Наида Мирзоева
Инсценированная сказка «Северная сказка»
МБОУ «Русскинская СОШ»
Декабрь 2016г.
Воспитатель : Мирзоева Наида Ибрамхалиловна
«Северная сказка »
Цель : организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку .
Задачи :
Дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;
Познакомить с фольклором народов ханты-манси : загадки, пословицы, приметы;
Формировать основы экологической культуры : правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;
Создание развивающей среды.
(Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния ).
Рассказчица :
Далеко-далеко на Севере , где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния , на зимнем стойбище жила- была семья –ханты : мать трое сыновей и малютка доченька
Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими : маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты : дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно.
Анки, Анки! Почему снег белый?
Анки, Анки! Почему солнце светит?
А ветер почему дует?
Анки. Анки! А куда наша река течет? И т. д.
(Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей) .
Анки :
Сыночек, мама устала.
А ты отдохни чуть, потом скажи. (не отставал тот)
Анки :
Давай лучше сказку тебе расскажу ?
Идэ : (обрадовался)
Давай, давай! Хочу сказку , сказку хочу ! А про кого будет твоя сказка , Анки?
Анки :
Ладно, слушай сказку . Эта сказка лесная , про зверей : про зайца (Шэвер) быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми)
(И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ )
Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц.: вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь.
Смотрит заяц : на ели сидит ворона и смеется.
Крра-крра-крра! Что ты, Шэвэр (заяц, прыгаешь?
Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко!
Сорвала ворона яблоко.
Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.
Спасибо тебе, Вурни! – сказал заяц . Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял : яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.
Стой, стой! -кричит заяц.
Остановился еж и говорит :
Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. А заяц кричит ежу :
Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!
Подлетела ворона к ним и говорит :
Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала.
Заяц, ворона и еж кричат друг на друга :
Мое яблоко! Нет, моё!
Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми) .
Что такое? Что за шум? – спрашивает.
Все звери подбежали к медведю :
Ты, МЭМИ, в лесу самый большой, самый умный.
Рассуди, чьё это яблоко?
И рассказали медведю все как было.
Медведь подумал, подумал и спросил :
Кто яблоко нашел?
Я -шэвэр! -сказал заяц .
А кто яблоко сорвал?
Я- Вурни! -сказала ворона .
Хорошо. А кто его поймал?
Я! - сказал еж .
Ну, вот что! - ответил медведь, - каждый из вас должен яблоко получить.
Но тут только одно яблоко! – закричали звери (хором)
А вы разделите яблоко на равные части! - Мэми
Как же мы раньше не догадались? - (звери хором)
Еж разделил яблоко на четыре части.
Один кусок дал зайцу :
Это тебе, Шэвэр!
Ты первый яблоко увидел.
Второй кусочек вороне дал :
Это тебе, Вурни!
Ты яблоко сорвала.
Третий кусочек еж себе в рот положил :
А это мне!
Я яблоко поймал.
Четвертый кусочек еж дал медведю :
А это тебе, Мэми!
А мне за что? – спрашивает медведь.
А тебе за то, что ты нас всех помирил!
Анки :
Ну, вот, сыночек и вся сказка ! Понравилась?
Да, Анки, понравилась. Очень понравилась!
Анки :
А что ты понял, сынок, из этой сказки ?
Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком.
Анки :
И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с!
Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь ?
Анки :
Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой)
Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра.
(Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра) .
Список литературы :
1. Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)
2. Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.
3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772) . Л., 1947.
4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М. ; Л., 1949. стр. 59
5. Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. ТОО «Алфавит» , 1999.
6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина . Вып. 4. СПб., 1891.
7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.
8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. - Тюмень, 2006.
9. Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. - Изд-во «Северный дом » , 1990.
10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки ) . Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки ханты и манси . М., 1990.
Публикации по теме:
«Нас сказка манит и зовет». Сценарий интегрированного занятия по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» МБДОУ Д/с «Вишенка» Сценарий конспекта НОД Раздел «Художественно-эстетическое творчество» Тема: «Нас сказка манит и зовет»
День здоровья и дружбы «Спортивный теремок» - инсценированная сказка с элементами игр, упражнений, соревнований для средних, старших и.
