Тихон Щербатый - простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он объяснял Денисову: «Миродеров точно два десятка побили, а то мы ничего не делали...» Оставшись у Денисова, Тихон сначала делал всю черную работу: раскладку костров, уход за лошадьми, но оказалось, что он способен на большее. По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приводил и пленных. Вскоре он был зачислен в казаки. Он всегда ходил пешком, но не отставал от кавалерии. Мушкетон он носил с собой больше для смеха, а оружием его были пика и топор, которым он владел «как волк зубами».

Тихон не просто овеществляет силу и мужество «простого русского мужика». Он, как и многие другие «проходные» герои романа, усиливает характеристику главных героев. Петя Ростов, догадавшись, что Тихон во время вылазки за языком убил человека, чувствует себя очень неловко. Хотя это продолжается недолго. Сидя за столом вместе с партизанами, «Петя находился в состоянии восторженной, детской любви ко всем людям». Он старался сделать всем приятное и угощал всех присланным из дома изюмом. Смерть Пети подчеркивает жесткое величие «Тихонов» и слабость наивных дворянских мальчиков. «Готов», - холодно сказал о Пете Долохов. Денисов подъехал к телу мальчика. «Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь», - вспомнилось ему».

Образ Платона Каратаева самодостаточен сам по себе. Что стоит хотя бы его рассказ о купце, которого несправедливо осудили за убийство. И в то же время Каратаев играет важнейшую роль в формировании характера Пьера Безухова. Известно, что для Каратаева «жизнь не имела смысла как отдельная жизнь, она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Каратаев живет в полном согласии со своим окружением. Он сливается с ним, как капля с океаном.

Для Пьера же после сцены расстрела рушится мир. «Мир завалился на глазах и остались одни бессмысленные развалины». Возвращает его к жизни именно Платон Каратаев. Его особый дар любви лечит душу Пьеру. Пройдя через испытания плена, познав органичность с миром, свойственную Каратаеву, Пьер понимает, что все несчастья не от недостатка, а от излишка. Этот излишек может быть не только материальным, но и духовным. Обремененный духовными излишками цивилизации, человек становится наблюдателем, анализирующим свою жизнь, что иссушает душу.

Думая о Каратаеве, Пьер по странной ассоциации вспомнил своего учителя географии. Тот показывал ему глобус, живой, колеблющийся шар. Вся его поверхность состояла из капель. Эти капли двигались, то сливаясь, то разделяясь. «Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез», - подумал Пьер, проснулся и увидел собаку Каратаева. «Пьер уже готов был понять, что Каратаева убили...»

В театральном искусстве есть выражение: играть артиста. Другие артисты своим поведением усиливают, оттеняют роль героя. Этим же приемом с большим мастерством пользуется Лев Толстой. Каратаев, Щербатый не только усиливают характеристики других героев, они олицетворяют весь русский народ, с мощной народной силой и высокими чувствами.

«Русские, умиравшие наполовину, сделали все, что можно сделать и должно было сделать для достижения достойной народа цели, и не виноваты в том, что другие русские люди, сидевшие в теплых комнатах, предполагали сделать то, что было невозможно...», - пишет Толстой, добавляя: «Историки, писавшие об этом событии, писали историю прекрасных чувств и слов разных генералов, а не историю событий...».

Именно потому, что роман насыщен образами таких людей, как Каратаев, Щербатый, можно уверенно сказать - это не роман, описывающий, какие события происходили с людьми, как они жили и боролись, это роман о том, что случилось с народом, как изменялось народное самосознание. Именно народ победил в этой войне, именно народ стал носителем главных духовных ценностей. Народная масса, состоящая из Платонов и Тихонов.

Главные герои романа Л. Н. Толстого “Вой-па и мир” – представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья – Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, всякий по-своему.

В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон – воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.

Каратаев же воплощает близкую писателю идею о “непротивлении злу насилием”. Писатель ценит в этом герое и проявление “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность – черты, без которых, по Толстому, немыслим добросердечный склад русского крестьянина.

Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту “дубину народной войны”, которая поднялась и “со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. “Непротивленец” Платон Каратаев – другой тип национального характера, другая сторона “мысли народной”.

