Слайд 3

Наша планета Земля –часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел

Слайд 4

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны, планет. И всегда задавали себе вопрос: как же устроена Вселенная?

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.

Слайд 5

Древняя Индия

  • Слайд 6

    Картина мира по представлению древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба, слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу (от восхода до заката).

    Слайд 7

    Древний Вавилон

    Вавилоняне представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они заметили, что к югу от Вавилона - море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта круглая, и окружена она морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо - небесный мир. На небе, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша - это пояс созвездий Зодиака, как плотина, протянувшаяся среди небесного моря. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет.

    Слайд 8

    Вот как представляли себе вселенную славяне.Предположительно, мир славян состоит из 9 слоев - подземный мир, мир людей, и семь небесных сфер. Начнем наше краткое описание с Подземного мира - Пекла. У южных и западных славян нижнее царство было горячо и огненно. Однако часто подземный мир был водным, в его темных глубинах обитал Ящер - крокодил, хозяин обители ушедших предков. Над ним возвышался мир людей, Белый свет. Питает его плодородная пашня - Мать Сыра Земля. Люди - мужчины и женщины - проводят время в труде и битвах, рождаются и умирают. Они благодарят Землю, Воду и Солнце, Судьбу и Военную Силу, Рождение и Смерть, всему уделяют внимание, чтобы не принимать дары без всякого ответа на них.

    Над Белым светом возвышаются небесные сферы. Их наполняют небесные воды - хляби, по ним ходит Солнце - Дажьбог, а на самом верху, на седьмом небе расположен светлый Ирий - рай.

    Слайд 9

    Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие ученые. Один из них - Пифагор (около 580 - 500 гг. до н.э.)

    Он первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.

    Слайд 10

    Правильность этого предположения доказал другой великий грек - Аристотель (384 – 322 до н.э.)

    Слайд 11

    Модель Вселенной по Аристотелю

    Технологическая карта урока.

    Предмет : География

    Класс : 5

    Базовый учебник: География 5 класс И. И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. (М.: Дрофа, 2012г);

    Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную.

    Цель урока:

    Задачи урока:

    а) образовательные : - дать понятие, что такое Вселенная;

    познакомить с представлениями о Вселенной – древних народов;

    Древнегреческих учёных.

    б) развивающие

    Продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

    Совершенствовать навыки самоконтроля;

    Стимулировать любознательность.

    в) воспитательные

    развивать навыки: - работы в парах, группах;

    Умение слушать собеседника;

    Тип урока : изучение нового материала

    Оборудование: учебник, атлас по географии 5 класс, электронное приложение, раздаточный материал.

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Универсальные учебные действия

    1. Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент

    Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя.

    Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке.

    Внимательно послушайте стихотворение, ответьте на вопрос: о чем стихотворение?

    Окрашен космос в чёрный цвет,
    Поскольку атмосферы нет,
    Ни ночи нет, ни дня.
    Здесь нет земной голубизны,
    Здесь виды странны и чудны:
    И звёзды сразу все видны,
    И Солнце, и Луна.

    Приветствуют учителя

    Стихотворение читает ученик.

    Личностные: самоопределение; « я и другие люди»

    регулятивные : целеполагание;

    коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    2. Постановка учебной задачи, цели урока

    Правильно, ребята. Всё что находится в космосе: звёзды, кометы, планеты, Солнце, Земля всё это называется одним словом – Вселенная.

    Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?

    Какую цель урока мы поставим?

    На какие вопросы мы должны ответить, что бы достигнуть цели урока?

    Ребята, найдите определение «вселенной» в учебнике с.41.

    Ответы детей. Космическое пространство.

    Ответы детей «Земля во Вселенной»

    Ответы детей: Цель нашего урока является, изучение первых представлений о строении Вселенной.

    Ответы учащихся:

      Что такое Вселенная.

    Ученик читает определение в учебнике

    Регулятивные : целеполагание;

    коммуникативные : постановка вопросов;

    познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели урока, темы урока.

