Смысл названия комедии «Недоросль»

«Недоросль» – наиболее известное произведение Дениса Ивановича Фонвизина . Пьеса появилась в 18 веке и носила социально-общественный характер. Так как в ней большое значение придается любым именам и названиям, и автор выбирал их неслучайно, слово «недоросль» также имеет свой подтекст. При Петре I недорослями называли дворянских детей, не достигших совершеннолетия и не поступивших на государственную службу. Есть предположение, что именно после книги Д. И. Фонвизина это слово стало нарицательным и приобрело второй смысл – глуповатый юноша и недоучка. И даже имя Митрофан стало олицетворять подрастающее поколение, погрязшее в глупости и невежестве.

Митрофан – сын помещиков Простаковых. Мать юноши сама довольно невежественна и глупа, при этом обладает деспотичным и злонравным характером. Вместо того чтобы научиться хоть чему-то и научить своего сына, она часто хвастает своим невежеством, говоря, что ей как истинной дворянке не престало уметь читать. По её мнению счастье заключается не в просвещении, а в жадности и власти над крепостными. Простакову отличает безграничная любовь к сыну. Ему позволено все: оскорблять и унижать окружающих людей, не учиться, сидеть дом без дела и не идти на службу. Она нанимает для Митрофана учителей грамоты, счета и французского языка. Однако это делается не для просвещения юноши, а для того, чтобы не отстать от других дворян. Поэтому Митрофан не особо напрягает свой ум и может вообще ничего на уроках не делать. В результате он уже несколько лет обучается, а до сих пор не может и двух слов в предложении связать, или проделать простейшие математические упражнения. Через его поведение и речь автор пытается показать все черты недоразвитости и невоспитанности недоросля. У Митрофана полная моральная деградация. Он не только глуп и ленив, но и не умеет уважать труд и достоинства других. Так, например, он часто грубит своей няне и кормилице Еремеевне , которая с детства его кормит, одевает и от всего дурного защищает. Очевидно, что он перенял все отрицательные качества своей матушки, о чем свидетельствует имя, данное ему автором. Ведь Митрофан – это древнегреческое мужское имя, обозначающее «матерью явленный». Об отце юноши известно лишь то, что он ни в чем не смеет возразить своей супруге и безропотно выполняет все её приказы. В такой атмосфере формируется деспотичный, безжалостный и корыстный характер Митрофана. Например, узнав, что их дальняя родственница Софья имеет богатое приданное, он не прочь на ней женится и по велению матушки готов даже выкрасть девушку. Однако когда их план проваливается, и у Простаковой отнимают имение, он спокойно отворачивается от матери и говорит, чтобы та отстала от него. Один из мудрых персонажей в пьесе, Стародум , говорит, что она пожинает плоды своего воспитания.

Актуальность названия пьесы видна и в последних сценах. Когда государственный служащий Правдин объявляет, что Митрофану пора на службу, Стародум отмечает, что толку из него отечеству не будет. В лице недоросля Митрофана автор показывает моральное разложение дворянского общества 18 века и хочет, чтобы читатели, узнав в юноше своих детей, попытались исправить их и своевременно занялись их воспитанием. Счастливой развязкой он подчеркивает победу здравого смысла над тупостью и невежеством.

Одна из выдающихся сатир и комедий «Недоросль», автор которой Денис Иванович Фонвизин, была написана в 18 веке в 1781году. Комедия носила политический и общественно социальный характер и вскоре стала одним из лучших достижений русской драматургии 18 века и обрела мировую известность, что конечно же принесло и самому автору славу.

В комедии остро затронуты проблемы взаимоотношений и воспитания того времени. Все произведение в образе Митрофанушки и его матери госпоже Простаковой описывает проблему воспитанности дворянства, их моральные устои, деспотичное и глумящиеся отношение дворянства по отношению к крепостным и прислуге.Само слово «недоросль» не носило глумливый характер, к примеру, при Петре I таким словом называли дворянских детей, которые еще не поступили на службу и не достигли совершеннолетия.

В комедии наоборот слово уже обретает нарицательный характер и отображает в себе смысл не доросшего морально и умственно человека.

