Наида Мирзоева
Инсценированная сказка «Северная сказка»

МБОУ «Русскинская СОШ»

Декабрь 2016г.

Воспитатель : Мирзоева Наида Ибрамхалиловна

«Северная сказка »

Цель : организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку .

Задачи :

Дать первичные представления о жизни, быте северных народов нашего региона ханты и манси;

Познакомить с фольклором народов ханты-манси : загадки, пословицы, приметы;

Формировать основы экологической культуры : правильное и заботливое отношение к природе родного края, его обитателям (птицы, рыба, животные, посредством художественной литературы, творческой деятельности и т. д. ;

Создание развивающей среды.

(Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния ).

Рассказчица :

Далеко-далеко на Севере , где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния , на зимнем стойбище жила- была семья –ханты : мать трое сыновей и малютка доченька

Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими : маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты : дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно.

Анки, Анки! Почему снег белый?

Анки, Анки! Почему солнце светит?

А ветер почему дует?

Анки. Анки! А куда наша река течет? И т. д.

(Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей) .

Анки :

Сыночек, мама устала.

А ты отдохни чуть, потом скажи. (не отставал тот)

Анки :

Давай лучше сказку тебе расскажу ?

Идэ : (обрадовался)

Давай, давай! Хочу сказку , сказку хочу ! А про кого будет твоя сказка , Анки?

Анки :

Ладно, слушай сказку . Эта сказка лесная , про зверей : про зайца (Шэвер) быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми)

(И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ )

Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц.: вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь.

Смотрит заяц : на ели сидит ворона и смеется.

Крра-крра-крра! Что ты, Шэвэр (заяц, прыгаешь?

Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко!

Сорвала ворона яблоко.

Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.

Спасибо тебе, Вурни! – сказал заяц . Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял : яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.

Стой, стой! -кричит заяц.

Остановился еж и говорит :

Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. А заяц кричит ежу :

Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

Подлетела ворона к ним и говорит :

Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала.

Заяц, ворона и еж кричат друг на друга :

Мое яблоко! Нет, моё!

Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми) .

Что такое? Что за шум? – спрашивает.

Все звери подбежали к медведю :

Ты, МЭМИ, в лесу самый большой, самый умный.

Рассуди, чьё это яблоко?

И рассказали медведю все как было.

Медведь подумал, подумал и спросил :

Кто яблоко нашел?

Я -шэвэр! -сказал заяц .

А кто яблоко сорвал?

Я- Вурни! -сказала ворона .

Хорошо. А кто его поймал?

Я! - сказал еж .

Ну, вот что! - ответил медведь, - каждый из вас должен яблоко получить.

Но тут только одно яблоко! – закричали звери (хором)

А вы разделите яблоко на равные части! - Мэми

Как же мы раньше не догадались? - (звери хором)

Еж разделил яблоко на четыре части.

Один кусок дал зайцу :

Это тебе, Шэвэр!

Ты первый яблоко увидел.

Второй кусочек вороне дал :

Это тебе, Вурни!

Ты яблоко сорвала.

Третий кусочек еж себе в рот положил :

А это мне!

Я яблоко поймал.

Четвертый кусочек еж дал медведю :

А это тебе, Мэми!

А мне за что? – спрашивает медведь.

А тебе за то, что ты нас всех помирил!

Анки :

Ну, вот, сыночек и вся сказка ! Понравилась?

Да, Анки, понравилась. Очень понравилась!

Анки :

А что ты понял, сынок, из этой сказки ?

Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком.

Анки :

И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с!

Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь ?

Анки :

Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой)

Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра.

(Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра) .

Список литературы :

1. Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)

2. Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.

3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772) . Л., 1947.

4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М. ; Л., 1949. стр. 59

5. Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. ТОО «Алфавит» , 1999.

6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина . Вып. 4. СПб., 1891.

7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.

8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. - Тюмень, 2006.

9. Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. - Изд-во «Северный дом » , 1990.

10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки ) . Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки ханты и манси . М., 1990.

Публикации по теме:

«Нас сказка манит и зовет». Сценарий интегрированного занятия по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» МБДОУ Д/с «Вишенка» Сценарий конспекта НОД Раздел «Художественно-эстетическое творчество» Тема: «Нас сказка манит и зовет»

День здоровья и дружбы «Спортивный теремок» - инсценированная сказка с элементами игр, упражнений, соревнований для средних, старших и.

Познавательный проект «Северная сказка», совместно с родителями КНМС «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка.