Тихон – “самый полезный и храбрый человек” в партизанском отряде Денисова: “Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: “Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона”. По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было нужно для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором (“как волк владеет зубами”), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.

Важная особенность Тихона – способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: “…он был шут всех казаков, гусаров”, причем “сам охотно поддавался этому чипу”. Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном

времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем РФ, о судьбе всех русских людей (Отечественная махаловка 1812 года), дело таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.

Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности – недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое – и лицо, и плечи, и спина, и пузо. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.

Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве – дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: “Он все умел совершать, не очень хорошо, но и недурно”.

Платон – ослепительный выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: “Рок головы ищет”, “Час терпеть, а век жить”. Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое час он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “Не нашим умом, а Божьим судом”.

В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя – на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства – и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть “торжественное благообразие”. Щербатый, испытыва
я патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет па них стопором. Платон же готов скорее “безвинно напрасно пострадать”, чем пролить кровь человеческую, более того если это кровь врага.

Каратаев и Щербатый – две ипостаси единого целого. Спасение для РФ состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал – кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию – с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет аккурат таким путем.

Занятия № 13-14

«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Партизанская война в романе. Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

Цели:

    воспитательная:

    образовательная:

    создание условий для формирования представления о прославлении Л. Н. Толстым подвига народа в Отечественной войне 1812 года;

    обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе исследования романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» по теме занятия;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

    формирование умения проводить поиск информации в источниках разного типа;

    формирование собственной позиции по обсуждаемым проблемам.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Вид урока: урок-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

Толстой считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нем свою главную мысль. В "Войне и мире" Толстой, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. Под словом «народ» Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие.

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

На страницах романа Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, монархов, и никто не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого – это так называемое «роевое начало», дух и воля не одного человека, а нации в целом, и насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. В Отечественной войне 1812 года, по мнению Толстого, столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее французских духа и воли.

«Я старался писать историю народа»,- говорил Толстой.

В романе более сотни массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа.

    Анализ текста.

    Когда впервые Толстой изобразил массовый патриотизм русского народа?

    Расскажите сцену оставления Смоленска. (Просмотр эпизода из фильма).

Сцена оставления Смоленска отражает реакцию народа на происходившие события. Толстой показывает проявление «скрытой теплоты патриотизма» русских людей. Купец Феропонтов, который жалел сначала трех рублей за подводу, сейчас, когда сдают город, кричит солдатам: «Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! Решилась Рассея!.. Сам запалю. Решилась...». Наряду с Феропонтовым автор рисует единодушие двух солдат, поджигавших дом купца, людей из толпы, с изумленно - радостными лицами смотревшими на пожар. Толстой напишет, что партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.

    Слово преподавателя.

    Почему жители покидали Москву?

«Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего».

    В чем своеобразие войны, которую вел Наполеон в России?

Раньше во всех войнах победа одного войска над другим автоматически влекла за собой порабощение народа побежденного войска.

В России же «французами одержана победа под Москвой, Москва взята, но Россия не перестала существовать, а перестала существовать 600-тысячная армия, потом наполеоновская Франция». Этот факт доказывает, «что сила, решающая участь народов, лежит не в завоевателях, даже не в армиях и сражениях, а в чем-то другом».

    Почему, несмотря на выигранное сражение, перестала существовать армия-победительница?

Враждебность населения армии завоевателей, нежелание подчиниться ей решают, по мысли Толстого, участь войны.

Толстой пишет: «...дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупою простотой... не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». В этих словах – гордость Толстого и преклонение его перед народной силой, которую он любил именно как силу стихийную .

    Как относится Толстой к такому способу ведения войны?

«И благо тому народу, – писал Лев Николаевич – который … в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ее до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью». Он воспевает «дубину народной войны», считает партизанскую войну выражением справедливой народной ненависти к врагу.

«Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались из иссохшего дерева - французского войска, и иногда трясли это дерево», - пишет автор. Толстой рассказывает о дерзости русских партизан, особенно мужиков, «лазивших между французами» и считавших, «что теперь уже все было возможно».

Партизанская война с французами приняла народный характер. Она несла с собой новые методы борьбы, «опрокидывая завоевательную стратегию Наполеона».

    О каких партизанских отрядах рассказывает писатель?

