Основная тема литературного произведения «Отцы и дети» - борьба непримиримых сословий: либерального дворянства и революционно настроенной демократической молодежи. Этот конфликт отражается уже в самом названии романа. И вот, чтобы ярче и понятнее раскрыть всю эту смысловую нагрузку, Тургенев использует природу, которая является живым образом и как бы еще одним очень важным и решающим героем в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе очень любопытна и интересна. Вообще, в литературе к тому времени уже заняла свое прочное место. Тургенев, как человек наблюдательный и знающий в этом вопросе толк, очень подробно и верно описывал пейзажи, благодаря им он создавал необходимую психологическую и эмоциональную нагрузку.

«Отцы и дети»: роль пейзажа в романе

Первое описание природы встречается во время поездки главных героев в Марьино. Этим Тургенев показывает, что творится в дворянских имениях. Ведь проблемы были не только в Кирсановских деревнях, но и по всей России. Мужики выглядели исхудалыми и потрепанными, коровы - отощавшими, они жадно щипали траву. Посреди красного дня встал призрак белой и безотрадной зимы с метелями и снегами. Жизнь бедного крестьянина автор ассоциирует с бесконечной и безрадостной зимой.

После того как писатель написал этот свой литературный шедевр, многие критики задумались над тем, чем было обусловлено его создание. «Отцы и дети» - творение, описывающее события, происходящие в 1861 году - в эпоху крепостного права, как раз перед его отменой.

Вспомогательные приемы

Весь пейзаж романа не только социален, но и психологичен. Через обращение к природе воссоздается внутренний мир человека и яснее передаются его мысли и переживания. Такие приемы буквально на каждом шагу использует Тургенев в своем произведении «Отцы и дети». Описание природы позволяет ему воспроизвести самые тонкие и наиболее важные черты характеров своих героев. Он пишет, например, про Аркадия, что пока тот размышлял, весна набирала свое, кругом все зеленело, лоснилось и волновалось от теплого ветерка, тут же звонко заливались жаворонки. От этого у Аркадия ослабевали его размышления, он сбросил шинель, посмотрел на отца так же, как когда-то, своим веселым мальчишеским взглядом, и тот обнял его.

Тургенев великолепно противопоставляет пейзаж в день дуэли («славное и свежее утро») трагической развязке, и показывает противоестественность такой глупой смерти. Этим он подчеркивает, суетность люди перед величием и красотой природы. Пейзаж здесь становится символом истинной жизни. Особенно сильно это проявляется на кладбище у могилы Базарова.

«Отцы и дети»: главные герои

Ну а теперь, пожалуй, надо приступить к описанию сюжета - буквально в нескольких словах, чтобы было более понятно, о чем же там идет речь. В произведении «Отцы и дети» главные герои представляют собой русское общество, в котором начинает формироваться новый тип передовых людей, разночинцев-демократов, которые прониклись горячим стремлением изменить существующий строй в России.

Начинаются «Отцы и дети» (краткое содержание по главам расскажет об этом) с того, что в первой части Кирсанов Николай Петрович, живущий в своем имении Марьино, ждет возвращения сына, который едет домой не один.

Во второй главе Аркадий знакомит отца со своим другом. И представляет Евгения Базарова как простого человека, с которым можно обращаться, не церемонясь и не стесняясь.

Мастерская

Что любопытно в произведения «Отцы и дети», пейзаж в 3 главе как нельзя более точно описывает состояние героев. Отец очень рад встрече, сын постоянно посматривает на своего друга Базарова Евгения Ильича (студента-нигилиста, который учится на доктора) и даже боится, чтобы тот не услышал его размышления о необыкновенной красоте природы. Ведь Евгений считал природу не храмом красоты, которым можно любоваться, а мастерской, где должен орудовать человек для своей и общественной пользы. Базаров в вопросах нигилизма является наставником своего друга-однодумца и выступает против традиционных консервативных взглядов своих родителей и либерализма братьев Кирсановых - отца и дяди Аркадия.

Николаю Петровичу Тургенев очень симпатизирует, и описанная им его беседка, «разросшаяся и благоухающая», говорит о чистоте, мягкости и романтичности его души.

А вот сад Одинцовой с ровными аллеями, стрижеными елочками и высаженной оранжереей создает впечатления искусственности жизни, для нее она однообразна и размерена.

Базаров в разговоре с ней сравнивает людей с деревьями. И сам вспоминает о детстве и об осине на краю ямы. Это дерево стало его двойником - гордым, одиноким и очень озлобленным. В общем, можно сразу невооруженным глазом заметить, что все герои романа проверяются их отношением к природе. И ведь не зря Базарова так потянуло к Одинцовой, как оказалось, у них много общего.

