Тест по литературе Евгений Онегин (А.С. Пушкин) для учащихся 9 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 3 общих задания с развернутым ответом.

«Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.

Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь… Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой…

Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы,
Я вам не нравилась…
Что ж ныне Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?

Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?

Я плачу… если вашей Тани
Вы не забыли до сих пор,
То знайте: колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,

Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…
А нынче! — что к моим ногам
Вас привело? какая малость!
Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,

Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей…

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. Неосторожно,
Быть может, поступила я:
Меня с слезами заклинаний
Молила мать; для бедной Тани
Все были жребии равны…
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

1 вариант

Задания с кратким ответом

1. Назовите жанр произведения.

2.
Тогда — не правда ли? — в пустыне,
Вдали от суетной молвы…

О какой пустыне идет речь?

3. Как называется восклицательное предложение, усиливающее эмо­циональное воздействие высказывания на собеседника?
А счастье было так возможно,
Так близко!..

4. Укажите название приема:
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?

5. Как называется изобразительное средство?
…колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам и слезам.
К моим младенческим мечтам
Тогда имели вы хоть жалость,
Хоть уважение к летам…

Задания с развернутым ответом

6.

7.

8.

2 вариант

Задания с кратким ответом

1. Какой этап развития сюжета представляет данная сцена?

2. Какое событие в жизни Онегина, во многом изменившее его взгляды на жизнь, предшествовало этой встрече с Татьяной?

3. Как называются вопросы, заданные с целью привлечь внимание собеседника?
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?

4. Как называется средство иносказательной выразительности?
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада…

5. Укажите название приема:
Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас…

Задания с развернутым ответом

6. Как в этом монологе проявляются особенности личности Татьяны?

7. Как и с какой целью в данном монологе используется прием анти­тезы?

8. Сопоставьте фрагменты произведений А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и А.С. Грибоедова «Горе от ума». Чем похоже поведение героинь?

Фрагмент произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Молчалин
Пойдем любовь делить плачевной нашей крали.
Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не дается)
Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает)
София (почти шепотом; вся сцена вполголоса)
Нейдите далее, наслушалась я много,
Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

Молчалин
Как! Софья Павловна…

София
Ни слова, ради Бога,
Молчите, я на все решусь.

Молчалин (бросается на колена, София отталкивает его)
Ах! вспомните! не гневайтеся, взгляньте!..

София
Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! как острый нож оне.

Молчалин (ползает у ног ее)
Помилуйте…

София
Не подличайте, встаньте.
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжете…

Молчалин
Сделайте мне милость…

София
Нет. Нет. Нет.

Молчалин
Шутил, и не сказал я ничего окроме…

София
Отстаньте, говорю, сейчас,
Я криком разбужу всех в доме
И погублю себя и вас.

(Молчалин встает)
Я с этих пор вас будто не знавала.
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их;
Но чтобы в доме здесь заря вас не застала.
Чтоб никогда об вас я больше не слыхала.

Молчалин
Как вы прикажете.

София
Иначе расскажу
Всю правду батюшке, с досады.
Вы знаете, что я собой не дорожу.
Подите. — Стойте, будьте рады,
Что при свиданиях со мной в ночной тиши
Держались более вы робости во нраве,
Чем даже днем, и при людях, и въяве;
В вас меньше дерзости, чем кривизны души.
Сама довольна тем, что ночью все узнала:
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давиче, когда я в обморок упала,
Здесь Чацкий был…

Ответы на тест по литературе Евгений Онегин (А.С. Пушкин)
1 вариант
1. роман в стихах
2. деревня
3. риторическое восклицание
4. анафора
5. эпитет
2 вариант
1. развязка
2. путешествие
3. риторические
4. метафора
5. анафора

В третьей главе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина влюбляется в Онегина и пишет ему письмо, в котором признается в своих чувствах. Но Онегин не спешит ответить на послание влюбленной девушки…

Викторина по 3 главе романа «Евгений Онегин» содержит 20 вопросов. На все вопросы даны ответы.

1. В какой временной период А.С.Пушкин писал третью главу романа «Евгений Онегин»?
Ответ: с 8 февраля 1824 года по 2 октября 1824

2. В какой стране жил поэт Мальфилатр, строки из поэмы которого использованы Пушкиным в качестве эпиграфа к третьей главе романа?
Ответ: во Франции

3. Каким сладким лакомством привлекала семья Лариных в свой дом Ленского?
Ответ: вареньем

4. Каким образом Онегин познакомился с семьей Лариных?
Ответ: Онегина рекомендовал Ленский

5. Что такое «эклога» (слово встречается во II строфе 3 главы)?
Ответ: произведение, восхваляющее сельскую жизнь

6. «И молчалива, как Светлана…» Кто та Светлана, с которой Ленский сравнивает Татьяну?
Ответ: Светлана — героиня одноименной баллады В.А.Жуковского

