Лирические отступления - это один из стилистических приемов, выражающийся отступлением автора от сюжета произведения. Это авторское размышление, имеющее отношение к написанному, прямое или косвенное. Отступлениями могут быть воспоминания, обращениями писателя к читателям. Чаще всего можно встретить в лирических произведениях.

Для чего нужны?

Роль лирических отступлений важна, т.к. они позволяют посмотреть на произведение под другим углом, увидеть идейный замысел. При помощи них автор как бы "замедляет" развитие событий в повествовании, что дает возможность читателю задуматься о важных жизненных ценностях.

Лирические отступления - это и возможность автора непосредственно общаться с читателями, как бы приоткрывая свои мысли. Так у людей возникает ощущение того, что смогли понять по-настоящему произведение; ощущение того, что писатель поделился с ними чем-то важным.

Лирические отступления - это мысли, наполненные философским смыслом, которые помогают настроить читателей на более серьезное восприятие произведения. Или же они могут отражать гражданскую позицию автора, звучать как призыв к действиям. Эти размышления могут быть и органично вплетены в канву произведения, т.к. связаны непосредственно с самим сюжетом произведения.

Виды лирических отступлений

Они подразделяются на несколько групп:

  • авторские - они могут быть написаны в виде воспоминаний или рассуждений о ценностях;
  • критико-публицистические - писатель ими "комментирует" произведение, рассуждая о том, как можно было бы лучше написать свое творение;
  • разговоры на житейские темы - писатель может выступать в различных ролях, которые могут отличаться в зависимости от его точки зрения;
  • пейзажные - красивые отвлеченные описания природы помогают читателю лучше представить картину описываемого;
  • на гражданскую тему - авторские высказывания о важных исторических событиях.

Отступления в "Евгении Онегине"

Лирическое отступление в романе - это не просто размышления о жизни, писатель при помощи данного приема создает впечатление, что он является непосредственным участником событий. Такие размышления стали отличительным признаком романа "Евгений Онегин". Темы лирических отступлений в данном произведении обширны:

  • Любовная тема - это одна из важных основ самого романа, а для автора - животрепещущая. Для поэта жизнь и любовь - неразделимы.
  • Рассуждения о свободе - отношение к ней у автора менялось на протяжении всего романа: в начале это лишь внешняя сторона жизни, а к окончанию - свобода как состояние души, независимость от общественного мнения.
  • О творчестве - благодаря размышлениям поэта о творческой составляющей романа, у читателя возникает ощущение, что он для Пушкина - друг, который сможет оценить его шутки, который может поддержать любую светскую беседу.
  • Размышления о жизни - это рассуждения о смысле, назначении ее, как она меняется.
  • Природа - простота слога отражает простоту природы России. Большая часть таких описаний дана в восприятии Татьяны и самого поэта.
  • Духовная жизнь русского общества - театральные представления, литература, искусство - это все неотъемлемая часть светских людей, к которым относился Евгений Онегин. Поэтому рассуждения поэта на эту тему органично вплетаются в роман.

Лирические отступления в "Мертвых душах"

Еще одним известным произведением, в котором используется этот стилистический прием, является поэма "Мертвые души". В этих отступлениях писатель размышляет о России, о том, что ее ждет в будущем, об отличительных особенностях русского народа. В "Мертвых душах" их можно разделить на две группы:

  • лирические отступления развернутого плана, в которых автор рассуждает о России и ее будущем;
  • характеристика отдельных особенностей русского народа или черт характера.

Развернутые отступления

  1. О силе русского слова и о том, как талантлив русский народ.
  2. Лирическое отступление о юности и о том, каким было восприятие автора в юношеские годы, которое открывает шестую главу.
  3. Рассуждения о творческой судьбе писателя. В этих отступлениях автор высказывает свои взгляды на творчество.
  4. О любви автора к Руси и о ее будущем - это отступление в 11 главе является, пожалуй, самым известным из всей поэмы. С помощью описания дороги и летящей тройки рисуются картины русской природы. Но самый главный для Гоголя вопрос о том, что будет в будущем с Россией, остается без ответа. И такой открытый финал заставляет читателя самого поразмыслить на тему будущего русского народа.

Другие отступления в поэме

Более короткие размышления позволяют читателю лучше представить образ героев поэмы, в которых можно увидеть слабости человеческого характера. В "Мертвых душах" короткие лирические отступления - это размышления автора о человеческой природе, о причинах каких-либо поступках людей. Они органично вплетаются в поэму, делая ее еще более выразительной, и погружают читателя в мир Чичикова и помещиков. Эти небольшие отступления не философского характера, а больше рассуждения на жизненные темы и о творчестве.