По сюжету описывается глупая, злонравная и невежественная госпожа Простакова и ее сын Митрофан. Женщина не желает быть образованной и просвещать свой ум вместо этого она предпочитает занимать свое время расправой над своими подчинёнными. Единственный человек, которого она по-настоящему любит, холит и лелеет это её сын Митрофанушка.

В своем сыне она воспитывает качества, которые считает, что действительно приносят счастье ей и её ребенку. Автор не просто так взял именно это имя, полное его значение звучит как «отображающий свою мать». Она воспитала сына жадным, глупым, эгоистичным и деспотичным, он не способен отвечать за свои поступки. Уже в самом раннем детстве он позволяет грубо обращаться и разговаривать со своей пожилой няней, дерзит отцу, да и к родной матери он наплевательски относится. Как же по другому расти ребенку, ведь ему позволено все и рядом есть постоянно отрицательный пример матери.

Позже ребенку конечно нанимаются различные учителя, но не для того чтобы он был развитым или как то занять полезным его свободное время, а для того чтобы просто он не отстал от остальных дворянских детей. Естественно он слишком ленив, чтобы чему-либо обучаться и спустя несколько лет обучения уроки не приносят своих плодов, он остается также и глуп и не способен связать грамотно слов. Отец к воспитанию ребенка не прилаживает каких либо действий, так как он боится в чем либо возразить своей супруге и подчиняется её воле. В такой атмосфере мальчик полностью морально деградирует, он безжалостен, равнодушен и ищет во всем свою корысть.

Однако плоды такого воспитания не заставят себя долго ждать. Примером того служит случай, когда план по похищению и женитьбе на Софье срывается и у Простаковой отнимают имение. Сын, не долго думая, безо всякого зазрения совести отказывается от своей матери, так как от нее теперь не видит выгоды.

Название комедии особенно четко раскрыто в кульминационных действиях комедии. Когда Митрофану пора было заступить на службу, Стародум сомневается в его полезности отечеству.

Таким образом автор заявляет о главной проблеме своего времени. Подрастающее дворянство, которое должно стать в будущем опорой своему государству воспитывается не способным и не доросшим морально. Автор призывает к пересмотру политики относительно дворянства и к предотвращению разложения общества.

Смысл названия комедии Недоросль

Пьеса Дениса Ивановича Фонвизина была написана в начале 80-х годов XVIII века, период правления императрица Екатерины Второй, который повлек за собой ряд проблем для русского общества, в частности, падение устоев морали среди дворянства, а также низкий уровень образования многих представителей знати. Все эти проблемы и раскрывает автор в своем произведении.

Значимую роль в нем играет название комедии, именно с него начинает подниматься проблематика комедии.

Первое значение – прямое, устаревшее для нашего времени. Под недорослем в восемнадцатом веке понимали дворянских детей, которые еще не достигли своего совершеннолетия и не поступили на государственную службу. В своем прямом значении это слово не несет никакого оскорбительного или насмешливого характера, а просто обозначает обычного подростка, юношу тех времен. Естественно, под «недорослем» подразумевается Митрофан – один из главных героев пьесы. На момент сюжеты ему приходится около 16 лет, он получает домашнее образование, благодаря нанятым учителям: Цыфиркину, Кутейкину и Вральману, учиться у них основам орфографии, письмо, арифметики и истории.

Однако, как мы видим по ходу сюжета, юноша совсем не хочет учиться, чему потакает его мать и кормилица. Сидя на уроках, Митрофан не прикладывает ни малейших усилий к занятиям, старается как можно быстрее закончить урок, чтобы пойти дальше слоняться без дела по дому, сходить на голубятню или в свинарник. Такое отношение к образованию он унаследовал от свих родителей.

Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, чтении книг, считает это бессмыслицей и пустой тратой времени. Жизнь сама всему научит, так рассуждает героиня. Сама хозяйка дома безграмотна, ее речь изобилует руганью, бранными словами и просторечными выражениями. Она не умеет читать, что показано в эпизоде, где Софья приносит письмо от своего дядюшки Стародума. Он уже давно считался погибшим, так как от него много лет не было никаких вестей. Простакова не верит, что письмо от него, считает, что девушка врет, однако, не может никак доказать свои слова, она банально не может прочитать написанное в силу своей безграмотности.

