Абу ль Фарадж ибн Гарун, (1226–1286), сирийский церковный деятель, писатель и ученый энциклопедист

Родина там, где чувствуешь себя свободно.

Будь осторожен с женитьбой, чтобы с тобой не произошло то же, что стало с рыбами и сетью: те, что были внутри сети, стремились покинуть ее, а те, что были вне ее, жаждали попасть внутрь.

Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

Все земные страсти бесплодны. Те, которые пережиты, подобны снам, те же, которые нас ожидают, закончатся для тех, кто еще надеется, разочарованием.

Глуп тот, кто причиняет себе зло ради того, чтобы сделать добро своему другу.

Глупец не испытывает огорчений от скудости своего ума.

Глупца легко узнать по двум признакам: он всегда говорит так, что в его словах нет для него никакой пользы, и он всегда вмешивается не в свое дело.

Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела.

Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.

Земные страсти подобны морской воде. Чем больше ее пьешь, тем сильнее испытываешь жажду.

Знание – столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.

Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения.

Когда люди спорят потому, что стремятся к истине, то спор неминуемо должен прекратиться, ибо истина бывает только одна. Когда же спорящие стремятся не к истине, а к победе, тогда спор все более разгорается, ибо ни один не может выйти победителем в споре без того, чтобы его противник не оказался побежденным.

Кратковременная неудача лучше кратковременной удачи.

Лучшая похвала – та, что исходит от человека, которому ты ничего хорошего не сделал.

Лучше время от времени недоедать, чем переедать.

На что похожа женщина, у которой нет мужа? На речное русло, по которому не течет вода.

Не надейся на вспыльчивого друга, даже если сам по натуре он добрый человек.

Не пренебрегай маленькими людьми – они могут помочь тебе возвыситься.

Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву.

Один философ женился на малорослой и тощей женщине. Его спросили, почему он так сделал. И ответил он: «Я выбрал меньшее зло».

Ошибки, допущенные при рисовании, все видят и критикуют; ошибки же, допущенные врачом, скрывает земля.

Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел.

Плох человек, ничего не знающий и не пытающийся что нибудь узнать. Ведь в нем соединились воедино два порока.

Почему завистники всегда чем то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успехи других.

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.

Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, – процентами на него.

Пьянство – мать всех пороков.

Распущенность проявляется не только в поступках, но и в словах.

Самое тяжелое оскорбление – это то, что происходит от человека, которому ты не сделал ничего плохого.

Снисходительное отношение к глупости присуще каждому умному человеку.

Терпение – прекрасное качество, но жизнь слишком коротка, чтобы терпеть.

То, что скрываешь от врага, не сообщай и другу, ибо нет гарантии, что дружба будет длиться вечно.

Удивительно устроен человек – он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни.

Умеренность – союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите, – соблюдайте умеренность.

Умный человек всегда соглашается с другим умным человеком, глупый же обычно не соглашается ни с умным, ни с глупым.

Умный человек утешается тем, что сознает неизбежность случившегося. Дурак утешается тем, что и с другими произошло то же, что и с ним.

Человек, который с самого начала ведет себя достойно, избавлен от угрызений совести.

Я знаю немного, но то, что знаю, я знаю в совершенстве.

Я часто раскаиваюсь в том, что говорил, но редко сожалею о том, что молчал.

АБУ́-ЛЬ-ФА́РАДЖ (поэтич. прозвище — Григорий Иоанн Бар-Эбрей ; 1226, г. Малатья, Турция, — 30.VI.1286, г. Марага, Юж. Азербайджан) — сирийский писатель, ученый, философ, врач. Род. в семье врача. Медицину и риторику изучал в Антиохии и Триполисе. В 1246 был назначен епископом. Позже достиг высокого положения главы монофизитов — сирийских христиан. Автор многочисл. трудов по медицине, астрономии, философии, теософии, риторике. Был последователем филос. воззрений Ибн Сины (Авиценны). Лит. наследие А. огромно. Наиболее интересна «Книга занимательных историй», где проповедь смирения, благочестия, любви к богу и др. христ. добродетелей внезапно прерывается едкой насмешкой над правителями, анекдотами и рассказами явно атеистич. характера. А. бичевал человеч. пороки — жадность, зависть, трусость, глупость, болтливость, невежество. Носителями пороков обычно выступают в его рассказах имущие люди, а к «маленьким» людям он относился с нескрываемой симпатией. А. — автор грамматики сирийского яз. «Книга лучей» («Китаб аль-ашиа»), краткой грамматики в стихах с толковым словарем в 618 двустишиях и историч. труда «Всеобщая история» («Тарих мухтасар ад-дуваль») в 3 частях.