Образ дороги

В произведении «Отцы и дети» краткое содержание по главам постепенно дает четкую картину раннего весеннего пробуждения природы, которая вносит в повесть бодрую ноту и надежду на скорейшее обновление. И как бы ни был радостен пейзаж, значение наступающей весны в героях разных поколений проявляется по-разному. Аркадий просто рад чудесному дню, отец его Николай Петрович цитирует стихи Пушкина, все его мысли связаны с «дорогой воспоминаний» из прошлого. Этот образ дороги будет проходить через все повествование сюжета.

Пейзаж будет постоянно передавать ощущение простора, а не замкнутого пространства. Ведь совсем не зря герои постоянно путешествуют. Сразу возникает перед глазами образ России и великолепное стихотворение Тютчева «Эти бедные селенья».

Природа

Что касается произведения «Отцы и дети», роль пейзажа в романе весьма значительна. Надо отметить, что именно природа поставила последнюю точку в повествовании. Она как бы подводит итоги жизни всех героев. В эпилоге представлено описание пейзажа деревенского кладбища, оно стало окончательным доказательством того, что теория Базарова потерпела крах, его принципы оказались несостоятельными и будут скоро погребены. Вот только природа будет всегда напоминать о «вечности, спокойствии и примирении».

Очень четко это прописывает Тургенев в произведении «Отцы и дети». Роль пейзажа в романе огромна, немного позже писатель с помощью своих излюбленных приемов раскроет личность Базарова, и тот проявится в своей истинной натуре. Итог жизни Базарова очень печален. Он влюбится во вдову, богатую помещицу Одинцову, а потом, заразившись тифом, умрет.

Покой и вдохновение

В произведении «Отцы и дети» цитаты говорят сами за себя. Базарову природа как бы мстит за его неправильное понимание, однако когда герой неважно себя чувствовал, «он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее, и себя…». Однако Тургенев показывает, что он не совсем пропащий человек, поскольку не утратил чувства прекрасного.

Одинцова практически равнодушна к природе, как и Базаров, она гуляет по саду только потому, что это для нее привычное дело. А вот для Николая Петровича природа является источником вдохновения. Катерина и Аркадий - молодые и беззаботные, они буквально по-детски влюблены в нее. Хоть Аркадий и пытается это всячески скрыть, но истина слишком очевидна.

Фенечка на фоне летнего пейзажа выглядит «свеженькой». Базаров хоть и отрицает красоту окружающего мира, но на подсознательном уровне един с ним. Чтобы понять себя, он идет гулять в лес, там он злится и негодует. Природе он может довериться, именно она становится невольным свидетелем его переживаний.

Заключение

В повести «Отцы и дети» цитаты воспоминаний из детства главного героя Базарова позволяют лучше понять его душу, в разговоре с отцом он вспоминает: «Я, как подъезжал сюда, порадовался на твою березовую рощицу, славно вытянулась». Здесь он показывает, что его душа еще не так черства, как он хочет показать.

Тургенев здесь показывает, как сильно, глубоко и мощно действует природа на человека, являясь источником его мыслей, чувств и настроений.


Природа и человек довольно тесно связаны друг с другом. В художественных произведениях писатели используют описание природы, её влияние на героев, чтобы глубже раскрыть их поступки, душу.

Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях” приобретает важное значение. Так, начальный пейзаж романа, изображающий бедность, нищету, запустение (“Речки с обрывными берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики… и церкви… с обвалившеюся кое-где штукатуркою… и разоренными кладбищами…”), как бы подводит к мысли о необходимости уничтожения тех порядков, которыми порождена эта бедность и запустение.

И в той же главе картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на лучшее. Автор показывает приподнятое настроение Николая Петровича Кирсанова, мечтающего о сближении с сыном, соотнося приезд Аркадия с наступлением весны:”Всё кругом золотисто зеленело и лоснилось под тихим дыханием тёплого ветерка, всё – деревья, кусты и травы.”

И. С. Тургенев мастерски использует картины природы для выявления, подчеркивания какой-либо особенности в характере героя.

Молодой Кирсанов, старающийся подражать своему другу Базарову, строит из себя взрослого мужчину. На самом деле, Аркадий мягкий, нежный молодой человек. Он стоит близко к природе, понимает и чувствует её. Забывшись, Аркадий любуется полями, заходящим солнцем и задумчиво спрашивает Базарова:”И природа пустяки?” На что его друг отвечает:”Пустяки, в том значении, в каком ты её понимаешь.”

