По приказу правителя к Аридану отправилась эскадра из семи кораблей. Тасконской разведке удалось внедрить Храброва на флагманский крейсер "Варгас". По легенде землянин являлся геологом Стиком Лендоном. Олесь входил в состав особой группы ученых. Главная задача - получить информацию о чужаках.

Друзья отправились в новый длинный и опасный путь. По дороге отряд разделился на три группы. Оливийцы хотели посетить родные места, а аланцы - проведать оставшихся в Лендвиле товарищей. Возражения Храброва и Аято ни к чему не привели. Встреча была назначена у города Фолс на западном побережье материка. Спустя несколько месяцев земляне впервые столкнулись с воином Тьмы.

Они должны были погибнуть - но в последний, предсмертный миг были спасены посланцами из далекого будущего. Спасены, чтобы стать лучшими из наемников в мире лазерных пушек, бластеров и звездолетов, в мире, где воинам, которым нечего терять, платят ОЧЕНЬ ДОРОГО.
Операция "Воскрешение" началась!

Николай Андреев - Восьмой уровень. Право выбора

За массивным деревянным столом сидел крепкий, широкоплечий мужчина лет шестидесяти пяти. У него короткие темные волосы, крупные карие глаза, крючковатый нос, массивный волевой подбородок. Взгляд усталый, отрешенный, безучастный. В первое мгновение даже не верилось, что это могущественный правитель Плайда. Внешний вид Берда Видога никак не соответствовал его высокому статусу. Серый помятый костюм, давно не стираная рубашка, висящий на шее, слово удавка, тонкий галстук.

Олесь работал в отделе стратегического планирования генерального штаба. Однажды ему доложили, что к системе Сириуса приближается неизвестная эскадра. Русич тут же сообщил об этом начальнику контрразведки Аргусу Байлоту и командующему звездным флотом генералу Сорвилу. Оба являлись членами Совета. Вскоре подтвердились самые худшие предположения. В поход на людей двинулись горги. Над человеческой цивилизацией нависла страшная угроза.

...Он последний из древнего императорского рода. Никто не знает, что он родился на далекой варварской планете. Пришла пора возвращаться. Его задача выжить любой ценой.
- Дамы и господа, - проговорил распорядитель, - только что мы с вами наблюдали фантастическую схватку. Она не обманула наших ожиданий. Великолепное мастерство, захватывающая интрига и непредсказуемая развязка. Одинокий Волк вновь продемонстрировал свой талант.

...Ради власти люди способны на страшные преступления. Но за все приходится платить. Чтобы удержаться на имперском троне, надо жертвовать многим. В том числе и любовью. Ведь власть губит и иссушает душу...

В окружении оказался большой отряд наемников и десантников. Ценой огромных потерь воины сумели прорваться в Нейтральную зону. Их участь зависела от решения Конгресса Морсвила.
В трудной ситуации Олесь нашел единственно верное решение. Храбров предложил тасконцам сделку: жизнь солдат в обмен на двести лет свободы и независимости Нейтрального сектора. Оливийцев вполне устраивало подобное развитие событий.

Весна, 1917 год. Февральская революция подавлена верными престолу войсками. Российская история пошла другим путем. В апреле начинается решающее наступление на всех фронтах. Новый Брусиловский прорыв сокрушает австрийскую оборону. Отчаянные атаки русской пехоты, поддержанной армадами тяжелых бомбардировщиков "Илья Муромец", сметают немецкие укрепления на Северном фронте.

Февраль 1917 года. Мятеж в Петрограде подавлен верными престолу войсками. Петроградский Совет разгромлен, Александр Керенский погиб в бою. Худшая страница русской истории зачеркнута и переписана набело. Не будет ни бессильного Временного правительства, ни большевистского переворота, ни похабного Брестского мира.

Леонид Андреев - русский писатель и художник. Он написал не так много произведений и прожил недолгую жизнь. Но имя этого автора стоит особняком в истории русской литературы. Он не похож ни на кого. Его проза поражает, заставляет задуматься. Произведения этого неординарного автора хочется перечитывать снова и снова. Жизнь и творчество Леонида Андреева - тема статьи.

Детство

Леонид Андреев, рассказы которого пронизаны глубокой философичностью, родился в Орле на улице Пушкарной - той самой, на которой обитали его персонажи Гераська и Бергамот. В тот год, когда на свет появился будущий писатель, в семье землемера-таксатора, наконец, воцарилась некоторая финансовая стабильность.

Николай Иванович Андреев - отец прозаика - отличался твердым и решительным характером. Его уважали все в округе за необыкновенное чувство справедливости, которой он был верен, даже пребывая в пьяном угаре. Николай Иванович, как и его сын впоследствии, имел тягу к алкоголю.

Любовь к творчеству Леонид Андреев наследовал от матери. Анастасия Николаевна хотя и была женщиной малограмотной, но умела сочинять необыкновенные рассказы и истории, чем немало радовала своего отпрыска.

Будучи гимназистом, Леонид демонстрировал необыкновенный дар слова. Он нередко писал школьные сочинения за своих друзей. Ему замечательно удавалось воссоздавать стиль великих писателей. Но настоящей его страстью было рисование. Леонид Андреев, быть может, стал бы выдающимся художником. Но учиться живописи в Орле в то время было негде. Писатель на протяжении всей своей жизни время от времени возвращался к своему увлечению.

К сочинительству Андреева подтолкнуло чтение. Серьезное отношение к книге в нем выработалось, когда он был еще отроком. Его жизнь составляли драки с соседскими мальчишками-пушкарями, рисование, произведения Жюля Верна, Чарльза Диккенса и Майн Рида. Все эти знания и впечатления в конечном счете вылились на бумагу. Родились такие персонажи, как Сашка из произведения «Ангелочек», Гераська и Бергамот.