Л. Б. Дерягина

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ

Сценарии по сказкам зарубежных писателей и народов мира


Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС


ББК 74.200.58 85.338 Д36

Дерягина Л. Б.

Д36 Театрализованная деятельность в ДОУ. Сценарии по сказкам за-

рубежных писателей и народов мира. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬС­ТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128 с.

ISBN 978-5-89814-758-7

В книге предложены сценарии для постановки в детском коллективе. В каждом сценарии предлагаются несложные варианты сценического, звуко­вого и музыкального оформления спектаклей. В конце каждого сценария даны вопросы для обсуждения с детьми.

Книга предназначена для педагогов ДОУ, начальной школы и руководи­телей детских театров.

©Дерягина Л. Б., 2013

© ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», оформление, 2013

ISBN 978-5-89814-758-7

ПРЕДИСЛОВИЕ

Уважаемые педагоги!

Театр был и остается действенным помощником в нравст­венном и эстетическом воспитании детей. Хороший мудрый спектакль дает очень много и уму, и душе маленького зрителя, так как побуждает думать и сопереживать. Непосредственное участие в театральной постановке развивает юного актера ин­теллектуально, творчески, духовно и физически. Заучивание текста роли тренирует память. Сценическое движение учит управлять своим телом. Взаимодействие с партнерами на сце­не - это особый ценный опыт общения, формирующий умение контактировать и работать с людьми. Необходимость действо­вать на публике приучает владеть своими эмоциями, творчески раскрепощает. Театр - это игра, а игра - стихия ребенка.

В книге «Театрализованная деятельность в ДОУ» пред­ставлены сценарии в стихах по мотивам знаменитых про­изведений зарубежных сказочников «Королевские зайцы» П. К. Асбьёрнсена и «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена и 14 сце­нариев в прозе и в стихах по сказкам народов мира (Европа, Азия, США, Африка). Эти небольшие пьески предназначены для постановки в детском саду, начальной школе и в детском театральном коллективе. Также их можно поставить в куколь­ном и в домашнем театре.

В каждом сценарии предлагаются доступные варианты оформления игрового пространства и постановочные решения, но остается широкий простор для фантазии. В зависимости от возможностей постановщиков декорации и костюмы могут быть самыми простыми, условными или, наоборот, яркими, оригинальными, подробными. В одном случае обычные стулья, вешалки-стойки, ширмы обозначат место действия, а неболь­шие детали костюма, маски - действующих лиц. В другом ва­рианте это могут быть живописные декорации, изображающие характерные пейзажи страны, жилища героев; изготовленная своими руками бутафория, выполненные по эскизам костюмы. В работе по оформлению спектакля обязательно должны учас-


твовать дети, а не только педагоги и родители. Ребята могут нарисовать эскизы костюмов и декораций, принять посильное участие в изготовлении бутафории, костюмов, масок, в подбо­ре реквизита. В спектакле можно использовать компьютерную технику для создания «волшебных» эффектов и демонстрации на экране места действия; для иллюстрированного рассказа о стране, где родилась сказка, инсценировка которой выносит­ся на суд зрителей. Световое и музыкальное оформление также варьируется от простого к сложному по возможностям поста­новщиков. Специально поставленные танцы и хорошо отрепе­тированные вокальные номера украсят действо.

В гимназиях с углубленным изучением иностранных язы­ков можно сделать перевод и сыграть сказку на языке оригина­ла - английском, итальянском, финском, китайском, японском, хинди и т. д. Это станет для учащихся отличной языковой прак­тикой.

Книга пригодится вам для проведения театрального фести­валя в своем детском образовательном учреждении или среди нескольких детских садов (школ, самодеятельных коллективов). Это мероприятие может стать ярким, запоминающимся собы­тием в жизни детей. Каждая группа (класс) представляет свою сказку, предваряя или завершая инсценировку интересным рас­сказом о стране, ее обычаях. Ребята исполняют народные танцы и песни, демонстрируют национальные костюмы. Театральный фестиваль удачно дополнит конкурс детских рисунков и поде­лок на темы сказок народов мира, природы, достопримечатель­ностей и обычаев разных стран. В финале творческого праздни­ка можно порадовать гостей и участников оригинальным уго­щением - блюдами национальной кухни.