Молодой Кирсанов очень схож со своим отцом, Николаем Петровичем, который тоже мечтатель, но не скрывает этого. Кирсанов-старший любит почитать Пушкина, поиграть на виолончели, над чем иронизирует Базаров. У Николая Петровича есть в саду любимая беседка, где он нередко сидит, любуясь природой, размышляя. Кирсанов удивляется, как можно “не сочувствовать художеству, природе…” Он видит великолепный пейзаж: освещенную заходящим солнцем рощу, бледное голубое небо, и его охватывает воспоминание, мечта, перед ним встает образ умершей жены, ностальгия по прошлому мучает его. У Николая Петровича слёзы на глазах, он поднимает их к небу и любуется светлыми звездами. Мы сочувствуем этому человеку, понимаем его. Этим эпизодом автор окончательно раскрывает нам романтическую натуру Николая Петровича. Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

Полной противоположностью своему брату является Павел Петрович. В тот же вечер, когда Николай Петрович придаётся воспоминаниям, он тоже прогуливается в саду и глядит на звёзды, но они не вызывают у него никаких эмоций. «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа». Природа здесь – тонкий лирический комментарий к тягостному безысходному состоянию Павла Петровича, которому «жить… тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает».

Пейзаж у Тургенева включен в систему нравственных отношений людей. Нелепость, вздорность затеянной Базаровым и Павлом Петровичем дуэли оттеняется

описанием «славного, свежего» утра: «…маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной глазури, мелкая роса высыпала на листьях и травах, блестела серебром на паутинках; тёмная зелень, казалось, ещё хранила румяный цвет зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».

Мастерство Тургенева художника ощутимо проступает в том, что он использует картины природы для передачи психологических нюансов в ощущениях персонажей.

Базаров – главный герой романа. Это противоречивая личность: с одной стороны – всё отрицающий нигилист, но в то же время – скрытый романтик, в чём боится признаться даже самому себе. В одном из разговоров с Аркадием Базаров замечает, что «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а всякое другое её восприятие «пустяки». Он считает, что в окружающем мире нет ничего таинственного, непостижимого и неподвластного человеку. Сирень и акацию называет «добрыми ребятами» и искренне, по-хозяйски радуется, что принялась берёзовая роща – природа должна приносить пользу, в этом её назначение.

Базаров лишь собирает лягушек, заставляя деревенских ребятишек лазать за ними в болото, и больше никак с природой не соприкасается.

Отрицая романтическое отношение к природе как к храму, Базаров сам попадает в рабство к низшим стихийным силам природной «мастерской». Он даже завидует муравью, который в качестве насекомого имеет право «не призывать чувства сострадания, не то что наш брат, самоломанный». В горькую минуту жизни даже чувство сострадания Базаров склонен считать слабостью, аномалией, отрицаемой «естественными» законами природы.

Вероятно, были в глубинах его души ростки романтизма, которые Евгений не смог заглушить. Мы видим их, когда он влюбился в Одинцову и с негодованием обнаружил мечтателя в самом себе. В этот момент нигилист ищет рядом с природой одиночества, «ломая попавшиеся ветки и браня вполголоса и её и себя». Базаров ненавидит свой «глупый романтизм», презирает его.

Трудный, внутренний процесс познания истинной любви заставляет Евгения по-новому почувствовать природу.

Фон, на котором происходит объяснение Базарова с Одинцовой, - поэтическая картина летней ночи. Природа рисуется в восприятии Евгения. Это на него глянула тёмная, мягкая ночь, это ему ночная свежесть казалась «раздражительной», это ему слышалось таинственное шептание. Базарову, материалисту, ученому-биологу, шелест листьев, ночные шорохи кажутся таинственными. Романтическое чувство высокой любви озаряет новым светом окружающий мир.

С покоряющей задушевностью нарисовал Тургенев зарождающееся чувство любви двух героев: Аркадия и Кати. Прекрасен пейзаж морозного зимнего дня их свадьбы: «Стояла белая зима с плотными, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях, бледно-изумрудным небом, свежими, словно укушенными лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок». С помощью эпитетов «белая» зима, «розовый» иней автор передаёт радостное настроение молодожёнов, решивших навсегда связать свои судьбы в браке.

Картины природы в «Отцах и детях» – это ещё и самостоятельный образ родины, образ родины, образ России. Символизируя родину, пейзаж у Тургенева выражает идею мироздания, идею вечного движения жизни, красоты бытия.