Познавательный проект «Северная сказка», совместно с родителями КНМС «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка.
Л. Б. Дерягина
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ
Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира
Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС
ББК 74.200.58 85.338 Д36
Дерягина Л. Б.
Д36 Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам за-
рубежных писателей и народов мира. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128 с.
ISBN 978-5-89814-758-7
В книге предложены сценарии для постановки в детском коллективе. В каждом сценарии предлагаются несложные варианты сценического, звукового и музыкального оформления спектаклей. В конце каждого сценария даны вопросы для обсуждения с детьми.
Книга предназначена для педагогов ДОУ, начальной школы и руководителей детских театров.
©Дерягина Л. Б., 2013
© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление, 2013
ISBN 978-5-89814-758-7
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые педагоги!
Театр был и остается действенным помощником в нравственном и эстетическом воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Непосредственное участие в театральной постановке развивает юного актера интеллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим телом. Взаимодействие с партнерами на сцене - это особый ценный опыт общения, формирующий умение контактировать и работать с людьми. Необходимость действовать на публике приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает. Театр - это игра, а игра - стихия ребенка.
В книге «Театрализованная деятельность в ДОУ» представлены сценарии в стихах по мотивам знаменитых произведений зарубежных сказочников «Королевские зайцы» П. К. Асбьёрнсена и «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена и 14 сценариев в прозе и в стихах по сказкам народов мира (Европа, Азия, США, Африка). Эти небольшие пьески предназначены для постановки в детском саду, начальной школе и в детском театральном коллективе. Также их можно поставить в кукольном и в домашнем театре.
В каждом сценарии предлагаются доступные варианты оформления игрового пространства и постановочные решения, но остается широкий простор для фантазии. В зависимости от возможностей постановщиков декорации и костюмы могут быть самыми простыми, условными или, наоборот, яркими, оригинальными, подробными. В одном случае обычные стулья, вешалки-стойки, ширмы обозначат место действия, а небольшие детали костюма, маски - действующих лиц. В другом варианте это могут быть живописные декорации, изображающие характерные пейзажи страны, жилища героев; изготовленная своими руками бутафория, выполненные по эскизам костюмы. В работе по оформлению спектакля обязательно должны учас-
твовать дети, а не только педагоги и родители. Ребята могут нарисовать эскизы костюмов и декораций, принять посильное участие в изготовлении бутафории, костюмов, масок, в подборе реквизита. В спектакле можно использовать компьютерную технику для создания «волшебных» эффектов и демонстрации на экране места действия; для иллюстрированного рассказа о стране, где родилась сказка, инсценировка которой выносится на суд зрителей. Световое и музыкальное оформление также варьируется от простого к сложному по возможностям постановщиков. Специально поставленные танцы и хорошо отрепетированные вокальные номера украсят действо.
В гимназиях с углубленным изучением иностранных языков можно сделать перевод и сыграть сказку на языке оригинала - английском, итальянском, финском, китайском, японском, хинди и т. д. Это станет для учащихся отличной языковой практикой.
Книга пригодится вам для проведения театрального фестиваля в своем детском образовательном учреждении или среди нескольких детских садов (школ, самодеятельных коллективов). Это мероприятие может стать ярким, запоминающимся событием в жизни детей. Каждая группа (класс) представляет свою сказку, предваряя или завершая инсценировку интересным рассказом о стране, ее обычаях. Ребята исполняют народные танцы и песни, демонстрируют национальные костюмы. Театральный фестиваль удачно дополнит конкурс детских рисунков и поделок на темы сказок народов мира, природы, достопримечательностей и обычаев разных стран. В финале творческого праздника можно порадовать гостей и участников оригинальным угощением - блюдами национальной кухни.
Любая народная сказка, даже самая забавная и легкомысленная на первый взгляд, заключает в себе мораль, поучение, высмеивает человеческие пороки и слабости. В небольшом, как правило, тексте сосредоточена вековая мудрость народа. Предлагаемые вашему вниманию инсценировки сказок народов мира завершаются списком примерных вопросов для обсуждения. Вы можете использовать сценарии для проведения увлекательных занятий по нравственному воспитанию. Для этого не обязательно воплощать сказку на сцене. В группе (классе)
прочитайте пьеску в лицах, предварительно распределив роли. Если дети еще не умеют читать, они могут выучить роли дома с помощью родителей или в группе с помощью воспитателя. В самом простом варианте вы можете сами прочитать сказку детям и обсудить ее по вопросам. Можно разыграть сказку с помощью игрушек, особенно если это сказка о животных. А можно подготовить и показать на занятии отдельные сценки.
