Как часто в жизни мы слышим и употребляем слово “культура” в отношении самых разных явлений. А задумывались ли вы над тем, откуда оно произошло и что означает? Конечно же, сразу на ум приходят такие понятия, как искусство, правила хорошего тона, вежливость, образованность и т. д. Далее в статье мы постараемся раскрыть смысл этого слова, а также описать, какие существуют виды культуры.

Этимология и определение

Поскольку данное понятие многогранно, то и определений у него также немало. Ну, во-первых, давайте выясним, в каком языке оно произошло и что изначально означало. А возникло оно еще в Древнем Риме, где словом “культура” (cultura) называли сразу несколько понятий:

1) возделывание;

2) воспитание;

3) почитание;

4) образование и развитие.

Как видите, практически все из них и сегодня подходят под общее определение данного термина. В Древней Греции под ним также понимали образованность, воспитание и любовь к земледелию.

Что же касается современных определений, то в широком смысле под культурой понимают совокупность духовных и материальных ценностей, которые выражают тот или иной уровень, то есть эпоху, исторического развития человечества. Согласно другому определению, культурой называется область духовной жизнедеятельности человеческого общества, которая включает систему воспитания, образования и духовного творчества. В узком смысле культурой называется степень овладения определенной областью знаний или навыками той или иной деятельности, благодаря которым человек получает возможность самовыражения. У него формируется характер, стиль поведения и т. д. Ну и наиболее употребляемое определение - это рассмотрение культуры как формы социального поведения индивида в соответствии с уровнем его образованности и воспитанности.

Понятие и виды культуры

Существуют различные классификации данного понятия. Например, культурологи выделяют несколько типов культуры. Вот некоторые из них:

  • массовая и индивидуальная;
  • западная и восточная;
  • индустриальная и постиндустриальная;
  • городская и сельская;
  • высокая (элитарная) и массовая и т. д.

Как видите, они представлены в виде пар, каждая из которых является противопоставлением. Согласно другой классификации, существуют следующие основные виды культуры:

  • материальная;
  • духовная;
  • информационная;
  • физическая.

Каждая из них может иметь свои разновидности. Некоторые культурологи считают, что вышеперечисленное - это скорее формы, а не виды культуры. Давайте рассмотрим каждую из них в отдельности.

Материальная культура

Подчинение природной энергии и материалов человеческим целям и создание новой среды обитания искусственным путем называется материальной культурой. Сюда же входят различные технологии, которые необходимы для сохранения и дальнейшего развития данной среды. Благодаря материальной культуре задается уровень жизни общества, формируются материальные потребности людей, а также предлагаются способы их удовлетворения.

Духовная культура

Верования, понятия, чувства, переживания, эмоции и представления, которые помогают установлению духовной связи между индивидами, считаются духовной культурой. К ней также относятся все продукты нематериальной деятельности людей, существующие в идеальном виде. Эта культура способствует созданию особого мира ценностей, а также формированию и удовлетворению интеллектуальных и эмоциональных потребностей. Она также является продуктом общественного развития, и ее основное назначение - продуцирование сознания.

Частью данного вида культуры является художественная. Она, в свою очередь, включает в себя всю совокупность художественных ценностей, а также сложившуюся в ходе истории систему их функционирования, создания и воспроизведения. Для всей цивилизации в целом, а также для отдельно взятого индивида роль художественной культуры, которая иначе называется искусством, просто огромна. Она воздействует на внутренний духовный мир человека, его разум, эмоциональное состояние и чувства. Виды художественной культуры являются не чем иным, как разными видами искусства. Перечислим их: живопись, скульптура, театр, литература, музыка и т. д.

Художественная культура может быть как массовой (народной), так и высокой (элитарной). В первую входят все произведения (чаще всего - единичные) безызвестных авторов. Народная культура включает фольклорные творения: мифы, эпосы, легенды, песни и пляски - которые доступны широким массам. А вот элитарная, высокая, культура состоит из совокупности единичных произведений профессиональных творцов, которые известны только привилегированной части общества. Выше перечисленные разновидности - это также виды культуры. Просто они относятся не к материальной, а к духовной стороне.