7. Кто из двух сестер Лариных был похож, по мнению Онегина, на «глупую луну»?
Ответ: Ольга

8. К кому испытала любовь Татьяна Ларина?
Ответ: к Онегину

11. С кем Татьяна вела беседу о старине?
Ответ: с няней

12. Кому впервые Татьяна сообщила о своих чувствах к Онегину?
Ответ: старушке няне

13. Каким образом Татьяна сообщила Онегину о своей любви?
Ответ: написала письмо

14. «Певец Пиров и грусти томной…» О каком поэте идет речь в этой строке?
Ответ: об Евгении Абрамовиче Баратынском, авторе шуточной поэмы «Пиры»

15. Кто передал Онегину любовное письмо от Татьяны?
Ответ: внук няни

16. Дождалась ли Татьяна ответного письма от Онегина?
Ответ: нет, не дождалась

17. Кто подавал сливки во время чаепития в доме Лариных?
Ответ: мальчик

18. О ком была песня девушек, вошедшая в третью главу романа?
Ответ: о молодце

20. Чем закончился диалог Татьяны и Евгения в последней строфе третьей главы?
Ответ: автор обещал сообщить содержание диалога позже

  1. Что позволило В. Г. Белинскому назвать роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»?
  2. Роман «Евгений Онегин» — произведение необыкновенное во всех отношениях. Первый русский реалистический роман в стихах, произведение историческое, хотя в нем нет исторических героев, если не считать упоминания некоторых исторических лиц (только упоминания!), распахнутая «даль свободного романа»... При этом в «Онегине» охвачены все стороны русской общественной жизни, нарисован быт эпохи, даны картины нравов, показана жизнь столичных и поместных дворян, культурная жизнь России (театр, литература), даны незабываемые картины природы, показана, хотя и менее обстоятельно, жизнь крепостных крестьян, раскрыты семейные отношения. На этом фоне дается история формирования личности молодого человека, ставшей знамением своей эпохи, — личности «лишнего человека». Таким образом, в этом гениальном романе охвачены все стороны русской общественной и частной жизни.

  3. В ком, по-вашему, более убедительно «отразился век»: в грибоедовском Чацком или в Онегине?
  4. Оба героя по-своему отражают свою эпоху. Но если Онегин — это типический характер, показанный в типических обстоятельствах (И обстоятельства эти нарисованы подробно и исторически верно), то Чацкий — человек, во многом опередивший свою эпоху и представляющий незначительную часть передовых дворян, которые стали впоследствии героями и мучениками событий 14 декабря 1825 года.

  5. В чем сложность и противоречивость характера Е. Онегина? Можно ли однозначно назвать его положительным или отрицательным героем? Почему?
  6. Есть ли черты сходства между Т. Лариной и Б. Онегиным? В чем эти черты противопоставлены друг другу?
  7. Какова роль Ленского в романе? Кто виноват в его трагедии?
  8. Что узнали вы из романа о жизни столичного и поместного дворянства? Что общего в этой жизни и каковы различия?
  9. Какую роль играют в романе лирические отступления? Назовите их основные темы.
  10. Как раскрывается образ автора в романе?
  11. По-моему, автор — самый сложный и самый умный герой романа. Именно таким я представляю себе лирического героя пушкинской лирики. Он рассказывает о себе, об обстоятельствах своей личной жизни, об отношении к друзьям, не скрывает своего очень участливого отношения к героям. Перед нами — глубоко мыслящий и тонко чувствующий, очень эмоциональный и гуманный человек, бесконечно привлекательный, вызывающий уважение и доверие.

  12. Какова роль картин природы в романе «Евгений Онегин»?
  13. Как построена онегинская строфа?
  14. Каким вы представляете себе будущее героев романа?
  15. В первой главе есть многоточия, которые обо-значают пропуск строк или строф. Для Пушкина — это композиционный прием, который создает мно-гоплановость художественного пространства текста, помогает переходить от одного эпизода к другому. Проанализируйте этот прием.
  16. В первой главе пропущены IX, XIII, XIV, XXXIX, XL, XLI строфы. Так, в X строфе сообщается об овладении Онеги-ным наукой «страсти нежной, которую воспел Назон»; несколько строк посвяще-ны ссылке Овидия в Молдавию. Пропуск строфы — весьма удачный прием, одно-временно и отделяющий упоминание о судьбе Овидия от дальнейшего повество-вания о Евгении, и связующий воедино повествование.

    Или по завершении темы любовных ув-лечений Онегина автор пропускает две строфы, показывая ее обширность и бес-конечность (так много времени и душев-ных сил отнимали романы), и переходит к описанию дня Онегина, что очень логич-но. Пропуски, обозначенные многоточия-ми, делают композицию главы стройной и становятся мотивированными переходами от темы к теме или соединительными звеньями внутри одной темы.