«Были партии... мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов». Более крупным планом автор рисует партизанские отряды Денисова и Долохова.

    Когда был учрежден первый партизанский отряд?

    Кто особенно выделяется в партизанском отряде?

Тихон Щербатый.

    Анализ образа Тихона Щербатова. (Сообщение «Крестьянин-партизан Тихон Щербатый»).

    Крестьянин Тихон Щербатый - самый полезный и храбрый человек в отряде.

    Просмотр эпизода «Первая встреча с Тихоном».

    Зачитайте описание внешности героя.

    Знакомо ли ему чувство жалости к французам?

Нет, когда он рассказывает о том, как убил француза, «вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку». Многие критики видят в Тихоне Щербатом олицетворение мысли Толстого о дубине народной войны, которая тоже «с глупой простотой» гвоздила французов. Глупый у Толстого не всегда антоним к слову умный, - нам уже приходилось об этом говорить. Глупый - не рассуждающий, а действующий. Таким и является перед нами Тихон.

    Как он попал к партизанам?

Он еще до того, как вступил в отряд Денисова, убивал французов.

    Чувствует ли он ненависть к французам, понимает ли патриотический характер своих действий?

«Мы французам худого не делаем.... Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали...» Он убивает лишь мародеров, видя в них что-то общее с мироедами. Сознательного патриотизма у него нет. Но, как утверждает Толстой в своих философских отступлениях, бессознательные поступки и приносили наибольшую пользу. «Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии», - пишет Толстой. Так что, действительно, в Тихоне Щербатом - олицетворение мысли о «глупой простоте» дубины народной войны. .

    С кем Толстой сравнивает Тихона?

С волком. Оружие Тихона «составляли мушкетон... пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выдирая им и блох из шерсти и перекусывая толстые кости».

    Как называют Тихона партизаны?

«...Меринина здоровенный». Ему поручалось «сделать что-нибудь особенно трудное и гадкое - выворотить плечом из грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день 50 верст». Итак, все, что не под силу человеку или что человеку гадко, противно, поручается Тихону, «волку», «мерину».

    Слово преподавателя.

В Тихоне Щербатом воплощены лучшие типические черты характера крестьянина-мстителя, сильного, смелого, энергичного и смекалистого. Любимое оружие Тихона – топор, которым он «владел, как владеет волк зубами». Французы для него – враги, которых надо уничтожать. И он выслеживает французов днем и ночью.

Неистребимое чувство юмора, способность шутить при любых обстоятельствах, находчивость и удаль отличают Тихона Щербатого среди партизан отряда.

    Анализ образа Платона Каратаева. (Сообщение о Платоне Каратаеве).

    Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева?

В нем «Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое».

    Что же так подействовало на Пьера?

«Круглые, спорые, без замедления следовавшие одно за другим движения», «запах даже этого человека». Самое важное здесь - занятость Платона, завершенность всех его движений, слаженность этих движений («пока одна рука вешала бечевку, другая уже принималась разматывать другую ногу»).

    Какова манера речи Каратаева?

Язык его - народный. «Э, соколик, не тужи, - сказал он с тою нежно-певучею лаской, с которою говорят старые русские бабы»; «ну, буде, буде»; «картошки важнеющие»; «не думали - гадали»; «сам-сем косить выходил»; «христиане» (вместо крестьяне); «думали горе, ан радость». Другая особенность его речи - насыщенность ее пословицами и поговорками: «Где суд, там и неправда»; «Москва - она городам мать»; «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае»; «Не нашим умом, а божьим судом»; «Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки»; «Рок головы ищет»; «Лег - свернулся, встал - встряхнулся». И третья очень важная особенность - его манеры общения с собеседником: он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Перед началом разговора с Пьером он «прямо уставился на него». Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые кто-то заинтересовался не пленным, «отказавшимся назвать свое имя», а человеком, Пьером Безуховым. В голосе у Платона - ласка.

    Зачитайте описание внешности Каратаева.

«...Вся фигура Платона, в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая. Голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие глаза были круглые».

    В чем же суть «круглого» каратаевского отношения к действительности?

«...Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого...». Отсутствие всего личного, осознание себя только как частицы целого - это уже было сказано о Кутузове. Кутузов и Каратаев в одинаковой степени выражают толстовскую мысль о том, что правда - в отказе от своего «я» и в полном подчинении его «общему».

