Состав оркестра: 2 флейты, 2 флейты-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, треугольник, арфа, струнные.

История создания

Вторая симфония Бородина - одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса. Композитор задумал ее в начале 1869 года, однако работал над ней с очень большими перерывами, вызванными как основными профессиональными обязанностями, так и воплощением других музыкальных замыслов. Первая часть была написана в 1870 году. Тогда же он показал ее своим товарищам - Балакиреву, Кюи, Римскому-Корсакову и Мусоргскому, которые составляли так называемый балакиревский кружок или Могучую кучку (определение их старшего наставника и идейного руководителя искусствоведа В. Стасова). У друзей показанное вызвало подлинный энтузиазм. Горячий и скорый на громкие определения Стасов тут же назвал ее «Львицей». Мусоргский предложил для нее название Славянская героическая. Однако Стасов, задумавшийся уже не над эмоциональным определением, а над названием, с которым музыка будет жить, предложил: Богатырская. Автор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда.

До окончания ее было еще очень далеко. Отвлекает многое - преподавание в Медико-хирургической академии, где Бородин занимает должность профессора, преподавание на Женских врачебных курсах, многочисленные общественные обязанности, в том числе редактирование научно-популярного журнала «Знание». Последнее продолжалось всего один сезон, так как правительство, недовольное атеистической направленностью журнала, «порекомендовало» Бородину покинуть редакцию. Наконец, отвлекался композитор и на создание других произведений. В эти же годы появляются фрагменты оперы «Князь Игорь», в которой тоже очень сильны «богатырские» ноты. Полностью завершенной симфония оказалась только в 1876-м. Ее премьера состоялась 2 февраля 1877 года в одном из концертов Русского музыкального общества в Петербурге под управлением Э. Ф. Направника.

Симфония, несмотря на отсутствие объявленной программы, имеет явно программные черты. Стасов писал об этом: «Сам Бородин рассказывал мне не раз, что в адажио он желал нарисовать фигуру Бояна, в первой части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Собственно, это толкование и дало повод Стасову для наименования Богатырская.

Музыка

Первая часть основана на сопоставлении двух образов. Первый - могучая унисонная тема в исполнении струнных, словно втаптывающая, грузная и кряжистая. Ее дополняет, несколько смягчая суровость, более оживленный мотив, интонируемый деревянными духовыми. Побочная тема - широкая песенная мелодия в исполнении виолончелей, - кажется, рисует раздольную русскую степь. Разработка строится на чередовании героических, напряженных эпизодов, вызывающих ассоциации с боевыми схватками, былинными подвигами, с лирическими, более личными моментами, в которых побочная тема в результате развития приобретает ликующий характер. После сжатой репризы, в коде части с гигантской силой утверждается первая тема.

Вторая часть - стремительное скерцо, первая тема которого стремительно вырывается из глубины басов на фоне повторяемой валторнами октавы, а затем несется вниз, словно «не переводя дыхания». Вторая тема звучит несколько мягче, хотя и она сохраняет мужественный характер. В ее своеобразном синкопированном ритме слышатся звуки бешеной скачки степных коней по бескрайним просторам. Трио пленяет мелодическим очарованием, и как нередко у Бородина, мелодия овеяна восточной негой. Но средний эпизод невелик - и возобновляется стремительный бег, постепенно угасая, словно уносясь в неведомое.

Третья часть, призванная по словам самого Бородина передать образ Бояна - легендарного древнерусского певца, - носит повествовательный характер и разворачивается в плавном, спокойном движении. Аккорды арфы имитируют перебор гусельных струн. После нескольких тактов интонируе­мого кларнетом вступления валторна запевает поэтическую мелодию, принадлежащую к лучшим страницам музыки композитора. Однако недолго спокойное повествование: новые мотивы вносят смутное ощущение угрозы, сгущаются, мрачнеют краски. Постепенно восстанавливается первоначальная ясность. Чудесным лирическим эпизодом, в котором основная мелодия звучит во всей полноте своего обаяния, заканчивается часть.

Повторение вступительных тактов переводит непосредственно в начинающийся без паузы финал. Его музыка захватывает своим размахом, блеском, жизнерадостностью и вместе с тем - величием. Основной музыкальный образ - главная тема сонатной формы - размашистая, буйно-веселая тема в остром синкопированном ритме, имеющая прообраз в народной хоровой песне «Пойду во Царь-город». Ее дополняет краткий «разгульный» мотив гобоя. Побочная тема более лирична и спокойна. Она носит характер славления и звучит сначала у кларнета соло, а затем у флейты и гобоя на фоне как бы «переливов гуслей звончатых». Эти три темы подвергаются разнообразной и мастерской разработке, начало которой отмечено сурово и мощно звучащим эпизодом в замедленном темпе. Затем движение все более оживляется, симфония заканчивается музыкой, полной молодецкой удали и неудержимого веселья.

Цель урока: Обобщение и закрепление учебного материала по творчеству Бородина.

1) образовательные :

– знакомство с музыкой, наполненной могучей исполинской силой.
– закреплять знание музыкальных терминов

2) развивающие :

– развивать творческое воображение ребят, попробовать “увидеть” эту музыку “внутри себя”.
– развивать способность ребят работать в группе

3) воспитательные:

– воспитывать интерес к творчеству Бородина
– воспитывать желание знакомиться с дополнительной музыкальной литературой.

Оборудование: магнитофон, проигрыватель, баян, карточки, репродукция картины Васнецова “Три богатыря”, карточки со скрипичным ключом – для награждения за правильный ответ.

ХОД УРОКА

1. Муз. приветствие. Распевка.

Тот, кто музыки не знает, очень многое теряет
А кто песен не поёт, то не весело живёт.

Сегодня на уроке мы продолжим разговор о творчестве Бородина и прослушаем “Богатырскую симфонию”.Это его вторая симфония.