Подобные установки госпожа Простакова унаследовала от своих родителей, таких же необразованных невежд. Таким образом, Фонвизин показывает, что в плохом воспитании и отсутствии хотя бы базовых знаний виноваты родители, преемственность поколений.

Мать Митрофана нанимает своему сыну различных учителей лишь для того, чтобы он смогу получить специальный документ (венечная память). Только после его получения молодой человек имел право вступать в брак, а именно успешной женитьбы желала Простакова своему сыну. Второй причиной является тот факт, что в те времена среди дворян было очень модно нанимать учителей своим детям для домашнего обучения, особенно иностранных преподавателей. Так, в доме Простаковых оказывается Вральман – бывший кучер, которому удается выдать себя за немца, учителя истории. Ничего неподозревающая хозяйка дома хвастается заграничным гостем перед Стародумом, не понимая, как глупо она выглядит.

Таким образом, недорослем в пьесе Д.И.Фонвизина можно назвать не только Митрофанушку, но и других героев: господина и госпожу Простаковых, Тараса Скотинина. Все они не образованы, безграмотны и нисколько не стыдятся этого. Напротив, они считают учебу бесполезным занятием, порождая тем самым таких невежд, как Митрофан.

Сейчас читают:

  • Москва и москвичи в романе Мастер Маргарита сочинение

    Действие романа «Мастер и Маргарита» разворачивается в двух временных линиях и в двух разных городах – в древнем Ершалаиме и в советской Москве 30-х годов. Действия, проходящие в Ершалаиме – это события, описываемые Мастером в своем романе.

  • Чичиков живая или мёртвая душа и почему сочинение

    В поэме Мёртвые души, Чичиков является главным героем. Автор назвал из-за того, чтобы показать, что у помещиков сердца мертвы. А касается главного героя, то сейчас разберёмся.

  • Характеристика героев пьесы Вишневый сад сочинение

    В своей пьесе «Вишневый сад» А.П. Чехов дает яркие характеристики всем героям, разделив их, условно, на людей настоящего, прошлого и будущего. Эти персонажи не только своими делами, а главное словами говорят о себе. Так, одна из главных героинь действа,

  • Сочинение по картине Рылова Зелёный шум

    Аркадий Александрович Рылов – выдающийся и знаменитый русский художник-пейзажист, родившийся в 1870 году. Он создаёт невероятные и удивительные пейзажи. Его картины с пейзажами приводили в восторг многих людей, которые обожают искусство и в том

  • Сочинение по картине Сайкиной Детская спортивная школа 7 класс

    Спорт - это увлечение человека заниматься своим телом. Как правило, родители с детства приучают детей принимать участия в спортивных мероприятиях. Спорт позволяет ребенку быть всегда здоровым. На эту тематику много разных статей,

  • Сочинение Остап и Андрий Братья и враги 7, 8 класс

    События, описываемые Н.В. Гоголем, лежат в основе казацкого восстания 1637-1638 годов, подавленные гетманом Н. Потоцким. В эти времена Речь Посполита решительно стремилась обратить подконтрольную ей часть территорий в католичество

До написания Фонвизиным комедии «Недоросль», это слово использовалось для обозначения человека не достригшего совершеннолетия (в то время 21-го года). Название произведения не относится напрямую к Митрофанушке – главному герою комедии, а наоборот охватывает целое поколение того времени.

Главными темами данной комедии стали проблемы дворянского воспитания и нравственность дворян того времени.

Так какая же главная идея, заключена Фонвизиным в названии и содержании этого произведения? А она проста. Автор хотел рассказать читателю, о том, что недоросль так и останется таким необразованным и глупым до конца жизни, и это относится не только к конкретному герою. Митрофанушка, это сатирический образ, с помощью которого автор высмеивает молодых дворян того времени. В наши дни, имя главного героя этой комедии стало нарицательным и синонимом слов невежда, глупец и неуч.