    3.Открытие новых знаний

    Увеличение географических сведений связано, прежде всего, с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.

    Работать будем в парах и группах. Каждая пара будет представлять какой-то древний народ, и изучать вопрос о том, как народ представлял Вселенную.

      Древние Греки

      Древние Египтяне

      Древние Индийцы.

      Жители Вавилона.

    Работу выполнить из сведений дополнительного материала (приложение 1) и текста в учебнике с. 41-42,так же взять сведения из атласа. Подготовьте ответ по заданию всей группой и выберите, кто пойдёт отвечать.

    Выполняют работу по раздаточному материалу в группах

    Познавательные:

    Анализируют информацию, выделяют главное, классифицируют информацию

    Коммуникативные:

    уметь взглянуть на ситуацию с позиции отвечающего.

    Коммуникативные: взаимодействуют в паре, принимают позиции другого.

    Личностные:

    Аргументируют, оценивают свои и чужие поступки

    4.Первичное закрепление.

    Физкультминутка.

    А сейчас немного отдохнём.

    Вновь у нас физкультминутка.

    Наклонились ну-ка, ну-ка.

    Распрямились, потянулись.

    А теперь назад прогнулись.

    Голова устала тоже.

    Так давайте ей поможем.

    Вправо – влево, раз и два.

    Думай, думай голова

    Хоть зарядка коротка.

    Отдохнули мы слегка.

    Проводят физкультминутку

    Коммуникативные:

    излагают свое мнение

    Познавательные:

    анализируют информацию

    Кто из учёных был ближе к современному представлению Вселенной?

    Какие небесные тела были известны древним грекам?

    С помощью каких приборов изучали Вселенную?

    Аристарх Самосский, в центре Вселенной Солнце. Пифагор – форма шара.

    Планеты, Луна, Солнце, звёзды.

    Телескоп

    5.Закрепление.

    Ребята, вспомните, пожалуйста, какие задачи, мы поставили вначале урока?

    Скажите, пожалуйста, мы решили эти задачи? Была ли достигнута цель урока?

    Ответы учащихся:

      Что такое Вселенная.

      Какие учёные изучали строение Вселенной.

      Каковы современные представления о строении Вселенной.

    Произвольные ответы детей

    Коммуникативные:

    излагают свое мнение, выслушивают мнение друг друга.

    Познавательные:

    анализируют, обобщают.

    Регулятивные:

    оценивают степень и способы достижения цели.

    6.Домашнее задание.

    На выбор:

    1. Нарисовать рисунок, как древние люди себе представляли Вселенную.

    2. Нарисовать рисунок как вы себе представляете строение Вселенной.

    Записывают домашнее задание в дневник.

    Личностные:

    7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Я запомнил…

    Я узнал…

    Мне понравилось…

    Моё настроение…

    Над Землею ночью поздней,

    Только руку протяни,

    Ты ухватишься за звёзды:

    Рядом кажутся они

    Продолжают предложения

    Личностные: осознанный выбор, анализ уровня освоения изученного.

    Коммуникативные:

    излагают свое мнение

    Приложение№1

    Древние греки

    Мир в представлении древних египтян

    Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.

    Мир в представлении древних египтян : внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

    Древние индийцы

    Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

    Жители Вавилона

    Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

    Представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.
    Некоторые народы считали, что Земля плоская и держится на трех китах, которые плавают и безбрежном всемирном океане. Следовательно, эти киты и были в их глазах основной основ, подножием всего мира. Увеличение географических сведений связано прежде всего с путешествиями и мореплаванием, а также с развитием простейших астрономических наблюдений.

    Древние греки представляли себе Землю плоской. Такого мнения придерживался, например, древнегреческий философ Фалес Милетский, живший в VI веке до н.э.Землю он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос (отождествленный позднее с Аполлоном) и совершал свой путь по небу.

    Мир в представлении древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката .

    Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

    Жители Вавилона представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они знали, что к югу от Вавилона раскинулось море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша - это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря. Таким образом, в основе представлений древних вавилонян о Земле лежали наблюдения за явлениями природы, однако ограниченность знаний не позволяла правильно их объяснить.

    .

    Земля по представлению древних вавилонян

    Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая.

    Великий древнегреческий ученый Пифагор Самосский (в VI веке до н. э.) впервые высказал предположение о шарообразности Земли. Пифагор оказался прав. Но доказать гипотезу Пифагора, и тем более определить радиус земного шара удалось значительно позже. Считается, что эту идею Пифагор заимствовал у египетских жрецов. Когда об этом знали египетские жрецы, можно только догадываться, поскольку они в отличие от греков скрывали свои знания от широкой публики.
    Сам же Пифагор, возможно ещё опирался на свидетельства простого моряка Скилака Кариандского, который в 515 году до н.э. сделал описание своих плаваний по Средиземноморью.

    Знаменитый древнегреческий ученый Аристотель (IV в. до н. э.) первым использовал для доказательства шарообразности Земли наблюдения за лунными затмениями. Вот три факта:

    тень от Земли, падающая на полную Луну, всегда круглая. Во время затмений Земля бывает повернута к Луне разными сторонами. Но только шар всегда отбрасывает круглую тень.

    Корабли, удаляясь в море от наблюдателя, не постепенно теряются из виду за счёт далёкого расстояния, а почти мгновенно как бы "тонут", исчезая за линией горизонта.

    некоторые звёзды можно увидеть только из определённых частей Земли, а для других наблюдателей они не видны никогда.


    Клавдий Птолемей (2 в. н. э.) - древнегреческий астроном, математик, оптик, теоретик музыки и географ. В период с 127 по 151 год жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Он продолжил учение Аристотеля относительно шарообразности Земли.

    Он создал свою геоцентрическую систему мироздания и учил, что все небесные тела движутся вокруг Земли в пустом мировом пространстве.
    Впоследствии систему Птолемея признала христианская церковь.

    Вселенная по представлению Птолемея: планеты вращаются в пустом пространстве

    Первые же телескопические наблюдения Галилея привели к открытию пятен на Солнце. Однако их природа была непонятна первым наблюдателям. Во время полных солнечных затмений на краю Солнца наблюдались протуберанцы, напоминавшие огненные фонтаны.


    Рисунок изображает вид Солнца согласно наблюдениям А. Кирхера и П. Шейнера в 1635 году по рисунку первого. Пятна на Солнце считались тогда разрывами во внешнем раскаленном слое Солнца, под которым расположены гораздо более холодные слои, пригодные для жизни. «Хвостатые светила» - кометы - в древности и в средние века наводили ужас на суеверных людей.

    Даже люди, близкие к науке, изображали кометы в виде мечей, следуя уверениям цер­ковников, что они - знамения божьего гнева. Другие изображения более реалистичны. Для картины на открытке использованы изоб­ражения комет второй половины XV века.


    Стоунхендж- обсерватория бронзового века. Это сооружение из гигантских камней с положенными на вертикально стоящие глыбы горизонтальными перекладинами находится на юге Англии.
    Уже давно оно привлекало внимание ученых. Но лишь недавно современными методами археологии удалось доказать, что его строительство начато свыше 4000 лет назад, на границе каменного и бронзового веков. В плане Стоунхендж представляет собой ряд почти точных окружностей с общим центром, вдоль которых через равные интервалы поставлены громадные камни.

    Внешний ряд камней имеет диаметр около 100 метров. Их расположение симметрично направлению на точку восхода Солнца в день летнего солнцестояния, а некоторые направления соответствуют направлениям на точки восхода и захода Солнца в дни равноденствий и в некоторые другие дни.

    Несомненно, Стоунхендж служил и для астрономических наблюдений, и для совершения каких-то обрядов культового характера, поскольку в те далекие эпохи небесным светилам приписывали божественное значение. Аналогичные сооружения обнаружены во многих местах Британских островов, а также в Бретани (северо-запад Франции) и на Оркнейских островах.

