Мы говорим о бессмертии комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это не красное словцо. Комедия действительно бессмертна. Вот уже несколько поколений нас, читателей и зрителей, вовлекают в неравнодушный диалог с ее героями, который звучит и взволнованно, и современно. На мой взгляд, столь же современно и сравнение двух главных персонажей, так как это позволяет не только глубже понять идейно художественные особенности произведения, но и лучше понять значение образов героев для раскрытия вечных ценностных смыслов жизни.
Разумеется, у нас есть основание для сравнения двух самых ярких персонажей комедии – Чацкого и Фамусова. В чем его суть? Да в том, что оба живут в одну переломную эпоху в развитии русского общества, оба по своему социальному происхождению относятся к аристократическим верхам, то есть оба образа типические и социально обусловленные.
Казалось бы, что может объединять столь несхожие персонажи! И все таки у Фамусова и Чацкого есть некоторое сходство. Вдумаемся: и тот, и другой являются типичными представителями своей среды, оба имеют свой жизненный идеал, оба имеют чувство собственного достоинства.
Однако различий в этих персонажах, конечно, гораздо больше, чем сходства. В чем же оно проявляется ярче всего? Присмотримся к героям попристальнее.
Да, Чацкий умен. «Он не только умнее всех прочих лиц, – замечает Гончаров в статье «Мильон терзаний», – но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием». Ум Чацкого сверкает в его пылких монологах, в его метких характеристиках, в каждой его реплике. Правда, мы в основном убеждаемся в вольномыслии Чацкого, а о других сторонах его ума можем лишь догадываться. Но это вольнодумие и есть то главное, что ценит в нем Грибоедов.
Умный человек Чацкий противопоставлен глупцам, дуракам и в первую очередь Фамусову не потому, что тот глуп в прямом, однозначном смысле этого слова. Нет, он достаточно умен. Но ум его противоположен уму Чацкого. Он реакционер, а значит, глупец с общественно исторической точки зрения, ибо защищает старые, отживающие, антинародные взгляды. Он глупец, потому что его не коснулось просвещение с его высокими идеями добра, гуманизма, облагораживающего влияния знаний на человека. Что касается «свободомыслия» Фамусова, то его хватает лишь на брюзжание в адрес «побродяг» учителей, а также модников – закономерная деталь всей его барской, патриархальной сути.
Чацкий и Фамусов. Чем же еще разнятся эти персонажи? Да хотя бы тем, что оба героя имеют идеалы, но сколь они противоположны!
Идеалом Чацкого является все новое, свежее, несущее перемены. Это образ, в котором достоверно воплощены черты личности гражданского склада.
Каков же у Фамусова идеал человека? Идеалом для него является дядя Максим Петрович – вельможа екатерининского времени. В те времена, по выражению Чацкого, «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея». Максим Петрович был важным барином, ел на золоте, «езжал то вечно цугом»; «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». Именно таким путем он приобрел вес, «выводил в чины» и «пенсии давал» при дворе Екатерины II.
Фамусов восхищается и Кузьмой Петровичем:

Покойный был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат…

Таким людям Фамусов стремится подражать, их способы получения чинов и денег он считает самыми верными.
Отличает главных персонажей и их отношение к деятельности, к службе, рабской морали.
Чацкий, несомненно, из породы деятелей. Он служил. Сфера его недавней деятельности вызывает у Молчалина зависть, у Фамусова – сожаление, возможно, некоторую даже зависть. Ведь Чацкий попал туда, в Петербург, ближе к «министрам», куда, не исключено, хотел бы в свое время попасть и Фамусов. Кредо Чацкого в этом вопросе таково: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкого возмущает служба лицам, а не делу, чинопочитание, семейственность.

