хочет выставить меня мерзавцем, - возмущается Александр Гайсин, - но, если я мерзавец, кто тогда он, этот человек, без подписи которого я не сделал и полшага?!".

Сергей Поленов

Источник : "Симбирский курьер", 14.12.2002


****

"Косил" от армии в психушке, стал "стукачом" ОБХСС, "влюблялся" на заказ в дамочек, плативших за "приворот" его другу — колдуну Лонго

Бывший продюсер нашего земляка — модного столичного художника Никаса Сафронова — Александр Гайсин написал книгу скандальных воспоминаний о нем. С отрывками из еще не опубликованного произведения он познакомил только читателей «ШОКа». Повод — недавно Сафронову исполнилось 50 лет.

Большинству людей известен лишь «парадный фасад» Никаса, — говорит Гайсин. — Князь, кавалер орденов, профессор, меценат, талантливейший живописец, «русский Сальвадор Дали», любимый художник Путина. Все это легенда, которую Сафронов сам создал вокруг себя. Я знаю его полжизни и точно вам говорю: Никас по своей сути — обычный человек в красивой упаковке. Во многих интервью утверждает, что избран Богом. Но молчит, как много лет назад в целой деревне у старушек иконы поснимал...

— Ваши воспоминания — мемуарное или художественное произведение?

— Это художественная повесть, хотя личность главного героя полностью списана с Никаса. Я не приукрасил, не придумал ни одного факта его биографии.


Стал стукачом ОБХСС

Из художественного училища в Ростове Никаса выгнали за аморалку — он начал спать с немолодой преподавательницей. Его уже поджидал военкомат: служить Сафронова отправили в ракетные войска в Латвию.

«Он решил сыграть под дурачка. Благо перед мобилизацией (словно чуял, что нужно будет) вызубрил небольшую брошюрку о различных формах психических заболеваний, — вспоминает Гайсин. — Здесь как раз пригодились невостребованные актерские способности.

В медпункте он доказывал, что видит на белой стене натуральных хвостатых чертиков. Врачи посмеивались. Но когда он заявил, что покончит с собой, ибо в ядерных ракетах сидят посланники дьявола, его поспешно отправили в город. Там обследовали, пытались лечить электрошоком и успокаивающими таблетками, а потом уложили в психиатрическую больницу Риги. Чтобы его комиссовали, нужно было отлежать там 10 дней. Никас не выдержал. Узнав, что в соседней палате какой-то шизик размозжил табуреткой голову молодой врачихе, Никас стал колотить в запертую дверь, требуя, чтоб его немедленно отправили обратно в часть, поскольку он выздоровел и желает исполнить свои гражданский долг перед Родиной...»

Вернувшись из армии, еще никому не известный начинающий художник Коля Сафронов занялся фарцовкой. Вскоре за этим делом его поймал будущий подчиненный Саша Гайсин, работавший инспектором ОБХСС.

«Я взял его с поличным на толкучке, и, пригрозив пойманному сроком, сумел сделать из будущей знаменитости своего «добровольного» помощника, а проще говоря — стукача», — раскрывает еще одну тайну молодости Никаса Гайсин.

Почему Никас не узнает свои "шедевры"?

Во многих интервью Сафронов рассказывает, как долго работает над своими творениями. Вот только потом он порой даже не узнает их. Почему?

«Никас — это сборная, только не по футболу, а нераскрученных художников, — отвечает Гайсин. — Как он это делает? Картины неизвестных художников скупает в России и потом за своей подписью продает где-нибудь в Германии или Америке. Затем скупает за копейки картины таких же бедолаг в Италии или Германии и продает их за тысячи баксов в России. Был такой ульяновский художник Володя Сурков. Талантище! Никас знал его и картины видел. Я лично у его вдовы скупил все оставшиеся полотна, которые Никас потом продал как свои в Германии. Поэтому, бывает, он приходит к коллекционерам, ему показывают его же картины, а узнает он их только тогда, когда видит на них свою подпись».

Всемирную известность Никасу принесли портреты политиков и голливудских актеров. Оказывается, почти все они тоже написаны при помощи нищих студентов и компьютерных технологий.

«Как-то раз я присутствовал на таком спектакле. К Никасу пришла певица Анита Цой. Никас вежливо усадил ее в кресло, поцеловал ручку, начал обволакивать комплиментами, — рассказывает продюсер. — Делал вид, что пишет наброски, а сам в это время думал, как эту певицу можно использовать в будущем с ее солидными связями. Знает, что портрет Цой будет потом сделан его компьютерщиком за час!