Юность

На становление Андреева как писателя существенное влияние оказали сочинения Шопенгауэра. «Мир как воля и представление» долгие годы была для него настольной книгой. Будущему прозаику едва исполнилось семнадцать, когда в своем дневнике он сделал запись, в которой словно обещал себе однажды, благодаря своему писательскому творчеству, разрушить установившиеся каноны, и даже саму мораль. Он как будто видел себя уже в будущем - скандально известным писателем, автором «Бездны». Ведь довольно противоречивые чувства у современников вызывал Леонид Андреев. Рассказы его, впрочем, были еще не созданы в тот день, когда в дневнике появилась легендарная запись, цитаты из которой так часто приводят биографы беллетриста.

Андреев Леонид Николаевич, биография которого включает несколько попыток суицида, длительные алкогольные запои, не был способен вести спокойную размеренную жизнь. В юности он страдал от постоянных любовных увлечений. Уже тогда его чудовищно влекли две силы: любовь и смерть.

В советские годы был забыт Леонид Андреев. Биография этого писателя не интересовала литературоведов, потому как творчество его никак не вписывалось установленные цензорами рамки. Сегодня книги его снова интересуют читателей. Но и теперь они вызывают противоречивые споры. Достаточно лишь вспомнить одну из повестей, которые написал Леонид Андреев. «Иуда Искариот» - история о самом страшном негодяе в истории христианства - предоставлена столь неожиданно, что, при всем таланте автора, не может вызвать исключительно положительные отзывы.

Студенческие годы

После окончания гимназии Андреев поступил на юридический факультет. Но обучение пришлось прервать. Неразделенная любовь подтолкнула будущего беллетриста к попытке самоубийства. Оправившись после душевных переживаний и недуга, он снова поступил в университет. На этот раз в московский.

Леонид Андреев в студенческие годы, в отличие от большинства своих сверстников, политикой мало интересовался. В участии в запрещенных организациях замечен не был. Но много времени проводил за чтением Ницше. Так много, что смерть немецкого философа в 1900 году стала для него едва ли не личной трагедией.

Однажды во время каникул, пребывая в Орле, Андреев познакомился с девушкой. Завязался роман, который, как и предыдущий, закончился предательством возлюбленной. И молодой человек снова попытался покончить с жизнью. На этот раз попытка чуть не увенчалась успехом. Этот случай имел негативные последствия. Андреев до конца своих дней страдал от хронического заболевания сердца, приобретенного после попытки суицида.

Начало творчества

После сдачи государственных экзаменов Леонид Андреев нашел место помощника адвоката. Ему предстояло писать скучные судебные отчеты. Но даже это он делал не так, как его коллеги. Его заметки и отчеты отличались живым литературным языком. Именно тогда и начал свой путь в литературе Леонид Андреев.

Произведения его сперва печатались в журнале «Курьер». Затем он начинает писать для «Московского вестника». Леонид Андреев, жизнь которого протекала с юных лет весьма бурно, находился в постоянном поиске себя. Его мировоззрение менялось, что можно заметить, сравнив ранние и поздние сочинения. Но тема христианства и всепрощения интересовала его всегда.

«Бергамот и Гераська»

Этот рассказ был опубликован в 1898 году по заказу «Курьера». Произведение вышло в пасхальном номере. Рассказ повествует о двух очень разных людях. Один из них - постовой, исполнительный, но глуповатый человек. Другой - Гераська - существо загадочное. Никто точно не знает, где и на что он живет. Мало кто из жителей Пушкарной улицы, где тот обитает, видел его когда-либо трезвым. К тому же Гераська подворовывает. А потому часто ходит битый.

Действие рассказа происходит на Пасху. Бергамот находится на посту. Мечтает о том, когда же окончится рабочий день и он отправится домой, где ждут его любимая жена и маленький сын. Но праздник оскверняет внезапно возникший Гераська: грязный, пьяный, ничтожный, похабно ругающийся. Бергамоту следовало бы отвести его в участок. Но в светлый день Пасхи в его душе что-то происходит. Вместо того чтобы отправить этого несчастного за решетку, постовой отводит его к себе домой, сажает за праздничный стол.

Это рассказ можно назвать литературным дебютом Андреева. Именно после публикации этого произведения на него обратил Максим Горький. А спустя несколько месяцев автор «Песни о Буревестнике» попросил молодого писателя выслать старшему редактору одного из самых популярных в то время литературных журналов «хороший рассказ». Так в свет вышел «Петька на даче».

Из юриспруденции в литературу

В то время, когда первые рассказы Андреева читали москвичи, он все еще трудился в адвокатской конторе. Последний раз в качестве защитника он выступил в 1900 году. Вскоре он принял окончательное решение заняться литературным творчеством. Его последнее выступление одобрили коллеги-юристы. Несмотря на это, Андреев навсегда оставил адвокатскую деятельность.

Писателю, как известно, нужны не только читатели, но и критики. Освободив себя от нелюбимой работы, Андреев стал регулярно посещать литературные вечера. Он познакомился с Буниным, Куприным и другими прозаиками. Более опытные литераторы давали советы, иногда весьма строго критиковали. Все это было необходимо молодому прозаику. Он полностью окунулся в мир литературы. И уже в 1901 году был издан первый сборник его рассказов.

Слава

После публикации первой книги Леонид Андреев стал знаменит. Сборник переиздавали четырежды. Видные литературные критики оставляли хвалебные отзывы. В этот сборник не вошли произведения, благодаря которым так любим современными читателями Леонид Андреев. «Иуда Искариот», «Дневник Сатаны» - все это было значительно позже. Небольшие прозаические произведения, которые прославили начинающего писатель - это истории о простых людях, рассказы с незамысловатым сюжетом.

Андреев рассказал о том, что видел в Орле и в Москве. Он поведал читателям обычные истории, но вычленил из них главное. И, конечно же, критики оценили его живой литературный язык. Итак, какие же рассказы вошли в сборник?

«Жили-были», «Ангелочек», «Молчание», «Валя», «Алеша-дурачок», «Кусака» - все это произведения, послужившие основой писательской карьеры героя этой статьи. Стоит рассказать о каждом из них подробнее и начать можно с сочинения, которое написал как для детей, так и для взрослых Леонид Андреев.