Лирической печалью и скорбными раздумьями проникнут заключительный пейзаж романа: описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. В это описание Тургенев внес свою оценку героя и его дела. С любовью и искренней болью говорит писатель о Евгении и в то же время пейзажем утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных, переходящих целей: цветы, растущие на могиле Базарова, «говорят… о вечном примирении и о жизни бесконечной». Смерть неизбежна и для титанической личности. Законы природы вечны.

И.С. Тургенев — мастер пейзажных описаний, под его пером созданы замечательные картины русской природы. «Записки охотника» — это не только картина русских национальных типов, но и картина русской природы, которая окружает героев «Записок».

Природа в романе «Отцы и дети»

Ее роль в этом произведении Тургенева значительно сложнее.

Описания природы в начале романа как тон общего замысла

Действие романа начинается в конце мая. В сцене встречи Николая Петровича, Аркадия и Базарова мы сталкниваемся с двумя различными по настроению описаниями пейзажа. Они в какой-то степени и создают те направления, по которым писатель строит свой роман. Природу среднерусской полосы мы видим глазами Аркадия. Первое — подчеркнуто негативно и вызывает в Аркадии мысли о необходимости реформ

«Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся сарайчики», «Церкви, то кирпичные с отвалившейся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами», «Мужички… обтреханные, на плохих клячонках»….

Но за этим описанием сразу следует иное: «весна брала свое». И уже здесь все полно жизни, все говорит о воскресении, красоте и силе

«все…золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось т лоснилось под теплым дыханием теплого ветерка», «Красиво чернея,… гуляли грачи», повсюду… заливались жаворонки»…

Так вот именно это описание заставляет Аркадия забыть о размышлениях, а просто любоваться природой

«понемногу ослабевая, исчезали его размышления».

Так задана главная доминанта произведения — теории, социальные потрясения противопоставлены вечной красоте природы, с которой человек должен жить в гармонии.

Восприимчивость к природе как характеристика персонажей

Второй раз пространное природное описание дано в одиннадцатой главе, сразу после столкновения и Павла Петровича. До этого мы лишь узнаем, что наступила середина июня, лучшая пора. На этот раз мы видим природу глазами Николая Петровича и чувствуем ее так, как чувствует ее он.

Николай Петрович размышляет о том, что

«за молодыми есть…какое-то преимущество перед нами».

Но чего не может понять старший Кирсанов, так это того,

как» можно отвергать поэзию, не сочувствовать художеству, природе».

И перед героем и нами открывается прекрасный пейзаж летнего вечера, который полон такой прелести, что начисто опровергает правоту Базарова

«Ласточки летали высоко, ветер совсем замер, запоздалые пчелы лениво и сонливо жужжали в цветах сирени…», на небе «уже роились и перемигивались звезды».

Сцена завершается встречей двух старших Кирсановых. Примечательно, что Павел Петрович, смотря на звезды, не видит их красоты

«в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не рожден был романтиком».

Неправота позиций Базарова и Павла Петровича как бы уравнивается их невосприимчивостью к красоте природы.

Естественность природы и неестественность зла в романе «Отцы и дети»

Каждое из серьезных столкновений антагонистов Базарова и Павла Петровича вызывает необходимость описания природы. Сцена дуэли…

«Утро было славное, свежее, «- пишет Тургенев. Тишина и покой природы («легкая пыль лежала на ней — дороге — , еще не тронутая со вчерашнего дня ни колесом, ни ногою»).

Здесь писатель достаточно традиционен: в русской литературе достаточно часто противоестественность поступков героев раскрывается на фоне естественной прекрасной природной красоты.

В романе появляются два описания пейзажа, которые не связаны с главными героями. Они как бы обрамляют сцены объяснения Кати и Аркадия. Полутона, полутени естественны, в этот пейзаж вписаны герои

(«Слабый ветер, шевеля в листьях ясеня, тихонько двигал взад и вперед… ровная тень обвивала Аркадия и Катю, только изредка в ее волосах зажигалась яркая полоска»).

Именно Катя чувствует природу, свое единение с ней

(…предавалась тому ощущению полной тишины, которое, вероятно, знакомо каждому и прелесть которого состоит в едва сознательном, немотствующем подкарауливанье широкой жизненной силы, непрерывно катящейся и кругом нас и в нас самих»).

Тургенев как бы невзначай роняет «знакомо каждому», говоря этим, что большинству людей близко и чрезвычайно понятно это единение с природой.

Природа и описание могилы Базарова как картины вечности

Последняя глава, своеобразный эпилог романа «Отцы и дети», обрамлена описанием пейзажа. Это морозный день и вечер венчания Николая Петровича и Фенечки, Аркадия и Кати и описание кладбища, на котором похоронен Базаров. Примечательно здесь то, что первый пейзаж конкретен, привязан к определенному дню. Второй пейзаж вне конкретного времени (он как бы протягивает во времени, не один год ходят старики Базаровы на кладбище). Эта последняя картина природы говорит о вечности, по сравнению с которой все человеческие теории, ничто

(«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной » природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»).