    Как он попал в солдаты?

Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья: «Братцу бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам-пят ребят...». Все пословицы Каратаева сводятся к вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное - лучшее. Да, «червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае». Это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадет раньше капусты. Это - вера в неизбежность совершения божьего суда. Сразу в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит «червь капусту гложе...», Платон отвечает: «Я говорю: не нашим умом, а божьим судом». В этой поговорке - основа каратаевщины и ядро той философии, которую хотел проповедовать Толстой-мыслитель в «Войне и мире». Чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по божьей воле. Если признать истинной эту философию (она называется квиетизмом), тогда можно не страдать оттого, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире. Толстой хочет доказать это, но, как мы видели раньше и как увидим из дальнейшего, жизнь опровергает эту философию и Толстой сам не может оставаться последовательно верным своей теории.

    Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера?

Он чувствовал, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых незыблемых основах двигался в душе его».

    Как относился Платон Каратаев к людям?

«...Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком - не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом...» Так выразил Толстой основы своего миросозерцания.

    Слово преподавателя.

В образе Платона Каратаева показан иной тип русского мужика. Своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, чувством коллективизма этот неприметный «кругленький» мужичок сумел возвратить оказавшемуся в плену Пьеру Безухову веру в людей, добро, любовь, справедливость. Его душевные качества противопоставлены высокомерию, эгоизму и карьеризму высшего петербургского света. Платон Каратаев остался для Пьера самым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

    Вывод.

В образах Тихона Щербатого и Платона Каратаева Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты. Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон – как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время (Отечественная война 1812 года).

IV . Информация о домашнем задании.

1. Чтение текста.

Петя Ростов в партизанском отряде.

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Петя и французский барабанщик».

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Петя в разведке».

Индивидуальное задание. Пересказ эпизода «Смерть Пети».

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

Истинный патриотизм русского народа, доказанный не словом, а делом, воспел в своем романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой. Изображая войну, Толстой показывает не скачущих воинов с развернутыми знаменами и их мудрых полководцев, не парад, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их повседневный тяжкий труд. Писатель раскрывает внутренний мир военного человека, обладающего неповторимой индивидуальностью, привлекающей своей душевной красотой. Толстой утверждает, что от воли и усилий массы таких вот простых, обыкновенных людей зависит исход исторических событий. Он отрицает решающую роль «великой» личности в истории человечества. Именно поэтому автор показывает дух народной войны на примере простых людей, солдат – выходцев из народа, Тихона Щербатого и Платона Каратаева, прямо противоположных друг другу, но заслуживающих уважения за свои несомненные заслуги.

Толстой на страницах романа, посвященных войне, показывает, что русские люди не нуждались в разговорах об отечестве и верности царю, о патриотизме и геройстве. Официальная патриотическая фразеология, высокопарность в разговоре были чужды людям, которые вели народную войну. Тема народной войны воплощена в образе Тихона Щербатого.

Тихон Щербатый, услышав от Денисова высокие патриотические слова, испугался. В «Войне и мире» немыслимы герои, которые, как полковник в лермонтовском «Бородино», «сверкнув очами», произнес бы перед солдатами речь с призывом умереть на поле битвы. Этот герой, несомненно, полезен в партизанской войне. Он жесток и безжалостен к врагам, характер его схож со множеством естественных характеров русских воинов. Толстой признает заслуги солдат, подобных Тихону Щербатому, однако образ этот ему самому мало симпатичен. Автор отдает предпочтение совершенно другому герою – Платону Каратаеву.

Платон Каратаев – полная противоположность Тихону Щербатому. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе и французов. Во всем Платон хочет видеть «торжественное благообразие», речи его полны раздумий о жизни, о людях. Мыслит он афоризмами, которые являются отголосками крестьянского протеста против несправедливости устройства общества: «не нашим умом, а божьим судом», «где суд, там и неправда». С одной стороны, Платон Каратаев не из тех, кто активно вмешивается в жизнь, с другой – не готов «безвинно напрасно пострадать».