«Ангелочек»

Леонид Андреев, анализ творчества которого подтверждает его оригинальное мышление, а также влияние таких философов, как Ницше и Шопенгауэр, вошел в литературу благодаря произведениям, в которых непоследнюю роль играет так называемый образ маленького человека, созданный еще Пушкиным. Рассказ «Ангелочек» повествует о мальчике из бедной семьи. О маленьком человеке, которому суждено было слишком рано повзрослеть.

Отец Сашки - главного героя рассказа - сильно выпивает. Мать не уступает в этом своему супругу. Сашка предоставлен самому себе, а потому ведет себя как взрослый человек. Этот мальчик напоминает озлобленного волчонка. Он не привык к нежности и вниманию. Мать груба. Отец - безвольный человек. У посторонних людей Сашка тем более не вызывает симпатии.

Однажды его приглашают на рождественский детский праздник, где он видит на елке чудную игрушку - восковую фигурку в форме ангелочка. В душе Сашки происходит какое-то приятное волнение. Он чувствует, что этот ангелочек ему нужен.

Чувства мальчика, который лишен заботы родителей и вызывает раздражение учителей, напоминают переживания Гераськи из другого произведения Андреева. Житель Пушкарной улицы во время пасхального обеда начинает вдруг плакать. Отчего же он стал вдруг таким чувствительным? Дело в том, что жена Бергамота назвала его по имени и отчеству. За долгую многострадальную жизнь подобным образом к нему никто не обращался. Также и Сашка, увидев чудесную игрушку, неожиданно смягчается, перестает грубить. Его душа словно оттаивает. Сашка приносит ангелочка домой, и, вместе с отцом, еще долго рассматривает рождественскую игрушку.

Но Андреев не был бы самим собой, если бы завершил этот рассказ на светлой, оптимистичной ноте. Сашка засыпает и ночью восковый ангелочек тает. Автор этим словно дает понять, что несчастный маленький человек навсегда останется таковым. Просветление в его жизни - временное явление.

«Жили-были»

Купец Лаврентий Кошеверов был злым, завистливым человеком. И, даже находясь, что говорится, на смертном одре, не смягчился. Герой рассказа «Жили-были» - купец, дьякон и студент - находятся в больнице. Они смертельно больны. Но каждый из них смотрит в глаза смерти по-разному.

Одного злит несправедливость жизни, которая уходит от него. Другой смиренно ждет своей кончины. Третий верит в то, что смерть обойдет его. Андреев изобразил характеры людей, то, как их душевное состояние меняется после оглашения страшного диагноза. Прозаик написал этот рассказ тогда, когда лишь начинал жить. За его плечами было три попытки самоубийства. Но ему удалось удивительно живо описать переживания человека, который, страдая от неизлечимого недуга, плачет лишь по солнцу, которого больше не увидит.

Рассказ «Молчание» повествует о загадочном самоубийстве дочери священника. В «Алеше-дурачке» речь идет о смутном ощущении несправедливости, закрадывающейся в детскую душу. О ком бы ни писал Андреев, всегда он был чрезвычайно искренен. Его рассказы столь пронзительны, словно ему довелось прожить жизнь каждого из его героев.

Среди произведений, которые написал Леонид Андреев, «Кусака» - одно из немногих, вошедших в школьную программу. Рассказ посвящен собаке, которая живет на улице и имеет возможность наблюдать человеческую жестокость в крайнем ее проявлении.

«Бездна»

Второе издание сборника Андреев дополнил рассказами, в который чувствовалось влиянием Ницше. Герои его оказываются в ситуации, которая меняет их сознание. В них как будто просыпается другой человек, - страшный, идущий на поводу у своих звериных инстинктов.

Рассказы «Бездна», «Набат», «Стена», изданные в 1902 году, подтвердили, что Андреев как писатель полностью сформировался. Произведения вызвали споры, дискуссии. В них автор сказал о том, о чем не только следует молчать, но и думать не желательно.

В «Бездне» идет речь о страшном событии, которое произошло с молодыми людьми. Гимназистка и студент прогуливаются вечером. Их беседа касается лишь возвышенных тем. Мысли, казалось бы, тоже предельно чисты. Но на пути им встречаются отбросы общества. Эти люди разрушают атмосферу чистоты и романтики. И став жертвой их нападения, студент, не так давно читавший стихи и рассуждавший о науке и искусстве, вдруг превращается в существо, для которого инстинкты превыше всего.

«Жизнь Василия Фивейского»

В начале творческого пути критический анализ современного социального мира для Андреева стоял на первом месте. Но позже стал заметен скептицизм. Писатель увлекся модным в ту пору спиритизмом. Читая его произведения, создается впечатление, что его мучили постоянные сомнения в вере.

В повести жизнь «Василия Фивейского» он изобразил судьбу праведного человека. Герой этого произведения безропотно выполняет свой долг. Василий Фивейский - священник. Но его проповеди прихожане слушать не хотят. Трагедии одна за другой разрушают мир в его доме. Погибает сын, спивается жена, затем на свет появляется больной ребенок. И Василий, будучи священнослужителем, начинает вдруг задумываться о том, видит ли его Бог, слышит ли он его молитвы.

«Записки неизвестного»

Произведения, который на позднем этапе своего творчества создал Леонид Андреев:

  1. «Иуда Искариот».
  2. «Дневник Сатаны».
  3. «Сашка Жегулев».
  4. «Он. Записки неизвестного»

Что-то мрачное и непонятное присутствует на страницах произведений Леонида Андреева. Неясным пессимизмом наполнен рассказ «Он», изданный в 1913 году. Неясным, потому как только в концовке читатель начинает понимать, что герой Андреева болен, и большая часть из того, что он описывает, мерещится ему.

Герой этого произведения - бедный студент. Он получает выгодное предложение о работе. И тут же отправляется за границу. Там он должен приступить к обязанностям учителя. Его воспитанники - дети странные. Они играют словно по принуждению, смеются как по команде. Они словно взрослые, играющие роль детей. Но главной странностью дома, в котором оказывается бедный студент, является человек, все чаще заглядывающий в окно.

