Ученица 6в класса МБОУ "СОШ№5" г.Канаш Ч.Р. Володина Валерия

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре. В этой работе можно поближе познакомиться с произведениями различных искусств, в которых воспеваются их подвиги, а также вспомнить песни военных лет, ведь наше поколение зачастую не знают те песни, которые пели, отправляясь на фронт или после боя, наши деды и прадеды.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки российской федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»
Факультет художественного и музыкального образования

Кафедра теории, истории, методики музыки

«МУЗЫКАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ШКОЛЬНИКА»

Выполнила работу ученица 5в класса

МБОУ «СОШ№5» г.Канаш Ч.Р.

Володина Валерия

Руководитель: учитель музыки

Демина Н.Е.

2015г.

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.

Я не случайно выбрала тему доклада «Образы борьбы и победы в искусстве». Мне было интересно узнать о героях Отечества, поближе познакомиться с произведениями различных искусств, в которых воспеваются их подвиги, а также вспомнить песни военных лет, ведь наше поколение зачастую не знают те песни, которые пели, отправляясь на фронт или после боя, наши деды и прадеды.

Русские композиторы, художники, поэты очень часто обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.

Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?

На эти вопросы я и постараюсь ответить.

С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

Я предлагаю сегодня вспомнить музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках музыки, посвященных теме защитников Родины.

Итак, и в музыке, и в живописи, и в литературе есть много примеров воплощения образа героизма, победы, но разными средствами, ведь каждое искусство говорит своим языком. Главным персонажем былин, картин и музыкальных сочинений является защитник земли русский-богатырь. Кто такие богатыри?

Богатыри - персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Эти образы были воспеты в произведениях литературы.

Кто же обращался к этому образу в музыкальном и изобразительном искусствах? Конечно, каждый русский человек знаком с картиной В.Васнецова «Богатыри», которую художник писал почти 20 лет.

А в музыке к образу богатырской удали обратился русский композитор А.П. Бородин в своей симфонии № 2. После того, как композитор показал свой шедевр друзьям, композиторам «Могучей кучки», музыкальный критик В. Стасов тут же назвал ее «львицей». М.Мусоргский представил в симфонии славянский героический образ,

но Стасов, подумав, предложил Бородину название «Богатырской симфонии», композитор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда. Давайте послушаем несколько строк этой героической музыки. (слушание). Что же изобразил композитор в музыке симфонии? В первой теме я представила сбор, игры, сражения богатырей, а во второй – слышна безмерная их любовь к родной земле.

Не только русские композиторы обращались в своем творчестве к героическим образам. «Симфония №3» немецкого композитора Л.В. Бетховена рождалась в самое тяжелое время жизни композитора, связанного с потерей слуха. Он нашел радость в своем искусстве, воплотив величественный замысел Третьей симфонии, которую, по словам его учеников, он первоначально посвятил Наполеону, но узнав о том, что тот провозгласил себя императором, «разорвал титульный лист с посвящением сверху донизу и швырнул на пол». В дальнейшем эта симфония получила название «Героическая». Симфония пронизана мощ-ной динамикой образов борьбы и поражений, торжествующей радости и героической смерти, пробуждающихся сил. Их движение завершается ликующим победным торжеством. (Слушание симфонии №3)

Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере?

Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества. В арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество русского человека.

(Слушание Арии Сусанина)

Примером образов борьбы в музыке является так же опера А.Бородина «Князь Игорь», в основе сюжета которой лежит замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Опера писалась в течение 18 лет, но так и не была завершена. После смерти Бородина, его друзья, композиторы А.Глазунов и Н.А. Римский – Корсаков дописали и инструментовали большую ее часть. Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Эпический склад оперы проявляется в героических музыкальных образах, в неторопливом, как в былинах, течении действия. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей. В его Арии «Ни сна, ни отдыха» - мы видим многогранный портрет героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбе родины, и страстная жажда свободы. (слушание Арии Игоря).

Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война.