  17. Строфы романа «Евгений Онегин» одинаковы как по числу строк, так и по их рифмовке. Чередова-ние рифм, избранное Пушкиным в романе, встреча-ется в третьей песне «Руслана и Людмилы». Такая строфа названа «онегинской». Схема рифмовки: абаб ввгг деед жж. Проверьте это, выбрав любую из строф этой или другой главы.
  18. Весь роман состоит из «онегинских строф».

  19. Перечитайте строфы, которые рассказывают об Онегине. Попробуйте рассказать о том, как вы представляете себе этого героя.
  20. Онегин — светский молодой человек из высшего петербургского общества. Он до-статочно хорошо образован, знает антич-ную литературу, латинский язык в той мере, чтобы разбирать письменные текс-ты и читать в подлиннике некоторые художественные произведения («И пом-нил, хоть не без греха, из «Энеиды» два стиха»), интересующийся современными историческими и экономическими те-ориями, почитатель произведений запад-ноевропейского романтизма. Онегин в со-вершенстве владел всем, что необходимо светскому молодому человеку: француз-ским языком, танцами, посещал совре-менный театр, оперу и балет. Евгений очень серьезно следил за своей внеш-ностью и был, как «dandy лондонский одет» («Подобно ветреной Венере, когда, надев мужской наряд, богиня едет в мас-карад»). Он исправно ведет светскую жизнь, блистает на балах, получает одоб-рительные оценки общества («Свет ре-шил, что он умен и очень мил»), прекрас-но владеет «наукой страсти нежной» и пользуется большим успехом у светских красавиц.

    Наряду с посещением балов он встреча-ется и с передовыми деятелями тогдаш-ней эпохи. Они названы в первой главе, например Каверин. Автор говорит о своем знакомстве и даже дружбе с ним. Именно он нам при этом говорит о чертах характе-ра Онегина: «мечтам невольная предан-ность, неподражательная странность и резкий, охлажденный ум». Если среди дам он блистал «огнем нежданных эпи-грамм», то с друзьями принимал участие в язвительном споре, произносил «шутки с желчью пополам» и сочинял «мрачные эпиграммы».

    Светская жизнь, красавицы и даже книги наскучили Онегину, наступил пе-риод разочарования в окружающей дейст-вительности и обществе. В это время в де-ревне умирает дядя, и молодой наследник едет в деревню, предполагая, что его ожи-дает скука у постели больного дяди, кото-рого он не знал. С этих размышлений и начинается первая глава романа «Евгений Онегин».

  21. Как объяснить, что в своем плане Пушкин на-звал первую главу «Хандра»? Относится ли это на-звание только к состоянию Онегина или оно касает-ся также мыслей и чувств Автора?
  22. Страстей игру мы знали оба: Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой Фортуны и людей На самом утре наших дней.

  23. Найдите строфы, в которых мы видим Автора и героя вместе. Как вам кажется, в них больше сход-ства или различия? Ответ обоснуйте.
  24. Пожалуй, больше общего. И автор, и ге-рой мыслящие, образованные дворяне, с высокими интеллектуальными запро-сами, критическим отношением к жиз-ни и людям. Однако уровень разочарован-ности разный. «Я был озлоблен, он уг-рюм», — пишет автор о себе и об Онегине.

  25. Попытайтесь объяснить заботу Пушкина об иллюстрации к этой главе. Почему он не только со-здал набросок иллюстрации, но и просил, чтобы ху-дожник сохранил точное расположение Онегина и автора на фоне Петропавловской крепости?
  26. Критическое мышление автора и Евге-ния Онегина простиралось на многие те-мы, в том числе и социально-политиче-ские. Вспомним, что, прибыв в деревню, «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благосло-вил». Критическое отношение к властям Пушкин постарался выразить и через ри-сунок, изображавший его и Онегина стоя-щими спиной к Петропавловской крепос-ти, «твердыни власти роковой». Иронич-ное напоминание «не плюй в колодец, милый мой», — это легкий намек на то, что взгляды героя и автора таковы, что могут вызвать и серьезный гнев властей. Уже цитировалась строка о злобе «слепой Фортуны и людей». К тому времени Пуш-кин уже получил назначение и отправил-ся в южную ссылку.

  27. Охарактеризуйте «онегинскую строфу». Как связана ее ритмическая структура с композицией романа?
  28. Онегинская строфа создана Пушкиным специально для формирования жанра ро-мана в стихах. Это позволило органично чередовать повествование с лирическими отступлениями и философскими раз-думьями, монолог с диалогом. Каждая строфа имеет завершенную тему, обрам-ленную стройной и логичной композици-ей. «Каждая онегинская строфа в отдель-ности, как в капле росы, отражает компо-зиционную структуру всего романа: первый катрен — экспозиция, второй — развитие действия, третий — кульмина-ционный момент, заключительное четве-ростишие — своеобразный пуант, пред-ставляющий собой некий итог, вывод, разрешение эпического или лирического повествования». (Федотов О. И.)