Запишите тему урока.

Но прежде я хочу вспомнить всё то о чем мы говорили на прошлом уроке.

(6 человек работает по карточкам с индивидуальными заданиями на усмотрение учителя, а класс отвечает на вопросы учителя.)

Итак, что вы помните о Бородине?

  1. Сколько профессий было у композитора Бородина? – За ответы раздаются
  2. В какую организацию музыкантов он входил? Карточки с ключом
  3. Кто был организатором “Могучей кучки”?
  4. Основная цель композиторов “Могучей кучки”?
  5. Что еще создали члены “Могучей кучки”?
  6. Кто считается композитором-оперником? (Р-К)
  7. А сколько опер написал Бородин?
  8. Кто подсказал ему сюжет оперы “Князь Игорь”?

Ребята, мы познакомились с музыкой Бородина еще в I четверти, когда слушали его Квартет. Давайте вспомним эту музыку.

Прослушивание Квартета Бородина.

(Иллюстрация)

Что такое квартет в музыке?

А теперь давайте вспомним, какие инструменты звучали в квартете композитора. Выберите из картинок, находящихся на доске нужные нам инструменты.Дети убирают ненужные карточки, оставляя 2 скрипки, альт, виолончель.

Показ иллюстраций струнных. (Из альбома “Симфонический оркестр”)

Новая тема:

“Богатырская тема” с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве, в поэзии, литературе, музыке, живописи, кино, театре. Это оттого, что с древних времен и до нашего времени, со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ богатыря и родился в русском искусстве, как образ могучего защитника Родины. (“Иван Сусанин” Глинки, “Князь Игорь” Бородина, “Война и мир”, “Александр Невский” Прокофьева.

Вторая симфония Бородина так и называется “Богатырская Симфония”

Вслушиваясь в эту муз. видишь перед собой людей могучих и вольных, таких, как витязи на картине Васнецова.

Широкое, раздольное начало 2 части напоминает о раздолье заволжских степей. Когда-то там были юрты кочевников. Порой на горизонте проносились тучи всадников на взмыленных конях. Степные просторы всегда манили русских богатырей.

Мелодия 1 ч. Симфонии, есть главная мелодия. В музыке Бородина ощущаются люди сильные, могучие, люди– богатыри. Мужественно, сурово, мощно звучит в низком регистре у струнных главная тема, вызывая представления о неодолимой, “великанской” силе легендарных героев.

Это ощущение не исчезает, несмотря на 2 мелодию, более плавную и лирическую.

Она широкая, светлая, мажорная. Проникнута русскими песенно-напевными интонациями. Вторая тема как бы вводит слушателей в “место действия”. Мягко звучат виолончели.(Как бы описание природы)

Прослушивание фрагмента. Отделить 1 и 2 темы поднятием руки.

Охарактеризовать музыку одним словом.

(Учитель на доске …Печальная, трагическая, осенняя)

А сейчас вам предстоит выполнить сложное задание. Интересно узнать какими вы стали слушателями за 5 лет. Сейчас вы напишете анализ к прослушанной муз.

Постарайтесь рассказать об этом произведении, так, чтобы человек, который не знает его, мог бы составить о нем представление.

(Дети в тетрадях пишут анализ музыки, звучащей в классе. 5-10 предложений)

Зачитывают анализ.(2-4 человека)

Так же как и с литературой, музыка связана с изобразительным искусством. (живописью, скульптурой). Хотя связь эта проявляется совсем по –другому. Стихи можно спеть, её содержание выразить стихами и ли прозой.

Связь музыки с изобразительным искусством иная:

У человека есть не только внутренний слух– способность услышать “мысленно”, “внутри себя” то, что на самом деле не звучит, но и “внутреннее”зрение– способность увидеть “внутри себя”, чего на самом деле нет в этот момент перед глазами.

Я хочу вам показать хорошо знакомую вам картину Васнецова “Три богатыря”.

Изображая на картине героев русских былин– Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича художник воплотил идею величия и могущества рус. Народа. Величавое спокойствие и уверенность в своих силах ощущается в позах и фигурах. Необъятные дали раскинулись за спиной богатырей.

Что же общего между музыкой 1 ч. симфонии Бородина и картиной Васнецова? Что роднит 2 этих произведения?

В обоих произведениях воплощены черты характера, которые всегда присущи русскому народу. Вот почему эти произведения не теряют силы своего воздействия и в наши дни. И в картине и в музыке – главные герои это люди, могучие, сильные, характер которых раскрывается в критических ситуациях. И описание природы, без которой искусство задохнулось бы.

Кабалевский сказал: “Для поэта, композитора, художника и для каждого из нас нет природы без человека.”

Сейчас мы попробуем пропеть с вами главную мелодию симфонии, чтобы она осталась в нашей памяти

Дети стоя пропевают мелодию главной темы симфонии.

А теперь немного отдохнем и послушаем муз.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА

1. “Жаворонок” Глинки
2.Вокализ Рахманинов
3.Вальс Чайковского из балета "Спящая красавица”

Заканчивая сегодня разговор о А.П. Бородине я не устаю восхищаться этим человеком. Сколько доброты и энергии нес в себе этот человек. Своих детей у него не было и он взял на воспитание 3 девочек. Много смешных историй происходило с ним.

Послушайте сообщения ребят:

1 ребенок:

Иногда счастливые музыкальные мысли приходили к нему неожиданно, во время заседания или во время химического опыта. Бородин спешно записывал их на первом клочке бумаги. А чтобы они не стерлись, он придумал способ их закрепления: покрывал их яичным белком или желатином, а потом как белье развешивал на веревке для просушки. Было смешно и трогательно глядеть на этого большого ученого. По-ребячески гордившегося своим нехитрым изобретением.