При буквальном переводе имени «Митрофан», получается словосочетание «являющий свою мать», что напрямую относится к содержанию комедии «Недоросль». Автор всеми силами пытался показать нам «маменькиного сынка», выросшего в окружении невежд и глупцов. Фонвизин подчеркивает то, что мальчик не глуп и способен, но не хочет использовать свой ум для обучения и выполнения домашних работ. Из этого и вытекает второстепенная тема данной комедии: даже если юный дворянин наделен умом, желанием учиться и развиваться, то эти черты будут уничтожены родителями и учителями маленького дворянина. Фонвизин говорит о том, что дворянских детей нужно воспитывать как граждан своей страны и будущих её деятелей, а не как нахлебников и невежд.

Подводя итог, можно сказать, что название комедии описывает и охарактеризовывает ни конкретно мальчика по имени Митрофанушка, а целое поколение юных дворян того времени. Но кто виноват? Как с этим бороться? После прочтения произведения, становится ясно, что виной всему окружение и среда, в которой выросли дворянские дети, а решение этой проблемы требует большого количества времени. Такие «Недоросли» встречаются и в 21-ом веке, что подчёркивает актуальность этого произведения и в наши дни.

Смысл названия, по-моему, вполне прозрачен. Главный герой - Митрофанушка - и есть недоросль. Это значит, что он не дорос до нужного (нормального) уровня.

Он сын богатой, жадной и злобной барыни, а она в сыночке видит свою единственную радость. Она его избаловала ужасно. Он очень капризный, вредный.

Митрофан много есть - всяких пирогов, а после ему плохо, но все его жалеют и оправдывают. Всех за него ругают: слуг, учителей... он очень тупой. В смысле, тугой в обучении. За три года не научился ни читать, ни считать. Но говорит, что просто не хочет учиться, но уже хочет жениться.

Мамочка называет его детинушкой деликатного сложения. Он на таком питании, на воздухе вымахал так, что ни один кафтан не подходит.

То есть он вроде и вырос телом, но не дорос умом до взрослой жизни. Он ведет себя хуже ребенка! То на няньку, которая так его любит, кричит и ругается, то ее зовет на помощь. Только на него дядя с кулаками, как Митрофанушка орет: "Матушка, защити!" (Это он няньке.)

И еще он говорит маме, что так уж и быть, покажет свои знания, хотя их и нет. Парень-то считает, что пришел час его воли. Что хочу, то и делаю! Круто, но рано.

От матушки, только ее обвинили в жестокости и подобном, он сразу отказывается. Это для нее страшный удар! Она готова ради него даже убить, а он ее не любит, плюет на нее.

Про батюшку он, вообще, говорит, что тот - дрянь. Никакого уважения!

Я б с таким парнем дружить не смог. У него там и нет друзей. Он предаст и обманет. Надеюсь, после всей этой истории он взялся за ум.

В самом конце произведения решил я, что хорошо, если он и есть просто недоросль. Вот если бы он научился всему, стал вежливым, так он бы таким страшным злодеем мог стать. Он бы всех сумел обмануть! Так и очень хорошо, что он такой ленивый и вредный. Все сразу видят, кто перед ними!

Не дорос он до хорошего человека, но не дорос и до того, чтоб стать по-настоящему плохим.

Какой смысл названия комедии Недоросль?

Комедия Д. Фонвизина носит очень «говорящее» и символичное название, но, чтобы понять его основной смысл, необходимо знать, в какое время было написано произведение.

В 1714 году в России был издан указ об обязательном поступлении дворян на службу с условием получения должного образования. Царь понимал, что не у всех возникнет желание напрягать свои умы, и ввёл понятие «недоросля», т.е. человек без образования. Недорослям не позволялось вступать в брак, так как они считались несознательными людьми, не готовыми ко взрослой жизни.

Ключевая роль в комедии отведена недорослю Митрофану, не желающего учиться ничему, несмотря на то, что родители наняли для него преподавателей. Да и откуда взяться в нем такому желанию, ведь его мать гордится своим невежеством, подчеркивая, что ей, дворянке, грамота ни к чему! Да и учителя были наняты не с благой целью дать сыну знания, а скорее потому, что так «пристало». Не удивительно, что за несколько лет он так ничему не обучился.