  29. Вторую главу иногда называют главой конт-растов. Контраст Онегина и Ленского, контраст Оль-ги и Татьяны… Попробуйте доказать, что перед нами герои не только разные, но и резко отличные друг от друга.
  30. С данным утверждением невозможно не согласиться. Онегин и Ленский хотя и являются представителями духовной час-ти русского дворянского общества, но со-вершенно по-разному воспринимают дей-ствительность: Онегин — критически- хладнокровно, Ленский — романтиче-ски-восторженно. Контраст определен в строках:

    Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.

    И все-таки очень различны. Даже в от-ношении к двум барышням Лариным. Ленский влюблен в Ольгу, которая при-влекала его внешней красотой, живос-тью, простодушием, т. е. портретом, ко-торый можно, найти в любом романе и ко-торый «очень мил». «Но надоел он мне безмерно», — резюмирует поэт. Онегин как бы вскользь замечает Ленскому, что «когда б я был, как ты, поэт», предпо-чел бы Татьяну. Онегин, в отличие от Ленского, способен понимать духовную красоту.

    Полностью противоположны Татьяна и Ольга. Живописуя Татьяну Пушкин ис-пользует отрицательные сравнения и под-черкивает ее контраст не только с Оль-гой, но и со всей семьей Лариных, а через нее и со всей средой мелкопоместного дво-рянства.

    Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.

    Контраст Ольги и Татьяны — это конт-раст между внешней и внутренней красо-той, духовностью и бездуховностью, кото-рую Ольга восприняла от своей среды и от которой отстранилась Татьяна.

  31. Желающие могут подготовить по полному тексту главы описание окрестных помещиков: их облика, интересов, развлечений и занятий. Это бу-дет очень выразительный групповой портрет.
  32. Групповой портрет складывается из на-блюдений над жизнью и «духовными ин-тересами» покойного дяди Онегина, «де-ревенского старожила», ближайших сосе-дей Онегина и Ленского, а также семьи Лариных. Их интересы, взгляды, занятия и развлечения, образ жизни — общие, ви-димо, сформированные под влиянием длительного развития традиций усадебно-го быта глубокой провинции. Если у кого и были связи с родственниками в одной из столиц, то они не могли повлиять на обра-зовательный и культурный уровень этих помещиков и помещиц.

  33. Критик В. Г. Белинский называет Онегина «страдающим эгоистом» и «эгоистом поневоле». Как вы понимаете эту оценку героя романа?
  34. Белинский сам объясняет свое опреде-ление Онегина как страдающего эгоиста и эгоиста поневоле. Он как бы эгоист по во-ле судьбы, рока. Эгоизм в нем воспитан окружающим обществом притом, что в нем заложены огромные возможности для деятельности, вовсе не эгоистической, а доброй, благородной. Но его задатки не получают развития, он не находит приме-нения своим силам, что приводит его к разочарованности, хандре, приносящей ему страдания. Белинский обращает вни-мание на строки из описания кавказских путешествий Онегина и находит в них вы-ражения страдания, «которое часто не от-нимает ни сна, ни аппетита, ни здоровья, но которое тем ужаснее!.. <…> чувство-вать себя чуждым всему этому, подобно Вечному Жиду, который среди волную-щейся вокруг него жизни сознает себя чуждым жизни и мечтает о смерти, как о величайшем для него блаженстве; это страдание, не всем понятное, но оттого не менее страшное… В двадцать шесть лет так много пережить, не вкусив жизни, так изнемочь, устать, ничего не сделав, дойти до такого безусловного отрицания, не перейдя ни через какие убеждения: это смерть!». Вот эти строки:

    Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать! Тоска, тоска!..

  35. Для Пушкина; Татьяна — идеал русской жен-щины. Что в ее облике и характере особенно высоко ценит автор? Какие ее качества привлекательны и для нас, людей конца XX века?
  36. Автор ценит в Татьяне цельность нату-ры, естественность, простоту, близость к народной жизни, понимание народной культуры, романтичность, мечтательность, богатство внутреннего мира, любовь к природе («Татьяна, русская душою…»). Из увлечений книгами французского ро-мантизма она вынесла стремление тво-рить добро, ценить человеческие чувства. И еще, что самое важное, что высоко оце-нил Достоевский в своей знаменитой речи на торжестве, посвященном открытию па-мятника Пушкину, — это ее верность дол-гу, взятым на себя обязательствам, в дан-ном случае супружеским обязанностям. Любя Онегина, она остается верна своему долгу жены: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Все эти качества геро-ини не устаревают в силу того, что делают их обладательницу человеком высокой нравственности. Как мы уже говорили, их высоко оценил в 1880 году великий рус-ский писатель Достоевский, высоко ценит образ Татьяны и русское общество нашего времени.