Под любым предлогом всучивать звездам и политикам их портреты — это в духе Никаса. Затем он объявляет, что его полотна находятся в коллекциях великих людей».


Любовница Никаса перед сексом курит "травку"

«Он часто использовал женщин, особенно известных, в своих рекламных целях», — пишет Гайсин. Рассказывается в его книге и о дружбе Никаса с известным колдуном, в котором внимательный читатель узнает Юрия Лонго, ныне покойного мага.

«Достойная парочка первоклассных фокусников. Так вот: зная об их дружбе, к знаменитому чародею приходили озабоченные богатенькие москвички, часто замужние, и буквально умоляли его сделать так, чтобы Никас их полюбил, хотя бы на месяц. Предлагали, разумеется, хорошие баксы: иногда до двадцати тысяч долларов. Слава о художнике как о виртуозном любовнике гуляла по столичной богеме. Колдун для пущей важности отбрыкивался, уверяя, что у него более высокая миссия на земле. Но потом не выдерживал бабьих слез и соглашался. После этого звонил Никасу и, смеясь, «давал установку» влюбиться в такую-то дамочку на полгода. Художник отрабатывал валюту, которую они потом делили...»

Источник : ulpressa.ru, 26.04.2006

Никас под впечатлением


Несколько лет назад lenta.ru сообщала: «Художник Никас Сафронов, увидев, как на Арбате и на оптовых московских рынках продаются майки с рисунком, воспроизводящим его портрет Путина, пожаловался в Управление по борьбе с экономическими преступлениями... Удачный маркетинговый ход оказался для мастерской роковым: налицо бесспорное нарушение авторских прав художника Сафронова, что может повлечь за собой наказание вплоть до пятилетнего лишения свободы». А затрагивая тему авторских прав в беседе с корреспондентом иркутской газеты «Номер один» весной текущего года, Никас Сафронов заметил: «Конечно, и у меня что-то взято из творчества других живописцев. Но есть плагиат, а есть история и цитаты — это когда ты под впечатлением от другой картины рисуешь что-то свое». Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот один из результатов его плодотворной деятельности на ниве изобразительного искусства:

За наглядный пример спасибо arthorse.

Источник : Сетевой дневник deja_vu_global, 16.11.2009

Образ Петра и комплекс Наполеона

Помнится, один из персонажей кинофильма по пьесе Льва Славина «Интервенция» заметил: «Каждый хочет стать Напольёном! Уже по улице нельзя пройти з-за напольёнов!» Этой человеческой слабости усердно потакают разнокалиберные копиисты. Суть элементарна: простолюдина манит чужая слава. Для мужчины её олицетворением служит власть:

А для женщины — красота:

Да-да, вы не ослышались — красота.

Большинство трудящихся в жанре «исторический портрет на заказ» не скрывают, что копируют с чужих изображений не только классический антураж, но и лица клиентов:

Однако при этом любят подчеркнуть, что используют не фотошоп, а кисти и краски.

Впрочем, не все они употребляют слово «копия». Скажем, фирма WM, разместив на своем сайте приведенную ниже работу, заявляет, что (дословно) «создана абсолютно оригинальная(!) картина по мотивам шедевра»:

А знаменитый в нашем сообществе Никас Сафронов предпочитает называть подобные изображения «Портрет в костюме эпохи такой-то» и, в отличие от всех представленных выше копиистов, не желает ни демонстрировать, ни называть оригиналы. Сделаем это за него:

Как настоящий профессионал (я имею в виду профессию менеджера по продажам) Сафронов стремится удовлетворить целый букет запросов потенциального клиента. Это и желание влезть в чужие эполеты да к тому же попасть на хрестоматийный холст, и стремление оказаться в ряду знаменитых моделей. Для наработки такого ряда Никас активно пишет портреты знаменитостей не только по их просьбе, но и по собственной инициативе:

При таком подходе можно оставаться востребованным, даже не совершенствуя живописную технику:

Никас Степанович Сафронов. Родился 8 апреля 1956 года в Ульяновске. Советский и российский художник. Заслуженный художник РФ (2013).

Рос в малообеспеченной многодетной семье, в которой было шестеро детей.