Анализ лирического отступления позволит понять, для чего автор ввел его в том или ином месте произведения. Читатель может порассуждать о том, насколько естественным и уместным оно является. Также во время подробного разбора отступления нужно определить, к какой теме оно относится. Лирическое отступление - это возможность автора стать настоящим участником повествования и общаться с читателем. Такой прием позволяет понять всю глубину творения, расширить границы повествования, чтобы читатель смог увидеть, каким многогранным может быть литературное творение.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Александровская средняя общеобразовательная школа

Роль лирических отступлений

в романе А.С.Пушкина

«Евгений Онегин»

Пачушкина Светлана

Руководитель работы: учитель русского языка и литературы

Пачушкина Елена Алексеевна

п. Александровское

2011 год.

Цель работы:

Раскрыть важность лирических отступлений в поэме А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

и эпохе.

Задачи:

- изучить литературу по данной теме;

- собрать материал, раскрывающий взгляды автора в лирических отступлениях на описываемую эпоху, культуру, язык, взаимоотношения с другими героями произведения.

Идея работы:

Обращение к теме « Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» вызвано тем, что А.С.Пушкин всегда современен. Его произведения актуальны и в наше время, они дают ответы на многие вопросы.

А.С.Пушкин – это национальное достояние. Не знать Пушкина – не знать свой язык, свою культуру, свою Родину.

План работы

1. Творческая история романа. Образ автора в произведении А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Особенности жанра.

2. Лирические отступления в романе. А.С.Пушкина «Евгений Онегин» -

один из важнейших движений текста в раскрытии замысла и героев произведения;

Русская природа в произведении:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…

Временное повествование:

Морозна ночь, всё небо ясно…

Экскурс в русскую историю, изображение Москвы:

Москва…как много в этом звуке

Лирические отступления, посвященные дружбе и любви:

Иных уж нет, а те далече…

Воспитание молодого поколения 19 века:

Все мы учились понемногу

Чему - нибудь и как –нибудь.

4.Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».

Введение

А.С.Пушкин – русский поэт, родоначальник русской литературы, создатель современного литературного языка. Пушкин смог поднять на мировой уровень отечественную литературу.

Роман в стихах «Евгений Онегин» воссоздает образ жизни и духовный состав типического, уклад столичного и провинциального дворянства.

Проблемы цели и смысла жизни – ключевые, центральные в романе, ведь в переломные моменты истории, каковыми стала для России эпоха декабрьского восстания 1825 года, в сознании людей происходит переоценка ценностей. И в такое время высший моральный долг поэта – указать обществу на вечные ценности, дать твердые моральные ориентиры.

Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт Пушкина, его поэтические находки и достижения – и естественно, что он стал одним из самых совершенных в художественном отношении произведений не только А.С.Пушкина, но и всей русской литературы.

У каждого из нас свой Пушкин. Для кого- то Пушкин – сказочник, для кого- то лирик, а для меня он создатель бессмертного произведения «Евгений Онегин».

- 4 –

Творческая история романа в стихах

«Евгений Онегин» - самое значительное творение Пушкина, поглотившее половину его жизни» - так отозвался о романе Герцен. И он, безусловно, прав.

Начало написания романа приходится на южную ссылку в Кишиневе и датируется 9 мая 1823г., но в действительности работа над романом охватывает более ранние сроки. Роман в стихах, рассчитанный на долгие годы писания, свободный и не боящийся противоречий рассказ не только о современных героях, но и духовно-интеллектуальной эволюции автора. В 1820 году, была написана поэма «Руслан и Людмила», которая была первым большим опытом Пушкина в написании эпических произведений. Здесь Пушкин достиг практически всех вершин и возможностей свободной поэтической формы. Окончание работы над «Русланом и Людмилой» совпало с резким недовольством императора поведением и возмутительными стихами Пушкина: речь пошла о Сибири или покаянии в Соловецком монастыре, но по ходатайству друзей и покровителей, Пушкина отправили в южную ссылку.

Встретившись в Екатеринославле с новым начальником и совершив с его разрешения путешествие по Кавказу и Крыму, Пушкин прибывает в Кишинев (сентябрь 1820). Вести о европейских революциях и греческом восстании, контакты с членами тайных обществ, способствовали росту политического недовольства (высказывания, зафиксированные современниками; перед высылкой Пушкин обещал Карамзину не писать «против правительства» два года и слово сдержал).

5 –

Заняв вакансию «первого романтического поэта», Пушкин в кишиневско-одесский период (с июля 1823 служит при новороссийском генерал-губернаторе графе М. С. Воронцове). Он работает в разных жанрово-стилистических традициях. Сложности личного плана, конфликты с Воронцовым, мрачность европейских политических перспектив (поражение революций) и реакция в России, привели Пушкина к кризису 1823-24г. В конце июля 1824 недовольства Воронцова и правительства привели к его исключению из службы и ссылке в родительское имение Михайловское.

На осень 1824 приходится тяжелая ссора с отцом, которому был поручен надзор за поэтом. Духовную поддержку Пушкин получает от владелицы соседнего имения Тригорское П.А. Осиповой, ее семейства и своей няни Арины Родионовны Яковлевой. В Михайловском Пушкин интенсивно работает: прощание с романтизмом происходит в стихотворениях «К морю» и «Разговор книгопродавца с поэтом», поэмой «Цыганы»; завершена 3-я, сочинена 4-я и начата 5-я главы «Евгения Онегина».