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Эти слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского говорят о том, что в песнях военных лет люди черпали душевные силы. Воевал весь наш народ, воевала и песня.

Какие же песни были написаны на войне или о войне?

Это, конечно, известная каждому русскому человеку песня -гимн, в которой слышится призыв к борьбе профессора Б.А.Александрова «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой». Песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы до стен рейхстага в Германии.

«Эх, дороги». Песня – воспоминание о пройденных дорогах войны.

Песня «В землянке» - первая лирическая песня в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. В годы войны песню исполняли Л.Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Это песня о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность.

Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих сыновей и дочерей. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни – свидетели тех героических лет.

В годы войны наша страна потеряла многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков. Я сейчас попрошу всех встать и почтить минутой молчания память тех, кто погиб в годы ВОВ. (минута молчания).

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах… - никто не остается равнодушным. Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Это песня «День Победы», Давида Тухманова и В. Харитонова, которую ветераны войны считают своей фронтовой. Я предлагаю исполнить песню всем вместе. (Исполняем).

Спасибо за внимание!

«Список использованных источников информации».

  1. Сайт «Бельканто. Классическая музыка, опера и балет».

http://www.belcanto.ru/igor.html

  1. Программа «Музыка. 5-7 классы» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Статья « КОГДА ГОВОРЯТ ПУШКИ, МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюлячинского района Тюлячинская средняя общеобразовательная школа

Сценарий урока

музыки

5-й класс

Тема урока:

«Образы борьбы и победы в искусстве»

подготовила учитель музыки

1 квалификационной категории

Хабирова Светлана Петровна

Тема II полугодия : «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока : «Образы борьбы и победы в искусстве»

Тип урока : урок сообщения и усвоения новых знаний

Цель : Создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы.

Планируемые результаты обучения:

Научить анализировать и обобщать многообразие связей музыки и скульптуры. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углублять понимание музыкального искусства и его проникновение в жизнь человека.

Предметные: Сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Бетховена. совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений. показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Метапредметные: Развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, формировать мыслительную деятельность учащихся.

Личностные: воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях, быть ориентированными на проявление интереса к культурному наследию.

Технологии : деятельностного подхода,проблемного обучения (поисковый метод), развивающего обучения (вовлечение обучаемых в различные виды деятельности), критического мышления.

Методы и приемы : интерактивные (работа в группе), словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Музыкальный материал:

Бетховен. Симфония № 5, 1 часть

Бетховен. Симфония № 5, 3 часть

Бетховен. Симфония № 5, 4 часть

Я. Дубравин. Мы в доме одном живем.

Визуальный ряд:

Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Лисипп «Геракл, борющийся со львом»

Микеланджело «Юный раб», «Бородатый раб»

П. Корин «Александр Невский»

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Комплексно – методическое обеспечение: синтезатор, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, ноты к музыкальному произведению.

Ход урока:

Эпиграф:

«Музыка должна высекать огонь из

души человеческой»

(Людвиг ван Бетховен)

1.Орг момент. Музыкальное приветствие.

2.Мотивация учебной деятельности. Давайте вспомним, ребята над какой темой мы с вами работаем с начала 2 полугодия? (музыка и изо)

Правильно, на протяжении нескольких уроков мы говорим с вами о родстве изобразительного искусства с музыкой. Какие выразительные средства объединяют эти искусства? (темп, ритм, динамика, жанр, строение…)

Чтобы перейти к теме нашего урока, сначала я прочитаю вам стихотворение В. Урина, а вы попробуйте определить о ком говорится в нем?

Стих В. Урина

Когда своё достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаём,

Препятствие беседует с желаньем

Как ветер с возникающим огнём.

И это дерзкий ветер, как награда,

Чтобы ещё сильнее запылав,

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется – нелепая затея,

Но лучше сделать, а потом жалеть,

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть!

(Ответы детей.)