Каратаев наделен именем древнего философа Платона – так Толстой прямо указывает, что вот это-то и есть высший путь человека среди людей, участия в движении времени, истории. Образ Каратаева объединяет в книге всевозможные «картины жизни» и авторские рассуждения самого широкого охвата. Здесь открыто сходятся, взаимно «высвечивая» друг друга, искусство и философия истории. Философская мысль тут прямо внедряется в образ, «организует» его, образ же животворит собой, конкретизирует, заземляет ее построения, ищет им собственно человеческую оправданность и подтверждение.

В Платоне живет дух правдоискателя, столь характерный для русского крестьянства, и вековечная любовь к труду. В душе его та же боль за Отчизну, что и у всех русских людей. Он не робок, но любовь его не обернется ненавистью к врагу, даже к врагу, способному расстрелять ослабевшего от болезни пленного солдата, как был расстрелян и сам Платон. Отдельная человеческая жизнь, и его собственная в том числе, лишена для него значения: «Она имела смысл только как частица целого, которую он постоянно чувствовал».

Толстой в своем романе возлагает на Платона Каратаева особую нравственную задачу, доверяя своему герою светлую миссию нести душевный покой и ясность людям. Платон проникнут чувством всеобщего любовного единения людей. Толстой создает образ Каратаева как носителя многих характерных черт патриархального русского народа, чьими вековыми качествами являлись кротость, смирение, добросердечие и всепрощение. Очень характерно для развития творческого пути Толстого, что он уже в конце 60-х годов воплотил свой человеческий идеал в образе патриархального крестьянина. Но Каратаев с его чертами кротости, смирения, покорности и безотчетной любви ко всем людям не является типичным, обобщающим образом русского крестьянина. Роль его важна при изучении мировоззрения автора: в образе Каратаева впервые дано художественное выражение элементов будущего учения Толстого о непротивлении злу насилием.

Главные герои романа Л. Н. Толстого “Вой-па и мир” – представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья – Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон – воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о “непротивлении злу насилием”. Писатель ценит в этом герое и проявление “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность – черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту “дубину народной войны”, которая поднялась и “со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. “Непротивленец” Платон Каратаев – другой тип национального характера, другая сторона “мысли народной”.
Тихон – “самый полезный и храбрый человек” в партизанском отряде Денисова: “Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: “Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона”. По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором (“как волк владеет зубами”), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона – способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: “…он был шут всех казаков, гусаров”, причем “сам охотно поддавался этому чипу”. Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном
времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности – недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое – и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве – дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: “Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно”.
Платон – яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: “Рок головы ищет”, “Час терпеть, а век жить”. Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “Не нашим умом, а Божьим судом”.
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя – на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства – и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть “торжественное благообразие”. Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее “безвинно напрасно пострадать”, чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый – две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал – кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию – с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Одной из тем романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для творческой эволюции Л. Н. Толстого конца 60-х годов 19 века. Писатель приходит к убеждению в Read More ......
  2. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. На страницах книги подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл Read More ......
  3. Творчество Л. Н. Толстого охватывает большой период времени – с 50-х годов 19 века до 10-х годов 20 века. Писатель принимал участие в Крымской войне, он видел крепостную жизнь, был свидетелем реформы 1861 года и нарастания революционного движения в 90-е Read More ......
  4. Образ Платона Каратаева вызывал и вызывает противоречивые суждения. Распространено мнение, что в этом образе писатель воплощает реальную, но слабую сторону нравственного и психологического облика русского патриархального крестьянина (свойственные ему смирение, покорность, идеи непротивления злу насилием, имевшие свои социально-исторические корни в Read More ......
  5. У Толстого в романе “Война и мир” большое внимание уделено образам крестьян: Тихону Щербатому из отряда Денисова, крепостным Ростовых и Болконских, жителям деревень. Однако особое место в произведении занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка. Это довольно интересная и своеобразная личность Read More ......
  6. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл Read More ......
  7. Важнейшим событием, тщательно изображенным и всесторонне проанализированным Л. Н. Толстым в его романе “Война и мир”, является Отечественная война 1812 года. Эта война стала для русских людей священной – они защищали свою родину от агрессии наполеоновской Франции. Писатель показывает, как Read More ......
  8. Роман “Война и мир” был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и глубже – о войне 1812 Read More ......
Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”