Подробности Опубликовано 26 Май 2014

Литературная игра-викторина «Кто умнее всех?»

Участники:

Ведущая, класс игроков.

Предварительная подготовка.

Из листка цветной бумаги нарезаются квадратики произвольного размера. Всего потребуется несколько десятков подобных квадратиков. Каждый игрок, давший правильный ответ на вопрос ведущего, получает в качестве поощрения такой квадратик. В конце игры ребята проводят подсчет квадратиков, и тот, кто набрал их наибольшее количество, становится победителем игры. Поскольку игра состоит из двух частей, то лучше будет, если учитель запасется квадратиками двух разных цветов - для первого и второго туров.

Примечание.

Предлагаемый сценарий можно использовать для проведения не одного, а двух и даже трех мероприятий, поскольку каждый из разделов соревнования содержит большой резерв игрового материала.

Ведущая.

Ребята, сегодня мы проведем с вами веселую игру под названием «Кто умнее всех», где вы должны будете вспомнить некоторых героев популярных детских книжек - то, как их звали, где они жили, и в какие приключения попадали. Только не спешите делать скучные лица. Все задания в этой игре вовсе не будут для вас трудными. Наоборот, я думаю, что вы станете их выполнять с улыбкой. Игра будет проходить так: я задаю вопрос, и тот, кто первым поднимет руку и даст при этом правильный ответ, получит от меня вот такой квадратик из бумаги. А наблюдать за тем, кто поднял руку первым, а кто вторым и так далее, будут мои помощники (представляет помощников). А в конце игры мы подсчитаем, кто сколько квадратиков набрал. Кто сумеет дать наибольшее число правильных ответов, тот получит больше квадратиков, тот и окажется победителем. Давайте начнем нашу игру с самых легких заданий.

Вот первое задание.

Надо дополнить имя литературного героя. Например, я говорю слово «баба», а вы должны закончить - «Яга», я говорю «папа», а ваш ответ - «Карло». И так далее -понятно условие игры? Тогда начнем. За каждый верный ответ вы будете получать поощрительную карточку. (Поочередно называет слова, к которым ребята должны назвать недостающую литературную «пару») .

  • Муха (цокотуха, горюха),
  • курочка (ряба),
  • лисичка (сестричка),
  • конек (горбунок),
  • сивка (бурка),
  • Иванушка (братец, дурачок),
  • дядя (Федор, Степа),
  • крокодил (Гена),
  • доктор (Айболит),
  • акула (каракула),
  • попугай (Карудо (Кеша и пр.)),
  • собака (Авва),
  • свинка (Хрю-хрю),
  • обезьяна (Чи-чи),
  • разбойник (Бармалей (Соловей),
  • Карабас (Барабас),
  • царь (Салтан, Горох, Дадон),
  • Али (Баба),
  • Илья (Муромец),
  • Винни (Пух),
  • Кристофер (Робин),
  • Железный (Дровосек),
  • питон (Каа),
  • тигр (Шерхан),
  • пантера (Багира),
  • Кощей (Бессмертный).

Ведущая.

А теперь - второе задание.

Давайте вспомним, чем нам нравятся сказки? Наверное, тем, что в сказках могут оживать и разговаривать с нами самые необычные персонажи - животные, куклы, деревья, цветы и даже соломенные чучела. Вот сейчас вам надо будет вспомнить, какой из персонажей носил следующее имя.

  • Рикки-Тикки-Тави (мангуст),
  • Винни-Пух (плюшевый медвежонок),
  • Буратино (деревянный человечек),
  • Мойдодыр (умывальник),
  • Страшила (соломенное чучело),
  • гадкий утенок (лебедь),
  • Малыш (мальчик),
  • Гена (крокодил),
  • маркиз Карабас
  • (сын мельника),
  • Суок (девочка),
  • Тянитолкай (невиданный зверь с двумя головами),
  • Ослиная Шкура (принцесса),
  • Матроскин (кот).