2 ребенок:

Однажды известный рус. композитор Бородин возвращался с товарищем после вечера, где он и его друзья пели и музицировали. В этот поздний час на улице было очень темно, но товарищей это не смущало, они хорошо знали дорогу и шли, оживленно беседуя.

Вдруг спутник Бородина остановился в большом недоумении. Бородин, который только что шагал рядом с ним,– исчез. Ну как сквозь землю провалился.

И впрямь через несколько секунд из-под земли послышались звуки флейты. Что же оказалось? Бородин, действительно провалился в открытый люк подвала. Испугавшись за флейту, которую нес с собой Бородин, едва очнувшись от падения, стал тут же проверять – не поврежден ли дорогой ему инструмент.

Итак, подводя итог всему услышанному сегодня я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы:

  1. Какие чувства, настроения вызвала эта музыка?
  2. Как называется это музыкальное произведение? Сколько тем мы прослушали?
  3. Если бы ты был композитор– какое бы ты дал название?
  4. Главная мысль?
  5. Какими средствами автор достиг этого?

Может ли муз перенести нас в другую эпоху?

Только что мы были в классе и вот…

Грамзапись “Погоня” из к\ф “Неуловимые…”

Эта песня переносит нас в совсем другое время. Гражданская война, свои герои. Но ребята с удовольствием смотрят приключения “неуловимых” и поют песню “Погоня”

Давайте мы продолжим разучивание песни.

Распевка-скороговорка “Бык-тупогуб ”
Разучивание песни “Погоня”
Работа над дикцией в припеве.
Исполнение песен по желанию уч-ся.

Симфоническое творчество А.П.Бородина

А.П.Бородин создал всего две симфонии (третья не закончена). Симфония №2 является наряду с оперой «Князь Игорь» наиболее значительным сочинением композитора. Симфония была впервые исполнена в 1877 году на одном из концертов Русского музыкального общества и не была оценена по достоинству. Триумфальной стала премьера в Москве, состоявшаяся в 1880 году. Название «Богатырская» симфонии дал В.В.Стасов, он же сформулировал программу каждой части: I – Сбор богатырей

II – Игры богатырей

III – Песнь баяна

IV – Пир богатырей

I. Драматургия симфонии. Симфония является первым образцом русского эпического симфонизма. Образные полюса симфонии можно условно представить антитезой «лес – степь», наиболее ярко они проявляются в тематизме, который включает две сферы – русскую и восточную (первая представлена более масштабно, вторая присутствует часто как «оборотная сторона» «русских тем»).

1. Русский тематизм в симфонии представлен различными жанрами:

Плясовая – I элемент главной темы I части, тематизм II части, основная тема финала

Песенная, протяжно-лирическая побочная тема I части, побочная тема финала (размер 3\2)

Былинный распев – основная тема III части

Инструментальный наигрыш – II часть (основная тема), отдельные обороты основной темы IV части

2. Восточный тематизм связан, прежде всего, с Азией (а не Кавказом), что характерно для творчества Бородина в целом. Восточные темы характеризуются остинатным басом, синкопированной мелодикой, изысканными альтерированными гармониями (II часть Allegretto).

II. Тематический контраст соответствует принципам эпической драматургии. Темы не сталкиваются, а сопоставляются. Их развёртывание образует ряд красочных контрастных картин. Принцип сопоставления реализуется на всех уровнях формы: на тематическом уровне (сопоставляются развёрнутые экспозиции тем во всех частях, наиболее ярко – гл. и поб. I части); на уровне разделов одной части (пример – I часть); на уровне сопоставления частей цикла.

III. Ладовая основа – народная, натуральный минор (поб. т. III части), семиступенные лады:

Гл.т. I части – фригийский

Поб.т. I части – миксолидийский

Тема IV части – с лидийской квартой

IV. Метроритм – использование переменных и сложных размеров, частое возникновение синкопы.

V. Композиционное прочтение частей цикла необычно. Композитор отдаёт предпочтение сонатной форме без разработки. В I части разработка ещё отвечает мотивно-тематическому принципу развития, хотя с ним конкурирует принцип вариантности. В дальнейшем Бородин избегает разработки, что отвечает бесконфликтному типу драматургии. IV часть – форма рондо-сонаты.

VI. Особенности оркестровки заключаются в принципе тембровой стилизации (воспроизводится звучание народных инструментов).

Вторая ("Богатырская") симфония Бородина

Вторая («Богатырская») симфония Бородина

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) был одним из наиболее выдающихся и разносторонних деятелей русской культуры девятнадцатого века. Гениальный композитор, неутомимый общественный деятель и педагог, Бородин известен также как крупный ученый, обогативший отечественную науку ценными исследованиями в области химии.

В начале шестидесятых годов позапрошлого столетия Бородин сблизился с замечательным русским композитором Милием Алексеевичем Балакиревым, вокруг которого сплотились в те годы многие передовые музыканты. Теперь, когда мы говорим о «Могучей кучке», как назвал балакиревский кружок В.В. Стасов, то имеем в виду прежде всего содружество пяти русских композиторов - Балакирева, Бородина, Кюи, Мусоргского и Римского-Корсакова. Творческая деятельность остальных участников балакиревского кружка оставила менее значительный след в истории русской музыкальной культуры.

В статье «25 лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, В.В. Стасов писал: «Бородин сочинил в количественном отношении немного, гораздо менее прочих своих товарищей, но произведения его, все без исключения, носят печать полного развития и глубокого совершенства… Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».

В этой характеристике, которую дал Бородину один из корифеев русской музыкальной мысли, содержится немногословная, но глубокая и точная оценка творческого наследия великого композитора. Действительно, оно не отличается обширностью. Опера «Князь Игорь», три симфонии (третья осталась неоконченной) и симфоническая картина «В Средней Азии», два струнных квартета, фортепьянный квинтет и некоторые другие камерно-инструментальные ансамбли, десяток небольших фортепьянных пьес и два десятка песен и романсов - вот перечень основных произведений Бородина.

