Вре́менное прави́тельство в России — центральный орган государственной власти, образовавшийся после ; существовало с 2(15) марта по 25 октября (7 ноября) 1917 года. Являясь высшим исполнительно-распорядительным органом, Временное правительство выполняло и законодательные функции. При Временном правительстве имелся «Малый совет министров» - постоянное совещание товарищей министров. Местными органами власти Временного правительства были губернские и уездные комиссары.

Образование Временного правительства

В день победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 27 февр. (12 марта) группа депутатов Государственной думы образовала Временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. Тем временем рабочие, а вслед за ними и солдаты столицы избрали своих представителей в Совет рабочих и солдатских депутатов. В силу ряда причин руководство в Совете захватили представители меньшевиков и эсеров, поведших линию на передачу всей власти буржуазии. 2(15) марта 1917 Временный комитет Государственной думы по соглашению с меньшевистско-эсеровскими руководителями исполкома Петроградского совета образовал Временное правительство.

Состав

В состав Временного правительства вошли: министр-председатель и министр внутренних дел — князь Г.Е.Львов, министры: иностранных дел — П.Н.Милюков (кадет), военный и морской — А.И.Гучков (октябрист), путей сообщений — Н.В.Некрасов (кадет), торговли и промышленности — А.И.Коновалов (прогрессист), финансов — М.И.Терещенко (внепартийный), просвещения — А. А. Мануйлов (кадет), земледелия — А.И.Шингарев (кадет), юстиции — А.Ф.Керенский (трудовик, с марта — эсер), обер-прокурор Синода — В.Н.Львов (центр), государственный контролёр — И.В.Годнев (октябрист).

Временное правительство было правительством империалистической буржуазии и помещиков. Кадеты, ставшие после Февральской революции 1917 года правящей партией буржуазии, играли определяющую роль в формировании состава и политической линии Временного правительства. Правящие круги США, Великобритании и Франции всемерно поддерживали Временное правительство. 9 (22) марта первым его признало правительство США, 11(24) марта — Великобритании и Франции.

Деятельность

Придя к власти, Временное правительство не решило и не могло решить ни одного из главных вопросов революции: вопросов войны и мира, аграрного, рабочего вопроса, борьбы с разрухой и голодом, национального, государственного устройства и т.п. Свою программу Временное правительство изложило в декларации, опубликованной 3 (16) марта, а затем в обращении к гражданам России 6 (19) марта. Обходя молчанием коренные вопросы революции, Временное правительство заявило о стремлении довести войну «до победного конца» и неуклонно выполнять договоры и соглашения, заключённые царём с союзными державами. В области внутренней политики В. п. обещало ввести ряд политических свобод, приступить к подготовке созыва Учредительного собрания, заменить полицию народной милицией. Временное правительство проводило курс на сохранение старого государственного аппарата. Вместо демократизации армии оно пыталось сохранить власть реакционных офицеров над солдатскими массами. После долгих проволочек 12 (25) апреля Временное правительство приняло закон о свободе собраний и союзов.

Аграрная политика

В аграрной политике Временное правительство ограничилось указом о передаче государству кабинетских земель и удельных земель . 9 (22) марта было издано распоряжение о привлечении крестьян к уголовной ответственности за участие в «аграрных беспорядках». 19 марта (1 апреля) Временное правительство в специальном воззвании признало необходимость земельной реформы, но объявило всякие самочинные захваты земли противозаконными. 11(24) апреля Временное правительство издало закон «Об охране посевов», гарантировавший помещикам возмещение убытков в случае «народных волнений». Временное правительство обещало поставить аграрный вопрос на решение Учредительного собрания. В целях «подготовки» материалов по земельному вопросу для Учредительного собрания постановлением от 21 апреля (4 мая) создавались главные, губернские, уездные и волостные земельные комитеты, большинство в которых принадлежало буржуазно-помещичьим представителям.

Национальный вопрос

Временное правительство не решило национального вопроса, поскольку исходило из великодержавной идеи «великой и неделимой России». Оно отказалось признать право на самоопределение и даже на автономию за отдельными народами (Финляндия, Украина и др.) до решения Учредительного собрания. Право на государственное отделение было признано по внешнеполитическим соображениям в воззвании от 17 (30) марта лишь за польским народом.

Положение рабочих

Временное правительство не декретировало 8-часовой рабочий день и не провело ни одного закона по улучшению положения рабочих. Закон от 23 апреля (6 мая) о рабочих комитетах на промышленных предприятиях, формально легализовавший повсюду возникшие революционным путём фабрично-заводские комитеты, по сути ограничивал их деятельность «законными» рамками.

Продовольственная политика

В продовольственной политике Временное правительство под давлением народных масс 25 марта (7 апреля) лишь декларировало введение хлебной монополии. В финансовой области оно заявило о принятии на себя всех внутренних и заграничных финансовых обязательств царского правительства. Главная цель Временного правительства на этом этапе состояла в том, чтобы

Внешняя политика

В области внешней политики Временное правительство проводило курс на укрепление связей с союзниками, в особенности с США.

Хронология событий

Партия большевиков неустанно разъясняла массам антинародную, империалистическую сущность Временное правительство. В Апрельских тезисах В.И.Ленина был выдвинут план перехода от буржуазно-демократической революции к революции социалистической и обоснована возможность её победы мирным путём. Недовольство рабочих и солдат политикой Временное правительство привело к массовым антиправительственным выступлениям, которые, в свою очередь, обусловили кризисы Временного правительства: Апрельский кризис 1917 года, Июньский кризис 1917 года, Июльские дни 1917 года.