Любая народная сказка, даже самая забавная и легкомыс­ленная на первый взгляд, заключает в себе мораль, поучение, высмеивает человеческие пороки и слабости. В небольшом, как правило, тексте сосредоточена вековая мудрость народа. Предлагаемые вашему вниманию инсценировки сказок народов мира завершаются списком примерных вопросов для обсужде­ния. Вы можете использовать сценарии для проведения увле­кательных занятий по нравственному воспитанию. Для этого не обязательно воплощать сказку на сцене. В группе (классе)


прочитайте пьеску в лицах, предварительно распределив роли. Если дети еще не умеют читать, они могут выучить роли дома с помощью родителей или в группе с помощью воспитателя. В самом простом варианте вы можете сами прочитать сказку детям и обсудить ее по вопросам. Можно разыграть сказку с по­мощью игрушек, особенно если это сказка о животных. А мож­но подготовить и показать на занятии отдельные сценки.

«Эта Сказочная планета» - вторая книга сценариев Дерягиной Л. Б., выпущенная издательством «ДЕТСТВО-ПРЕСС». Первая книга - «Играем сказку» - включа­ет в себя сценарии в стихах по самым известным сказкам российских писателей («Волшебник Изумрудного города», «Цветик-семицветик», «Сказка о потерянном времени», «Приключения Буратино») и сценарии по сказкам народов России и ближнего зарубежья.

Желаем творческих успехов!


ЧАСТЬ I. СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Полная бочка лжи 1 (в 2-х действиях)

Действующие лица:

Сказочник.

Хальвор. ^

Бьёрн. V три брата-лентяя

Эспен-лежебока. *

Старик - отец братьев-лентяев.

Старуха-волшебница.

Королева.

Принцесса.

Фрейлина.

Глашатай.

Крестьяне.

Зайцы (не менее 6 исполнителей).

Два стражника.

Сценарий

конкурса фестиваля инсценировок

«Сказки народов мира» для 2-4 классов

2015-2016 уч.год

    Дать детям представление о многонациональности Мира.

    Знакомить детей с культурным наследием народов

    Воспитывать уважение к культуре разных народов, любовь к родному краю.

СЛАЙД: 1 – РОЛИК

1.МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР: Песня «Сказка начинается» - 3 «а» класс

2.Отбивка для скомарохов .

СЛАЙД:2 – фото

Ведущий: Добры молодцы и красны девицы, милые ребятушки, здравствуйте!

2 скоморох - Здравствуйте, солидные господа, почтенные учителя!

1 скоморох - Мы развеселые потешники,

Известные скоморохи и насмешники!

2 скоморох - За медный пятак, расскажем вам все эдак, да так!

1 скоморох Есть земля крымская

Приветливая да искренняя

2 скоморох Сто народов на ней живут,

Сказки сказывают, да песни поют.

1 скоморох Слетались птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали птицы

Крымские сказки, были да небылицы.

Одну я бросил в воз,

Да сказку вам привез!

СЛАЙД:3 - Теремок

2 скоморох - Сказка первая. Русская.

1 скоморох - «Теремок»

Показ сказки 4 «А»класс

2 скоморох - А вы пареной репы покушайте,

1 скоморох - Сказка вторая,

2 скоморох «Про двух ленивых мышат»

Показ сказки 3 «б» - класс

2 скоморох - Варится в печи кашка,

Начинается новая сказка,

Кашка упреет и сказка поспеет.

2 скоморох - Сказка третья,

1 скоморох - «Кому горшок мыть»!

Показ сказки 4 «Б» класс

1 скоморох - А теперь расскажем вам сказку старинную –

Не шибко короткую, да и не шибко длинную!

2 скоморох - А такую как раз,

Как от меня - до вас!

1 скоморох - Сказка четвертая, русская

2 скоморох - «Лиса и журавль»!

Показ сказки 3 «г» класс

СЛАЙД 6

1 скоморох - Шел баран

По крутым горам,

Вырвал травку,

Положил на лавку.

Кто ее возьмет-

Тот и сказку начнет

2 скоморох - Белорусская сказка! «Страшный пых»!

Показ сказки 2 в класс

1 скоморох - И я там побывал, всем подарков набрал,

Да покуда дорогу искал, все подарки растерял!

2 скоморох - Сказки еще не все.

Вот вам

Показ сказки 3-«в»

1 скоморох - Жили - были старик да старушка.

Под окном у них текла речушка.

2 скоморох - Жили в речушке карась да елец.

Тут нашим сказкам – КОНЕЦ!

1 скоморох - Только вы не расходитесь,

Вы жюри наше дождитесь.

2 скоморох - Ведь оно сейчас решит, кто сегодня победит!