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Роль природы в романе «Отцы и дети»

С самого начала своего творчества, с “Записок охотника”, Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека. В то же время пейзажи Тургенева не просто натуралистически верны и подробны, но они также всегда психологичны и несут определенную эмоциональную нагрузку.

Первый пейзаж в романе “Отцы и дети” -- во время поездки Аркадия, Базарова и Николая Петровича в Марьино -- несет на себе определенную социальную нагрузку. Он не только вводит читателя в суть дел в имении Кирсановых. Этот пейзаж также исторически конкретен: с помощью нескольких фраз Тургенев смог изобразить все проблемы России в эпоху перед отменой крепостного права в 1861 году. “Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках. Исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам. Казалось, они только что вырвались из чьих-то грозных, смертоносных когтей -- и, вызванный жалким видом обессиленных животных, среди весеннего красного дня, вставал белый призрак безотрадной, бесконечной зимы с ее метелями, морозами и снегами”. Можно предположить, что жизнь крестьянина сравнивается с “безотрадной, бесконечной” зимой.

Но тургеневский пейзаж не только социален, но и психологичен. Очень часто внутренний мир героев воссоздается им не прямо, а через обращение к природе, которую в данный момент воспринимает человек. И дело здесь не только в том, что сам пейзаж способен определенным образом воздействовать на настроение героя, а еще в том, что герой очень часто находится в состоянии гармонии с природой и состояние природы становится его настроением. Этот прием позволяет Тургеневу воспроизвести тонкие, трудновоспроизводимые, но в то же время наиболее интересные черты характера героя.

“Так размышлял Аркадий. А пока он размышлял, весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханием теплого ветерка. повсюду нескончаемыми звонкими струйками заливались жаворонки. Аркадий глядел, глядел и, понемногу ослабевая, исчезали его размышления. Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца, что тот опять его обнял”.

О внутреннем мире Аркадия можно сказать кратко, так как настроение героя и основной эмоциональный тон уже заданы и определены описанием майской природы. Итак, один из наиболее тонких приемов тургеневского психологизма -- изображение эмоционального состояния героев через аналогию с состоянием, “построением” природы.

У Тургенева часто пейзаж ставит последнюю точку в повествовании, как бы подводит эмоциональный итог всей жизни героев. Таков пейзаж не только в романе “Отцы и дети”, но и в романе “Дворянское гнездо”.

В “Отцах и детях” заключительный момент эпилога (XXVIII главы) -- описание природы сельского кладбища -- является окончательным доказательством несостоятельности базаровской теории. С помощью природы автор выносит окончательный вердикт нигилизму: все его принципы несостоятельны (не выдерживают проверки жизнью) и будут погребены, как один из их носителей -- Базаров, и лишь природа будет вечно напоминать о “великом спокойствии”, “о вечном примирении и о жизни бесконечной”.

Однако в “Отцах и детях” природа играет не только эстетическую, но и идейную роль.

Для Тургенева природа была важной и безусловной жизненной ценностью, поэтому способность воспринимать ее чутко, эстетически любоваться ею и чувствовать себя частью природы характеризует обыкновенно лишь положительных героев. Через отношение персонажа к природе выражается авторская оценка этого персонажа и его характера.

Природа в “Отцах и детях” становится объектом для полемики не столь явной, как полемика об аристократии или русском мужике, но не менее значимой для характеристики героев романа.

Так, Базаров со свойственной ему категоричностью отвергает эстетическое любование природой, как и все то, что он называет “романтизмом”. Для него природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник. Для Базарова характерно не эстетическое, а утилитарное восприятие природы. В этом, по мнению Тургенева, сказывается ущербность нигилизма вообще и характера Базарова в частности.

Заметим, что природа у Тургенева часто лечит душевные раны героев, помогает им справляться с трудностями, тяжелым душевным состоянием. Базарову же такого утешения и примирения через природу с жизнью не дано -- природа как бы мстит ему за равнодушие. (Когда ему было плохо, “он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя.”.) Но Тургенев показывает, что Базаров еще не совсем “пропащий” человек, в его душе еще есть место прекрасному. Так, в разговоре с Аркадием на сеновале он вспоминает осину из своего детства, в разговоре с отцом он говорит: “Я, как подъезжал сюда, порадовался на твою березовую рощицу, славно вытянулась”. Уже то, что он заговаривает об этом, позволяет считать, что его душа не так черства, как он старается показать.