    Представления о мире древних египтян. В своих представлениях об окружающем мире древние народы исходили, прежде всего, из показаний своих органов чувств: Земля казалась им плоской, а небо – громадным куполом, раскинувшимся над Землей.

    На картине показано, как небесный свод опирается на четыре высокие горы, расположенные где-то на краю света! Египет нах-ся в центре Земли. Небесные светила как бы подвешены на своде.

    В Древнем Египте существовал культ бога Солнца Ра, который объезжает небо на своей колеснице. Этот рисунок нах-ся на стене внутри одной из пирамид.


    Представления о мире народов Междуречья. Близки к древнеегипетским были и представления халдеев – народов, населявших Междуречье, начиная с 7 века до н.э. По их воззрениям Вселенная была замкнутым миром, в центре которого находилась Земля, покоившаяся на поверхности мировых вод и представлявшая собой огромную гору.

    Между Землей и "плотиной небес ” – высокой непроницаемой стеной, окружавшей мир, - находилось море, которое считалось запретным. Каждый, кто пытался бы исследовать его дали, был обречен на гибель. Небо халдеи считали большим куполом, возвышающимся над миром и опирающимся на "плотину небес”. Он сделан из твердого металла верховным бором Мардуком.

    Днем небосвод отражал солнечный свет, а ночью служил темно-синим фоном для игры богов – планет, Луны и звезд.

    Вселенная по представлению древних греков. Как и многие другие народы, они представляли себе Землю плоской. Такого мнения, например, придерживался и древнегреческий философ Фалес Милетский. Все явления природы он объяснил, исходя из единого материального начала, которым он считал воду. Земля он считал плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и заходят звезды.

    Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу. Позднее пифагорейцы отошли от теории Фалеса, высказав предположение об округлости земли. А. Самосский утверждал, что Земля, вместе с другими планетами вращается вокруг солнца. За это он был подвергнут изгнанию.


    Система мира по Аристотелю. Великий греческий философ Аристотель понимал, что Земля имеет форму шара и приводил одно из сильнейших доказательств этого- круглую форму тени Земли на Луне во время лунных затмений. Он понимал и то, что Луна темный шар, освещаемый Солнцем и обращающийся вокруг Земли. Но Аристотель считал Землю центром мира. Материю он полагал состоящей из четырех элементов, которые образуют четыре сферы: земли, воды, воздуха и огня. Еще дальше расположены сферы планет – семи светил, перемещающихся между звездами.

    Еще дальше расположена сфера неподвижных звезд. Учения Аристотеля были прогрессивными с точки зрения науки, хотя его мировоззрение было идеалистическим, поскольку он признавал божественное начало. Позднее все это было использовано церковью против передовых идей сторонников гелиоцентрической системы устройства мира. Это водяные часы – основной прибор для измерения времени в древности наряду с солнечными часами.

    Астрономические представления в Индии. В священных книгах древних индусов отражены их представления о строении мира, имеющие много общего с воззрениями египтян. Согласно этим представлениям, плоская Земля с громадной горой в центре поддерживается 4 слонами, которые стоят на огромной черепахе, плавающей в океане.

    В 400-650 года в Индии был создан цикл математических и астрономических сочинений, так называемая СидХанта, написанная разными авторами. В этих работах мы уже встречаем картину мира с шарообразной Землей в центре и круговыми орбитами вокруг ее, близкую к системе мира Аристотеля и слегка упрощенную по сравнению с системой Птолемея.

    Несколько раз упоминается вращение Земли вокруг оси. Из Индии астрономические познания стали распространяться на запад, в первую очередь к арабам и народам Средней Азии. Это солнечные часы обсерватории в Дели.

    Обсерватории древних Майя. В Центральной Америке в 250-900 год достигла высокого развития астрономия народов Майя, населявшего южную часть современной Мексики, Гватемала и Гондураса. Основные сооружения майя сохранились до наших дней. На картинке изображена обсерватория майя (около 900г.)