В 1830г. Пушкин, давно мечтавший о женитьбе и «о своем доме», добивается руки Н. Н. Гончаровой, юной московской красавицы-бесприданницы. Отправившись вступать во владение имением, подаренным отцом к свадьбе, он из-за холерных карантинов оказался на три месяца заключенным в селе Болдино (Нижегородской губернии). Три месяца были отданы подведению итогов молодости (ее рубежом Пушкин полагал тридцатилетие) и поискам новых путей. Здесь и был завершен «Евгений Онегин».

Жанр «Евгения Онегина» - лиро-эпический роман в стихах. Следовательно, строится он на неразрывном взаимодействии двух

сюжетов: эпического (главные герои Онегин и Татьяна) и лирического (где главный герой – рассказчик). Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в «Кавказском пленнике» А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души», которая стала основной чертой молодого поколения.

Роман «Евгений Онегин» - первый реалистический русский роман. В 1833 году роман был полностью опубликован. Автор произведения изобрел особую строфу написания, которую так и назвал – «онегинской строфой»

За семь лет, в течение которых он создавался, многое менялось и в России, и в самом Пушкине, и все эти перемены нашли свое отражение в романе. Роман создавался по ходу жизни и становился хроникой русской жизни и своеобразной ее поэтической историей.

7 –

Роль лирических отступлений .

Лирическое отступление – это авторская речь в эпическом или лироэпическом произведении, выражающая непосредственное отношение автора к изображаемому сюжету.

Так в романе «Евгений Онегин» композиция «свободного произведения» позволяет включить в него многообразные авторские отступлении: через весь роман проходят лирические воспоминания, связанные с событиями в жизни поэта, обращения к друзьям, к читателю; возникают мысли о ценности человеческой личности.

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором отразился век и современный человек изображён, верно. В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа».

В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событиях, дает характеристики своим героям Евгению Онегину и Татьяне Лариной, Ольге и Ленскому, рассказывает о себе. Так мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о любви и дружбе; что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и личности самого поэта.

8 –

Лирические отступления о родной природе.

Когда – то Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасет мир». Наша современная действительность нуждается в спасении, помочь человеку может только природа. Она дает духовные силы. Одной из важнейших тем авторских отступлений в романе является изображение природы. Именно эта тема помогает понять героев, раскрыть их духовный мир. Татьяна близка поэту тем, что она тонко воспринимает красоту полей, лесов, она «дитя природы»:

Деревня, где скучал Евгений

Была прелестный уголок…

Татьяна жила среди красот русской природы, «где стада бродили по лугам». Казалось бы, Ленский внутренне больше подходит Татьяне, он мог бы понять её: Он рощи полюбил густые,

Уединенье, тишину,

И ночь, и звезды, и луну.

Но Ленский полюбил прелестную и милую внешне Ольгу. А Татьяна чутка, ей приснилось, что Онегин поверг Ленского. Сон оказался пророческим, именно чутье от природы смогло помочь героине заглянуть в будущее.

Здесь есть все времена года: и зима, «когда мальчишек радостный народ коньками режет лед». Автор говорит о том, что в деревне в

зимнюю пору однообразно и скучно «деревня той порой невольно докучает взору», но все же находит и прелесть этого времени года:

9 -

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как – нибудь.

И вот уже трещат морозы

И серебрится средь полей…

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой

И соловей

Уж пел в безмолвии ночей

Карикатура южных зим ,

10-

Мелькнет и нет: известно это,

Хоть мы признаться не хотим

Уж небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

Впервые в русской литературе перед нами предстает деревенский пейзаж среднерусской полосы. Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природой и находится с ним в гармонии. Природа помогает раскрытию характера героев, иногда пейзаж описывается через их восприятие:

В окно увидела Татьяна

Наутро побелевший двор.

Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир. Автор подчеркивает духовную

близость Татьяны с природой.

Татьяна (русская душою, сама не зная почему)

С её холодною красою

Любила русскую зиму.

На солнце иней в день морозный,

И сани, и зарею поздней

Сиянье розовых снегов,

И мглу крещенских вечеров.

Немало А.С.Пушкин обращается к описанию времени суток, наиболее красивой из которых является ночь.

Морозна ночь, все небо ясно;

У ночи много звезд прелестных.

Таким образом, в лирических отступлениях автор смог показать свое отношение к природе среднерусской полосы, через отношения героев к природе раскрыть их сущность и понимание жизни. Читатель смог увидеть духовный мир героев.

12-

Экскурс в русскую историю

Москва – святыня России, ее сердце, не зря недруги всех времен и народов, будь-то татарские, французские или немецкие, пытались захватить город, чтобы остановить жизнь России, стремились остановить и сердце. Для А.С.Пушкина Москва – главное и важное в жизни мексто:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось.