Чем же является служба для Фамусова? Выполнением гражданского долга? Нет, служба для него – только средство получения наград, чинов и денег. Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Как типичного бюрократа, Фамусова не интересует содержание этих бумаг, он смертельно боится только одного: «Чтоб множество не накоплялось их».
Хвастаясь своим «обычаем», он говорит:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Фамусов нисколько не смущен тем, что свел все служебные обязанности к подписыванию бумаг. Наоборот, он самодовольно хвастается этим.
Разное у героев и отношение к просвещению. Чацкий – гуманист. Как патриот, он хочет видеть свой народ просвещенным, свободным.
Для Фамусова же просвещение – это опасность, угрожающая привычным устоям жизни. Фамусов говорит с ненавистью:

«Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений…»

Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа. В противовес клеветническим утверждениям помещиков крепостников о крепостном крестьянстве, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть, во фразеологии декабристов, свободолюбивом народе.
Фамусов же заядлый крепостник. Он ругает слуг, не стесняясь в выражениях, «ослами», «чурбанами», называет не иначе, как Петрушками, Фильками, Фомками, не считаясь ни с возрастом, ни с достоинством человека.
Еще раз задумываюсь над характерами главным персонажей комедии. В чем же смысл сравнения Чацкого и Фамусова? Почему они противопоставлены друг другу в пьесе?
Думается, что сравнение – великолепный прием, с помощью которого раскрываются идейно художественные особенности произведения, становится гораздо понятнее замысел автора и его отношение к героям.
Конечно, в какой то мере и Фамусовы необходимы в жизни, ибо они вносят в общество здоровый консерватизм, устойчивость, традиции, без которых обойтись нельзя. Но цветом общества всегда является интеллигенция, которая будоражит общество, взывает к его совести, будит общественную мысль, жаждет нового. Таким дворянским интеллигентом, человеком декабристского круга, и был Чацкий – герой, завещающий нам любовь к Отчизне, благородное стремление к правде, свободолюбие и стремление служить людям.

Идеалы и взгляды Чацкого (Грибоедов)

Действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» происходит в те годы, когда становится все более явным раскол в дворянской среде. Это было начало 20-х годов XIX века. Влияние идей французских просветителей, рост русского национального самосознания после войны 1812 года и заграничных походов объединили многих молодых дворян в стремлении изменить общество. Но большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт запечатлел Грибоедов в своем произведении.

Главный конфликт комедии - это конфликт двух мировоззрений, столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии присутствует и второй конфликт - любовный (есть даже классический любовный треугольник: Чацкий - Софья - Молча-лин), но он не является основным, хотя оба конфликта тесно переплетены и дополняют друг друга, оба они находят свое разрешение в конце пьесы.
Носителем новых, прогрессивных идей выступает Александр Чацкий, его идейным противником в комедии является все фамусовское общество. Почему же их столкновение было неизбежным? Потому, что Идеалы и взгляды Чацкого не совпадали и не могли совпасть со взглядами и идеалами Фамусова. Прежде всего у них разные взгляды на службу. Если для Фамусова служба лишь источник чинов, богатства, то для Чацкого - это гражданский долг всякого молодого дворянина. Чацкий готов служить, но «делу, а не лицам», Отечеству, а не вышестоящему чиновнику. Он пытался служить, даже был знаком с министрами, но затем вышел в отставку и порвал прежние знакомства, так как убедился, что служить честно, не прислуживаясь, в это время было невозможно. Чацкий отвечает на совет Фамусова «пойти послужить»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

В монологе «И точно, начал свет глупеть» он с негодованием говорит о тех чиновниках, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея!». Прошедший век Чацкий называет очень точно: «Прямой был век покорности и страха». Но для Фамусова это был «золотой» век; недаром он ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, оступившись на приеме, сумел рассмешить царицу и добиться ее благосклонности. Для Скалозуба и Молчалина карьера - главное в жизни, и они готовы добиваться чинов любыми способами, даже унижением и лестью. Мечта Скалозуба - «мне только бы досталось в генералы».