Не один Базаров в романе проходит проверку природой. Задушевное к ней отношение характерно, например, для Аркадия, что, по мнению Тургенева, выгодно отличает его от Базарова и показывает, что суровость нигилизма для Аркадия была лишь подражательной маской, а на самом деле он очень мягкий и душевно чуткий человек.

В отношении к природе сопоставляются братья Кирсановы. Поэтическая природа летнего вечера аккомпанирует размышлениям и чувствам Николая Петровича. Он чутко чувствует и глубоко понимает природу. Он долго бродит по вечернему саду, всей душой ощущая его очарование: “Он не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою грустью, с этою тревогой.” А вот для душевного состояния Павла Петровича та же самая природа предстает уже по- другому. Она не рождает для него никакого эмоционального отзвука: “Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски - сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа”.

Таким образом, в произведениях Тургенева пейзаж -- это не только прием, позволяющий создать определенное эмоциональное настроение, но и одна из важнейших, бесспорных жизненных ценностей, отношением к которой проверяется человек

Философский смысл пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Мне не нужно ни богатой природы,

ни великолепной композиции,

ни эффектного освещения, никаких

чудес, дайте мне хоть лужу грязную,

да чтобы в ней правда была, поэзия,

а поэзия во всем может быть -- это

дело художника.

Третьяков из письма художнику А. Г. Горавскому;

ок. 1861 года

Искусство почти всегда отражает действительно происходящие исторические события. Весь ХIХ век, в особенности вторая его половина, связан с духовно нравственными исканиями, как в душе человека, так и в общенациональной жизни, с поиском новых жанровых форм. И художник старался встать «с веком наравне.» (Пушкин). Именно поэтому во второй половине ХIХ века, времени критического реализма, искусство становится выразителем передовых. интересов общества. Таким образом, в живописи впервые появляется русский национальный пейзаж.

«Раздолье, простор, угодье, рожь. Божья благодать, русское богатство» (И. И. Шишкин, надпись на эскизе одной из картин). Выбирая самые что ни на есть прозаические виды, русские художники второй половины ХIХ века (А. Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев) старались передать жизнь такой, какая она есть, в самом обыкновенном ее состоянии. Русский пейзаж в литературе появился гораздо раньше. Занял он прочное место и в литературе второй половины ХIХ века. Так, природа в произведениях И. С. Тургенева являет собой живой и всеобъемлющий образ, это как бы еще один герой в системе персонажей.

Экспозиции романа «Отцы и дети» начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости искоренения, изменения тех порядков, которые породили такое запустение.

«Нет, -- подумал Аркадий, -- небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием, нельзя, нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы.., но как их исполнить, как поступить?» Даже само противоборство «белого призрака» безотрадной, бесконечной зимы «с весенним красным днем» есть уже предопределение конфликта, столкновение двух взглядов, столкновение «отцов» и «детей», смены поколений.

Однако затем картина весеннего пробуждения природы вносит в роман светлую, бодрую ноту надежды на обновление Отечества, своей Родины, Хотя мысли о перемене и «улетучиваются» из головы Аркадия, «весна все же берет свое». Но даже в этом радостном пейзаже по-разному показано значение этой весны в жизни героев различных поколений. Если Аркадий рад «чудесному -- сегодняшнему -- дню», то Николаю Петровичу лишь вспоминаются стихи Александра Сергеевича Пушкина, которые, хотя и прерваны на страницах романа Евгением Базаровым, раскрывают его душевное состояние и настроение:

Быть может, в мысли нам приходит

Среды поэтического сна

Иная, старая весна...

«Евгеий Онегин», гл. УII)

Все его мысли устремлены в прошлое, поэтому единственной дорогой для потерявшего «историческое зрение» Николая Петровича становится «дорога воспоминаний». Вообще сквозь все повествование проходит образ дороги. Пейзаж передает ощущение простора незамкнутости пространства. Не случайно герои так много путешествуют. Гораздо чаще мы видим их в саду, аллее, дороге... -- на лоне природы, нежели в ограниченном пространстве дома. И это приводит к широкомасштабности проблематики в романе: такой целостный и разносторонний образ России, показанный в «пейзажных зарисовках» (вспомним Ф. Тютчева: «Эти бедные селенья, / Эта бедная природа»), полнее раскрывает общечеловеческое в героях.