Считая науку бесполезной и нудной, Митрофан больше ценит уроки от кучера Вральмана, преподающего правила светской жизни. Главное – окружить себя похожими людьми, так же не стремящимися к образованию и просвещению, ценящими лишь поверхностный лоск света. Митрофан стал собирательным образом молодого дворянства, тех самых недорослей того времени – незрелых, апатичных, невежественных, ставящих состояние и положение выше чести и достоинства. Когда потерявшая свою власть мать нуждалась в его поддержке, он лишь холодно ее оттолкнул, бросив жестокое «отвяжись». Вот уж действительно, «злонравия достойные плоды». Несмотря на свой фактический возраст, он – всего лишь ребёнок, избалованной своей матерью и сызмальства ограждаемый от всех невзгод. Он действительно «не дорос» ни до женитьбы, ни до службы. В конце произведения Правдин справедливо отметил, что проку для страны от такого служащего не будет.

Писатель большое значение придавал именно воспитанию молодых людей, отмечая, что лишь должное образование и культурный уровень могут сделать из них достойных государственных деятелей. Название комедии вскоре стало нарицательным и ушло в народ: отныне всех невежд и лентяев будут называть «недорослями» и «митрофанушками». Более того, все проблемы, освященные Фонвизиным в 1781 году, актуальны и по сей день.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Шишкина Сосны освещенные солнцем 5 класс (описание)

    На картине уникального русского художника И. И. Шишкина изображен величественный сосновый лес. Лесная поляна залита ярким, солнечным светом, который проникает сквозь густые ветви деревьев.

  • Характеристика и образ Николая Ростова в романе Толстого Война и мир сочинение

    В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Несмотря на то, что Николай Ростов является не основным персонажем, он тоже сыграл немалую роль в этом произведении.

  • Образ и характеристика Марсилия в Песне о Роланде сочинение

    Марсилий – король испанского города Сарагосы. Персонаж этот отличается самыми неприятными чертами человека - хитроумностью, подлостью, трусостью, меркантильностью и жестокостью. Подтверждается это во многих эпизодах произведения, например, ради того

  • Характеристика героев комедии Ревизор Гоголя

    Известная комедия Н.В.Гоголя была создана им в начале XIX века. Читатели были удивлены и потрясены характеристикой героев комедии «Ревизор». Гоголь описал все те негативные черты, которые наблюдал среди чиновников в то время

  • Сочинение по рассказу Царь-рыба Астафиева

    Произведение относится к социально-философскому творчеству писателя, раскрывающему проблемы взаимоотношений природы и человека, и является составной частью одноименного цикла новелл.

Денис Фонвизин написал свою комедию «Недоросль» в 1781-1782 годах. Произведение относится к литературному течению классицизма, поэтому особое внимание автор уделил выбору названия пьесы, сделав его «говорящим» и во многом определяющим основную проблематику комедии – вопросы воспитания и просвещения российского дворянства 18 века.

Чтобы понять смысл названия «Недоросль», необходимо уточнить происхождение и значение этого понятия. Так, в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».

В произведении Фонвизина «недорослем» является сын Простаковых – Митрофан. Несмотря на то, что родители все-таки пытаются его чему-то научить, нанимая учителей грамматики и арифметики, он не желает учиться. Наука ему кажется скучной и бесполезной, тогда как уроки «светской жизни», якобы преподаваемые Вральманом (на самом деле никаким не учителем-немцем, а конюхом), ему нравятся, ведь конюх советует ему не искать компании умных людей, а держаться «своих», а о науке рассуждает: «Как будто бы российский дворянин уж и не может в свете авансировать без российской грамоты!».

Митрофан – классический представитель целой части молодого российского дворянства той эпохи. Воспитанный необразованной, жадной и грубой Простаковой (собирательный образ феодального дворянства, носителей устаревших ценностей), он перенимает ее личные ценности и манеру поведения, ценит в людях не ум и честность, а богатство и власть. Нежелание учиться, но скорая готовность жениться выдает в нем глупость и незрелость. Митрофан, за счет отсутствия образования и правильного воспитания, морально и умственно намного «моложе» своего возраста. Перед читателем (зрителем) появляется избалованный глупый ребенок, не ценящий своих родителей и не желающий делать что-либо сам, пока не сделают за него (ведь даже при тех учителях, которые у него были, он мог обучиться основам чтения и счета). Митрофан в буквальном смысле «не дорос» до женитьбы и чинов.