«Книга занимательных историй» сирийского писателя Григория Иоанна Абуль-Фараджа Бар-Эбрея (1226–1286) является образцом средневековой занимательной и поучительной прозы.

Абуль-Фарадж
Из КНИГИ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЙ

ГЛАВА I ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ГРЕЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ

1. ПРИЧИНА ХОРОШЕГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ДУХА

Сократа спросил один из его учеников:

— Объясни мне, почему я ни разу не видел на твоем челе признаков печали? Ты всегда в хорошем на строении.

Сократ ответил:

— Потому что я не обладаю ничем таким, о чем стал бы жалеть, если бы его утратил.

2. НЕТ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

У Диогена спросили:

— Что ты будешь делать, если сломается бочка, в которой ты живешь?

Он ответил:

— Меня это не тревожит. Ведь место, которое я занимаю, не может сломаться.

9. ДВА СПОСОБА УТЕШЕНИЯ

Платона спросили:

— Чем может утешиться человек, попавший в беду?

Он ответил:

— Умный человек утешает себя тем, что сознает неизбежность случившегося. Дурак утешается мыслью, что с другими произошло то же, что с ним.

ГЛАВА III ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ИНДИИСКИХ МУДРЕЦОВ

108. УТЕШЕНИЕ

Говорят, что когда у индийцев умирает человек, его друзья вооружаются, подходят к дому покойника и обращаются к его родным с такими словами:

— Покажите нам, кто умертвил близкого вам чело века, мы убьем его.

Им отвечают:

— Его убийца незрим, победить его нельзя.

Тогда пришедшие говорят:

— Не стоит вам так сильно горевать, если власть его настолько велика, что никто из нас не в силах с ним бороться.

Так они утешают скорбящих.

ГЛАВА VI ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ И ИХ МУДРЕЦОВ

224. ХОРОШО МОТИВИРОВАННЫЙ ОТКАЗ

Султан, к которому обратился некий отшельник с просьбой сделать его правителем одной местности, сказал ему:

— Если отшельнический образ жизни, который ты ведешь, угоден богу, нам не следует отменять его, назначая тебя правителем местности, чего ты добиваешься, дабы не возбуждать в тебе греховных искушений. Если же твой образ жизни — одно притворство, то не следует вознаграждать лицемерие. И тот ушел ни с чем.

227. САНДАЛИИ ПРОРОКА

Некто преподнес правителю пару сандалий.

— Эти сандалии носил сам пророк Мухаммед, — сказал он. — Прими сей драгоценный дар.

Правитель приказал щедро наградить владельца сандалий, чем очень удивил своих приближенных. Все они хорошо понимали, что это вовсе не сандалии пророка.

Когда человек удалился, правитель сказал:

— И я отлично знаю, что эти сандалии никогда не принадлежали пророку. Человек этот либо получил их в наследство, либо получил их в дар, либо купил на рынке. Но я опасался, что, если откажусь от сандалий и не вознагражу его, разнесется слух, что мне принесли сандалии пророка, а я им нисколько не обрадовался.

113. ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА

Один мудрец сказал:

— Вино сообщает каждому, кто пьет его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи.

ГЛАВА IV ПОЛЕЗНЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ЕВРЕЙСКИХ МУДРЕЦОВ

125. ВОЗДЕРЖАННОСТЬ И РАСПУЩЕННОСТЬ

Один мудрец сказал:

— Воздержанность и распущенность проявляются не только в поступках, но и в словах.

129. О СЛАБОМ ВРАГЕ И СИЛЬНОМ ДРУГЕ

Мудрец сказал:

— Слабого врага рассматривай как сильного. Не спускай с него глаз и остерегайся его. Сильного друга рассматривай как слабого. Помни, что всецело положившись на его поддержку, ты можешь оказаться битым врагом, равным тебе по силе.

140. О ЧЕМ НЕ СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ И ДРУГУ

Некто сказал своему сыну:

— Если ты обеднеешь, не сообщай об этом даже своим друзьям, дабы они не стали относиться к тебе высокомерно. Это причинит тебе боль.

Его настоящее имя - Григорий Бар-Эбрей, он уроженец Малатьи (терр. современной Турции). Столь странное для непосвященного человека смешение имен, имеющих разную национальную принадлежность, объясняется особенностями биографии этого видного средневекового деятеля. «Бар-Эбрей» переводится как «сын еврея» - это прозвище, отражавшее его происхождение. Отец стал христианином яковитского обряда, а его сын во время таинства крещения получил имя Григорий. Однако известность позднее он приобрел под своим литературным именем, т.е. именно как Абу-ль-Фарадж, поскольку создавал труды, главным образом, на арабском и сирийском языках.