Третий этап игры похож на предыдущий, где вы угадывали, кем являлся названный герой. Он называется «Человек - не человек». И теперь вам предстоит вспомнить, человеком или еще каким-нибудь существом был названный герой. Только этот этап игры еще носит своеобразное название «Молчанка». Вам не надо давать вслух ответа на мой вопрос. А следует только кивнуть головой, если герой человек, это значит, что вы согласны с тем, что этот герой - человек. А если этот герой - не человек, вам надо хлопнуть в ладоши. Запомнили? Если это человек - кивните головой, ели нет - хлопните в ладоши, будьте внимательны. Итак, быстро вспоминаем и показываем условными знаками, кто такой:

  • Авва (не человек),
  • Пятачок (не человек),
  • царь Дадон (человек),
  • мама девочки Элли (человек),
  • Сивка-Бурка (не человек),
  • Мышиный король (не человек),
  • синьор Помидор (не человек),
  • гимнаст Тибул (человек),
  • Али-Баба (человек),
  • Оле-Лукойле (не человек),
  • Илья муромец (человек),
  • Багира (не человек),
  • крошка Ру (не человек),
  • пудель Артемон (не человек),
  • Маугли (человек).

Первая часть нашей игры подошла к концу. Теперь я прошу подсчитать, кто сколько талончиков набрал. Три человека, которые набрали наибольшее число талончиков, становятся лидерами. Им предстоит участвовать во второй части нашей игры, где и выявится ее настоящий победитель. За свои правильные ответы лидеры тоже будут получать талончики, только другого цвета, чтобы не спутать их с призами за первую часть игры.

Итак, вторая часть игры, которая называется «Игра с лидерами».

Задания второй части будут похожи на задания первой части, только чуть посложнее. И вторая часть, как и первая, будет состоять из нескольких этапов.

Первый этап игры - «Место жительства» - угадайте, где жили герои разных книг:

  • Карлсон (на крыше),
  • Винни-Пух (на Пуховой опушке),
  • дядя Федор (в деревне Простоквашино),
  • Незнайка (в Цветочном городе),
  • Муми-тролли (в долине Муми-троллей),
  • Маугли (в джунглях),
  • волшебник Гудвин (в Изумрудном городе),
  • Щелкунчик (в городе Конфетенбурге),
  • девочка по имени Яло (в Королевстве Кривых зеркал),
  • Тянитолкай (в Африке),
  • Маленький Принц (на звезде),
  • Белый кролик и Чеширский кот (в стране Чудес).

Второй этап - «Начало книжки».

Угадайте название книги по ее началу. Вам надо выслушать начальную фразу из книги и вспомнить ее название.

  • «Было семь часов знойного вечера в Сионийских горах, когда Отец Волк проснулся после дневного отдыха» (Р. Киплинг, «Маугли»).
  • «В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон». (А. Линдгрен, «Малыш и Карлсон»).
  • «За горами, за лесами,
    За широкими морями,
    Не на небе, на земле
    Жил старик в одном селе». (П. Ершов, «Конек-горбунок».).
  • «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А. Волков, «Волшебник Изумрудного города»).
  • «Давным-давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Сизый Нос». (А. Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино».).
  • «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверек. Звали его Чебурашка». (Э. Успенский, «Крокодил Гена и его друзья».).
  • «В одном сказочном городе жили коротышки». (Н. Носов, «Приключения Незнайки и его друзей»).
  • «Одеяло убежало.
    Улетела простыня,
    И подушка, как лягушка,
    Ускакала от меня». (К. Чуковский, «Мойдодыр».).
  • «У одних родителей мальчик был. Звали его дядя Федор». (Э.Успенский, «Дядя Федор, пес и кот»).
  • «Три девицы под окном
    Пряли поздно вечерком». (А. С. Пушкин, «Сказка о царе Саптане, о сыне его, славном и могущественном богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
  • «Жил-был доктор. Он был добрый». (К Чуковский, «Доктор Айболит»),
  • «Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было». (Ю. Олеша, «Три толстяка»).
  • «Однажды мы гуляли во дворе - Аленка, Мишка и я». (В. Драгунский, «Заколдованная буква»).
  • «Жил-был поп
    Толоконный лоб». (А. С. Пушкин, «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
  • «Знаешь ли ты, сколько месяцев в году? Двенадцать. А как их зовут?» (С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).
  • «Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя». (П. Бажов, «Серебряное копытце»).
  • «Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко». (В. Катаев, «Дудочка и кувшинчик»).
  • «Жила когда-то королева, у которой родился сын, такой безобразный, что долгое время сомневались - человек ли он». Ш. Перро, «Рике с хохолком»).
  • «Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря». (А. С. Пушкин, «Сказка о золотой рыбке»).
  • «Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков». (Г.-X. Андерсен, «Стойкий оловянный солдатик»).

Третий этап - «Кошечки и собачки».