В Москве в жизни поэта произошли два судьбоносных момента: распоряжение царя об окончании ссылки во время коронации царя Николая 1, куда поэт был срочно доставлен в 1826 году и - женитьба А.С.Пушкина, начало новой жизни.

Помещая героев своего романа на фоне Петербурга и русской деревни, создавал как бы энциклопедию русской действительности. Автор не мог не показать героиню в Москве. Описание Москвы приходится на 7 главу романа. А.С.Пушкин приводит к этой главе 3 эпиграфа:

Москва, России дочь любима

Гоненье на Москву! Что значит видеть свет?

Как не любить родной Москвы? (автор Баратынский).

13 –

Сам же А.С.Пушкин признается в любви к Москве чистосердечно:

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Москва, как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Когда в романе описывается приезд Татьяны Лариной в Москву, автор перечисляет достопримечательности города, в том числе Петровский замок. Приезжающим бросились в глаза многочисленные церковные главы, в Москве насчитывалось около 270 церквей, 20 монастырей.

Но вот уж близко. Перед ними

Уже белокаменной Москвы,

Как жар, крестами золотыми

Горят старинные главы.

14 –

Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари… Ларины остановились в приходе церкви святого Харитония. Это место было знакомо А.С.Пушкину по детским воспоминаниям, где он некоторое время жил. Путешествию Лариных по Москве посвящено 5 строф. Татьяна привезена на «ярмарку невест», судьба героини устроится в Москве, как и автора.

Расширяются рамки о Москве Отечественной войной 1812 года:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля…

А.С.Пушкин с патриотизмом пишет о городе:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар.

Читая эти строки, у каждого человека бьется сердце за силу и величие города.

Для меня эти слова связаны с патриотизмом, гордостью за нашу Родину.

15 –

В 7 главе романа А.С.Пушкин воздвиг поэтический памятник городу, а Москва поставила поэту свой, тем самым выразив признательность великому поэту.

Лирические отступления о театре, балете, культуре.

Какие блистательные строки посвящены театру. Живя в городе, Евгений Онегин посещает балы, театры, банкеты. Но постепенно ему наскучила такая жизнь:

В большом рассеянье взглянул –

Отворотился и зевнул.

Из этих строк мы узнаем, как воспитывалась светская молодежь. Но, жизнь молодого светского человека не убила в Онегине чувства, как кажется на первый взгляд, а « только лишь охладила…». Теперь Онегину не интересен театр, балет, чего нельзя сказать об авторе. Для Пушкина Петербургский театр – «волшебный край», о котором он упоминает, находясь в ссылке:

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит…

16 –

Иных уж нет, а те далече…

Выражает восхищение несравненным искусством прославленной Истоминой: «одной ногой, касаясь пола, летит, как легкая пушинка…»

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина…

Смысл жизни автор приобретает в своем предназначении. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве. Жизнь Пушкина немыслима без духовной работы. Именно этому противоположен Онегин. У него нет потребности в работе. Он пытался погрузиться в чтение, но… « труд упорный ему был тошен».

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины.

Став блестящей светской дамой, главная героиня не утратила связь с национальной культурой.

17 –

В ней воссоединилась народная традиция с высокой культурой просвещенного дворянства.

То же самое происходит и с автором, который усвоил и дворянскую, и народную культуру, превратив их в единую национальную. Главная героиня идет от народной традиции к дворянской, автор же, напротив, от дворянской к народной.

Я считаю, что идеалом поэта стала единая культура, сочетающая в себе высокие достижения дворянской образованности и гуманную народную нравственность.

18 -

Лирические отступления о дружбе и любви.

Дружба, благородство, преданность, любовь – качества, всегда высоко ценимые А.С.Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей:

Кого ж любить?

Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Некоторые лирические отступления в романе носят автобиографический характер. Это дает право говорить о том, что роман – история личности самого поэта. А. С.Пушкин - еще один герой произведения.

Творчество, как и любовь в жизни поэта играют большую роль. Он сам признается, что все поэты «любви мечтательной друзья». Поэзия и жизнь автора тесно переплетаются:

Любви безумную тревогу

Я безотрадно испытал.

Блажен, кто с нею сочетал

Горячку рифм; он тем удвоил

Поэзии священный бред…

Роман «Евгений Онегин» - дневник, где поэт выкладывает самое сокровенное. Любовь для автора и Татьяны – огромная, напряженная духовная работа. Для Ленского – необходимый романтический атрибут. Для Онегина любовь – это не страсть, а развлечение, иногда и для автора. Истинное чувство он познает только лишь к концу романа: когда приходит опыт страданий. Онегин, в отличие от романтических героев, непосредственно связан с современностью, с реальными обстоятельствами и людьми 1820 - годов. Автор относится к своему герою с небольшой иронией, чего не скажешь о Ленском. Пушкин не старается широко раскрыть образ Ленского. Автор пытается исключить любую окончательность романа.