  37. «Онегин», — утверждал Белинский, — есть са-мое задушевное произведение Пушкина, самое лю-бимое дитя его фантазии…» Если вы согласны с этим суждением, попробуйте доказать его верность.
  38. Оно, во-первых, не может быть не заду-шевным, потому что фактически является поэтическим дневником поэта, создавае-мым в течение целого десятилетия. Лири-ческие отступления и размышления, ор-ганически входящие в сюжетное повест-вование, раскрывают чувства, настроения, мысли, воспоминания, художественно-эстетические взгляды поэта, раскрывают образ самого автора, что является особой крупной темой для исследования романа.

  39. Пейзаж в романе «Евгений Онегин» занимает важное место и обладает важным свойством — пси-хологизмом. Рассмотрите одно из пейзажных опи-саний в памятных вам строках и попытайтесь дока-зать, что они обладают этим свойством.
  40. Любой пейзаж в романе «Евгений Оне-гин» помогает раскрытию психологиче-ского состояния человека, его внутренне-го облика, понимания им красоты рус-ской природы. Картины природы, как правило, раскрывают либо авторское на-строение, либо помогают постижению чувства Татьяны в тот или иной момент ее жизни. Как «русская душою» она любила природу, и ее душевный настрой сливался Воедино с теми движениями и оттенками, которые были запечатлены в том или ином пейзаже. Так, расставаясь с дерев-ней, Татьяна обращается с прощальным словом, в котором создается облик близ-кого ее сердцу уголка Русской земли: мирные долины, знакомых гор верши-ны, знакомые леса, небесная краса, веселая природа. В нарисованном с по-мощью приема олицетворения среднерус-ском пейзаже сосредоточена эмоциональ-ная память Татьяны, связанная с воспо-минаниями о наслаждении от созерцания этих картин, веселье. Мы понимаем, что деревенские картины были частью не только внешней, но и внутренней жизни Татьяны, фоном, гармонирующим с ее раздумьями. И несколько позднее, когда уже возок Лариных двинулся в путь:

    «…Простите, мирные места! Прости, приют уединенный! Увижу ль вас?..» И слез ручей У Тани льется из очей.

  41. Проследите за метафорами, эпитетами и сравнениями, воспроизводящими мир природы в романе. Подтверждают ли ваши наблюдения вывод о психологизме изображения картин природы в ро-мане?
  42. Природа в романе «Евгений Онегин» живая. Изображая приход зимы в 7-й гла-ве, Пушкин использует яркие метафоры: рассыпалась, клоками повисла на су-ках дубов, легла волнистыми ковра-ми. Здесь зима ассоциируется со снегом, но благодаря названным метафорам про-исходит ее восприятие как живого суще-ства — «рады мы проказам матушки зи-мы», подразумевая под проказами ее мо-роз, заснеженность, что создает веселье, радость, надежды (вспомним святочные гадания молодежи).

    Но вот здесь-то радостная картина при-хода зимы контрастирует с грустью Та-тьяны, которая должна ехать в Москву «на ярмарку невест». И даже в этой грус-ти содержатся воспоминания о той радос-ти, которую героиня испытывала с прихо-дом зимы. Тогдашнюю радость Татьяны мы узнаем по контрасту с ее нынешним состоянием.

    Не радо ей лишь сердце Тани. Нейдет она зиму встречать, Морозной пылью подышать И первым снегом с кровли бани Умыть лицо, плеча и грудь: Татьяне страшен зимний путь.

  43. Общеизвестна формула: «Евгений Онегин» — энциклопедия русской жизни». Попытайтесь дока-зать правоту этого утверждения Белинского.
  44. В романе нарисованы широкие карти-ны русской жизни 20-х годов XIX века. Это и духовные интересы молодой дворян-ской интеллигенции, пути ее развития в русском обществе. Это и описание жизни великосветского, старомосковского и по-местного дворянства, их нравов, привы-чек, культурных особенностей. Одна из ведущих тем романа — воспитание и об-разование дворян. Затрагиваются и дета-ли жизни простого народа. В «Евгении Онегине» перед читателем проходят быто-вые явления, нравоописательные детали, описание одежды, вещей, цветов, блюд, обычаев, типов, зарисовок, относящихся к петербургской дворянской интеллиген-ции начала XIX века, к петербургскому быту различных слоев (вспомним описа-ние кабинета Онегина — «Все, чем для прихоти обильной, торгует Лондон щепе-тильный…»). Представлена Москва с ее балами, театрами и т. п. В деревне мы видим типичных русских помещиков, крестьянских девушек и мальчиков. Перед нами провинциальная Россия — Одес-са, волжские города. Упоминаются и охтенка с кувшином и крестьянки, сидящие при лучине за работой.