Да, здесь говорится о людях решительных, отважных, которые не боятся трудностей, смело смотрят «ветру в лицо». Одним словом, о героях, готовых бороться и побеждать.

Итак, тема нашего урока «Образы борьбы и победы в искусстве» (презентация)

Я хочу сейчас пригласить вас в музей, где представлены работы авторов. живших в разное время, но их объединяет общая тема борьбы. В роли искусствоведов будут ваши одноклассники.

На экране

1.Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня запечатлённая, в лёгком стремительном шаге вперёд, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя. Образ открывает зрителю возможность ещё и ещё раз пережить радость победы, ощутить силу ветра и безбрежность морских просторов.

2. Скульптор Лисипп «Геракл, борющийся со львом».

В скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть. Мы видим решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытается освободиться, впивается когтями в тело героя, но силы уже покидают льва.

3.Микеланджело «Восставший раб» .

Статуя является вершиной скульптурного творчества Микеланджело, олицетворяет героическую борьбу человека за свое освобождение. Мы видим прекрасного и сильного юношу, пытающегося разорвать путы. Скульптура передает предельное напряжение сил, отчаянный порыв к свободе.

4.Следующее произведение- картина работы живописца Павла Корина «Александр Невский».

Это произведение Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942-1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

Картина представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом борьбы за свободу Родины. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости русского народа.

5.Эжен Делакруа «Свобода ведущая народ». Долгой и сложной была работа над картиной. Смысловым центром картины становится фигура Свободы – прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых.

Учитель:

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили.

Мы музыку сюда введём,

Чтобы они заговорили.

В нашем музее представлен необычный портрет великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена – памятник Бетховену в г. Вене.

Проблемный вопрос : Почему среди прочих изображений здесь представлена фигура композитора?

Сегодня мы будем слушать музыку Бетховена и определим каков его герой.

Слушание фрагмента III части Симфонии №5 Бетховена.

(Работа в парах) Задание. Ответьте на вопросы:

1.Кто или что представляет из себя главный герой симфонии?

2.Каким вы его представляете?

3.Что с ним происходит в этой части симфонии?

(В герое борются два человека – слабый и сильный, с одной стороны-тревога, сомнение, жалобные интонации, у виолончелей и контрабасов в низком регистре, с другой – повелительная, резкая, призыв к действию, маршевые интонации, у труб и деревянных духовых).

Музыку этой симфонии композитор определил как тему своей судьбы. А о главном мотиве, открывающим симфонию №5 сам Бетховен сказал «Так судьба стучится в дверь». (Показ интонации Бетховена).

Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?

Д.: Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.

Необычна и судьба самого композитора.

Учитель: Что вы знаете о судьбе Бетховена?

Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота.

Действительно, в годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим, однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению, «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы.

Борьбе со всеми несправедливостями мира посвятил свою 5-ю симфонию Бетховен. Главный замысел его музыки: «через борьбу – к победе, через тернии – к звездам».

Об этом и рассказывает нам Пятая симфония. Но прежде, как вы понимаете симфонию? В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс… С чем симфонию можно соотнести, например, в литературе?

Д.: Симфония похожа на большой рассказ, повесть, роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное.

У: Сейчас мы слушали фрагмент её третьей части, представляющий своего рода героический центр симфонии.

Но что было до этого? О чём поведал Бетховен в первой части симфонии? Открывает её тема-эпиграф, о которой композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь!»

Какая должна быть музыка, рисующая образ судьбы? Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы? Какой вы её слышите?

Предположения учащихся

Реальный вариант

Характер

Грозная. мрачная, сильная. страшная

Интонации

маршевые

Медные духовые, струнные

Динамика

Форте, фортиссимо. Нарастание динамики

Портрет человека

Мужественный, борющийся,сопротивляющийся

Кто побеждает

У: Как думаете, чем закончится борьба героя с судьбой? Ответить на вопрос поможет главная тема 4 части симфонии. Передайте в дирижерском жесте характер образа этой музыки.