После выхода пьесы, смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина кроме исторической трактовки получил второе, ироничное значение. «Недорослями» и «митрофанами» стали называть глупых, ленивых, грубых, невоспитанных молодых людей.

Более 200 лет назад Фонвизин написал пьесу, в которой поднял проблемы, актуальные и сегодня. Каждое поколение, перечитывая «Недоросль», открывает для себя не только искусный мир авторской иронии и красивого слога, но и перенимает вневременные ценности, важные для становления и самовоспитания настоящего человека.

Тест по произведению

Комедия «Недоросль», значение которой очень велико, и смешила зрителей, и учила, и воспитывала их. В «Недоросле» Фонвизин смело выступил на борьбу с общественным «злонравием». Автор смотрел на писателя как на «стража общего блага». Он указывал как сатирик на те недостатки русской действительности, которые волновали и беспокоили в его эпоху всех передовых, просвещенных людей России. И проблема воспитания человека и гражданина, и неотложность пересмотра вопроса о крепостном праве, и необходимость борьбы с распущенностью общественных нравов—все это были больные, злободневные задачи времени, поставленные самой жизнью и требовавшие разрешения. Фонвизин разрешал их в духе гуманных, прогрессивных идей. Комедия его заставляла думать над этими вопросами, будила гуманные чувства, возбуждала негодование против угнетения человеческой личности, толкала к критике деспотизма и самодержавия. Так высокая идейность комедии определила ее важную общественную роль уже в эпоху Фонвизина.

Комедия "Недоросль" значение не утеряла, однако, и в последующие эпохи. Недаром почти через полстолетия после появления комедии Пушкин называл Фонвизина «другом свободы» и писал о «Недоросле», что в нем «сатирик превосходный громил невежество в комедии народной».

Фонвизин хотел обличать людей, а не общественно-политический строй. Однако нарисованная им картина крепостнического быта была насыщена столь горячим негодованием, что оно прозвучало мощным призывом к освобождению, — и не только к отвлеченно-просветительскому освобождению личности от невежества и бескультурья, но и к конкретно-историческому освобождению народа от его угнетателей. В этом заключалось объективное общественное значение «Недоросля», которое комедия не могла утратить, по меньшей мере, до реформы 1861 г. Фонвизин, «сатиры смелой властелин », был действительно «другом свободы» (Пушкин).

Вместе с тем широкий охват жизни, глубокое проникновение в характеры, острота и важность поставленных проблем возвысили эту комедию как художественный памятник эпохи. «Недоросль» — важнейшая веха в развитии русской литературы, намечавшая в нашей драматургии поиски новых путей. Формально еще не порывая с классицизмом, используя средства народного фарса и западноевропейской предреволюционной буржуазной драмы, Фонвизин становился «одним из первых наших критических реалистов» (Горький). Вслед за Новиковым он прокладывал пути художественному реализму Грибоедова («Горе от ума»), Пушкина (провинциальное дворянство в романе «Евгений Онегин») и Гоголя («Ревизор»).

«Недоросль» был высшим творческим взлетом Фонвизина. После «Недоросля», уже разбитый параличом, Фонвизин пробовали еще писать в драматической форме. Сохранилось несколько попыток этого рода. В частности, дошла до нас еще одна комедия Фонвизина «Выбор гувернера». Но она далеко уступает во всех отношениях не только «Недорослю», но и «Бригадиру».

В истории русской реалистической драмы интересующая нас комедия занимает чрезвычайно почетное место. Она, во-первых, родоначальница обличительно-реалистической русской драмы, во-вторых, лучшая русская комедия XVIII века. Живые образы комедии «Недоросль» были первыми яркими опытами реализма в русской драматургии. Из всех пьес XVIII века недаром только она прочно держится на сцене нашего театра. «Недоросль» открывает собой блестящий ряд комедий, вошедших в золотой фонд русского театра. За «Недорослем» у нас появились «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, многочисленные комедии Островского. Фонвизин — Грибоедов — Гоголь — Островский — таков основной путь русской комедии XIX века.