Список этот содержит «немного, но многое», как говорится в старинной поговорке. Ибо и «Князь Игорь», и симфонии, и квартеты, и романсы Бородина принадлежат к высшим достижениям русской музыкальной классики. Бородин глубоко постиг и гениальной силой раскрыл в своем творчестве национальную мощь русского народа, его величие, строй его мыслей, красоту и благородство чувств. Продолжая глинкинские традиции русской музыки, Бородин обращался к неисчерпаемым богатствам русской песенности, к образам русского героического эпоса и проникновенной народной лирики.

В 1869 году композитор начал работу над оперой «Князь Игорь», в которой получили воплощение образы величайшего памятника древнерусской литературы - «Слова о полку Игореве». К 1869 году относится и замысел Второй симфонии Бородина, названной впоследствии друзьями композитора «Богатырской».

Замысел симфонии стоял в прямой связи с ярко проявившимся в шестидесятых годах и неуклонно возраставшим интересом передовой русской общественности к отечественному былинному эпосу. В самом начале шестидесятых годов начали публиковать, например, обширные собрания былин русские ученые П.В. Киреевский и П.Н. Рыбников. Большой интерес проявляли к русским былинам и мастера «Могучей кучки», которых привлекали в этих поразительных памятниках творчества нашего народа не только отзвуки героического прошлого нашей Родины, но и художественные образы, созданные народной фантазией и отображавшие титаническую мощь, бесстрашие и сметливость русского человека.

Ближайший друг Бородина, великий русский композитор Н.А. Римский-Корсаков еще в 1867 году создал симфоническую картину «Садко», которая в первой редакции называлась «Эпизодом из былины». В девяностых годах Римский-Корсаков, будучи уже зрелым мастером, переработал это произведение, а затем написал одну из своих лучших опер «Садко» на сюжет той же новгородской былины, глубоко раскрыв ее содержание и смело введя в оперную партитуру приемы народного распевного повествования. Сам композитор отметил в «Летописи моей музыкальной жизни»: именно былинный речитатив «выделяет моего Садко» из ряда всех моих опер, а может быть, и не только моих, но и опер вообще». И тут же пояснил: «Речитатив этот - не разговорный язык, а как бы условно уставный былинный сказ или распев… Проходя красною нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный, былевой характер, который может быть оценен вполне только русским человеком».

Известно также, что и другие участники «Могучей кучки» живо интересовались русскими эпическими, в частности былинными, напевами. Записывали эти напевы М.А. Балакирев (в начале шестидесятых годов) и М.П. Мусоргский, частично использовавший свои записи в процессе работы над оперой «Борис Годунов», частично же сообщивший их Римскому-Корсакову, который обработал некоторые из них и включил затем в свой сборник «Сто русских народных песен». Так, например, былинный напев «О Вольге и Микуле» («Жил Святослав девяносто лет»), вошедший в этот сборник, был записан Мусоргским и передан им Римскому-Корсакову, который создал на этой основе свою обработку данной севернорусской былины. Встречаем мы в сборнике Римского-Корсакова и другие былины, например, «Про Добрыню». Мелодию и текст былины композитор взял из «Собрания русских народных песен», публиковавшегося М. Стаховичем в 1952-1856 годах.

Таким образом, великие мастера «Могучей кучки» и в этом отношении продолжали дело Глинки, в своем «Руслане» заложившего прочные основы русской эпической музыки. Нельзя не вспомнить здесь и бессмертное имя Пушкина, который в поэме «Руслан и Людмила» и в других произведениях создал классические примеры художественного претворения образов былинного эпоса. Пушкин не располагал еще научно достоверными записями былин. Но в «словах», «повестях», «сказаниях» и «историях», как назывались некогда былины, он с гениальной прозорливостью увидел неисчерпаемые художественные сокровища. Ценность их великий русский поэт понял прежде всего потому, что уже с юных лет постиг обаяние и красоту русского народного творчества. В детстве слушал он сказки няни своей Арины Родионовны, а затем сам искал и записывал народные песни, былинные сказы и напевы.

Напомним также, что за год до смерти Пушкин начал работу над комментированием «Слова о полку Игореве» и, сравнивая этот гигантский памятник русского эпоса с творчеством поэтов XVIII век, заметил, что они «не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства». Не будет преувеличением сказать, что от некоторых страниц Пушкина, отмеченных особой, ни с чем не сравнимой, ему одному присущей торжественностью русской речи, тянутся нити к величественным образам «Слова».

Итак, приступая к работе над «Князем Игорем» и над Второй симфонией, Бородин опирался не только на глинкинские традиции, продолжателями которых были участники балакиревского кружка, но и на творческий опыт Пушкина, впервые поднявшего русскую эпическую поэзию до высот художественной классики.

Начатая в 1869 году, Вторая симфония Бородина была закончена только в 1876 году, так как часть этого времени ушла на работу над оперой и первым струнным квартетом, да и сочинял музыку композитор только урывками, ведя в эти годы напряженную научно-исследовательскую деятельность. Первая часть симфонии, законченная в 1871 году, произвела необычайно сильное впечатление на друзей композитора, которым он показал эту часть. Впервые симфония была исполнена 2 февраля 1877 года под управлением Э.Ф. Направника (1836-1916) - выдающегося дирижера и композитора, чеха по происхождению, нашедшего, подобно многим своим соотечественникам, вторую родину в России.