Слушание IV части симфонии. (Дирижирование в характере музыки)

У: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу?

Д : Победу, праздник, ликование, гордость, величие. мелодия победного, песенно – маршевого характера, фанфары медных духовых инструментов.

Подведение итогов.

У: Почему музыка Бетховена может звучать в нашем музейном зале? Что ее роднит со всеми произведениями искусства, представленными здесь?

(образ преодоления, победы, торжества)

Удалось ли Бетховену воплотить замысел симфонии (: «через борьбу – к

победе, через тернии – к звездам»)?

У.: Подумать только, уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в ней люди?

Д .: Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.

И конечно, нам всем в жизни необходимы любовь и поддержка, тепло и забота близких людей, друзей, все то, о чем поется в песне «Мы в доме одном живем», которую мы с вами сейчас и исполним.

Исполнение песни «Мы в доме одном живем»

Рефлексия.

Что у вас вызвало затруднение на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что нового вы узнали на уроке??

Какую музыку хотели бы услышать (исполнить) еще раз?

Домашнее задание : нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на уроке.

Образы БОРЬБЫ И ПОБЕДЫ В ИСКУССТВЕ

Гений Бетховена, Баха, Моцарта... Есть в музыке каждого из этих композиторов то возвышенное благородство и человечность, которые отличали их на протяжении всей жизни.

Памятник Бетховену.

Австрия город Вена

Во всём мире известна Симфония №5 Людвига ван Бетховена (1770-1827). Она посвящена судьбе Земли, судьбе человечества. В годы написания симфонии частичная потеря слуха композитора завершилась полной глухотой. Однако Бетховен преодолевает удары судьбы, он не сломлен. В ответ на её вызов композитор бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению "судьбу за глотку", создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы.

"Почему я пишу?" То, что у меня на сердце, должно найти в себе выход. Вот поэтому -то я и пишу",_ говорил Л.Бетховен.
Послушай главную тему 1 части Симфонии №5. Четырёхзвучный мотив, который открывает 1-ю часть симфонии воспринимается слушателями "как огненная надпись". Сам Бетховен сказал об этом мотиве: "Так судьба стучится в дверь".
Героические образы музыки Л.Бетховена часто сравнивают со скульптурными и живописными образами итальянского художника Микеланджело эпохи Возрождения (конец 15в. начало 16в.)

Восставший раб







с греческой скульптурой Ники Самофракийской - богини победы.

Послушай финал Симфонии №5 Л.Бетховена.

Сопоставив две части Симфонии №5 - 1-ю и 4-ю можно убедиться в развитии творческого замысла композитора: через борьбу - к победе", "через тернии - к звёздам".

Единство формы и содержания в музыке, живописи и литературе

Эскиз, этюд, набросок, зарисовка - с этими словами ты встречаешься во всех видах искусства. Создание произведения всегда связано с поиском единства формы и содержания.
А.С.Пушкин говорил, что "следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная". В рукописях Л.Бетховена можно наблюдать своего рода работу скульптора, обтёсывающего материал, из которого рождается образ - тема симфонии.
Рассмотри наброски рукописей Бетховена


Страницы рукописей Л.Бетховена выглядят как "кровоточащий рассказ о грандиозном внутреннем сражении... Прежде чем писать эту страшного вида партитуру, Бетховен в течении трёх лет заполнял блокноты эскизами. Представьте себе целую жизнь, полную борьбы, часть за частью, симфония за симфонией, концерт за концертом. Всё новые попытки стремления к совершенству... Где-то здесь ключ к тайне большого художника, который отдаёт всю свою энергию и жизнь, чтобы прийти к убеждению, что одна нота следует за другой неизбежно. Создавая своё произведение Бетховен заставляет нас поверить в такое чувство, что оно есть настоящее в этом мире, следующее своим, твёрдо установленным законам, чему мы можем твёрдо верить, что никогда не подведёт нас" . Так писал современный американский композитор, дирижёр и пианист Л.Бернстайн о работе Бетховена над Симфонией №5.
Рассмотри наброски Пушкина к своим литературным произведениям.