Повествование в «Записках неизвестного» ведется от первого лица. Автор показывает таким образом внутреннее состояние человека, который постепенно лишается рассудка. Человек в окне смотрит на героя все чаще. Дети становятся в его глазах все невыносимее. В заключении этого произведения учитель умирает. Что послужило причиной его безумия, остается загадкой.

«Иуда Искариот»

Эту повесть Андреев написал всего за две недели. Максим Горький, прочитав произведение, сказал, что оно понятно будет не каждому и вызовет большой шум. Так и произошло.

Иуда у Андреева - герой, безусловно, крайне отрицательный. Но вместе с тем, очень несчастный. Апостолы же в повести русского писателя - обычные люди, которым не чужд такой порок, как трусость. Такая трактовка не могла не вызвать споров и недовольства со стороны глубоко верующих людей. Тем не менее книга была переведена на французский, немецкий, английский языки, и несколько раз экранизирована западными и российскими кинематографистами.

Следует также перечислить и другие произведения, созданные писателем на разных этапах творчества.

  1. «В тумане».
  2. «Признаки».
  3. «Марсельеза».
  4. «Сын человеческий».
  5. «Мои записки».
  6. «Красный смех».
  7. «Рассказ о семи повешенных».
  8. «Иго войны».

Последние годы

Революцию Леонид Андреев не принял. Более того, он испытывал крайнюю неприязнь к большевистской власти. Последние годы писатель провел в Финляндии. Книги, написанные в эмиграции, пронизаны особым пессимизмом. Среди них - «Дневник Сатаны», история о Дьяволе, который, оказавшись среди смертных, был поражен и угнетен коварностью обычных людей.

Леонид Андреев, книги которого были временно забыты, сегодня снова вызывает интерес и литературоведов, и читателей. Его называют ярким представителем Серебряного века русской литературы. В 1956 году на малой родине писателя был создан музей, посвященный его творчеству.

Писатель Леонид Андреев скончался в Финляндии в 1919 году от сердечного приступа. Похоронен в небольшом финском городке.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Гипс, крытый лаком. Около 1929

Скульптор Андреев Николай Андреевич

Облик Владимира Ильича Ленина давно привлекал к себе внимание художников. Много появилось портретов вождя Великой пролетарской революции в живописи, скульптуре, рисунке и гравюре. Многие среди этих портретов удачны. Однако на первом месте, бесспорно, здесь следует поставить все то, что было сделано скульптором Н. А. Андреевым.
Все это произведения скульптора Н. А. Андреева. Он родился в 1873 году, умер в 1932 году. Был сыном бедного московского служащего из крепостных крестьян. В детстве терпел большую нужду. Семья была много? численная, заработок малый. С огромным трудом, благодаря своей воле и таланту Андреев пробил себе путь к искусству, окончив в Москве два высших художественных училища. Он рано выдвинулся и стал в первом ряду мастеров русского искусства еще до революции.

С первых же дней Великой пролетарской революции Андреев бесповоротно стал на ее сторону. И происхождение, и большой, серьезный ум, и зоркая наблюдательность помогли ему правильно понять и оценить значение Октября.
Сильнее всего привлекала к себе внимание Андреева личность вождя революции. Художник настойчиво искал встреч с Владимиром Ильичем, неизменно бывал везде, где Ленин выступал публично: на митингах, собраниях, съездах, конгрессах? Зоркий глаз художника остро и внимательно изучал на далеком и близком расстоянии облик вождя, характерные формы его головы, выражение лица, движения рук, пропорции фигуры. А рука неутомимо набрасывала в больших и маленьких блокнотах, на случайных клочках бумаги драгоценные живые впечатления. Набрасывала быстро, нередко лишь намеками, понятными только самому автору. Наброски просты, деловиты. Они всегда открывают что-нибудь важное, существенное в облике Ленина.
Вот наброски головы в различных положениях, поворотах. Вот ленинское лицо с прищуренным глазом, с говорящими и с сомкнутыми губами. Десятки неповторимых выражений лица, почти неуловимых. Здесь - только очерк губ. Там - один только глаз с поражающей остротой и силой взгляда. Вот Ленин на трибуне - цельной фигурой, полуфигурой. Один и в окружении. То он внимательно и напряженно слушает, то произносит какое-то яркое, острое слово - одно из тех, которые покоряли, зажигали аудитории.

Как скульптор Н. А. Андреев работал над изображением В. И. Ленина
торию, заставляли ее восторгаться, негодовать, смеяться, сплачивали волю масс к действию, с необычной ясностью и простотой объясняли положение.
Просмотр этих беглых (черновых) андреевских набросков оставляет поразительный след. Перед нами неожиданно вырастает реальный образ, живой Ленин, с силой необычайной и неотразимой.
Художник продолжал свои зарисовки. По этим наброскам он закончил несколько замечательных портретов. Особенно хороши из них три. Первый подписан самим Владимиром Ильи- чем. В нем прекрасно переданы ленинское выражение глаз, мягкая, чуть-чуть насмешливая улыбка губ. Наклон головы подчеркивает колоссальный купол ленинского черепа, вместилище его гениальной мысли. Второй рисунок изображает голову Ильича в три четверти, сзади. То же преобладание мощного черепа. Улыбка профиля найдена с волнующим очарованием.