1 скоморох - Ну а пока жюри решает для вас поет

Максютова Юлия – 2 б класс

СЛАЙД: 11. РОЛИК.Красная шапочка

Жюри определяет победителей в различных номинациях, например :

«Дипломант I степени»

«Дипломант II степени»

«Дипломант III степени»

«Лучшая мужская роль» - личное

«Лучшая женская роль» - личное

«Лучшая роль второго плана»

«Лучшая режиссура»

«Лучшее художественное оформление»

«Лучшее музыкальное оформление»

Программа:

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!

Программа:

1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается»

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!.

7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка»

8.Хор 3 а класса__________________________

Программа:

1.Муз.номер 3 а класс Песня: «Сказка начинается»

1. Показ сказки 4 «А»класс «Теремок» -

2. Показ сказки 3 «б» - класс «Про двух ленивых мышат» -

3. Показ сказки 4 «Б» класс «Кому горшок мыть»!

4. Показ сказки 3 «г» класс «Лиса и журавль»!

5. Показ сказки 2 «в» класс «Страшный пых»!

6. Показ сказки 3-«в» сказка «Как вороне не удалось кузнечика склевать»!

7.Максютова Юлия песня: «Красная шапочка»

8.Хор 3 а класса__________________________

цель данного мероприятия формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками. Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов. Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту. Мероприятие позволяет воспитывать у детей желание участвовать в театрализованных постановках, способствует сплочению коллектива детей с учетом индивидуальных особенностей участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий литературного театрализованного праздника по сказкам народов мира для детей классов « Особый ребенок».

Цель: Воспитание толерантности, как принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, разнообразных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Развитие интереса к сказкам.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками.
  • Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, танцев,с культурой разных народов.

Развивающие:

  • Развивать умения выразительно передавать характеры героев посредством движений, речи.
  • Развивать способность,через элементы театрализации выражать свои чувства, эмоции, фантазии.
  • Развивать память, внимание.

Воспитывающие:

  • Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту.
  • Воспитывать желание участвовать в театрализованных постановках.
  • Сплочение коллектива детей с сохранением, учетом индивидуальных особенностей участников.

Оборудование:

Рисунки к сказкам, « Хвастливая сова – индийская народная сказка », « Хвастливые мыши – китайская народная сказка », « Заяц – Хваста русская народная сказка », поговорка “ Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям ”, выставка рисунков, ширма оформленная под стилистику Индии, Китая, России, костюмы представителей сказок, магнитофон, звукозаписи, выставка книг.

Предварительная работа: Чтение сказок, пословиц о хвастовстве, экскурсия в библиотеку,беседа о положительных и отрицательных качествах характеров героев сказок, участие в выставке рисунков «По дорогам сказки» среди классов « Особый ребенок», просмотр мультипликационных фильмов, прослушивание музыкального материала, разучивание танцев с использованием атрибутов представителей Индии, Китая и России.

Ход мероприятия:

Ведущая: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Стоит только произнести эти волшебные слова, как сразу становится ясно, что в наш дом пришла Сказка.

Вы слышите, звенит колокольчик? Он приглашает нас в путешествие. Сказка уже ждет нас и зовет за собой. Сказочный мир - огромный и бесконечный, и живет он по своим волшебным законам, которые придумывают особенные люди – сказочники.

(Появляется Сказительница. Ею может быть и Ведущая, которая должна немного измениться, например накинуть цветастый платок на плечи.)

Ведущая: - В сказках всего мира всегда заключена народная мудрость, в них умело высмеиваются отрицательные качества характеров героев,такие, как, глупость,жадность и хвастовство.

Сегодня мы побываем с вами сразу в трех странах, я расскажу вам,три сказки – очень разные и в то же время очень похожие, а, чем вы поймете, когда услышите и увидите все сами. Для начала мы с вами отправимся в Индию.

В Индии далекой,

Слон неприхотливо

Прохладною водою

Брызгался из Нила

Он проказник? (что с того!)

С детства непослушен,

Длинный хобот у него

Стал отличным душем.

Индийская народная сказка « Хвастливая сова».

Однажды на крышу царского дворца опустилась сова В саду она увидала соловья. Сам царь кормил его отборным зерном. Когда царь ушел, сова поинтересовалась у соловья: за, что это тебе такие почести, сам царь кормит тебя? А за то, ответил соловей, что по ночам я пою ему песни и он спит и видит самые чудесные сны. Вот глупости, думала сова я пою нисколько не хуже, а даже лучше. А когда настала ночь сова принялась ухать, да так громко, что разбудила всю свиту и самого царя. Царь очень рассердился и приказал прогнать сову и больше никогда не пускать ее в царский сад.

Сказительница:-

В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Вот уже она стучится
Скажем дружно “Заходи!”