Многие поэты писали стихи о гениальной музыке Л.Бетховена.
Прочитай стихотворение Александра Ченина " Бетховен. Симфония №5"

Почти у каждого, я думаю, случалось,
Когда беда упорно в дверь стучалась.
И кто как мог, справлялся с той бедою.
Бетховен музыкой предстал перед Судьбою.

Та-та-та-та, - удары прозвучали; -
Потеря слуха к Гению стучала.
Представить трудно нам его волненье.
Он в разных звуках черпал вдохновенье.

В борьбе с недугом музыка рождалась.
В ней было всё. С угрозы начиналась.
Та-та-та-та, Судьба стоит у двери
И Гений музыкой упрямо ей ответит.

Она взывает, собирает силы
Но у Судьбы есть мощь, - мрачны Её мотивы.
Идёт борьба, - звучащие аккорды
Переплетаются в миноре и мажоре.

То наступают мрачно силы рока,
Но вот призывно, тихо, издалёка
И, нарастая силой, радостью, свободой,
Звучит оркестр мощно с небосвода.

И у Судьбы растаяла угроза!
Прорвалось Солнце и ликует тоже!
А музыка меняет ритмы марша
Веселье, радость, торжествует, пляшет.

Судьба бормочет тихо про угрозы.
Уже нет мрака, отгремели грозы.
Победный гимн сильнее нарастает!
Аккорд! Аккорд! Аккорд! Симфонию венчает.

Бетховен многое потом ещё напишет
И палочкой в зубах мелодию он слышит.
Могучий дух и Гений всех народов
Нам посвятил свой дар, полученный от Бога.

Когда ко мне беда стучится в двери
Или душа уже почти не верит,
Я пятую симфонию включаю
И с музыкой спокойно побеждаю.

Какую музыку оставил нам Бетховен!
Владел он тайною и Гения достоин.
И через сотни лет, - борьба его с Судьбою,
Что в музыку легла, - всегда готова к бою!

Задание1

Вспомни Симфонию №3 Л.Бетховена ("Героическую").

Изначально симфония №3 была написана Бетховеном в честь Наполеона , его судьбы и героической деятельности, который была кумиром многих того поколения. Но в дальнейшем, из-за разочарования Бетховена в политике Наполеона, Бетховен вычеркнул имя Наполеона из партитуры симфонии, не изменив при этом ни одной ноты. Написана в 1803- 1804 годах в Вене, премьера

Чем отличаются художественные образы от эскиза и картины?

Музыка

5 класс

Урок № 13

Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Образы борьбы и победы в искусстве

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Портрет в изобразительном искусстве и в музыке;

Роль скрипки в жизни людей разных эпох;

Тема борьбы и победы в творчестве Л. В. Бетховена.

Тезаурус

Диапазон – это объём звучания певческого голоса или музыкального инструмента между самым низким и самым высоким звуками.

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.

Аранжировка – это переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов или голосов.

Обязательная литература

1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей, а также художественное изображение, образ литературного героя.

Исходя из этого определения, можно сказать, что термин «портрет» применим и к живописи, и к литературе. Данный жанр характерен и для музыкального искусства.

Скрипка всегда имела большое значение в жизни людей. Именно поэтому художники часто писали изображение этого инструмента и портреты музыкантов-скрипачей.

Александр Блок так писал о скрипке:

Не соловей - то скрипка пела,

Когда ж оборвалась струна,

Кругом рыдала и звенела,

Как в вешней роще, тишина...

Скрипка в привычном для нас виде появилась в Европе в XVI веке и сопровождала людей на протяжении многих веков. На скрипке играли на народных праздниках и в аристократических кругах.

Норвежская народная песня «Волшебный смычок» отражает значение скрипки в жизни простого народа.