Александр Андреевич выступает в комедии как яростный противник крепостного права. И это понятно: он выражает взгляды на общественное устройство России не только самого автора, но и многих его друзей-декабристов, которые считали, что образованный, просвещенный человек не должен владеть другими людьми. Чацкий с гневом говорит о неком крепостнике, «Несторе негодяев знатных», который променял верных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь «в часы вина и драки», на «борзые три собаки». Чацкий в монологе «А судьи кто?» обличает тех «отечества отцов», которые, «грабительством богаты», «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соору-дя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве», обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Сам
Чацкий относится к народу с большим уважением, он называет его «умный, бодрый наш народ». Чацкого невозможно представить в роли крепостника, недаром Фамусов советует ему не управлять «имением оплошно» . Чацкий ценит человека по его уму, образо-, ванности, а не по количеству крепостных душ или чину. Поэтому для него некий Фома Фомич, известный и важный чиновник,- всего лишь «пустейший человек, из самых бестолковых». Чацкий ратует за свободу личности, за право человека самому распоряжаться своей судьбой: служить или не служить, заниматься наукой или искусством, жить в деревне или в городе. Чацкий - сторонник просвещения, образования, и все эти Взгляды Чацкого вызывают ужас неприятия у его идейных противников.

Идеалы и взгляды Чацкого - это Идеалы и взгляды истинного патриота; он саркастически говорит о неком французике из Бордо, который на вечере в доме Фамусова рассказывал собравшимся гостям, «как снаряжался в путь, в Россию, к варварам, со страхом и слезами», но когда приехал, «нашел, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил...». Этот французик чувствовал себя «маленьким царьком», и Чацкий жаждет всей душой,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья...

В комедии Чацкий трагически одинок, у него нет сторонников среди главных действующих лиц, но есть два внесценических персонажа, которых мы можем отнести к сторонникам главного героя. Это прежде всего двоюродный брат Скалозуба, который неожиданно вышел в отставку и «в деревне книги стал читать», и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с возмущением говорит: «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник».

В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение. Это поражение было неизбежно, так как Чацких было еще слишком мало в обществе. Как написал в критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Но таких, как Чацкий, Гончаров назвал «передовыми воинами, застрельщиками», которые первыми вступают в бой и почти всегда погибают. Но мысли, идеи, Идеалы и взгляды Чацкого не пропали даром, такие Чацкие выйдут на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, где и произойдет их столкновение с миром Фамусовых, молча-линых и скалозубов.

Знаменитая комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова была создана уже после Отечественной войны 1812 года, когда в России наступил период духовного подъема. Поэтому в этом произведении обсуждаются самые наболевшие общественные темы и вопросы государственной службы, воспитания и образования, подражания всему заграничному и презрения к своему национальному.

Характер Чацкого

Характер одного из главных героев этого произведения - Чацкого - довольно простой, но эмоциональный портрет его весьма многообразен, однако в общем он изображает Чацкого как положительного человека, который проявляет максимализм во всех своих действиях и чувствах. Он имеет незаурядный ум, ищущий познаний и совершенства, и обладает очень честолюбивым нравом. Отношение Чацкого к службе нужно рассматривать через призму того, что он был человеком просвещенным и мог трезво оценивать проблемы политики. Он не оставался равнодушным, когда притесняли русскую культуру и затрагивался вопрос человеческой гордости и чести. Однако Чацкий совсем не разбирался в делах любовных, постоянно рвался в бой и вскоре, как обычно, испытал разочарование.

Биография Чацкого

Чтобы подробнее раскрыть такую тему, как отношение Чацкого к службе, для начала нужно разобраться, кто он такой. Итак, Александр Андреевич - молодой дворянин, покойный отец которого был другом Фамусова. Он возвращается из-за границы в Москву, чтобы повидаться со своей возлюбленной Софьей Фамусовой, с которой он не виделся целых три года. Будучи детьми, они дружили и любили друг друга, но Софья не могла простить Чацкому его неожиданного отъезда за границу, который отбыл, даже не оповестив ее об этом. И поэтому их встреча прошла в холодной и равнодушной атмосфере из-за Софьи.

Прототипом Чацкого у Грибоедова послужил который резко критиковал России и из-за своих сочинений был объявлен сумасшедшим. Его труды в Российской империи были запрещены и не публиковались.

Отношение Чацкого к службе

С чего же разгорелся весь конфликт Чацкого с обществом? Все началось с беседы с Молчалиным. Чацкий не может понять, как Софья могла полюбить такого человека. Когда в дом Фамусова съезжаются гости, Чацкому удается пообщаться с каждым, и с каждым таким разговором будет увеличиваться противостояние.