    Пушкин показывает все типы русской культуры — от Николая Тургенева до ар-хивных юношей, поэтов-любомудров, все литературные течения Европы и Рос-сии — от классицизма до байронизма, журнальные полемики и порядки крепо-стничества, танцы — от мазурки до валь-са. Прекрасны строфы о русском театре: «Волшебный край!» и т. д.

    «Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из ис-торических моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть по-эма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исто-рического лица.

    Исторические достоинства этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым и блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин был не просто поэтом толь-ко, но и представителем впервые пробу-дившегося самосознания: заслуга безмер-ная. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру рус-ской природы, к миру русского общест-ва. «Онегина» можно назвать энциклопе-дией русской жизни и в высшей степе-ни народным произведением» (В. Г. Бе-линский). Материал с сайта

  45. Объясните, почему «Евгений Онегин» назван «романом в стихах» и как вы понимаете слова Пуш-кина о том, что между романом и романом в стихах — «дьявольская разница».
  46. Роман «Евгений Онегин» — лириче-ский дневник целого десятилетия жизни поэта, в котором поэт отразил не только события общественной жизни, интересы молодой дворянской интеллигенции, быт и культурный уровень различных слоев дворянства, некоторые детали народной жизни и т. д., но и включил в основную сюжетную линию лирические отступле-ния и размышления автора, сопровож-дающие романные события. К тому же нельзя забывать о форме «Евгения Онеги-на», т. е. о стихотворном размере, кото-рым он написан, об «онегинской строфе». Вот и обнаруживается «дьявольская раз-ница» между романом вообще и романом в стихах Пушкина.

  47. Почему В. Белинский назвал роман А.С. Пушкина «Евге-ний Онегин» «энциклопедией русской жизни»?
  48. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» дает яркое и много-стороннее представление о пушкинской эпохе: об образовании и круге чтения, о времяпрепровождении молодых дворян столи-цы, о модах в одежде и о театре, о литературных полемиках, об этикете и меню ресторанов и т.д. В романе в полной мере «отра-зился век и современный человек».

  49. Какова функция сна Татьяны в сюжете романа А.С. Пуш-кина «Евгений Онегин»?
  50. Сон раскрывает психологию героини, ее отношение к гос-тям, которых она ждет на именины, и ожидание чего-то страш-ного. Кроме того, в композиции романа он является связующим звеном между предшествующими главами и последующими со-бытиями.

  51. Почему Онегин открывает галерею «лишних людей» в рус-ской литературе XIX века?
  52. В Онегине отразился драматизм положения дворянской ин-теллигенции, не принимающей окружающее, но не умеющей вырваться из этой среды и не находящей приложения своим си-лам.

  53. Какой была бы дальнейшая судьба Ленского, если бы он не погиб на дуэли?
  54. Можно предположить, что судьба Ленского могла бы развиваться по одному из двух путей. Один:

    Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден; …Поэта, Быть может, на ступенях света Ждала высокая ступень…

    А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел. Прошли бы юношества лета: В нем пыл души бы охладел. Во многом он бы изменился, Расстался с музами, женился, В деревне, счастлив и рогат, Носил бы стеганый халат…

  55. Почему Онегин — это «умная ненужность»?
  56. Онегин при своей образованности и уме не может найти при-менения своим силам в современном ему обществе. Отсутствие цели и дела в жизни делают его «ненужностью».

  57. Каковы функции лирических отступлений в романе А.С. Пуш-кина «Евгений Онегин»? Приведите примеры.
  58. В лирических отступлениях выражается непосредственная ав-торская оценка; устанавливается причастность автора к происхо-дящим событиям; ведется диалог автора с читателем; осуществ-ляется литературная полемика; обозначаются границы времени романа.

  59. Чем различаются Онегин и Ленский?
  60. Онегин разочарован в жизни, у него нет идеалов. Ленский верит в лучшие человеческие чувства — дружбу, любовь, ждет осуществления своих мечтаний и идеалов. Онегин — скептик, Ленский — романтик. Онегину жизнь скучна, Ленский воспри-нимает жизнь восторженно.

  61. В чем состоит своеобразие композиции романа А.С. Пуш-кина «Евгений Онегин»?
  62. Особенности композиции связаны с симметричной системой группировки образов и ситуаций: Татьяна увидела Онегина и полюбила его, Татьяна пишет письмо Онегину, Онегин дает от-поведь Татьяне // Онегин увидел в Петербурге Татьяну и полю-бил ее, Онегин пишет письмо Татьяне, Татьяна дает отповедь Онегину. Большую роль играют лирические отступления, кото-рые расширяют содержательные границы романа. В романе есть вставные эпизоды — песня девушек, сон Татьяны, письмо Тать-яны и т. д. Онегинская строфа, которой написан роман,- закон-ченное по смыслу и форме маленькое произведение.