Первое коалиционное правительство

Апрельский кризис привёл к созданию 5 (18) мая 1-го коалиционного правительства. 2—3 (15—16) мая из состава Временного правительства под давлением народных масс были выведены Милюков и Гучков, а в правительство, по соглашению между Временного правительства и исполкомом Петроградского Совета, включены 6 министров-социалистов. В коалиционное правительство вошли: министр-председатель и министр внутренних дел — Г.Е.Львов, министры: военный и морской — Керенский, юстиции — П.Н.Переверзев (трудовик), иностранных дел — Терещенко, путей сообщения — Некрасов, торговли и промышленности — Коновалов, народного просвещения — Мануйлов, финансов — Шингарев, земледелия — В.М.Чернов (эсер), почт и телеграфов — И.Г.Церетели (меньшевик), труда — М.И.Скобелев (меньшевик), продовольствия — А.В.Пешехонов («народный социалист»), государственного призрения — князь Д. И. Шаховской (кадет), обер-прокурор Синода — Львов и государственный контролёр — Годнев.

Образование коалиционного правительства не изменило буржуазной природы государственной власти, но вместе с тем означало изменение формы политического господства буржуазии. Крупная буржуазия вынуждена была отныне делить власть с верхними слоями мелкой буржуазии и прибегать к прикрытию своей диктатуры коалицией с «умеренными» социалистами. Партии эсеров и меньшевиков превратились в правительственные партии, непосредственно ответственные за всю политику Временного правительства 6 (19) мая 1-е коалиционное правительство выступило с декларацией, в которой обещало «неуклонно и решительно бороться с хозяйственной разрухой страны», выполнить «подготовительные работы» к аграрной реформе, укрепить демократические начала в армии, организовать и укрепить её боевые силы и т.п. В декларации говорилось о стремлении Временного правительства к скорейшему достижению всеобщего мира. На деле 18 июня (1 июля) оно бросило в наступление на Юго-Западном фронте не подготовленную к активным операциям и не желавшую воевать армию. Временное правительство ничего не сделало для борьбы с разрухой и голодом, ограничившись в области экономики мерами реакционно-бюрократического регулирования отдельных ведущих отраслей промышленности. Рост недовольства народных масс политикой коалиционного правительства проявился во время июньской демонстрации 1917 года. Обострение внешней и внутриполитической обстановки в результате провала июньского наступления на фронте вызвало новый политический кризис в стране.

Июльский кризис

Июльский кризис привёл к ликвидации двоевластия и к установлению в стране диктатуры контрреволюционной буржуазии. 2 (15) июля группа министров-кадетов — Шингарев, Мануйлов и Шаховской подали в отставку. Вслед за кадетами 7 (20) июля ушёл в отставку глава Временного правительства — князь Львов; министром-председателем Временного правительства был назначен Керенский, с сохранением за ним постов военного и морского министра. Эсеро-меньшевистский ЦИК Советов объявил правительство Керенского «правительством спасения революции», признав за ним неограниченные полномочия. Советы, превратившись в придаток Временного правительства, перестали быть органами власти. В связи с этим исчезла возможность мирного перехода власти в руки Советов. Большевистская партия взяла новый курс на свержение буржуазной диктатуры в лице Временного правительства путём вооружённого восстания. Временное правительство перешло в наступление против революции. Петроград был объявлен на военном положении. Начались репрессии и аресты большевиков. 7 (20) июля правительство издало указ об аресте и привлечении к суду В.И.Ленина. 7 (20) июля Временное правительство приняло постановление о расформировании воинских частей Петроградского гарнизона, принимавших участие в июльской демонстрации. 12 (25) июля на фронте введена смертная казнь и учреждены «военно-революционные» суды (по образцу царских военно-полевых судов). Временное правительство пыталось ввести массы в заблуждение новыми обещаниями реформ декларация от 8 (21) июля 1917 года. Но и эта декларация осталась невыполненной.

Второй коалиционное правительство

24 июля (6 августа) было сформировано 2-е коалиционное правительство. В состав его вошли: министр-председатель и военно-морской министр — Керенский, заместитель председателя и министр финансов — Некрасов (радикально-демократическая партия); министры: внутренних дел — Н.Д.Авксентьев (эсер), иностранных дел — Терещенко, юстиции — А.С.Зарудный («народный социалист»), просвещения — С.Ф.Ольденбург (кадет), торговли и промышленности — С.Н.Прокопович («нефракционный социал-демократ»), земледелия — Чернов, почт и телеграфов — А.М.Никитин (меньшевик), труда — Скобелев, продовольствия — Пешехонов, государственного призрения — И.Н.Ефремов (радикально-демократическая партия), путей сообщения — П.П.Юренев (кадет), обер-прокурор Синода — А.В.Карташев (кадет), государственный контролёр — Ф.Ф.Кокошкин (кадет).

Деятельность 2-го коалиционного правительства свидетельствовала о том, что империалистическая буржуазия России начала переходить к открытой военной диктатуре. Вместе с тем Временное правительство, широко используя демагогию, пыталось лавировать между буржуазией и пролетариатом. 3 (16) августа новый верховный главнокомандующий генерал Л.Г.Корнилов потребовал от Временного правительства милитаризации фабрик, заводов, железных дорог и введения смертной казни в тылу. Временное правительство предоставило военному министру и министру внутренних дел исключительные полномочия по борьбе с революционным движением. Великобритания, Франция, США оказывали давление на Временное правительство, требуя от него восстановления «порядка» в тылу и на фронте. Для мобилизации сил контрреволюции Временное правительство созвало 12 (25) августа в Москве Государственное совещание. Однако реакционная буржуазия и военщина не были удовлетворены политикой Временного правительства. Лидером этих сил стал Корнилов, который 25 августа (7 сентября) поднял мятеж (см. Корниловщина). Мятеж был подавлен революционным народом под руководством большевиков. Начался новый, самый продолжительный и острый правительственный кризис. В поисках выхода из него в правящих кругах решили 1(14) сентября 1917 года временно передать власть Совету пяти, или «Директории». В её состав вошли: министр-председатель — Керенский, министр иностранных дел — Терещенко, военный министр — А.И.Верховский [назначен 30 августа (12 сентября)], морской министр — Д.Н.Вердеревский [назначен 30 августа (12 сентября)], министр почт и телеграфов — Никитин. Продолжительный правительственный кризис не был ликвидирован и Демократическим совещанием , хотя официальной целью его созыва было «решить вопрос об организации власти».