Усадьба Николая Петровича словно его двойник (традиция Гоголя, отождествлявшего в «Мертвых душах» «хозяйство» с духовным миром помещика). Николаю Петровичу не удается претворить в жизнь хорошие задумки. Несостоятельность его как владельца имения контрастирует с его человечностью. Тургенев симпатизирует ему, и беседка, «разросшаяся» и благоухающая, есть символ его чистой души. Сад Одинцовой -- «аллея» стриженых елок, цветочные «оранжереи» -- создает впечатление искусственной жизни. действительно, вся жизнь этой женщины «катится как по рельсам», размеренно и однообразно. Образ «неживой природы» перекликается с внешним и духовным обликом Анны Сергеевны. Вообще место жительства, по Тургеневу, всегда откладывает отпечаток на жизнь героя. Так, Базаров, сравнивавший в разговоре с Одинцовой людей с деревьями, рассказывает Аркадию о своем детском талисмане -- осине на краю ямы. Это и есть прообраз, двойник его жизни. Одинокий, гордый, озлобленный, до удивления похож он на это дерево. Все герои романа проверяются отношением к природе. Базаров отрицает природу как источник эстетического наслаждения. Воспринимая ее материалистически («природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник»), он отрицает взаимосвязь природы и человека. И слово «небо», написанное у Тургенева в кавычках и подразумевающее собой высшее начало, горний мир, Бога, не существует для Базарова, поэтому его и не может принять великий эстет Тургенев.

Одинцова, как и Базаров, равнодушна к природе. Ее прогулки по саду всего лишь часть жизненного уклада, это что-то привычное, но не очень важное в ее жизни. Для Николая Петровича природа - источник вдохновения, самое важное в жизни. Он гармоничен, ибо един с «натурой». Именно поэтому все события, связанные с ним, происходят на лоне природы.

Павел Петрович не понимает природы, его душа, «сухая в страстная», может лишь отражать, но отнюдь не взаимодействовать с ней. Он, как и Базаров, не видит «неба», Катя и Аркадий по-детски влюблены в природу, хотя Аркадий и пытается это скрыть.

Настроения и характеры героев тоже подчеркиваются пейзажем. Так, Фенечка, «такая свеженькая», показана на фоне летнего пейзажа, а Катя и Аркадий так же молоды и беззаботны, как окружающая их природа. Базаров, как ни отрицает природу («Природа навевает молчание сна»), все же подсознательно един с ней. Именно в нее отправляется он, чтобы понять себя. Он злится, негодует, однако именно природа становится немым свидетелем его переживаний, только ей он может довериться.

Описанием летнего вечера (в УI главе) Тургенев показывает, как глубоко и сильно действует природа на человека. «Как хорошо. Боже мой!» -- думал Николай Петрович, и память его вновь воскрешает в воображении «дела давно минувших дней».

Тесно связывая природу с душевным состоянием героев, Тургенев определяет одной из основных функций пейзажа психологическую. Природа в романе делит все на живое и неживое, естественное для человека и нет. Поэтому описание «славного, свежего утра» перед дуэлью указывает на то, как все суетно перед величием и красотой природы. Сама дуэль представляется в сравнении с этим утром «экою глупостью». А лес, под которым во сне Базарова подразумевался Павел Петрович, сам по себе есть символ. Лес, природа -- все то, от чего отказывается Базаров, есть сама жизнь. Поэтому-то смерть его неизбежна. Последний пейзаж -- это «реквием» по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Пейзаж этот носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение и позволяет Базарову примириться с жизнью. Природа у Тургенева человечна, она помогает развенчать теорию Базарова, выражает «высшую волю», поэтому человек должен стать ее продолжением и хранителем «вечных» законов. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример правильной жизни.

Это поэзия трагическая, основанная на том ощущении «собственного ничтожества», которое так «смердело» Базарову. Скупые и злые реплики Базарова на эту тему развернуты и доведены в «Довольно», как и в «Призраках» до ясности и отточенности философских определений и афоризмов. Представление о жизни как о трагикомической борьбе человека с «неизменяемым и неизбежным», мотивы тщеты и суетности человеческих стремлений к счастью звучат в этих повестях еще сильнее, чем в прежних, но, так же как в прежних, они уравновешиваются ничем неистребимым стремлением «бежать за каждым новым образом красоты, ...ловить каждое трепетание ее тонких и сильных крыл» Тургенев И.С. Собрание сочинений и писем: в 12-ти т. - М.,1981. Т. 7. - С. 226..

Композиционная роль пейзажа в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Композиция - построение всего произведения (сюжеты, внесюжетные элементы и вопрос о том, кто ведет повествование и кого можно считать выразителем авторской позиции).