Отец - Сафронов Степан Григорьевич (род. 1910), русский, из семьи потомственных православных священников, ведущей своё начало согласно симбирским летописям с 1668 года.

Мать - Сафронова Анна Фёдоровна (род. 1920), литовско-финского происхождения, родом из литовского города Паневежис.

По окончании восьмого класса ульяновской средней школы поехал поступать в Одесское мореходное училище. К слову, средняя общеобразовательная школа № 65 с углубленным изучением культурологии в Ульяновске и гуманитарно-экономический лицей в Димитровграде, куратором и опекуном которых является Никас Сафронов, носят его имя.

"Основы характера, фундамент личности закладываются в детстве. Если в детстве ты самостоятельно выживал, значит, у тебя есть шанс выжить и потом. Я всю жизнь выживал. В шестнадцать лет я грузил вагоны, работал сторожем, дворником, бутафором в театре, позже зарабатывал фарцовкой или, как говорили тогда, спекуляцией, но при этом никогда не бросал искусство" , - рассказывал он.

Проучившись в мореходке один год, уехал в Ростов-на-Дону, где с 1973 по 1975 год учился в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова по классу живописи.

Одновременно работал в Ростовском ТЮЗе художником-бутафором, подрабатывал сторожем, дворником и грузчиком. Училище не окончил.

С 1973 года он активно пишет, выставляет и продает свои работы.

Был призван в ряды Советской армии, в ракетные войска. Служил в Эстонии, в городе Валга.

После демобилизации из армии уехал в Литву, в город Паневежис, на родину матери, где некоторое время работал художником в театре Донатаса Баниониса и параллельно трудился на льнокомбинате художником по тканям.

Затем Никас Сафронов переехал в Вильнюс, где с 1978 по 1982 годы учился в Государственном художественном институте Литовской ССР (ныне - Вильнюсская художественная академия) на факультете дизайна.

Изучал психологию в Московском государственном университете технологий и управления.

В 1978 году художник организовал свою первую персональную выставку в городе Паневежис и стал известен как яркий сюрреалист, портретист и экспериментатор.

В 1980 году в Вильнюсе прошла следующая персональная выставка художника.

В 1983 году Никас переехал в Москву.

В 1992-1994 годах он являлся арт-директором, а с 2000 года - главным художником русского издания журнала «Пентхауз», консультантом и оформителем научного журнала «Аура-Зет», журналов «Дипломат» и «Мир звёзд», арт-директором журналов «Америка» и «МОНОЛИТ-дайджест», главным художником журнала «Москва и москвичи».

В 2009 году сеть художественных галерей «Раритет-Арт» (директор Олег Торгало) стала эксклюзивным представителем творчества Никаса Сафронова на Украине. Были организованы выставки художника в Киеве (InterContinental Hotel Kiev) и Одессе (Морская арт-галерея).

Сафронов писал портреты многих политических и общественных деятелей, артистов шоу-бизнеса. Он тесно общался с очень известными людьми – с , Клифом Ричардом.

В 2011 году на аукционе Sotheby’s картина «Мечты об Италии» была продана за 106 000 долларов США.

В 2013 году ему было присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации» - за заслуги в области изобразительного искусства.

Имеет целый ряд общественных званий: Профессор Ульяновского государственного университета (УлГУ); Академик Российской академии художеств; Почётный доктор Азербайджанского государственного университета культуры и искусств; Действительный член Российской академии естественных наук РАЕН; Почетный гражданин России; Почётный гражданин города Ульяновск (1998); Почётный гражданин города Баку. 28 июня 2005 года Никас Сафронов подписал «Письмо в поддержку приговора бывшим руководителям "ЮКОСа"».

В 2015 году принял участие в проекте «Быть поэтом!».

Скандалы вокруг картин Никаса Сафронова

В 2002 году вокруг работ Сафронова разгорелся скандал, когда покупатели обнаружили, что портреты представляют собой раскрашенные краской фотографии . Первым на это обратил внимание бывший министр внутренних дел России А. Ф. Дунаев, заплативший за портрет Путина две тысячи долларов. Согласно статье в газете «Известия» таких портретов в России больше, чем настоящих произведений Сафронова.

В свою очередь Никас Сафронов обвинил своего продюсера Александра Гайсина в несанкционированном изготовлении этих портретов. Гайсин в ответ заявил, что производство поддельных полотен осуществлялось с разрешения самого Сафронова. Контракт с Никасом на распространение его копий у него действительно есть. Однако там не сказано, что копии надо выдавать за подлинники. Сафронов утверждает, что документы и его подпись на них поддельные, и фальшивки делались без его ведома, при этом сам он в итоге обратился с заявлением в правоохранительные органы.