19 -

Знакомя читателей с образом Татьяны, автор замечает, что ее имя тесно связано с миром провинциальной жизни, но в тоже время героиня начитанная.

Она воспитана на французских романах. В них она нашла образ Онегина, его романтические таинственные черты.

Таким образом, Татьяна полюбила литературного героя, именно ему написала письмо. После отъезда из деревни героиня попадает в кабинет Онегина. Те книги, которые читал Евгений Онегин, попыталась читать Татьяна, пыталась понять его мир через книги, через пометки на полях.

И начинает понемногу

Моя Татьяна понимать…

Уж не пародия ли он?

И тут позиция автора полностью совпадает с позицией героини: он – не «создатель ада или небес». Татьяна начинает понимать мир Онегина. На протяжении всего романа Татьяна меняется: она научилась сдерживать свои чувства, из провинциальной девушки превратилась в уездную барышню. В романе еще один герой, который меняется на глазах читателя – это автор. Это сближает автора со своей героиней:

Татьяна, милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью;

Ты в руки модного тирана

Уж отдала судьбу свою.

Таким образом, роман А.С.Пушкина – это произведение о возможном, но пропущенном счастье. Трагизм романа состоит в том, что лучшие русские люди не находят счастья в действительности. Сам автор ценит такие качества как дружба и любовь и дорожит ими.

- 20 -

Лирические отступления о воспитании и обучении.

А.С.Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни "золотой дворянской молодежи". Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только "за полдень". Жизнь Евгения "однообразна и пестра": балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы...

А.С.Пушкин учился в лицее, в романе он упоминает годы учебы, своих друзей:

А вижу я, винюсь пред вами,

Что уж и так мой бедный слог.

Пестреть гораздо б меньше мог

Инопланетными словами.

Чему – нибудь и как- нибудь…

Главный герой сравнивается с выдающимися личностями того времени. Читатель понимает, что знания, которыми обладали они (Чаадаев, Каверин) не доступны для Онегина. Герой ниже их уровня, но выше среднего уровня

человека его круга. Поэтому Онегину скучно, и он бежит в деревню:

21 -

Два дня ему казались новы

Уединенные поля,

Прохлада сумрачной дубравы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле…

Но и в деревне герой не находит дело по душе. Единственное, на что хватило Онегина:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил…

Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины…

22-

С помощью лирических отступлений А.С.Пушкин вводит в роман эпоху с ее бытом, с реальными людьми. Автор вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание России.

В романе «Евгений Онегин» насчитывается около 80 лирических отступлений. Они имеют значение, потому что в них раскрывается внутренний мир автора. Лирические отступления – это живое общение автора с героями. Особенность произведения в том, что роман в стихах предполагает авторскую свободу. О свободе А.С.Пушкин говорит в 8 главе романа. Свобода пушкинского произведения - это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями. Такая свобода позволила автору воссоздать историческую картину современного общества, говоря словами В.Г.Белинского написать «энциклопедию русской жизни».

Роман « Евгений Онегин»- особый роман. В нем два пространства. Одно из них реальное. В нем живет автор, который связан с личностью человека и поэта. А.С.Пушкин выступает прототипом автора, который рассказывает о себе, о своей музе, о собственной творческой судьбе. Это реальный роман, он лиричен, потому что в нем главное лицо – поэт. Внутри этого романа помещен « условный» роман с эпическим сюжетом. Автор постоянно с читателями и с героями, свободно размышляет о проблемах общества. Это произведение о русском мыслящем человеке послепетровского времени.

23 -

Библиография

1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. Москва. Художественная литература 1980 год.

2. Марацман В.Г.Роман А.С.Пушкина в школьном изучении. Москва. Просвещение 1983 год.

3. Архангельский А.Н. Русские писатели 19 века. Большой учебный справочник

Москва. Дрофа 2000 год.

4. Керн (Маркова- Виноградова) А.П. Воспоминания о Пушкине. Москва. Сов. Россия 1989 год.

5. Белинский В.Г. Избранные статьи. Ленинград. Лениздат 1979 год.

6. Коровина В. Я. Учебник – хрестоматия по литературе. 9 класс. Москва. Просвещение 2009 год.

7. Ресурсы интернета.

24-

В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил гениальное творение нашего национального поэта. Великий критик писал: "Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...".

Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» столь высока, а содержащиеся в них сведения столь всеобъемлющи, что крупнейший литературный критик В. Г. Белинский сравнил это гениальное произведение о русской жизни с энциклопедией. Кроме того, он же считал это сочинение народным и самым лирическим из всех творений гения русской словесности. Действительно, лирические отступления в романе «Евгений Онегин» полны размышлений и выкладок автора о человеческих взаимоотношениях, об историческом пути России, о поэтическом творчестве, и о многом-многом другом.