В упоминавшейся уже статье В.В. Стасов пишет, что Вторая симфония Бородина имеет программный характер: «… сам Бородин рассказывал мне не раз, что в Adagio он желал нарисовать фигуру «баяна», в 1-й части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира, при звуке гусель, при ликовании великой народной толпы». Эти слов Стасова являются для нас ключом к пониманию программы «Богатырской» симфонии Бородина. Начинается симфония энергичной первой темой, которая проводится всей струнной группой оркестра, в то время как валторны и фаготы подчеркивают остановки на выдержанных нотах:

Уже с первых тактов создается здесь у слушателя впечатление той «великанской силы», о которой писал Стасов. Краткие, выразительные мелодические фразы чередуются с тяжелыми «втоптывающими» ударами, усиливающими ощущение богатырской мощи, которое возникает в самом начале симфонии.

Следует обратить внимание на построение первых тактов, своеобразное не только в ритмическом, но и в ладовом отношении. Несмотря на то, что симфония написана в тональности си минор, в приведенном нами примере чередуются звуки ре и ре-диез, хотя последний принадлежит, казалось бы, не си минору, а си мажору. Подобная переменность является одной из характерных черт русского народнопесенного творчества. Необходимо еще подчеркнуть, что мелодические богатства русской народной песни не укладываются в привычные рамки «европейского» мажора и минора и что русские композиторы широко разрабатывали и разрабатывают эти богатства в своем творчестве. Именно в национальных истоках русской музыкальной культуры коренится и многообразие средств, примененных Бородиным во Второй симфонии для раскрытия образов богатырского эпоса русского народа.

Развитие первой темы выводит ее за пределы низкого и среднего регистров. Вслед за первым отрезком этой темы, рождающим представление о богатырской поступи витязей и о могучих ударах доспехов о землю, в верхнем регистре слышится радостный, оживленный отклик деревянных духовых инструментов, будто солнце заиграло на золоченых шлемах и щитах:


Мастерски сопоставляя оба отрезка первой темы, композитор достигает удивительной картинности, почти физической осязаемости образов «собрания русских богатырей», изображаемого в первой части симфонии. Образы эти выразительно оттеняются второй темой, по мелодическому строению своему также чрезвычайно близкой к русской народной песенности:

Тему эту вначале поют виолончели, а затем она переходит к флейтам и кларнетам, приобретая характер свирельного наигрыша, и, наконец, полнозвучно излагается струнной группой. Проведение обеих тем (иначе говоря, «главной партии» и «побочной партии») образует первый раздел сонатно-симфонической формы, в которой написана эта часть, то есть ее экспозицию. Заканчивается она заключительной партией, построенной в основном на материале первой темы и завершающейся торжественными аккордами.

Центральный раздел (разработка) данной части содержит развитие музыкальных образов первого раздела (экспозиции), приводящее к большому нарастанию, которое подготовляет еще более мощное, еще более торжественное изложение первой темы. Здесь, в третьем разделе (то есть в репризе), оба отрезка «богатырской» темы проходят в блестящем полнозвучном изложении. Несколько отличается от экспозиции и изложение второй темы, которая поручена в репризе гобою, а затем уже переходит к струнным инструментам. Завершается первая часть величественным унисоном оркестра, с огромной силой провозглашающего первую тему.

Вторая часть симфонии называется Скерцо. Стасов ничего не говорит нам о программе этой части, но мы легко догадываемся по характеру музыки, что здесь композитор нарисовал картину богатырских игр и забав, часто встречающуюся в русских былинах. Написано Скерцо в трехчастной форме, причем его первый раздел, повторяющийся вслед за проведением второго раздела, построен на двух темах.

Начинается Скерцо кратким вступлением. На фоне гулких ударов литавр звучит яркий призывный аккорд медной группы. И вот в ответ на этот призыв возникает стремительный звуковой поток, вызывающий представление о скачке или беге, сменяющемся как бы взмахами оружия, чудящимися в коротких, акцентированных фразах второй темы данного раздела:

богатырский симфония бородин композитор


Большого напряжения достигает проведение этой «темы богатырских забав», чередующейся с первой, более легкой и стремительной, темой. А средний раздел Скерцо построен на контрастирующей с обеими темами первого раздела чудесной напевной мелодии, получающей широкое развитие:


Проходя вначале в наигрышах деревянных духовых инструментов, данная тема звучит затем и в струнной группе. В момент кульминации в сопровождение мелодии врываются звонкие аккорды арфы, уже здесь вызывая в памяти «струны громкие баянов», которые зазвучат еще более выразительно в третьей части симфонии. Заключительный раздел Скерцо построен на двух первых темах, являясь повторением, а отчасти и развитием первого раздела этой части симфонии.

Третья часть симфонии рисует, по словам самого композитора, сказанным им Стасову, образ древнерусского певца-сказителя, Баяна. Название это происходит от ставшего нарицательным имени упоминаемого еще в «Слове о полку Игореве» легендарного Баяна, который «не десять соколов пускал на стадо лебедей, но свои вещие персты возлагал на живые струны». В период создания «Князя Игоря» Бородин особенно внимательно изучал «Слово». Образ Баяна, опоэтизированный Пушкиным и Глинкой в «Руслане и Людмиле». Привлек и автора «Богатырской» симфонии.