«Эта Сказочная планета» - вторая книга сценариев Дерягиной Л. Б., выпущенная издательством «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Первая книга - «Играем сказку» - включает в себя сценарии в стихах по самым известным сказкам российских писателей («Волшебник Изумрудного города», «Цветик-семицветик», «Сказка о потерянном времени», «Приключения Буратино») и сценарии по сказкам народов России и ближнего зарубежья.
Желаем творческих успехов!
ЧАСТЬ I. СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Полная бочка лжи 1 (в 2-х действиях)
Действующие лица:
Сказочник.
Хальвор. ^
Бьёрн. V три брата-лентяя
Эспен-лежебока. *
Старик - отец братьев-лентяев.
Старуха-волшебница.
Королева.
Принцесса.
Фрейлина.
Глашатай.
Крестьяне.
Зайцы (не менее 6 исполнителей).
Два стражника.
Сценарий
конкурса фестиваля инсценировок
«Сказки народов мира» для 2-4 классов
2015-2016 уч.год
Дать детям представление о многонациональности Мира.
Знакомить детей с культурным наследием народов
Воспитывать уважение к культуре разных народов, любовь к родному краю.
СЛАЙД: 1 – РОЛИК
1.МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР: Песня «Сказка начинается» - 3 «а» класс
2.Отбивка для скомарохов .
СЛАЙД:2 – фото
Ведущий: Добры молодцы и красны девицы, милые ребятушки, здравствуйте!
2 скоморох - Здравствуйте, солидные господа, почтенные учителя!
1 скоморох - Мы развеселые потешники,
Известные скоморохи и насмешники!
2 скоморох - За медный пятак, расскажем вам все эдак, да так!
1 скоморох – Есть земля крымская
Приветливая да искренняя
2 скоморох Сто народов на ней живут,
Сказки сказывают, да песни поют.
1 скоморох – Слетались птицы с моря,
Садились у нас на заборе,
Пели птицы, сказывали птицы
Крымские сказки, были да небылицы.
Одну я бросил в воз,
Да сказку вам привез!
СЛАЙД:3 - Теремок
2 скоморох - Сказка первая. Русская.
1 скоморох - «Теремок»
Показ сказки 4 «А»класс
2 скоморох - А вы пареной репы покушайте,
1 скоморох - Сказка вторая,
2 скоморох – «Про двух ленивых мышат»
Показ сказки 3 «б» - класс
2 скоморох - Варится в печи кашка,
Начинается новая сказка,
Кашка упреет и сказка поспеет.
2 скоморох - Сказка третья,
1 скоморох - «Кому горшок мыть»!
Показ сказки 4 «Б» класс
1 скоморох - А теперь расскажем вам сказку старинную –
Не шибко короткую, да и не шибко длинную!
2 скоморох - А такую как раз,
Как от меня - до вас!
1 скоморох - Сказка четвертая, русская
2 скоморох - «Лиса и журавль»!
Показ сказки 3 «г» класс
СЛАЙД 6
1 скоморох - Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет-
Тот и сказку начнет
2 скоморох - Белорусская сказка! «Страшный пых»!
Показ сказки 2 в класс
1 скоморох - И я там побывал, всем подарков набрал,
Да покуда дорогу искал, все подарки растерял!
2 скоморох - Сказки еще не все.
Вот вам
Показ сказки 3-«в»
1 скоморох - Жили - были старик да старушка.
Под окном у них текла речушка.
2 скоморох - Жили в речушке карась да елец.
Тут нашим сказкам – КОНЕЦ!
1 скоморох - Только вы не расходитесь,
Вы жюри наше дождитесь.
2 скоморох - Ведь оно сейчас решит, кто сегодня победит!