  63. Почему Татьяна «русская душою» «по-русски плохо знала»?
  64. Татьяна воспринимала окружающий мир как истинно рус-ская девушка, знавшая обычаи, песни, сказки русского народа, верившая в народные приметы, гадания, чувствующая родную природу. Но как все дворянские дети она обучалась всему на фран-цузском языке, поэтому писать по-русски могла значительно хуже, чем по-французски. Поэтому автор и дает в романе письмо к Онегину якобы в переводе с французского.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отзыв достоевского о евгении онегине
  • какова роль автора в романе евгений онегин
  • вопросы и ответы по произведению евгений онегин
  • какова функция пейзажи в романе евгений онегин
  • авторская оценка евгения онегина

Вопросы по содержанию романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1. Из какой семьи происходит Е.О.

2. Какое образование он получил

3. Как принял его свет?

4. Отношение к литературе.

5. В чем Е.О. хорошо разбирался, в чём он был «истинный гений»?

6. День Е.О.

7. Описание кабинета Е.О.

8. Отношение к балам. Был ли счастлив Е.О.в Петербурге?

9. Что ценил Пушкин в своем герое

10. Почему Е.О. не отправился вместе с поэтом в путешествие?

11 . Что увидел Е.О. по приезду к дяде?

12.Какое впечатление на него произвела природа деревни?

    Описание кабинета в деревне.

    Какие изменения провел Е.О. в жизни крестьян?

    Как к этому отнеслись его соседи?

    Кто из соседей сошелся с Е.О.?

    Найдите в тексте описание поэта?

    Был ли Ленский также холоден и бесстрастен, как Е.О?

    Почему они начали общаться?

    Как к Ленскому относились соседи? Почему?

    Как Пушкин характеризует их дружбу?

    Как Е.О. относился к Ленскому?

    Какую сердечную тайну поведал Ленский своему другу?

    Рассказать об истории развития отношений с Ольгой

    Описание Ольги

    Описание Татьяны

    Характер Татьяны, ее детство

    История матери Татьяны.

    Семья Ленского.

    Где Ленский проводит все вечера?

    Диалог с Е.О. Приглашение на вечер к Лариным.

    Как Е.О. охарактеризовал сестер Лариных?

    Какое впечатление произвел приезд Е.О. у Лариных?

    Как Татьяна отнеслась к Е.О.? Почему именно он?

    Как Пушкин отзывается об этом чувстве Татьяны?

    Диалог с няней. История няни.

    Как Пушкин комментирует её письмо?

    Как Татьяну характеризует ее письмо?

    Как Татьяна реагирует на сообщение Ленского, что Е.О. вечером к ним приедет? НА сам приезд Е.О. через 2 дня?

    Чем занимались служанки в саду?

    Афоризм в начале главы

    В чем причина разочарования в любви Е.О.

    Как он отреагировал на письмо Татьяны?

    Отповедь Татьяны. Анализ.

    Первая реакция Татьяны на эти слова.

    Как Пушкин относится к этому поступку?

    «Что стало следствием свиданья….?»

    Владимир и Ольга. Развитие отношений.

    Чем в это время занят Онегин? Чем занимается зимой?

    На какое событие пригласил Ленский Онегина к Лариным?

    Что Ленский пообещал Онегину?

    Какое событие должно было состояться через 2 недели после именин Татьяны? В каком состоянии был Ленский?

1.Отсылка к точной дате происходящих событий.

2. Как Татьяна относилась к зиме?

3. Как раскрывается характер Татьяны в 5 главе (4-9 строфы)

4. Сон Татьяны.

5. Именины Татьяны. Как Татьяна отреагировала на приезд Е.О.?

6. Почему на именинах Е.О. был сердит? Что он задумал?

7. Как Е.О. поздравил Татьяну с Днем рождения?

8.Как стал вести себя Е.О. на балу?

9. Реакция Ленского на поведение друга. Что стало результатом такого поведения Е.О.?

    Как Онегин отреагировал на отъезд Ленского? А Ольга?

    Что чувствует Татьяна после Дня рождения?

    Кто такой Зарецкий? Чем он отличился на войне? Его характер?

    Какую роль отвел ему Пушкин?

    Как Онегин отреагировал на вызов?

    Был ли доволен своей реакцией?

    Как Ленский ждет ответа? Как отреагировал на согласие?

    Чем занимает свое время Ленский до дуэли?

    Как Ольгу характеризует её поведение?

    Пожалел ли Ленский о вызове? Чем он себя успокаивал?

    Ночь перед дуэлью. Ленский и Е.О. Сравнить поведение.

    Дуэль. Ленский и Онегин. Поведение героев.

    Реакция Онегина на убийство.

    2 возможных судьбы Ленского.

    Как сложилась судьба Ольги после гибели Жениха?

    Чем занимается Татьяна в это время?

    Что помогло Татьяне лучше понять Онегина?

    О чем договорились мать Татьяны с соседкой?