Дверь скорее открывай – отправляемся в Китай.

Ведущая: - Отсюда за морем - Китай. От солнца Китай пожелтел и высох.
Родина чая - Родина риса.
Совсем неплохо - блюдо рисовой каши и чай - из разрисованных чашек.


Исполняется танец в костюмах.

Китайская народная сказка «Хвастливые мыши».

Жили были две подружки, мышка Острозубка и мышка Острохвостка. Очень дружили но, как только встречались, то тут же начинали друг перед другом хвалиться.Самые острые зубки у меня,- говорила Острозубка, а самые острый хвостик у меня,- говорила Острохвостка. Только я. Такая ловкая, и могу так быстро грызть рисовые зернышки,-говорила Острозубка. Только я такая шустрая и,могу так ловко нанизывать рисовые зернышки на хвостик. А я такая смелая, что если встречу кота,- то укушу его прямо за нос, а я такая смелая, что если, только встречу кота- уколю его своим острым хвостом прямо в глаз. Долго бы они еще спорили и хвастались друг перед другом, но они так шумели, что и в самом деле разбудили кота. Одним прыжком кот настиг болтушек- хвастунишек. Они рванулись в разные стороны и только чудом успели укрыться в куче рисовой шелухи. Долго еще дрожали их хвостики и стучали зубки от страха. Интересно теперь они тоже такие же хвастунишки?

Сказительница:

Во поле березки, на лугу цветы

Балалайки, ложки и колосья ржи

Среди полей, простора синего

Страна раскинулась – Россия!

Исполняется танец в костюмах.

Русская народная сказка « Заяц – Хваста».

Жил, был заяц в лесу, и надо сказать, что любил тот заяц хвастать! Всем говорил кого ни встретит – я самый храбрый в лесу! У меня не усы, а УСИЩИ, не лапы, а ЛАПИЩИ!, не зубы,а ЗУБИЩИ! Смеялась над ним ворона и ругала его _ НЕ хвастай, не хвастай! Однажды напали на ворону собаки, и давай ее мять! Заяц думает, как же вороне помочь? Сидит и дрожит, вдруг ветка под ним хрустнула.Заяц испугался, как выскочит, да как, побежит… Собаки ворону бросили, а зайца не догнали. Вот встречаются заяц и ворона в лесу, а ворона и говорит зайцу: вот ты молодец не Хваста,а храбрец

Ведущая: - А какими словами заканчиваются сказки?

(Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. А сказки которые мы послушали и посмотрели сегодня можно закончить такими словами

Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям.

А еще, вы прочтете другие сказки в этих книгах, которые выставлены перед вами. Пора и нам прощаться с вами. В добрый путь! До новых встреч, в Стране Сказок и Чудес.

Все выходят на поклон.

Предварительный просмотр:

Велигодская А.К – учитель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района

Балашова Т.Ю – воспитатель ГС(К)ОУ № 18 Центрального района

Роль театрализованных праздников в работе с учащимися с умеренной умственной осталостью.

Выявление потенциальных возможностей детей с умеренной умственной отсталостью, включение их в жизнь общества требует поиска определенных путей их возможной социализации.

Опыт работы с учащимися с проблемами в развитии показал, что организация театрализованных праздников в школе VIII вида является своеобразным и эффективным средством коррекции и компенсации в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью их адаптации в обществе. Сущность праздника невозможно определить вне социальной деятельности. Как деятельность, праздник является важным средством гуманизации воспитания, как форма, объединяющая разные виды деятельности (познание, труд, общение) - средством всестороннего развития личности. Как предмет педагогической деятельности праздник выступает посредником в обеспечении процесса сотрудничества, так как основными участниками праздника являются взрослые и дети. Исполняя совместные действия, дети удовлетворяют потребности в общении, приобретают опыт взаимопомощи и взаимодействия. Театрализованный праздник - это синтез многих видов искусств. В него включены разнообразные виды искусства; это литература и музыка, живопись и театр, пантомима, словом все, что позволяет расширить кругозор детей, сформировать нормы поведения, развить их потенциальные возможности. Основой любого праздника является музыкальная деятельность, которая состоит из песен и танцев. Дети учатся подчинять свои движения ритму музыки, различать музыкальные темпы, отражать их в движениях, играх, сопровождая речью. Значимую роль в процессе подготовки праздника играет изобразительная деятельность, в процессе которой развивается зрительная память, мелкая моторика. Учащиеся изготавливают подарки родителям, элементы театральных костюмов, участвуют в процессе оформления декораций (листья к празднику осени, снежинки, украшения для новогодней ёлки, листья к празднику осени). Важно, чтобы дети знали, что своим участием они помогают в организации предстоящего театрализованного представления. Театрализованные постановки развивают речевую деятельность учащихся с умеренной умственной отсталостью. В процессе подготовки и проведения праздника даже безречевые дети пытаются на элементарном уровне звукоподражать персонажам театрального действия. Важным критерием подбора содержания театрализованного представления для учащихся с интеллектуальной недостаточностью является правильно адаптированный литературный материал. Как известно, дети с умеренной умственной отсталостью вследствии своеобразия психического развития имеют ряд особенностей, в том числе недоразвитие эмоциональной сферы.