Мастерство художника и здесь полно и убедительно. Но мы хорошо знаем, что это зрелый плод не только таланта, но и большой, тяжелой предварительной работы художника над собой.
В третьем портрете Андреев показывает великого вождя пролетарской революции. Решительно и мощно движение поднятой вверх головы. Черты лица строги, суровы. Властный взор смотрит из-под сдвинутых бровей вперед, в бесконечные дали, открываемые революцией. Продольные глубокие складки легли над переносьем. Выпуклости высокого лба подчеркнуты, как бы отражая движение мысли. Сомкнутые губы полны силы. В них непреклонная воля. Это портрет героический. Идея портрета отразилась в манере рисунка - в его обобщенных и строгих приемах.
Рядом с зарисовками шла и работа скульптора. С небольшим куском мягкой мастики Андреев наблюдал Ильича за работой, ловил пластическое сходство. Это было трудно. Владимир Ильич не позировал, поглощенный своей огромной работой. Он был в постоянном движении! Многие неудачи_и Ттерёделки для художника были неизбежны Они и дали Андрееву» возможность позднее представить фигуру Ленина в любом положении. От этой поры сохранилась в Музее Ленина маленькая голова из мастики - первичная завязь, из которой позднее выросла вся андреевская скульптурная поэма о Ленине, его Лениниана.

Дальше наступила длительная полоса творческой работы над образом уже в мастерской.
В течение первых пяти лет Андреева занимал образ Ильича за работой. Появилось несколько небольших скульптур, поражающих сходством. Самая удачная - 1920 года - изображает Лёнина за письменным столом. Он работает, склонившись к столу над рукописью. Правая рука с пером на бумаге, левая касается мизинцем губ. Сам художник, требовательный к себе, ценил эту скульптуру. Перед нами как бы простой и теплый рассказ о трудовых буднях великого человека.
Выполнил художник и ряд других вариантов на ту же тему. Они разнообразны, и каждый по-своему очень хорош. Их можно видеть и в Музее Ленина, и в Третьяковской галерее.
Второй период в развитии андреевской Ленинианы развертывается после смерти Владимира Ильича, с 1924 года.
Художнику был заказан скульптурный портрет для зала Совнаркома. Он принял заказ, но настоял на полной свободе во времени. Он избегал торопливости. Новая работа заняла пять лет - до 1929 года. Художнику помогали также советы людей, близких Владимиру Ильичу и хорошо его знавших.
За это время появились десятки произведений с различной степенью законченности, поражающие разнообразием замыслов. О характере работы Андреева много говорит находка в его мастерской после смерти художника. Были открыты тридцать семь вариантов скульптурного портрета головы Владимира Ильича. Каждая с особым, неповторимым выражением. Все это - поиски такого характера образа, который мог бы художника вполне удовлетворить. Но он уже не доверял собственной памяти. Он стремился к тщательной проверке своих былых впечатлений: внимательно и математически точно измерил пропорции фигуры Ленина; изучал и зарисовывал его костюм, обувь, рабочее кресло. Обмеры и чертежи видны в альбомах и на отдельных листах.

Н. Андреев. В. И. Ленин. Рисунки с натуры. Сангина, карандаш. 1920.

В 1929 году Андреев представил комиссии Совнаркома три варианта - из них две большие полуфигуры.
Так завершается второй период андреевской Ленинианы.
В третьем периоде захватывают художника поиски образа вождя. Он - оратор, выступаю­щий на мировой трибуне Октября. Эти поиски начались уже раньше, за несколько лет. Но теперь они привели к нескольким новым, большим, замечательным произведениям. Они завершаются выполнением крупной фигуры Ленина в самую последнюю пору жизни художника, в 1930-1932 годы. В этом замечательном произведении обобщилось все самое сильное и лучшее, к чему приходил художник за годы своих исканий.
Образ Ленина прост. Он выражается художником скупым и строгим языком, глубоко скромными художественными приемами. Поражающее сходство, живые, правдиво данные черты Ильича, характерный жест - все реально. Знакомые черты Ильича теперь приобретают новый смысл. Намек на него мы уже видели в «героическом» портрете-рисунке.
Стальная воля, гениальная мысль, ясно намечающая будущие пути человечества, - все это превращается в призыв вождя с мировой трибуны к массам человечества не только в настоящем, но и в будущем. Фигура полна огромной внутренней мощи. Особенно выразительна и хороша голова, высоко поднятая в сильном повороте, с глазами, обращенными вперед.
Вместе с этой работой неутомимый мастер оставил несколько произведений, в которых он хотел еще обобщеннее выразить идею Ленина-вождя. Лучшее - большая голова: Ленин в шапке и в шубе. Оно было предназначено для выполнения в граните.
Андреевская Лениниана была прервана смертью художника. Но и в этом виде она - небывалое явление в мировом искусстве. Лениниана Андреева - ценнейший вклад в дело коммунизма средствами изобразительного искусства.

Родился Андреев в Москве. Отец его, плотник, чтобы дать сыну образование, отдал его в 1885 году в Центральное Строгановское училище технического рисования, которое тот окончил в 1891 году. Затем будущий художник продолжил учение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892-1901). Был он сначала вольнослушателем на живописном отделении, потом на скульптурном, где учился у С. М. Волнухина. В творческом становлении Андреева значительную роль сыграло влияние П. П. Трубецкого, с которым связано развитие импрессионизма в русской скульптуре. Пожалуй, самым близким к импрессионизму у Андреева получился портрет Л. Н. Толстого, выполненный с натуры в Ясной Поляне (1905). Движение света и тени играет решающую роль в создании образа, способствуя выявлению особой сосредоточенности, самоуглубленности великого писателя. В 1904- 1908 годах Андреев исполняет портреты многих деятелей искусства: П. Д. Боборыкина, Л. Н. Андреева, И. Е. Репина, Ф. И. Шаляпина. Во всех этих портретах несомненно влияние импрессионизма. Светотеневая лепка сочетается здесь с крепкой конструктивной формой. В начале 1900-х годов Андреев с увлечением занимается керамикой и майоликой, что связано с его поисками расширения декоративных возможностей скульптуры. Андреев экспериментирует с цветными глазурями, добивается новых колористических звучаний, иногда используя цвет и в портрете, что придает изображению своеобразную остроту. С применением белого ангоба, выполнен, например, портрет А. П. Ленского (1906), цвет интересен и в портрете Л. Н. Толстого (1908). Лучшая майолика скульптора - «Вакханка» (1911-1912)-своеобразное утверждение страстной, живой природы человека. К образу вакханки скульптор обращается несколько раз, в этих скульптурах очевиден стиль модерн. Плодотворным было увлечение Андреева народным искусством, которое сказалось в создании серии изображений мордовских девушек и тульских крестьянок (1910- 1913). Однако лучшим произведением дореволюционного периода творчества художника стала не скульптура малых форм, а большой монумент, создание которого потребовало напряженного труда, - памятник Н. В. Гоголю (1904--1908). В процессе подготовки к работе над памятником Андреев поехал на Украину, чтобы сделать зарисовки, собрать материал для барельефов, представляющих гоголевских персонажей из «Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Мертвых душ» и «Петербургских повестей». Андреев стремился к пластическому выявлению стилистических особенностей ранних и поздних вещей писателя, совершенно по-разному моделируя изображение романтических героев «Петербургских повестей» и персонажей «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Самого писателя скульптор изобразил сидящим в тяжелой задумчивости. Это Гоголь последнего, трагического периода своей жизни, утративший веру в смысл своего творчества. Он похож на большую птицу с опущенными крыльями. Только подойдя совсем вплотную к памятнику, можно увидеть лицо писателя, освещенное грустной улыбкой. Психологическая выразительность, внутренний драматизм образа воспринимались современниками как воплощение трагедии творческой личности и были созвучны атмосфере, возникшей в России после революции 1905 года.