    Чем занимается Татьяна в Москве по приезду?

    Как реагирует Татьяна на светские сплетни?

    Понравился ли Татьяне высший свет и балы?

    С какой победой Пушкин поздравляет Татьяну?

    Анализ лирических отступлений. Трансформация музы лирического героя.

    Что делал Евгений после дуэли? (13 строфа)

    Татьяна - светская дама. Найти описание.

    Встреча героев. Реакция Татьяны.

    Как Евгений реагирует на столь смелый и холодный прием?

    Вторая встреча. Поведение героев.

    Чем занят на вечере Е.О.?

    Как Е.О. ухаживает за Татьяной?

    Как реагирует на эти ухаживания Татьяна?

    Письмо Евгения к Татьяне.

    Реакция Татьяны на письмо.

    Чем занят Евгений до весны?

    Последнее свидание. Образы героев.

    Отповедь Онегину.

    Реакция Евгения.

    1. Где родился Евгений Онегин? А. в Москве Б. в Петербурге В. в Новгороде Г. в Париже

    2. Куда водил гулять Онегина в детстве Monsieur l’Abbé?

    А. на Сенатскую площадь Б. на Невский проспектВ. на Красную площадь Г. в Летний сад

    3. «Он сердцем милый был невежда…»: А. Зарецкий Б. Онегин В. Ленский Г. Петушков

    4. На каком языке было написано письмо Татьяны?

    А. на русском Б. на французском В. на английском Г.на немецком

    5. Оком идёт речь: «Сосед наш неуч, сумасбродит, Он фармазон; он пьёт одно Стаканом красное вино»?

    А. об Онегине Б. о Ленском В. о Чаадаеве Г. о Флянове

    6. «Он возвратился и попал, Как (кто?) с корабля на бал»: А. Флянов Б. Онегин В. Ленский Г. Чацкий

    7. «Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий (что?) Не прозвонит ему обед»:

    А. бреге Б. корнет В. Корвет Г. брегет

    8. Кто это сказал: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна»?

    А. Ольга Ларина Б. Авдотья ИстоминаВ. Татьяна Ларина Г. Анна Керн

    9. Кто это: «Как сурова!.. У! как теперь окружена Крещенским холодом она!»

    А. Авдотья Истомина Б. Татьяна Ларина В. Анна Керн Г. Ольга Ларина

    10. Кто это написал: «Внимать вам долго, понимать Душой всё ваше совершенство, Пред вами в муках

    замирать, Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!» А. Ленский Б. Онегин В. Чаадаев Г. Зарецкий

    12. «(Шишков, прости: Незнаю , как перевести (что?))»:

    А. A propos Б. In vino veritas В . Tete-a-tete Г . Du comme il faut

    13. «Не мог он (что?) от (чего?), Как мы ни бились, отличить»:

    А. ямба от хорея Б. дактиль от хорея В. ямба от дактиля Г. анапест от амфибрахия

    14. «Но в чём он истинный был гений, Что знал он твёрже всех наук… Была наука (чего?)»:

    А. флирта Б. страсти нежной В. кокетства Г. лицемерия

    15. Кто это: «…она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит,

    Летит, как пух от уст Эола; То стан совьёт, то разовьёт И быстрой ножкой ножку бьёт»?

    А. Анна Керн Б. Мария Волконская В. Нина Воронская Г. Авдотья Истомина

    16. Что обозначает в романе слово «щепетильный»?

    А. деликатесы Б. кокетство В. галантерейные товары Г. жеманство

    17. Сколько щёток «для ногтей и для зубов» лежало на туалетном столике Онегина?

    А. тридцать Б. пятнадцать В. двадцать Г. десять

    18. «И хлебник, (национальность?) аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворялсвой васисдас»:

    А. русский Б. немец В. француз Г. испанец

    19. «Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому (чему?), Короче: русская

    хандра»:А. тупику Б. мигрени В. недугу Г. сплину

    20. «(Кто?) ждала его на страже, Ибегала за ним она, Как тень иль верная жена»:

    А. Мигрень Б. Меланхолия В. Хандра Г. Грусть

    21. «По имени Владимир Ленской, С душою прямо (какой?), Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта

    и поэт»:А. геттингенской Б. кембриджской В. гарвардской Г. сорбонской

    22. Кто это: «Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет»?

    А. Ленский Б. Онегин В. Пушкин Г. Чаадаев

    23. О ком идёт речь: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж

    собой»?А. о Пушкине и Онегине Б. о Ленском и Ольге В. о Ленском и Онегине Г. о Татьяне и Онегине

    24. Кто это: «В глазах родителей, она Цвела, как ландыш потаённый, Незнаемый в траве глухой Ни

    мотыльками, ни пчелой»? А. Татьяна Ларина Б. Ольга Ларина В. Нина Воронская Г. Мария Волконская