1 скоморох - Ну а пока жюри решает для вас поет
Максютова Юлия – 2 б класс
СЛАЙД: 11. РОЛИК.Красная шапочка
Жюри определяет победителей в различных номинациях, например :
«Дипломант I степени»
«Дипломант II степени»
«Дипломант III степени»
«Лучшая мужская роль» - личное
«Лучшая женская роль» - личное
«Лучшая роль второго плана»
«Лучшая режиссура»
«Лучшее художественное оформление»
«Лучшее музыкальное оформление»
Программа:
1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -
2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -
3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!
4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!
5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!
6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!
Программа: 1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается» 1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» - 2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» - 3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»! 4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»! 5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»! 6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!. 7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка» 8.Хор 3 а класса__________________________ |
Программа: 1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается» 1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» - 2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» - 3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»! 4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»! 5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»! 6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»! 7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка» 8.Хор 3 а класса__________________________ |
цель данного мероприятия формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками. Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов. Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту. Мероприятие позволяет воспитывать у детей желание участвовать в театрализованных постановках, способствует сплочению коллектива детей с учетом индивидуальных особенностей участников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного театрализованного праздника по сказкам народов мира для детей классов « Особый ребенок».
Цель: Воспитание толерантности, как принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, разнообразных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Развитие интереса к сказкам.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками.
- Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов.
Развивающие:
- Развивать умения выразительно передавать характеры героев посредством движений, речи.
- Развивать способность,через элементы театрализации выражать свои чувства, эмоции, фантазии.
- Развивать память, внимание.
Воспитывающие:
- Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту.
- Воспитывать желание участвовать в театрализованных постановках.
- Сплочение коллектива детей с сохранением, учетом индивидуальных особенностей участников.
Оборудование:
Рисунки к сказкам, « Хвастливая сова – индийская народная сказка », « Хвастливые мыши – китайская народная сказка », « Заяц – Хваста русская народная сказка », поговорка “ Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям ”, выставка рисунков, ширма оформленная под стилистику Индии, Китая, России, костюмы представителей сказок, магнитофон, звукозаписи, выставка книг.
Предварительная работа: Чтение сказок, пословиц о хвастовстве, экскурсия в библиотеку,беседа о положительных и отрицательных качествах характеров героев сказок, участие в выставке рисунков «По дорогам сказки» среди классов « Особый ребенок», просмотр мультипликационных фильмов, прослушивание музыкального материала, разучивание танцев с использованием атрибутов представителей Индии, Китая и России.
Ход мероприятия:
Ведущая: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Стоит только произнести эти волшебные слова, как сразу становится ясно, что в наш дом пришла Сказка.
Вы слышите, звенит колокольчик? Он приглашает нас в путешествие. Сказка уже ждет нас и зовет за собой. Сказочный мир - огромный и бесконечный, и живет он по своим волшебным законам, которые придумывают особенные люди – сказочники.
(Появляется Сказительница. Ею может быть и Ведущая, которая должна немного измениться, например накинуть цветастый платок на плечи.)
Ведущая: - В сказках всего мира всегда заключена народная мудрость, в них умело высмеиваются отрицательные качества характеров героев,такие, как, глупость,жадность и хвастовство.
Сегодня мы побываем с вами сразу в трех странах, я расскажу вам,три сказки – очень разные и в то же время очень похожие, а, чем вы поймете, когда услышите и увидите все сами. Для начала мы с вами отправимся в Индию.
В Индии далекой,
Слон неприхотливо
Прохладною водою
Брызгался из Нила
Он проказник? (что с того!)
С детства непослушен,
Длинный хобот у него
Стал отличным душем.
Индийская народная сказка « Хвастливая сова».
Однажды на крышу царского дворца опустилась сова В саду она увидала соловья. Сам царь кормил его отборным зерном. Когда царь ушел, сова поинтересовалась у соловья: за, что это тебе такие почести, сам царь кормит тебя? А за то, ответил соловей, что по ночам я пою ему песни и он спит и видит самые чудесные сны. Вот глупости, думала сова я пою нисколько не хуже, а даже лучше. А когда настала ночь сова принялась ухать, да так громко, что разбудила всю свиту и самого царя. Царь очень рассердился и приказал прогнать сову и больше никогда не пускать ее в царский сад.
Сказительница:-
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Вот уже она стучится
Скажем дружно “Заходи!”