Историческое свидетельство эпохи

В «Евгении Онегине» нашли отражения все события русской жизни первой трети позапрошлого века. А. С. Пушкин работал над своим произведением с 1823 по 1931 годы, а в романе описаны события, произошедшие с 1819 по 1925 годы. Кто не знаком с этим величайшим шедевром мировой литературы, кто не знает на зубок его сюжет и героев? Цитаты из романа вошли в повседневный язык. Прелести этому произведению добавила и гениальная музыка П. И. Чайковского из одноименной оперы. О популярности романса Ленского перед дуэлью говорить не приходится. И каждый русский знает знаменитые строки, посвященные Москве. Поэтому великий литературный критик и назвал это произведение народным - он не написан для узкого круга эстетов.

Отступления - источник сведений

Но знаменитым роман в стихах сделала не простая история любви, так прекрасно описанная автором, а именно лирические отступления. В романе «Евгений Онегин» девять глав. Многие жители старшего поколения знали наизусть начала почти каждой главы, а первую знать целиком вообще считалось чем-то замечательным. И уже в ней читатель сталкивается с первыми несюжетными элементами произведения. Это и воспоминания о его любви к с семьей которой он был дружен, находясь в ссылке в Одессе, и рассуждения о русском балете, его репертуаре, о таланте о театральных нравах, о публике. Александр Сергеевич называет имена всех крупных представителей литературы и искусства того времени.

В первой главе А. С. Пушкин рассказывает о жизни и нравах Санкт-Петербурга, высшего света столицы, к которому принадлежал молодой красавец Евгений Онегин. Роль лирических отступлений в романе переоценить трудно. Всего их 27 и чуть меньше 50 лирических вставок. Именно в них дан срез общества того времени - подробно рассказано, как одевались люди всех сословий, что ели, о чем судачили, что читали или не читали вообще. Первая глава полностью посвящена главному герою, рассказывает о том, кто был отец, как он проматывал состояние, какое образование получил Онегин, с каким восторгом он вошел в свет и как спустя некоторое время нравы и образ жизни представителей высшего общества опротивели герою произведения. Попутно с сюжетной линией имеется достаточно отступлений, в которых А. С. Пушкин выражает свое отношение ко всему, с чем сталкивается молодой дворянин. Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» высоко ценили как современники поэта, узнавая в них себя, так и все последующие поколения, благодарные автору за столь ценные сведения.

Историческое полотно

Почему характеризует роман как исторический, если в нем отсутствуют исторические личности и события? Потому что именно в отступлениях А. С. Пушкин яркими и точными красками рисует картину жизни страны, победившей объединенную армию Европы под руководством Наполеона. Автор касается абсолютно всех тем, в том числе и экономики - он рассказывает о крепостничестве и налогообложении крестьян.

Это интересно, потому что действие романа заканчивается годом декабрьского восстания. Высоко оценена роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин» в том числе и потому, что из них становятся известны мелкие подробности, складывающиеся в общую картину крепостнической России. Даже добрейшая сельская помещица, мать Татьяны Лариной, заставляла девушек, убирающих клубнику, петь песни, чтобы они не могли съесть ни одной ягодки. А Евгений Онегин, о котором с симпатией отзывается автор, по приезде в село заменил непосильные налоги легким оброком. Кто-то из исследователей романа даже предположил, что впоследствии главный герой станет декабристом.

Любимая героиня

Все симпатии автора на стороне главной героини. Если восторженного Ленского и даже Онегина, с которым был А. С. Пушкин дружен, он описывает с легкой иронией, то «милой» Татьяне в романе отводятся только теплые или восторженные строки. Именно с ней связаны те лирические отступления в романе А. С Пушкина «Евгений Онегин», которые посвящены русской природе. Автор проводит аналогии между простым и прямым нравом главной героини и горячо любимой Пушкиным в любое время года русской природой. Он говорит, что Татьяна любит зиму, и тут же идет прекрасная зарисовка зимнего дня, деревенских мальчишек, катающихся с горки, деревьев в снегу, яркого солнца. Все это написано таким изумительным языком, что картинка просто оживает, и кажется, вот-вот пахнет морозцем. Глубокий знаток жизни, тонкий наблюдатель, автор считал, что русский человек неразрывно и гармонично связан с природой, которой в произведении отведено очень много места.

Автор - один из героев романа

Рассуждения на тему природы читатель встречает на протяжении всего шедевра, название которому - «Евгений Онегин». Роль лирических отступлений в романе значительна еще и тем, что Пушкин, рассказывая о чем-либо, делится с читателем своими взглядами на этот предмет или явление, высказывает свою точку зрения. Надо отметить, что беседа автора с читателем проходит в непринужденной форме, а произведение написано изумительным языком, который близок и понятен жителям XXI века, и поэтому читается легко и свободно. Постепенно, благодаря отступлениям, автор становится одним из главных героев произведения. Перед нами возникает образ человека эрудированного, мудрого и бесконечно любящего Россию.

