Для тех, кто любит музыку

1. Полёт какого насекомого положен на ноты?

А. Осы. В. Мухи.
Б. Шмеля. Г. Комара.
(Музыкальная картинка «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова».)

2. Как называется оперетта Иоганна Штрауса ?

А. «Летучая мышь». В. «Летучая рыба».
Б. «Летучая собака». Г. «Белка-летяга».

3. Название какого цветка пропущено в названии оперетты Имре Кальмана «... Монмартра»?

А. Роза. В. Ландыш.
Б. Незабудка. Г. Фиалка.

4. Назовите «музыкальную» часть листа растения и шляпки гриба:

А. Диск. В. Пластинка.
Б. Кассета. Г. Альбом.

5. Сколько нот сразу может брать птица?

А. Одну. В. Две.
Б. Три. Г. Семь.
(У птиц голосовая щель образуется в каждом бронхе и действует независимо друг от друга.)

6. Какая «танцевальная» птица есть в природе?
А. Краковяк. В. Мазурка.
Б. Чечётка. Г. Чардаш.

7. Как переводится на русский название танца «фокстрот »?

А. Быстрая змейка. В. Лисий шаг.
Б. Бег оленя. Г. Прыжки кенгуру.

8. С 1963 года стало очень популярным писать английское название одного из отрядов насекомых с орфографической ошибкой. Этот отряд:

А. Бабочки. Б. Богомолы.
Б. Стрекозы. Г. Жуки.
(Вышел первый альбом «Биттлз». Жуки по-английски - «beetles», а название группы пишется «Beatles».)

9. Как называется самец домашнего северного оленя?

А. Хор. В. Квартет.
Б. Трио. Г. Дуэт.

10. Какой колокольный звон бывает?

А. Вишнёвый. В. Рябиновый.
Б. Малиновый. Г. Земляничный.

11. Чему обязан своим названием «малиновый» звон колоколов?

А. Ягоде малине. В. Цвету красок.
Б. Названию города. Г. Фамилии.
(Бельгийский город Малин, или Мехелен. В этом городе расположен собор Синт-Ромбаутскерк,13-16 вв, известный своим колокольным -«малиновым» - звоном.)

12. Какое музыкальное произведение широко известно всем начинающим музыкантам?

А. «Кошачья полька». В. «Собачий вальс».
Б. «Коровий полонез»; Г. «Тараканий марш».

13. Какие две весёлые птицы жили у бабуси?

А. Пингвины. В. Гуси.
Б. Утки. Г. Попугаи.

14. Как называется русская народная бурлацкая песня ?

А. «Осинушка». В. «Баобабушка».
Б. «Дубинушка». Г. «Пальмушка».

15. Какого животного можно охарактеризовать музыкальным термином остинато?

А. Лису. В. Волка.
Б. Осла. Г. Пчелу.
(Ведь по-итальянски ostinato значит «упрямый». Остинато в музыке - это многократное повторение мелодической, ритмической фигуры, гармонического оборота, звука.)

16. Название какой рыбы присутствует в песне «Вдоль по Питерской»?

А. Осётр. В. Пескарь.
Б. Судак. Г. Щука.

17. Что в известной песне собирала смуглянка-молдаванка?

А. Грибы. В. Виноград.
Б. Болгарский перец. Г. Гербарий.

18. Кого в своей песне Владимир Высоцкий умолял: «Чуть помедленнее ...»?

А. Олени. В. Кони.
Б. Собаки. Г. Верблюды.

19. Если он на крыше, то согласно известной песне, на земле будет мир. Кто он?

А. Карлсон. В. Кот.
Б. Аист. Г. Орёл.

20. Кого из этих животных не было среди Бременских музыкантов?

А. Осёл. В. Козёл.
Б. Петух. Г. Кот.

Малиновый звон

Есть несколько версий происхождения этого выражения.