Чацкий в открытую выступает против крепостного права и против тех людей, которые считаются «столпами» дворянского общества, например, таких как Фамусов. Ему также ненавистны порядки екатерининского века.

Чацкий считает себя свободной и независимой личностью, которой чужда рабская принадлежность. Но Фамусов и все его общество - это вельможи екатерининского века и особые «охотники поподличать».

Отношение Чацкого к службе негативное, и поэтому он уходит со службы. Чацкий с огромным желанием мог бы служить Родине, но ему совсем не хочется прислуживать начальству, в то время так в светском обществе Фамусова бытует мнение о том, что служба лицам, а не делу является источником личных выгод.

Отношение к богатству, чинам и т.д.

Отношение Чацкого к чинам и богатству отличается тем, что он хочет, чтобы человека оценивали по его личным качествам и достоинствам. Он признает свободу мыслей каждого человека в своих высказываниях и убеждениях. В свою очередь, не расценивает этих прогрессивных взглядов героя, оно оценивает людей по дворянскому происхождению и количеству крепостных. А мнение высшего общества свято и непогрешимо. Чацкий выступает за просвещение страны в литературе и искусстве путем научной работы, за единение светской интеллигенции с простым народом и против подражания иностранцам.

А вот комфортнее без книг и учений, оно рабски подражает всему заграничному, особенно французскому.

В любви Чацкий ищет искренности чувств, а в высшем свете везде присутствует притворство и брак по выгодному расчету.

Комедия «Горе от ума» отказала большое влияние на всю русскую литературу и в ней заняла далеко не последнее место. В этом произведении имеется противостояние между двумя героями - Фамусовым и Чацким. Это не просто нестыковка двух характеров, а поединок между двумя взглядами на мир, и, можно сказать, двумя эпохами - «нынешним веком и веком минувшим». Чацкий - правдолюбивый человек широких взглядов. Краткая выдает человека, зависящего от общественного мнения, считающегося с установленными порядками и отвергающего все, что выходит за рамки установленных в обществе правил и традиций и даже его собственного понимания. Он боится того, что его репутация и репутация его семьи может пошатнуться, с опасением относится даже к возможным сплетням о нем и о том, что происходит у него дома. Более подробная характеристика Фамусова будет рассмотрена ниже.

Его фамилия - это производное от латинского слова «fama», в переводе - молва или слух. Итак, действие «Горя от ума» начинается с того момента, как Чацкий приходит в дом семьи Фамусовых, к своей любимой Софье, дочери Фамусова, которую целых три года не видел. Она, к его крайнему и неприятному удивлению, к нему холодна. Оказывается, ее возлюбленный - это Молчалин, секретарь ее отца. Это еще больше поражает Чацкого, поскольку этого человека он глубоко презирает за его стремление выслужиться перед всеми, низкопоклонничество и чинопочитание.

На долю Фамусова выпал нелегкий день. Сначала ему морочит голову дочь своими поклонниками. Затем Чацкий раздражает его своими речами, непонятными для него; в конце концов у него

возникает подозрение, что его гость спятил. После этого он пытается всеми силами убедить дочь в том, что водиться с «безумным вольтерьянцем» ей не стоит. Ведь Чацкий, с его прогрессивными взглядами, совершенно непонятен Фамусову, человеку довольно ограниченному. Поэтому он выражает свое недовольство им. Весь день он не может разобраться в интригах молодежи. Сначала он пытается выяснить, кто же именно по душе его дочери. Затем предостерегает ее от Чацкого - вольнодумца и «вольтерьянца».

Характеристика Фамусова, данная Грибоедовым, указывает на человека в высшей степени консервативного, боящегося каких-либо изменений и общественного мнения, воспринимающего все «странное», непонятное его ограниченному сознанию, как безнравственное и опасное. Его пугает привычка Чацкого иметь собственное мнение, доходить до всего своим умом, при этом не руководствуясь понятиями окружающих.

Поэтому он выказывает «вольтерьянцу» свое неприятие. Кроме того, характеристика Фамусова как необразованного человека, презирающего «ученость и учение, причину безумных мнений», жестокого крепостника и недалекого управляющего в казенном месте явно не делает ему чести. Он унижает достоинство своей прислуги, нередко угрожает кому-нибудь из нее «ссылкой на поселение». чисто бюрократическое. Для него главное - это чины, выгодные связи и деньги.