Дверь скорее открывай – отправляемся в Китай.
Ведущая: - Отсюда за морем - Китай. От солнца Китай пожелтел и высох.
Родина чая - Родина риса.
Совсем неплохо - блюдо рисовой каши и чай - из разрисованных чашек.
Исполняется танец в костюмах.
Китайская народная сказка «Хвастливые мыши».
Жили были две подружки, мышка Острозубка и мышка Острохвостка. Очень дружили но, как только встречались, то тут же начинали друг перед другом хвалиться.Самые острые зубки у меня,- говорила Острозубка, а самые острый хвостик у меня,- говорила Острохвостка. Только я. Такая ловкая, и могу так быстро грызть рисовые зернышки,-говорила Острозубка. Только я такая шустрая и,могу так ловко нанизывать рисовые зернышки на хвостик. А я такая смелая, что если встречу кота,- то укушу его прямо за нос, а я такая смелая, что если, только встречу кота- уколю его своим острым хвостом прямо в глаз. Долго бы они еще спорили и хвастались друг перед другом, но они так шумели, что и в самом деле разбудили кота. Одним прыжком кот настиг болтушек- хвастунишек. Они рванулись в разные стороны и только чудом успели укрыться в куче рисовой шелухи. Долго еще дрожали их хвостики и стучали зубки от страха. Интересно теперь они тоже такие же хвастунишки?
Сказительница:
Во поле березки, на лугу цветы
Балалайки, ложки и колосья ржи
Среди полей, простора синего
Страна раскинулась – Россия!
Исполняется танец в костюмах.
Русская народная сказка « Заяц – Хваста».
Жил, был заяц в лесу, и надо сказать, что любил тот заяц хвастать! Всем говорил кого ни встретит – я самый храбрый в лесу! У меня не усы, а УСИЩИ, не лапы, а ЛАПИЩИ!, не зубы,а ЗУБИЩИ! Смеялась над ним ворона и ругала его _ НЕ хвастай, не хвастай! Однажды напали на ворону собаки, и давай ее мять! Заяц думает, как же вороне помочь? Сидит и дрожит, вдруг ветка под ним хрустнула.Заяц испугался, как выскочит, да как, побежит… Собаки ворону бросили, а зайца не догнали. Вот встречаются заяц и ворона в лесу, а ворона и говорит зайцу: вот ты молодец не Хваста,а храбрец
Ведущая: - А какими словами заканчиваются сказки?
(Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. А сказки которые мы послушали и посмотрели сегодня можно закончить такими словами
Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям.
А еще, вы прочтете другие сказки в этих книгах, которые выставлены перед вами. Пора и нам прощаться с вами. В добрый путь! До новых встреч, в Стране Сказок и Чудес.
Все выходят на поклон.
Предварительный просмотр:
Велигодская А.К – учитель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района
Балашова Т.Ю – воспитатель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района
Роль театрализованных праздников в работе с учащимися с умеренной умственной осталостью.
Выявление потенциальных возможностей детей с умеренной умственной отсталостью, включение их в жизнь общества требует поиска определенных путей их возможной социализации.
Опыт работы с учащимися с проблемами в развитии показал, что организация театрализованных праздников в школе VIII вида является своеобразным и эффективным средством коррекции и компенсации в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью их адаптации в обществе. Сущность праздника невозможно определить вне социальной деятельности. Как деятельность, праздник является важным средством гуманизации воспитания, как форма, объединяющая разные виды деятельности (познание, труд, общение) - средством всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает посредником в обеспечении процесса сотрудничества, так как основными участниками праздника являются взрослые и дети. Исполняя совместные действия, дети удовлетворяют потребности в общении, приобретают опыт взаимопомощи и взаимодействия. Театрализованный праздник - это синтез многих видов искусств. В него включены разнообразные виды искусства; это литература и музыка, живопись и театр, пантомима, словом все, что позволяет расширить кругозор детей, сформировать нормы поведения, развить их потенциальные возможности. Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая состоит из песен и танцев. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Значимую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика. Учащиеся изготавливают подарки родителям, элементы театральных костюмов, участвуют в процессе оформления декораций (листья к празднику осени, снежинки, украшения для новогодней ёлки, листья к празднику осени). Важно, чтобы дети знали, что своим участием они помогают в организации предстоящего театрализованного представления. Театрализованные постановки развивают речевую деятельность учащихся с умеренной умственной отсталостью. В процессе подготовки и проведения праздника даже безречевые дети пытаются на элементарном уровне звукоподражать персонажам театрального действия. Важным критерием подбора содержания театрализованного представления для учащихся с интеллектуальной недостаточностью является правильно адаптированный литературный материал. Как известно, дети с умеренной умственной отсталостью вследствии своеобразия психического развития имеют ряд особенностей, в том числе недоразвитие эмоциональной сферы.