В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названной мною книги, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно.

  • «Малыш и Карлсон, который живет на крыше». (Собака Бимбо).
  • «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
  • «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
  • Русская народная сказка «Репка» (Собака Жучка и кошка Мурка).
  • «Доктор Айболит» (Собака Авва).
  • Русская народная сказка в обработке В. И. Даля «Снегурочка» (Собака Жучка).
  • «Белолобый» (Собака Белолобый).
  • «Кот в сапогах» (Кот).

Теперь давайте подсчитаем, кто из лидеров набрал большее число карточек за правильные ответы, тот и будет победителем в нашей литературной игре.

См. также:

Специалист по раскрытию уголовных преступлений и литературное произведение, посвященное раскрытию преступлений

Русская мера веса и персонаж «Золотого теленка»

Яркое представление, зрелище и английский писатель, лауреат Нобелевской премии

Единовременная субсидия, присуждаемая научному или творческому коллективу или отдельному исполнителю и капитан произведения Жюля Верна

Книжная единица собрания сочинений и имя героя Марка Твена

Изгиб берега и персонаж пьесы М. Горького « е»

Ответы:

1. Переплет

2. Произведение

3. Гипербола

4. Канва

5. Дневник

6. Выдержка

7. Стопа

8. Драма

9. Глава

10. Детектив

11. Фунт

12. Шоу (Бернард)

13. Грант

14. Том

15. Лука

Литературная викторина

Вопросы:

1. Составитель известного сборника «Народные русские сказки», разработавший международную классификацию сказок

2. Русская сказка, написанная в XIX веке по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица»

3. Писатель, придумавший героев с именами Винтик и Шпунтик

5. Финская писательница, придумавшая сказочных муми-троллей

6. Английский писатель, придумавший хоббитов

7. Популярная русская народная сказка с тремя покушениями на убийство и одним убийством

8. Единственная героиня сказки «Репка», имя которой нам известно

9. Сказочный персонаж, лезущий вон из кожи

10. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать?

11. Верно ли, что А.С. Пушкин родился в MDCCXCIX, а умер в MDCCCXXXVII году?

12. По подсчетам ученых, герои произведений Шекспира произносят это слово 2259 раз. Что это за слово?

13. Сколько человек скрывалось под псевдонимом Козьмы Пруткова?

14. Инициалы какой русской поэтессы состоят из трех букв «А»?

15. Он – критик, она – ... Кто?

Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?

17. Имя какой героини романа Л.Н. Толстого одинаково читается как слева направо, так и справа налево?

«Ее поэты сочиняют,

Царям, героям посвящают».

«Составитель словарей

Для больших и для детей».

Ответы :

1. А.Н.Афанасьев

2. «Морозко»

3. Н. Носов

4. Э. Гофман

5. Туве Янсон

6. Джон Толкиен

7. Колобок

8. Жучка

9. Царевна-лягушка

10. Сказочную шапку-невидимку

11. Да, годы его жизни в арабской записи – 1799-1837

12. Любовь

13. Четыре: А.К. Толстой + три брата Жемчужниковых – Алексей, Владимир и Александр Михайловичи

14. Ахматова Анна Андреевна

15. Критикесса

16. Нисколько:)

17. Анна Каренина

18. Ода

19. В. Даль

Перестановка букв

Вопросы:

(Переставьте буквы так, чтобы получились литературные термины, имена писателей или имена персонажей.)

ТОРБА → Б _ _ _ _ (Русская детская поэтесса)

КРЕН → К _ _ _ (К кому обращался А.Пушкин в стихотворении «Я помню чудное мгновенье...»)

ОПЕР → П _ _ _ (Старинный инструмент писателя)

НЕРВ → В _ _ _ (Известный писатель-фантаст)

РИНГ → Г _ _ _ (Русский писатель)

ОВАЛ → А _ _ _ (Псевдоним Н.В. Гоголя)

МОНЕ → Н _ _ _ (Капитан из книги Жюля Верна)

КОРТ → К _ _ _ (Один из женихов Дюймовочки)

УКОС → С _ _ _ (Героиня сказки «Три толстяка»)

СИЛА → Л _ _ _ (Известная героиня басен И. Крылова)

ТЬМА → М _ _ _ (Известный роман М. Горького)

СТОПА → О _ _ _ _ (Имя сына Тараса Бульбы.)

