Сочинение

Тема романа Фадеева «Разгром» - рассказ о судьбах простых людей, то есть о народе, в один из самых драматических периодов русской истории - в годы гражданской войны. Главным героем произведения писатель делает Ивана Морозова, которого товарищи для краткости называют Морозкой. Он простой шахтёр, человек без особых талантов, с обычной биографией. Участие Морозки в партизанской войне за советскую власть на Дальнем Востоке против колчаковцев и японцев изменяет его психологию, приводит к росту самодисциплины и самосознания, а осознанное им чувство собственного достоинства позволяет раскрыться замечательным душевным качествам героя. Следовательно, идею романа можно сформулировать таким образом: в сражениях гражданской войны воспитываются новые лют, которые убеждены в справедливости коммунистических идей и готовы бороться за их осуществление, не щадя сил и даже жизни. Мужество, стойкость, воля таких людей являются, по мнению Фадеева, гарантией непобедимости советской власти.

В «Разгроме» развёртывается одно событие (разгром партизанского отряда), что характерно для жанра повести, но это событие отражает важнейшие исторические процессы в народной жизни, поэтому небольшое по объёму однособытийное произведение Фадеева можно с полным правом назвать романом. При этом автор сосредоточил внимание не на эпических картинах боёв, а на раскрытии внутреннего мира героев, на острых драматических ситуациях, в которых герои проявляют свою социальную сущность. Отсюда следует, что жанровое своеобразие «Разгрома» выразилось в соединении социальных и психологических проблем.

Фадеев писал своё произведение в то время, когда в молодой советской литературе преобладал показ народных масс в революционных событиях, а не отдельной личности, когда изображались преимущественно внешние приметы нового героя (кожаная куртка и маузер комиссара; решительность без интеллигентских колебаний в герое-большевике), а не его духовный облик. В таких условиях создание социально-психологического романа (описание духовного мира простого человека и процесса «переделки» его характера) стало серьёзным творческим достижением Фадеева. В романе изображены два десятка партизан: ординарец Морозка, командир Левинсон и его помощник Бакланов, предатель Мечик, разведчик Метелица, сестра милосердия Варя, взводный Дубов, врач Сташинский, минёр Гончаренко, гимназист Чиж, старик Пика, смертельно раненный Фролов, фельдшер Харченко, взводный Кубрак, наглый детина без имени, которого Левинсон заставил лезть в холодную реку за глушёной рыбой, и т.д. Все они получили в романе запоминающиеся портреты, яркие, хотя и краткие характеристики.

Показать революцию через характер конкретного человека, то есть показать, что изменила революция в человеке, - вот какую художественную и социальную задачу поставил пред собой писатель и весьма успешно решил её, ибо в романе революционные события толкают самых обычных людей к сознательному и смелому историческому творчеству. Положительные герои, изображённые Фадеевым, до революции только беспрекословно выполняли приказы хозяев и разных начальников, а теперь сами становятся «общественными людьми» (VIII); от них зависит жизнь товарищей-партизан, а в конечном счёте - судьба советской власти.

Идея романа выражается через антитезу Морозка - Мечик. Автор последовательно и подробно описывает их взаимоотношения, поступки и мысли. С одной стороны, в ходе жизненной проверки раскрывается высокий тип личности Морозки, который постепенно преодолевает недостатки своего характера, осознаёт недопустимость своих легкомысленных поступков (кража дынь, пьяные дебоши) и бездумного отношения к людям (к Варе, Гончаренко). С другой стороны, по мере развития романного действия всё более ощущается нравственное ничтожество Мечика, случайно оказавшегося в партизанском отряде, законченного эгоиста, который больше всего на свете любит самого себя, мелкие «свои страдания, свои поступки» (XVII). Противопоставление героев продолжается до трагической развязки романа, когда Мечик совершает предательство, трусливо спасаясь бегством, а Морозка ценой собственной жизни предупреждает товарищей о засаде. Таким образом, простой шахтёр «с тяжёлым прошлым» оказывается морально выше культурного и образованного гимназиста Мечика, который не способен ни любить, ни дружить, ни совершать подвиги.

В сущности, Мечик не столько вредный, сколько бесполезный, слабый, безвольный человек. Возвышенные взгляды, вычитанные из книг, не стали его убеждениями. Здесь даже не важно, к какому социальному слою он принадлежит, здесь важны его личные качества. Характер Мечика проявляется в эпизоде со свиньёй, которую Левинсон решился отобрать у корейской семьи, чтобы накормить своих партизан: они уже несколько дней едят только сухари да ягоды, собранные в тайге. Так будет продолжаться и дальше, потому что невозможно найти продовольствие в глухих таёжных местах, где отряд пытается укрыться от преследования колчаковцев. Фадеев показывает, как Левинсон переживает объяснение со старым корейцем: плачущий старик на коленях умоляет командира не трогать свинью, ведь зимой вся семья (дети, женщины и сам старик) умрёт от голода. Мечик негодует, издали наблюдая эту тяжёлую сцену, но благородное негодование не мешает ему съесть свой кусок горячей жареной свинины (XI).

На Морозку эпизод со свиньёй не произвёл заметного впечатления, может быть, потому, что с детства привык голодать сам и видеть голодных в родном шахтёрском посёлке. Несмотря на такую «бесчувственность», он не примитивный человек. Напротив, у него, в отличие от Мечика, сильный и цельный характер; он верен своим убеждениям, хотя, может быть, и слова такого не знает. В начале романа на собрании, где его судили за украденные дыни, он нескладно объясняет товарищам свои чувства: «А как сказал Дубов, что всех я ребят наших (опозорил - О.П.) ... да разве же я, братцы!.. - вдруг вырвалось у него изнутри, и весь он подался вперёд, схватившись за грудь, и глаза его брызнули светом, тёплым и влажным... - Да я кровь отдам по жилке за каждого, а не то чтобы позор или как!..» (V). В последний момент своей жизни он поступает именно так, как и говорил на собрании: думает не о себе, а о партизанах, которые ехали позади, полностью доверившись ему, и подал сигнал о колчаковской засаде.

Важную социальную идею несёт в романе образ коммуниста Левинсона, выбранного самими партизанами на должность командира отряда. Это человек «особой, правильной породы»: «он всё понимает, всё делает как нужно, он не ходит к девчатам, как Бакланов, он не ворует дыни, как Морозка; он знает только одно - дело» (VI). Самоотверженное служение народу возвеличивает образ Левинсона. Командир берёт на себя самые трудные решения (дать яд умирающему Фролову, навести гать через трясину и т.д.), гибко управляет людьми (устраивает показательный суд над Морозкой, чтобы сразу пресечь воровство среди партизан; незаметно подменяет слишком рискованный военный план Метелицы своим - осторожным и продуманным), в бою не прячется за чужие спины, а идёт впереди отряда (атака на деревню, где погиб Метелица). Словом, он не формальный, а настоящий лидер, он понимает, что партизаны доверили ему свои жизни, и стремится оправдать это доверие: преодолевая физическую слабость, ноющую боль в боку, он часто не спит по несколько суток, проверяет посты и дозоры, заботится о продовольствии, фураже, боеприпасах и т.д. А между тем он всё-таки живой человек, и его железная самодисциплина иногда даёт сбой: в конце романа он плачет на виду у уцелевших партизан, не боясь показаться слабым: «он сидел потупившись, медленно мигая длинными мокрыми ресницами, и слёзы катились по его бороде... Люди стали смотреть в сторону, чтобы самим не расстроиться» (XVII).

В «Разгроме» автора привлекает не столько история разгрома маленького партизанского отряда, сколько глубинные процессы, происходящие в людях, логика развития характеров в трагических обстоятельствах, когда эти характеры обнаруживают свою социальную и нравственную сущность. Значение внутренних переживаний героев подчёркивается композицией романа. Первая половина произведения представляет собой историю взаимоотношений героев (Морозка - Мечик, Морозка - Варя, Морозка - Дубов, Морозка - Гончаренко, Морозка - Левинсон, Мечик - Варя, Мечик - Левинсон, Мечик - Пика, Мечик - Чиж и т.д.). Во второй половине романа герои проявляют свои личные качества в смертельно опасных боях. Когда отряд атакует колчаковцев у села, где погиб Метелица, автор изображает сначала Бакланова; потом Левинсона впереди спешившихся партизан; Мечика, увлечённого атакой и заскочившего в рощу; Морозку, застывшего над убитым Мишкой (XV). Ни одно событие не описывается само по себе, а обязательно взято как причина или следствие душевных переживаний героев.

Три главных героя раскрываются в романе с помощью разных психологических приёмов: предыстории, психологического портрета, психологического пейзажа, внутреннего монолога, «диалектики души». Последний приём особенно важен, потому что изображение характеров Морозки, Мечика, Левинсона дополняется развитием характеров. Причём полностью раскрытым, а вернее, разоблачённым можно считать только образ Мечика. В отношении Морозки и Левинсона Фадеев принципиально отказывается от завершённости образа. Морозка погибает в то время, когда он только вышел на верную жизненную дорогу, выбрал себе достойных товарищей, серьёзно оценил своё прошлое, только начал понимать, что от него, рядового шахтёра и партизана, что-то зависит в мире. Несгибаемый коммунист Левинсон раньше боялся показать свои человеческие слабости (плохое самочувствие, усталость, даже слёзы), а к концу романа он становится более открытым в общении с людьми. Эта открытость никак не влияет на уважение, которое партизаны испытывают к командиру. Так автор проясняет главную идею своего романа: человек становится нравственно сильнее в революционной борьбе.

Итак, приведённые рассуждения подтверждают, что «Разгром» Фадеева является социально-психологическим романом. В нём автор описывает гражданскую войну как важнейший социально-исторический конфликт, который затрагивает всё общество и каждого человека. А.Серафимович в романе «Железный поток» (1924) показал психологию революционной массы, сплочённой из множества индивидуальностей. Д.А.Фурманов в романе «Чапаев» (1923) изобразил влияние революции на судьбу выдающейся личности из народа. А.А. Фадеев в центр романа «Разгром» (1927) поставил самого обычного (среднего) человека из народа и отметил в его душе ростки нового, коммунистического сознания, когда личные интересы подчиняются общественным, стихийность - партийной дисциплине, общечеловеческая мораль заменяется классовой, пролетарской. Так Фадеев отразил своё время, когда коммунистическая мораль казалась самой верной и справедливой: коллективизм пролетария Морозки противопоставлен индивидуализму интеллигента Мечика как правильное общественное поведение неправильному.

Но было бы неверно считать, что роман направлен против интеллигенции вообще (такие толкования встречаются в советской критике 30-х - 50-х годов). Мечик и Левинсон - интеллигенты, но коммунистическая убеждённость и замечательные личные качества позволили Левинсону, по мнению автора, повлиять на ход исторических событий (борьба партизанского отряда под командованием Левинсона приближает победу советской власти). А безыдейность и бесхарактерность Мечика позволили ему сыграть только жалкую и позорную роль предателя в тех же самых событиях.

Советские идеологические установки, конечно, присутствуют в романе, но не выражают его главного содержания («Разгром» всё-таки, не идеологический, а социально-психологический роман) и не отменяют его художественных достоинств: удачного сюжетного и композиционного построения, ярких образов главных и второстепенных героев, убедительного психологического раскрытия характеров. Можно сказать, что «Разгром» - роман характеров, а не событий. Важнейшие идеи своего времени писатель воплотил в героях, в их поступках, в духовном развитии и противостоянии их характеров.

Другие сочинения по этому произведению

Анализ главы «Девятнадцать» в романе А. Фадеева «Разгром» Анализ романа А. А. Фадеева «Разгром» Анализ эпизода "Смерть Фролова" Герои романа Фадеева "Разгром" Героическое и трагическое в романе А. А. Фадеева "Разгром" Гражданская война в романах А. Фадеева «Разгром» и М. Булгакова «Белая гвардия» Гражданская война в романе А. Фадеева «Разгром». Летописец революции и войны Любимый герой А. Фадеева в романе «Разгром» Новаторство образа Левинсона (по роману А. Фадеева «Разгром») Нравственные проблемы в романе «Разгром» Образы героев в романе "Разгром" Образы романа А. Фадеева «Разгром» Революция и ее герои в советской литературе Роман А. Фадеева «Разгром» Система образов в романе А. А. Фадеева "Разгром" Сравнительная характеристика Морозки и Мечика (по роману а. Фадеева «Разгром»)

Роман Фадеева до сих пор вызывает бурную полемику. Его герои настоящие, живые, но многие видят в них государственный заказ и советскую революционную пропаганду. И хотя история сейчас повернулась против «красных», по-прежнему в стране существуют миллионы людей, которым близка позиция Морозки и Левинсона, но есть и те, которые симпатизируют Мечику, они против добра и свободы, перемешанных с кровью.

Автор написал роман в 25 лет, но, несмотря на это, работа была достаточно зрелой. Критики сразу отметили дарование писателя. Произведение принесло ему успех и признание, ведь идеологическая основа книги очень подходила к политическому курсу нового государства. Действие в «Разгроме» разворачиваются во время Гражданской войны в Уссурийском крае. Александр Александрович сам сражался в 1920-е годы на Дальнем Востоке против армии Колчака и Семенова и лично испытал тяготы сражений. Поэтому описания боевых вылазок и фронтовой жизни выглядит столь убедительно и живо, как будто читатель сам был свидетелем этих событий и теперь слушает ностальгический рассказ товарища тех лет.

Главная мысль

Об основной идее произведения Фадеев говорил так:

Первая и основная мысль: в гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции, отсеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей. Эта переделка происходит успешно потому, что революцией руководят передовые представители рабочего класса - коммунисты, которые ясно видят цель движения и которые ведут за собой более отсталых и помогают им перевоспитываться».

И, действительно, на протяжении повествования, в центре которого находятся три героя, мы видим, как они меняются. Автор подробно описывает их переживания, мечты, желания, страдания, мысли. Многие критики даже обвиняли Фадеева в излишнем внутреннем зондировании персонажей, в ненужной «толстовщине». Но без этого было бы просто невозможно раскрыть образы Морозки, Мечика и Левинсона. Писателю удалось перебороть поверхностность соцреализма и сохранить в литературе психологизм, типичный для классической русской прозы.

Образ Морозки

Герои — представители разных слоев общества, с разной судьбой, но их объединила революция. Они оказались в одном отряде, бок о бок сражаясь с врагом, испытывая каждый день похожие чувства. Автор подробно описывает развитие каждого из них.

Морозка – шахтерский парень, с детства живущий физически тяжелой, но безалаберной жизнью. В 12 лет он уже начал работать на шахте, научился материться и пить водку. Фадеев пишет, что Морозка попал в отряд, скорее всего, необдуманно, просто тогда по-другому нельзя уже было поступить. Получается, что появился он вместе с женой Варькой у партизан случайно, неосознанно, туда его завела сама судьба. Но в первой главе мы видим, что Морозка дорожит своим местом в отряде и ни за что его не покинет, это стало смыслом его никчемной, бесцельной жизни. В нем изначально есть способность реализовывать настоящие честные дела, но также он может с легкостью совершить низкий, позорящий его поступок. Морозка не выдает своих товарищей, спасает жизнь Мечику, но после ворует бахчи у Рябца, с которым спал под одним одеялом и жил у него. Позже Морозка меняется. Автор так описывает его развитие: «Он думал еще о том, что жизнь становится хитрей, старые сучанские тропы зарастают, приходится самому выбирать Дорогу». Это говорит о том, что герой уже вполне осознанно выбирает свой путь. Дальше Морозка уже сам принимает решения. На суде он обещает, что больше никогда не посмеет опозорить их отряд, говорит, что готов кровь за каждого из них пролить. Солдат давно стал неотъемлемой частью отряда, это его самые родные люди, за которых он в финале романа без раздумий отдает жизнь. Такие люди нужны революции. В них нет эгоизма, и товарищей они любят больше, чем себя.

Образ Левинсона

Левинсон совершенно другой. Он командир отряда и для большинства партизан является примером для подражания. Все считают его самым сильным, храбрым, умным человеком, который всегда знает, как правильно поступить. На самом же деле Левинсон рос в обычной еврейской семье, помогал отцу торговать поддержанной мебелью, боялся мышей и был во многом похож на своих партизан. Но он знал, что сможет вести за собой людей только, глубоко спрятав все свои страхи и тревоги, он должен быть для них примером для подражания. Левинсон так же, как Морозка, любит своих товарищей больше, чем себя и свои страдания. Он точно знает, что есть важное дело, ради которого он живет и готов на все.

Образ Мечика

Мечик – прямая противоположность Морозке. Парень из интеллигентной семьи, окончил гимназию и попал в отряд по собственному желанию, только у него были совершенно другие представления о революции, борьбе, они слишком книжные, романтичные. В жизни все оказалось иначе, но Мечик не сразу понял, что это не его среда. Автор показывает его длинный путь к предательству.

Фадеев сразу представляет его глазами Морозки, который не любит таких слишком уж чистеньких людей, его опыт говорит, что это ненадежные товарищи, которым верить нельзя. Но сначала Мечик хотел борьбы и движения, в нем бурлила молодая горячая кровь. Он сразу не был принят партизанами, так как сильно отличался от них внешне. Увидев настоящих, живых людей — грубых, грязных, неотесанных — он разочаровался. Образ Мечика написан наиболее подробно, так как важно знать, как вроде хорошие ребята становятся предателями. Фадеев досконально описывает этот процесс. Автор пишет о нем без презрения, он как будто оправдывает его грехопадение. Ведь это сами партизаны не приняли его, и главной причиной этого было то, что он принадлежал к другому классу. Его постоянно обижали, над ним издевались и потешались. Он был всегда, по сути, один, а одиночество толкает людей на отчаянные поступки. Мечик, к сожалению, попал не в свою среду, но уйти по-хорошему было уже нельзя. Фадеев оставляет его в живых, ему придется жить со своим предательством. Герой сможет себя оправдать, так как больше всего на свете любит только себя, такого, каков он есть. Таким, как он, не место в революционных рядах. Он слишком слаб для борьбы.

Основные проблемы

Когда речь идет о большом и ответственном деле, важно понимать все его аспекты и если уж браться за него, то стоять до конца. Если метаться по сторонам, то ничего хорошего не выйдет. В этом смысле центральной в романе является проблема предательства. Именно ей автор отводит много времени и сил. Его позиция не однобока: он не судит, а пытается понять. Так он хочет доказать людям, что не стоит рубить с плеча, если перед ними предатель. Необходимо учитывать те причины, что побудили человека им стать. В данном случае нельзя винить во всем классовую несостоятельность интеллигенции, как поспешили сделать советские литературоведы по указке «сверху». Корни нравственного преступления гораздо глубже, ведь перед нами почти библейский сюжет: отречение апостола Петра от своего учителя. Именно так поступил Мечик, и его предательство тоже было предсказано. Значит, проблема нравственного выбора стояла перед человечеством с самого первого дня и стоит до сих пор в неизменном виде. Кто-то изначально не имеет стойкости духа, чтобы отстаивать свои убеждения, поэтому на распутье выбирает кривую дорожку, чтобы спасти свою жизнь.

Так же автор нашел в себе смелость посмотреть на революцию с разных точек зрения. Кто-то воображает ее романтическим устремлением, а кто-то видит реальную борьбу с кровью, потом и смертью на каждом шагу. Однако реалист рискует стать циником и мясорубом, идя к цели, несмотря ни на что. И романтик может сломаться и свернуть с пути ценой немалых жертв. Важно соблюсти равновесие и воспринимать революцию трезво, но при этом повиноваться высшим нравственным законам и следовать за идеалом, не соглашаясь на компромиссы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В социально-психологическом романе «Разгром» автор рассказывает о годах Гражданской войны. Композиция и сюжет произведения построены таким образом, чтобы можно было ярко и полно показать ростки нового сознания в душах бойцов партизанского отряда. По мнению автора, это неизбежный результат революционных событий. Фадеев, доказывая эту идею, соединил два различных жанра - эпопею и роман. Поэтому и сюжет произведения получился очень разветвленным, в котором переплетаются различные характеры и события.

Предпосылки создания романа

Александр Фадеев стал писателем «нового времени». Для отображения действительности он пытался показать соответствующее настроение и вводил новые образы в литературу. Задачей писателя было создать героя революции, который был бы понятен новому, в основном малограмотному, читателю. По замыслу, мысли и язык книги должны были быть доступны людям, не имеющим достаточного образования. По-иному нужно было подойти и к вопросам духовных ценностей, в другом ракурсе представить и такие понятия, как гуманизм, любовь, верность, долг, борьба, героизм.

Дата написания

В этот переломный для страны момент, с 1924 по 1926 год, Александр Фадеев пишет роман «Разгром», который «вырос» из рассказа «Метелица». Писатели, посвятившие свои творения Гражданской войне, пытались как-то «сгладить» острые углы, сдерживали своих героев, не давая им опуститься до предела. У Фадеева же, напротив, герои бывают беспощадными, бесчестными и жестокими. Ужасные условия, в которых они находятся, его персонажи оправдывают тем, что это служит защите и победе революции. Служением высшей идее они оправдывают все поступки и преступления, уверяя себя, что цель оправдывает средства. Такими моральными принципами и руководствуются герои Фадеева.

Идея романа

Основную идею произведения «Разгром» Фадеев определил примерно так: «В войне происходит закалка людей. Неспособное бороться отсеивается». Конечно, с позиции сегодняшнего дня, такая оценка Гражданской войны несправедлива. Но несомненной заслугой автора является то, что он сумел показать Гражданскую войну изнутри. И на первом плане его романа не военные действия, а человек. Не случайно для описания автор выбрал время, когда отряд разгромлен. Фадеев хотел показать не только успехи, но и неудачи Красной армии. В драматических событиях характеры людей раскрываются наиболее глубоко. Такова история создания «Разгрома» Фадеева.

Тема произведения

Действие романа происходит на Дальнем Востоке, где в те годы воевал и сам автор. Но на первом плане не историческая составляющая, а социально-психологические проблемы. Партизанский отряд, война - только фон для отображения внутреннего мира героев, внутренних конфликтов и психологии. Сюжет романа очень сложен, и за короткий промежуток - от начала разгрома и до прорыва - вырисовываются различные характеры героев, а также отношение к ним автора. Несколько фигур - Левинсон, Морозка, Метелица и Мечик - занимают центральное место в произведении Фадеева «Разгром».

Характеристику героев рассмотрим более подробно. Все они находятся в равных условиях, что наиболее точно позволяет судить о характерах этих персонажей и их поступках.

Командир отряда

Левинсон - истинный герой времени. Он является в романе воплощением героического. Родился и вырос в рабоче-крестьянской среде и всю свою жизнь посвятил служению народу. В душе этого человека живет мечта о светлом и сильном человеке - именно таким, по его представлению, и должен быть новый человек революции. Командир отряда - человек долга, «особый», холодный и непоколебимый, «правильной породы», ставящий только дело превыше всего. Он знал, что люди пойдут за сильным и уверенным человеком. И он умел им быть.

Левинсон быстро принимает решения, действует уверенно, ни с кем не делится своими чувствами и мыслями, «преподносит готовые да или нет». Его героизм основан на непоколебимой вере в свои идеалы; конечной целью оправдана «даже смерть». Эта уверенность и дает ему моральное право на жестокие приказы. Ради великой идеи можно многое допустить: отобрать единственную свинью у корейской семьи с шестью детьми (в конце концов, не за их ли будущее сражается отряд?); отравить раненого товарища, иначе он затормозит отступление отряда...

Но Левинсону непросто оставаться холодным и неприступным: он страдает, узнав об убийстве Фролова, не скрывает слез, когда узнает о смерти молодого Бакланова. Ему жаль и корейца, и его детей, и своих, страдающих от цинги и малокровия, но он не останавливается ни перед чем, главное для него - выполнять задание большевистского центра. Он думает о будущем и настоящем: «Как можно говорить о прекрасном человеке, если миллионы людей вынуждены жить невыносимо скудной и жалкой жизнью?»

Метелица

Выделяется в произведении и бывший пастух Метелица. Гордость всего отряда - взводный Метелица, которого командир ценит за «необыкновенную цепкость» и «жизненную силу». В число основных героев он выдвинулся только к середине романа. Автор объяснил это тем, что увидел необходимость раскрыть более подробно характер этого героя. Перекраивать роман было поздно, и эпизод с этим персонажем несколько нарушил гармоничность повествования. Метелица явно симпатичен автору произведения «Разгром» - Александру Александровичу Фадееву. Во-первых, это видно по внешнему виду героя: стройный богатырь, в нем била «необыкновенная ценность» и «жизненная сила». Во-вторых, образ жизни героя - живет, как хочется, ни в чем себя не ограничивает, горячий, смелый и решительный человек. В-третьих, поступки Метелицы доказывают положительную индивидуальность этого героя: он бесстрашно ходит в разведку, достойно ведет себя в плену, ради других принимает смерть. Он смел и решителен.

Находясь в плену, Метелица спокойно размышляет о смерти и желает только одного - умереть достойно. Он держится гордо и независимо и бросается на спасение пастушонка, который не захотел выдать разведчика белым. Храбрость Метелицы восхищает окружающих. Таким был он и до войны, в трудовой жизни, а революция помогла герою не растерять свои лучшие качества. В романе он - как дополнение Левинсона: решительность Метелицы как бы дополняет сомнения и опыт командира. Это видно из того, как ловко командир подменяет стремительный план Метелицы более осторожным и спокойным. Попав в плен, он понимает безвыходность своего положения. Но ведет себя как настоящий герой и хочет показать тем, кто будет его убивать, что «не боится и презирает их». По мнению автора, новый герой и должен быть проникнут классовой ненавистью, которая способна из рядового бойца сделать настоящего героя.

Морозка

Иван Морозов или, как его называют, Морозка, не искал в жизни легких путей. Это разбитной и болтливый парень лет двадцати семи, шахтер. Он всегда шел давно выверенными тропами. Морозка испытывает сострадание к Мечику и спасает его. Морозка проявил храбрость, но все же считал Мечика каким-то «чистеньким» и презирал этого человека. Парня сильно задевает, что Варя влюбляется в Мечика, он возмущенно вопрошает: «И в кого? В энтого, маминова?» И с презрением называет соперника «желторотым», от боли и от злости. В личных отношениях он терпит крах. Ближе Вари у Ивана никого нет, поэтому он ищет спасение в отряде, у своих товарищей.

Когда он крадет дыни, он очень боится, что за этот проступок его выгонят из отряда. Для него даже мысль об этом невыносима, настолько тесно он живет жизнью отряда, сжился с этими людьми. Да и идти ему некуда. На собрании говорит, что за каждого из них «по капельке» кровь свою «отдал бы» не сомневаясь. Он уважает своих командиров - Левинсона, Дубова, Бакланова - и пытается им подражать. Они так же видели в парне не только хорошего бойца, но и добродушного, отзывчивого человека, и во всем его поддерживали и доверяли. В последнюю разведку отправили именно его. И Морозка оправдывает их доверие - ценой своей жизни он предупреждает своих товарищей об опасности. Даже в последние минуты он думает о других. Вот за это и любит Фадеев главного героя «Разгрома» - за преданность и отвагу, за доброту, ведь не стал Морозка мстить Мечику за Варю.

Мечик

Героическим образам Морозки и Метелицы противопоставлен образ Мечика. Это девятнадцатилетний юноша, который пришел в отряд добровольно, чтобы потешить свое тщеславие. Чтобы проявить себя хоть как-то, он рвется в самые горячие места. С членами отряда ему сблизиться не удается, потому что любит он прежде всего себя. У него появилась мысль о дезертирстве, хотя никто его в отряд не гнал - он пришел сам. Это означает только одно: он пришел сюда не служить делу, а просто покрасоваться своей доблестью. Он и стоит как бы в стороне от остальных. И когда он дезертирует, читатель не удивляется.

Левинсон называет Мечика слабым и ленивым, «никчемным пустоцветом». Он заслужил такое отношение. Эгоист, который ценит себя высоко, никак не подтверждает этого поступками. В решительные моменты он, сам того не осознавая, поступает подло. Его эгоистичная натура раскрылась уже тогда, когда он позволил наступить на фотографию девушки, и сам же затем порвал ее. Он рассердился на свою лошадь за непривлекательный вид и перестал ухаживать за животным, обрекая на непригодность. Именно Мечик виноват в смерти Морозки. Страшно то, что после предательства его мучает мысль не о гибели друзей, а о том, что он, Мечик, «испачкал» свою незапятнанную душу.

И все же в романе Александра Фадеева «Разгром» он не есть воплощение зла. Скорее всего, причина его неудач в том, что Мечик - выходец из другого социального слоя, представитель «гнилой интеллигенции». Ему не привиты черты, присущие другим членам отряда, которые в большинстве своем выходцы из народа, - грубые, смелые, преданные народу и любящие его. В Мечике живо стремление к прекрасному. Его потрясла смерть Фролова. Он неопытен, юн и боится не понравиться тем, среди кого ему предстоит жить. Возможно, это заставляет его поступать так неестественно.

Товарищи по оружию

Продолжая анализ «Разгрома» Фадеева, познакомимся с членами отряда. Те, кто окружает Левинсона, такие же преданные идее люди. Его помощник Бакланов во всем подражает командиру. Взводный Дубов, бывший шахтер, честный и преданный человек, которого можно отправить на самые ответственные участки. Подрывник Гончаренко - проницательный и надежный красноармеец.

Рядовые товарищи Левинсона знают свою внутреннюю силу, но, обремененные ежедневной суетой, «чувствуют свою слабость» и «передоверяют» себя более сильным товарищам вроде Бакланова, Дубова, Левинсона. Как показал анализ «Разгрома», Фадеев, чтобы ярче высветить в персонажах героическое, создает антигероические образы, такие как Чиж и Мечик. Они рады увильнуть «от дневальства, от кухни», отступить или предать, они всегда такие «чистенькие» и «с правильной речью».

Сюжет романа

Продолжаем анализ «Разгрома» Фадеева. Эпический сюжет романа строится на рассказе о разгроме партизанского отряда. В экспозиции - передышка в войне на Дальнем Востоке, когда партизанский отряд расположился на отдых. Завязкой произведения служит получение из штаба пакета с указанием - «сохранить небольшие, но крепкие боевые единицы». Развитием действия в произведении служат маневры отряда, который отрывается от преследующих его колчаковцев и японцев. Кольцо окружения непоправимо сжимается, и кульминационной сценой в романе является ночной бой на болоте, в котором проверяется, кто и что собой представляет. Сразу за кульминацией следует развязка - остатки отряда, выбравшись из болот, попадают в засаду и почти все погибают под пулеметным огнем. В живых остаются только девятнадцать бойцов.

Композиция произведения

Завершая анализ «Разгрома» Фадеева, рассмотрим композицию романа, которая имеет некоторые особенности. Одна из них - неторопливое развертывание событий. Почти все произведение представляет собой как бы развитие действия, и только в двух последних главах - кульминация и развязка. Такое построение объясняется жанровой особенностью произведения. «Разгром» - это социально-психологический роман, целью которого является изображение человеческих характеров и значимых перемен в сознании героев в ходе революционной борьбы. Особенность романа также в том, что Фадеев искусно переплетает эпический сюжет и отдельные сюжетные линии героев.

Например, предысторию Морозки вводит в тот момент, когда он едет с пакетом в отряд Шалдыбы. Вот эту событийную паузу, пока ординарец едет, автор и заполняет рассказом о прошлой жизни героя. Таким же образом автор изобразил немало существенных деталей из прежней жизни Мечика, Бакланова, Левинсона, Вари, Метелицы, Дубова. Благодаря такому построению герои Фадеева получились яркими и убедительными. Автор выбрал прямой порядок повествования, где каждая глава - это самостоятельный рассказ, в центре которого стоит отдельный персонаж.

Роман «Разгром» построен очень удачно и имеет динамичный сюжет. При этом автор не ограничивается хроникой разгрома отряда Левинсона, характеры героев и проблемы Фадеев в «Разгроме» раскрывает не только через общий сюжет, но и через их взаимодействие и сопоставление.