Третье коалиционное правительство

25 сентября (8 октября) сформировано 3-е коалиционное правительство, в которое вошли: министр-председатель и верховный главнокомандующий — Керенский, заместитель министра-председателя, министр торговли и промышленности — Коновалов (кадет), министры: иностранных дел — Терещенко, военный — Верховский, морской — Вердеревский (оба беспартийные), труда — К.А.Гвоздев (меньшевик), юстиции — П.Н.Малянтович (меньшевик), продовольствия — Прокопович, финансов — М.В.Бернацкий, просвещения — С.С.Салазкин, призрения — Н.М.Кишкин (кадет), почт и телеграфов — Никитин, государственного контроля — С.А.Смирнов (кадет), исповеданий — Карташев, путей сообщения — А.В.Ливеровский, председатель экономического совета при Временном правительстве — С.Н.Третьяков. 3 (16) октября на пост министра земледелия был назначен С.Л.Маслов (эсер), 3-е коалиционное правительство лишь по форме являлось коалиционным. Всю его деятельность направляла группа министров-кадетов и министров-промышленников. В декларации от 26 сентября (9 октября) Временное правительство провозглашало намерение стать «твёрдой властью» и силой остановить «волны анархии». 7(20) октября в результате сговора эсеро-меньшевистских лидеров, кадетов и Керенского был созван Временный совет Российской республики, который имел целью изменить политическое развитие страны, направить её с пути социалистической революции на путь буржуазного парламентаризма. Карательные экспедиции против восставших осенью 1917 крестьян, применение силы при проведении хлебозаготовок, ввод казачьих войск в Донбасс для борьбы с рабочим движением, формирование контрреволюционных сил для разгрома большевистской партии и Советов — всё это характерно для политики 3-го коалиционного правительства, направленной по существу на подготовку второй корниловщины.

Крах Временного правительства

Осенью 1917 года усилилась хозяйственная разруха в стране. Правительство продолжало безгранично выпускать бумажные деньги. В начале марта в обращении находилось 9,9 млрд. рублей бумажных денег, в начале сентября уже 15,4 млрд. рублей. Государственный долг к октябрю 1917 года достиг 50 миллиардов рублей. Временное правительство переживало хронический кризис. В правящих партиях кадетов, эсеров и меньшевиков усилились разброд и развал. Революционный кризис в стране назрел. Партия большевиков во главе с В.И.Лениным< подняла трудовые массы на социалистическую революцию. В ходе Октябрьского вооружённого восстания в ночь на 26 октября (8 ноября) в 2 часов 10 минут Временное правительство было арестовано в Зимнем дворце (за исключением Керенского, бежавшего из столицы утром 25 октября (7 ноября года)). Открывшийся 25 октября (7 ноября) Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов провозгласил переход всей власти к Советам и создал первое Советское правительство во главе с Лениным.

Февральская революция полностью изменила как общественный, так и политический строй бывшей Российской империи. Были упразднены многие властные структуры, началась серьезная реформация бюрократического аппарата. На первых порах все это иной раз приводило к весьма примечательным, странным Идеальным примером является двоевластие в России 1917 г. О его причинах и итогах следует поговорить отдельно.

Что это такое?

В результате революции Россией стал править весьма своеобразный аппарат, который был образован Временным правительством и Советом рабочих и солдатских депутатов. К тому времени в входило десять человек: четверо кадетов, два октябриста, по одному прогрессисту и эсеру, а также один представитель от Земского совета и один беспартийный член. В состав же Совета входили преимущественно эсеры и меньшевики. Они считали, что их орган еще совершенно не готов к управлению государством, а потому должен ограничиться надзором за действиями Правительства.

Итак, Двоевластие в России 1917 г. - это система государственного управления, при которой власть была распределена между двумя органами: Временным правительством и Советом рабоче-крестьянских депутатов. Чисто теоретически, такая схема предполагала взаимный контроль и недопущение «перегибов», выгодных только каким-то определенным социальным слоям. На практике все получилось не так хорошо.

Причины

Кстати, а почему вообще возникло двоевластие в России 1917 г.? Причины этого довольно банальны. Во-первых, мы уже отмечали, что все политические силы в России того времени страстно желали власти, но договариваться между собой у них решительно не получалось.

Кроме того, налицо было полное нежелание нести за свои поступки ответственность. Не правда ли, знакомая ситуация? К примеру, никто не мог решиться вывести страну из войны, хотя ее бесперспективность уже давно понимали все слои общества. Пока двоевластие в России 1917 г. существовало, не было сделано практически ничего и для реальной передачи земли крестьянам, чего те дожидались аж с 1861 года. Естественно, что все это настраивало народ против Временного правительства и Совета.

В Правительстве превалировали две точки зрения на отношение к социалистическому Совету. Обе они были схожи: в первом случае депутаты считали, что нельзя идти на уступки вообще, во втором - что следует постепенно перехватить все управленческие инициативы. Но в реальности игнорировать Совет было полностью невозможно, так как он опирался на поддержку вооруженного народа.

А потому в декларации, которая была принята 1917 года, совместно с ним была утверждена полная политическая амнистия, провозглашена гражданская свобода и отмена высшей меры наказания, запрещалась сословная и классовая дискриминация, а также сообщалось о созыве Учредительного собрания.

Противоречия в Мартовской декларации

Грубая ошибка, которую допустило двоевластие в России 1917 г, была в том, что члены этих управленческих органов ни словом не обмолвились ни о прекращении бессмысленной войны, ни о конфискации земель помещиков. Кроме того, обещанного провозглашения демократической Республики также не произошло. Не в последнюю очередь связано это было с тем, что Временное правительство стремилось во что бы то ни стало сосредоточить всю государственную власть в своих руках.