Информационная культура

Основой данного вида являются знания об информационной среде: законы функционирования и способы эффективной и плодотворной деятельности в обществе, а также умение правильно ориентироваться в бесконечных потоках информации. Поскольку одной из форм передачи информации является речь, то мы желаем более подробно остановиться на ней.

Культура речи

Для того чтобы люди могли общаться друг с другом, им необходимо обладать культурой речи. Без этого между ними никогда не возникнет взаимопонимание, а значит, и взаимодействия. С первого класса школы дети начинают изучать предмет “Родная речь”. Конечно, до того, как прийти в первый класс, они уже умеют говорить и с помощью слов выражать свои детские мысли, просить и требовать у взрослых удовлетворения своих потребностей и т. д. Однако культура речи - это совсем другое.

В школе детей учат правильно формулировать свои мысли посредством слова. Это способствует их умственному развитию и самовыражению как личности. С каждым годом у ребенка появляется новый запас слов, и он уже начинает мыслить иначе: шире и глубже. Конечно же, на культуру речи ребенка, помимо школы, также могут повлиять такие факторы, как семья, двор, группа. От своих сверстников он, например, может научиться таким словам, которые называются ненормативной лексикой. Некоторые люди до конца своей жизни владеют очень скудным словарным запасом, ну, и, естественно, имеют низкую культуру речи. С таким багажом человек вряд ли сможет добиться в жизни чего-то большого.

Физическая культура

Еще одной формой культуры является физическая. К ней относится все то, что связано с телом человека, с работой его мышц. Сюда входит развитие физических способностей человека от самого рождения до конца жизни. Это комплекс упражнений, навыков, которые способствуют физическому развитию тела, ведущему к его красоте.

Культура и социум

Человек является общественным существом. Он постоянно взаимодействует с людьми. Понять человека лучше можно, если рассматривать его с точки зрения взаимоотношений с окружающими. Ввиду этого существуют следующие виды культуры:

  • культура личности;
  • культура коллектива;
  • культура общества.

Первая разновидность относится к самому человеку. Она включает его субъективные качества, особенности характера, привычки, поступки и т. д. Культура коллектива складывается в результате формирования традиций и накопления опыта людьми, объединенными общей деятельностью. А вот культура общества является объективной целостностью культурного творчества. Его структура не зависит от отдельных личностей или групп. Культура и общество, будучи очень близкими системами, тем не менее, не совпадают по смыслу и существуют хоть и друг рядом с другом, но сами по себе, развиваясь по отдельным, только им присущим законам.

Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в книге "Культура. Критический обзор концепций и дефиниций" привели около трехсот определений культуры, которые они разбили на шесть основных типов. Приведем сначала определения из этой книги в изложении Л. Ионина.

Описательные определения. Согласно Тейлору, "культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества". .

Исторические определения. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура -- это "социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни". Недостаток определений этого типа связан с предположением о стабильности и неизменности, в результате чего из виду упускается активность человека в развитии и изменении культуры" .

Нормативные определения. Эти определения делятся на две группы. Первая из них -- определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом К. Уислером, "образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой.;. Культура племени есть совокупность стандартизированных верований и практик, которым следует племя". Вторая группа -- определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два определения: данное философом Т. Карвером -- "культура -- это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей", и предложенное социологом У. Томасом, -- "культура это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях" .

Психологические определения. "Культура -- это социологическое обозначение для ненаучного поведения, то есть поведения, которое не дано человек) от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей" (антрополог Р. Бенедикт). "Культура -- это "формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов"" (социолог К. Янг) .

Структурные определения. Здесь характерны определения, данные антропологом Р. Линтоном: "а) Культуры -- это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) Культура -- это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членам данного общества" .

Генетические определения. "Культура -- это имя для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфической для человеческого рода, которую мы называем "символизацией". Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов -- орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, то есть человеком, для борьбы за существование или выживание" (социолог Л. Уайт) .

Л. Ионин заканчивает изложение определений культуры собственным пониманием. "Однако, -- пишет он, -- можно приблизительно представить себе, в чем были бы согласны авторы буквально всех приведенных выше определений. Без сомнения, они были бы согласны с тем, что культура -- это то, что отличает человека от животных, культура -- это характеристика человеческого общества. Кроме того, они, наверное, согласились бы, что культура не наследуется биологически, но предполагает обучение. Далее, они наверняка признали бы, что культура напрямую связана с идеями, которые существуют и передаются в символической форме (посредством языка)" .