Музыкант играл на скрипке, я в глаза ему глядел,
Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.
Я не то чтобы от скуки, я надеялся понять,
Как умеют эти руки эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки, из каких-то бледных жил,
Из какой-то там фантазии, которой он служил.
А еще ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь.
А чего с ней церемониться, чего ее беречь.

Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший из души моей костер.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она.

Всемирно известный скрипач-виртуоз Никколо Паганини жил в 19 веке. Его мастерство владения этим непростым инструментом поражала слушателей настолько, что они думали, что в деле замешала нечистая сила.

Самое знаменитое произведение Паганини - «Каприс №24». Слово «каприс» в переводе с французского означает каприз или прихоть.

Многие музыканты позже обращались к этой музыке. Так, всему миру известна «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова, написанная в форме вариаций. Позже на эту музыку был поставлен балет. Современный гитарист Виктор Зинчук сделал аранжировку каприса для электрогитары и успешно исполнял её на своих сольных концертах.

Аранжировка – это переложение музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов или голосов.

Музыка может быть не только живописной, то есть передавать характерные черты человека, героя или инструмента, или рисовать пейзажную зарисовку. Она может выражать какую-то эмоцию или глобальную идею: идею борьбы, победы, справедливости, героизма.

Музыка великих композиторов: Баха, Бетховена, Моцарта, как раз и была подчинена такой общей идее. Слушая их музыку, мы не замечаем изобразительные мелочи (например, звукоподражании волнам, трепету крыльев птицы), мы ощущаем причастность к чему-то великому, к глобальной идее.

Наиболее ярко тема борьбы и победы проявилась в творчестве Бетховена. Его не только заботила судьба его страны и человечества, он и сам находился в постоянной борьбе. Он ежедневно приспосабливался жить и сочинять музыку с прогрессирующей глухотой, приводившей его в отчаяние.

Главный мотив Симфонии №5 называют «темой судьбы». Ритмический рисунок создаёт ощущение тревоги. Сам Бетховен говорил: "Так судьба стучится в дверь!"

Тем не менее, в музыке Бетховена «добро всегда побеждает зло». Она очень жизнелюбива, полна радости жизни и веры в светлое будущее.

Несмотря на то, что как говорят «в музыке всего семь нот», сочетание этих нот бесконечно. Музыка рисует портреты и пейзажи, вовлекает нас в сопереживание личной или общечеловеческой проблемы. Главное, научиться внимательно её слушать и попытаться понять, что именно хотят донести до нас композиторы и исполнители!

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. О ком идёт речь в норвежской народной песне «Волшебный смычок»?

Варианты ответа: скрипач; флейтист; барабанщик

Важное место в уроке отведено разговору о скрипке, дети узнают, какое значение имел этот инструмент в жизни людей, начиная с XVI века. Кроме того, в самом названии есть подсказка. Флейта – это деревянный духовой инструмент, на барабане играют с помощью палочек, а вот для игры на скрипки чаще всего нужен смычок.

Правильный ответ: скрипач

№ 2. Кем был Никколо Паганини?

Варианты ответа: композитором; скрипачом-виртуозом; архитектором; поэтом; пианистом; скульптором

На уроке дети познакомились с творчеством Н. Паганини и прослушали фрагмент его произведения: Каприс №24. Исходя из этого, следует, что Н. Паганини – композитор. Это очень виртуозное произведение для скрипки, а о способностях композитора ходили слухи. Люди не верили, что человек может так технично играть на этом инструменте. Поэтому второй правильный ответ - скрипач-виртуоз. Архитектором, поэтом, пианистом и скульптором Н. Паганини не являлся.

Тема урока: «Образы борьбы и победы в искусстве.

Творчество Людвига ван Бетховена.»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний:

Форма: межпредметный интегрированный урок (изо, музыка).

Цель: восприятие и первичное осознание учащимися образов борьбы и победы в творчестве Людвига ван Бетховена, осмысление связей музыкальных произведений композитор (муз. образов) . с аналогичными образами в изо.