Какой была государственная структура в первое время после Февральской революции?

Первоначально старый управленческий аппарат был полностью сохранен. На место губернаторов были посажены доверенные комиссары Правительства. Законодательство в полной мере осталось прежним. Полиция была заменена на народную милицию. В первое время народ с доверием относился к Временному правительству, так как люди верили, что его члены наконец-то прекратят войну и выведут страну из кризиса.

Итак, двоевластие в России. 1917 год на дворе, в стране куча нерешенных социальных и экономических проблем. Ресурсы для их решения имелись, практически все социальные слои были за новые власти, так как царское правительство в последние годы вообще ничего не делало, быстро и решительно доводя страну до кризиса. Но почему ничего не получилось и у Временного правительства?

Ошибки управления

Решение наиболее насущного вопроса о земле откладывалось до последнего, вплоть до созыва А потому не приходится удивляться, что для большинства населения Правительство снова стало враждебным и чуждым. Напряжение нарастало, после чего начались

18 апреля П. Н. Милюков, в ту пору являвшийся министром иностранных дел, в послании союзникам сообщил, что Россия, несмотря ни на что, намерена «воевать до победного конца». Народ тысячами вышел на акции протеста, не желая отправки своих родных и близких на опостылевшую всем войну. Милюков и министр обороны А. И. Гучков тут же были отправлены в отставку. Уже в начале мая в состав Временного правительства входят несколько меньшевиков и эсеров.

Коалиционное правительство

Это время коалиционного правления, когда страной управляли «10 капиталистов» и «шесть социалистов». Впрочем, всех проблем даже это решить уже не могло. В таких условиях зарождались крайне благоприятные условия для поддержки народом большевизма. 3 июня 1917 на Первом Всесоюзном съезде Советов выступал Ленин В. И., который к тому времени уже вернулся из ссылки.

Он сказал, что его партия, видя творящийся в стране бардак, готова взять всю власть в свои руки и навести порядок. Таким образом, двоевластие в России 1917 г. все стремительнее начинало терять поддержку всех слоев населения. Политика Правительства и Совета не нравилась никому.

Направление - на диктатуру!

Меньшевикам и эсерам досталось особенно сильно, так как они «сотрудничали с буржуазией» в лице Временного правительства. В рабочей среде у большевиков появляется все больше и больше сторонников. События, произошедшие 18 июня, продемонстрировали это особенно ярко. На этот день Совет запланировал акцию в поддержку Временного правительства. Большевики среагировали на столь явную угрозу моментально, созвав рабочих на «стихийный» митинг.

В одном только Петербурге на улицы вышли не менее пятисот тысяч человек, которые «несли в массы» известные каждому лозунги: «Вся власть Советам!», «Долой министров-капиталистов!», «Долой войну!».

Неудачи на фронте

Кризис Правительства был не за горами, но в то время началось наступление русских войск на Юго-Западном фронте. Всего через десять дней оно полностью захлебнулось, потери России были огромными. По разрозненным архивным сводкам можно сделать вывод, что погибли порядка 60 тысяч солдат. Настает новый

Восьмого июля в ЦК кадетов принято решение о полном выходе из состава «коллаборационистского правительства», которое в то время уже вовсю вело переговоры с националистическими партиями Украины, договариваясь об условиях выхода этой новоявленной страны из состава России.

Вскоре на улицах Петербурга уже снова бурлили многотысячные демонстрации, проходившие под лозунгами передачи всей власти большевикам. На сей раз ситуация осложнялась тем, что среди людей было много вооруженных солдат и матросов. Вообще, двоевластие в России 1917 года существовало во многом благодаря вере народа в то, что его депутаты сумеют прекратить войну. Когда этого не произошло, доверие электората было потеряно сразу.

Закат двоевластия

Правительство приняло роковое решение о необходимости применения силы. Было убито не менее 700 человек, а государственное управление постепенно начинает скатываться к банальной диктатуре. Было введено из столицы спешно выводились воинские части, полностью были закрыты практически все радикальные газеты.

Второе коалиционное правительство

Издается постановление о скорейшем аресте В. И. Ленина и Г. Е. Зиновьева, которые на ту пору возглавляли партию большевиков. 24 июля было сформирована «вторая редакция» коалиционного правительства, в состав которого на сей раз вошли восемь «капиталистов» и семь «социалистов». Премьер-министром нового органа власти становится небезызвестный А. Ф. Керенский.

Из-за чего случились социальные потрясения, благодаря которым закончилось двоевластие в России 1917 г.? Таблица кратко описывает как случившиеся до того времени три кризиса, так и причины, которые к ним привели.

Сравнительная таблица причин народных выступлений

Объекты сравнения

Апрельский кризис

Июньский кризис

Июльский кризис

Причины произошедшего

Противоречия между разными политическими силами в управлении страны

Тяжелое положение во всех сферах экономики, промышленности и сельского хозяйства

Полный провал наступления на юго-западном направлении

Формальный повод для начала манифестаций

Заявление министра иностранных дел «О войне до победного конца»

Подготовка наступательных операций «для подъема патриотического самосознания»

Огромные потери, начало сепаратистского движения во многих субъектах бывшей империи

Форма «народных протестов»

Демонстрации антивоенного характера

Демонстрации с привлечением солдат и матросов

Вооруженные манифестации

Основные лозунги

«Долой Милюкова», то есть министра иностранных дел

«Долой войну», «Вся власть - Советам»

«Вся власть - Советам»

Фактически, двоевластие в России 1917 г. на этом и закончилось, так как после создания этого правительства государство фактически возглавляли меньшевики. Проще говоря, о каком-то разделении властных полномочий речи уже не шло. Итак, к чему же привело двоевластие в России 1917 г.? Итоги были неутешительны:

  • В стране назревал грандиозный социальный кризис.
  • Армия и флот были явно не на стороне правительства.
  • Вывести страну из войны никто так и не решился.
  • Земля крестьянам передана не была.
  • Нужных социальных и экономических реформ народ так и не дождался.