В одном из интервью Сафронов заявил, что несколько его картин куплены Эрмитажем .

17 октября 2008 года в передаче «Гордон Кихот» на Первом канале с участием Никаса Сафронова был процитирован ответ директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского на запрос, заявившего, что никаких картин Сафронова Эрмитаж не покупал .

В ответ Сафронов заявил, что имелись в виду так называемые «бисквиты», слепленные из пластилина, потом вылитые в специальную форму, и расписанная тарелка. В той же передаче прозвучал ряд отрицательных оценок творчества Сафронова от известных искусствоведов: директора Московского дома фотографии Ольги Свибловой, заведующего отделом живописи второй половины XX века Государственной Третьяковской галереи Натальи Александровой и доцента Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова Ивана Лубенникова.

Одновременно с этим в адрес творчества Сафронова прозвучал целых ряд нелицеприятных характеристик от весьма авторитетных искусствоведов. Но критика мало беспокоила художника, он продолжал работать и многого добился, выставлялся как за рубежом, так и в России. Шумиха вокруг его персоны всегда была Сафронову только на руку.

"Больше работайте, развивайтесь, совершенствуйтесь, не говорите пустых слов, также будьте последовательны, обязательны и верны своим друзьям" , - таков секрет жизненного успеха согласно Никасу Сафронову.

Рост Никаса Сафронова: 178 сантиметров.

Личная жизнь Никаса Сафронова:

Трижды был женат.

Первая супруга - Драгана, училась в Сорбонне на филологическом факультете, русский язык знала практически в совершенстве. Поженились в 1984 году, прожили вместе всего 20 дней.

Вторая супруга - Франческа Вендрамин (род. 1967), итальянского происхождения. Познакомились в 1990 году. Вместе прожили 13 лет. В браке в 1992 году родился сын Стефано Сафронов, живёт вместе с матерью в Лондоне.

Третьей, неофициальной, супругой была Мария. Она ушла от Сафронова после того, как жительница Ростова (Мэри, она же Алина Ростовская) в 2012 году обвинила художника в изнасиловании. Правда, позже Сафронов доказал в суде, что не спал с этой женщиной.

В декабре 2016 года в ходе выставки , которая младше его на 40 лет. Она родом из Новосибирска.

Имеет внебрачных сыновей: Дмитрий (род. 1985), живёт в Литве; Лука Затравкин (род. 1990), пианист; Ландин Сороко (род. 1999), живёт в Австралии. Сам он о них говорил: "Я действительно принял всех детей, которые объявились. Хотя не уверен, что они все мои. Например, внебрачный сын, который живет в Литве – сомневаюсь, что мой. Он уже взрослый парень, и я помог ему материально. На мои деньги он открыл бизнес и пока меня не тревожит, слава Богу".

Никас Сафронов живёт и работает в России, Италии, Англии.

Знаменита квартира Никаса Сафронова, которая занимает три этажа. Каждый оформлен в своем стиле – от готики до эклектики. Этаж для гостей выполнен в готическом стиле, огромную площадь занимает зимний сад. Почетное место отведено под библиотеку, где собраны по большей части антикварные издания. Пол выложен плиткой ручной работы, каждая из которой обошлась в триста пятьдесят евро. Но на красоту дома Никас денег не жалел. Часть стен в квартире Никаса расписана французскими и итальянскими миниатюрами. На одной из них изображены сам Никас, сын и друзья – Александр Стефанович, Анатолий Трушкин и Борис Щербаков.

"Я не могу назвать себя стильным… Мне, например, было удивительно прочитать, что самый стильный мужчина у нас Федор Бондарчук, а женщина – Ксения Собчак. Когда человек красиво одевается, или обращается к хорошему дизайнеру – это еще не вкус. Вкус должен быть от природы. Если нет души – это не для меня. Самое важное – это чистота, как внешняя, так и внутренняя" , - говорит он о себе.

Сафронов построил церковь Святой Анны в Ульяновске и часовню Святой Анны в селе Вышки Ульяновской области в честь своей матери Анны Фёдоровны, а также оказывает помощь в возведении православного храма Иоанно-Предтеченского прихода в Ульяновске.