    По форме это сооружение напоминает нам современные обсерватории, однако каменный купол майя не вращался вокруг своей оси и у низ не было телескопов. Наблюдения небесных светил производились невооруженным глазом с помощью угломерных приборов.

    У майя существовал культ Венеры, что нашло отражение в их календаре, построенным на синодическом периоде Венеры (период смены конфигураций Венеры относительно Солнца), равном 584 суткам. После 900 года культура майя начала приходить в упадок, а затем прекратило свое существование вообще. Их культурное наследие было уничтожено завоевателями и монахами. На обороте изображена голова бога Солнца древних майя.


    Представления о мире в средневековье. В средние века под влиянием католической церкви произошел возврат к примитивным представлениям древности о плоской Земле и опирающимся на нее полушарии неба. Здесь изображено наблюдения неба с примитивными инструментами астрономов 13 века.

    Великий узбекский астроном Улугбек. Одним из замечательных астрономов средневековья является Мухаммедд Тарагбайблин Улугбекблин, внук известного завоевателя Тимураблин. Будучи назначен своим отцом Шахрухомблин правителем Самарблинкарда, Улугбекблин построил там обсерваторию, где был установлен гигантский квадрант радиусом 40 метров, не имевший себе равных среди угломерных предметов того времени.

    Составленный Улугбекблином каталог положений 1018 звезд по точности превосходил другие и много раз переиздавался в Европе вплоть до 17 века. Улугбекблин определил наклон эклиптики к экватору, постоянную годичной процессии, им также составлены таблицы движения планет. Просветительская деятельность Улугбекблина и его пренебрежение к религии вызвали гнев мусульманской церкви. Он был предательски убит. Здесь показана плита квадранта Улугбекблина с градусными делениями.

    Определение положения в открытом море с помощью секстанта. Успехи мореплавания и эпоха великих географических открытий потребовали нового развития астрономии, поскольку положение корабля в океане можно было определить только астрономиче­скими средствами. На рисунке, сделанном по оригиналу И. Страда-нуса и гравюре И. Галле (1520), изображен капитан корабля, опре­деляющий высоту Солнца над горизонтом с помощью секстанта - прибора, позволяющего путем поворота плоского зеркала совме­стить изображение Солнца с горизонтом и по отсчету на шкале определить угол возвышения Солнца над горизонтом.

    Широта и долгота определялись по карте графически. Для определения широт и долгот до XVI11 века применялась также астролябия - угломерный прибор, с помощью которого можно было измерять как азимуты, так и зенитные расстояния светил. На обороте открытки изображена астролябия немецкого астронома второй половины XV века И. Региомонтана, изготовлен­ная в 1468 году.

    Небесный глобус. Расположение созвездий и звезд на небосводе было удобно изображать на его уменьшенной модели - небесном глобусе. Первые небесные глобусы в Европе начали изготовлять в середине XVI века в Германии, Однако на Востоке такие глобусы появились значительно раньше - во второй половине XIII века.

    Сохранился небесный глобус, изготовленный в обсерватории в Марате под руководством замечательного азербайджанского астрономй Наси-рэддина Туей мастером Мухаммедом бен Мюйидом эль Орди в 1279 году. На картине изображен небесный глобус 1584 г ода. описанный и, яе роят но, использованный датским астрономом XVI века Тихо Браге. На нем размечены небесный экватор, эклип­тика, круги склонений и круги широт, сходящиеся к полюсу мира и к полюсу эклиптики соответственно. Горизонтальное кольцо, охватывающее глобус, означает плоскость горизонта.

    Вертикаль­ный круг с делениями в плоскости рисунка - небесный меридиан. На глобусе изображены символические очертания созвездий и нанесены звезды, видимые невооруженным глазом (кроме самых слабых).

    Кабинет астронома начала XVI века. Картина сделана на основе современного рисунка И. Страдану-са, гравированного И. Галле около 1520 года. Мы видим астронома начала XVI века, современника Коперника. С помощью циркуля он измеряет положение звезды на планисфере (изображение сферы на плоскости). Рядом, на его столе, - небесный глобус, песочные часы, наугольник, таблицы, с которыми он сверяет свои измерения.