ЕРУНДА → Н _ _ _ _ _ (Чилийский поэт по имени Пабло)

СТОПОР → П _ _ _ _ _ (Один из знаменитых мушкетеров)

АЛГЕБРА → Б _ _ _ _ _ _ (Фамилия бухгалтера из романа «Золотой теленок» И. Ильфа и Е. Петрова.)

ТОВАР → А _ _ _ _ (Создатель литературного произведения)

АТЛАНТ → Т _ _ _ _ _ (Выдающиеся способности творческой личности)

ФИРМА → Р _ _ _ _ (То, что ищут поэты)

ОС НЕТ → С _ _ _ _ (Вид стихотворения)

Я ЗОЛ → З _ _ _ (Известный французский писатель-классик)

РАК НЕМ → К _ _ _ _ _ (Известная новелла П. Мериме)

ПА + СТЕНА → А _ _ _ _ _ _ (Стихотворный размер)

МРАК + ЗИНА → К _ _ _ _ _ _ _ (Российский писатель и историк)

МАК + ШАР → М _ _ _ _ _ (Советский детский поэт)

РАК + СЛОН → К _ _ _ _ _ _ (В меру упитанный персонаж)

Ответы:

1. Барто А.

2. Керн А.

3. Перо

4. Верн Жюль

5. Грин А.

6. Алов

7. Немо

8. Крот

9. Суок

10. Лиса

11. «Мать»

12. Остап

13. Неруда

14. Портос

15. Берлага

17. Талант

18. Рифма

19. Сонет

20. Золя

21. «Кармен»

22. Анапест

23. Карамзин Н.

24. Маршак С.Я.

25. Карлсон

Шарады

Вопросы:

«Мой первый слог растет в дубраве,

Немного помочь мне в решенье шарады.

И чтобы начальный открылся нам слог,

Сто гонщиков мчат по петле Тур-де Франса,

От тяжкой работы намокла спина.

У лидера желтого цвета она.

Теперь же, друзья, напишите в ответе,

О чем сладко пел Робертино Лоретти?

Начальный слог душою чист,

Он самый первый утопист.

Ну а второй– живет в земле

И на компьютерном столе.

Теперь задание готово:

Снасть в арсенале рыболова.

Первый слог простой вполне:

Это битва на войне.

Не сложнее слог второй:

То пушистый Васька мой.

Шарады сладостный напев

Нас увлекает в лес дремучий:

Один – среди густых дерев,

Второй – и серый, и колючий.

А главный – чистый криминал,

Хоть не убийство и не кража.

Кто оба слога угадал,

Легко их в это слово свяжет.

В дневнике увидишь редко

Этот самый низший балл:

Эту школьную отметку

Я нечасто получал.

Заключением, по сути,

Может быть предмет любой:

Это то, что в институте

Прочитают нам с тобой.

Симбиоз их будет ярок:

И собрание картин,

И альбом красивых марок,

И набор старинных вин.

Первый – выигрыш приятный,

А второй ползет обратно.

От начала до конца –

Дух зловещий мертвеца.

Первый слог уже привычно

Соткой мы зовем обычно.

Слог второй – искусство танца.

В сумме – древний лук китайца.

Первый слог: я словно в сказке, –

Царство танца, роскошь зал;

Александр Андреич Чацкий

С корабля сюда попал.

На вторую часть шарады

Ставит карточный игрок.

А теперь поставим рядом

Слог второй и первый слог.

Напряжем мозги немножко:

Часть квартиры за окошком.

Первый слог – дремучий лес:

Сосны, ели до небес;

Слог второй – стихотворенье,

Славословье, восхваленье.

У того она бывает,

Кто берет и отпускает.

Но у женщин – никогда.

Что же это? …

Первый по морскому дну

Убегает в глубину,

Разбивая в брызги пены

Изумрудную волну.

А вторая часть – как раз

То же самое, что глаз.

Совмещая оба слога,

Что получится у нас?

Мы ответ найдем легко,

Если выпьем … !

Ответ найти не будет трудно:

В начале – маленькое судно;

За ним – Америки туземцы,

Средневековые индейцы,

Которых вытеснили в горы

Испанские конкистадоры.

Шарады этой склеив слоги,

Идите смело по дороге.

Совместите воедино

Две рабочие скотины.

Первый смерть принес Олегу,

А у Трои – славу греку.

Зверь второй живет в Тибете

И летает, словно ветер.

Двух имен подобье слитка

Даст название напитка.