В начале третьей части симфонии аккорды арфы, сопровождающие краткий запев кларнета, звучат как вступление гуслей, предшествующее былинному повествованию. И первая тема этой части, порученная валторне, солирующей на фоне аккордов арфы и струнной группы, имеет характер именно повествования, напевного и неторопливого:


Последующие темы уже вносят элементы драматизма, связанные с эпическим характером этой части, с ее содержанием, которое мы воспринимаем как рассказ о богатырских подвигах. Тревожно звучит перекличка духовых инструментов на краткой, выразительной теме:


Постепенно усиливающееся тремоло струнных приводит к возрастанию напряжения, подчеркиваемого угрожающими нисходящими ходами. На их фоне возникает в низком регистре, переплетается с ними и стремительно развивается затем еще одна краткая драматическая тема:


Вслед за непродолжительным нарастанием, мощной кульминацией всего оркестра и четырехтактной перекличкой деревянных духовых инструментов, построенной на второй теме, могуче звучит первая эпическая тема, возвещающая о победном исходе битвы, повествованием о которой, несомненно, были предыдущие эпизоды этой части. Их отголоски проходят в оркестре еще раз, перед тем, как знакомые вступительные аккорды арфы, начальный запев кларнета и краткая фраза валторны возвращают нас к образу вещего Баяна, под звуки гусель воспевающего ратные подвиги русских богатырей.

Третья и четвертая части «Богатырской» симфонии по указанию композитора исполняются без перерыва. Замирает гул литавр, но выдержанные ноты вторых скрипок связывают эти части симфонии. Финал ее, как уже говорилось, изображает, по замыслу автора, «сцену богатырского пира, при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Понятно поэтому, что образы повествования о богатырских подвигах, прозвучавшего в третьей части симфонии, композитор решил непосредственно связать с образами народного празднества, содержащимися в ее финале.

Во многих былинах упоминается «почестен пир», завершавший ратные труды богатырей, которых чествовал народ. В начале финала мы как будто слышим поступь людей, собирающихся на такой пир. Возникают оживленные короткие фразы скрипок, звучат наигрыши свирелей и гуслей, имитируемых арфой, и, наконец, в оркестре гремит тема народного веселья:

Ее меняет другая тема, тоже оживленная, но несколько более лирического склада:


Появляется она сперва у кларнета, более всех инструментов приближающегося по тембру к свирели поэтому вообще играющего очень значительную роль в русской симфонической музыке. Но вскоре и эта тема включается в картину народного веселья. Композитор стремится и здесь к сохранению национального колорита русской народно-инструментальной музыки: «свирельная» мелодия звучит в верхнем регистре деревянных духовых, а сопровождают ее «гусельные» аккорды арфы, поддержанные струнной группой, звуки которой извлекаются здесь не смычками, а щипком - тоже для создания тембра, близкого к гуслям.

Изложение этих двух тем составляет экспозицию, то есть первый раздел финала симфонии, построенного в сонатно-симфонической форме. В разработке, то есть во втором разделе данной части, композитор мастерски развивает обе темы: в зычных возгласах тромбонов мы без труда узнаем, например, мелодические очертания первой темы, а в большом нарастании (незадолго до репризы) - вторую тему. Но, каковы бы ни были внутренние контрасты, которые композитор применяет для изображения отдельных эпизодов народного празднества, общее настроение финала отличается удивительной цельностью, начиная с его первых тактов и кончая заключительным разделом, содержащим обе основные темы.

Композитор блистательно воплотил в музыкальных образах свой замысел, сообщенный нам Стасовым: в финале симфонии, действительно, развертывается картина народного празднества, венчающего славные подвиги, искрящегося бурным весельем и богатырской удалью.

Итак, в «Богатырской» симфонии Бородина воспеваются «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». И все же произведение это - глубоко современно. Творчество великих русских мастеров отличается силой художественных обобщений, идейной направленностью, которая во многом созвучна передовым устремлениям нашей общественности.

Продолжая патриотические традиции русской музыки, восходящие к глинкинскому «Ивану Сусанину», Бородин и в «Князе Игоре» и в «Богатырской» симфонии воплотил идею национальной мощи русского народа, идею, развивавшуюся революционными демократами прошлого века, которые видели в этой мощи залог победы освободительного движения в России и раскрепощения созидательных сил нашего великого народа. Поэтому Вторая симфония Бородина сыграла особенную роль в истории развития русской инструментальной музыки, положив начало эпической, «богатырской» линии русского симфонизма.

Эта линия получила продолжение и развитие в творчестве таких выдающихся русских композиторов, как Танеев, Глазунов, Лядов и Рахманинов еще в юные годи создавший симфоническую поэму «Князь Ростислав» на сюжет из «Слова о полку Игореве». Творческий опыт Бородина оказал благотворное воздействие и на музыкальную культуру западнославянских народов. Так, например, последняя симфония («Из Нового света») Антонина Дворжака, в которой ярко воплотились национально-освободительные идеи передовой чешской общественности, благодаря своей эпической окраске и, в особенности, мужественной героике финала, позволяет говорить о непосредственной близости к богатырским образам бородинского симфонизма.

«Богатырская» симфония Бородина, отличающаяся глубиной и благородством патриотического замысла и яркой конкретностью музыкальных образов, принадлежит к числу высших достижений русской музыкальной классики, знаменуя собой новый этап на пути развития отечественной симфонической музыки.

О плодотворности усвоения эпических традиций Бородина говорят лучшие произведения тех композиторов, в творчестве которых особенно отчетливо ощущается преемственная связь с музыкой Бородина, с ее героической мужественностью и богатырской силой.

В качестве примеров можно назвать хотя бы симфонии Р.М. Глиэра (наиболее монументальной из них является третья - «Илья Муромец»), Н.Я. Мясковского, Б.Н. Лятошинского, В.Я. Шебалина, кантату С.С. Прокофьева «Александр Невский», симфонию-кантату Ю.А. Шапорина «На поле Куликовом» и его же ораторию «Сказание о битве за Русскую землю».

И, хотя «Александр Невский» и «На поле Куликовом» переносят нас, казалось бы, в далекое прошлое, произведения эти, так же как и «Сказание о битве за Русскую землю», повествующее о годах Великой Отечественной войны, глубоко современны по замыслу, по содержанию музыкальных образов, рожденных героикой дней социалистического периода. В творчестве талантливых поэтов и композиторов той эпохи также отмечается тяготение к героико-эпическим образам.