Задачи:

образовательные:

эмоционально, осознанно, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания;

познакомить учащихся с музыкой Бетховена, фрагментами его жизни и творчества;

развивающие:

развивать умение анализировать произведение;

развивать умение выразить свое отношение к музыке Бетховена в процессе слушания

воспитательные:

формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;

прививать чувство сострадания, гуманизма к окружающим;

воспитывать музыкальный вкус;

формирование духовно-нравственных оснований обучающихся средствами искусства.

Методы: анализ, сравнение, эмоциональная драматургия (ритмопластика)

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Структура урока:

Музыкальное приветствие.

Здравствуйте ребята

Как ваше настроение?

Готовы заниматься?

Мы будем все стараться?

Обращаем внимание на гостей!!!

Введение.

Сегодня ребята мы как всегда приветствуем на нашем уроке её величество музыку. Почему этому виду искусства уделяется столько внимания.? Наверное потому, что музыку мы встречаем повсюду, с утра нас поднимает любимая мелодия в телефоне. Приходим в школу, нас приглашает на урок заливистый звонок. Гуляя по парку мы слышим весёлое, весеннее пение птиц. Т.е музыка окружает нас повсюду.

А ещё ребята музыка - это история - история судьбы нашей Земли, история – судеб прекрасных музыкантов-композиторов.

Судьба многих музыкантов - трагична. Чтобы жить, творить многим из них приходится бороться с жизненными трудностями идти наперекор судьбе

Тема.

Открываем тетради и учебники стр 122 записываем тему урока «Образы борьбы и победы в искусстве. Творчество Л в Бетховена».

Новый материал.

звучит "Лунная соната" Л.в. Бетховена, учитель читает авторское стихотворение о Бетховене

Рассказываем о творчестве Бетховена

Бетховен Людвиг ван (1770-1827), немецкий композитор.

Родился в Бонне в семье музыкантов. Первым учителем музыки стал для Бетховена отец, чей вспыльчивый и грубый характер почти полностью отвратил мальчика от занятий.

Гораздо больше ему дали уроки придворного капельмейстера (руководитель капеллы) К. Г. Нефе.

В 1785 г. Бетховен был назначен на должность органиста курфюрстской капеллы. В 1792 Г. по распоряжению курфюрста (правителя) Макса Франца II он уехал в Вену для совершенствования своего мастерства. Музыкант занимался у И. Шенка и Й. Гайдна, а после отъезда Гайдна в Англию в 1794 г. - у А. Сальери и И. Г. Альбрехтсбергера.

Наиболее значительные сочинения, созданные Бетховеном к середине 80-х гг. XVIII в.: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и № 14 («Лунная»; название дано уже после смерти автора), оратория «Христос на Елеонской горе» (1802- 1803 гг.), «Крейцерова соната» для скрипки и фортепиано (1803 г.), Третья («Героическая») симфония (1804 г.; сначала автор хотел посвятить это произведение Наполеону I, но, когда тот провозгласил себя императором, снял посвящение), опера «Фиделио» (1805 г., поставлена в Вене).

В 1809 г. эрцгерцог Рудольф, князь Лобковиц и граф Кинский предложили Бетховену остаться работать и концертировать в Вене. С тех пор он постоянно жил в этом городе. Его выступления проходили с неизменным успехом; в 1814 г. композитор достиг пика своей славы. Но жизнь его омрачалась прогрессирующей глухотой, впервые давшей о себе знать ещё в 1797 г. Болезнь заставила полностью отказаться от концертной деятельности.

Однако, даже полностью потеряв слух, Бетховен продолжал писать музыку. В последние годы жизни он создал пять фортепианных сонат (всего их 32), пять струнных квартетов и др.

Своеобразным синтезом и вершиной всего творчества Бетховена явилась Девятая симфония (1823 г.) с хором в финале на слова оды Ф. Шиллера «К радости». Это произведение он писал, уже будучи тяжело больным, мучимый одиночеством и разочарованием в людях.

