Вот злонравия достойные плоды
Из комедии «Недоросль» (1782) Дениса Ивановича Фонвизина (1744- 1792), слова Стародума (действ. 5, явл. 8).
Употребляется: шутливо-иронически применительно к закономерным следствиям чьего-либо дурного характера, воспитания и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


  • Вот где собака зарыта
  • Вот и встретились два одиночества

Смотреть что такое "Вот злонравия достойные плоды" в других словарях:

    Вот злонравия достойные плоды - Вотъ злонравія достойные плоды. Фонвизинъ. Недоросль. 5, 8. Ср. Das eben ist der Fluch der Bösen that, Dass sie, fortzeugend, immer böses muss gebären. Всегда отъ зла другое зло исходитъ: Вотъ почему такъ гибельно оно. Schiller. Die Piccolomini.… …

    вот злонравия достойные плоды - Фонвизин. Недоросль. 5, 8. Ср. Das eben ist der Fluch der Bösen that, Dass sie, fortzeugend, immer böses muss gebären. Всегда от зла другое зло исходит: Вот почему так гибельно оно. Schiller. Die Piccolomini. 5, 1. Перев. Лялина. Ср. So far in… …

    ПЛОД - ПЛОД, плода (плода устар.), мн. плоды, муж. 1. Часть растения, развивающаяся из цветка (преим. из завязи) в результате опыления и содержащая семена (бот.). Односемянные, многосемянные плоды. 2. Сочная съедобная часть некоторых растений (фрукты,… … Толковый словарь Ушакова

    Недоросль (комедия) - Недоросль Жанр: комедия Автор: Денис Фонвизин Год написания: 1782 «Недоросль» комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарной пьесой XVIII ве … Википедия

    Недоросль

    Митрофанушка - Недоросль комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарная пьеса XVIII века на русской сцене последующих веков. Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 … Википедия

    Недоросль (пьеса) - Недоросль Жанр: комедия

    ложь ложью погоняет - Ср. Le mensonge est père du mensonge. Ср. Fallacia alia aliam trudit. Один обман ведет другой. Terent. Andr. 4, 4, 39. См. вот злонравия достойные плоды … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    плод - (иноск.) последствие, результат, произведение (намек на плод растений и др. орган. тел как произведение их) Ср. Плодотворные дела, учреждения. Ср. ...Твой труд Тебе награда им ты дышишь, А плод его бросаешь ты Толпе рабыне суеты. А.С.Пушкин.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Ложь ложью погоняет - Ложь ложью погоняетъ. Ср. Le mensonge est père du mensonge. Ср. Fallacia alia aliam trudit. Пер. Одинъ обманъ ведетъ другой. Terent. Andr. 4, 4, 39. См. Вот злонравия достойные плоды … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Основной проблемой, поднимаемой в этой известной пьесе, является задача воспитания просвещенного, трудолюбивого, целеустремленного и в то же время преданного родной стране человека. В 18 столетии дворян было принято считать настоящим «оплотом общества», именно с этим сословием передовые русские люди связывали надежды на лучшее будущее.

Однако центральный персонаж комедии Митрофан Простаков с рождения растет в обстановке полнейшего невежества, грубости, хамства, пренебрежения к окружающим со стороны его родителей. Именно по этой причине юноша вырастает фактически неграмотным и столь же уверенным в своей избранности и в том, что ему нет никакой необходимости чем-либо заниматься, как и его чрезвычайно ограниченная и при этом достаточно жестокая мать.

На протяжении всей пьесы автор не перестает подчеркивать, что наиболее серьезным злом в тогдашней России является безоговорочное владение крепостными крестьянами, в отношении которых хозяевам позволяется абсолютно все. Весь жизненный уклад семейства Простаковых базируется на крепостничестве, обеспечивающем произвол господ и полное бесправие дворовой прислуги.

С первых же сцен комедии бросается в глаза бесхозяйственность и неряшливость, царящие в усадьбе, где проживают госпожа Простакова, ее муж и сын, а также брат этой женщины по фамилии Скотинин. Сама владелица поместья нисколько не скрывает того, что с утра до вечера она бранится и применяет рукоприкладство, иначе, по ее мнению, просто невозможно поддерживать какой-либо порядок в доме. Однако при всей своей грубости и кажущемся бессердечии она все же обожает сына, в чем также несложно убедиться.