    На другом столе мы видим армиллярную сферу (модель основных кругов небесной сферы), эклиметр, книги, другие приборы. На первом плане - модель Вселенной с твердой Землей в центре, вокруг нее видны орбиты планет. На заднем плане - модель ко­рабля той эпохи. Основная задача астрономов того времени заклю­чалась в возможно более точном определении положений звезд и Луны, по ко-1 о рой определялась долгота. Кроме того, астрономы той эпохи старались усовершенствовать теорию движения планет, основанную на системе мира Птолемея.

    Портрет Коперника. Великий польский ученый Николай Коперник (1473-1543) произ­вел революцию в мировоззрении, доказав, что Земля не находится в центре мира, а является рядовой планетой, обращающейся вокруг Солнца. Сын купца, Коперник получил прекрасное образование сначала в Краковском университете, а затем в университетах Ита­лии. Кроме астрономии, он изучил юриспруденцию и медицину.

    Ознакомившись с системой мира Птолемея, Коперник убедился в ее несостоятельности и уже в молодости начал разрабатывать гелиоцентрическую систему мира. В ходе этой работы Коперник составил точный каталог положений звезд, систематически наблю­дал положения планет. Лишь убедившись в справедливости своей теории, Коперник отдал свой труд «Об обращении небесных сфер» в печать. Книга вышла накануне смерти Коперника.

    Система мира по Копернику. Согласно гелиоцентрической системе мира центром нашей планетной системы является Солнце. Вокруг него обращаются (в порядке удаленности от Солнца) планеты Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн. Единственным небесным телом, которое обращается вокруг Земли, является Луна. Значение труда Коперника трудно переоценить. Ф. Энгельс писал об этом: «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... было издание бессмерт­ного творения, в котором Коперник бросил - хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре - вызов церковному автори­тету в вопросах природы».

    Дальнейшее развитие теория Коперника получила в работах И. Кеплера и И. Ньютона, из которых первый открыл кинематические законы движения планет, а второй обна­ружил силу, которая управляет этими движениями, - силу всемир­ного тяготения. Большое значение для подтверждения системы Коперника имели телескопические открытия Галилея и пропаганда этой системы мира Джордано Бруно во второй половине XVI - начале XVII века.

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «НОВОСЕЛОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

    РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    МБОУ «Новоселовская школа»

    Незборецкая Ольга Васильевна

    пгт. Новоселовское – 2016 г.

    Представление древних народов о Земле

    Правильные сведения о Земле и ее форме появились не сразу, не в одно время и не в одном месте. Однако, где именно, когда, у какого народа они были наиболее правильными, выяснить трудно. Уж очень мало сохранилось об этом достоверных древних документов и материальных памятников.

    Первые прообразы географических карт известны нам в виде изображений, оставленных нашими предками на стенах пещер, насечек на камнях и костях животных. Исследователи находят такие зарисовки в разных частях мира.

    То, как древние люди представляли себе Землю, во многом зависело от природы, рельефа и климата тех мест, где они проживали. Потому народы разных уголков планеты по-своему видели окружающий мир, и взгляды эти существенно различались.

    В большинстве все представления древних о Земле опирались прежде всего на мифологические представления.

    Древние жители побережья океана

    По преданию, древние жители побережья океана представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах трех китов.

    Древние индийцы

    По преданию, древние индийцы представляли себе Землю в виде плоскости, лежащей на спинах слонов.

    Наверное, самая известная в наши дни легенда, повествующая о том, как древние люди представляли себе Землю, была сложена древними индийцами. Этот народ верил, что Земля на самом деле имеет форму полусферы, которая опирается на спины четырёх слонов. Эти слоны стояли на спине гигантской черепахи, плавающей в бескрайнем море молока. Все эти существа обвивала множеством колец чёрная кобра Шешу, имевшая несколько тысяч голов. Эти головы, согласно поверьям индийцев, подпирали Вселенную.