Вообще, двоевластие в России 1917 г., схема которого неоднократно приводилась выше, есть прекрасный пример того, как слабые и неуверенные в себе политические силы, которые «дорвались» до власти, оказываются не в состоянии сделать что-то действительно полезное. Большевики тем и пленили сердца людей, что предпочитали не только разглагольствовать, но и действовали.

Именно они прекратили-таки участие России в войне, хотя и сделали это путем «Позорного Брестского мира», о чем прямо говорил сам Ленин. Впрочем, наступление относительного спокойствия и передышка для страны того стоили. Надеемся, вы узнали о тех факторах, которые навсегда прекратили двоевластие в России 1917 г. Таблица, которую мы привели выше, описывает основные причины.

Мятеж Корнилова

После того как двоевластие было ликвидировано, была предпринята попытка сплотить все политические силы в стране, с тем чтобы не допустить ее сползания к хаосу гражданской войны. В середине августа проходило Большое Государственное собрание, в котором принимали участие все политические силы страны. Кроме большевиков. Увы, но попытка договориться не удалась в который раз: меньшевики ратовали за проведение реальных реформ и сосуществование с Советом, буржуазия же настаивала на диктатуре и окончательной ликвидации всех социалистов.

В этих условиях стал возможен военный переворот, «у руля» которого стоял генерал Л. Г. Корнилов. Его программа предусматривала не только полную ликвидацию вождей большевизма, но и мобилизационные меры в экономике, восстановление смертной казни на флоте и в армии. Последнее было необходимо для того чтобы остановить стремительно развивающееся разложение войск. Корнилов просчитался: против него поднялись практически все политические партии, которым совсем не импонировало восстановление царской диктатуры. В течение недели мятеж был подавлен.

Если вы внимательно читали первую часть статьи, то наверняка помните, что двоевластие в России 1917 г. закончилось в следствие нерешительности депутатов Советов и Временного правительства. Тем же обусловлены и последующие события: получив, наконец-то, реальную власть, все политические партии впали в апатию. Их членам уже ничего не было нужно, а потому большевики легко захватили государственное управление в свои руки, пользуясь полной поддержкой уставшего от всего этого народа.


«Февральский» и «Октябрьский» этапы революции

Нарастающий революционный кризис, завершившийся восстанием в Петрограде в феврале 1917 г., имел под собой солидные основания. Увеличивающийся разрыв в темпах экономического развития между динамично растущей промышленностью и замедленностью движения аграрного сектора приводил к нарушению баланса социальных сил, порождая острейшие социально-политические конфликты, усиленные, к тому же, участием России в войне. Разрешение этих крупнейших противоречий лежало в политической сфере – либо с помощью дальнейших реформ, проводимых самим государством, либо, в случае отказа последнего, – революционным путем.

Неспособность правительства понять эту дилемму сделала неизбежной Февральскую революцию, положившую начало длительному революционному процессу, растянувшемуся на целых четыре года. Стихийное восстание в Петрограде, завершившееся отречением Николая II, стало концом самодержавного строя в России. Тем самым, началась ликвидация и всей старой государственной системы управления.

Возникшая система власти была крайне неустойчивой, поэтому ее развитие перемежается постоянными кризисами. Первый такой кризис сложился в апреле 1917 г., когда Временное правительство попыталось открыто выразить свое отношение к войне. Было сформировано первое коалиционное правительство из представителей кадетов и социалистов, получившее поддержку на I съезде Советов в июне 1917 г.

Тенденция к созданию диктатуры в России явно набирала силу. Ее необходимость признавалась практически всеми, как левыми, так и правыми. С одной стороны, открытое стремление к власти, определяемой как диктатура пролетариата, продемонстрировали большевики, а с другой – о необходимости покончить с анархией все более громко начали говорить военные.

Октябрьские события 1917 г. – пожалуй, одна из самых дискуссионных тем во всей отечественной историографии. К сожалению, однако, споры часто имеют целью не столько выяснение истины, сколько доказательство правильности или неправильности избранного в результате Октября пути. Превращение темы в актуальный политический вопрос, ее использование в идеологическом противостоянии немало способствовало мифологизации проблемы. Отсюда одна из важнейших задач изучения событий октября 1917г. – освобождение ее от конъюнктурных политических наслоений и превращение в объект максимально строгого научного анализа.

Развитие революционного процесса в марте-октябре 1917 г. с закономерностью подводило страну к выбору между анархическим саморазрушением общества и жесткой диктатурой, независимо от того, какие именно лозунги будут написаны на ее знаменах. Неудача создания правой диктатуры Корниловым во многом предопределила последующую попытку установления левой диктатуры, предпринятой большевиками. Расстановка социальных и политических сил осенью 1917 г. весьма благоприятствовала радикальным тенденциям. Временное правительство и активно поддерживающие его партии социалистов к этому времени полностью лишились былой популярности в массах, потерявших всякое терпение от длительного ожидания обещанных улучшений жизни. Не вызывала их деятельность энтузиазма и в кругах правых, к тому же, ослабленных поражением корниловского переворота. Это, конечно, еще не означало перехода большинства населения на сторону большевиков, значительная часть его, прежде всего, крестьянство, оставалась весьма индифферентна по отношению практически ко всем политическим партиям.

Успех большевиков в октябре 1917 г. не только не завершил, но, напротив, усилил борьбу за власть в стране. Новый этап борьбы охватывает период с осени 1917 г. до весны 1918 г. и характеризуется неустойчивостью позиций большевиков, заставляющей их искать союзников и ради этого идти на компромиссы.

Важнейшим положением антикризисной программы большевиков, в прямую зависимость от выполнения которой они ставили саму устойчивость своей власти, был скорейший выход России из войны. Поэтому, начиная с декрета о мире, они предпринимают настойчивые и весьма последовательные попытки решить эту задачу.