Памятник Гоголю - произведение большого таланта - показывает гуманистический характер творчества Андреева, выявляет его психологическую направленность. Работая над монументальными произведениями, скульптор выполняет памятник-бюст доктору Ф. П. Гаазу в Москве (1909), проекты памятников Т. Г. Шевченко (1914) и первопечатнику Ивану Федорову (1902). После Октябрьской революции Андреев активно включился в выполнение ленинского плана монументальной пропаганды. К первой годовщине Октябрьской революции он создал памятник Дантону, который был открыт на Театральной площади в Москве. Зимой 1918 года началась напряженная работа скульптора над аллегорической статуей Свободы для памятника Советской Конституции. Помимо этой статуи, он сделал в тот период ряд мемориальных досок и рельефов, отличающихся глубоким реализмом и строгостью формального решения.

Полноценным выражением реалистических тенденций в монументальной скульптуре явился памятник А. Н. Островскому в Москве, созданный Андреевым в 1928 году. После двукратного конкурса, где скульптор неизменно получал высшую оценку, он приступил в 1927 году к изготовлению памятника в натуральную величину. Островский изображен сидящим в мягком кресле. Он одет в свободный рабочий халат, голова чуть склонена. Движение спокойно, естественно. Четкий силуэт памятника хорошо вписывается в нишу стены Малого театра, перед которым он установлен. Памятник Островскому - умное решение зрелого мастера, прекрасно продумавшего задачу во всех деталях. В 1920-х годах Андреевым были выполнены также памятники А. И. Герцену* и Н. П. Огареву, доска с портретом В. Г. Белинского и другие работы. В 30-х годах художник не оставляет работы над монументами: делает проекты памятников Т. Г. Шевченко для Харькова, А. И. Желябову для Ленинграда, два эскиза памятника В. И. Чапаеву для Самары, два проекта памятника А. П. Чехову для установки близ здания МХАТа.

Однако основным содержанием творчества Андреева в послереволюционную эпоху была напряженная работа над созданием образа В. И. Ленина. Начатая с 1919 года, она продолжалась вплоть до смерти мастера. Перед Андреевым стояла сложная и ответственная задача создания портретного облика вождя, возглавившего крупнейший переворот в истории человечества. В процессе работы Андреев внимательно наблюдал Ленина непосредственно в его кабинете и на заседаниях, создавал бесчисленные зарисовки, улавливая малейший жест, подмечая характерное выражение лица. На основе этих быстрых набросков позднее он создал свои блестящие портретные рисунки В. И. Ленина в технике карандаша, сангины, цветного карандаша. В 1920 году Андреев приступает к созданию портретов Ленина в скульптуре. Первый опыт в этом плане был довольно удачным - скульптор вылепил с натуры из пластилина голову Ленина, уловив очень живое выражение лица. Тогда же было создано одно из ставших наиболее популярными скульптурных изображений - «Ленин пишущий», где Андреев передал погруженность Владимира Ильича в работу, отрешенность его от окружающего.

Совершенно иное настроение выражено в более поздней работе - «Ленин, слушающий доклад» (1925). Ленин вслушивается в речь невидимого оратора: голова поднята, взгляд напряжен. По другому, более динамично решена статуя «Ленин-оратор» (1926). Отличительная черта созданного здесь образа - непримиримость к противникам.

В результате длительной работы к 1929 году Андреевым были закончены три варианта портрета, выполненные по заданию Совнаркома: «Ленин прислушивающийся», «Ленин, вошедший на заседание», «Ленин председательствующий». Андреев шел ко все большему обобщению, к многогранности образа. В 1929-1930 годах скульптор работает над темой «Ленин на ораторской трибуне». В этой работе он совсем отходит от камер-ности первых портретов, приближаясь к монументальному решению. И все же эти работы представляются переходными по сравнению с последней скульптурой 1931-1932 годов - «Ленин - вождь», завершающий андреевскую «Лениниану». Ленин стоит на трибуне, опираясь на нее правой рукой. Его голова несколько поднята в энергичном повороте. В выражении лица сила, властность, энергия. Это, несомненно, одно из удачнейших изображений В. И. Ленина, К сожалению, Андрееву не удалось закончить целиком скульптуру. По эскизу художника уже после его смерти ее завершил брат скульптора В, А. Андреев, и раньше нередко помогавший ему в монументальных работах. Скульптура «Ленин - вождь»- венец поистине титанического труда мастера; она воплотила в себе обобщающий пластический образ.

Николай Андреевич Андреев родился 14 (26) октября 1873 года в Москве. Отец его до двадцати шести лет был крепостным крестьянином одного из помещиков Рязанской губернии, рано ушёл в город, работал много и трудно. Детство художника прошло в тяжёлых бытовых условиях.