Основная: словосочетание «мали́новый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет. Происходит от названия города Мехелен , расположенном теперь во Фламандском регионе Бельгии , который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов . С тех времён на Руси стали так называть красивый, переливающийся звон (сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»).
В других версиях фигурируют языковое (малиновый - красный - красивый, прекрасный) происхождение (В. Н. Сергеев), и «цветной слух » - синестезия .

История

Уже к XVII веку Мехелен стал европейским центром колокольного литья и колокольной музыки, каковым и остаётся до сих пор. Здесь и сейчас делают знаменитые карильоны . Первый карильон России , заказанный во Южных Нидерландах Петром I , соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту. В 2003 году Россия и Бельгия совместно выпустили две марки (сцепку), изображающие собор Св. Румольда в Мехелене и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (в нём был установлен первый карильон России).

В культуре

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Малиновый звон" в других словарях:

    МАЛИНОВЫЙ, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - (иноск.) приятный, стройный звон колоколов Ср. Ударили в соборный колокол густой, малиновый гул его разлился по необъятному пространству.... Мельников. В лесах. 3, 3. Ср. Малиновый колокольчик шлепнет колечком в край и снова прилип и молчит....… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Малиновый звонъ (иноск.) пріятный, стройный звонъ колоколовъ. Ср. Ударили въ соборный колоколъ густой, малиновый гулъ его разлился по необъятному пространству.... Мельниковъ. Въ лѣсахъ. 3, 3. Ср. Малиновый колокольчикъ шлепнетъ колечкомъ въ край… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Малиновый звон - особое звучание церковных колоколов, мелодичное, бархатное, мягкое, ангельски прекрасное. Существует несколько объяснений происхождения этого названия. По одной версии оно возникло от сравнения звона с излюбленной народом ягодой малиной и ее… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Разг. Одобр. 1. Приятный, спокойный, мягкий по тембру звон колоколов, колокольчиков, бубенцов. 2. Устар. Мелодичное позвякивание шпор. БМС 1998, 206 …

    малиновый звон - Очень приятный, мягкий по тембру звон колоколов, колокольчиков, бубенцов … Словарь многих выражений

    ◘ малиновый звон - Приятный, мягкий по тембру звон (о звоне колоколов, позвякивании бубенчиков, шпор). Тут были пошевни, запряженные лихими тройками, украшенными лентами и бубенчиками с малиновым звоном. // Салтыков Щедрин. Помпадур и помпадурши //* … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков

    малиновый - Malines <фламандское Mecheln. См. Малин. ♦ Малиновый звон. Особенно мелодичный, красивый перезвон колоколов, делавшихся первоначально в этом городе. С исчезновением же этих русских элефантов<лошадей тяжеловозов> исчезли целые орды… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    До неба. Башк. О широком обсуждении чего л. СРГБ 1, 153. Звон наводить/ навести. 1. Жарг. мол. Звонить по телефону кому л. БСРЖ, 221. 2. Жарг. шк. Шутл. Давать звонок. ВМН 2003, 54. Кимвальный звон. Книжн. Устар. Ирон. О словах и выражениях,… … Большой словарь русских поговорок

    МАЛИНОВЫЙ, ая, ое. 1. см. малина 1. 2. Густо красный с фиолетовым оттенком, цвета малины. Малиновые щёки. Малиновый звон приятный, красивый, мягкий по тембру звон (о звоне колоколов, бубенчиков). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Малиновый звон , Анатолий Поперечный. Любовь - основа поэтического и песенного творчества Анатолия Поперечного. Любовь к женщине, к Родине, к ее настоящему и прошлому, к окружающим его людям. Поэзия А. Поперечного - своеобразная…

По одному из предположений, словосочетание «малиновый звон» имеет древнерусское значение. Согласно этой версии, малиновый цвет – такой, который приятен глазу и душе. На Руси крестьяне малиновой водой называли лесной источник, который утолял жажду, дарил телу свежесть, а взгляду – умиротворенное созерцание кристально чистой воды.