Сначала выберу умело

Геометрическое тело,

Затем крупы насыплю в банку

И заведу свою …

Ответы :

1. Дуб + Ров + С + Кий = Дубровский

2. Бондарчук

4. Мормышка

5. Бойкот

6. Грабеж

7. Коллекция

8. Призрак

9. Арбалет

10. Балкон

11. Борода

12. Молоко

13. Ботинки

14. Коньяк

15. Шарманка

Соколовская Инна Владиславовна, педагог – библиотекарь МБОУ Тацинская СОШ № 3. Ростовская область
Описание материала: Предлагаю вам литературную викторину по книгам советских писателей. Материалом для составления литературной викторины послужили литература по программе и рекомендуемая для внеклассного чтения в начальной школе.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателей.
Оборудование: Выставка книг

Литературная викторина «По страницам детских книг»

1. В рассказе А.И. Куприна «Слон» имя нарядной куклы, о которой ее хозяйка сказала «Она очень добрый ребенок, но немножко капризна и не хочет, есть суп»
- Соня.
2. Любимое слово Емели, которое он всегда произносил, отказываясь от работы
в русской народной сказке «По щучьему велению».
- Неохота.
3. Кличка собаки, принадлежавшей тете Наташе в рассказе Н. Носова «Дружок» из сборника рассказов «Фантазеры».
- Дианка.
4. Название материка, у берегов которого произошли события в рассказе Л.Н. Толстого «Акула»
- Африка.
5. Какую должность отец прославленной Шахерезады занимал при дворе царя Шахрияра в рассказе «О царе Шахрияре и его брате» в сборнике арабских народных сказок «Тысяча и одна ночь».
- «Везирь» (визирь).
6. Ее больше всех на свете боялся Железный Дровосек в повести сказке А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
- Вада
7. На них дедушка - мороз «дышит» и «узоры пишет» в стихотворении С.Д. Дрожжина «В крестьянской семье».
- Окна.
8. Куда комар впился поварихе, после чего та «побледнела, обмерла и окривела» в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
- Глаз.
9. «Цветочное» имя улыбчивой мышки, работавшей «дежурным директором» гостиницы в Солнечном городе в романе – сказке Н. Носова «Приключение незнайки»
- Лилия.
10. Чудесное лекарство, с помощью которого доктор Айболит моментально вылечил шею обезьяне Чичи в сказке «Доктор Айболит»
- Мазь
11. Какое блюдо было бы приготовлено из щуки, если бы она не умела говорить человеческим языком в русской народной сказке «По щучьему велению»
-Уха.
12. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость в сказке А.Н. Толстого повесть – сказка «Золотой ключик; или Приключения Буратино».
- Чулан.
13. В это животное Незнайка превратил «книгоглотателя» Листика с помощью волшебной палочки в романе – сказке Н. Носова «Приключения Незнайки».
- Осел.
14. То, что получил старший сын в наследство от отца в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах».
- Мельница.
15. Что устраивают в русских сказках знатные люди в честь свадьбы или победы над врагом?
- Пир.
16. Он чудный, цветущий – приснился главному герою стихотворения И.З. Сурикова «Детство».
- Сад.
17. Как в русской народной сказке «Никита Кожемяка» названо жилище змея – людоеда.
- Берлога.
18. Какое дерево в лесу со всего плеча рубил Данил в русской народной сказке «Изумрудное кольцо».
- Дуб.
19. Что просили купить отца в городе две умные дочери из русской народной сказки «Наливное яблоко – золотое блюдечко»?
- По шелкутневому сарафану.
20. Как звали младшего сына в русской народной сказке «Три царства – медное, серебряное и золотое».
- Ивашко Запечник.
21. Как зовут мальчика, мама которого работает инженером в стихотворении С. Михалкова « А что у вас»?
- Толя.
22. Каким именем Медведь назвал Барсука в рассказе Н. Сладкова «Барсук и медведь»?
- Боря.
23. Какой предмет вслед за сковородкой кинула в несшегося на нее огромного пса главная героиня рассказа Н. Артюховой «Трусиха»?
- Совок.

к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).