Использование литературного материала на основе содержания народных и авторских сказок оказывает положительное влияние на эмоциональное развитие детей, вызывает у них определенный отклик, учит радоваться, грустить, побуждает к контакту. В практике нашего образовательного учреждения используются разнообразные формы детских праздников: театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, смотры, конкурсы, линейки, концерты. Все они составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с учащимися. В работе с учащимися с умеренной умственной отсталостью мы активно используем календарные (праздник 1-е сентября, праздник « Дары Осени», новогодний праздник, праздник 8-е марта, Масленица, праздник «Скоро лето!») и тематические праздники (по сюжетам литературных произведений). Театрализованный праздник должен объединять не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции. Следовательно, в содержание любого праздника мы включаем воспитательные моменты и познавательные задания.

Работа по организации праздников включает в себя ряд этапов:

I этап. Установочный - (составление плана проведения мероприятий)

II этап. - Разработка и утверждение сценария;

III этап. - Репетиции

IV этап. - Изготовление костюмов и декораций;

V этап. - Проведение праздника.

VI этап-. Заключительный (подведение итогов)

I .На первом методическом объединении обсуждается план работы на год (выбор тематики и сроки проведения праздников)

II. На данном этапе разрабатывается и обсуждается сценарий праздника, включающий в себя отобранный и адаптированный, с учетом психофизических особенностей детей с проблемами в развитии, речевой и музыкальный материал.

III. После утверждения сценария праздника начинается непосредственная работа по разучиванию стихов, песен, постановки танцев. На данном этапе идет также работа над сценарием, куда вносятся изменения и коррективы, появившиеся во время работы. IV.Данный этап включает совместную работу взрослых (педагоги, родители) и учащихся по оформлению декораций зала, изготовлению костюмов.

V. На данном этапе мы погружаемся в волшебную атмосферу театрального действия

VI. Подведение итогов. Происходит обсуждение итогов среди педагогов, выявляются положительные моменты, недостатки и их устранение. Педагоги проводят беседы с детьми о том, что им больше всего понравилось, наиболее яркие моменты праздника отражаются в рисунках детей, отзывах родителей и педагогов, в выставках фотографий, видеозаписях и компьтерных презентациях.

Организация театрализованных праздников с участие «особых» детей помогает раскрыть их индивидуальные особенности, объединяет родителей, педагогов и детей. Театрализованные праздники изменяют однообразие каждодневного пребывания учащихся в школе. Атмосфера праздника помогает взглянуть другими глазами на возможности детей, понять и принять каждого ребёнка с проблемами в развитии.

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия для учащихся классов « Особый ребенок»

« Прогулка по городу»

Цель: создать положительный эмоциональный фон праздника

Вед: Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

если сказать это слово с душою,

глубже морей оно, выше небес.

В нём умещается ровно полмира:

мама и папа, соседи, друзья,

город любимый, родная квартира,

бабушка, школа, котёнок... и я.

Вед: Родина - это место, где человек родился или где он живет. Наша родина - Санкт-Петербург.
Вед: Посмотрите, красивый наш город какой,
Чайки с криком летят над широкой Невой,
А у самой Невы Медный всадник стоит,
И на нас Петр Первый глядит.

Вед: Давайте, отправимся на прогулку по городу. А поедем мы на автобусе.

Весёлый автобус спешит по дорожке.

Сияют на солнце бока и окошки.

Дети совместно с педагогами строятся друг за другом. Под музыку «Мы едим…» передвигаются по залу

Солнце вдруг засветило над тихой Невой,
Петропавловский шпиль засиял золотой,
В нашем городе столько музеев, дворцов,
И так много красивых решеток садов.

Вед: Мы вместе нарисуем решетку.

Дети совместно с учителями рисуют решетку по пунктирным линиям

Вед: Ребята, повторяйте за мной

В городе закапал дождь.

Кап-кап-кап-кап.