Использование литературного материала на основе содержания народных и авторских сказок оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей, вызывает у них определенный отклик, учит радоваться, грустить, побуждает к контакту. В практике нашего образовательного учреждения используются разнообразные формы детских праздников: театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, смотры, конкурсы, линейки, концерты. Все они составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с учащимися. В работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью мы активно используем календарные (праздник 1-е сентября, праздник « Дары Осени», новогодний праздник, праздник 8-е марта, Масленица, праздник «Скоро лето!») и тематические праздники (по сюжетам литературных произведений). Театрализованный праздник должен объединять не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Следовательно, в содержание любого праздника мы включаем воспитательные моменты и познавательные задания.
Работа по организации праздников включает в себя ряд этапов:
I этап. Установочный - (составление плана проведения мероприятий)
II этап. - Разработка и утверждение сценария;
III этап. - Репетиции
IV этап. - Изготовление костюмов и декораций;
V этап. - Проведение праздника.
VI этап-. Заключительный (подведение итогов)
I .На первом методическом объединении обсуждается план работы на год (выбор тематики и сроки проведения праздников)
II. На данном этапе разрабатывается и обсуждается сценарий праздника, включающий в себя отобранный и адаптированный, с учетом психофизических особенностей детей с проблемами в развитии, речевой и музыкальный материал.
III. После утверждения сценария праздника начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. IV.Данный этап включает совместную работу взрослых (педагоги, родители) и учащихся по оформлению декораций зала, изготовлению костюмов.
V. На данном этапе мы погружаемся в волшебную атмосферу театрального действия
VI. Подведение итогов. Происходит обсуждение итогов среди педагогов, выявляются положительные моменты, недостатки и их устранение. Педагоги проводят беседы с детьми о том, что им больше всего понравилось, наиболее яркие моменты праздника отражаются в рисунках детей, отзывах родителей и педагогов, в выставках фотографий, видеозаписях и компьтерных презентациях.
Организация театрализованных праздников с участие «особых» детей помогает раскрыть их индивидуальные особенности, объединяет родителей, педагогов и детей. Театрализованные праздники изменяют однообразие каждодневного пребывания учащихся в школе. Атмосфера праздника помогает взглянуть другими глазами на возможности детей, понять и принять каждого ребёнка с проблемами в развитии.
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия для учащихся классов « Особый ребенок»
« Прогулка по городу»
Цель: создать положительный эмоциональный фон праздника
Вед: Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
если сказать это слово с душою,
глубже морей оно, выше небес.
В нём умещается ровно полмира:
мама и папа, соседи, друзья,
город любимый, родная квартира,
бабушка, школа, котёнок... и я.
Вед:
Родина - это место, где человек родился или где он живет. Наша родина - Санкт-Петербург.
Вед:
Посмотрите, красивый наш город какой,
Чайки с криком летят над широкой Невой,
А у самой Невы Медный всадник стоит,
И на нас Петр Первый глядит.
Вед: Давайте, отправимся на прогулку по городу. А поедем мы на автобусе.
Весёлый автобус спешит по дорожке.
Сияют на солнце бока и окошки.
Дети совместно с педагогами строятся друг за другом. Под музыку «Мы едим…» передвигаются по залу
Солнце вдруг засветило над тихой Невой,
Петропавловский шпиль засиял золотой,
В нашем городе столько музеев, дворцов,
И так много красивых решеток садов.
Вед: Мы вместе нарисуем решетку.
Дети совместно с учителями рисуют решетку по пунктирным линиям
Вед: Ребята, повторяйте за мной
В городе закапал дождь.
Кап-кап-кап-кап.