Великий преобразователь

Необходимо отметить, что это произведение было и новаторским, и единственным в своем роде - и в этом большая роль лирических отступлений. В романе «Евгений Онегин» всё, что не касается основной сюжетной линии, все сведения о нравах, чувствах, взаимоотношениях людей, судьба народа - все, что делает это творение гения уникальным, все это сведения содержатся в отступлениях. Сам А. С. Пушкин говорил о «дьявольской разнице» между крупными литературными формами, написанными в стихах и прозе. Но чтобы роман в стихах читался с такой легкостью, история настоящей, большой любви так плавно разворачивалась, так захватывала читателя, да еще при всем при этом присутствовала такая познавательная составляющая - ничего подобного не было ни до, ни после этого произведения. Гениальное, ни с чем не сравнимое творение стоит особняком. В связи с вышесказанным, необходимо признать громаднейшую роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин». Пушкин А. С. был великим реформатором литературных форм, талантливым преобразователем русского языка. И в описываемом произведении этой теме отводится довольно места. Пушкин даже иронизирует о трудностях правописания, говоря о том, что как прекрасные губы невозможно представить без улыбки, так и русский язык без Автор «Евгения Онегина» сделал литературный язык народным. Отступления в этом романе занимают наибольшее место и придают ему философскую глубину. Диапазон их так обширен, что даже в XXI веке понятна справедливость слов В. Г. Белинского об энциклопедичности произведения. Действительно, в отступлениях содержатся сведения о русской жизни от A до Я.

1. Роль лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Специалисты насчитывают в романе Пушкина «Евгений Онегин» двадцать семь лирических отступлений и пятьдесят разнотипных лирических вставок. Некоторые из них занимают всего лишь одну строчку. Враги его, друзья его (это может быть, одно и тоже). Его чистили так и сяк. Другие весьма обширны, а если их соединить, то они по своему объему образуют две самостоятельные главы.

«Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница» - так сообщал А.С. Пушкин о начале работы над «Евгением Онегиным», подчеркивая его нетрадиционность. Поэтическая речь предполагает определенную авторскую свободу, именно поэтому в восьмой главе автор называет свой роман в стихах «свободным».

Свобода пушкинского произведения – это прежде всего непринужденная беседа автора с читателями, выражение авторского «я». Такая свободная форма повествования позволила Пушкину воссоздать историческую картину современного ему общества, говоря словами В.Г. Белинского, написать «энциклопедию русской жизни».

Одной из важнейших тем авторских отступлений в «Евгении Онегине» является изображение природы. На протяжении всего романа перед читателем проходит и зима с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, и весна – «пора любви». Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», и несомненно, он не оставляет без внимания любимую осень.

Пейзаж существует в романе наряду с персонажами, что дает возможность автору характеризовать их внутренний мир через отношения к природе. Подчеркивая духовную близость Татьяны с природой, автор высоко оценивает нравственные качества героини. Порой пейзаж предстает читателю таким, каким его видит Татьяна: «…она любила на балконе предупреждать зари восход», «…в окно увидела Татьяна поутру побелевший двор».

Нельзя не отметить авторские описания быта и нравов общества того времени. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодежь, перед ним даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде, привлекает внимание остротой наблюдения.

Какие блистательные строки посвящены театру. Драматурги, актеры … Мы словно сами попадаем в этот «волшебный край», где блистал Фонвизин, друг свободы, и переменчивый Княжнине, «видим летящую, как пух от уст Эола», Истомину.

Некоторые лирические отступления в романе носят прямо автобиографический характер. Это дает нам право говорить о том, что роман – история личности самого поэта, личности творческой, мыслящей, неординарной. Пушкин - и создатель романа, и его герой.

«Евгений Онегин» писался Александром Сергеевичем на протяжении семи лет в разные времена, при разных обстоятельствах. В поэтических строках описывают воспоминания поэта о днях, «когда в садах Лицея» к нему стала «являться Муза», о вынужденном изгнании («придет ли час моей свободы?»). Заканчивает поэт свое творение печальными и светлыми словами о прожитых днях и ушедших друзьях: «Иных уж нет, а те далече…»

Словно с близкими людьми делится Пушкин с нами, читателями, размышлениями о жизни:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

Но грустно думать, что напрасно

Была нам молодость дана…

Поэта беспокоит своя поэтическая судьба и судьба своего творения:

Быть может, в Лете не потонет

Строфа, слагаемая мной;

Быть может (лестная надежда!),

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был Поэт!

Выразились в лирических отступлениях и литературные пристрастия Александра Сергеевича, его творческая позиция, реализованная в романе:

…просто вам перескажу

Преданья русского семейства,

Любви пленительные сны

Да нравы нашей стороны.

Дружба, благородство, преданность, любовь качества, высоко ценимые Пушкиным. Однако жизнь сталкивала поэта не только с лучшими проявлениями этих нравственных ценностей, поэтому и возникли такие строки:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит на один? –

Герои романа словно «добрые приятели» его создателя: «Я так люблю Татьяну милую мою», «Сноснее многих был Евгений», «…я сердечно люблю героя моего». Автор не скрывает своей привязанности к героям подчеркивает свою разность с Онегиным, чтобы «насмешливый читатель» не упрекнул его в том, что «намарал» он свой портрет. Трудно согласится с Пушкиным. Его образ живет на страницах романа не только в его героях.