Э. Орлова характеризует культуру так: "Культура определяется как все то, что создано людьми; как ценностное образование; как совокупность норм; как символический аспект современной жизни и деятельности людей; как технологии адаптации человека к окружению; как способы трансляции социально значимой информации; как коммуникативные системы в обществе и т.п. Всюду присутствует стремление подчеркнуть специфичность аспекта рассмотрения общественной жизни; провести дифференциацию изучаемых объектов по антропогенам (а не метафизически) или природным основаниям; построить интегральную картину изучаемой области явлений как порождаемой и поддерживаемой людьми, а не просто концептуальной целостности, идентифицировать ее как определенный "тип культуры"; использовать для ее построения принцип синхронного или диахронного сравнения объектов. Иными словами, можно констатировать, что при всех различиях в подходах исследователи культуры работают примерно в одних и тех же концептуальных пределах" .

Хотя Б. Ерасов определяет культуру как сферу духовного производства, тем не менее речь идет не о марксизме, а о социологическом подходе. "В самом общем и сжатом виде культура -- это процесс и продукт духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и освоению духовных ценностей, норм, знаний, представлений, значений и символов. Она формирует духовный мир общества и человека, обеспечивает общество в целом дифференцированной системой знаний и ориентации, необходимых для осуществления всех видов деятельности, существующих в обществе. В ней вырабатываются те идеи, нормы, значения и цели, которыми руководствуется общество в регуляции всего разнообразия своей деятельности. Вместе с тем она способствует духовной интеграции общества и различных его групп. Продукты этого производства существуют не только в сфере сознания -- в интеллектуальной или художественной форме. Они обозначаются, т.е. приобретают свойства знака или целой знаковой системы (язык, религия, мораль, идеология, стили искусства и литературы). Требуются значительные усилия каждого поколения, чтобы сохранить, воспроизвести, поддержать и отобрать ценности, знания и ориентации, обновить их или дать им новую интерпретацию и привести их в соответствие с меняющимися условиями бытия. Для этого нужны соответствующие инструменты, кадры -- все то, что воплощают в себе система образования, религиозные институты и светская культура" .

Г. Драч в "Учебном курсе по культурологии" (Ростов н/Д, 1995. С. 53) характеризует культуру так:

"Следовательно, определяя сущность культуры, можно выделить три основные сферы. Во-первых, в форме завершенных, нашедших свою материализацию в предметах материальной и духовной деятельности человека. Здесь в результатах человеческой деятельности нашли свое воплощение особенности человеческой деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества, на определенных этапах его исторического развития. Во-вторых, в форме субъектов, творцов и носителей культуры. Здесь культурология опирается на этнографические описания, этнологию (учение о народе -- этносе), на социологические измерения общества. Однако, в отличие от социально-философского рассмотрения общества, культуролог доводит свое исследование до социально-психологического уровня, выделяя национальный характер народа, менталитет (особенности мышления), проявления нравственности. В-третьих, в форме институциональных связей, институтов, которые переводят субъективную действительность индивидов в объективный план. Здесь речь идет не только о том, "что" производит этнос, и не только "кто" производит, каково культурное лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса, а главное -- "как производят". И это "как" характеризует прежде всего способ освоения действительности, технологический опыт, приемы и способы получения информации и передачи их от поколения к поколению".

Мне не повезло: мама и дедушка работали в сфере образования. Поэтому, замечания «сыпались» на меня каждый день. Представьте, как ребенку было сложно адаптироваться в обществе , где действовал другой шаблон поведения. Поэтому, я выросла скованным человеком, но культурным.

Современная молодёжь - другая. Они поддаются внутреннему зову. А замечание: «какие вы бескультурные» для них нечего не значит. Сегодня, я сделаю акцент на культурных ценностях, и раскрою смысл самого сложного понятия. Чего только не сделаешь ради светлого будущего младшего поколения.

Что такое культура: проливаем свет

Культура - сложный термин, который имеет несколько определений. Под этим понятием подразумевают человеческую деятельность, связанную с самовыражением, саморазвитием, самопознанием . Разобраться со сложным словом « культура» пытались на протяжении столетий. После полемики, наблюдений удалось классифицировать культуру.