(Ритмично стучим кулачком о кулачок)
И по лужам ты идешь.
Так-так-так-так.
(Ритмично притопываем)
Дождь сильнее застучал.
Тук-тук-тук-тук.
(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)
Скоро дождик ливнем стал.
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.
(Хлопаем в ладоши)
Вед: Мы поиграем в игру «Дождик». Пока звучит музыка, вы ходите, если музыка остановилась, прячемся под зонтом
Игра «Дождик»
Вед:
Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,
Наш город так прекрасен!
Ему нужна забота наших рук,
Чтоб красота его не гасла!
Чтоб в городе везде была повсюду чистота,
На улицах и парках мусорить нельзя!
Вед: Пока мы играли, прилетел ветерок и разбросал фантики. Давайте наведем порядок
Проводится игра «Собери фантики»
Вед: Ведь, правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева - дети!
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!
Давайте, ребята,
Назло непогодам,
Обнимем планету
Своим хороводом!
Хороводная игра «Если нравится тебе»
Вед: Наша прогулка закончилась. Но мы забыли о том, что сегодня в нашем городе, и в нашей большой стране России праздник- День Знаний.
Вед:
Каждый год звонок веселый
Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.
Вед: Мы поздравляем вас с праздником и дарим небольшой подарок – частичку сердца нашего любимого и родного города – Санкт-Петербурга.
Вручение подарков
Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в начальной школе
Сценарий внеклассного мероприятия «В мире сказок»
Автор: Валиева Рузалия Хатмулловна, воспитатель, ГБОУ Бирская специальная (коррекционная) школа – интернат V вида, г. Бирск.
Описание работы: Данная методическая разработка предназначена для детей дошкольного и школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям детских садов, специализированных детских учреждений, желающих провести интересное мероприятие по внеурочной деятельности.
Цели:
- обобщить знания учащихся о сказках;
- развивать умения узнавать сказки и их героев.
Задачи:
Образовательные: формировать представления о произведениях устного народного творчества;
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
Коррекционные: совершенствование общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения;
Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, любознательность.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением сказочных предметов (шапочка красного цвета, сапог, репка, стрела, топор, лук, туфелька), песни из мультфильмов.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций, подведение итогов.
Ход мероприятия
Ребята, сегодня у нас необычный вечер – праздник «В мире сказок». Как и на каждом празднике, у нас должны быть и веселье, и шутки, и песни, и смех, но и серьезное, конечно. Вы должны показать, что вы знаете о сказках. Итак, начинаем наш вечер.
Ведущие:
Эй-гей, народ честной,
Заходи смелей, не стой!
Те, кто мрачен, кто не улыбается,
На праздник не допускается!
Внимание! Внимание!
Послушайте сообщение важнейшего значения!
Первое событие – праздника открытие!
Затем впоследствии – торжественное приветствие,
Потом – театральное представление,
А дальше – наши выступления!
(Под музыку в зал входят герои сказок в костюмах)
1 – ведущий:
Здравствуйте, наши друзья любезные!
Ребятушки расчудесные!
Веселые, забавные,
Мальчишки, девчонки славные!
2 – ведущий:
Дружные, послушные,
Нарядные, приятные!
Смелые, умелые!
Добрейшие, умнейшие!
Симпатичные на вид!
Ведущие: Поздравляем вас с праздником!
Все: Наш низкий поклон вам, проказникам.
1 – ведущий:
Они прилетели по воздуху к нам,
Приплыли по бурным, зелёным волнам.
2 – ведущий:
Приехали в поезде, в автомобиле.
Волшебства сказочные становятся былью!
(Выходят герои сказок)
Айболит:
Я человек не молодой, с усами и бородой
Люблю ребят, лечу зверят,
Симпатичный на вид
Называюсь … (Айболит)
Карабас:
Я человек не молодой,
Во-от с такущей бородой,
Обижаю Буратино, Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Я отъявленный злодей.
Знает кто–нибудь из вас,
Кто такой я … (Карабас)
Красная Шапочка:
Меня моя бабушка очень любила,
Красную шапочку мне подарила,
Только я имя забыла свое.
Волк: Ну, отгадайте, как звали её?
Буратино:
С букварём иду я в школу –
Деревянный мальчуган –
Попадаю вместо школы,
В полотняный балаган.