Время в романе разворачивается линейно (действие затрагивает два месяца 1859 года), и только история любви Павла Петровича идет как вставная, не входит в сюжет.

Композиция произведения кольцевая, так как главный герой Евгений Базаров два раза проходит по одному и тому же пути: Марьино - Никольское - дом родителей. Этот маршрут помогает понять контраст между героем первой половины пути и героем второй. Базаров, сталкиваясь с реальностью, понимает, что теория его не универсальна, но все равно пытается бежать от всего, что не вписывается в ее рамки, скрыться за ней от переменчивой действительности.

В романе присутствуют три крупные пейзажные зарисовки, в которых можно увидеть проявление авторской позиции. Выражается она в основном косвенным способом, например в XI главе с помощью пейзажа читатель может понять позицию Николая Петровича.

Авторская позиция выражается в том, как построен сюжет. Тургенев следует принципу объективности: он редко пользуется прямым авторским словом, показывая по возможности своих героев со всех сторон. Здесь автор пользуется скрытыми приемами, например, сцена дуэли показана глазами Базарова, хоть и дана от автора. Роман написан как повествование от третьего лица, но за фигурой повествователя стоит сам автор. Нет смены рассказчиков, как у Лермонтова в «Герое нашего времени», нет лирического голоса автора, как в «Евгении Онегине» Пушкина или «Мертвых душах» Гоголя.

В третьей главе читатель встречает первый в романе пейзаж - описание окрестностей дороги в Марьино: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными». Здесь автор будто рисует два пейзажа. Первый - реальный: «обтерханные» мужики, обглоданные деревья, тощие коровы; а второй — родные края глазами Аркадия, который вдруг почувствовал себя «молоденьким мальчиком»: все «золотисто зеленело», «заливались жаворонки» и колосилась рожь.

Для Тургенева очень важным было то, что Аркадий может отдаться общему движению жизни. Для него важно и чувствовать, и мыслить, ведь жизнь всегда берет свое, она богаче и больше, чем все теории, чем все, что люди про нее думают.

Пейзаж в романе во многом играет композиционную роль. В этом эпизоде природа помогла снять неловкость между отцом и сыном, возникшую из-за разговора о Фенечке. Тургенев - великолепный пейзажист, зарисовки природы у него получаются одновременно и реалистические, и в высшей степени поэтические. Как у А. С. Пушкина, у Тургенева соотносятся жизнь природы и людей, например, Базаров, в отличие от Николая Петровича и Аркадия, не видит красоту природы, считает, что природа «не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

После прочтения описания природы, данного в XI главе, кажется, что автор понимает природу так же, как и Николай Петрович: всматриваясь в детали, замечая нюансы, тонко чувствуя звуки и запахи, герой как бы рассуждает о том, что совершенно невозможно «не сочувствовать природе». Вечерняя природа необычайно радует глаз, и даже заплата на плече у мимо проезжающего мужика смотрится органично в общей картине. Даже скучные бледно-зеленые стволы осин преобразились, потому что «солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен».

Тургенев пишет даль синим, как на полотнах художников или в фольклоре: здесь проявляется непосредственная авторская близость и любовь к природе. Можно сказать, что с помощью этой пейзажной зарисовки Тургенев полемизирует с Базаровым. Тургенев показывает, как Базаров обкрадывает себя, когда демонстрирует лишь утилитарный подход к природе (стремится увидеть в природе только пользу). Для автора великую ценность имеет то, что человек может так сильно чувствовать и так хорошо понимать природу, как Николай Петрович.

Утренний пейзаж перед дуэлью автор описывает отрывисто и легко, стремясь передать энергию и обаяние молодого дня. Для этого он прибегает к уменьшительно-ласкательным вариантам: «тучки», «барашки», «паутинки» - все это добавляет легкости и свежести описываемому пейзажу.

Но главный пейзаж романа находится, несомненно, в XXVIII главе, которая выполняет функции эпилога (начинается словами «Прошло шесть месяцев»). Заканчивается роман описанием заброшенного кладбища: «… оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты». Этот пейзаж перекликается с тем реалистическим вариантом описания земель Кирсановых, который Тургенев дает в самом начале романа. Автор пишет, как к одной из могил «приходят два уже дряхлые старичка», и показывает это как что-то естественное и вечное. Для Тургенева здесь важно подчеркнуть, что любовь вечна, что она побеждает даже смерть. Для того чтобы утвердить эту мысль, автор цитирует Пушкина: словосочетание «равнодушная природа» взято из стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Это стихотворение было написано в 1829 году: в тот период Пушкин много думал о смерти и пытался понять, как имеет смысл принять этот закон жизни и как к нему относиться.