Речь Простаковой может быть как откровенно хамской, так и робкой, подобострастной в зависимости от того, с кем она в определенный момент беседует. Манера говорить Скотинина полностью оправдывает его фамилию, этот человек и в самом себе, и в окружающих видит в первую очередь каких-либо животных, а не людей.

Шестнадцатилетний Митрофан становится жертвой семейной обстановки и полученного им воспитания, точнее, полного его отсутствия. Сначала к мальчику была приставлена нянюшка Еремеевна, жалованье которой составляет около пяти рублей в год и приблизительно пять пощечин ежедневно, как с горечью замечает она сама. Но няня заботилась лишь о том, чтобы ее подопечный был накормлен, никак не пытаясь развивать и обучать мальчика.

Уже на протяжении нескольких лет Митрофанушка занимается одновременно у трех наставников, пытающихся хоть чему-нибудь его научить, однако все их усилия оказываются совершенно напрасными. Некий отставной военнослужащий Цыфиркин преподает юному дворянину арифметику, семинарист Кутейкин учит грамоте, тогда как немец Вральман уверяет хозяев в том, что просвещает их сына в области всех наук, в частности, помогает ему освоить иностранные языки. Однако в действительности он прежде служил всего лишь кучером и абсолютно не подходит для роли учителя.

Тем не менее, необразованные Простаковы доверяют этому человеку, к тому же им нравится то, что он явно не перегружает занятиями их уже фактически взрослого «ребенка». Немец получает гораздо больше, чем русские преподаватели, он также обеспечивается в доме столом и одеждой, а Митрофан ведет себя с учителями крайне бесцеремонно, без всяких причин прерывая занятия по собственному желанию и ничего не усваивая, хотя его «обучение» продолжается уже не менее четырех лет.

В семье Простаковых и в усадьбе всем заправляет хозяйка, отец Митрофанушки и его дядя безоговорочно подчиняются жене и сестре. Сама Простакова, не чающая души в сыне, не замечает того, что он в глубине души и к ней относится столь же пренебрежительно, как к остальным. Шестнадцатилетний юноша изо дня в день бездельничает, лишь время от времени забираясь на голубятню.

Гость дома сразу же замечает, что Митрофан не только полнейший невежда, но и бессердечный, равнодушный к другим людям человек, и именно это обстоятельство вызывает в нем наибольшую тревогу. Он прекрасно понимает, насколько бесполезны для взрослеющего парня визиты педагогов, ведь Митрофанушка совершенно ничему у них не учится и не желает учиться, юный дворянин откровенно говорит, что он стремится лишь есть, спать и как можно скорее жениться, никаких иных интересов у него не существует.

Для Стародума нет сомнений в том, что Митрофан вырос таким именно из-за царящей в доме жестокости, грубости, агрессивности и в то же время баловства со стороны матери. В финале пьесы автор предупреждает читателей о том, что любое воспитание должно основываться, прежде всего, на привитии таких душевных качеств, как доброта, милосердие, сострадание к другим людям, а уже затем следует давать и необходимое образование.

Основная беда центрального персонажа комедии заключается в отсутствии настоящего человеческого сердца, а в сочетании с его крайне низким умственным развитием такого человека можно приравнять к зверю, что и делает Стародум. Однако умудренному жизнью мужчине кажется, что и Митрофан не окончательно безнадежен, что при перемещении недоросля в иную обстановку, на службу, где его будут окружать другие, не похожие на родителей и дядюшку люди, он еще может измениться.

Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.

Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.

Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»

Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж».

Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародум: «Вот злонравия достойные плоды».

Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.

Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.

Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»

Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж».

Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» - грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».

Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».

    Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых. Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение...

    Учителя Митрофанушки – недоучившийся семинарист Кутейкин и отставной солдат Цыфиркин – знают немного, но свои обязанности пытаются выполнять честно и добросовестно. Однако главным воспитателем недоросля остаётся сама Простакова со своей «твёрдой логикой»...

    Богатое идейно-тематическое содержание комедии «Недоросль» воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. С большой тщательностью...

    Имя Митрофан переводится как подобный матери, похожий на мать. Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но госпожа Простокова не хотела разлучаться с сыном. У него не было цели в жизни, он не думал а будущем и об учебе,...

«Недоросль», я была удивлена. Дело в том, что пьеса, написанная в XVIII веке, затрагивает такие проблемы, которые актуальны и двести лет спустя.

Итак, действие комедии происходит в деревне Простаковых; главным героем является их сын Митрофанушка – недоросль в прямом и переносном смысле этого слова. Основные события комедии разворачиваются на фоне конфликта между просвещёнными дворянами (такими, как Стародум , Правдин) и крепостниками-невеждами (Скотинин , Простакова). Автор описывает жизнь Простаковых и других героев, подробно раскрывает их характеры, взгляды на жизнь и стремления. Главные действующие лица в комедии наделены Д.И.Фонвизиным яркими, порой гротескными чертами характера. Мне бы хотелось подробнее остановиться на некоторых из них и попытаться проследить, насколько нравственны их помыслы и как эти помыслы реализуются автором в комедии.

Во-первых, госпожа Простакова. Вся её забота была направлена на сына, Митрофана; на то, чтобы пристроить его и чтобы он был счастлив. «Одна моя забота, одна моя отрада – Митрофанушка»;­ «Его готовлю в люди», - говорит она о своём любимом сыне. Также она стремится властвовать в поместье. Но в конце концов она лишилась власти, а Митрофан «перешагнул через неё», сказав: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась».

Митрофан же однозначно обозначил свои жизненные стремления и желания фразой: «Не хочу учиться, хочу жениться». Более того, он хотел жениться на Софье не по любви, а из-за её наследства, а также он не хотел служить. Но Софьюшке Митрофан «не жених», и служить ему всё же пришлось.

Брат госпожи Простаковой, Скотинин, как и Митрофан, хотел жениться на Софье и обогатиться за её счёт. Ещё одним его «стремлением» были свиньи: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи…» Однако и Скотинин не добился своего.

Почему же так произошло? В чём их порочность? Рассмотрим героев более внимательно. Например, госпожа Простакова – «презлая фурия» - воплощение алчности, грубости, невежества, властности. Её отношение к слугам и людям низшего сословия более чем пренебрежительное: «А ты, скот, подойди поближе»; «Все вы, бестии, усердны на одних словах, а не на делах…»; «Так тебе жаль шестой, бестия?». К мужу госпожа Простакова тоже относится свысока и не ценит его: «Вот таким муженьком наградил меня господь…». Однако по отношению к сыну она проявляет чрезмерную, слепую любовь: «Поди порезвись, Митрофанушка!»; «Ах мати божия! Что с тобой сделалось, Митрофанушка?»; «Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань». Митрофан же пользуется любовью матушки: пока она «у власти», то есть хозяйка дома, он старается ей угодить, польстить ей. Митрофан – зеркало госпожи Простаковой. Вяземский писал про этого лентяя так: «Невежество, в каком рос Митрофан, и примеры домашние должны были вырастить в нём изверга, какова его мать». Он с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В последней сцене, когда господа Простакова была лишена поместья, сын «переступил через неё». Митрофан никого не любит, он эгоистичен, зол и невежественен.

Скотинин – типичный представитель говорящей фамилии. Речь Скотинина груба, о себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных. Скотинин очень похож на сестру, госпожу Простакову, он жаден, жесток и невежественен.

Господин Простаков, попав под влияние жены, стал её подкаблучником, потакает ей во всём: «Да я думал, матушка, что тебе так кажется». Он превратился в бесхарактерного, не имеющего собственного мнения человека, в серую личность.

Таким образом, в своей пьесе Д.И.Фонвизин нарисовал типичные черты русских крепостников. Именно крепостничество было основным злом тогдашней русской жизни. И на его почве «вырастали» подобные жестокие, подлые и невежественные люди.