Использованная литература: Игорь Белза,Вторая «Богатырская» симфония Бородина (изд. 2) Москва,Музгиз 1960.

Заслуги Бородина как симфониста огромны: он основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с Чайковским - создатель русской классической симфонии. Сам композитор отмечал, что его «тянет к симфоническим формам». Причем, члены «Могучей кучки» во главе со Стасовым пропагандировали картинно-сюжетный, программный тип симфонической музыки берлиозовского типа или глинкинского образца; классический же 4-хчастный сонатно-симфонический тип считали «ожившим».

Бородин отдал дань этой позиции в своих критических статьях и в симфонической картине «В Средней Азии» - единственном программном симфоническом произведении. Но больше он склонялся к «чистому» симфоническому циклу, о чем свидетельствуют три его симфонии (последняя не окончена). Стасов сожалел об этом: «Бородин не пожелал стать на сторону коренных новаторов». Однако Бородин дал настолько своеобразную трактовку традиционной симфонии, что оказался в этом жанре еще большим новатором, чем иные «ниспровергатели».

Творческую зрелость Бородина-симфониста ознаменовала 2-я симфония. Годы ее написания (1869-1876) совпадают со временем работы над «Князем Игорем» . Эти два произведения близки; их роднит круг идей и образов: воспевание патриотизма, мощи русского народа, его духовного величия, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также - картины Востока и образы природы.

«Богатырская» симфония

Название «Богатырская» симфонии дал В. Стасов, утверждавший: «Сам Бородин мне рассказывал, что в адажио он желал нарисовать фигуру Баяна, в первой части - собрание русских богатырей, в финале - сцену богатырского пира при звуке гуслей, при ликовании великой народной толпы». Обнародованная уже после смерти Бородина, эта программа, однако, не может считаться авторской.

«Богатырская» стала классическим образцом эпического симфонизма. Каждая из ее четырех частей представляет определенный ракурс действительности, вместе создавая целостную картину мира. В первой части мир представлен как героика, в скерцо - мир как игра, в медленной части - мир как лирика и драма, в финале - мир как общая идея.

Первая часть

Героическое начало наиболее полно воплощено в I части, написанной в форме сонатного Allegro (h - moll ).Ее быстрый темп опровергает один из устойчивых мифов, связанных с музыкальным эпосом (о господстве замедленного движения). В могучих унисонах начальных тактов, с их нисходящими «тяжелыми» терциями и квартой, возникает образ богатырской силы. Настойчивые повторы, характерные для эпического сказа, упор на тонику, энергичная «раскачка» сообщают музыкемонолитную устойчивость. Тема рождает самые разные аллюзии - от суровых былинных напевов и бурлацкой песни «Эй, ухнем» до совсем неожиданнойпараллели сначалом Es-dur’ного концерта Листа . В ладовом отношении она чрезвычайно интересна:в ней чувствуется и переменность тонической терции, и краска фригийского лада с низкой IV ступенью .

Вторым элементом главной темы (Animato assai ) являются плясовые наигрыши деревянных духовых инструментов. Принцип диалогического строения, характерный для классических сонатных тем, трактуется в эпическом ракурсе: оба элемента достаточно протяженны.

Короткая связующая часть подводит к побочной теме (D - dur , виолончели, затем деревянные духовые), задушевная лирическая мелодия которой интонационно близка русским хороводным песням.Ее соотношение с главной темой представляет взаимодополняющий контраст.Аналогичный контраст богатырского и лирического образов в опере «Князь Игорь» персонифицирован в главных героях (Игорь и Ярославна). Заключительная партия (снова Animato assai ) основана на материале главной темы в тональности D - dur .

Разработка подчинена эпическому принципу - чередованию образов-картин. Стасов охарактеризовал ее содержание как богатырскую битву. Музыкальное развитие идет тремя волнами, наполняясь внутренней энергией, мощью. Драматическое напряжение поддерживается секвенциями, стреттами, D органными пунктами, повышением динамического уровня, энергичным остинатным ритмом литавр , создающим представление о стремительной конной скачке.

Общность интонаций основных тем служит основой для их постепенного сближения. Уже в самом начале разработки возникает новый тематический вариант, который является результатом синтеза главной темы с побочной. Подобное объединение тематизма является типичной чертой эпического симфонизма в целом и характерной особенностью тематического мышления Бородина в частности.

Первая кульминация разработки строится на втором элементе главной партии, звучащем с молодецкой удалью. Далее, как естественное продолжение, следует проведение побочной темы в Des - dur , переключающее развитие в более спокойное русло.После этой передышки следует новая волна нарастания. Генеральной кульминацией разработки и, одновременно, началом репризы является мощное проведение главной темы у всего оркестра в ритмическом увеличении на fff .

В репризе усиливается и углубляется изначальная сущность основных образов: главная тема становится еще более могучей (за счет добавления новых инструментов, присоединения аккордов), побочная тема (Es - dur ) - еще мягче и нежнее. Энергичную заключительную тему обрамляют эпизоды, напоминающие разработку - со стремительным движением вперед идинамическим нагнетанием. Они стимулируют дальнейший рост богатырского образа: его новое проведение в коде звучит еще грандиознее предыдущего (четырехкратное ритмическое увеличение!).

Вторая часть

Во второй части (Скерцо) господствуют образы стремительного движения, богатырских игр. В образном плане музыка скерцо очень близка половецкому миру оперы «Князь Игорь». В ней нашли отражение и стихийная сила, и восточная пластика, нега, страсть, которые часто противопоставлялись русскому богатырству.

Обычная для скерцо трехчастная форма в «Богатырской» симфонии отличается большим размахом: как и в скерцо 9-й симфонии Бетховена, крайние разделы здесь написаны в сонатной форме(без разработки).

Основную тему отличает энергия, подчеркнутая острота инструментального стиля, стаккатный тип оркестрового движения (ровный пульс у валторн и pizzicato струнных). Ее оттеняет вовлеченная в стремительное движение вторая, побочная тема - красивая мелодия с восточными чертами, заставляющая вспомнить темы Кончака или Половецких плясок (синкопы, хроматизмы).

Еще больше Востока в музыке трио , с его типично бородинской восточной стилистикой: органный пункт, пряная гармония. В то же время очевидно интонационное сходство темы трио с побочной темой первой части.

Так осуществляются связи между различными частями симфонии, способствуя ее единству.

Третья часть

Музыка третьей, медленной части (Andante , Des - dur ) ближе всего «программе» Стасова», сравнившего ее с поэтической песней гусляра. В ней чувствуется дух русской древности. Асафьев назвал Andante «степным лирическим раздольем». Эта часть также написана в сонатной форме, где основные темы дополняют друг друга, представляя две образные сферы - лирику (главная тема) и драматизм (побочная).

Главная тема (валторна, затем кларнет) - это «слово сказителя». Ее повествовательный характер передается музыкальными средствами, связанными с былинными истоками: плавность, переливчатость трихордовых попевок, структурная и ритмическая непериодичность, переменность ладовых и гармонических функций (Des - dur - b - moll ). Тема гармонизована преимущественно
диатоническими аккордами побочных ступеней с использованием плагальных оборотов. Исследователи указывают конкретный прообраз -былина «Про Добрыню» («То не белая береза»). Аккорды арфы воспроизводят переборы струн на гуслях.

В побочной теме (poco animato ) эпическая неторопливость сменяется взволнованностью, как будто певец от спокойного повествования перешел к рассказу о драматических и грозных событиях. Картина этих событий вырисовывается в заключительной части экспозиции и в разработке, где ощущается большое драматическое напряжение. Отдельные разрозненные мотивы из тем экспозиции приобретают грозный характер, напоминая главную богатырскую тему I части.

В репризе песню-сказ поет весь оркестр - широко и полнозвучно (подголосками служат обороты из побочной партии и из разработки). В той же тональности (Des - dur ) и на том же фоне сопровождения проходит побочная - контраст снят, уступив место синтезу.

Четвертая часть

Финал симфонии (тоже в сонатной форме) следует за медленной частью без перерыва. Здесь возникает картина веселящейся, пирующей Руси. В стремительном движении объединяются и народный танец, и пение, и бряцание гуслей, и звучание балалаек. В традициях глинкинской «Камаринской», варьирование основных тем постепенно приходит к их сближению.

Начинается четвертая часть небольшим вихревым вступлением , в котором слышатся обороты плясовых наигрышей на D органном пункте. Терпкие кварто-секундовые созвучия, пустые квинты, посвист деревянных духовых вводят в атмосферу русского народного инструментализма, скоморошества.

Главная тема - это бойкая лихая пляска. Гибкий свободный ритм, частые акценты, наподобие притоптывания, прихлопывания, придают движению некоторую тяжеловесность. Трихордовые обороты в мелодии, аккордика побочных ступеней, гибкая несимметричная ритмика, в частности пятидольник (необычный для пляски), сближают эту тему с темами других частей симфонии (побочная партия I части, главная партия Andante ) .

Побочная тема сохраняет оживленное плясовое движение, но становится более плавной и певучей, приближаясь к хороводной песне. Эта светлая, по-весеннему радостная мелодия вьется как цепочка девушек в хороводе.

В разработке и репризе продолжается варьирование тем, начатое еще в экспозиции. Меняется оркестровка, гармонизация, особенно велика роль красочных тональных сопоставлений. Возникают новые подголоски, новые тематические варианты (в дальнейшем получающие самостоятельное развитие), наконец, целиком новые темы. Такова тема грандиозного танца, появляющаяся в кульминации разработки (C - dur ) - воплощение синтеза обеих тем сонатного аллегро . Это танец, в котором участвует масса народа, объединенного одним настроением. В конце репризы движение ускоряется, всё несется в вихре пляски.

Благодаря связям с другими частями симфонии (в частности с первой ) финал приобретает смысл обобщения .

Родство тем симфонии соединяют ее четыре части в одно грандиозное полотно. Эпический симфонизм, получивший здесь свое первое и кульминационное воплощение, станет одной из главных традиций русской музыки .

Отличительные черты эпического симфонизма Бородина

  • отсутствие конфликта между темамисонатной формы;
  • вместо конфронтации - их контрастное сопоставление;
  • опора на общие, коллективные, отстоявшиеся интонации, связь с русским песенным фольклором как традиционная особенность тематизма;
  • преобладание экспонирования над развитием, приемов интонационного варьирования, подголосочной полифонии - над мотивной разработкой;
  • постепенное усиление изначальной сущности основных образов, утверждение идеи целостности и постоянства, в которой заключен главный пафос эпоса;
  • перемещение скерцо на второе место в симфоническом цикле, что объясняется дефицитом драматизма в первом сонатном Allegro (в связи с этим отпадает необходимость в рефлексии, передышке);
  • конечная цель развития - синтез контрастного материала.

Известно, что некоторые материалы, предназначавшиеся сначала для оперы, затем были использованы в симфонии.В частности, начальная тема первоначально задумывалась как тема половецкого хора в «Игоре».

встречается в восточной музыке, у Шостаковича - монограмма. Интересно, что ладовые детали главной темы - II низкая, IV низкая (dis ) - намечают важные вехи дальнейшего тонального развития части: начало разработки - C-dur, побочная в репризе -Es-dur.

По модели «Богатырской» симфонии созданы Пятая симфония Глазунова, Пятая симфония Мясковского, Пятая симфония Прокофьева.