Различают:

  • Материальную культуру. Выражается в материальных проявлениях. Это могут быть предметы интерьера, одежда, аксессуары, которые покупает человек. Считается, что данная форма культуры демонстрирует повседневную сторону жизни.
  • Художественную культуру. Творческая деятельность человека, в процессе которой рождается что-то новое (картина, книга, стих, дизайн-проект комнаты, текст песни).
  • Духовная культуру . Самая сложная форма культуры, которая включает нормы поведения человека, духовное развитие, интеллект, нравственность
  • Физическую культуру. Охватывает деятельность человека, направленную на уход за внешностью, физические упражнения, поддержание здоровья.

Отсутствие культуры

Некультурного человека легко определить даже в толпе. Тревожными сигналами являются безграмотная речь, обращение на «ты» (к незнакомцу), нецензурная лексика. Можно констатировать отсутствие духовных ценностей, задав человеку несколько провокационных вопросов. Столовый этикет явно продемонстрирует культуру человека.


Я вам не советую делать скоропалительные выводы. Потому что культура формируется на протяжении лет. Никогда не поздно начать читать книги, посещать выставки и говорить о «высоком».

Культура (от латинского – земледелие, воспитание) – термин, обозначающий множество понятий из различных сфер. Чаще всего под культурой понимается область человеческой деятельности, которая связана с самовыражением человека. В культуре проявляется субъективность человека, его особенности, характер, умения, знания и навыки.

Еще в Древней Греции был распространен такой термин, как «пайдейя», который обозначал внутреннюю культуру, культуру души, воспитание и образованность. В Древней Греции понятие «культуры» было напрямую связанно с образованностью, воспитанностью и любовью к земледелию. Но со временем термин «культура» значительно расширился и видоизменился, приобрел множество оттенков и областей (в том числе и правовая, корпоративная, организационная культура). Так что такое культура во всем многообразии этого слова?

Что такое физическая культура

Физическая культура – область культуры, направленная на укрепление и сохранение здоровья, развитие способностей человека и улучшение его активности. В то же самое время физическая культура – это совокупность знаний, норм и ценностей, которые создавались обществом на протяжении многих веков для всестороннего развития и совершенствования человека, для его физической подготовки и формирования его здорового образа жизни.

Физическая культура – часть общества, которая включает в себя вековой опыт физиологического, нравственного, психологического и психического развития человека. В современном обществе эта область культуры включает в себя заботу о:

  • степени повсеместного использования физической культуры: в быту, в сфере производства, образования и воспитания;
  • уровне здоровья и развития человека.

Что такое духовная культура

Духовная культура - система знаний и идей, которая относится ко всему человечеству или же к какому-либо культурно-историческому единству: народу (русская культура), нации, религиозному движению. Истоки духовной культуры лежат в человеке. Она возникает, потому что человек в жизни не ограничивает себя только тем, что он познает ежедневно, а впитывает в себя духовный опыт, из которого он оценивает все вокруг себя, из которого он любит и верит во что-либо.

Духовная культура, в отличие от материальной культуры, возникла и существует благодаря тому, что человек не ограничивается какими-то бытовыми потребностями, а признает главным духовный опыт. Из-за этого опыта он живет, любит, оценивает все окружающие его вещи.

Духовная культура - область человеческой деятельности, которая охватывает различные сферы духовной жизни человека и общества. Духовная культура объединяет формы общественного сознания (искусство, наука, мораль, правосознание, религия, идеология) и их воплощение в архитектурные, литературные, художественные памятники.

Что такое культура общества

Под культурой в плане общественного выражения обычно подразумевают следующее:

  • совокупность достижений человека в разных сферах общественной жизни (культура личности);
  • способ и метод организации общественных отношений на примере социальных институтов;
  • степень развития личности в обществе, приобщение ее к достижениям искусства, права, морали и других форм общественного сознания.

Культура и общество - это очень близкие системы, которые, однако, не совпадают по смыслу, развиваются и существуют по своим отдельным законам.