Поэт говорит с нами строками лирических отступлений, и мы, его потомки, имеем уникальную возможность через века беседовать с Пушкиным.

Александр Сергеевич вложил в роман свой ум, свою наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свое знание людей и России. Он вложил в него свою душу. И в романе, может быть, больше, чем в других его произведениях, виден рост его души. Как сказал А. Блок, творения писателя – «внешние результаты подземного роста души». К Пушкину, к его роману в стихах «Евгений Онегин» это применено в самой полной мере.

Осенней дороге. И в общей настроенности авторского монолога, и в быстро сменяющихся картинах ясно ощущается намек на образ птицы-тройки, от которого это лирическое отступление отделено большой главой, посвященной похождениям Чичикова. Рассказ о главном герое поэмы завершают авторские высказывания, представляющие резкие возражения тем, кого может шокировать как главный герой, так и поэма в целом, ...

Гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился...

Верно, У вас изменятся безмерно... Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют... и т. д. Именно тем дороги - вторая важнейшая тема “Мертвых душ”, связанная с темой России. Дорога - образ, организующий весь сюжет, и себя Гоголь вводит в лирические отступления как человека пути. “Прежде, давно, в лета моей юности... мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту... Теперь...

Беллинский назвал роман “энциклопедией русской жизни”. И это действительно так. Энциклопедия – это приведенное в систему обозрение, как правило от “A” до “Я”. Таковым и является роман “Евгений Онегин”: если внимательно просмотреть все лирические отступления, то мы увидим, что тематический диапазон романа развернут от “A” до “Я”. В восьмой главе автор называет свой роман “свободным”. Эта свобода – ...

Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в русской литературе, в котором

«отразился век и современный человек изображен довольно верно». А.С. Пушкин работал над романом с 1823 по 1831 годы.

В этом произведении автор свободно переходит от сюжетного повествования к лирическим отступлениям, которые прерывают ход «свободного романа». В лирических отступлениях автор сообщает нам свое мнение по поводу тех или иных событий, дает характеристики своим героям, рассказывает о себе. Так, мы узнаем о друзьях автора, о литературной жизни, о планах на будущее, знакомимся с его размышлениями о смысле жизни, о друзьях, о любви и многом другом, что дает нам возможность составить представление не только о героях романа, о жизни русского общества того времени, но и о личности самого поэта.

С первыми лирическими отступлениями мы встречаемся уже в первой главе романа А.С. Пушкина. Автор описывает Евгения Онегина и показывает свое отношение к немую

«Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты.»

Пушкин и себя причисляет к поколению Евгения Онегина. В начале романа Онегин рисуется еще без злой иронии, разочарованность в свете сближает его с автором: «я был озлоблен, он угрюм», - и заставляет читателей испытывать к нему симпатию: «мне нравились его черты». Пушкин подмечает те черты, которые роднят его с героем: внимание к внешности: «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»,-и дамам на балах, но в тоже время он всегда «рад заметить разность» между ними и просит читателя не отождествлять их. Но в отношении к природе Пушкин и Онегин не похожи друг на друга. Пушкин видит в природе источник вдохновения и положительных эмоций:

«Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины»

И тут же Пушкин отмечает:

«Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душою

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.»

Все истинно русское, считает Пушкин, неразрывно связано с природным началом, находится в полной с ним гармонии.

Столь же трепетное отношение к красотам природы мы видим и у духовно близкой поэту героини Татьяны Лариной. Именно в природе она находит душевное успокоение. Так, уезжая в Петербург,

«Она, как с давними друзьями,

С своими рощами, лугами

Еще беседовать спешит.»

И попав в «шум блистательных сует», более всего тоскует о «жизни полевой». Так, автор рисует свою героиню «русскою душою», несмотря на то, что та «выражается с трудом на языке своем родном». Татьяна «верила преданьям старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаньям луны».

Лирические отступления обычно связаны с сюжетом романа, но есть и такие, в которых Пушкин размышляет в своей судьбе:

«Весна моих промчалась дней

(Что шутя твердил доселе)?

И ей ужель возраста нет?

Ужель мне скоро тридцать лет?»,- об образе жизни поэта:

«Я с вами знал

Все, что завидно для поэта:

Забвенье жизни в бурях света,

Беседу сладкую друзей»

Пушкин рассказывает в лирических отступлениях о замысле романа:

Промчалось много, много дней

С тех пор, как юная Татьяна

И с ней Онегин в смутном сне

Явилися впервые мне-

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал».

В лирических отступлениях А.С. Пушкина мы узнаем многое о самом поэте, его отношении к героям романа, к жизненному укладу того времени. Эти отступления позволяют ярче, понятнее представить образ поэта.