Характеристика Фамусова - это прямая противоположность качествам Чацкого. На этом примере автор точно и с юмором раскрывает конфликт поколений, а также конфликт общества и отдельных личностей, не разделяющих некоторые понятия этого общества. В целом, характеристика Фамусова и Чацкого - это противопоставление людей «века прошедшего» и «века нынешнего».

- - Прошлое на то и прошлое, чтобы там оставаться.
Раньше это воспринималось как груз. Слышал множество раз. Пытался понять, но все время недоставало ключа. Будто.. целого множества звеньев. А теперь легче.
Я глядел с присущим мне непониманием, мол, как же ты можешь отпустить то, что так значимо? А на деле.. цеплялся. Слишком долго и сильно, боясь пустоты. А держаться нужно было за то, что Есть. Смотреть прямо. "КАК ТАК МОЖНО". Вот так. Берешь - и оставляешь.
Вероятно, я был не на том этапе, а может попросту не хватало сил.
Думаете, я это сделал? Нет. Это будто само произошло. Сменилось отношение и нет крика, рвущего изнутри. Совсем не хочется, даже шепотом. Потому что пришло понимание.
Другими глазами взглянул. И.. ррраз.
Оно там - я здесь. Все хорошо? Все хорошо.

***
Осталось совсем немного. Не в цифрах, ведь Гамлету их доверять нельзя. Интуитивная аксиома, несущая заблаговременный покой и вместе с тем интригу. Надежду на лучшее.
Ты подходишь к высокому металлическому забору с горизонтальными прутьями, окрашенными в потускневший зеленый цвет. Ты был здесь множество раз. Но этот - один из немногих, последних.
Остановившись, ты поднимаешь голову к небу - потому что делал так множество раз - и замечаешь то, что фиксируется в памяти на несколько лет вперед.
Облака.
Невесомые, пронизанные кислородной пудрой, с гладким, лоснящимся налетом цвета ангельского крыла. И в этой предрассветно-розов- ой дымке ты выцепляешь взглядом одно за другим, и счета им нет. Ведь зачем фиксировать то, чем можно просто наслаждаться? На какой-то момент тебе кажется, будто именно эта картина есть описание рая.
Они напоминают мне Ее. Балерина, что так сильно желала играть на флейте. Сейчас это ласковое чудо в безопасности, после столького пережитого. Она, наконец, заслужила.. иное.
Иные условия, иное отношение.

Когда я рыдал в подушку, я выкрикивал их имена. Раскаивался, будто был шанс, что меня услышат. И когда, спустя час или два, я мог худо-бедно прийти в себя, опрокинув стакан ледяной воды, мне думалось о том, как же дорого стоят мои ошибки. Мои неразумные действия, брошенные сгоряча слова, что ранят, как ядовитый клинок. "Если бы я мог обернуть время вспять, если бы я имел хоть какой-то шанс их увидеть, то все было бы иначе. Я не позволил бы себе относиться столь небрежно, грубо и без должной порции тепла, которое все они так заслужили." Обо всем этом я думал сутками, фоном, не переставая. Ведь если я улыбаюсь, это не значит, что я забыл. Это не значит, что я не жалею. И кое-кто способе меня в этом понять.

"Пусть она тебе расскажет."
Мне рассказал ее взгляд.
А она.. заслужила это тепло.

___________________- _______

Сколько мы не виделись?
- 4 месяца. С половиной.

Отрезок времени, что потребовался на мое возвращение. Мою готовность к нему. Казалось бы, он мал и невесом, но гораздо более значителен по своему наполнению.

Чувство, за которым не нужно гнаться.
Оно с трудом поддается описанию. Отвык от многих вещей.
С возвращением.
Теперь ты дома.

P.S. Я не знаю, что это такое. Сложно идентефицировать как-либо то, что испытываю сейчас. Весна, пришедшая в душу, некая оттепель? Тепло и вместе с тем сурово.
И все-таки... Мне спокойнее.