Слово «звон» тоже имеет старинное значение. Происходит оно от старорусского слова «svonъ». Замена в написании «с» на «з» произошла под влиянием глагола «звать», который также обладающего многовековой историей.

Происхождение выражения от города Малехен

Однако более правдоподобной видится другая версия, согласно которой слово «малиновый» происходит от названия города Мелехен, который на звучит, как Малин.

В XVII веке небольшой городок Малехен, расположенный между Амстердамом и Антверпеном, был европейской столицей колокольного литья и колокольной музыки. Город и ныне является центром изготовления карильонов – колокольных многоголосных музыкальных инструментов. Первый карильон появившийся в Российской Империи был изготовлен малехенскими мастерами по заказу Петра I.

В 1717 году русский царь Петр I посетил Бельгию. Пребывая во фламандском городе Малехен, царь был потрясен звоном колоколов на одной из сторожевых башен. Он заказал тамошним мастерам изготовление карильона, который впоследствии был установлен в соборе Петропавловской крепости. После того, как жители Петрограда услышали звучание карильона, словосочетание «малиновый звон» стало употребляться повсеместно. Позже этим выражением стали называть не только мелодию карильона, но и любое красивое звучание колоколов.

Петропавловский карильон во время пожара 1756 года. Позже Великая Императрица Елизавета Павловна заказала в Малехене другой инструмент, который был уничтожен во время Октябрьской революции в 1917 году. Однако в 2003 году, к трехсотлетию Санкт-Петербурга, правительство Бельгии подарило жителям Северной столицы новый карильон. Он состоит из 51 колокола, а услышать его звучание можно посетив Петропавловский собор.

Вполне возможно, что обе версии происхождения словосочетания «малиновый цвет» являются подлинными – на существовавшее веками древнерусское выражение, наложилось новое европейское значение, и фраза приобрела новый смысл.

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ

Словосочетание «мали́новый звон» имеет двойное происхождение.

Во-первых , так на Руси называли красивый переливающийся звон колоколов (сочетание малиновый звон имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»), во-вторых , оно происходит от французского названия города Мехелен.

Словосочетание «мали́новый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет. Происходит от названия фламандского (бельгийского) города Мехелен , который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов.Чистый и ясный звон колоколов из "Малина" в России назвали … малиновым! (сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»).

В составе сочетания «малиновый звон» второе слово (звон) тоже очень древнее, общеславянское. Возникло оно из svonъ . Параллели имеются в латинском и индийском языках. Замена с на з объясняют влиянием глагола «звать», также имеющего древнее происхождение.

В 1742 году один богатый купец уронил на себя бадью с малиновым варом. И звон, который потом долго не утихал в его голове, был по понятным причинам так и назван - «малиновым».

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ

Мехелен. Малиновый звон. Карильон (музыкальный инструмент)

В 1717 году русский царь Петр I посетил Нидерланды. Во фламандском городе Мехелен (фр. Малин) он был потрясен звоном колоколов на сторожевой башне. Петр, по преданию, назвал его "малиновым" в честь города, где раздавались эти чудные звуки. Колокола звонили благодаря использованию специального клавишного механизма. Сам же этот необычный музыкальный инструмент назывался карильоном. При росте числа колоколов диапазон инструмента может достигать шести октав


Колокольня Петропавловского собора.

Карильон, установленный на колокольне Петропавловского собора, был подарен Петербургу правительством Фландрии. Он включает 51 колокол и звучит в диапазоне четырех октав.
Из 22-х колоколов состоит православная звонница. Карильон известен был уже в глубокой древности (у китайцев)

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ

От названия города Малин, где этот звон был произведён впервые.

Впрочем, есть и еще одна версия. Она исходит из того, что случайно возникшее название соответствовало каким-то глубинным законам метафорического мышления и именно поэтому закрепилось в языке и употребляется по сей день.

А почему именно "малиновые" , а "не рыжие в крапинку?"
Словарь Ожегова: "Малиновый звон - приятный, мягкий по тембру звон". Значит, не любой звон - малиновый, бывают и другого цвета.