Что такое художественная культура

Художественная культура включает в себя все художественные ценности, а также исторически сложившуюся систему их воспроизведения, создания и функционирования в обществе. Роль художественной культуры как для цивилизации, так и для отдельного человека огромна. Искусство, которое и представляет художественную культуру, воздействует на внутренний мир человека, на его разум, чувства и эмоции. Благодаря этому человек познает в образах какой-то фрагмент реальности, заложенный художником в своем произведении. Художественная культура предполагает как сохранение лучших элементов старого, так и создание нового, приумножение культурного наследия человечества.

Что такое массовая культура

Массовая культура, называемая также «поп-культурой» или культурой большинства, – культура, получившая широкое распространение среди слоев населения в том или ином обществе. Массовая культура подчиняется жизни и потребностям большинства населения (или мэйнстриму), она включает в себя развлечения, музыку, литературу, спорт, кинематограф, изобразительное искусство и прочие проявления культуры. Массовая культура противопоставляется элитарной, «высокой культуре». Также массовая культура входит в понятие народной культуры и является ее составляющей.

Введение

Культура как многоплановое понятие

Культура и культ

Заключение

Изучение понятия культуры – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Понятие культуры характеризует специфическую сторону жизнедеятельности человека. Специфичность определяется двуединой природой культуры как деятельности одновременно социальной (родовой) и индивидуальной (личностной).

Любое явление культуры посредством обучения и воспитания может быть воспринято и использовано (потенциально) любым членом человеческого сообщества.

Под ценностями культуры понимают основополагающие универсальные стандарты родовой человеческой деятельности, пронизывающие ее этическую (в аспекте добро - зло), эстетическую (красота - безобразное), религиозную (мысль о Боге), научную (истина - заблуждение), правовую и иные стороны.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Королев В.К., Бакулов В.Д., Драч Г.В., Круглов А., Мартынов В., Окладникова Е.А. и др.

Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть понятие культуры.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать культуру как многоплановое понятие;

2.На основании теоретического анализа, систематизировать знания о материальной и духовной культуре;

3.Рассмотреть специфику понятий культура и культ;

4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, подходы к данной проблеме.

5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех параграфов и заключения. Название параграфов отображает их содержание.


Культура – многоплановое понятие. Прежде всего культура - это инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.

Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только не помогла человечеству выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.

Культура - это также усвоенное поведение и знание, которое интегрируется группой и разделяется членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.

Некоторые виды поведения могут быть результатом конкретных специфических обстоятельств жизни группы, зависеть от климата, географического положения, проявляться в момент опасности, открытия. Часто члены группы упорно сохраняют поведение, причина которого давно забыта. Такое поведение также является частью культуры.

По определению Ф. Кробера и Ф. Клукхона, культура - это отличительная особенность человеческих групп и состоит из явных и неявных устойчивых повторяющихся способов поведения. Основа культуры включает традиционные, имеющие исторически обусловленное происхождение идеи и специфику их прикладного использования. Системы культуры могут, с одной стороны, рассматриваться как продукт деятельности людей, с другой - как создание условий для элементов будущего действия.

Таким образом, культура - это то, что:

Разделяется всеми или почти всеми членами некоторой социальной группы;

Передается старшими членами группы младшим;

Формирует поведение (мораль, законы, обычаи).

В процесс человеческого развития общества и институты были созданы вокруг доминирующей деятельности, распространенной в определенном месте в определенное время. Ранняя человеческая культура, например, была организована вокруг охоты; до сих пор имеются племена, все еще живущие таким образом.

Затем господствующей тенденцией человечества стала стадия развития рабочей культуры, сосредоточенной вокруг сельского хозяйства; этот сельскохозяйственный образ жизни существует в прединдустриальных нациях.

В течение последних двух-трех сотен лет доминирующим стилем работы стал индустриальный, сосредоточенный вокруг фабричной системы и городского образа жизни.

В настоящее время считается, что происходит переход к постиндустриальной рабочей культуре, сосредоточенной на обработке информации и оказании услуг.

В дополнение к нормам, принятым в обществе, каждая группа людей, в том числе и организация, вырабатывает собственные культурные образцы, которые получили название деловой, или организационной, культуры. Организационная культура не существует сама по себе. Она всегда включена в культурный контекст данного географического региона и общества в целом и испытывает воздействие со стороны национальной культуры. В свою очередь организационная, или корпоративная, культура влияет на формирование культуры подразделений, рабочих и управленческих команд.