(Ритмично стучим кулачком о кулачок)

И по лужам ты идешь.

Так-так-так-так.

(Ритмично притопываем)

Дождь сильнее застучал.

Тук-тук-тук-тук.

(Ритмично стучим указательным пальцем одной руки о ладонь другой)

Скоро дождик ливнем стал.

Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук-тук.

(Хлопаем в ладоши)

Вед: Мы поиграем в игру «Дождик». Пока звучит музыка, вы ходите, если музыка остановилась, прячемся под зонтом

Игра «Дождик»

Вед:

Ребята! Оглянитесь-ка вокруг,
Наш город так прекрасен!

Ему нужна забота наших рук,
Чтоб красота его не гасла!

Чтоб в городе везде была повсюду чистота,

На улицах и парках мусорить нельзя!

Вед: Пока мы играли, прилетел ветерок и разбросал фантики. Давайте наведем порядок

Проводится игра «Собери фантики»

Вед: Ведь, правда, друзья,

Хорошо на планете,

Когда на планете

Хозяева - дети!

Давайте беречь

От невзгоды любой

Большой и доверчивый

Шар голубой!

Давайте, ребята,

Назло непогодам,

Обнимем планету

Своим хороводом!

Хороводная игра «Если нравится тебе»

Вед: Наша прогулка закончилась. Но мы забыли о том, что сегодня в нашем городе, и в нашей большой стране России праздник- День Знаний.

Вед:

Каждый год звонок веселый

Собирает вместе нас.
Здравствуй, осень! Здравствуй, школа!
Здравствуй, наш любимый класс.

Вед: Мы поздравляем вас с праздником и дарим небольшой подарок – частичку сердца нашего любимого и родного города – Санкт-Петербурга.

Вручение подарков


Сценарий внеклассного мероприятия по сказкам в начальной школе

Сценарий внеклассного мероприятия «В мире сказок»

Автор: Валиева Рузалия Хатмулловна, воспитатель, ГБОУ Бирская специальная (коррекционная) школа – интернат V вида, г. Бирск.
Описание работы: Данная методическая разработка предназначена для детей дошкольного и школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям детских садов, специализированных детских учреждений, желающих провести интересное мероприятие по внеурочной деятельности.
Цели: - обобщить знания учащихся о сказках;
- развивать умения узнавать сказки и их героев.
Задачи:
Образовательные: формировать представления о произведениях устного народного творчества;
Развивающие: развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность;
Коррекционные: совершенствование общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, творческого воображения;
Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, любознательность.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением сказочных предметов (шапочка красного цвета, сапог, репка, стрела, топор, лук, туфелька), песни из мультфильмов.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций, подведение итогов.