В том же русском языке есть "красные" звоны.

По В. Короленко это "высокий и возбужденно-радостный гул, который заполняет собой праздничный воздух" , а малиновый отличается от него именно тем, что "глубже, ровнее и мягче" ("Слепой музыкант").

А в арсенале поэзии представлен уже весь спектр, и даже больше:

"Благовест. Стелется густо-темным туманом - медленно угасает в даль. Следом второй. Рушится темный горизонт - незримо осыпается медленными отвалами, и по его краям, озаренным, светлые голоса, сыновние, малолетних, меньших. В смутную даль, в длящийся туман гула, зарево обнимает третий удар благовеста. И уже проснулось в ответ все колокольное золото, синее - всполыхнуло, рассыпаясь ручьями, а по ним, сплетаясь и загораясь в небе, синими крыльями ласточек - длинные клики сливающегося полета" (А. Цветаева)

Цветовое окрашивание тембров звучаний - наиболее распространенная форма "цветного слуха" (это подтвердил и опрос многих музыкантов, художников и писателей). Само слово "тембр" во многих языках буквально означает - "окраска звука" (напр., нем. Klangfarbe).

Уже сто лет назад В. Короленко нашел посредника, обеспечивающего возникновение цвето-тембровых синестезий; - эмоцию, аффект, чувство, настроение.

"Я думаю - говорит его герой, объясняя "малиновый звон", - что вообще на известной душевной глубине впечатления от цветов к от звуков откладываются уже как однородные. Мы говорим: он видит все в розовом цвете. Это значит, что человек настроен радостно. То же настроение может быть вызвано известным сочетанием звуков. Вообще, звуки и цвета являются символами одинаковых душевных движений". А если оно, это "движение", безрадостное? Значит, и ассоциируемый цвет - не розовый, не красный, не малиновый: "Одноцветно затренькал глухой колокол, и его серые, печальные, скромно зовущие звуки не могли разорвать зимней тишины... Повсюду тянулись к церкви бесцветные, как колокольный звон, молчаливые фигуры" (Л. Андреев, "Жизнь Василия Фивейского").

Э. По в стихотворении "Звон" пишет о "ясных, хрустальных, серебристых звонах" детства, "ярком, жарком, золотом" звоне венчального обряда, о наполненном "мерной жутью" набате беды, о "горьком гуле" погребального звона...

Итак - звоны могут быть разными по цвету, и даже бесцветными

Звоны колокола могут приобретать не только цветовую характеристику. Они могут отличаться друг от друга по светлоте:

"Вокруг колокольни вьются белые голуби - точно веселый звон превратился в птиц" (М. Горький, "Ералаш");

"И вдруг с черного неба опрокинули огромную чашу густейшего медного звона" (М. Горький, "Жизнь Клима Самгина");

По размерам:

"Старые колокола топят его (колокольчик) в своем гуле, как муху в масле" (М. Горький, "Мать");

"Колокола с их гигантскими лопающимися пузырями звука" (Ю. Олеша);

"Мелкий перезвон колоколов" (В. Короленко) - в зависимости от высоты звучания и громкости.

Более того, "цветной" слух фиксирует тончайшие временные, динамические, структурные характеристики звука, его рисунок:

"Тихо прогудела колокольная медь. Осторожно сорванный звук тоненькой ниточкой протянулся над сияющей землей" (А. Неверов, "Гуси-лебеди"),

"Колокольный звон пронесся звуковой спиралью" (П. Верлен).
Здесь ассоциации строятся уже не по сходству эмоций, а по сходству структуры, или, как говорят психологи, гештальта слухового и визуального образов.

Так что звоны бывают всякими - "красными" и "блестящими", "круглыми" и "тонкими", "черными" и "длинными", на простейшем примере доказывая сложность мира синестетического воображения.

А как же быть с "малиновым звоном" ? О чем здесь звонит колокол? Он звонит в память о маленьком чуде русского языка и о нашей юности...