© Издательство «Детская литература». 2001

© И. М. Дубровина. Вступительная статья, 2001.

© О. Г. Верейский. Рисунки, наследники.

1901–1956

Человек в экстремальных обстоятельствах

Александр Александрович Фадеев (1901–1956) относится к числу самых заметных и вместе с тем противоречивых фигур литературного процесса советских лет.

Юность его прошла на Дальнем Востоке, где он участвовал в партизанской борьбе. События этих лет отражены в рассказе «Против течения» (1923), в повести «Разлив» (1924), романе «Разгром» (1927) и неоконченной эпопее «Последний из удэге» (1929–1940). В 1945 году писатель публикует роман на документальной основе «Молодая гвардия» о юных героях-антифашистах города Краснодона (вторая редакция – 1951).

А. А. Фадеев являлся также руководителем литературных организаций, автором теоретических и критических статей. Эта его деятельность была сложной и неоднозначной. Заботясь о создании высокой литературы, он в то же время испытал на себе влияние официальных установок и зловещей практики сталинской поры. Не найдя выхода из трагического тупика, писатель покончил с собой в 1956 году.

«Разгром» – одна из самых известных книг Фадеева.

Произведения о людях гражданской войны, да и сами события гражданской войны вызывают в последнее время резкие споры. С одной стороны – полный пересмотр вчерашних оценок. С другой стороны – стремление сохранить, тщательно сберечь то ценное, что оставило время, несмотря на всю его сложность. Думается, дискуссии эти еще не закончены.

Во всяком случае, нужно иметь в виду два обстоятельства.

Первое. Книги, выражающие точку зрения участников событий, как бы к этой точке зрения ни относились следующие поколения, важны уже тем, что они являются живым свидетельством определенных общественных отношений своей поры.

И второе. Даже в самые суровые и противоречивые эпохи люди находят и создают нечто светлое, гуманное, сохраняющее свое общечеловеческое значение, что не может не отразиться в произведениях серьезного талантливого художника.

Когда у А. Фадеева родился замысел книги «Разгром», в памяти писателя были еще свежи события гражданской войны на Дальнем Востоке, в которой он активно участвовал. «Основные наметки этой темы появились в моем сознании еще в 1921–1922 годах», – сообщал Фадеев. Отдельным изданием произведение вышло в 1927 году и сразу вызвало острейшую дискуссию.

Многими литераторами книга была высоко оценена. Писали, что «Разгром» «открывает поистине новую страницу нашей литературы», что в нем найдены «основные типы нашей эпохи», относили роман к числу книг, «дающих широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны», подчеркивали, что «Разгром» показал, «какую крупную и серьезную силу имеет наша литература в Фадееве».

Фадеевский подход к действительности многими в литературных кругах был принят. Многими – но не всеми. Полемику вызвала сама суть художественных принципов писателя. Речь шла не только непосредственно о «Разгроме», но и о перспективах дальнейшего развития нашей литературы.

Если сейчас говорят, что в той или другой книге удачно изображен внутренний мир героев, их психология, то все мы воспринимаем такое заявление как признание заслуг писателя. В годы же, когда впервые появился «Разгром» Фадеева, критики в рецензиях отмечали реалистическое изображение психологии героев, их душевных конфликтов и… именно это ставили в упрек автору. В одной из статей говорилось, что психологизм в литературе совсем не нужен и его надо заменить описанием документальных фактов, то есть «производством нужных классу и человечеству ценностей (вещей)». А другой критик в рецензии, посвященной «Разгрому», категорически утверждал, что задача литературы – «давать не людей, а дело, описывать не людей, а дело, заинтересовывать не людьми, а делами». «Человек для нас ценен не тем, что он переживает, а тем, что он делает». Неправомерность такого противопоставления тогда далеко не для всех была очевидной.

Само по себе реалистическое исследование психологии людей не было, конечно, открытием Фадеева. Советская литература получила в наследство от литературной классики гениальные образцы художественного исследования диалектики человеческой души. И если бы Фадеева критиковали только за то, что иногда его интонации в чем-то слишком уж повторяли интонации Льва Толстого (как в других случаях – интонации раннего Горького), то с этим, пожалуй, и не стоило бы спорить. Но в укор писателю ставили вовсе не чересчур прилежное следование отдельным чертам стиля классиков, их манере. Нет, некоторые критики в принципе отвергали всякий психологизм.

Фадееву вовсе не была чужда задача «описывать дела», «заинтересовывать делами» – деяниями его эпохи, борьбой народа. Но это ни в коей мере не противоречило вниманию к отдельному человеку и к «тому, что он переживает».

Именно в человеке, в личности, в создании условий для наибольшего расцвета индивидуальности каждого из миллионов Фадеев видел успех общего дела.

Защитникам такого искусства, где нет отдельных героев, а существует лишь единый гигантский «вещественный» герой, какая-нибудь отрасль труда, продукт человеческой работы, казалось, что развитие личности, культивирование внимания к тончайшим оттенкам чувств человека грозит индивидуализмом, противостоит вниманию к обществу, вредно для общества, антисоциально. На самом же деле чем глубже, интереснее, многограннее, талантливее человек, личность, индивидуальность, чем больше внимания уделяется всестороннему развитию индивидуальных качеств личности, тем нужнее она обществу, тем интереснее она всем остальным, тем больше она может дать человечеству, иначе говоря – тем «социальнее» эта личность. И в то же время для нее самой важна связь с обществом: чем больше нитей связывает человека с другими людьми, помогающими ему и поддерживающими его, тем его личность будет богаче и сильнее, тем свободнее человек будет ориентироваться и действовать в окружающем его мире.