Национальная культура - это культура страны или меньшинства в стране; организационная культура - культура корпорации, предприятия или ассоциации; рабочая культура - культура доминирующего вида деятельности общества; культура команды - культура рабочей или управленческой команды.

Культура через экономику определяет ценность и необходимость работы для конкретной группы. В некоторых культурах все члены участвуют в желательной и заслуживающей внимания деятельности, но их членство не измеряется стоимостью работы в денежном отношении; вместо этого подчеркивается роль и значение работы для объединения. Культура определяет условия, возможности и сегментацию профессиональной деятельности.

Материальная и духовная культура

В целом подходы к определению культуры можно разбить на две большие группы: культура как мир накопленных ценностей и норм, как вещный мир находящийся вне человека и культура как мир человека. Последнее также можно разделить на три группы: культура – мир целостного человека в единстве его физической и духовной природы; культура мир духовной жизни человека; культура живая человеческая деятельность, способ, технология этой деятельности. Верно и то и другое. Ибо культура двумерна: с одной стороны, культура – мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей. С другой стороны – качественная характеристика живой человеческой деятельности.

Уже здесь сложно отличить культуру материальную от культуры духовной. Н. Бердяев говорил о том, что культура всегда духовна, но вряд ли стоит оспаривать существование материальной культуры. Если культура формирует человека, то как можно исключить влияние на этот процесс материальной среды, орудий и средств труда, многообразия бытовых вещей? Можно ли вообще формировать душу человека в отрыве от его тела? С другой стороны, как говорил Гегель, на самом духе лежит проклятье быть воплощенным в материальные субстраты. Самая гениальная мысль, если она не опредмечена, умрет вместе с субъектом. Не оставив никакого следа в культуре. Все это говорит о том, что любое противопоставление материального духовному и наоборот в сфере культуры неизбежно относительна. Сложность разграничения культуры на материальную и духовную велика, можно попытаться сделать ее по их влиянию на развитие личности.

Для теории культуры понимания различия культуры материальной и духовной – важный момент. В смысле физического выживания, биологических потребностей, даже в чист практическом смысле духовность избыточна, излишня. Это – своеобразное завоевание человечества, роскошь, доступная и необходимая для сохранения человеческого в человеке. Именно духовные потребности, потребности в святом и вечном утверждают для человека смыл и назначения его бытия, соотносят человека с целостностью мироздания.

Отметим также, что соотношение материальных и духовных потребностей достаточно сложно и неоднозначно. Материальные потребности нельзя просто игнорировать. Прочная материальная, экономическая, социальная поддержка, может облегчить путь человека и общества к развитию потребностей духовных. Но это не главная предпосылка. Путь к духовности – это путь сознательного воспитания и самовоспитания, требующий усилий и труда. Э. Фромм "Иметь или быть?" считает, что само существование духовности и духовной культуры зависит прежде всего от ценностной установки, от жизненных ориентиров, от мотивации деятельности. "Иметь" – это ориентация на материальные блага, на обладание и использование. В противовес этому "быть" - значит становится и созидать, стремиться реализовать себя в творчестве и общении с людьми, найти источник постоянной новизны и вдохновения внутри себя.

Четкой демаркационной линии отделяющей материальное от идеального в человеческой жизни и деятельности установить невозможно. Человек преобразует мир не только материально, но и духовно. Любая вещь имеет наряду с утилитарной и культурную функцию. Вещь говорит о человеке, об уровне познания мира, о степени развития производства, о его эстетическом, а подчас и о нравственном развитии. Создавая любую вещь человек неизбежно "вкладывает" в нее свои человеческие качества, невольно, чаще всего несознательно, запечатлевая в ней образ своей эпохи. Вещь – своеобразный текст. Все созданное руками и мозгом человека несет на себе отпечаток (информацию) о человеке, его обществе и культуре. Разумеется сочетание утилитарной и культурной функций в вещах неодинаково. Причем это отличие не только количественное, но и качественное.

Произведения материальной культуры помимо влияния на духовный мир человека предназначены прежде всего для удовлетворения какой-то иной функции. К материальной культуре относятся объекты и процессы деятельности, главным функциональным назначением которых не является развитие духовного мира человека, для которых эта задача выступает как побочная.