Государственный аппарат, созданный Февральской революцией

25 февраля 1917 г. массовые демонстрации под лозунгами «Хлеба!» и «Долой самодержавие» переросли во всеобщую политическую стачку. На другой день к ней стали присоединяться войска.

27 февраля Дума, подчинившись указу о ее роспуске, собралась на «неофициальное» заседание и образовала Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами из 12 человек.

Органы власти. 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета было создано Временное правительство. Великий князь Михаил, к которому перешла корона, отрекся от престола в пользу Временного правительства.

Правительство было сформировано из представителей правой буржуазии и крупных помещиков, важные посты были отданы кадетам. Оно было тесно связано с буржуазными общественными организациями, которые возникли в годы войны (Всероссийский земский союз, Городской союз, Центральный военно-промышленный комитет). В своей Декларации правительство объявило амнистию политическим заключенным, гражданские свободы, замену полиции «народной милицией», реформу местного самоуправления.

Временное правительство соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). Для решения второстепенных вопросов было образовано Совещание товарищей министров.

Временное правительство считало себя преемником монархического государства и стремилось сохранить старый государственный аппарат. Однако на волне демократизации в состав ведомств и учреждений включались представители Советов, профсоюзов и других общественных организаций.

25 мая было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Демократическое совещание избрало постоянно действующий Временный совет республики – Предпарламент (сначала из 313, а позже из 555 членов). Предполагалось, что ему станет подотчетно правительство, но на деле Предпарламент сам стал лишь совещательным органом при Временном правительстве и заметной роли в укреплении государственной системы не сыграл.

3 июля было нарушено неустойчивое равновесие сил между Временным правительством и Петроградским советом («двоевластие»), была расстреляна демонстрация под советскими лозунгами.

25 августа произошел неудачный мятеж генерала Корнилова, который вместе с рядом других генералов пытался свергнуть Временное правительство. После этого из правительства были удалены министры-кадеты и 1 сентября сформирована Директория из пяти человек во главе с Керенским. Она существовала до 24 сентября, когда было сформировано правительство.

Органы управления. Временное правительство сохранило структуру царского Совета Министров, упразднив лишь Министерство императорского двора и уделов. В марте в МВД было образовано Особое совещание по местной реформе.

В мае было образовано Министерство труда, главными отделами которого были отдел взаимоотношений труда и капитала, отдел конфликтов, отдел рынка труда. Из отделов старых министерств выделились также Министерство продовольствия, Министерство государственного призрения и Министерство почт и телеграфов.

Для выработки экономической политики в июне при Временном правительстве были учреждены Экономический совет и Главный экономический комитет.

В целях укрепления связи государства с церковью в августе было образовано Министерство исповеданий. 15 августа в Москве открылся церковный собор, который должен был обсудить вопросы взаимодействия православной церкви с новым государством.

Местные органы власти и самоуправления. В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходило два процесса – децентрализация (вследствие ослабления государственного аппарата и местнических устремлений буржуазии) и демократизация – под сильным давлением снизу. Были ликвидированы посты генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, полицейские и жандармские должности и управления.

Значительно расширились полномочия земских и городских органов самоуправления. Были учреждены волостные земские собрания (с управами как исполнительными органами). Волостные и уездные земские учреждения стали избираться всеобщими прямыми и равными выборами с тайным голосованием.

В городах с населением свыше 150 тыс. человек были учреждены районные думы (и их управы) как органы самоуправления. 21 апреля был учрежден Главный земельный комитет, а также губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Основная задача этих комитетов состояла в том, чтобы предотвратить стихийное решение земельного вопроса крестьянами, затянуть процесс всякими проволочками и согласованиями.

Новым институтом местной власти стали учрежденные в июне комиссары труда, при которых действовали фабрично-заводские инспектора. В ведении комиссаров находились создаваемые на предприятиях примирительные камеры из представителей рабочих и администрации.

Армия и Карательные органы. Февральская революция нанесла сокрушительный удар по армии – важнейшему институту государства. 2 марта секретарь ЦИК Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов адвокат Н. Д. Соколов подготовил и принес в только что созданное Временное правительство известный «приказ N1». Приказ предусматривал выборы в войсках комитетов из нижних чинов, изъятие оружия у офицеров и передачу его под контроль комитетов, установление не ограниченной «ни в чем» свободы солдата. Этот приказ начал разрушение армии.

Взяв курс на продолжение войны «до победного конца», Временное правительство столкнулось с созданными им самим трудностями – армия стала неуправляемой, началось массовое дезертирство. В июле на фронте были восстановлены упраздненные во время революции военно-полевые суды, но это не поправило дела. Учрежденное Политическое управление Военного министерства безуспешно пыталось наладить в войсках пропаганду в пользу продолжения войны.

Система карательных органов Российского государства, которая складывалась в течение столетия, была разрушена революцией, а кадры деморализованы. Милиция находилась в ведении земского и городского самоуправления, была разношерстной и не обладала квалификацией.

Право и Судебные органы. Временное правительство стремилось сохранить основы старого права: Уголовное уложение 1903 г. и судебные уставы 1864 г., Свод законов Российской империи и Табель о рангах. В марте при правительстве было учреждено Юридическое совещание, в которое были назначены семь видных юристов. Оно должно было давать «предварительные юридические заключения» на решения Временного правительства.

Оставив определение общих принципов новой правовой системы будущему парламенту, Временное правительство ограничилось изданием большого числа временных законов и положений (о комиссарах правительства, о местных земельных комитетах, о волостном земстве и о введении земств в «неземских губерниях» и т.д.).

В октябре, уже полностью утрачивая контроль за ходом событий, правительство учреждает Особую комиссию Юридического совещания по составлению проекта основных государственных законов. С 11 по 24 октября эта комиссия разрабатывала проект конституции. По этому проекту, Россия становилась президентской буржуазной республикой с двухпалатным парламентом.