С восьми лет мальчик стал посещать городское училище. Уже здесь проявились его художественные склонности и талант. Юный Андреев начал рисовать и писать красками. Двенадцатилетний мальчик, одолев учёбу в городской школе, поступает в Строгановское училище. Николай оканчивает его через пять лет. Эта художественная школа готовила тогда, в сущности, не художников, а ремесленников-рисовальщиков для ситценабивных фабрик.

После окончания Строгановского училища семнадцатилетний Николай наконец поступает рисовальщиком на серпуховскую ситценабивную фабрику Цинделя. Заработок крайне нужен был и для молодого художника, и для поддержки родной семьи. Через год работы он был вызван в Москву директором Строгановского училища Ф. Ф. Львовым и занял там место преподавателя рисунка. Многолетний преподавательский стаж Андреева продолжался в этом училище - уже после его преобразования в высшую школу - до 1918 года.

Рядом с художественно-производственными задачами Андреева волнуют и замыслы монументальные. С большой смелостью для ученика он принимает участие в конкурсе на памятник Глинке в Петербурге. Андреевский проект получил первую премию, однако выполнение памятника не решились передать молодому, неизвестному мастеру, не окончившему даже высшей художественной школы.

В 1900 году Андреевым был завершён курс в Училище живописи, ваяния и зодчества. В том же году по окончании училища Николаю удалось впервые поехать за границу - в Париж на Всемирную выставку. Здесь Андреев познакомился с последним словом европейского искусства. Роден и его школа позволили ему окончательно уяснить суть скульптурного импрессионизма. Но там же усилилось и увлечение художника модерном.

По возвращении в Москву Николай продолжает преподавание рисунка и скульптуры в Строгановском училище. Андреев обучает серьёзно и строго работать с натуры, хорошо и складно компоновать скульптурный эскиз. Он воспитывает свободу непосредственного восприятия и понимания натуры, обобщения или детализации образа, широко допускает любую манеру обработки поверхности, но вместе с тем настойчиво и сурово требует точности формы, чёткости отношения к основным задачам скульптурного построения. У него уже складывалась своя система. Андреева любили и ценили ученики.

Самая ранняя из известных и сохранившихся работ первого периода - фигура «Девушка в рубахе». Она датирована 1900 годом. Особенно хорошо чувствуется молодое, худое тело девушки-подростка под тяжёлыми складками рубахи.

В период с 1900 по 1910 год Андреев работал интенсивно. Диапазон его творчества был весьма широк: станковая и декоративная скульптура, пластика малых форм. Особенно много сил и времени было отдано разработке и осуществлению монументальных произведений. Андреев участвовал в конкурсах на памятники первопечатнику Ивану Фёдорову, Т. Г. Шевченко, Гермогену и Дионисию, К. Д. Ушинскому. Во многих конкурсах он оказывался победителем. Дважды Андреев одержал победу на двух конкурсах на памятники Гермогену и Дионисию, предназначенные для установки на Красной площади у Кремлёвской стены. Андреевым были созданы надгробные памятники К. А. Ясюнинскому, Н. Л. Тарасову, Ф. П. Гаазу.

То, что проскальзывало в отдельных портретах начала века - крепнущее мастерство художника-психолога, - с особой полнотой и силой раскрылось в работе над воплощением образа Гоголя. К конкурсу на памятник Гоголю Андреев готовился особенно тщательно. Ещё летом 1904 года, живя на Украине, он сделал массу зарисовок. В 1906 году вновь отправился туда. Проехал в Миргород, Яновщину, побывал у сестры Гоголя, вынес много новых и неожиданных для себя впечатлений, зарисовал вереницы типов. Его увлёк крестьянский украинский быт, психология, но поразили шовинизм националистически настроенной части украинской интеллигенции и отрицание ею значения Гоголя для украинской культуры. Перед художником встал образ «отверженного» Гоголя, его душевная драма, быть может, обострившая его сарказм и горечь восприятия мира.

Такое представление о писателе сыграло большую роль в формировании у Андреева образа Гоголя. Художник внимательно изучает не только психологию творчества Гоголя, но и психопатические стороны его душевной жизни: читает специальную литературу, внимательно беседует с психиатром Баженовым. В это время он много читал и перечитывал Гоголя. Художник занимался иконографией писателя, стараясь представить себе его достоверный облик. Им были сделаны рисунки с прижизненных портретов Гоголя работы Александра Иванова и Ф. А. Моллера. Много дал для воссоздания живых черт Гоголя рисунок, сделанный Э. А. Дмитриевым-Мамонтовым.

Николаю Андреевичу в воссоздании облика Гоголя помогло непосредственное жизненное впечатление. Для изображения писателя ему позировал родной брат - Вячеслав. Именно согбенная фигура брата, устало опустившегося на скамью, зябко кутающегося в широкие полы плаща, с поникшей головой и устремлённым вниз рассеянным взором помогла скульптору увидеть «своего» Гоголя. Это образ человека, погружённого в тяжёлые размышления, измученного внутренней борьбой.

Безусловно, памятник не стал лишь увеличенным этюдом с натуры. При переходе от модели к самому монументу образ претерпевает большие изменения. Скульптор стремится к усилению драматизма образа. Форма ещё смелее обобщается, передаётся широкими плоскостями, резкими их переломами, возникает напряжённость контрастов светлого и тёмного. В окончательном варианте сильнее выявлен трагизм судьбы и творчества гениального писателя.