Актуальность проблематики «Разгрома» с годами не теряет остроты. Она противостоит как анархической трактовке «свободной личности», попирающей законы общества, так и казарменно-уравнительному подходу к массам, стремлению прикрыть фразами о революционном деле пренебрежение к человеку.

Образная система «Разгрома» определена прежде всего соотношением, связью, слитностью двух моментов: с одной стороны, автору романа свойственно глубокое внимание к формированию и выявлению качеств характера отдельного человека, с другой – умение увидеть в этих частных изменениях, порой незаметных движениях души свойства эпохи, увидеть связь частного и общего, личности и массы. Причем большие обобщающие идеи о человеке и массе выражены в небольшом по объему произведении – очень емко и чрезвычайно компактно. Партизанский отряд рассматривается Фадеевым отнюдь не как механическое соединение отдельных человеческих песчинок, а как сложное и своеобразное единство интереснейших индивидуальностей. В произведении нет какого-либо одного главного драматического события, одного конфликта, который бы цементировал сюжет всей книги. Здесь драматизм – психологический: судьба отряда раскрывается не столько во внешних, сколько во внутренних, психологических столкновениях и сопоставлениях его бойцов.

Всмотримся в героев «Разгрома» и в его сюжет.

Один из главных героев «Разгрома», партизанский командир Левинсон, так формулирует для себя первоочередную задачу: сохранить свой отряд как боевую единицу. Читатель, однако, видит, что конечная цель усилий героев, их борьбы – не только в этом. Да и у Левинсона, кроме задачи военной, есть еще и программа-максимум, связанная с его жаждой нового, прекрасного, сильного и доброго человека, хотя ему не всегда удается до конца выразить ее: «…Он чувствовал, что нужно было говорить о чем-то другом более основном и изначальном, к чему он сам не без труда подошел в свое время и что вошло теперь в его плоть и кровь. Но об этом не было возможности говорить теперь, потому что каждая минута сейчас требовала от людей уже осмысленного и решительного действия».

/ / Анализ романа Фадеева «Разгром»

Жизнь роману А.А. Фадеева «Разгром» дала политическая задача. Это произведение увидело свет в 1927 году. Автор на страницах своего бессменного творения показал, как гражданская война и революция переделывает людей.

В романе нет выдумки, здесь переосмыслен и изображен тот жизненный материал, который был в распоряжении Фадеева. «Разгром» - произведение, состоящие из 17 глав, все вместе они создают художественное и текстовое единство.

В повествовании принято условное деление на три части. Первая – целых восемь вводных глав, на протяжении которых дается только своеобразная экспозиция. Здесь развитие сюжета как будто нарочно замедляется.

Первые страницы романа намечают столкновение характеров главных героев, складываются следующие оппозиции: - , Морозка – . Эти сюжетные линии пока проложены пунктиром, четкими же они становятся, начиная с девятой главы. Именно там действие развивается бурно и стремительно, герои проверяются в напряженные моменты боевых сражений, показывают внутренние качества в поступках.

Первая часть романа дает изображение отряда Левинсона, который уже месяц стоит на отдыхе в маленьком селении. Люди плохо несут службу, стали ленивыми и безответственными. Боясь уничтожения, командир поднимает отряд по тревоге и уводит его в безопасное место.

Вторая часть «Разгрома» Фадеева ограничена главами «Мечик в отряде» - «Груз». Перелистывая страницы произведения, мы застаем отряд в постоянных переходах и в непрекращающейся борьбе. Цель партизан – пройти на свободную от противника территорию.

Интересной особенностью этой части романа становится отсутствие изображения сражений. Автор обращает свое и наше пристальное внимание совершенно не на это. Он с особенной тщательностью рисует мирные эпизоды, ведь именно тогда происходят самые напряженные ситуации: смерть Фролова, конфискация свиньи у семьи корейца, ожидание результата разведки .

Писатель внимательно следит и показывает не сражения и баталии, а внутренние переживания героев, их мысли, отношение к происходящим событиям. В этой части романа четко и окончательно вырисовывается лицо каждого персонажа.

Последняя структурная составляющая «Разгрома» ознаменована самыми напряженными главами «Трясина» и «Двенадцать». Именно в них описан разгром отряда, разрешение всех существующих конфликтов.

Роман Александра Александровича Фадеева лишен громких и пафосных революционных фраз, обетов верности идеалам, есть поставленная в основу гибель партизанского отряда, оказавшегося в западне у противника. Но даже эта трагедия показана тихо, а не высокопарно.

Благодаря реальному, а не приукрашенному изображению событий начала 20 столетия роман «Разгром» стал таким популярным. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов и фигуру большевика Левинсона, который так четко принимает решения, что никто в отряде и не подозревает, что этот человек может испытывать сомнения. Именно таких командиров и нужно считать настоящими.

Левинсон прекрасно понимал и осознавал свои слабые стороны, но никогда не позволил себе показать их подчиненным. Воспитать волю и мужество можно только своим примером, а в образе командира не может быть и малейшего намека на слабину.

Раскрыв перед нами человеческие качества Левинсона, его душу и переживания, Фадеев не принизил героя, а, наоборот, возвеличил в глазах читателей, заставил еще больше любить и уважать.

Герой-большевик Фадеева стоит на голову выше подобных действующих лиц у других авторов. «Разгром» занял достойное место среди разных произведений о гражданской войне.