Самые большие изменения были внесены в систему мировых судов. Этот судебный орган, восстановленный законом 1912 г., к 1917 г. был введен лишь в 20 губерниях из 97. Повысилась уголовная юрисдикция мирового суда, был определен порядок рассмотрения особо важных гражданских и уголовных дел – особым мировым присутствием с добавочным мировым судьей и двумя членами.

30 мая был издан закон о создании суда по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья со своим делопроизводством. Административные судьи рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями.

Итоги деятельности Временного правительства

В результате Февральской революции власть в России перешла к партиям, прежде находившимся в оппозиции царскому режиму. Многие видные общественные деятели, представители разных политических сил входили в течение марта-октября 1917 года в состав Временного правительства. Казалось, наступило время для реализации либеральных идей.

Позитивными решениями Временное правительство допустило и массу ошибок. Одна из них состояла в том, что оно не сумело выдержать более или менее спокойный тон в отношении критики прежнего режима, чем в немалой степени способствовало радикализации общественного настроения.

4 марта кабинет министров принял решение об организации Чрезвычайной следственной комиссии под председательством московского присяжного поверенного Н. К. Муравьева для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Члены Временного правительства во всех грехах обвиняли только царский режим. Утверждалось, что старая система управления основывалась на административных репрессиях, угнетении личности, подавлении его инициативы.

Настало время расстаться с легендой о том, что Февраль – «золотой век» в истории России. Именно Февраль, как это ни прискорбно, привел страну к Октябрю. Чувства ненависти, мщения, злобы выплеснулись на улицы, подогреваемые большевистской пропагандой вседозволенности.

Весь период с марта по октябрь был отмечен активностью правительства по реорганизации государственного аппарата. Первая же акция на этом пути оказалась не совсем удачной. Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям.

При спешной реорганизации местных органов на практике получилась пестрота и большая неразбериха. В условиях хаоса и необходимости в срочном порядке организации новой структуры власти у правительства, вероятно, не было иного выбора, кроме создания административных органов управления сверху, тем более что эта структура носила временный характер. Однако эти шаги кабинета министров шли вразрез с публично декларируемой позицией, основанной на обещании провести выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, т.е. с участием народа.

Отечественная историография в целом негативно оценивает результативность мероприятий Временного правительства в экономической и социальной сферах. Падение самодержавия вызвало взлет социальных ожиданий у большей части общества. Рабочие, солдаты, крестьяне многонациональной страны ждали немедленного удовлетворения своих требований. Это трагическое несоответствие между ожиданиями многомиллионных масс и возможностями разоренной войной страны порождало прямое революционное воздействие.

Ситуация в России усугублялась тем, что Временное правительство вынуждено было решать социально-экономические вопросы в условиях продолжавшейся войны. Кадетская партия выступала за продолжение непопулярной в народе империалистической бойни. К тому же российское государство имело вполне конкретные обязательства перед странами Антанты.

Критика правительства слева и справа и за авантюризм, и за бессилие, привела к его реорганизации. Министры Милюков и Гучков подали в отставку. Сформировалось коалиционное правительство с участием в нем представителей социалистических партий. Однако вхождение социалистов в кабинет министров несло в себе опасность не преодоления, а углубления кризиса власти с потерей авторитета и влияния уже самых умеренных социалистов и Советов, что и подтвердило дальнейшее развитие событий в стране.

Непросто складывались отношения Временного правительства с национальными районами России. Уже в марте 1917 года на Украине ряд политических партий и организаций созвал Центральную Раду, которая возглавила национально-освободительное движение. Серьезной остроты достигло противостояние Временного правительства с населением Финляндии после решения о роспуске сейма. К сентябрю накалилась обстановка в Туркестане.

Анализ деятельности правительства показывает, что позитивные шаги кабинета министров в политической, социальной и экономической сферах соседствовали с серьезными ошибками и просчетами, которые еще более накаляли обстановку в стране. Отсутствие единства в кругах интеллигенции, популизм отдельных членов Временного правительства, мощное давление снизу, нетерпение масс, которое в условиях революции приобрело характер стихийных выступлений, побуждавших правительство принимать поспешные, необдуманные решения, создавали благоприятные условия для передвижки власти влево – к крайне радикальным группам и партиям, предлагавшим простые и такие понятные массам рецепты решения сложнейших вопросов.



Ход революции.

Февраля 1917 года произошла февральская революция.

Причины революции – рост цен, острая нехватка продовольствия, поражения на фронтах продолжавшейся мировой войны, крайнее недовольство масс действиями правительства.

Активное участие приняли в революции меньшевики, эсеры, кадеты. Роль большевиков в ней была невелика.

18 февраля на Путиловском заводе в Петрограде началась забастовка. Рабочие требовали повышения заработной платы. В ответ хозяева завода закрыли производство. Без работы остались 30 тысяч человек. Это стало поводом для массовых выступлений в столице.

25 февраля началась всеобщая политическая стачка под лозунгами «Долой царизм!», «Долой войну!».

26 февраля Николай II приказал направить солдат Павловского полка на подавление демонстраций. Солдаты отказались выполнять приказ. Их поддержали другие полки. Начался массовый переход солдат на сторону рабочих.

27 февраля восставшие захватили Зимний дворец, важнейшие правительственные учреждения, вокзалы, арсеналы с оружием. Город оказался под их контролем. Для управления страной был создан временный комитет Государственной думы во главе с М.В.Родзянко. В этот же день был создан еще один орган власти – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов. Его возглавил меньшевик Н.С.Чхеидзе. Заместителями Чхеидзе были назначены эсер А.Ф.Керенский и меньшевик М.И.Скобелев.

1 марта Временный исполнительный комитет Государственной думы и Петроградский Совет создали Временное правительство. Его задача – управлять страной до созыва Всероссийского Учредительного собрания, на котором планировалось установить форму правления и принять Конституцию России. Временное правительство возглавил князь Г.Е.Львов. Оно почти полностью состояло из кадетов и октябристов. В него вошел лишь один представитель социалистов – А.Ф.Керенский, получивший портфель министра юстиции.