Пожалуй, основной темой творчества Бетховена можно назвать идею героической борьбы за свободу, созвучную революционной эпохе. Вместе с тем его музыка передаёт и тончайшие лирические переживания.

«Внезапно разразилась страшная гроза со снежной метелью и градом... Удар грома потряс комнату, освещенную зловещим отблеском молнии на снегу. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом протянул к небу правую руку со сжатым кулаком. Выражение его лица было страшно. Казалось, он кричал: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы!..» Хюттенбреннер (молодой музыкант, единственный оставшийся у постели умирающего. - А. К.) сравнивает его с полководцем, который кричит своим войскам: «Мы их победим!.. Вперед!» Рука упала. Глаза закрылись... Он пал в бою».

Похороны состоялись 29 марта. В этот день все школы столицы Австрии были закрыты в знак траура. За гробом Бетховена шли 200 тысяч человек - примерно десятая часть населения Вены.

В тетради отмечаем годы жизни.

Жанры: концерт. соната, квартет, оперы, балеты.

Но самым любимым муз жанром была симфония 9 симфоний.

Симфония - муз. произведение для симфонического оркестра состоящее из 3-4 частей объединённых общей темой, но разных по звучанию.

Задание . Если бы я был Бетховеном? (дети из предложенных характеристик выбираю то что могло бы соответствовать музыке Бетховена)

Солнечная. Игривая, тревожная, трагичная, таинственная, хмурая, грозная, ласковая,

Подтвердить или опровергнуть это нам поможет музыка композитора.

Играем музыку ноты. (начало симфонии №5)

Вот такими, тревожными звукам начинается симфония №5 Бетховена. Давайте простучим ритм этой мелодии…

Скажите с чем ассоциируется этот звук?

Сам Бетховен говорил, что так стучится судьба в дверь.

Слушаем отрывок первой части

Дети отвечают устно и отмечаем на доске (лад: грустный. весёлый; темп: быстрый, медленный, умеренный: ритм: плавный, отрывистый; динамика: громкая. тихая, смешанная; мелодия)

Рассматриваем эскизы, рукописи. Читаем текст на странице 124.

Надо отметить что музыкальные образы Бетховена очень часто сравнивают с образами других видов искусств.

Ника Самофрокийская - древнегреческая богиня победы

Микеланджело- «Восставший раб»

Как вы думаете, что между этими произведениями общего? Отвечают.

А сейчас мы с вами будем дирижёрами. Кто такой дирижёр?

Будем исполнять вместе с музыкантами произведения Бетховена. (ритмопластика)

Открываем дневники и записываем домашнее задание . Стр 125 выписать в тетрадь определения эскиз, этюд, набросок, зарисовка.

Рефлексия: На столах у вас лежат нотки если вам на уроке было интересно и вы получили новые знания то поднимите вверх зелёные нотки, а если вам было неинтересно и не понятно о чём говорил учитель белые.

Закончить наш урок я решила стихотворением Елены Камориной «Слово о Бетховене

Его талант сравним с пургой,
Грозою и огнём;
И будет музыка его
Победно петь о нём.

Через года, через века
Той музыке идти,
Пускай же шествует она,
Прекрасней нет пути.

Жизнь для него была не Рай,
А очень часто Ад,
Но он не плакал,
Не стонал, а был
Всегда ей рад.

Пред ним вставала каждый день
Завистников стена,
Его душила, лила грязь
Из клеветы она.

Затем на гения напал
Физический недуг,
Утрата слуха принесла
Ему немало мук.

Но крылья гордые свои
Бетховен не сложил;
Свободе, свету и любви
Он до конца служил.

Назло бездарным халуям
Он жизнь боготворил;
И "Оду к радости" свою
Он миру подарил.

И не страдалец, а боец,
Не жертва, а творец;
Кумиром стал он навсегда
Для тысячи сердец.

Управление образования МО "Барышский район"

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа р.п. им В.И.Ленина

муниципального образования " Барышский район" Ульяновской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК