Наталья, молочная сестра отца рассказчика, восемь лет прожила в их поместье Лунево как родная, хотя и родилась крепостной. Рассказчика всегда поражала привязанность Натальи к её родине - степному поместью Суходол, родовому гнезду столбовых дворян Хрущёвых, где была она простой дворовой. Вырастив рассказчика и его сестру, Наталья вернулась в Суходол.

Брат и сестра выросли на рассказах о Суходоле, о царивших там странных и диких обычаях. Вскоре поместье стало для них легендарным и таинственным местом.

Наталья рано осиротела. Её отца за провинность отдали в солдаты, а мать, бывшая птичницей, умерла от страха перед господами, когда всех индюшат убило градом. Рассказчик, которому Наталья была родной, был поражён тем, что «добрые господа» - его дед и бабка - погубили её родителей.

Потом рассказчик многое узнал о тёмном и сумрачном суходольском доме, о его «горячих» хозяевах - сумасшедшем деле Петре Кирилловиче и безумной тётке Тоне - и об остальных Хрущёвых, садившихся обедать с плётками-арапниками в руках на случай ссоры.

Все суходольцы были «горячими приверженцами» поместья. Тётя Тоня наотрез отказалась покидать старый, ещё её дедом построенный дом, хотя и жила там в страшной нищете. Даже отец рассказчика Аркадий Петрович, человек беззаботный, грустил о Суходоле до самой своей смерти.

И младших членов семейства тянуло в Суходол. Но во времена детства рассказчика между Суходолом и Луневом произошла крупная ссора, из-за которой отношение между поместьями почти прекратились.

II

Младшие Хрущёвы попали в Суходол только «в позднем отрочестве». Их встретила похожая на Бабу-Ягу старуха в лохмотьях, с чёрными безумными глазами и острым носом, оказавшаяся тётей Тоней. Затем рассказчик познакомился со вдовой своего дяди Петра Петровича, маленькой, седенькой и институтски-восторженной Клавдией Марковной.

Дом, на крыльце которого молодых Хрущёвых встречала Наталья, был построен из остатков старого, дедовского, сгоревшего давным-давно.

Дом был обставлен остатками старинной мебели. Сохранился и большой образ святого Меркурия Смоленского, на обороте которого помещалась родословная семьи Хрущёвых. Вокруг дома шумел старый и запущенный сад.

III

Брат и сестра сразу почувствовали очарование, которым дышала разорённая суходольская усадьба. В пахнувшей жасмином гостиной ещё стояло фортепьяно тёти Тони, на котором она когда-то играла офицеру Войтковичу, товарищу Петра Петровича. Перед отъездом он в сердцах хлопнул ладонью по крышке фортепьяно и раздавил бабочку. От насекомого осталась «только серебристая пыль», но когда дворовая девка по глупости стёрла её, с тётей Тоней «сделалась истерика».

Молодые Хрущёвы бродили по дому и саду и узнавали места, о которых рассказывала им в детстве Наталья. Нагулявшись, поздно ночью они возвращались в дом и частенько заставали Наталью «на молитве перед образом Меркурия».

Помолившись, Наталья «неторопливым шёпотом» начинала рассказывать...

IV

По преданию, прадед рассказчика переселился в Суходол из-под Курска. Поместье тогда было окружено глухими лесами. Из поколения в поколение леса вырубались, и местность вокруг Суходола постепенно стала степью.

Прадед Пётр Кириллыч сошёл с ума и умер в 45 лет. Отец рассказчика говорил, что прадед помешался, когда на него, спящего под яблоней, ветер «обрушил целый ливень яблок». Дворня же была уверена, что Пётр Кириллыч тронулся «от любовной тоски» после смерти красавицы-жены.

Целый день неслышно ходил он по дому и прятал в щели деревянных стен золотые монеты - для приданого Тонечке.

Пётр Кириллыч боялся грозы и порой принимался переставлять мебель в гостиной - ждал гостей, которые очень редко приезжали в Суходол. В усадьбе было веселее, когда там жили французы, учителя Тони и Аркадия. Когда детей увезли учиться в губернский город, французы остались ради Петра Кириллыча и прожили в суходоле восемь лет.

Уехали французы, когда дети вернулись домой на третьи каникулы и остались в Суходоле навсегда - Пётр Кириллыч решил, что образование получит только сын Пётр. Дети «остались и без ученья, и без призора». Отец рассказчика в ту пору крепко подружился с дворовым Гевраськой, который считался внебрачным сыном Петра Кириллыча. Гевраська был «коростовый... на каторжные затеи мастер», часто унижал Аркадия и впутывал его в неприятности, но тот всё равно любил своего побратима.

Дом, приглядывать за которым пыталась дряхлая кормилица дедушки, постепенно потерял жилой вид и оказался во власти беззаботной дворни. Дети целыми днями где-то пропадали и домой приходили только переночевать.

V

Вскоре в Суходол вернулся неожиданно вышедший в отставку Пётр Петрович, привёз с собой друга Войткевича и повернул жизнь поместья на праздничный и барский лад. Он хотел показать себя щедрым и богатым, но делал это неумело, по-мальчишески.

Внешне Пётр Петрович тоже походил на красивого, румяного мальчика с нежной смуглой кожей и маленькими руками и ступнями. По натуре он был резким и жестоким, способным надолго затаить злобу. Но даже он не посмел тронуть дерзкого лакея Гевраську, хотя тот постоянно обижал дедушку.

Тоня полюбила Войткевича. Наталья же сразу влюбилась в красавца Петра Петровича.

Однажды Наталья увидела среди вещей Петра Петровича серебряное зеркальце и была очарована и красотой вещицы, и тем, что принадлежала она молодому хозяину. Девушка украла зеркальце, спрятала его в заброшенной бане и несколько дней прожила, «ошеломлённая своим преступлением». Несколько раз в день Наталья забегала в баню полюбоваться на своё сокровище. Она смотрелась в зеркальце с безумной надеждой понравится Петру Петровичу.

Всё кончилось стыдом и позором. Барин сам открыл Наташкино преступление, превратив его в обычную кражу, приказал остричь ей волосы овечьими ножницами и сослать в Сошки - дальний степной хутор. Этим хутором управляла старуха-хохлушка, которую Наталья заранее боялась.

По дороге Наталья сначала хотела удавиться, потом сбежать, но ни того, ни другого не сделала, так и увезла свой любовь в глушь, поборола первые муки её и сохранила до самой смерти в своей суходольской душе.

VI

В том же году на Покров созвал Пётр Петрович в усадьбу всех знатных людей в округе. Постепенно из офицера он превращался в молодого помещика и брал управление Суходолом в свои руки. Аркадий Петрович во всём уступал брату и большую часть времени проводил вне дома.

Больше всех радовался гостям дедушка. Он вообразил себя радушным хозяином, страшно суетился, был «бестактен, болтлив и жалок» и ужасно мешал сыну. Всем гостям дедушка докладывал, что Тонечка нездорова и уехала в Лунево.

Всей округе уже давно было известно, что Войткович имел по отношению к Тоне серьёзные намерения. Но при каждой его попытке выразить свои чувства девушка «бешено вспыхивала», и Войткович внезапно уехал, так и не сделав предложения. После его отъезда Тоня «заболела тоской», не спала по ночам и впадала в дикие истерики. Пётр Петрович боялся, что соседи объяснят недомогание сестры беременностью, и отослал её в Лунево.

Беспокоил Хрущёва и Гевраська, который сильно вырос и стал самым умным из дворни. Слуги боялись этого здорового, похожего на древнего арийца парня и прозвали его «борзым».

Чувствуя свою силу, Гевраська вёл себя развязно и грубо, особенно жесток он был с дедушкой.

Перед гостями Пётр Петрович хвалил Гевраську, чем переполнил чашу дедушкиного терпения. Старик начал жаловаться гостям на слугу, который на каждом шагу его унижает, но потом великодушно простил его. Из страха перед Гевраськой старик уговорил гостей остаться на ночь.

Всю ночь дедушка не спал, а рано утром отправился в гостиную и начал «передвигать, расставлять тяжёлую, рычащую по полу мебель». На шум явился заспанный, «злой, как чёрт» Гевраська и прикрикнул на старика. Переборов свой страх, тот попытался воспротивиться наглому лакею, и тогда Гевраська, которому дедушка «надоел хуже осени», «наотмашь ударил его в грудь». Старик упал, ударился виском об острый угол ломберного столика и умер.

Гевраська сорвал с ещё тёплого тела обручальное кольцо, золотой образок и ладанку и «как в воду канул». Видела его после этого только Наталья.

VII

Пока Наталья жила в Сошках, Пётр Петрович женился, а потом вместе с братом Аркадием уехал добровольцем на Крымскую войну. Гевраська явился в Сошки и заявил, что «пришёл от господ по большому делу». Беглого лакея накормили, а потом он рассказал Наталье, что убил дедушку, пригрозил убить и её, если кому расскажет, и к вечеру ушёл.

О Наталье забыли, и в Суходол она вернулась только через два года. Заправлявшая Суходолом беременная Клавдия Марковна приставила Наталью к полубезумной Тоне. Барышню часто охватывали внезапные приступы ярости, но Наталья быстро научилась увёртываться от летящих в неё предметов.

Вскоре Наталья узнала, что это барышня вспомнила о ней, ждала её «как света белого», надеясь, что после её приезда ей полегчает, но этого не случилось. Не помог барышне и лекарь, лечивший её пилюлями да каплями.

Наталья же сторонилась бывших подруг и скучала по управлявшей Сошками семье хохлов, по их беленой хате, украшенной пёстрыми рушниками. Шарый и Марина были «ровны в обращении, совсем не любопытны и не многоречивы».

Именно в Сошках увидела Наталья два сна, которые предсказали ей судьбу. В первом сне головастый и рыжий мужик-карлик в красной рубахе крикнул ей, что будет пожар и строго запретил выходить замуж. А во втором сне к Наталье непристойно приставал громадный серый козёл с горящими глазами, назвавшийся её женихом. Обдумав сны, Наталья решила, «что девичьи годы её кончены... судьба её уже определилась», и, вернувшись в Суходол, взяла на себя роль смиренной богомолки.

VIII

Возвращаясь в Суходол, Наталья заново узнавала родные места, повзрослевших сверстников, и не верилось ей, что дедушки Петра Кириллыча больше нет, а барышня Тонечка превратилась в чёрную, худую, востроносую женщину, то равнодушную, то бешеную.

Наталья затаивала в себе все чувства и мучилась предчувствием неминуемых бед.

Вскоре барыня Клавдия Марковна родила мальчика - нового Хрущёва, и птичница по суходольскому обычаю стала нянькой. Наталья тоже считала себя нянькой Тони.

Весной к барышне привезли знаменитого колдуна - богатого и благообразного мужика. Три раза колдовал он над ней на вечерней зорьке, но облегчил душевную болезнь Тони лишь ненадолго. Из-за тоски и боязни пожаров барышня не могла думать даже о Петре Петровиче, раненном на Крымской войне.

Наступила знойное лето с постоянными грозами и смутными слухами о новой войне, бунтах и воле, которую дадут всем мужикам. Суходол наполнился юродивыми и богомольцами, которых Тоня принимала и кормила вопреки приказам Клавдии Марковны. Явился однажды в поместье и некий Юшка, называвший себя «повинённым монахом».

IX

Юшка был из мужиков, но ни дня в своей жизни не работал, жил «как бог пошлёт», расплачиваясь за хлеб рассказами о своей «провинности». Из-за рахитичного сложения плечи Юшки всегда были приподняты, и он походил на горбуна. Этим он и воспользовался - поступил монахом в Киевскую лавру, откуда его вскорости и выгнали.

Прикидываться странником по святым местам оказалось невыгодно, и Юшка, не снимая подрясника, начал открыто издеваться над лаврой, рассказывать, из-за чего его оттуда выгнали «при посредстве непристойнейших жестов и телодвижений».

Юшка никогда не пьянел, поэтому курил и пил, сколько хотел, и был невероятно похотлив. Появившись в Суходоле, он сразу положил глаз на Наталью. Барышню он поразил своей прямотой и вскоре стал в доме своим человеком, Наталье же Юшка был «гадок... и страшен», но «сознание, что совершается нечто неминучее» лишало её сил и мешало сопротивляться Юшкиной похоти.

Наталья спала одна в коридоре перед спальней Тони. Однажды ночью Юшка пришёл к ней, как «тот самый козёл, что входит по ночам к женщинам и девушкам». Все в поместье знали, что этот же «змий и чёрт» приходит и к барышне, от чего она так страшно стонет по ночам. Наталья считала, что и ей суждено погибнуть вместе с барышней.

Юшка ходил к Наталье много ночей подряд, и она отдавалась ему, «теряя сознание от ужаса и отвращения». Наконец, Юшке стало скучно, и он внезапно исчез из Суходола, а через месяц Наталья поняла, что беременна.

В сентябре вернулись с войны молодые господа, а на следующий вечер сбылся и второй сон Натальи - от шаровой молнии загорелся суходольский дом. Тогда же Наталья мельком увидела в саду человека, одетого в красный жупан, и испугалась так сильно, что потеряла ребёнка.

После этого Наталья постарела, поблёкла, жизнь её навсегда «вошла в будничную колею». Барышню свозили «к мощам угодника», и она тоже успокоилась, стала жить как все. Безумие её проявлялось лишь «в крайней неряшливости, в бешеной раздражительности и тоске при дурной погоде». Была у мощей и Наталья, вернулась оттуда «смиренной черничкой» и без трепета «подошла к руке Петра Петровича».

Слухи о воле изменили жизнь в Суходоле.

В семье Хрущёвых начались «нелады», дошло дело и до плетей-татарок. Чтобы поправить хозяйство, истощённое Крымской войной, братья заложили имение и купили у какого-то цыгана табун захудалых лошадей, надеясь откормить их за зиму и продать, но все лошади передохли. От этого отношения между братьями вконец испортились.

Вскоре погиб Петр Петрович. Зимой он возвращался в Суходол из соседнего хутора, от любовницы, лежал на санях хмельной, и бежавшая сзади пристяжная лошадь размозжила ему копытом голову. Наталье выпало встретить и оплакать всё ещё любимого хозяина.

X

Всякий раз, как молодые Хрущёвы приезжали отдохнуть в Суходол, Наталья рассказывала им «повесть своей погибшей жизни». Уже давно исчезли или погибли в огне оставшиеся от предков вещи и письма. Дом ветшал, «и всё легендарнее становилось его прошлое».

Сын Петра Петровича, продал всю пахотную землю, покинул Суходол и «поступил кондуктором на железную дорогу». В поместье тяжело и бедно доживали свои годы Клавдия Марковна, Тоня и Наталья.

Молодые Хрущёвы забыли историю своего древнего рода, и уже не могли найти даже могилы ближайших предков - дедушки, бабушки, Петра Петровича.

Бесконечно далёкими казались брату и сестре времена из рассказов Натальи. Знали они только, что и старый погост, и окрестности Суходола тогда были такими же, как сейчас.

Бунин вошёл в литературу с ещё одной актуальной для начала века темой - темой нации как единой семьи. В 1910 году он создал повесть «Деревня », которая, по словам М. Горького, «впервые заставила задуматься о России...». «Так глубоко, так исторически деревню никто не брал», - писал Горький Бунину в 1920 году. Вина или беда русского народа в том, что он живёт такой нечеловеческой жизнью? Замыслу автора отвечал особый жанр - повести-хроники, выводящей на первый план мужиков и оставляющей на втором плане повествования свидетелей «со стороны». Задаче соответствовал и сюжет произведения, лишённый интриги, неожиданных поворотов, чётко выраженной завязки, фабульного развития, кульминации и развязки. Всё в «Деревне» погружено в стихию закоснелого быта, но каждая из композиционных частей повести открывала факты деревенской жизни (предыстория и история рода Красовых, судьбы крестьян). «Говорящим» является название деревни - Дурновка. В жизни Дурновки много алогичного, бессмысленного. Разрываются общественные и семейные связи, рушится сложившийся уклад. Деревня быстро гибнет. Бунт крестьян не в силах приостановить умирание Дурновки и даже ускоряет этот процесс. Поэтому так мрачен финал повести.

Для Бунина крайне сложен вопрос: кто виноват? Над ним мучительно бьётся герой повести Кузьма Красов. «...С кого и взыски-вать-то? - вопрошает он. - Несчастный народ, прежде всего - несчастный!..» Сомнения не покидают его: «Рабство отменили всего сорок пять лет назад, - что ж и взыскивать с этого народа? Да, но кто виноват в этом? Сам же народ!» Именно он, а не правительство и не тяжкая история («Татаре, видишь ли, задавили!»). Тихон Красов упрекает брата в противоречиях: «Ну, уж ты ни в чём меры не знаешь. Сам же долбишь: несчастный народ, несчастный народ! А теперь - животное!» Кузьма и в самом деле растерян («Ничего теперь не понимаю: не то несчастный, не то...»), но склоняется всё-таки - а вместе с ним и автор - к выводу о «виновности» народа.

Главные герои повести - братья Тихон и Кузьма Красовы. Тихон всю свою незаурядную силу, свой ум употребил на стяжательство, обогащение, эксплуатацию мужиков, и в итоге пришёл к духовному опустошению. Он представляет собой тип «задумавшегося» купца, пришедшего к мысли о том, что «не хлебом единым жив человек». Кузьма с его жаждой духовной жизни и гуманностью как будто противоположен Тихону: он «наиболее положительный тип» в «Деревне». Но и над ним довлеет, и его порабощает «дурновская» кровь, рождает инертность и бессилие, не даёт вырваться из заколдованного круга. С зоркостью, психологическим проникновением изобразил писатель и облик нового деревенского хозяина, и драму народного интеллигента. Но столь разные характеры призваны демонстрировать тяжкое общее наследие «пестрой души» (слова Тихона) русского человека.

В повести, запечатлевшей деревню в революционное время, Бунин показал, что обновление русской жизни не состоялось, что революция не изменила национальную психологию. Финал повести может быть истолкован символически: под натиском уродства гибнет красота (Евдокия по прозвищу Молодая выходит замуж за самого развращённого мужика деревни), пурга заметает жильё, под снегом исчезает русская деревня.

В следующей большой повести «Суходол » (1911) Бунин обратился к прошлому, к тем истокам, которые объясняют настоящее. В истории дворянского рода Хрущёвых писатель видит судьбу всей дворянской России. Интонации здесь более сложны, чем в «Деревне». Над автором сохраняют власть поэзия русской старины, отдельные черты немудрёного быта отцов, «древней семейственности, что воедино сливала и деревню, и дворню», чувство близости к предкам-«пращурам». В целом же идеализации патриархального уклада в повести нет. Мрачные картины жестокого самодурства господ и рабской покорности крепостных - в центре повествования. Впрочем, неискоренимая пассивность, рабский страх перед жизнью и чувство обречённости присущи и господам.

Со всей подлинностью, не оставляя никаких надежд, рассказал Бунин о деградации близкого ему социального мира, оказавшегося неспособным «ни к труду, ни к общежитию». Как и в «Деревне», социально-исторические обобщения сводятся к национальным особенностям русского народа. В творчестве Бунина в этот период основным стала, по его собственным словам, «душа русского человека в глубоком смысле, изображения черт психики славян». Полемизируя с современниками, например с Горьким, Бунин пытался «наметить общую историческую перспективу в жизни всей огромной страны, только что пережившей потрясения 1905-1907 годов» (О.Н. Михайлов).

Социальные потрясения обострили писательское неприятие антигуманности человеческих отношений, ощущение общей катастрофичности действительности.

С середины 1910-х годов основной идеей в творчестве Бунина стала идея страдания, которое приносит любое соприкосновение с жизнью. В этом прослеживается влияние буддийской философии, с которой писатель познакомился в Индии и на Цейлоне. Об этом рассказы «Братья» (1914), «Сны Чанга» (1916), эта идея содержится и в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Повесть "Суходол" Бунина, краткое содержание которой приведено в этой статье, относится к жанру так называемой "деревенской прозы". Произведение было написано в 1912 году. Стоит отметить, что прозаик не раз обращался к этой теме. Проблемам села посвящены также его рассказы "Антоновские яблоки", "Деревня".

Рассказчика всегда поражала ее привязанность к ее малой родине поместью Суходол, где она выросла обычной дворовой. Воспитав детей, она туда возвращается.

Рассказчик и его сестра все детство росли на рассказах о Суходоле. Для них это было таинственное и легендарное место.

Судьба Натальи

Наталья рано осталась сиротой. Отец ушел в солдаты, а мать умерла от страха, как пишет автор. Так она боялась гнева своих хозяев, когда всех индюшат побило градом. Оказалось, что ее родителей погубили родные дед и бабка рассказчика.

Со временем он многое узнает о мрачном доме в Суходоле. Дворяне Хрущевы, которые владели поместьем, на случай ссоры всегда садились обедать с плетками в руках.

Но все, кто жил в Суходоле, ни за что не хотели оттуда уезжать. Хоть и жили часто в жуткой нищете. Всех тянуло в Суходол, но со времен детства рассказчика, между помещиками произошла крупная ссора, из-за которой любые отношения были прекращены.

Герои приезжают в Суходол

Рассказчик и его сестра, едва приехав, ощутили очарование, которым была проникнута усадьба. Юные Хрущевы бродили по саду, узнавая места, о которых им рассказывала Наталья, когда их воспитывала. Вернувшись поздно ночью, они часто заставали ее перед образом Меркурия.

История Суходола

Прадед Петр Кириллыч сошел с ума и умер в 45 лет. Его внук утверждал, что причиной помешательства стал целый ливень яблок, который на него обрушился, пока он спал под деревом во дворе. Слуги же считали, что он тронулся умом из-за тоски после смерти любимой жены.

Отец рассказчика вспоминал, что в ту пору крепко дружил с дворовым Гевраськой. Считалось, что он внебрачный сын Петра Кириллыча. За домом пыталась приглядывать старая кормилица, но постепенно он терял жилой вид. В кратком содержании "Суходола" И. А. Бунина описывается, как пустела местность в округе.

Вторая жизнь поместья

Новую жизнь в поместье вдохнул Петр Петрович, когда вышел в отставку. Он привез своего друга Войтковича. Жизнь пошла на барский лад.

Войткович приглянулся Тоне, а Наталья влюбилась в Петра Петровича. Однажды она нашла среди его вещей зеркальце из серебра. Ее очаровала красота этой вещицы. Она тайно его украла и спрятала в заброшенной бане. По несколько раз за день она забегала в баню, чтобы полюбоваться на свое запретное сокровище. Она мечтала, что барин обратит на нее внимание и влюбится.

Но все закончилось позорно. Петр Петрович раскрыл ее преступление. Посчитал его банальной кражей, приказал ей остричь волосы и сослать в отдаленный хутор.

Поместье в руках Петра Петровича

Непросто складывались отношения с Гевраськой, который при любой возможности унижал дедушку. Старик жаловался на слугу, но постоянно его прощал. Как-то ночью старый Хрущев пошел в гостиную и начал передвигать тяжелую мебель. Он часто так делал по ночам. Гевраська на него прикрикнул, тот, поборов страх, попытался возразить, но в ответ получил сильный удар в грудь. Старик при падении ударился виском о стол и умер.

Гевраська снял с трупа кольцо (золотой образок) и скрылся.

Тем временем Наталья вернулась в Суходол. Петр Петрович к тому времени женился и уехал на Крымскую войну, где получил ранение.

Появление Юшки

Он прикидывался странником, но это оказалось невыгодным делом. Тогда он начал поносить лавру. Много пил и курил, был чрезвычайно похотлив. Барышне он понравился и стал в Суходоле своим человеком.

Вскоре Юшка положил глаз на Наталью, но ей он был противен. Однажды ночью он стал к ней приставать. Все в округе знали, что ночи он проводит в спальне барыни.

Много ночей Наталья отдавалась Юшке, теряя сознание от отвращения и ужаса к себе. Когда ему стало скучно, он просто исчез из поместья. А спустя несколько недель Наталья поняла, что беременна.

Осенью господа вернулись с войны. И сбылся вещий сон Наталья - дом в Суходоле загорелся от молнии. В ту ночь от страха она потеряла ребенка. После этого она постарела и поблекла. Ее возили к мощам, но это не помогло.

В кратком содержании "Суходола" Ивана Бунина упоминается, что из-за Крымской войны хозяйство было истощено. Братья заложили имение, купив у цыган лощадей. Она рассчитывали откормить их за зиму и продать. Но все лошади сдохли. Петр Петрович вскоре после этого погиб. Он ехал зимой из соседнего хутора от любовницы, пьяный упал с саней, бежавшая сзади лошадь размозжила голову ему копытом.

С тех пор всякий раз, как молодые хозяева приезжали в Суходол, Наталья рассказывала им про свою погибшую жизнь. А дом все ветшал. Сын Петра Петровича реализовал землю для пахоты, ехал из Суходола и стал кондуктором на железной дороге.

Хрущевы нового поколения забыли про историю своего древнего рода, они уже не могли найти могилы своих ближайших предков. Все рассказы, которые рассказчик и его сестра слышали от Натальи, казались им далекими и практически невозможными.

Рисует безумную российскую действительность, которая порождает русскую душу, полную причудливых контрастов: то щедрую и отзывчивую, то безудержную и страстную.

Как писал позже сам Иван Алексеевич, “Суходол” относится к произведениям, “резко рисовавшим русскую душу, ее своеобразные сплетения, ее светлые и темные, но почти всегда трагические основы”.

Удивительно уже то, какими страстными приверженцами Суходола были его обитатели. Так, дворовая девушка Наталья “целых восемь лет отдыхала... от Суходола, от того, что заставил он ее выстрадать”, но все-таки при первой же возможности возвращается туда. “Барышня” тетя Тоня прозябала в нищете, в бедной крестьянской избе, но не допускала даже мысли о жизни в другом месте, хотя “и счастья, и разума, и облика человеческого лишил ее Суходол”. Глубоко тоскует по родным местам беззаботный и легкомысленный Аркадий Петрович. “Один, один Хрущев остался теперь в свете. Да и тот не в Суходоле!” - говорит он.

В чем же причина такой сильной привязанности к этому глухому месту, к “...голому выгону, к избам и оврагам, и разоренной усадьбе Суходола”? Писатель объясняет это особенностью “суходольской” души, над которой огромную власть имеют воспоминания, очарование степных просторов и древняя семейственность. В повести показаны кровные и тайные узы, “незаконно” связывающие дворовых и господ. Все, в сущности, родственники в Суходоле. “...Кровь Хрущевых мешалась с кровью дворни и деревни спокон веку”. Согласно семейным преданиям, в жилах дедушки Петра Кирилловича течет не только кровь, знатных и легендарных предков, “людей вековой литовской крови да татарских князьков”. Лакей Герваська является его незаконным сыном, а Наталья, нянька молодых господ Хрущевых, воспринимается ими как истинно родной человек. Может, поэтому так причудливо переплетаются в характере суходольцев вспыльчивость, доходящая до неистовства, и отходчивость, крайняя жестокость и мягкость, сентиментальность, мечтательность. Быт тоже оказал свое влияние на душевное состояние людей. Даже дом суходольский был сумрачен и страшен: темные бревенчатые стены, темные полы и потолки, темные тяжелые двери, черные иконы, которые жутко озарялись сполохами и отблесками молний в ненастные грозовые ночи. “По ночам в доме было страшно. А днем - сонно, пусто и скучно”. Даже заветная дедовская икона святого Меркурия, “мужа знатного”, обезглавленного врагами, вызывает страх: “И жутко было глядеть на суздальское изображение безглавого человека, державшего в одной руке мертвенно-синеватую голову в шлеме, а в другой икону Путеводительницы, - на этот, как говорили, заветный образ дедушки, переживший несколько страшных пожаров, расколовшийся в огне, толсто скованный серебром и хранивший на оборотной стороне своей родословную Хрущевых, писанную под титлами”.

Вокруг барского дома широко раскинулась деревня - “большая, бедная и беззаботная”. Жители ее “все в господ” - не отличаются хозяйственностью и практичностью. На них тоже оказали влияние упадок и вырождение помещичьей жизни, ненормальность ее. Быт Суходола - уродливый, праздный и расхлябанный, мог располагать только к безумию. Так, потомки господ Хрущевых узнают из рассказов своей няни Натальи, что “...сумасшедший дед наш Петр Кириллыч был убит в этом доме незаконным сыном своим Герваськой, другом отца нашего и двоюродным братом Натальи; узнали, что давно сошла с ума - от несчастной любви - и тетя Тоня; ...узнали, что сходила с ума и Наталья, что еще девчонкой на всю жизнь полюбила она покойного дядю Петра Петровича, а он сослал ее в ссылку, на хутор Сошки...”

Не удивительно, что Горький назвал “Суходол” одной “из самых жутких русских книг”. Это повесть о сокрушительных страстях, тайных и явных, безгрешных и порочных. Против этих страстей бессильны любые доводы рассудка, они всегда разбивают жизни.

“Любовь в Суходоле необычна была. Необычна была и ненависть”. Вот дедушка Петр Кириллович, впавший в детство и доживающий свои дни в тихом помешательстве. Романтики из дворовых объясняли его слабоумие любовной тоской по умершей красавице жене. Погибает Петр Кириллович внезапно и нелепо от руки своего незаконного отпрыска Герваськи, страшного человека, которого боятся и дворовые, и сами господа. “У господ было в характере то же, что и у холопов: или властвовать, или бояться”.

Следующей жертвой роковых страстей стала дочь Петра Кирилловича - барышня Тонечка. Влюбившись в товарища брата, она “тронулась” и “обрекла себя в невесты Иисусу сладчайшему”. Жила, переходя от тупого равнодушия к приступам бешеной раздражительности. Но и в ее безумии все видели что-то мистическое и страшное. “Уже все понимали теперь: по ночам вселяется в дом сам дьявол. Все понимали, что именно, помимо гроз и пожаров, с ума сводило барышню, что заставляло ее сладко и дико стонать во сне, а затем вскакивать с такими ужасными воплями, перед которыми ничто самые оглушительные удары грома”.

Доживала свои дни барышня в крестьянской избе, заставленной обломками старой мебели, заваленной черепками битой посуды, загроможденной рухнувшим на бок фортепьяно”. На этом фортепьяно юная Тонечка, смуглая и черноглазая, в платье из оранжевого щелка, когда-то играла для Него...

Трагически сложилась и Натальи, дворовой девушки. Не удивительно - ведь Суходол присушил ее душу, овладел всей ее жизнью. А самым прекрасным и удивительным в ее жизни была любовь к барину Петру Петровичу, которую она пронесла до конца своих дней. Со сказочным аленьким цветочком сравнивает ее сама Наталья. Но не суждено цвести аленькому цветочку в Суходоле. кончилась очень скоро, кончилась стыдом и позором: “Аленьким цветочком, расцветшим в сказочных садах, была ее любовь. Но в степь, в глушь, еще более заповедную, чем глушь Суходола, увезла она любовь свою, чтобы там, в тишине и одиночестве, побороть первые, сладкие и жгучие муки ее, а потом надолго, навеки, до самой гробовой доски схоронить ее в глубине своей суходольской души”.

Душу Натальи Бунин называет “прекрасной и жалкой”. Наверное, красота ее внутреннего мира в том, что она способна на глубокие и благородные чувства. Хотя Петр Петрович жестоко поступил с ней, она не затаила злобу, а пронесла свою любовь через всю жизнь. Нет у нее зла и на барышню, которая “измывается” над ней: то говорит, как с равной, то набрасывается за малейшую провинность, “жестко и с наслаждением” вырывая ей волосы. Но Наталья не испытывает ненависть к своей мучительнице. Более того, она “души в ней не чает”, жалеет ее, считает себя ответственной за нее, ее нянькой и подругой. Наталья готова разделить несчастную судьбу барышни: “...видно, на роду написано ей погибать вместе с барышней”, “...сам Бог отметил их с барышней губительным перстом своим”. Наверное, это одна из особенностей славянской души - стремление к самопожертвованию, к страстной самоотверженной любви, покорности и даже обожанию своих обидчиков. Точно так же дедушка Петр Кириллович и Аркадий Петрович любят Герваську, который издевается над ними, ведет себя грубо и дерзко.

Эти чувства трудно объяснить. Они не поддаются логике и здравому смыслу. Немец, англичанин или француз не смог бы вести себя так, может быть, поэтому и возник миф о загадочной русской душе.

Для обитателей Суходола характерны также фатализм - “чему быть, тому не миновать” - и религиозность.

У барышни Антонины религиозность носит истерический оттенок, чем-то напоминающий кликушество. Наталье же вера в Бога приносит покорность и смирение перед судьбой: “У Бога всего много”. У прохожих богомолок она научилась терпению и надежде, безропотному принятию всех жизненных испытаний. После того, что ей пришлось пережить, она охотно берет на себя роль “чернички, смиренной и простой слуги всех”: “И так как любят суходольцы играть роли, внушать себе непреложность того, что будто бы должно быть, хотя сами же они и выдумывают это должное, то взяла на себя роль и Наташка”. Наверное, из-за этой безропотной покорности, безволия, непротивления судьбе Бунин и считает жалкой душу этой женщины.

По мнению писателя, уродства российской действительности вызывают к жизни бездны русской души. Бунин не навязывает эту мысль, она напрашивается сама. Почему столько страданий приходится перенести обитателям Суходола, почему так нелепо и трагически складываются их судьбы и так же нелепо и страшно они умирают? По мнению писателя, в этом повинны и вековая отсталость России, и русская непроходимая лень, и привычка к дикости. Позже он писал: “Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность, - вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко! Это род нервной болезни...”

Слабы, “жидки на расправу” оказались суходольцы, потомки степных кочевников. Быстро обнищал, выродился и начал исчезать с лица земли их род. Их дети и внуки застали уже не жизнь, а предания, воспоминания о ней. Чужим стал для них степной край, ослабела связь с бытом и сословием, из которого они вышли. Возможно, это и к лучшему. В них, молодых, заключались все надежды России, стремление к переменам и к лучшей жизни.

Если домашнее задание на тему: » Суходол, Бездны русской души в повести И. А. Бунина «Суходол» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

Главный предмет повествования повести И.А.Бунина Суходол - усадьба и ее хозяева. Жизнь хозяев Суходола показана автором, как нечто произошедшее уже очень давно, отжившее себя. Главные герои повести: дедушка – хозяин Суходола, его дети Аркадий Петрович, Петр Петрович, барышня Тоня; сноха Клавдия Марковна, Герваська – побочный сын дедушки.
Повествование ведется от лица Натальи, уже старушки, всю жизнь прослужившей и прожившей в Суходоле и видевшей все потайные уголки жизни этой страшной усадьбы. Историю Суходола Наталья повествует внуком дедушки. Хозяева Суходола носили фамилию Хрущевы и изначально всем управлял дедушка. У него дети, а как выросли, Петр Петрович ушел на службу, а Аркадий Петрович только и делал, что ходил на охоту с Герваськой. Герваська, зная свое двойственное положение в доме, очень даже любил нахамить и Аркадию Петровичу, и дедушке, за что часто был наказан. Дедушку же Герваська не любил, да настолько, что как-то утром больно его ударил – дедушка падая, ударился о угол стола и умер. Герваська снял с него цепочку и кольцо да исчез из усадьбы. Петр Петрович, вернувшийся к тому времени со службы, привез с собой товарища, Войтковича. В него и влюбилась без памяти Тоня, сестра Петра Петровича. Но от малейших знаков внимания со стороны Войтковича Тоня начинала дрожать и заливаться румянцем. В результате из Суходола Войткович уехал, а его ухаживания остались незавершенными. … В это же самое время Наталья, дворовая, повествуя читателю судьбу Суходола, крепко влюбилась в Петра Петровича. Из-за этого она и выкрала из его спальни посеребренное зеркальце – прятала его в бане, по утрам вынимала его и любовалась на себя, замирая от страха, но и зеркальце-то было украдено из-за Петра Петровича, для него и смотрелась в зеркальце Наталья... Когда пропажа была обнаружена - да еще самим Петром Петровичем – Наталье отстригли волосы, одели в грубую рубаху и отправили в ссылку, в соседнюю усадьбу Лунево. Там Наталье придется жить долгих два года. Два года тишины и спокойствия, омрачавшиеся иногда страшными снами, всего-то снов было два – в одном взбирался ей на грудь громадный серый и непристойно возбужденный козел, крича: Я твой жених!. А другой сон, пугавший Наталью еще больше, был сном о пожаре, страшном и диком, неожиданно приключившимся в Суходоле. Через два года Наталья вернулась в Суходол, но вернулась другою – повзрослевшей, строгой, затушившей в себе искры первой любви. В Суходоле все изменилось: Петр Петрович женился, барышня Тонечка после отъезда Войтковича помутилась рассудком, а Наташу назначили в прислужницы к Тоне. Та часто заходилась в истерике, била Наталью и рвала на ней волосы, кидала в нее, чем подвернется, но порой успокаивалась. Однако стоило ей взглянуть на фортепиано, за которым играла она в четыре руки с Войтковичем, как истерики ее возобновлялись и даже колдун Клим Ерохин был не в силах ей помочь.
Вскоре в Суходоле появился новый житель, провиненный монах Юшка, бездельник с похотливым взглядом. Он все чаще останавливал Наталью в темном коридоре, говоря, что влюбился в нее и вскорости придет к ней, а если закричит, то дотла сожжет… Наташенька не спала ночами, прислушиваясь к малейшему шороху и однажды, когда задремала под утро, Юшка пришел.