    Древние вавилоняне

    Ценные исторические сведения о Земле и ее форме сохранились у древних народов, живших в бассейне pек Тигра и Евфрата, дельте Нила и по берегам Средиземного моря (в Малой Азии и Южной Европе). До нашего времени дошли письменные документы из древней Вавилонии. Они имеют давность около 6000 лет.

    Вавилоняне в свою очередь унаследовали знания от еще более древних народов. Вавилоняне представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они заметили, что к югу от Вавилона - море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось. Гора эта круглая, и окружена она морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо - небесный мир, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша - это пояс 12 созвездий Зодиака. В каждом из созвездий Солнце ежегодно бывает приблизительно в течение месяца. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу.

    Древние греки

    Древние греки представляли себе Землю плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу.


    Древние египтяне

    Мир в представлении древних египтян: внизу -- Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката

    Древние евреи

    Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой то дождь, то засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

    Древние мусульмане

    Семь небесных сфер по мусульманским представлениям. Мировоззрение о том, что вселенная подобна многоступенчатому сооружению. Мироздание делится мусульманскими богословами на три главные части - небо, землю и преисподнюю. Все семь небес имеют свое назначение, свои цвет и свойства, населены ангелами соответственных разрядов: 1-ое небо в мусульманской мифологии считается источником грома и дождиков, 2-ое состоит из расплавленного серебра, третье - из красноватого рубина, 4-ое - из жемчуга, 5-ое - из червонного золота, 6-ое - из зияющих рубинов. В конце концов, 7-ое небо заселено более славными и могущественными из ангелов - херувимами, день и ночь плачущими и стенающими перед богом, умоляя его помиловать заблудших грешников.

    Древние славяне

    Представления славян о земном устроении были очень сложны и запутаны. Некоторые древние славяне считали, что на любое небо можно попасть, взобравшись по Мировому Древу, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и все девять небес. Мировое Древо похоже на огромный раскидистый дуб. Однако на этом дубе зреют семена всех деревьев и трав. Это дерево было очень важным элементом древнеславянской мифологии - оно связывало все три уровня мира, простиралось своими ветвями на четыре стороны света и своим "состоянием" символизировало настроение людей и Богов в различных обрядах: зеленое дерево означало достаток и хорошую долю, а засохшее символизировало уныние и использовалось в обрядах, где участвовали злые Боги. А там, где вершина Мирового Древа поднимается над седьмым небом, есть остров. Остров этот называли "ирием" или "вирием". Некоторые ученые полагают, что от него происходит теперешнее слово "рай", так прочно связанное в нашей жизни с христианством.



    Ветхозаветная Земля в виде скинии.



    Вид Земли по представлениям Гомера и Гесиода.

    Географы древнего мира пытались составлять карты известных им пространств - Ойкумены и даже Земли в целом. Карты эти были несовершенны и далеки от истины. Более верные карты появились лишь в последние два столетия до н. э.

    Когда люди начали совершать далекие путешествия, постепенно стали накапливаться доказательства, что Земля не плоская, а выпуклая. Так, продвигаясь на юг, путешественники заметили, что в южной стороне неба звезды поднимаются над горизонтом пропорционально пройденному пути и над Землей появляются новые звезды, которые раньше не были видны. А в северной стороне неба, наоборот, звезды спускаются вниз к горизонту и потом совсем исчезают за ним. Выпуклость Земли подтверждалась также наблюдениями за удаляющимися кораблями. Корабль исчезает за горизонтом постепенно. Вот уже скрылся корпус корабля и над поверхностью моря видны только мачты. Потом исчезают и они. На этом основании люди стали предполагать, что Земля шарообразна. Есть мнение что до завершения , корабли которого поплыли в одну сторону и неожиданно для себя приплыли с обратной стороны туда же, то есть вплоть до 6 сентября 1522 года о шарообразности Земли никто и не подозревал.