Абу-ль-Фарадж совсем юным занял пост епископа Гулы: ему было всего 19 лет. В 1264 г. состоялось его назначение на пост мафриана христиан-яковитов Месопотамии, на котором он находился до конца жизни. Его церковное служение не было легким, поскольку по времени совпало с пришествием монголов на территорию Передней Азии. Захватчики представляли серьезную угрозу для самого существования христианства, и Бар-Эбрею пришлось приложить немало усилий для того, чтобы положение его единоверцев осталось незыблемым. В нем обнаружился талант посредника - умного, гибкого, но в то же время принципиального, твердого характером. Эти качества заставили монголов проникнуться к нему уважением, не говоря уже об авторитете, который он завоевал среди соотечественников.

Однако не только благодаря ревностному пастырскому служению Абу-ль-Фарадж получил известность. Будучи личностью невероятно многогранной, он оставил после себя большое научное и литературное наследие, которое поставило его в один ряд с самыми прославленными и творчески плодовитыми писателями и учеными Сирии. История, философия, теософия, история, риторика, астрономия, медицина, грамматика - во всех этих науках Абу-ль-Фарадж бен-эль Гарун оставил заметный след. Широта и глубина познаний была по достоинству оценена его современниками, которые дали ему прозвище «Краса века». Умер Григорий Бар-Эбрей в Мараге (терр. современного Ирана) в 1286 году.

Огромную известность получила его «Книга занимательных историй», написанная в жанре сатиры и обличающая человеческие пороки. Она представляет собой сборник нравоучительных афоризмов, мудрых и остроумных изречений, смешных и поучительных историй, взятых как из неисчерпаемых анналов ближневосточного фольклора, так и из письменных источников на разных языках. Однако о чем бы ни писал этот автор, в каждом его творении можно заметить отсутствие поверхностности, желание установить причины и глубинную взаимосвязь явлений и событий.

Блажен тот, кто занят исправлением собственных пороков и не тратит время на подсчеты чужих грехов. - Абу-ль-Фарадж

Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества: вначале человек становится похожим на павлина - он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи. - Абу-ль-Фарадж

Врач сказал больному: "Смотри, нас теперь трое: я, ты и болезнь. Если ты станешь на мою сторону, то мы легко одолеем болезнь. Если ты станешь на ее сторону, то я не смогу победить вас двоих". - Абу-ль-Фарадж

Глупцы замечают только промахи людей и не обращают внимания на их достоинства. Они подобны мухам, которые норовят сесть только на воспаленную часть тела. - Абу-ль-Фарадж

Если твои планы в большинстве случаев осуществляются - значит ты умный! - Абу-ль-Фарадж

Избегай многословия, ибо оно подобно большому пространству, на котором множество камней преткновения. - Абу-ль-Фарадж

Кратковременная неудача лучше кратковременной удачи. - Абу-ль-Фарадж

Не пренебрегай маленькими людьми: они могут помочь тебе возвыситься. - Абу-ль-Фарадж

Обильная еда вредит телу так же, как изобилие воды вредит посеву. - Абу-ль-Фарадж

Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел. - Абу-ль-Фарадж

Почему завистники всегда чем-то огорчены? Потому что их снедают не только собственные неудачи, но и успех других. - Абу-ль-Фарадж

Распущенность проявляется не только в поступках, но и в словах. - Абу-ль-Фарадж

Слабого врага рассматривай как сильного. Не спускай с него глаз и остерегайся его. Сильного друга рассматривай как слабого. Помни, что, всецело положившись на его поддержку, ты можешь оказаться битым врагом, равным тебе. - Абу-ль-Фарадж

Смотри - нас трое: я, ты и болезнь. Поэтому, если ты будешь на моей стороне, нам будет легче одолеть ее одну. Но если ты перейдешь на ее сторону, я один не в состоянии буду одолеть вас обоих. - Абу-ль-Фарадж

Удивительно устроен человек - он огорчается, когда теряет богатство, и равнодушен к тому, что безвозвратно уходят дни его жизни. - Абу-ль-Фарадж

Умеренность - союзник природы и страж здоровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите - соблюдайте умеренность. - Абу-ль-Фарадж

Умеренность – союзник природы и страж здоровья. - Абу-ль-Фарадж

Умный человек всегда узнает глупого, так как сам был в его шкуре, прежде чем набрался ума-разума. Глупцу же никогда не узнать умного, так как умным он никогда не был. - Абу-ль-Фарадж

Человек находится в полном здравии до тех пор, пока у него целы все зубы. Когда зубы начинают портиться - это значит, что человек заболел. - Абу-ль-Фарадж