Ход мероприятия

Ребята, сегодня у нас необычный вечер – праздник «В мире сказок». Как и на каждом празднике, у нас должны быть и веселье, и шутки, и песни, и смех, но и серьезное, конечно. Вы должны показать, что вы знаете о сказках. Итак, начинаем наш вечер.
Ведущие:
Эй-гей, народ честной,
Заходи смелей, не стой!
Те, кто мрачен, кто не улыбается,
На праздник не допускается!
Внимание! Внимание!
Послушайте сообщение важнейшего значения!
Первое событие – праздника открытие!
Затем впоследствии – торжественное приветствие,
Потом – театральное представление,
А дальше – наши выступления!
(Под музыку в зал входят герои сказок в костюмах)
1 – ведущий:
Здравствуйте, наши друзья любезные!
Ребятушки расчудесные!
Веселые, забавные,
Мальчишки, девчонки славные!
2 – ведущий:
Дружные, послушные,
Нарядные, приятные!
Смелые, умелые!
Добрейшие, умнейшие!
Симпатичные на вид!
Ведущие: Поздравляем вас с праздником!
Все: Наш низкий поклон вам, проказникам.
1 – ведущий:
Они прилетели по воздуху к нам,
Приплыли по бурным, зелёным волнам.
2 – ведущий:
Приехали в поезде, в автомобиле.
Волшебства сказочные становятся былью!
(Выходят герои сказок)
Айболит:
Я человек не молодой, с усами и бородой
Люблю ребят, лечу зверят,
Симпатичный на вид
Называюсь … (Айболит)
Карабас:
Я человек не молодой,
Во-от с такущей бородой,
Обижаю Буратино, Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Я отъявленный злодей.
Знает кто–нибудь из вас,
Кто такой я … (Карабас)
Красная Шапочка:
Меня моя бабушка очень любила,
Красную шапочку мне подарила,
Только я имя забыла свое.
Волк: Ну, отгадайте, как звали её?
Буратино:
С букварём иду я в школу –
Деревянный мальчуган –
Попадаю вместо школы,
В полотняный балаган.
Аленушка с Иваном:
Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
Медведь с коробом:
А дорога далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы пенек,
Съесть бы пирожок.
(Герои сказок под музыку садятся на свои места)
Ведущий: А сейчас для вас, дорогие ребята, я приготовила вопросы. За каждый правильный ответ получаете по жетону. По набранным жетонам мы и определим, кто из вас хорошо знает сказки.
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался носом. (Журавль из сказки «Лиса и журавль»)
Летела стрела, и попало в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленой кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? («Царевна – лягушка»)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки на них глядит
Добрый доктор … (Айболит)
Возле леса на опушке –
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки. (Л. Толстой «Три медведя»)
Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
Что нужно было сказать, чтобы пять золотых монет у Буратино превратились в капитал? («Рекс-фекс-пекс»)
Где спрятался седьмой козлёнок? (В печке)
Что больше любил Карлсон? (Варенье и печенье)
Что сказали Бабки-Ежики, чтобы подняться на метлах в воздух? (Прощай, Земля! )
Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке?
(Кащей)
Где жили старик со старухой из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке»? (У самого синего моря).
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился … (Колобок)
Ведущий: Молодцы, ребята, узнали всех героев наших сказок. А сейчас поиграем. Возьмитесь левой рукой за правое ухо, а правой рукой за нос. А теперь – наоборот: правой рукой за левое ухо, левой рукой – за нос. Снова наоборот. Быстрее! Еще раз. Молодцы! Все вы так здорово состязались, придется вас наградить.
1 – ведущий: А каким будет наш приз?
2 – ведущий: Ну, скажем, песни из мультфильмов или сказок?
1 – ведущий: Ребята, а какие песни вы знаете? («Улыбка», «Песенка про кузнечика», «Добрый жук» и т.д.)
(Раздается стук, на сцену выходит почтальон)
Почтальон: Ребята, к нам, в сказочный город пришли телеграммы. Разрешите, я вам их зачитаю, а вы угадайте, кто их прислал, так как герои ваших сказок забыли подписать свои телеграммы.
Прибыть на ваш праздник не могу. От меня сбежали брюки. (Мойдодыр»)
Все закончилось благополучно, только хвост мой остался в проруби. («Волк и лиса»)
Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко. («Курочка Ряба»)
Спасите! Нас съел серый волк! («Семеро козлят»)
У меня день рождения, только потерялся хвостик. («Винни-Пух»)
Ведущий:
А сейчас нужно рассказать отрывок из своей любимой сказки. (Рассказы детей)
Ведущий: Молодцы! Так хорошо все знаете сказки. А сейчас отгадайте загадки.
1.В чаще леса, вдоль тропинок,
Он стоит среди осинок.
Шляпа есть, но нет пальто
Отгадайте, это что? (Гриб)
2. Деловитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)
3. Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник –
Медвежонок..(Винни-Пух)
4. Проживает вместе с нами,
Ходит с длинными усами,
На дворе в разгаре лето,
А она в меха одета.
Ставят мясо: «Мало, мало!»
Сколько раз ей попадало,
Прыг! – и села на окошко.
Вот у нас какая … (Кошка)
5.В нём вода, но он – не речка,
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть, как печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин,
Чай налил – дымится пар
Вот спасибо …(Самовар)
Ведущий: Ребята, некоторые сказочные герои забыли свои вещи. Назовите их и сказку, в которой они живут.
Шапочка красного цвета, («Красная Шапочка»)
Сапог, («Кот в сапогах»)
Репка, («Репка»)
Стрела, («Лягушка – царевна»)
Топор, («Каша из топора»)
Лук, («Чипполино»)
Таз и мочало, («Мойдодыр»)
Туфелька, («Золушка»)
Ведущий: Ребята, для вас будут звучать песни из мультфильмов, вам необходимо вспомнить, из какой они сказки. (Дети отгадывают названия мультфильмов)
Ведущий:
Праздник – это шутки,
Праздник – это смех, радость, веселье!
1 – ведущий: Вот и праздник окончен!
2 – ведущий:
Пусть звонкие песни звучат вокруг!
Песня – веселый и умный друг!
1– ведущий:
Пусть игры и пляски,
Как книжки и сказки,
Украсят наш досуг!
2 – ведущий:
Вот настал момент прощанья,
Говорим всем: до свиданья!