Аленушка с Иваном:
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
Медведь с коробом:
А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы пенек,
Съесть бы пирожок.
(Герои сказок под музыку садятся на свои места)
Ведущий: А сейчас для вас, дорогие ребята, я приготовила вопросы. За каждый правильный ответ получаете по жетону. По набранным жетонам мы и определим, кто из вас хорошо знает сказки.
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался носом. (Журавль из сказки «Лиса и журавль»)
Летела стрела, и попало в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? («Царевна – лягушка»)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор … (Айболит)
Возле леса на опушке –
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки. (Л. Толстой «Три медведя»)
Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
Что нужно было сказать, чтобы пять золотых монет у Буратино превратились в капитал? («Рекс-фекс-пекс»)
Где спрятался седьмой козлёнок? (В печке)
Что больше любил Карлсон? (Варенье и печенье)
Что сказали Бабки-Ежики, чтобы подняться на метлах в воздух? (Прощай, Земля!
)
Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке?
(Кащей)
Где жили старик со старухой из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке»? (У самого синего моря).
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился … (Колобок)
Ведущий: Молодцы, ребята, узнали всех героев наших сказок. А сейчас поиграем. Возьмитесь левой рукой за правое ухо, а правой рукой за нос. А теперь – наоборот: правой рукой за левое ухо, левой рукой – за нос. Снова наоборот. Быстрее! Еще раз. Молодцы! Все вы так здорово состязались, придется вас наградить.
1 – ведущий: А каким будет наш приз?
2 – ведущий: Ну, скажем, песни из мультфильмов или сказок?
1 – ведущий: Ребята, а какие песни вы знаете? («Улыбка», «Песенка про кузнечика», «Добрый жук» и т.д.)
(Раздается стук, на сцену выходит почтальон)
Почтальон: Ребята, к нам, в сказочный город пришли телеграммы. Разрешите, я вам их зачитаю, а вы угадайте, кто их прислал, так как герои ваших сказок забыли подписать свои телеграммы.
Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки. (Мойдодыр»)
Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби. («Волк и лиса»)
Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. («Курочка Ряба»)
Спасите! Нас съел серый волк! («Семеро козлят»)
У меня день рождения, только потерялся хвостик. («Винни-Пух»)
Ведущий:
А сейчас нужно рассказать отрывок из своей любимой сказки. (Рассказы детей)
Ведущий: Молодцы! Так хорошо все знаете сказки. А сейчас отгадайте загадки.
1.В чаще леса, вдоль тропинок,
Он стоит среди осинок.
Шляпа есть, но нет пальто
Отгадайте, это что? (Гриб)
2. Деловитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)
3. Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник –
Медвежонок..(Винни-Пух)
4. Проживает вместе с нами,
Ходит с длинными усами,
На дворе в разгаре лето,
А она в меха одета.
Ставят мясо: «Мало, мало!»
Сколько раз ей попадало,
Прыг! – и села на окошко.
Вот у нас какая … (Кошка)
5.В нём вода, но он – не речка,
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть, как печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин,
Чай налил – дымится пар
Вот спасибо …(Самовар)
Ведущий: Ребята, некоторые сказочные герои забыли свои вещи. Назовите их и сказку, в которой они живут.
Шапочка красного цвета, («Красная Шапочка»)
Сапог, («Кот в сапогах»)
Репка, («Репка»)
Стрела, («Лягушка – царевна»)
Топор, («Каша из топора»)
Лук, («Чипполино»)
Таз и мочало, («Мойдодыр»)
Туфелька, («Золушка»)
Ведущий: Ребята, для вас будут звучать песни из мультфильмов, вам необходимо вспомнить, из какой они сказки. (Дети отгадывают названия мультфильмов)
Ведущий:
Праздник – это шутки,
Праздник – это смех, радость, веселье!
1 – ведущий: Вот и праздник окончен!
2 – ведущий:
Пусть звонкие песни звучат вокруг!
Песня – веселый и умный друг!
1– ведущий:
Пусть игры и пляски,
Как книжки и сказки,
Украсят наш досуг!
2 – ведущий:
Вот настал момент прощанья,
Говорим всем: до свиданья!