Как пишет Л. П. Трифонова в книге, посвящённой Андрееву:

Взаимодействие данного пластического решения с типичными явлениями в скульптуре эпохи совсем иное, чем во многих произведениях дореволюционного творчества Андреева. Если в них это взаимодействие в большой мере определялось разработкой специально взятых приёмов того или иного стилевого направления, то в данном случае оно возникает совершенно непроизвольно, спонтанно. В самостоятельном творческом решении образа сами собой возникают черты, типичные для скульптуры данной эпохи. В конкретном, индивидуально-неповторимом проявляет себя общая закономерность. Можно найти в памятнике характерное для импрессионизма преобладание пластической массы над чётким, завершённым объёмом, сложность светотеневого построения, при котором отдельные формы сливаются и тонут. Можно найти близость к экспрессионистическим решениям с их резкостью и напряжением формы. Но нет в памятнике ни раздроблённости - недостатка, так часто отмечаемого в скульптуре импрессионизма, ни своеволия, нервозности экспрессионизма. Образ Гоголя правдив и выразителен без преувеличений и деформаций. Поза, движение, мимика просты и естественны. Форма, в которой воплощён образ, монолитна, силуэт её выразителен.
Замысел всего построения красив и поэтичен. Высокий гранитный постамент с одинокой фигурой писателя опоясывает со всех четырёх сторон непрерывный бронзовый рельеф с изображением персонажей из „Ревизора“.

Либеральные слои купечества и интеллигенции во главе с Остроуховым и либеральной печатью были за Андреева. Для этой стороны и памятник, и автор его были символом протеста против воцарившейся после 1905 года реакции. Реакционные круги по тем же причинам были против этого памятника. Они отлично чувствовали, что острый взор андреевского Гоголя обращён не только в прошлое, но и в настоящее, в то безумие реакционной вакханалии, какая наступила после подавления революции 1905 года.

Знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин приветствовал создание памятника такими словами: «Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто… Сколько страдания в этом мученике за грехи России».

Вторая поездка за границу в 1909 году сыграла в дальнейшем большую роль в его творческом пути. В монументальных опытах Родена Андреев находит отклик тех же экспрессионистических стремлений, которые определили характер его Гоголя. Одновременно он восхищается группами Карно на здании Оперы и Бельфордским львом Бартольди - характерными образцами неоакадемизма Второй империи. Скульптор ценит, однако, и искусство совсем иного строя. Велико было его увлечение готикой и романским искусством, незабываемой силой «химер» на соборе Парижской Богоматери.

По возвращении в Москву Андреев принялся с новым подъёмом за творческую работу. Заграничные впечатления не создали сразу большого крена в каком-либо новом направлении. Тот же импрессионизм, та же точность сходства с натурой и острота авторского глаза, но и та же несколько внешняя характеристика. Так выполнены бюсты: В. Е. Маковского, И. Е. Репина, А. И. Южина, Ф. О. Шехтеля и др. Однако художник многое меняет в методах своей работы.

В 1910 году появляется памятник доктору Гаазу - общественный дар художника Москве. Новый памятник-бюст говорит о наметившихся сдвигах. Николай Андреевич ищет здесь ещё более крепкой скульптурной формы, реализма в образе, лишённом случайности этюдного впечатления. Да и по самому своему характеру эта задача должна была толкнуть художника к обобщениям, основанным совсем не на натуре. Образ Гааза - синтетический портрет замечательного доктора-гуманиста жестокой николаевской эпохи. И вместе с тем прекрасно выполненная голова доктора живёт напряжённой и подлинной жизнью.

После памятников Гоголю и Гаазу наступает полоса некоторого творческого затишья.

С революцией у Андреева рождаются новые скульптурные замыслы монументального порядка. К первой годовщине великой пролетарской революции он строит колоссальную голову Дантона для украшения площади Революции. В этой мощной львиной голове автор с небывалой для себя силой воплотил пафос и темперамент французской буржуазной революции, её романтику. Андреевский «Дантон» - ожившая античная маска, трагическое выражение великих социальных противоречий и политических столкновений той эпохи.

Зима 1918 года ушла на новую срочную работу - над колоссальной статуей Свободы для площади перед зданием Моссовета. Андреев окончательно порывает с языком импрессионистской живописной недоговорённости, с экспрессионистическим, беспокойным жестом эпохи гоголевского памятника. Мастер ищет опоры в непревзойдённом веками сочетании реального и идеального, как оно было найдено культурой античной Греции.

Стиль статуи «Свободы» - монументальное завершение той художественной линии, которая постепенно намечалась и крепла в творчестве художника после 1910 года.

Вторая линия намечается с начала революции. Она - реакция на засилье «левых» течений эпохи военного коммунизма. Николай Андреевич, внимательный ко всем явлениям художественной жизни, стремился понять основы и этого художественного направления. Андреев признавал и использовал их конструктивные, архитектонические тенденции, но решительно противился всему деструктивному, нарушающему целость изобразительного замысла.

Под таким углом зрения следует рассматривать особенности художественных приёмов при выполнении Андреевым памятников Герцену и Огарёву перед зданием Московского университета. Компактная, слитая масса, обработанная широкими, рублеными плоскостями; форма, близкая к схеме. Начало синтетическое подчинено началу аналитическому.

Центральное положение в работе мастера в двадцатые годы занял памятник А. Н. Островскому в Москве. На сооружение памятника драматургу перед Малым театром был объявлен очень широкий конкурс. Но ни у кого в итоге не было сомнений в том, что лучший проект - андреевский.

Над памятником скульптор работал с 1923–1924 по 1928 год. Его открытие состоялось в мае 1929 года. Памятник Островскому был опытом строго реалистического решения - в том стиле, которого требовал не только образ писателя, но и внутренний путь самого скульптора. Этот стиль становится всё устойчивее, раскрывая основы творчества мастера, его генеральную линию. Форма в памятнике становится чеканно ясной, точной, но свободной. Техника виртуозна, но так обусловлена единством содержания и формы, что не бросается в глаза, не надоедает, а принимается как должное. Самый образ спокоен, холодноват и глубоко, умно продуман.

Художник в это время принимает участие и в других конкурсных соревнованиях. К тому же времени относится и большой бюст Л. Н. Толстого к толстовской выставке 1928 года.

В разнообразии творческих задач была одна художественная тема, которая захватила Андреева на долгие годы - лениниана. Работа над образом Ленина шла много лет и стала главной творческой целью всего последнего периода жизни художника. Андреев создал около ста скульптурных портретов вождя.