1. Какая женщина получила большой доход от преступлений? Агата Кристи

2. Древнегреческий мудрец назвал самое чудесное из чудес. Что это за чудо? Человек

3. В конце 18 века вышла книга под названием «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».Как она называется сейчас? "Приключения барона Мюнхгаузена"

4. Какой писатель в молодости выступал под псевдонимом «Врач без пациентов»? А.П. Чехов

5. Бытовала раньше пословица «Ни кола, ни двора». Для чего нужен двор – знаем, а для чего кол? Кол – это участок земли, колом измеряли землю

6. Загадка Вольтера: что на свете всего длиннее и короче, чем пренебрегают и дорожат, что пожирает все ничтожное и воскрешает все доброе? Время

7. Чья это песенка? Если я чешу в затылке, не беда. В голове моей опилки, да-да-да. Винни-пух

8. Как зовут девочку, попавшую в Зазеркалье? Алиса

9. Как зовут трех поросят? Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф-наф

10 Как Элли попала в волшебную страну? Ее унесло ураганом

11 Как называется литература о будущем? Фантастика

12 Великий русский баснописец. Крылов

15 Сказка, в которой происходит «Страшное преступление» – попытка убийства. Муха Цокотуха

16 Какой герой Чуковского был страшным злодеем,
а потом перевоспитался? Бармалей

17 В какой стране жил Г.Х. Андерсен? В Дании

18 Где мы встречаемся с доктором Просперо? В сказке "Три толстяка"

19 Есть сказка об игрушечном солдатике и прекрасной балерине. Из чего был сделан главный герой? Из олова

20 Девочка, которой хотели завладеть Бреке-ке-кекс, майский жук и слепой крот? Дюймовочка

21 Самый добрый кот на свете? Кот Леопольд

22 Подарок, который получил в день рождения крокодил Гена? Чебурашка

23 Больной, для которого варенье лучшее лекарство? Карлсон

24 Кто живет в бутылке? Джин

26 В горах – разбойник Али Баба; в лесу – Баба Яга, в болоте – водяной, в доме – домовой, в Африке... Бармалей

27 Старушка, которая приучила избушку на курьих ножках? Баба Яга

28 Динозавр в русских сказках? Змей Горыныч

29 Сторож подземных богатств? Гном

30 Певец, который за свои песни был съеден лисой? Колобок

31 «Утро вечера мудренее» – это любимые слова... Царевны лягушки

32 У кого кнопка на животе? У Карлсона

33 Как называется мифическое существо – полуконь получеловек? Кентавр

34 У великого американского писателя Марка Твена описан случай. Один человек никогда не смеялся и не улыбался. Чтобы ему не рассказывали, он слушал с безразличным видом. Почему? Он был глухим

35 Эдгар По написал рассказ об одном украденном письме. Дом, в котором оно должно было находиться, был известен полиции. Но, несмотря на то, что его искали в потаенных и самых невероятных местах, найти его все же не удавалось. В конце концов его нашли. А где его нашли? На самом видном месте

36 Что сказал Альберт Эйнштейн на то, когда ему предложили стать первым президентом Израиля? У меня нет головы для человеческих проблем

37 Самый известный из русских летописцев, монах Киевско-Печерского монастыря, живший во второй половине 11 века – в начале 12 веков? Нестор

38 Гарриет Бичер-Стоу написала книгу, которая имела огромное значение в борьбе за освобождение негров от рабства. Что это за книга? Хижина дяди Тома

39 Мифическая обитель богов? Вершины гор

40 Из Древнего Китая пошло название «Желтая газета». А почему она так называлась? Газета печаталась на желтом шелке

41 Какой подарок ко дню рождения сова подарила ослику Иа? Хвост

42 Что выманила лиса у вороны в знаменитой басне Крылова? Cыр

43 Кем стал братец Иванушка, ослушавшись сестрицу Аленушку? Козленочком

44 Из какого цветка появилась Дюймовочка? Из тюльпана

45 Какой прибор изобрел инженер Гарин? Гиперболоид

46 Как звали пуделя Мальвины? Артемон

47 Какой дворянский титул был у мушкетера Атоса? Граф

48 У кого из литературных героев в голове одни опилки? У Винни-Пуха

49 Кто приютил Белоснежку? Семь гномов

50 Кто убил Пушкина? Дантес

51 На какой птице летала Дюймовочка? На ласточке

52 Сколько детей было у капитана Гранта? Двое

53 Кто написал роман «Робинзон Крузо»? Даниель Дефо

54 Во что превратилась карета Золушки в 12 часов? В тыкву

55 Что было нарисовано на холсте в коморке Папы Карло? Котелок

56 Где живет Карлсон? На крыше

57 Какое яйцо снесла курочка Ряба? Золотое