2 марта Николай II отрекся от престола. Российское самодержавие прекратило свое существование.

Россия в период между революциями. Двоевластие (март-октябрь 1917 г.)

Сразу после Февральской революции в Петрограде созданы два органа власти, которые были фактически независимы друг от друга: Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и Временное правительство. В стране сложилось двоевластие.

Петроградский Совет был создан 27 февраля. Он состоял в основном из меньшевиков и эсеров. Исполком Совета возглавил меньшевик Н.С.Чхеидзе, его заместителями избраны эсер А.Ф.Керенский и меньшевик М.И.Скобелев.

Временное правительство образовано в ночь на 2 марта 1917 года совместным решением Петроградского Совета и исполнительного комитета членов Государственной думы. В него вошли в основном кадеты и октябристы. Единственным представителем социалистов был в нем министр юстиции А.Ф.Керенский. Главой правительства назначен Г.Е.Львов.


3 марта опубликована согласованная с Петроградским Советом декларация Временного правительства. В ней объявлялись политическая и религиозная амнистия, свобода слова, печати, собраний, отменены сословные, религиозные и национальные ограничения. Кроме того, сообщалось о начале подготовки к созыву Всероссийского Учредительного собрания, «которое установит форму правления и конституцию страны».

6 марта Временное правительство объявило, что страна будет участвовать в мировой войне до победного конца. Поэтому было решено не вводить в стране 8-часовой рабочий день, чтобы бесперебойно обеспечивать фронт всем необходимым. Был также отложен вопрос о разделе земли, который мог дезорганизовать фронт: солдаты, состоявшие из крестьян, могли возмутиться, что раздел земли прошел без их участия. Петроградский Совет поддержал эти решения.

Высшим органом власти стало Временное правительство. Во главе с марта по июль

– Львов, с июля – Керехский. Временным правительством была создана

чрезвычайная комиссия по расследованию должностных преступлений, совершенных

царскими министрами и чиновниками.

На местах были созданы вместо губернатора комиссариаты. Высшая должность –

комиссары. Все остальные органы – от прежнего правления. Путем соглашения

между рабочими и администрацией был введен 8-и часовой рабочий день.

Вопрос о земле был передан на рассмотрение будущего учредительного собрания.

На местах стали создаваться земельные комитеты.

Временное правительство ликвидировало жандармерию и охранку, но новых органов

сыска не было. Вместо полиции – народная милиция, которая была дилетантской и

дезорганизованной.

Временное правительство объявило о выполнении союзного соглашения и

продолжило участие в войне на стороне Антанты.

До приезда Ленина в Петроград эсеры шли на сотрудничество с Временным

правительством и не претендовали на властные функции.

При помощи эсеров в воинских частях были созданы солдатские комитеты, которые

стали вместе с офицерами – органами власти, что привело к подрыву основного

принципа существования армии – единоначалия и это привело ее к постепенному

развалу. Массой фактов стал: дезертирство, отказ частей идти на фронт и

участвовать в военных действиях.

К Октябрю 17г резко ухудшилась политическая и социальная ситуация в стране.

Были созданы директории из 5 человек во главе с Керенским. Директории

переходила вся полнота власти.

партии. Большевики впоследствии вышли из Парламента.

Из всего следует:

1. В 17г не существовало условий для социалистической революции, но были

созданы все условия для взрыва, который был использован большевиками для

взятия власти.

2. В 17г существовало несколько альтернатив развития:

Либерально-демократический путь;

Генеральско-диктаторский;

Однородно-социалистический;

Большевистский;

Леворадикальный.

Большевистский путь развития осуществился в результате экономического и

политического кризиса в стране, военного поражения на фронте, деморализации

правых и либеральных партий, замешательству меньшевиков и эсеров, энергия

Ленина и Троцкого.

16. Организация новых органов власти в октябре 17г –июне 18г.

международному общественному мнению и свидетельствовал о желании новой власти

подорвать сложившуюся мировую систему государств.

землю, леса и воду. Земля изъята у дворян и царского дома. Предусматривалась

передача всей земли Советам и уравнительное право пользования землей. На

каждого крестьянина по 2 –3 десятины.

Провозглашено равенство и суверенитет народов бывшей Российской Империи.

Провозглашено равенство на самоопределение, вплоть до отделения.

Отмена всех национально-религиозных ограничений.

машины и создание новых органов центрального управления.

Упразднение министерства, сената, синода. Высшим органом власти стал ВЦИК

(Всероссийский центральный исполнительный комитет). Председателем был

Каменев, позже – Свердлов.

Высшим исполнительным органом стал СНК (совет народных комиссаров) –

Ленин. Было создано 15 наркоматов.

Высшим органом революционной власти стали Советы.

Вместо милиции возник орган с таким же названием, но состав ее изменился и

Старая судебная система была ликвидирована, и на выборных началах стали

действовать народные суды, прокуратура, революционные трибуналы. Декрет от 22

комиссия) по борьбе с контрреволюционерами и саботажем.

Организована Красная армия. Красная армия первоначально формировалась из кр.

гвардии и на добровольных началах.

отменены все сословные деления и титулы. Все жители страны объявлялись

гражданами Советской республики.

опасности захвата города антибольшевистскими силами.

Декреты по экономическим вопросам.

нежеланием старой администрации идти на сотрудничество с советской властью.

хозяйства). На него возлагалась задача по проверке экономической деятельности

государства, централизации и руководстве всеми экономическими организациями.

ВСНХ обладал большими полномочиями, мог конфисковывать, приобретать,

опечатывать любое предприятие.

под контроль единого государственного банка РСФСР. Упразднена коммерческая

временного правительства на сумму ~ 50 млд рублей, из них 16 млд – внешнего

Т.о., в условиях запаздывания революции большевики предприняли собственные

шаги – утвердили компартию главную как политическую силу в стране.